Научная статья на тему '2016. 01. 021. Иришев Б. Кризис евро и глобальные риски. - М. : весь мир, 2014. - 459 с'

2016. 01. 021. Иришев Б. Кризис евро и глобальные риски. - М. : весь мир, 2014. - 459 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА / МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЕВРО / ЗОНА ЕВРО / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СУВЕРЕННЫЙ ДОЛГ / ГЛОБАЛЬНЫЕ РИСКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016. 01. 021. Иришев Б. Кризис евро и глобальные риски. - М. : весь мир, 2014. - 459 с»

ры - выработать простое, прозрачное и гомогенное определение секьюритизации, а также разработать пруденциальные нормы в отношении платежеспособности банков и страховых компаний.

Другой путь, позволяющий уменьшить задолженность предприятий зоны евро и подтолкнуть продуктивные инвестиции, - это расширение финансирования путем эмиссии акций. Важно, что этот способ финансирования хорошо подходит для поддержки молодых предприятий, нацеленных на расширение рабочих мест и более чувствительных к изменениям в инвестиционных возможностях.

Хотя в последние годы Еврокомиссия добилась снижения отдельных барьеров на пути интеграции рынков капитала, в частности благодаря гармонизации норм регулирования рынков ценных бумаг, борьбе против правонарушений, совершенствованию механизмов расчетов ценными бумагами и т.д. Интеграция рынков капитала сдерживается в связи с отсутствием гармонизации правовых норм, касающихся рынка ценных бумаг, признания и процедур банкротства, налогообложения операций с фондовыми ценностями.

Г.В. Семеко

2016.01.021. ИРИШЕВ Б. КРИЗИС ЕВРО И ГЛОБАЛЬНЫЕ РИСКИ. - М.: Весь мир, 2014. - 459 с.

Ключевые слова: мировая валютная система; мировой экономический кризис; евро; зона евро; европейская интеграция; суверенный долг; глобальные риски.

Берлин Иришев, казахский экономист и дипломат, исследует проблемы, с которыми в последние годы столкнулся евро, первая наднациональная и вторая резервная валюта. В монографии изучаются глубинные причины и формы проявления кризиса, нарушающего макроэкономическое равновесие в Еврозоне. Автор критически рассматривает различные точки зрения на проблему, анализирует сценарии распада и сохранения Еврозоны, а также модели антикризисного регулирования.

С момента своего появления в 1999 г. евро начал восприниматься финансовым миром как конкурент и альтернатива доллару США. Автор отмечает, что евро был создан в отсутствие условий, которые гарантировали бы его успех. В истории нет примеров, чтобы валюта смогла просуществовать долгое время без политиче-

ской защиты. Большим парадоксом наднациональной валюты оказалось то, что де-факто евро является единой валютой для двух совсем неодинаковых экономических зон: Северной и Южной Европы, экономические различия между которыми продолжают углубляться. Единая валюта, по идее ее основателей, содержала в себе предпосылки консолидации Евросоюза и являлась предварительным условием продвижения к созданию европейского экономического правительства. Функционирование евро призвано было устранить риски валютного обмена и сдерживать инфляцию в допустимых пределах.

Идея создания единой валюты вызывала большой скептицизм и недоверие со стороны ученых и политиков, особенно в англо-саксонских странах. Основными доводами критиков перехода на евро было то, что в Европе предварительно не созданы институты, которые заставят эту валюту нормально функционировать (П. Кругман), что без политического союза введение в Европе единой валюты несет в себе серьезные риски (М. Фридман). М. Тэтчер в своих мемуарах высказывала опасение, что единая валюта может разрушить экономику наиболее уязвимых европейских стран. В парламенте Канады посчитали слабой стороной евро отсутствие в Европе единого бюджета, как в США, способного в случае экономической нестабильности и асимметричного шока восстановить равновесие между государствами (с. 25-27).

Между тем, по расчетам специалистов, введение единой валюты принесло уже в 2010 г. всем 17-ти странам Европы 332 млрд евро экономии за счет низких учетных ставок и развития единого рынка торговли (с. 27). Специалисты считают, что зона евро могла бы стать оптимальной валютной зоной, поскольку объем внутрисоюзной торговли здесь очень значителен. Единая валюта при этом могла бы стать залогом устойчивого экономического роста, однако дефицит или отсутствие базовых институтов федерального уровня и несоблюдение Маастрихтских договоренностей привели зону евро к глубокому кризису.

По Маастрихтскому соглашению (1992) предусматривалось, что каждая страна будет ответственна за свою бюджетную и экономическую политику в пределах определенных критериев, которые исключают излишне высокий рост госдолга и дефицит госбюджета. Предполагалось, что не возникнет необходимости в

экстренной финансовой помощи никому из стран - участниц зоны евро. Не был предусмотрен механизм оказания какой-либо стране помощи в случае возникновения у нее проблемы погашения государственного долга. Инструмент управления в условиях кризиса был сознательно опущен. Таким образом, евро изначально был создан для условий устойчивого экономического роста.

Введение евро должно было способствовать естественному интегрированию - конвергенции цен, зарплат, налогов и, таким образом, углублению и расширению экономической интеграции. На самом деле имел место обратный процесс: низкие процентные ставки, которые образовались с момента принятия единой валюты как ее преимущество, вызвали лихорадку потребления и перекос в инвестициях в странах с менее развитой экономикой. Вместо ожидаемой концентрации в производительных секторах, инвестиции устремились в наиболее спекулятивные секторы: в недвижимость и финансы. В результате заработная плата и цены на недвижимость выросли во многих странах, провоцируя пузыри в Испании, Ирландии и Португалии. Произошло искусственное сближение стран внутри зоны евро, которое основывалось не на росте производительности, а на росте задолженности банкам.

Кризис 2008 г., повергший многие страны в рецессию, помешал структурным и унифицирующим реформам в зоне евро. Исследования Банка Франции, опубликованные в 2013 г., показали, что среди двенадцати стран, которые первыми вступили в зону евро, отчетливо выделяются две группы: Испания, Греция, Италия и Португалия, с одной стороны, и восемь стран Северной Европы - с другой. Причем за истекшие годы однозначно можно констатировать увеличение разрыва между двумя группами стран. По мнению автора, принадлежность к единой валютной зоне способствовала укреплению сильных стран на Севере Европы и ослаблению всех остальных стран на Юге.

Во всех южных странах, включая Францию, ВВП на душу населения все больше отстает от ВВП северных стран. Периферия сталкивается с ускоренным разрушением своих производительных, как пишет автор, способностей. Об этом свидетельствует падение промышленного производства к 2013 г. по сравнению с 2007 г.: на 30% в Греции и Испании, на 27 - в Италии и на 18% во Франции (с. 32-33). Кроме того, растет неравенство реальных процентных

ставок. Так, ставки по кредитам на 10 лет в Греции достигают 9,5%, в Испании - 4, в Италии - 3,5%. При этом в Германии ставки упали до рекордного уровня в 0,6%. Южные страны вводят режим жесткой экономии, что приводит к ухудшению экономических показателей и обострению социальных конфликтов. Вместо оживления в экономике растет безработица, бедность, снижается внутреннее потребление. Зона евро, пишет Б. Иришев, становится сложным конгломератом, имеющим подавленный внутренний рынок (с. 34).

Финансовый кризис в США по времени совпал с нарастанием структурных проблем в ЕС. Начиная с 2009 г. в Евросоюзе, и особенно в зоне евро, происходит ухудшение всех макроэкономических индикаторов. Но спровоцировали глубокий кризис евро события в Греции. К возникновению кризиса в Греции самое прямое отношение имел респектабельный инвестиционный банк США «Goldman Sachs», который предложил ей кредитную сделку на условиях своп с фиктивным валютным курсом, что позволило Греции получить более высокую (на 1 млрд долл.) сумму кредита, которая не была отражена в статистических данных. Обман раскрылся. Некорректные действия «Goldman Sachs» спровоцировали в Европе кризис госдолга, вынудивший страны зоны евро ввязаться в авантюру по оказанию финансовой помощи Греции в размере 110 млрд евро. Автор считает, что действия «Goldman Sachs» были намеренными и имели целью дестабилизировать ситуацию в Европе. Обвинения США и их банкиров в заговоре против евро звучали неоднократно. Цель таких действий - защита доллара и рыночная спекуляция в его пользу. Между тем известные экономисты и эксперты англо-саксонского происхождения всерьез обсуждали и продолжают обсуждать варианты распада зоны евро, неминуемый и неизбежный крах евро и сроки возвращения к национальным валютам.

Проблема кризиса госдолга в зоне евро состоит в том, что он возник в результате плохого менеджмента правительства одной страны, а тяготы испытывает на себе весь Валютный союз, при этом на единую валюту обрушивается шквал критики. Будущее евро и Валютного союза заботит всех в зоне евро и за ее пределами. Автор подробно рассматривает как сценарии распада зоны евро, так и сценарии выхода из кризиса.

Поскольку затянувшийся кризис выявил низкий уровень интеграции национальных систем регулирования и надзора в банков-

2016.01.022-024

ском секторе зоны евро, ее архитектура начала меняться. В 2011 г. создан постоянный Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ) с кредитным портфелем в 500 млрд евро - механизм помощи европейским странам, испытывающим финансовые трудности. Он предполагает финансовую солидарность между восемнадцатью странами - членами зоны евро. Так как стала очевидной необходимость создания управляющей структуры, в 2012 г. Европарламент принял проект создания Банковского союза и единых правил банковского надзора за деятельностью банков в зоне евро под эгидой ЕЦБ. В 2013 г. был одобрен Единый механизм банковского надзора. К 1 января 2016 г. Банковский союз должен быть окончательно сформирован.

В заключение автор отмечает, что благодаря кризису все страны, бедные и богатые, осознали то, насколько они зависят друг от друга. Раньше Европа делилась на Западную и Восточную по политическим мотивам, а теперь она делится на Северную и Южную по экономическому положению. Если такое противостояние сохранится надолго, то оно приведет к «переформатированию» интеграционной модели и изменению политической конфигурации Евросоюза. Либо ЕС лишится зоны евро, либо Евросоюз перейдет на более высокий уровень интеграции путем создания банковской, бюджетной, фискальной и политической «федерации». Тогда произойдет трансформация Евросоюза в качественно новую интеграционную модель, которая сможет вдохновить другие регионы мира и подтолкнуть их к подобному сближению.

Е.А. Пехтерева

2016.01.022-024. ФРАНЦУЗСКИЕ БАНКИ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД. (Сводный реферат).

2016.01.022. Les banques au rendez-vous du financement de la transition énergétique // Focus de FBF-IRE. - P., 2014. - Juin. - P. 1-2. -Mode of access: http://www.fbf.fr/fr/files/9L8EBK/Financement-de-la-transition-energetique-.pdf

2016.01.023. VAUPLANE H. de. Monopole bancaire: La loi de transition énergétique ouvre une nouvelle brèche // Les Echos. - P., 2015. -5 oct. - Mode of access: http://www.lesechos.fr/idees-debats/cercle/ cercle-140066-monopole-bancaire-nouvelle-breche-par-la-loi-de-transi tion-energetique-1162293.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.