го посредничества за счет небанковских финансовых учреждений не отразился адекватным образом на способности регуляторов контролировать риски и на расширении регулирования и надзора над соответствующими операциями. Развитие сектора финтехов (fintech) было быстрым. Несмотря на потенциальные преимущества финтехов как финансовых посредников, они несут в себе определенные риски, которые пока мало изучены. Повышенные риски кибербезопасности создают проблемы для финансовых учреждений и регулирующих органов.
Таким образом, по мере развития финансовой системы возникают новые угрозы ее устойчивости, и надзорные органы должны постоянно отслеживать возможные риски и быть готовыми к действиям по их ограничению, заключают эксперты МВФ.
Список литературы
1. Cihák M., Podpiera R. Is one watchdog better than three? International experience with integrated financial sector supervision. - Wash.: International Monetary Fund, 2006. - 30 p. - (IMF Working Paper; N 57).
2. Davies H. Was the financial crisis wasted? // Project syndicate. - 2018. - 29.08. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/diverse-responses-to-the-2008-financial-crisis-by-howard-davies-2018-08
3. Financial supervisory architecture: What has changed after the crisis? / D. Calvo, J.C. Crisanto, S. Hohl, O.P. Gutiérrez. - Basel: Financial stability institute (FSI) of the Bank for international settlements (BIS), 2018. - 39 p. - (FSI Papers; N 8).
4. Global financial stability report October 2018: A decade after the global financial crisis: Are we safer? - Wash.: IMF, 2018. - Mode of access: https://www.imf. org/en/Publications/GFSR/Issues/2018/09/25/Global-Financial-Stability-Report-0c tober-2018
5. La crise de 2008 a mis en lumière une défaillance massive de l'État: Interview accordée par Jean Tirole à Bertille Bayart // Figaro. - Р., 2018. - 31.08. - Mode of access: https://www.tse-fr.eu/fr/la-crise-de-2008-mis-en-lumiere-une-defaillance-massive-de-letat
2019.01.016. Е Е. ЛУЦКАЯ. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИТАЛИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО СОЮЗА. (Обзор).
Ключевые слова: Европейский валютный союз; Италия; Испания; кризис евро; будущее зоны евро.
В середине 2018 г. Европейский валютный союз (ЕВС) вновь оказался на грани кризиса, на сей раз вызванного событиями в Италии - выборами в парламент и приходом к власти популистского «правительства-евроскептика». В самой Италии данные события знаменовали собой серьезный политико-экономический кризис, поставивший на повестку дня ключевую национальную дилемму: остаться в зоне евро («по-прежнему быть связанной по рукам и ногам единой валютой») или попытаться восстановить экономический, политический и институциональный суверенитет. Возникла также угроза финансового кризиса в Италии, о чем свидетельствуют падение курсов акций и повышение премий за суверенный риск на глобальных фондовых рынках.
Как считает профессор Колумбийского университета Дж. Стиглиц (4), протест Италии против евро как единой валюты ЕС - вполне ожидаемый эпизод обострения противоречий между Германией, настаивающей на жестких реформах в ЕВС, и более слабыми периферийными странами Европы. Италия - третья по величине экономика ЕС - относится к числу стран с низкими темпами экономического роста, слабыми показателями доходов населения и др. При этом экономика зоны евро в целом также развивалась более низкими темпами, чем США. Так, в 2000 г., т.е. год спустя после введения евро, ВВП США был больше ВВП зоны евро на 13%, тогда как в 2016 г. - уже на 26%. Реальный рост экономики ЕС в 2017 г. - 2,7% - был явно недостаточным, чтобы переломить эту тенденцию (4, с. 1).
После того как Италия восстановила в 1996 г. свое членство в европейской системе единого обменного курса (European exchange rate mechanism) - после выхода из него в 1992 г. она лишилась валютного суверенитета и целиком подчинилась политике Европейского центрального банка (ЕЦБ). Результатом были более низкие темпы роста инфляции и уменьшение стоимости заемных средств, что позволило Италии сократить процентные выплаты по госдолгу с 12 до 5% ВВП. Однако были и негативные последствия потери контроля над монетарной политикой: миллионы мелких и средних предприятий теперь уже не могли полагаться на потенциальную возможность девальвации валюты как способ сохранить конкурентоспособность в условиях неэффективной экономической системы.
Анализируя доводы «за» и «против» выхода Италии из ЕВС, профессор Нью-Йоркского университета Н. Рубини отмечает, что, несмотря на некоторые преимущества евро для Италии, использование этой валюты на протяжении значительного периода не было экономически оправданным (3). Сегодняшний реальный доход на душу населения в стране ниже, чем в начале эксперимента в 1998 г. Даже в Греции, пережившей период депрессии после 2009 г., был отмечен рост этого показателя. Некоторые аналитики объясняют такое положение Италии тем, что страна не смогла выполнить все правила и стандарты Евросоюза и провести необходимые базовые реформы.
Однако в настоящее время, считает Рубини, результаты анализа роли евро уже не имеют значения - в Италии господствует точка зрения, что именно единая валюта ответственна за экономические болезни страны. Одним из доводов в пользу выхода из зоны евро является то, что итальянский промышленный сектор вполне конкурентоспособен в глобальном аспекте, и за счет более слабой национальной валюты страна может увеличить экспортную выручку. Если же все станется по-прежнему, то многие отрасли могут целиком перейти под контроль иностранного капитала (3, с. 1-3).
Аналитик М. ОБрайен из американской ежедневной газеты The Washington Post проводит сравнительный анализ экономик Италии и Испании как пример различных типов взаимоотношений с ЕВС и достигнутых результатов развития (2). Еще 6-7 лет назад это были страны, переживавшие схожие трудности: сепаратистские движения, вызванные противоречиями между процветающим севером и слаборазвитым югом; чрезмерно высокие затраты по госдолгу, грозящие вынужденным выходом из зоны евро, и др. Однако с тех пор их пути разошлись. Испания, выполняя требования Евросоюза, проводила политику бюджетного ужесточения и с трудом, но все же вышла из кризиса, тогда как Италия до сих пор находится в стагнации. За последнее десятилетие ВВП Испании в расчете на человека рабочего возраста вырос на 3,3% по сравнению с докризисным пиком; в Италии соответствующий показатель все еще на 5,5% ниже. Пришедшее к власти правительство Италии, не желающее идти в фарватере политики Брюсселя и Франкфурта, стоит на грани разрыва конкордата с ЕВС (2, с. 1).
Более успешное развитие Испании по сравнению с Италией частично объясняется тем, что в последние годы «Испании было позволено иметь более крупные бюджетные дефициты». Однако истинная причина иная - в более высокой производительности труда в Испании. Периферийные страны, подверженные жесткому регламентированию со стороны Германии, не располагают необходимым количеством рычагов борьбы с рецессиями и поддержания уровня конкурентоспособности. По существу, единственный в их распоряжении метод - это сокращение издержек производства, в первую очередь зарплат наемных работников. Обычно правительства идут по пути замораживания зарплат (скрытый метод сокращения), побуждая таким образом рабочих повышать эффективность производства. В отличие от Испании, которой удалось повысить производительность и немного снизить удельные трудовые издержки, в Италии эти издержки продолжают расти. Помимо неэластичного рынка труда есть еще одна важная причина невысокой эффективности экономики Италии: низкий технологический уровень малого частного сектора, процветание в нем коррупции и кумовства.
О'Брайен присоединяется к точке зрения аналитиков, считающих, что в Италии 95% малых фирм с числом занятых менее 10 подлежат рационализации, причем наиболее слабые из них должны уйти из бизнеса, а наиболее крепкие должны быть поглощены более крупными компаниями. Но это означает увеличение безработицы, в то время как ее уровень уже достиг двузначной величины среди всех работников, а среди лиц в возрасте 15-24 лет он равен 20% - худший показатель в зоне евро (2, с. 3).
Как отмечает Б. Эйченгрин, профессор Университета Калифорнии, руководители нового коалиционного правительства Италии в настоящее время не настаивают на идее отмены евро (1). Но предлагаемые ими фискальные меры выхода из кризиса могут привести к очередному витку обострения противоречий с Европейской комиссией и ЕЦБ. Правительство намеревается ввести в стране одновременно плоскую шкалу налога и безусловный базовый доход1 (universal basic income, UBI). Такие меры вызовут рез-
1 Безусловный базовый доход - принцип социальной политики, предполагающий регулярную выплату государством определенной суммы денег каждому члену общества, вне зависимости от уровня его дохода. - Прим. авт.
кий рост бюджетного дефицита, что, в свою очередь, сопряжено с риском введения санкций со стороны руководства ЕС и оттоком капитала из страны. Италия окажется практически огороженной от зоны евро забором жесткого финансового контроля, независимо от намерений правительства.
По мнению Эйченгрина, предлагаемые меры неэффективны в качестве способа повышения темпов экономического роста. Плоская шкала налогов выгодна в основном богатым слоям населения, не склонным к увеличению расходов, а UBI может стать триггером негативной реакции со стороны финансовых рынков. На повестке дня сейчас стоит вопрос: решится ли Еврокомиссия на опасный прецедент и будет ли позволено Италии превысить регламентируемую норму бюджетного дефицита? Существует вероятность того, что во избежание безоглядного наращивания итальянского бюджета и открытого конфликта со страной Еврокомиссия пойдет на компромисс и допустит «скромное увеличение бюджетного дефицита в сочетании с реформами на стороне предложения». Данное противостояние напоминает игру «кто струсит первым» (a game of chicken), которая не всегда заканчивается благополучно (1, с. 2).
Рубини дает свой прогноз развития событий в Италии. В данное время население Италии, скорее всего, предпочтет сохранить евро из-за опасений ущерба для банков, увеличения обязательств по госдолгу и роста издержек держателей сбережений, подобно тому как это было в Греции в 2012-2015 гг. Но в долгосрочной перспективе издержки пребывания в «евроклубе», где господствуют диктуемые Германией правила, возрастут и побудят Италию выйти из него. Это решение, возможно, будет принято в период следующего глобального финансового кризиса одновременно с действиями других слабых стран Евросоюза. «Италия подобна поезду, чей локомотив потерпел аварию; это только вопрос времени, когда вагоны начнут сходить с рельсов» (3, с. 3).
Суть проблемы Европейского валютного союза, по мнению Стиглица, заключается не в отставании отдельных стран (Италии, Испании, Греции), а в изъянах самой системы евровалюты, плохо продуманной и с самого начала «сконструированной так, чтобы практически потерпеть крах». Данная система предусматривала изъятие у правительств их главных рычагов регулирования (ставки процента и обменного курса) и, вместо создания новых институтов
преодоления экономических неурядиц, ввела дополнительные ограничения, касающиеся бюджетных дефицитов, госдолга и даже структурной политики. Евро как единая валюта стран, объединившихся в ЕВС, был задуман его создателями с целью усиления европейской солидарности и интеграции. На практике произошло обратное - ослабление экономического роста и усиление разногласий.
Как отмечает Стиглиц, в Европе существует достаточно много идей относительно того, как выйти из кризиса евро, но большинство из них наталкиваются на проблему нехватки инвестиций (4). Центральная проблема зоны евро - как скорректировать рассогласования между странами, связанные с обменным курсом валюты. По мнению руководства Германии, необходимо усилить давление на слабые страны, которые уже и так страдают сейчас от высокой безработицы и низких темпов роста. Альтернативный выход - возложить бремя урегулирования проблем на страны с сильной экономикой (с более высоким уровнем заработных плат и более высоким спросом, поддерживаемым с помощью государственных инвестиционных программ).
До сих пор побеждало первое направление, которого придерживался не только истеблишмент ЕС, но и правительства стран, вынужденных проводить политику жесткой экономии. В последнее время усиливаются антигерманские настроения, растет число евроскептиков и сторонников «более разумных структурных реформ». Первой страной, избравшей правительство, которое выступило против евро, была Португалия. Вторая страна -Италия, отличающаяся тем, что здесь евроскептические настроения исходят в равной степени от правого и левого политического спектра. Италия - это крупная страна, которая может осуществить выход де-факто из зоны евро и установить гибкий двойной обменный курс (flexible dual currency), который поможет ей встать на путь экономического роста. При этом ответственность за механизм выхода де-юре и все последствия этого шага будут возложены на Брюссель и Франкфурт. По словам Стиглица, «результат может быть только один - зона евро развалится» (4, с. 2).
Схожей точки зрения придерживается О' Брайен. Он считает, что природа ЕВС такова, что политический кризис в одной стране может перекинуться на другие страны и поставить под вопрос само существование единой валюты. В данном случае выбор Италии
во многом определяет долгосрочный прогноз выживания евро. Решение экономических проблем Италии и ЕВС в настоящее время целиком зависит от выработки адекватной политики. По мнению ОБрайена, «программа евро как единой валюты, стартовала как политический проект, который не всегда работал экономически, но сейчас это экономический проект, который не работает политически» (2).
Список литературы
1. Eichengreen B. The Populists' euro // Project syndicate. - 2018. - 12.06. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/italy-populist-government-euro-membership-by-barry-eichengreen-2018-06?barrier=accesspaylog
2. O'Brien M. Italy is how the euro crisis could end badly. Spain is how it could end well // The Washington post. - 2018. - 08.06. - Mode of access: https://www.wa shingtonpost.com/news/wonk/wp/2018/06/08/italy-is-how-the-euro-crisis-could-end-badly-spain-is-how-it-could-end-well/?noredirect=on&utm_term=.212b0781c82e
3. Roubini N., Rosa B. Italy is a slow-motion train wreck but would it quit the euro? // The Gardian. - 2018. - 01.06. - Mode of access: https://www.theguardian.com/ business/2018/jun/01/italy-is-a-slow-motion-train-wreck-but-would-it-quit-the-euro
4. Stiglitz J.E. Can the euro be saved? // Project syndicate. - 2018. - 13.06. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/next-euro-crisis-italy-by-joseph-e--stiglitz-2018-06
2019.01.017. МАЛЛИЕН Дж., ОСМАН Я., БЕРШЕНС Р. ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК ПОД ОГНЕМ КРИТИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА. MALLIEN J., OSMAN Y., BERSCHENS R. ECB under fire over banking supervision // Handelsblatt. - 2017. - 14.12. - Mode of access: https://global.handelsblatt.com/finance/ecb-under-fire-over-banking-supervision-865259
Ключевые слова: контроль над банковской деятельностью; Европейский центральный банк; национальный аудиторский суд; национальные банковские надзорные органы.
Представители национальных органов банковского контроля пяти стран зоны евро - Германии, Финляндии, Нидерландов, Австрии и Кипра, - указывают эксперты ежедневной деловой газеты Германии Handelsblatt, критически оценивают надзорную деятельность Европейского центрального банка (ЕЦБ).