Список литературы
1. Eichengreen B. The populists'euro // Project syndicate. - 2018. - 12.06. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentaiy/italy-populist-govern ment-euro-membership-by-bany-eichengreen-2018-06
2. O'Brien M. Italy is how the euro crisis could end badly. Spain is how it could end well // The Washington post. - 2018. - 08.06. - Mode of access: https://www. washingtonpost.com/news/wonk/wp/2018/06/08/italy-is-how-the-euro-crisis-could-end-badly-spain-is-how-it-could-end-well/?utm_term=.62b2dc88206d
3. Roubini N., Rosa B. Italy is a slow-motion train wreck but would it quit the euro? // The Gardian. - 2018. - 01.06. - Mode of access: https://www.theguardian.com/ business/2018/jun/01/italy-is-a-slow-motion-train-wreck-but-would-it-quit-the-euro
4. Stiglitz J.E. Can the euro be saved? // Project syndicate. - 2018. - 13.06. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/next-euro-crisis-italy-by-joseph-e--stiglitz-2018-06
2018.04.018. E.E. ЛУЦКАЯ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КИТАЯ: ЗАРУБЕЖНАЯ ЭКСПАНСИЯ И СИСТЕМНЫЕ РИСКИ. (Обзор).
Ключевые слова: Китай; банковская система; зарубежная экспансия банков; системные риски.
В течение последних восьми лет банковская система Китая развивалась высокими темпами, отмечают западные эксперты (1). В настоящее время это крупнейшая в мире банковская система с общей суммой активов 35 трлн долл. (примерно 300% ВВП Китая). По показателю активов она превзошла банковскую систему США в 2010 г., а систему ЕС - в 4-м квартале 2016 г. (1, с. 1).
Согласно данным журнала The Banker, количество китайских банков в группе 1000 крупнейших банков мира продолжает увеличиваться - в середине 2017 г. их было 126 (что на семь банков больше, чем в 2016 г.). По этому показателю Китай занимает прочное второе место после США (165 банков в топ 1000). Лидером среди китайских банков в течение уже пяти лет по-прежнему остается Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) с капиталом 281,2 млрд долл. в 2016 г. В список 1000 крупнейших банков мира в 2016 г. вошли три новых китайских банка: Guangdong Nanhai Rural Commercial Bank, Bank of Dandong и Bank of Chengde, занявшие соответственно 470, 820 и 864-е место. Хотя общее количество китайских банков в мировом списке первой 1000 возросло, их позиции среди наиболее крупных банков несколько ухудшились.
Agricultural Bank of China (ABC) передвинулся в 2017 г. с 5-го места на 6-е, и таким образом число китайских банков в первой пятерке сократилось с четырех до трех (3, с. 2). Позиции пяти ведущих китайских банков в рейтинге представлены в таблице.
Таблица
Крупнейшие банки Китая по состоянию на 2017 г. (3)
Место в списке банков страны Место в мировом рейтинге Банк Капитал первого порядка, млн долл.
1 1 ICBC 281 262
2 2 China Construction Bank 225 838
3 4 Bank of China 199 189
4 6 Agricultural Bank of China 188 624
5 11 Bank of Communications 90 367
Укрепление позиций китайских банков в глобальной банковской системе происходит одновременно с улучшением таких их показателей, как годовой прирост капитала, доходность капитала, эффективность операционной деятельности. По темпам годового прироста капитала первого порядка (собственный капитал плюс открытые резервы) в 2016 г. китайская тройка первых банков выглядит следующим образом: Bank of Cangzhou (1,264 млн долл., годовой прирост капитала - 73,2%, 606-е место в глобальном списке); Qishang Bank (1,658, 53,5% и 512-е место); Bank of Tangshan (1,879, 49,9% и 466-е место).
По показателю доходности капитала (return on capital, ROC) на 1-е место в китайском списке в 2016 г. выдвинулся Zhejiang Tailong Commercial Bank (30,5%); на 2-е - Bank of Taizhou (29,4%); на 3-е - Bank of Jinzhou (27,1%) (3, c. 3).
Показатель эффективности деятельности банка, определяемый как отношение операционных расходов к валовым доходам (процентные, комиссионные и другие доходы), является важной составляющей конкурентоспособности банка. Из 20 первых по этому показателю мировых банков 13 - это банки из развивающихся стран, причем почти все они китайские. Любопытный факт, что в этой группе отсутствуют крупные североамериканские банки. В 2016 г. в китайском списке наиболее эффективных банков 1-е место принадлежало China's Industrial Bank (23,18%), причем банк
улучшил за год этот показатель, несмотря на некоторое уменьшение операционного дохода (4, с. 2).
Львиную долю активов китайских банков (97% в 2016 г.) составили отечественные активы. Согласно исследованиям МВФ, причиной быстрого роста отечественных активов в Китае послужил кредитный бум, обусловленный сменой моделей экономического роста: переходом к модели, основой которой является не экспорт и приток инвестиций, как в прежние годы, а сфера услуг, рост занятости и потребительский спрос.
Небольшие (относительно общей суммы банковских активов) зарубежные активы китайских банков увеличивались в последние годы еще более высокими темпами, чем отечественные: за период 2011-2016 гг. они возросли более чем на 200% (притом что рост отечественных активов составил на 88%). Согласно данным Банка международных расчетов (BIS), зарубежные активы банков со штаб-квартирой в Китае достигли во втором квартале 2017 г. 970 млрд долл. (8-е место среди всех стран мира). Сумма зарубежных банковских активов Китая превышает соответствующий показатель таких традиционных финансовых центров, как Швейцария и Люксембург, а также величину иностранных активов Испании и Италии, как наиболее крупных принимающих стран (1, с. 2).
География финансовых связей китайских банков чрезвычайно обширна и распространяется как на развитые, так и развивающиеся страны. Причем китайские банки зачастую являются главными иностранными кредиторами, например в странах Африки южнее Сахары, Карибского бассейна и Юго-Восточной Азии. Современные позиции Китая в глобальной банковской сети свидетельствуют об усилении его воздействия на страны-заемщики не только в финансовой, но и в других сферах экономики. В некоторых странах - Гонконг, Лаос, Конго, Джибути - активы китайских банков превышают 25% их ВВП.
Анализируя факторы, определяющие масштабы и географию зарубежных связей банков Китая, банковские аналитики приходят к выводу, что фактор внешней торговли не относится к числу основных (1). По данным на середину 2016 г., взаимозависимость между величинами китайского валового торгового оборота (сумма валового экспорта и импорта) и зарубежных банковских активов не очевидна. В большинстве стран Африки и Азии Китай не зареко-
мендовал себя как главный торговый партнер, но его банки в этих странах являются главными кредиторами.
В значительно большей степени зарубежная кредитная деятельность китайских банков синхронизирована с зарубежными прямыми инвестициями (ЗПИ). Сумма накопленных ЗПИ в определенных странах и регионах имеет тенденцию увеличиваться по мере роста суммы зарубежных банковских кредитов. Китайские кредиты используются в основном для финансирования крупных строительных и инфраструктурных проектов, таких как гидроэлектростанция в Лаосе (кредит Китайского строительного банка на сумму 1,3 млрд долл.) (1, с. 3).
Прочные позиции Китая в глобальной банковской системе, в сфере торговых взаимоотношений, а также на глобальных рынках коммодитиз свидетельствуют о наличии у страны существенного потенциала для дальнейшей зарубежной экспансии.
При всех значительных достижениях банковской системы в деятельности китайских банков остается еще много пробелов и уязвимых мест, особенно связанных с проблемой финансовой стабильности. В исследовании, опубликованном в середине 2017 г., специалисты МВФ выделяют три системных риска (фактора напряженности), обусловленных усложнением финансовой системы в процессе перехода к современной модели экономики потребления (2).
1. Быстрое увеличение рисковых кредитов отчасти вызвано политическим давлением на банки. Правительство предъявляет к банкам требование предоставлять финансовую помощь нежизнеспособным компаниям, вместо того чтобы позволить им обанкротиться. Данные компании вынуждены прибегать к банковским кредитам для выполнения правительственных установок по достижению темпов экономического роста. В последние годы в Китае отмечено развитие двух взаимовлияющих тенденций: рост уровня госдолга (относительно ВВП) и ухудшение показателей роста производительности труда и качества банковских активов, что сказывается на увеличении рисков китайской экономики.
2. Существенно увеличивается абсолютный и относительный вес в экономике «теневого банковского сектора», что затрудняет осуществление функций надзора за финансовым сектором.
3. Распространенные в Китае представления, что правительство «спасет» госпредприятия и финансы местных правительств,
позволяют банкам осуществлять рискованные операции в отношении мелких инвесторов. Зачастую банки продают негарантированные финансовые продукты и пытаются компенсировать потери инвесторов за счет операций с их капиталом (2, с. 2).
Точки зрения специалистов МВФ и представителей китайских властей по вопросу стабильности банковской системы Китая не совпадают. Руководство Центробанка Китая (People s Bank of China, PBOC) считает, что система устойчива, тогда как сотрудники МВФ высказывают сомнения, ссылаясь на то, что у 27 из 33 обследованных китайских банков уровень капитала оказался недостаточным (2, с. 3).
Публикация доклада МВФ совпала по времени с началом реализации в Китае стратегии ограничения системных финансовых рисков, в первую очередь за счет усиления государственного регулирования и координированного надзора за банковским и страховым секторами. Предполагается также обязать банки предоставлять инвесторам четкие гарантии в отношении финансовых продуктов.
Международное инвестиционное сообщество отметило снижение в Китае системных рисков в 2017 г. Однако, считают специалисты МВФ, для повышения уровня финансовой стабильности необходимо осуществить следующее.
• Китайские власти должны создать правительственный орган, сосредоточенный целиком на проблемах финансовой стабильности и усовершенствования надзора за системным риском.
• Финансовым регуляторам должна быть предоставлена большая свобода действий, с тем чтобы они не испытывали опасений, что их решения могут быть аннулированы. Они нуждаются также в больших ресурсах и более тесной координации с правительственными структурами всех уровней.
• Чтобы противостоять неожиданным циклическим спадам, банкам необходимо увеличить их капитал. Это особенно важно для крупных банков, поскольку испытываемые ими шоки распространяются на всю финансовую систему.
• Банкам рекомендуется увеличить на своих балансах долю ликвидных активов; при этом правила кредитования должны содействовать росту «более безопасных и более долгосрочных кредитов».
• Китайским властям следует уменьшить выделение средств на помощь слабым финансовым институтам и разработать систему их возможного банкротства (2, с. 4).
Список литературы
1. Cerutti E., Zhou H. The Chinese banking system: Much more than a domestic giant // Vox, Ceprs policy portal. - 2018. - Mode of access: https://voxeu.org/article/ chinese-banking-system
2. Lee Y.N. China's financial system has three important 'tensions', the IMF says // CNBC.com. - 2017. - 06.12. - Mode of access: https://www.cnbc.com/2017/12/06/ imf-financial-sector-stability-assessment-report-on-china-banking-system.html
3. Palma S. Top 1000 World Banks - China boosts its numbers while ICBC retains lead // The Banker. - L., 2017. - Mode of access: https://www.thebanker.com/Top-1000-World-Banks/Top-1000-World-Banks-China-boosts-its-numbers-while-ICBC-retains-lead
4. Pavoni S. Top 1000 world banks - China overcomes obstacles to lead efficiency rankings // The Banker. - L., 2017. - Mode of access: http://www.thebanker.com/ Top-1000-World-Banks/Top-1000-World-Banks-China-overcomes-obstacles-to-le ad-efficiency-rankings
2018.04.019. ГРОБОН С. ВО СКОЛЬКО ОБХОДЯТСЯ ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ РОДИТЕЛЯМ?
GROBON S. Combien coûte un jeune adulte à ses parents? // Les revenus et le patrimoine des ménages. - P.: INSEE, 2018. - P. 65-80. -Mode of access: https://www.insee.fr/fr/statistiques/3559099?somma ire=3549502
Ключевые слова: Франция; финансовые ресурсы молодежи; финансовая помощь родителей детям.
Утрудите Национального института статистики и экономических исследований Франции (Institut national de la statistique et des études économiques, INSEE) анализирует результаты национального опроса, посвященного изучению финансовых ресурсов молодежи (l'enquête nationale sur les Ressources des jeunes, ENRJ).
Период перехода молодежи к самостоятельной жизни, отмечает автор, сопряжен с большими расходами не только на отдельное от родителей жилье и удовлетворение основных жизненных потребностей, но и на получение образования.