Научная статья на тему '2012. 04. 018. Аллар С. Больше Европы, а не меньше. Allard. C. More Europe, not less // Finance A. development. - Wash. , 2011. - Sept.. - p. 52-54'

2012. 04. 018. Аллар С. Больше Европы, а не меньше. Allard. C. More Europe, not less // Finance A. development. - Wash. , 2011. - Sept.. - p. 52-54 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семеко Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 018. Аллар С. Больше Европы, а не меньше. Allard. C. More Europe, not less // Finance A. development. - Wash. , 2011. - Sept.. - p. 52-54»

щихся за пределами страны. В 2011 г. южноафриканская компания «Frontier», разрабатывающая третье крупнейшее в мире месторождение по добыче редкоземельных элементов, сообщила о том, что она ведет переговоры со стратегическими инвесторами, среди которых есть китайские корпорации.

Летом 2011 г. Япония заявила об открытии больших запасов легкодоступных руд редкоземельных металлов в Тихом океане. В соответствии с международным правом разработка месторождений, найденных в нейтральных водах, ведется страной, открывшей эти месторождения. Однако китайские специалисты считают открытие Японии блефом, поскольку, по их мнению, добывать ресурсы в глубоководных отложениях довольно сложно, следовательно, доступность найденных руд низкая.

Но поскольку месторождения редкоземельных металлов Китая отличаются высоким содержанием металлов и КНР обладает огромным количеством месторождений различных редкоземельных элементов, китайские специалисты полагают, что Китай еще долго будет лидировать по запасам редкоземельных металлов.

Б.Г. Ивановский

ПРОБЛЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

2012.04.018. АЛЛАР С. БОЛЬШЕ ЕВРОПЫ, А НЕ МЕНЬШЕ. ALLARD.C. More Europe, not less // Finance a. development. - Wash., 2011. - Sept. - P. 52-54.

С. Аллар, заместитель начальника отдела в Европейском департаменте МВФ, анализирует долговой кризис в Европе и перспективы валютной интеграции в ЕС. По его мнению, кризис суверенного долга в странах ЕС отчасти является следствием неполной экономической, финансовой и бюджетной интеграции.

Европейский валютный союз (ЕВС) был создан на основе предположения о том, что выгоды от общей валюты будут превосходить издержки, связанные с отказом от национальных валют. В Пакте о стабильности и росте1 (ПСР) предусматривалось, что

1 Пакт стабильности и роста (Pacte de stabilité et de croissance), подписанный в Амстердаме в 1997 г., - соглашение между государствами Евросоюза, касающееся налоговой и бюджетной политики. Пакт предусматривает контроль над налоговой политикой и санкции (после нескольких предупреждений) к странам-

общеевропейские институты будут пристально следить за бюджетами стран и ежегодно проводить их оценку, а также что будет поддерживаться достаточно жесткая бюджетная дисциплина в конкретных странах. Координация реформ на национальных товарных рынках и рынках труда должна была выровнять экономические системы, так чтобы они более похожим образом реагировали на общие шоки.

Однако после создания ЕВС южные страны зоны евро и Ирландия (обобщенно называемые периферийными странами) испытали специфический шок: здесь наблюдалось резкое снижение стоимости заимствований после многих лет значительно более высоких процентных ставок, чем в северных странах. Это позволяло фирмам финансировать производительные инвестиции с меньшими затратами и расширять производство. Такое несомненно позитивное изменение одновременно способствовало широкому распространению представления о том, что высокий экономический рост будет постоянным. Домашние хозяйства полагали, что они могут позволить себе гораздо более высокий жизненный уровень. Следствием стали покупательский бум, в основном за счет кредита, и вздувание цен на недвижимость. В свою очередь правительства вместе с их кредиторами принимали как должное доходы, создаваемые за счет резкого увеличения темпов роста, и не сберегали средства, сэкономленные на обслуживании долга в результате падения процентных ставок.

Тем временем, поскольку общая валюта устранила трансграничные трансакционные издержки, финансовая интеграция в зоне евро расширилась - еще одна выгода от ЕВС (с. 53). Но финансовые ресурсы поступали в периферийные страны в основном в форме банковских кредитов, а потому финансирование внутренних кредитов все больше опиралось не на средства, привлеченные с помощью депозитов, а на средства, привлеченные с рынка финансирования. В противоположность этому потоки акционерного капитала (например, связанные с трансграничными слияниями и приобретениями фирм, при которых риски распределяются между инвесторами) были небольшими.

нарушителям. Критерии, которые обязаны соблюдать члены Евросоюза, следующие: годовой дефицит бюджета не более 3% ВВП; национальный долг меньше 60% ВВП либо приближается к этой величине. - Прим. реф.

Национальные органы финансового надзора поддались тому же оптимистическому настрою, что и население, и благодушно относились к растущим кредитным рискам. Как следствие, возник риск того, что средств правительств может оказаться недостаточно для поддержки банковского сектора в случае финансового кризиса. В отсутствие общеевропейского надзорного органа риски, связанные с растущей взаимосвязанностью национальных финансовых систем, были оставлены без внимания.

Легкодоступное финансирование в зоне евро позволяло игнорировать растущий разрыв в уровне конкурентоспособности разных стран. В то время как Германия и соседние страны зоны евро перестраивали свои производственные модели, включая в них предприятия Восточной Европы, чтобы противостоять конкуренции со стороны низкозатратных промышленных гигантов из Азии, периферийные страны как будто не замечали растущих издержек, по мере того как перегрев экономики приводил к сильному повышению заработной платы.

До того как возникла зона евро, проблемы суверенного долга были в основном проблемами внешнего долга. Номинальную стоимость внутреннего долга обычно можно было поддерживать, хотя нередко за счет усиления инфляции. С созданием зоны евро этот механизм исчез, и внутренний и внешний долг государств-членов стал неразличимым. К тому же отныне не существовало центрального банка, который мог его уменьшать с помощью инфляции.

Одновременно страны зоны евро сохраняли контроль над налогово-бюджетной политикой при отсутствии общего казначейства, в том числе для поддержки операций Европейского центрального банка (ЕЦБ). Основатели зоны евро очень хорошо понимали необходимость поддерживать налогово-бюджетную дисциплину и рассчитывали на сочетание административных инструментов (ПСР) и рыночной дисциплины. Но оба механизма были ослаблены. ПСР хорошо работал в благоприятные времена, но перестал функционировать с наступлением глобального кризиса, заключает С. Аллар (с. 53).

Крах американского инвестиционного банка «Lehman Brothers» в октябре 2008 г. серьезно повлиял на зону евро. Операции на оптовых рынках финансирования внезапно остановились, в резуль-

тате чего банкам на периферии стало труднее продолжать финансировать экономический рост за счет кредита.

Как только потоки кредита прекратились, на первый план вышли фундаментальные проблемы конкурентоспособности и структурные препятствия росту, особенно в Греции и Португалии. Бюджетные доходы иссякли, выявив слабость основополагающих государственных финансов. Частные инвесторы начали более внимательно относиться к балансам. Неблагополучным банкам все больше требовалась бюджетная поддержка, особенно в Ирландии.

Как следствие, проблема частного долга превратилась в кризис суверенного долга. Поскольку банки продолжали интенсивно финансировать национальные суверенные долги, обеспокоенность относительно платежеспособности бюджетов подрывала доверие к периферийному банковскому сектору. Стремительно растущая стоимость кредита сделала частное финансирование недоступным для всех. Кризис захватил Италию и Испанию, где летом 2011 г. наблюдался резкий рост издержек по суверенным долгам.

Цепная реакция не остановилась на границах периферии. Банки в странах, составляющих ядро зоны евро, которые финансировали бумы на периферии, также стали объектами пристального внимания. Страны, накопившие крупные дисбалансы, как бюджетные, так и платежные, подверглись интенсивному давлению рынков. В этой связи они незамедлительно начали принимать серьезные коррективные меры: от сокращения государственных расходов до повышения налогов и мер по улучшению функционирования экономики. Но отсутствие надлежащих институтов по урегулированию кризисов в масштабе зоны евро замедлило принятие решений на региональном уровне. В мае 2010 г., когда стало ясно, что Греции потребуется внешняя финансовая поддержка, руководители европейских стран вынуждены были прибегнуть к кредитам на двусторонней основе. Позднее они создали Европейский фонд финансовой стабильности (European financial stability facility, EFSF) для предоставления поддержки государствам - членам зоны евро, испытывающим финансовые трудности, который использовался Ирландией в декабре 2010 г. и Португалией в мае 2011 г.

По мере того как потрясения на рынках продолжались, кредитный потенциал EFSF почти удвоился, достигнув 440 млрд. евро весной 2011 г.; когда эти потрясения стали угрожать Испании и

Италии, его мандат летом 2011 г. был существенно расширен с включением в него возможности предоставления превентивных кредитов и более гибкого использования помощи (с. 54). Но рынки по-прежнему неустойчивы. Долговая ситуация продолжает представлять серьезную проблему, и предстоят болезненные и продолжительные корректировки. Экономический рост - один из важнейших элементов устойчивости бюджета - оказался более труднодостижимым, чем ожидалось, в странах, наиболее сильно затронутых кризисом.

Экономическая и финансовая интеграция принесла зоне евро выгоды, которые намного превысили издержки. Но во время кризиса институты, составляющие основу единой валюты, оказались явно неадекватными. Это определило необходимость в передаче б0льших суверенных полномочий стран центру.

Первый урок кризиса заключается в том, что эффективное функционирование экономического и валютного союза требует определенного механизма распределения бюджетных рисков на уровне зоны евро для предоставления помощи странам, испытывающим трудности с погашением суверенного долга, и для осуществления экстренных операций ЕЦБ. EFSF - и его преемник начиная с 2013 г. Европейский механизм стабильности (European stability mechanism, ESM), - представляет собой первый шаг в направлении такого плана бюджетного страхования. В дальнейшем ESM мог бы перерасти в Европейское агентство по управлению долгом (European debt management Agency), выпускающее общеевропейские облигации для финансирования долгов стран, которые будут проводить благоразумную национальную политику.

Второй урок заключается в том, что необходимо серьезно укрепить надзор со стороны институтов зоны евро над налогово-бюджетной и макроэкономической политикой на национальном уровне. Укрепление государственного управления на наднациональном уровне позволит усилить бюджетную дисциплину и повысить эффективность мониторинга накопления дисбалансов. Но можно сделать еще больше, например, введя больше полуавтоматических санкций в отношении нарушителей бюджетной дисциплины.

Наконец, по мере развертывания кризиса все более очевидной становилась необходимость в интегрированном общеевропейском подходе к финансовому надзору. В последнее время были созданы

соответствующие европейские институты, которые обеспечат необходимую координацию в надзоре и оценке системного риска. Но столь же важно для обеспечения основ финансовой стабильности в регионе создать и европейское ведомство, отвечающее за санацию банков, находящихся на грани банкротства, независимо от их страновой принадлежности. Только тогда судьба банковского сектора будет полностью отделена от судьбы их суверенов.

Г. В. Семеко

2012.04.019. ЕВРОПА ДВУХ ЕВРОП / КУРБЮВАЙТ Д., НОЙ-КИРХ Р., РАЙЕРМАН К., ШУЛЬТ К.

Europa der zwei Europas / Kurbjuweit D., Neukirch R., Reiermann C., Schult C. // Spiegel. - Hamburg, 2011. - N 44. - S. 24-28.

В конце октября 2011 г. на саммите лидеров стран-участниц зоны евро был одобрен пакет мер, которые должны остановить рост государственных долгов. Кроме того, были намечены контуры новой Европы, разделенной на государства, входящие в зону евро, и государства, не являющиеся членами Европейского валютного союза (ЕВС). Последняя инициатива принадлежит А. Меркель. Ведущей державой этой новой Европы является Германия, выступающая за ее стабильность, руководствуясь при этом принципом: «кто плохо работает со своими финансами, теряет часть своего суверенитета». Авторы считают такое разделение здравым и рациональным решением. В данном виде Европа является целевым сообществом, и если зона евро будет успешной, она поможет построить хорошую общую Европу.

Хотя министр финансов Германии В. Шойбле заявил, что предстоит еще много работы для решения всех проблем, авторы полагают, что в данном случае А. Меркель сработала хорошо, с самого начала сделав ставку на национальную стратегию. Она не намеревалась стать спасительницей Европы, а хотела обеспечить конкурентоспособность Германии и наряду с этим, возможно, спасти Европу. Немецкая культура стабильности должна постепенно становиться ведущей европейской идеей. Теперь другие страны должны постараться догнать Германию. Испания, Греция, Португалия и Италия частично ужесточили свои программы оздоровления экономики. Однако платой за успех является раскол Европы -кто не входит в зону евро, не принадлежит более к Центральной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.