голоса учитываются отныне меньше. Таким образом, Германии приходится интегрироваться со странами с иной экономической культурой. Германии нужны новые связи, которые объединят зону евро и Европу-27, иначе, спасая евро, можно потерять ЕС.
Другая проблема заключается в том, что Германия сама не стабильна политически. Федеральный административный суд ФРГ снова выразил сомнение в способе, которым парламент будет участвовать в кризисной политике. К тому же коалиция не может согласиться даже на незначительную налоговую реформу, и приходится постоянно отстаивать EFSF.
На европейском уровне федеральное правительство продолжает активно действовать, и ближайшей целью является изменение Лиссабонского договора, в частности автоматические санкции в отношении страны при определенном бюджетном дефиците.
Германия действует по правилу: кто платит, тот определяет. В целом это звучит как запоздалая шутка: французы хотели ввести евро, чтобы укротить немцев, но теперь евро служит немцам для усмирения французов.
В.И. Шабаева
2012.04.020-021. РУБИНИ Н. КАК ОСТАНОВИТЬ КРИЗИС В ЗОНЕ ЕВРО. (Сводный реферат).
2012.04.020. ROUBINI N. Down with the eurozone. - Mode of access: http://www.project-syndicate.org/commentary/roubini44/English
2012.04.021. ROUBINI N. How to prevent a depression. - Mode of access: http://www.project-syndicate.org/commentary/roubini42/English
Американский экономист Н. Рубини, профессор экономики Нью-Йоркского университета, председатель совета директоров «Roubini global economics monitor», считает, что кризис в зоне евро имеет глубокие и структурные причины; на него сильно влияют по крайней мере четыре экономики: Ирландия, Португалия, Кипр и Испания (020). В последнее десятилетие Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания (ПИИГИ) были основными потребителями зоны евро: их траты превышали доходы, что способствовало увеличению дефицита текущего счета. Тем временем ведущие страны зоны евро (Германия, Нидерланды, Австрия и Франция) являлись основными производителями и тратили меньше, чем получали, что увеличивало профицит их текущего счета.
Причиной такого внешнего дисбаланса стало также укрепление евро с 2002 г. и отклонения в реальных процентных ставках и конкурентоспособности внутри самой зоны евро. Издержки на рабочую силу в стоимости единицы продукции упали в Германии и в других основных странах (так как рост зарплаты отставал от роста производительности), что привело к реальному обесцениванию и повышению профицита текущего счета. Одновременно в странах ПИИГИ (и на Кипре) наблюдался обратный процесс, что и привело к повышению стоимости единицы продукции и увеличению дефицита текущего счета. В Ирландии и Испании частные сбережения уменьшились, а «пузырь» на рынке недвижимости стал причиной чрезмерного потребления, в то время как в Греции, Португалии, Италии и на Кипре именно чрезмерный бюджетный дефицит обострил внешний дисбаланс.
В результате накопление частного и государственного долга в тех странах, которые много тратили, стало неуправляемым, когда «жилищные пузыри» лопнули (Ирландия и Испания), а дефицит текущего счета, нехватка финансов, или то и другое одновременно, стали разрушительными по всей периферии зоны евро. Более того, огромный дефицит текущего счета периферийных стран, который подпитывался чрезмерным потреблением, сопровождался также экономической стагнацией и потерей конкурентоспособности.
Симметричная рефляция является лучшим вариантом с точки зрения возобновления экономического роста и конкурентоспособности на периферии зоны евро, особенно если она проводится мерами строгой экономии и структурными реформами, утверждает Н. Рубини (020). Это подразумевает значительное смягчение финансовой политики ЕЦБ; предоставление неограниченной поддержки кредитором последней инстанции неликвидным, но потенциально платежеспособным экономикам; резкое снижение стоимости евро, что превратит дефицит текущего счета в профицит; и фискальное стимулирование в странах, составляющих ядро зоны евро, если периферийные страны будут вынуждены проводить политику жесткой экономии.
К несчастью, Германия и ЕЦБ против такой стратегии из-за перспективы временного повышения инфляции в странах, составляющих ядро зоны евро, так что она будет опережать инфляцию в периферийных странах. Вместо этого Германия и ЕЦБ сделали
ставку на рецессионную дефляцию на периферии: меры строгой финансовой экономии, структурные реформы для повышения роста производительности и снижение издержек на рабочую силу в единице продукции, а также реальное обесценивание через регулирование цен, в противоположность номинальному выравниванию валютного курса.
Данная стратегия, по мнению Н. Рубини, создает много проблем. Меры строгой финансовой экономии, хотя и необходимы, но означают более глубокую рецессию в краткосрочном периоде. Даже структурные реформы снижают результат в краткосрочной перспективе, потому что требуют увольнения рабочих, закрытия убыточных предприятий и постепенного перераспределения рабочей силы и капитала в пользу новых отраслей промышленности. Чтобы предотвратить спираль все углубляющейся рецессии и улучшить ситуацию со своим внешним дефицитом, периферия нуждается в реальном снижении цен и зарплаты. Но если цены и зарплаты упадут на 30% в следующие несколько лет (что социально и политически неприемлемо), реальная стоимость долга резко увеличится, что усилит неплатежеспособность правительств и частных должников.
Если периферийные страны не смогут выйти из дефляционной ловушки высоких долгов, снижения выпуска продукции, слабой конкурентоспособности и структурного внешнего дефицита, то в конечном итоге они окажутся перед третьей альтернативой: дефолт и выход из зоны евро. Последнее позволит им оживить экономический рост и конкурентоспособность через обесценивание новых национальных валют.
Конечно, беспорядочный развал зоны евро был бы таким же серьезным шоком, как коллапс «Lehman Brothers» в 2008 г., если не хуже, указывает Н. Рубини. Чтобы избежать этого, основные экономики зоны евро будут вынуждены воспользоваться четвертой и последней альтернативой: «покупать периферию», чтобы она оставалась в состоянии низкого неконкурентоспособного экономического роста. Это потребует от Евросоюза принятия на себя огромных потерь по государственным и частным долгам, а также значительных трансфертных платежей, которые помогут поднять доходы периферии, но выпуск продукции в периферийных странах в то же время будет находиться в состоянии застоя.
Опыт такого «подкупа» в Европе есть: Италия делала что-то похожее на протяжении десятилетий - ее северные регионы субсидировали более бедные. Но такие постоянные финансовые трансферты политически невозможны в зоне евро, читает Н. Рубини, где «немцы являются немцами, а греки греками».
Иными словами, Германия и ЕЦБ имеют меньше власти, чем они полагают. Они должны отказаться от асимметричных мер урегулирования (рецессионная дефляция), которые перекладывают все тяжести кризиса на периферию, в пользу более симметричных (строгие меры экономии и структурные реформы на периферии, в совокупности с рефляцией во всей зоне евро). В противном случае, считает Н. Рубини, «медленно прогрессирующее крушение поезда финансового союза ускорится», так как периферийные страны объявят дефолт и выйдут из зоны евро.
Если зона евро не будет двигаться в сторону более крепкой экономической, финансовой и политической интеграции, рецесси-онная дефляция определенно приведет к беспорядочному развалу.
Чтобы минимизировать отрицательные последствия экономического спада и предотвратить более глубокую депрессию и финансовый крах, Н. Рубини считает необходимыми следующие меры (021).
Во-первых, поскольку меры жесткой экономии, необходимые для предотвращения краха государственных финансов, оказывают понижающее влияние на объемы производства, и если страны на периферии зоны евро вынуждены применять их, то в противовес их действиям страны, способные обеспечить краткосрочные стимулы для роста, должны это сделать и отложить введение жестких мер. В число таких стран Н. Рубини включает США, Великобританию, Германию, ядро Евросоюза и Японию.
Во-вторых, когда проблемой являются чрезмерные долги и банкротство, а не неликвидность, полезным может стать «кредитное послабление». ЕЦБ должен изменить на противоположное свое ошибочное решение о повышении процентных ставок. Для Федеральной резервной системы США, Банка Японии, Банка Великобритании и Швейцарского национального банка требуется даже большее «кредитное послабление».
В-третьих, чтобы восстановить кредитный рост, банки и банковские системы зоны евро, которые имеют недостаточную капи-
тализацию, должны получить финансирование по программе Евросоюза. Чтобы избежать дополнительного ограничения кредита, такого как дегиринг банков, нужно дать кратковременную отсрочку банкам по требованиям к капиталу и ликвидности. Кроме того, поскольку финансовые системы США и ЕС, скорее всего, не будут предоставлять кредиты мелким и средним предприятиям (МСП), необходимо прямое предоставление государственных кредитов платежеспособным, но не имеющим достаточных ликвидных средств МСП.
В-четвертых, необходимо крупномасштабное предоставление ликвидности платежеспособным правительствам, чтобы избежать резких скачков в спредах и потери доступа к рынкам, которые грозят превратить неликвидность в неплатежеспособность. Необходимо утроить официальные ресурсы - через Европейский стабилизационный фонд, евробонды или ЕЦБ.
В-пятых, необходимо осуществлять меры по снижению долгового бремени (кредитоспособных правительств, семей и финансовых учреждений) с помощью упорядоченной реструктуризации долга и конвертированию долга в собственный капитал.
В-шестых, даже если Греции и другим периферийным странам зоны евро предоставят средства для значительного снижения долга, экономический рост не возобновится, пока не будет восстановлена конкурентоспособность. Без быстрого возврата к экономическому росту нельзя избежать дефолтов и социальных беспорядков.
Существует три пути для восстановления конкурентоспособности внутри зоны евро:
- резкое ослабление евро по отношению к доллару США, что маловероятно, так как экономика США также слаба;
- резкое снижение затрат на рабочую силу в расчете на единицу продукции в результате структурных реформ и роста производительности; эта перспектива требует слишком большого периода времени (например, в Германии процесс восстановления конкурентоспособности занял 15 лет);
- снижение цен и зарплаты, например в Греции, в течение пяти лет на 30%, что будет означать пять лет глубокого и социально неприемлемого экономического спада. Дефляция такого уровня усилит неплатежеспособность, поскольку увеличивается реальная стоимость долга.
Ни один из перечисленных способов нежизнеспособен. Единственный путь для Греции и некоторых других членов зоны евро - это выход из валютного союза и введение национальной валюты. Только так можно вернуть конкурентоспособность и экономический рост.
В-седьмых, высокая безработица и анемичный экономический рост развитых стран вызван структурными факторами, включая рост конкурирующих рынков развивающихся стран. Соответствующим ответом на такие значительные перемены является не протекционизм, а восстановление конкурентоспособности и рабочих мест за счет значительных инвестиций в высококачественное образование, профессиональное обучение и улучшение человеческого капитала, инфраструктуры и альтернативные источники возобновляемой энергии.
Оценивая ближайшие перспективы, Н. Рубини настаивает на том, что впереди у европейских стран - риск не только глубокой рецессии, но серьезной катастрофы, которая может перерасти во вторую Великую депрессию, особенно если кризис зоны евро станет беспорядочным и приведет к глобальному финансовому краху (021). Ошибочная стратегия во время Великой депрессии 1930-х годов, напоминает он, привела к торговым и валютным войнам, беспорядочным долговым дефолтам, дефляции, увеличению неравенства доходов и богатства, бедности, отчаянию, социальной и политической нестабильности, которые в конечном итоге привели к возникновению авторитарных режимов и Второй мировой войне. Лучшим способом избежать повторения такой последовательности является смелая и агрессивная глобальная стратегия.
Г. В. Семеко
ЭКОНОМИКА СТРАН И РЕГИОНОВ
2012.04.022. КОЛЛИАК С., РЕБИЛЛАР С. ВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ СТРАН С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И СТРАТЕГИИ ИХ НАКОПЛЕНИЯ.
COLLIAC S., REBILLARD C. Evolution des reserves de change dans les pays emergents et stratégies d'accumulation // Tresor-eco. - P., 2011. - N 87. - P. 1-8.
Страны с формирующейся рыночной экономикой (СФРЭ), указывают эксперты Министерства экономики, финансов и про-