Научная статья на тему '2012. 04. 008. Летов О. В. «Философия успеха» С. Джобса: компьютеры и общество. Часть 2. (аналитический обзор. )'

2012. 04. 008. Летов О. В. «Философия успеха» С. Джобса: компьютеры и общество. Часть 2. (аналитический обзор. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
393
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОБС С
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 04. 008. Летов О. В. «Философия успеха» С. Джобса: компьютеры и общество. Часть 2. (аналитический обзор. )»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

2012.04.008. ЛЕТОВ О.В. «ФИЛОСОФИЯ УСПЕХА» С. ДЖОБСА: КОМПЬЮТЕРЫ И ОБЩЕСТВО. Часть 2. (Аналитический обзор.)

В 1985 г. после неудачи по продаже компьютеров «Некст» внимание Джобса привлекла студия анимационных фильмов, которая была выставлена на продажу. Джобс выразил желание ее приобрести, поскольку его интересовала возможность использования компьютерной графики в этой области. «Я понял, - отмечал Джобс, -что эта студия была впереди остальных в области синтеза искусства и технологий» (1). Новая компания получила название «Пик-сар». Сотрудники компании работали как над созданием анимационных фильмов на базе новейших технологий, так и над производством компьютера под тем же именем. Область применения этого компьютера не ограничивалась кинематографом. «Видеокомпьютер Пиксар», цена которого составляла 125 тыс. долл., был востребован также в сфере биомедицинских исследований, где врачи могли получать снимки внутренних органов в трехмерном измерении, а также в целях получения информации от разведывательных спутников. «На мой взгляд, - отмечал Джобс, - люди - это творческие животные, которые способны предлагать новые способы использования технических средств, о которых не подозревали их изобретатели» (1).

В области программного обеспечения инженеры фирмы «Пиксар» разработали приложение для создания образов в формате 3D. Эта программа получила название «Reyes» («воспроизведение всего того, что ты видишь»). Один из сотрудников «Пиксар» свидетельствует: «Джобс обладал незаурядным видением, как сделать эту программу доступной для каждого. Он размышлял над тем, как простые люди могут наслаждаться возможностями графики в формате 3D» (1). Программа «Reyes» позволяла пользователю рассматривать объемные изображения под различными углами. Одна-

ко с расширением возможностей программы утрачивалась ее простота. Когда инженеры фирмы попытались доказать Джобсу, что их программа слишком сложна для рядового пользователя по сравнению с такими приложениями, как «Excel» или «Adobe», Джобс подошел к доске и показал, как сделать эту программу более доступной.

Компания «Пиксар» выиграла конкурс, объявленный студией анимационных фильмов «Дисней», по использованию компьютерной графики в создании анимационных фильмов. Инженеры «Пик-сар» разработали для этих целей компьютер со специальным программным обеспечением под названием «CAPS» («компьютерная анимационная система производства»). Впервые эта система была использована сотрудниками студии «Дисней» в 1988 г. в известном анимационном фильме «Русалка». Первая же работа сотрудников студии «Пиксар» принесла успех: в 1986 г. их короткометражный анимационный фильм «Люксо младший» был объявлен лучшим на конференции компьютерной графики. «Наш фильм, - вспоминал Джобс, - был продуктом не только новых технологий, но и художественного творчества» (1). Со временем Джобс все большее внимание уделял студии анимации по сравнению с другими направлениями - разработкой компьютеров и программного обеспечения. Эта область становилась для Джобса своего рода «волшебным островком искусства», где он мог получать огромное эмоциональное удовлетворение. Позже Джобс отмечал, что, оглядываясь в прошлое, он сделал бы акцент на создании анимационных фильмов раньше и не беспокоился о разработке «железа» и программных приложений. Применение Джобсом компьютерных технологий, по сути, революционно изменило индустрию производства анимационных фильмов. В том же 1988 г. фильм «Оловянный солдат», созданный на студии «Пиксар», получил премию «Оскар». Режиссер этого фильма Джон Лассетер сказал: «После этой премии я мог бы работать в качестве режиссера на студии "Дисней", но я предпочел остаться в "Пиксаре" и делать историю» (1). Успех студии «Пиксар» был неприятным сюрпризом для ее прямого конкурента - корпорации «Дисней». И руководство «Дисней» приняло решение: если нельзя победить конкурента, можно с ним объединиться. Между двумя компаниями был подписан дого-

вор о совместном сотрудничестве по созданию фильмов, главными героями которых выступали игрушки.

Однажды Уолт Дисней сказал: «Это удивительно - делать невозможные вещи» (1). Подобные слова вполне применимы к мировоззрению Джобса. На встрече с представителями студии «Дисней» Джобс задал вопрос: «Как вы думаете, счастливы ли представители фирмы "Дисней" в сотрудничестве с "Пиксар"?». И Джобс получил утвердительный ответ от руководства фирмы «Дисней». Следующий его вопрос был: «Как вы думаете, счастливы ли представители фирмы "Пиксар" в сотрудничестве с "Дисней"?». И сам Джобс ответил на него отрицательно. В итоге долгих переговоров Джобс сумел утвердить сотрудничество своей компании по производству анимационных фильмов со знаменитой студией «Дисней» на равноправной основе. «До сих пор "Дисней" был единственной студией анимационных фильмов, производящей блокбастеры, -говорил Джобс. - В настоящее время "Пиксар" стал второй такой студией» (1). Джобс был вдохновлен идеей показать премьеры студии «Пиксар» на огромном экране перед стотысячной аудиторией. Его лозунгом были слова: «К бесконечности и дальше». Студия «Пиксар» становится одним из наиболее влиятельных брендов в области анимации. Котировки акций этой компании резко повысились. Это обстоятельство позволило компании освободиться от финансовой зависимости от студии «Дисней» и в будущем выступать с ней в качестве равноправного партнера. Джобс отмечал в своем интервью: «В моем будущем не предвидится строительство яхт. Я никогда не стремился к успеху ради денег» (1). Многие считают, что компания «Пиксар» оказалась не менее грандиозным продуктом Джобса, чем «Apple».

Журналист «Таймс» назвал анимационный фильм «История игрушек» самой инновационной комедией года. Однако этот фильм имел не только успех у критиков, но и оказался высокорентабельным проектом. В 1995 г. он опередил по доходам такие блокбасте-ры, как «Бэтмен навсегда» и «Аполло 13». В 2002 г. вышел другой «хит» студии «Пиксар» под названием «В поисках Немо». DVD-диск c этим анимационным фильмом был самым популярным вплоть до 2010 г. Кроме того, «В поисках Немо» завоевал также приз «Оскар».

Джон Лассетер, режиссер нашумевшего анимационного фильма «История игрушек», исходил из убеждения, разделяемого Джобсом, согласно которому вещи обладают сущностью. В основе этой сущности лежит цель, для которой они созданы. Если бы вещи обладали чувствами, они бы стремились во что бы то ни стало реализовать свою сущность. Например, если цель стакана - быть наполненным водой, то, обладая чувствами, стакан был бы счастлив, когда он полон, и несчастлив, когда пуст. Сущность монитора -быть посредником между компьютером и человеком. Что касается игрушек, то их сущность в том, чтобы ими играли дети. И несчастье для них наступает тогда, когда дети их выбрасывают или заменяют другими игрушками. Истоки этого убеждения были сформулированы Аристотелем в его учении о четырех началах: материальном, формальном, производящем и конечном. Хотя Джобс и любил все держать под контролем, тем не менее у него хватало такта не вмешиваться в процесс творчества. Лассетер рассматривал Джобса как руководителя, умеющего ценить искусство и соединять его достижения с новыми технологиями и бизнесом. «Художественное творчество вдохновляло Джобса, - вспоминал Лассетер, - в особенности в том случае, когда оно было связано с применением новых технологий» (1). Другой сотрудник студии «Пиксар» отмечал, что Джобс обладает абсолюстной способностью убеждать других в правильности тех или иных идей.

Однако не все сотрудники разделяли точку зрения Джона Лассетера. Так, инженер компании Рэй Смит считал, что харизма и эгоцентризм Джобса приводили его к злоупотреблению властью. «Джобс был как телепроповедник, - вспоминал Смит. - Он хотел контроля над людьми» (1). Другой сотрудник студии «Пиксар» Пэм Керуин вспоминает: «Джобс ни в материальном, ни в эмоциональном отношении не мог добропорядочно относиться к своим подчиненным» (1). Нелегко складывались отношения Джобса и с партнерами. Так, однажды он сделал предложение компании «Интел» улучшить свойства процессора, чтобы совершенствовать формат 3Э. Это предложение Джобса было принято, однако следующим его шагом было предъявление финансовых претензий к компании «Интел» за подобное «рациональное предложение». Ответ руководства «Интел» был таков, что компания не вступает ни в какие финансовые соглашения по поводу рациональных предложе-

ний со стороны других фирм ни в настоящем, ни в будущем. Генеральный директор компании «Интел» Энди Гроув лично уведомил Джобса, что дружественные компании должны иначе относиться друг к другу и что сотрудники компании «Интел» неоднократно безвозмездно делились идеями с инженерами, работающими под руководством Джобса. Джобс смягчился и ответил Гроуву: «У меня есть немало недостатков, но к ним не относится отсутствие чувства благодарности. Я меняю свою позицию на 180 градусов и предлагаю помощь безвозмездно» (1).

В 1982 г. Джобс близко познакомился с известной исполнительницей песен в стиле «фолк» Джоан Баез. Несмотря на то обстоятельство, что Джоан была значительно старше Стива, Джобса привлекало то, что она долгое время была подругой его кумира -Боба Дилана. Когда Джоан сказала Джобсу, что ее сын никак не научится печатать на пишущей машинке, тот ответил, что пишущая машинка - это древность, и подарил сыну Джоан компьютер. Как позже вспоминала Баез: «Стив одновременно был романтиком и боялся им быть» (1). Работая над компьютером «Некст», Стив пытался продемонстрировать Джоан, что компьютерная музыка может звучать лучше, чем музыка, исполняемая людьми. На что певица отвечала: «Как можно так осквернять музыку?» (1). В дальнейшем их судьбы разошлись. Сам Джобс позже объяснял, что он хотел бы создать семью и иметь детей, в то время как Джоан не поддерживала это желание. Джоан же говорила в одном из интервью, что, будь она женой Джобса, он заставил бы ее поставить компьютер на кухне.

Джобсу всегда хотелось увидеть свою биологическую мать, чтобы «убедиться, что с ней все в порядке и поблагодарить ее» (1). Однако он реализовал свое желание лишь после того, как умерла воспитавшая его мать. Они встретились в 1986 г. Ее звали Джоан Симпсон. При встрече она повторяла Стиву, что всегда скучала по нему и переживала по поводу того, что сделала. Джобс пытался успокоить ее и отвечал, что все сложилось благополучно. От матери Стив узнал, что у него есть родная сестра, Мона Симпсон, и что она подающий надежды писатель. Перед встречей с братом Мона знала лишь то, что он сделал себя сам и достиг успеха. «Может быть, это актер Джон Траволта?» - задала она вопрос матери. После встречи она вспоминала: «Он оказался нормальным простым и

симпатичным парнем» (1). Оба они были творческими натурами, эмоциональность сочеталась у них с наличием незаурядной воли. «Мы действительно стали хорошими друзьями, - вспоминал Джобс о сестре, - и она стала частью моей семьи. Я не знаю, что бы я делал без нее» (1). Джобс, следуя особенностям своего характера, пытался подсказывать сестре, как ей одеваться. В ответ она написала ему в письме: «Я начинающий писатель, и это моя жизнь. Я ни в коем случае не собираюсь быть моделью» (1). Их отношения не претерпели существенных изменений даже после того, как Мона написала о брате роман под названием «Обычный парень», в котором причуды Джобса были описаны с неожиданными для него подробностями. Так, главный герой ее романа был неспособен видеть желания и потребности других людей. Когда Джобса спросили журналисты, как он относится к этому произведению, он ответил: «Все это правда на 25%, но я не скажу, что составляет эти 25%» (1).

Непросто складывались у Джобса отношения с первой дочерью Лизой, которая с 13 лет жила вместе с ним. Взрослея, она замечала, что философия жизни ее отца во многом опиралась на его склонности, например к вегетарианству. Характерной чертой этой философии были аскетизм и минимализм. В общении с дочерью у Джобса теплота часто сменялась на холодность. «Он верил, -вспоминала Лиза, - что хороший урожай обычно следует после засухи, удовольствие - после ограничения свободы. Он знал правило, о котором многие люди не догадываются: вещи стремятся к своим противоположностям» (1).

Близкие и знакомые Джобса не раз отмечали противоречие в его жизненной позиции. С одной стороны, он, согласно учению дзен-буддизма, стремился избежать привязанности к материальным вещам. Желания «общества потребителей» неестественны, и для того чтобы достичь просветления, необходимо вести «нематериалистический» образ жизни. С другой стороны, он работал над производством продуктов, удовлетворяющих потребности этого «нездорового» общества. «Было бы преувеличением назвать Стива Джобса "практикующим буддистом", - отмечает специалист по буддистской философии Роберт Термен. - Однако его творческая активность и великодушие были тесно связаны с восточной духовной практикой. Так, Джобс руководствовался эстетическим принципом, согласно которому критерием изящности продукта высту-

пает простота. Истоки этого принципа можно найти в традициях дзен-буддизма» (8). Джобс был уверен, что эстетические вкусы по своей природе не столько индивидуальны, сколько универсальны. Человека можно научить способности к эстетической оценке. «Стив верил, - утверждала его подруга Тина Ридс, - что наша работа заключается в том, чтобы учить людей эстетике, учить тому, что им должно нравиться» (1). Позже Ридс отмечала, что они расстались с Джобсом по той причине, что она не могла терпеть его жестокое отношение к другим людям. «Я не хотела его ранить, но я также не хотела стоять рядом и наблюдать, как он ранит других людей. Это было изнурительно» (1).

В 1989 г. Джобс встретил, наконец, женщину, которая подходила ему по характеру. Это должна была быть умная женщина, но без особых претензий. Достаточно твердая, чтобы находиться рядом с ним, но вместе с тем умеющая, как последовательница дзен-буддизма, подняться над суетой. Хорошо образованная и независимая и в то же время готовая пойти на уступки в интересах семьи. Стоящая твердо на земле, но смотрящая в небо. Ее звали Лорен Пауэлл, она была выпускницей школы бизнеса. В силу профессиональных интересов она пришла на лекцию, которую читал Джобс, где они и познакомились. «Я знала, что Стив Джобс читает лекции, -вспоминала Лорен, - однако при этом я представляла образ Билла Гейтса. Я их нередко путала» (1). Свадебной церемонией руководил учитель Джобса, дзен-буддист Кобун Чино. Оба они были вегетарианцами, поэтому из праздничного меню исключались продукты, содержащие молоко, яйца и т.п. ингредиенты. В итоге большинство гостей оценили свадебные блюда как несъедобные. Лорен разделяла интерес мужа к натуральным продуктам. Выйдя замуж, она организовала фирму по поставке подобных продуктов на территории Северной Калифорнии. Семья Джобсов поселилась в районе, где их соседями были, например, руководитель фирмы «Гугл» Ларри Пейдж и основатель «Фейсбука» Марк Цукерберг. Джобс отмечал: «Мы хотели жить в таком месте, где дети могли бы себе найти друзей» (1).

Однако в отличие от других владений дом Джобсов трудно назвать «показным». Внутри дома была лишь самая необходимая мебель: комод, кровать и карточный столик. Обстановка была столь скромной, что когда их дом посетил Билл Гейтс с супругой,

он спросил в недоумении: «Неужели вы все здесь живете?» (1). Уже будучи генеральным директором «Apple» в 2000-х годах, Джобс не имел охраны, задняя дверь его дома была постоянно открыта. В его коттедже никогда не жила прислуга. Джобс хотел иметь вокруг себя только те вещи, которыми он бы мог восхищаться. Но подобные товары было непросто найти и купить. «Мы обсуждали проблему мебели на протяжении восьми лет, - вспоминает жена Джобса. - Мы не раз задавались вопросом: "Каково назначение софы?". Покупка бытовой техники также превращалась в философскую проблему» (1). В 1991 г. у четы Джобсов родился сын Рид. Он был во многом похож манерами на своего отца, но его характер не был столь суров. Позже Рид был горд тем, что его отец не просто расчетливый предприниматель, который всеми средствами стремится к прибыли, а человек, вдохновляемый любовью к своей работе и производимым им продуктам. Если старшему сыну Джобс уделял немало внимания, то с двумя младшими дочками он общался лишь время от времени. На первом месте в жизни Джобса была работа, и если он был увлечен какой-либо идеей, он мог не замечать присутствия членов семьи. В доме Джобса нередко бывал генеральный директор фирмы «Орэкл» Лэрри Эллисон, и маленький Рид всегда называл его «наш богатый друг». Все это говорит о том, что Стив Джобс никогда не стремился демонстрировать свое богатство. В этом отношении он придерживался буддистской идеи, согласно которой материальное обладание скорее мешает жизни, чем обогащает ее.

К концу 1990-х годов Джобс стал настолько знаменит, что неформально мог общаться с президентом. Однажды в телефонном разговоре Билл Клинтон спросил Джобса, как бы он разрешил скандал с Моникой Левински. Джобс ответил президенту: «Я не знаю, делали Вы то, о чем говорят журналисты, но если это так, то вы должны сказать об этом стране» (1). Оценивая 1990-е годы, Джобс отмечал: «Инновации (в области информационных технологий) закончились. "Майкрософт" доминирует, не обладая достаточным количеством инноваций. Даже внедрение Интернета не может остановить доминирование "Майкрософт". "Apple" потерял инновационную волну. Рынок персональных компьютеров переживает темные времена» (1). Тот факт, что «Apple» без Джобса проигрывал «Майкрософт», можно объяснить тем, что руководство

«Apple» стремилось не столько к совершенствованию своих продуктов, сколько к получению прибыли любой ценой. Согласно Джобсу, если во главе компании стоит представитель отдела продаж, то сотрудникам отдела производства в этой компании делать нечего.

В 1995 г. крупный инвестор Лэрри Эллисон предложил Джобсу рассмотреть план поглощения фирмы «Apple» и восстановления Джобса в качестве руководителя этой фирмы. На это предложение Джобс ответил: «Я не хочу выступать в качестве враждебного завоевателя. Если бы они предложили мне вернуться, то это другое дело. Существует лишь один человек, который способен возглавить ряды "Apple"» (1). В 1997 г. руководство фирмы «Apple» пришло к необходимости поиска партнера, который был бы способен предложить новую операционную систему. И в качестве основного кандидата выступала компания Джобса «Некст». Таким образом, Джобс стал совмещать руководство фирмой «Пик-сар» с работой в компании «Apple». Кто-то из сотрудников заметил: «Джобс был полезен, когда дело касалось важных переговоров, но он мог быть опасным, если проводил в офисе фирмы слишком много времени» (1).

Возвратившись в «Apple», Джобс убедительно доказал, что и после 40 лет человек может быть способен к инновациям. Вслед за персональным компьютером Джобс принимал активное участие в разработке музыкального проигрывателя, модели бизнеса в области музыкальной звукозаписи, мобильного телефона, планшетного компьютера. В качестве сотрудника «Apple» Джобс определил себе жалованье в размере 1 доллар в год. «Я не хочу, - говорил Джобс, -чтобы люди думали, что я вернулся в "Apple", чтобы обогатиться» (1). Когда он говорил, что деньги не выступают для него в качестве мотивации, это была лишь отчасти правда. Он действительно не был ни таким потребителем, как его приятель Эллисон, ни таким филантропом, как Билл Гейтс. Его не привлекала перспектива занять как можно более высокое место в списке «Форбса». Его привлекала задача оставить после себя наследие в виде, во-первых, инновационных продуктов, во-вторых, стабильной компании. «Мы вновь должны зажечь искру, - говорил Джобс. - На протяжении десяти лет операционная программа "Макинтош" не сделала прогресса. "Windows" ее опередила. Таким образом, мы должны пред-

ложить более совершенную операционную систему» (1). Стефен Возняк, будучи внештатным консультантом фирмы «Apple», был рад возвращению Джобса. «Что бы ни думали о Джобсе, - говорил он, - он знает, как вернуться к сотворению чуда» (1). Другой старый приятель Джобса Марккула предложил ему следующую формулу успеха: «Стабильные компании должны знать, как возрождать самих себя» (1). Возродить себя означает, согласно Марккула, освоить производство новых продуктов. «Ты должен быть как бабочка, претерпевая метаморфозы», - говорил Марккула. К тому времени Джобс пришел к выводу о том, что лучшая форма инновации - это способ организации самой компании. Несмотря на авторитарный стиль руководства, Джобс никогда не стремился создать культ единогласия в рамках компании. Он пытался создать культуру обмена мнениями и сотрудничества. Если некоторые компании гордятся тем, что у них нечасто бывают встречи и совещания, то Джобс назначал немало подобных мероприятий. Поскольку он видел преимущества, которые несет целостная интеграция дизайна, электроники и программного обеспечения, Джобс выражал желание, чтобы все отделения компании работали согласованно. Он нередко употреблял такие выражения, как «глубокое сотрудничество» и «параллельный инжиниринг». Если в обычных компаниях процесс разработки продукта осуществлялся поэтапно: от инжиниринга к дизайну и далее к производству, маркетингу и продаже, то в «Apple» эти этапы развивались одновременно. Иная ситуация складывалась в фирме «Сони», где сосуществовали два независимых направления: отделение электроники и отделение музыкальной индустрии. Поскольку руководители каждого из этих отделений преследовали лишь собственные интересы, компании не удавалось создать единую службу потребления музыкальной продукции, как это сделала компания «Apple».

Работая в компании «Apple» в качестве консультанта-совместителя, Джобс оставался верен своим привычкам и старался устроить своих единомышленников из фирмы «Некст» на руководящие места. Он вел незримую борьбу за лидерство в компании «Apple», используя принципы Макиавелли. Стремление к контролю над окружающими было неотъемлемой чертой его натуры. «Господин Джобс пришел к власти, оставаясь в тени трона», - отмечали его коллеги. Когда Джобсу, наконец, был предложен пост

генерального директора «Apple», он отказался. Во-первых, он указал на то обстоятельство, что не знает примера, чтобы один человек совмещал руководящие посты в двух крупных компаниях. Во-вторых, он сослался на желание отдавать больше времени семье. Последняя причина показалась не столь убедительной: чаще всего он был равнодушен к своим дочерям. Причина его отказа заключалась в особенностях его характера. Когда он был уверен в своем успехе, Джобса было трудно остановить. Но когда его терзали сомнения, он оставался нерешительным и отступал. Джобс привык смотреть на мир сквозь призму двух полюсов, и если реальность оказывалась более сложной, он приходил в тупик.

На ежегодном фестивале «Мир Макинтош», состоявшемся в августе 1997 г. в Бостоне, поклонники Джобса приветствовали своего возвратившегося героя, пытаясь убедиться в том, готов ли он вновь вести фирму вперед. «В компании "Apple" немало незаурядных людей, - отмечал Джобс в своей речи, - однако они делают неверные вещи, поскольку у них неверный план» (1). Главный тезис Джобса заключался в том, что компания должна производить продукты для творчески мыслящих людей. «Многие думают, что эти люди сумасшедшие, - говорил Джобс, - однако в их сумасшествии мы видим гениев» (1). Главным лозунгом компании стали слова: «Думай иначе». Согласно стратегии Джобса, работа дизайнеров должна быть направлена не столько на то, что могут компьютеры, а на то, что творческие люди могут с помощью компьютера. Хотя опыт работы в фирме «Некст» обогатил Джобса, его характер не стал мягче. Он по-прежнему ставил свою машину, игнорируя предупреждающие знаки. Не случайно среди сотрудников ходила шутка: «Паркуйся иначе». По этому поводу журналист интернет-издания «The oligarch.com» замечал: «...Анархисты не чувствуют себя обязанным подчиняться правилам цивилизованного общества, поскольку они считают это общество не цивилизованным, а ущербным. Нарушение правил помогает анархистам поддерживать в себе чувство уникальности. Подобные поступки нарушают привычный порядок жизни представителей буржуазии, сеют сомнения в душах их детей. Вместе с тем вся деятельность популярных нарушителей социальных устоев была связана с элитарным классом. Они удивляли мир лишь тем, что делали все ина-

че. Их деятельность - не свежий ветер перемен, а надвигающийся настоящий торнадо» (11).

Коллега Джобса по работе вспоминал: «Стива никогда нельзя было убедить в споре в данный момент времени, а лишь спустя определенный срок» (1). Джобс обладал способностью с убеждением выдвигать научные или исторические положения, которые имели отдаленное отношение к действительности. Вместе с тем он умел заметить детали, которые упускали окружающие его люди. Согласно воспоминаниям коллег, «Джобс выслушивал противоположные точки зрения и поощрял дискуссии, поскольку все это могло привести к нужному результату. Если человек не терпит возражений, он не выживет» (1).

На основе этой стратегии Джобс разработал беспрецедентную рекламную кампанию для продуктов «Apple». Ни один руководитель крупной фирмы не обладал дерзостью, чтобы ассоциировать бренд своей фирмы с такими именами, как Ганди, Эйнштейн, Пикассо или Далай Лама. «Стив создал эксклюзивный бренд в области тех-индустрии, - отмечал Эллисон. - Есть автомобили, обладание которыми придает владельцу чувство гордости, такие, как "Порше", "Феррар"» и некоторые другие. Нечто подобное люди испытывают по отношению к продуктам "Apple"» (1).

В качестве приоритета для «Apple» Джобс также предложил курс на сотрудничество с компанией «Майкрософт». Долгое время эти две фирмы находились в состоянии войны, отстаивая приоритет на правообладание операционной системой. Однажды в разговоре с генеральным прокурором Джобс посоветовал тому не прекращать тяжбы в отношении к компании «Майкрософт», чтобы держать руководство компании в напряжении. «Все это, - по словам Джобса, - даст возможность "Apple" сделать последний рывок» (1). Ситуацию спасало то обстоятельство, что руководитель «Майкрософт» Билл Гейтс не был мстительным человеком. Джобс и Гейтс придерживались разных подходов к производству информационных технологий. Вместе с тем конкуренция между ними имела то положительное последствие, что каждый из них лучше осознавал собственные возможности. Гейтс как-то признался журналистам, что много бы отдал за то, чтобы обладать вкусом Стива Джобса (1). Когда Джобса однажды спросили, почему приложение фирмы «Apple» «iTunes» имеет такой успех для пользователей

«Microsoft Windows», он ответил: «Это все равно, что предложить стакан холодной воды для тех, кто в аду» (1). Сотрудничество между «Apple» и «Майкрософт», в частности, выражалось в том, что руководство «Apple» приняло решение использовать программу фирмы «Майкрософт» «Internet Explorer» в качестве браузера по умолчанию в операционной системе «Макинтош». Вместе с тем «Майкрософт» инвестировало в компанию «Apple» 150 млн. долл. Кроме того, по словам Гейтса, новые версии программ «Microsoft Word» и «Microsoft Excel» могут оказаться более совершенными на базе операционной системы «Макинтош». Вместе с тем Джобс решил исключить из арсенала программу презентации каких-либо идей «Microsoft PowerPoints». «Я ненавижу, - говорил Джобс, -когда люди используют презентации слайдов вместо того, чтобы думать» (1).

Для пользователей персональных компьютеров в рамках «Apple» была разработана программа «iMac», а для портативной версии компьютера - программа «iBook». Буква «i» означала в данном случае возможность свободной интеграции с Интернетом. В разработке новой модели компьютера Джобсом был сделан смелый шаг: он решил избавиться от привода для чтения дискет. При этом Джобс сослался на слова известного хоккеиста Уэйна Грецки: «Двигайся туда, где шайба должна быть, а не где она есть в данный момент» (1). Представляя новую модель компьютера «Макинтош» в 1998 г., Джобс сказал: «Он выглядит как вещь с другой планеты. Хорошей планеты: планеты с лучшими дизайнерами» (1). Вместо бежевого корпуса, монитора с путающимися проводами и громоздкого руководства пользователя прежних компьютеров новая модель обладала вполне дружественным по отношению к пользователю видом и была представлена на выбор из пяти цветов. Билл Гейтс саркастически оценил новую модель «Макинтош» как «лидера в области расцветки» (1). Если в других компаниях выбор цвета изделия осуществлялся на основе многомесячных исследований потребительского спроса, то Джобс решал эту проблему с помощью интуиции в течение получаса. На интуицию в своей работе полагался и главный инженер фирмы «Apple» Тим Кук. «Моя интуиция подсказала мне, что в место в "Apple" может стать единственным в жизни шансом работать рядом с творческим гением, -говорил он в одном из интервью. - Инженеров учат принимать ре-

шения на основе аналитического размышления, но наступает время, когда необходима интуиция» (1). Коллеги отмечали, что Джобс обладал способностью находить таланты.

Одной из сильных сторон Джобса было умение концентрировать внимание на определенной проблеме. «Решить, что не делать, - говорил он, - не менее важно, чем решить, что делать» (1). Эта способность к концентрации спасла фирму «Apple». Если в 1997 г., когда Джобс приступил к обязанностям генерального директора «Apple», фирма терпела убытки в размере 1 млрд. долл, то в следующем 1998 г. прибыль составляла уже 300 млн. долл. Стоимость акций «Apple» выросла от 13 долл. в 1997 г. до 102 долл. в 2000 г.

Особое внимание Джобс уделял дизайну продуктов. Ведущим дизайнером в фирме «Apple» был молодой талант из Лондона Джон Айв. Его особенностью было то, что любой продукт, который планировалось выпустить, он должен не смоделировать на компьютере, а нарисовать рукой. «Я всегда понимаю красоту вещи, -говорил он, - сделанной собственными руками» (1). Этого же принципа придерживался и Джобс. Как и Джобс, Айв разделял эстетические принципы минимализма, выдвинутые немецким индустриальным дизайнером Дитером Рэмсом, сотрудником известной фирмы «Браун». Рэмс любил повторять: «Меньше, но лучше» (1). Джобс нередко цитировал слова Иоганна Кеплера: «Природа любит единство и простоту» (1). По отношению к производимым устройствам этот принцип означает минимальное число шагов. Следуя этому принципу, Джобс утверждал, что простота изделий должна достигаться путем «овладения» сложностями, а не игнорирования их. «Сделать нечто простым означает правильно понять проблему и найти элегантное решение, - отмечал Джобс. - Необходимо понять сущность продукта, чтобы иметь возможность избавиться от частностей, которые несущественны» (1). Джобс делал устройства проще путем устранения кнопок, программное обеспечение проще -путем ограничения функций, интерфейс проще путем уменьшения количества опций. В понимании многих дизайн означает внешний лоск. Однако, с точки зрения Джобса, дизайн не ограничивается тем, как продукт внешне выглядит: дизайн должен отражать сущность продукта. «Дизайн - это фундаментальная душа изделия, созданного человеком, - говорил Джобс. - Он должен выражать

сам себя» (1). Для реализации этих принципов было необходимо тесное сотрудничество дизайнеров, разработчиков продукта, инженеров и производителей. Если во многих других инженеры определяли направление работы дизайнеров, то у Джобса было наоборот: именно дизайнеры ставили задачи инженерам. «Во многих компаниях идеи и их дизайнерское воплощение расходились во времени, -отмечал Айв. - Идеи, которые выдвигал я и моя команда, могли бы "повиснуть в воздухе", если бы рядом не было Стива» (1). Джобс не любил оценивать новый продукт с помощью сложных рисунков, созданных на основе компьютерной программы AUTOCAD. Он предпочитал видеть и держать в руках реальную модель изделия. И Джобс, и Айв большое значение придавали проблеме упаковки изделий. «Я люблю процесс распаковывания продукта, - говорил Айв. - Этот процесс превращает товар в нечто особенное. Упаковка может быть театральным представлением, она создает историю» (1).

Стив Джобс обладал не просто отдельными идеями в области дизайна. У него сформировалась целостная система «философии дизайна». Там, где существуют лишь отдельные мнения в этой области, трудно определить, что «работает», а что «не работает», что прекрасно, а что безобразно. Эти трудности возникают потому, что суждения, сформулированные в отсутствие единой системы взглядов, во многом зависят от внешних обстоятельств. В итоге продукты, созданные в этих условиях, лишены того, что Джобс называл «душой изделия». По мнению К. Куанга, Стив Джобс был наиболее последовательной фигурой в истории дизайна. Свои идеалы в этой области он отстаивал с беспрецедентной ясностью и настойчивостью (5).

Однажды во время поездки в Японию Джобс задал вопрос руководителю фирмы «Сони» Акио Морита, почему каждый сотрудник его компании носит униформу. Морита ответил, что в послевоенное время далеко не у всех жителей Японии была подходящая одежда, и такие компании, как «Сони» вынуждены были одевать своих рабочих. Со временем каждая фирма разработала свой стиль униформы, которая стала формой связи между рабочими и компанией. После этого Джобс предложил дизайнеру фирмы разработать форму жилета для «Apple».

В рамках компании оставалась еще одна область, которая была неподвластна контролю Джобса, - это область продаж. Индустрия продаж компьютеров развивалась от отдельных специализированных магазинов к сетевым универмагам, где сотрудники не обладали должным уровнем знаний, чтобы объяснить покупателям особенности продуктов «Apple». В конце 1999 г. Джобс поставил перед руководством фирмы вопрос о планах создания собственных центров продаж «Apple». «Такие центры должны стать наиболее зримым физическим выражением бренда фирмы», - предсказывал Джобс (1). Подобные центры должны соответствовать принципу простоты, и в них должны отсутствовать факторы, отвлекающие потенциальных покупателей. Они должны быть организованы не столько вокруг продуктов, столько вокруг того, что могут делать с этими продуктами покупатели. В итоге открывшийся в 2006 г. центр продаж «Apple» в Нью-Йорке приносил доход в расчете на 1 кв м больше, чем любой другой торговый центр в мире. Особое внимание Джобс уделял архитектурному проекту того или иного здания. У него было твердое убеждение в том, что красота здания во многом способствует созданию великих произведений культуры. «Существует искушение думать о том, что в эпоху Интернета идеи формируются с помощью интернет-чатов и электронной почты, - отмечал Джобс. - На самом деле это безумие. В основе творчества лежат случайные встречи и редкие дискуссии в реальной обстановке» (1). Если архитектура здания, согласно Джобсу, не вдохновляет людей на творческий поиск, то не может быть и инноваций, основанных на интуиции. Для того чтобы передать секреты предпринимательского успеха, Джобс решил создать университет «Apple». На этой основе предполагалось исследовать конкретные ситуации принятия тех или иных важных для компании решений так, чтобы эти способы нашли отражение в культуре.

Признак инновационной компании заключается не только в выдвижении новых идей. Ее руководители должны знать, как вновь оказаться в лидерах, когда фирма оказалась позади конкурентов. Джобс выдвинул идею превратить компьютер в некий многофункциональный центр. Для реализации этой цели была усовершенствована технология «WireFire», позволяющая передавать без проводов файлы от одного устройства к другому. В частности, она позволяла перемещать видеофайлы с камеры на компьютер. «Пер-

сональный компьютер трансформируется в нечто иное», - предсказывал Джобс (1). Когда компьютер превращается в многофункциональный центр, это открывает возможность, чтобы другие устройства, такие, как, например, видеокамера, становились более простыми и дешевыми. Этим устройствам нет необходимости обладать такой функцией, как редактирование изображений: для выполнения этой функции у них слишком малый экран и оперативная память. Подобные функции должен взять на себя компьютер. Джобс подчеркивал, что все эти функции легче осуществляются, когда устройства, компьютер, программное обеспечение тесно интегрированы в рамках одной компании. «"Майкрософт" пишет программы, "Компэк" производит компьютеры, "Сони" изготовляет цифровые устройства, "Эдоб" разрабатывает приложения, и только "Apple" делает самостоятельно все эти вещи. Мы несем полную ответственность за использование своих продуктов», - отмечал Джобс (1). Сотрудники «Apple» одними из первых предложили устройство и программу, обеспечивающие запись DVD-дисков: достаточно было перетащить нужный файл в окно программы и нажать кнопку «прожиг». Прежние программы копирования файлов на диск были столь сложны, что, по выражению Джобса, лишь гений мог полностью овладеть ими.

Следующим шагом по осуществлению стратегии многофункционального центра было предложение Джобса по разработке портативного музыкального проигрывателя («айпод»), который, будучи небольшим по размерам, обладал бы достаточной памятью. В итоге инженеры фирмы «Apple» предложили устройство размером с долларовую монету и памятью в 5 Гб, позволяющее записывать до 1 тыс. песен в формате MP 3. При этом были учтены недостатки выпущенных другими компаниями подобных устройств: сложный интерфейс, малая емкость аккумуляторных батарей, ограничение списка десятью названиями песен. Главное требование Джобса по отношению к разработчикам изделий было: «Упрощайте». Согласно этому требованию, потребитель в поиске той или иной песни или функции должен произвести не более трех «кликов», и поиск должен осуществляться с помощью интуиции. Чтобы сделать «айпод» проще в употреблении, необходимо сократить объем его функций. Эти функции можно перенести на персональный компьютер. Иными словами, устройство и компьютер должны

дополнять друг друга. Сокращение функций привело, в частности, к тому, что у «айпода» отсутствовала кнопка включения-выключения: устройство переходило в спящий режим, когда им переставали пользоваться, и включалось при нажатии любой кнопки. «Идея стала прекрасной в своей простоте, - отмечал Джобс, - тысяча песен в твоем кармане» (1).

Существовал определенный разрыв между теми, кто любил технику, и теми, кто увлекался творческими поисками. Джобс любил и то, и другое. И он поставил перед собой цель преодолеть этот разрыв. «Я один из немногих людей, - говорил Джобс, - который понимает, как развитие новых технологий требует творчества и интуиции, и как создание творческого продукта требует конкретной дисциплины» (1). На рынке музыкальной индустрии большой сегмент занимала пиратская продукция. Компания «Apple» также могла пойти по пути поощрения пиратства: чем более свободный доступ к музыке, тем больший спрос на «айподы». Однако Джобс слишком любил музыку и ее исполнителей, поэтому он был против нарушения авторских прав. Если защита авторских прав исчезнет, то исчезнут и инновационные компании. «Хуже всего это воровство, - говорил Джобс. - Нельзя пачкать свою карму» (1). Единственный способ борьбы с пиратством - это создание такой альтернативы, которая была бы для пользователей более привлекательна.

Джобс поставил задачу разработать для пользователей «ай-пода» способ загрузки песен, который был бы прост, безопасен и легален с точки зрения лицензионных прав. С этой целью был создан «интернет-магазин», где цифровая запись одной песни стоила 99 центов. Причем условием продажи было предложение отдельной песни, а не альбома в целом. «Нельзя конкурировать с пиратством, не предлагая отдельные песни», - отмечал Джобс. Фирмой «Apple» были подписаны лицензионные соглашения с пятью ведущими звукозаписывающими студиями. Прежде чем открыть «интернет-магазин» музыкальной продукции (iTunes Store), Джобс лично встретился с десятками исполнителей, включая такие имена, как Боно, Мик Джаггер, Шерил Кроу и другие. Как отмечали журналисты, вряд ли кто другой, кроме Джобса, мог бы убедить этих людей подписать с ними контракт. Если некоторые предсказывали продажу по «интерент-магазину» миллион композиций за шесть месяцев, то реальные продажи «Apple» составили миллион компо-

зиций за шесть дней. «Это событие знаменует поворотный пункт в истории музыкальной индустрии», - заявлял Джобс (1). Люди доверяли «iTunes Store», поскольку покупки здесь были легки и безопасны. Вслед за «Apple» руководство фирмы «Майкрософт» предприняло попытку создать собственный интернет-магазин музыкальной продукции. Однако этот магазин не имел особого успеха, поскольку, по словам Джобса, «люди в "Майкрософт" не любили музыку и искусство так, как мы» (1).

В 2004 г. состоялась встреча Джобса со своим кумиром - автором - исполнителем песен Бобом Диланом. «Я испытывал беспокойство перед встречей, - вспоминал Джобс, - поскольку он (Б. Дилан) был одним из моих героев. Я также боялся, что его реальный образ не совпадет с тем, что я о нем представлял, как это бывает в большинстве случаев. Однако я был очарован встречей. Он был тем, каким я его представлял» (1). На вопрос Джобса, как происходит процесс создания песен, Дилан ответил: «Они просто проходят сквозь меня так, что я вовсе не чувствую обязанность их сочинять» (1). Особое отношение у Джобса было к музыке «Битлз». У него сохранилась первоначальная версия одной из композиций этого ансамбля, на основе которой можно было убедиться в том, как происходит совершенствование мелодии. Этот процесс он сравнивал с работой над дизайном того или иного технического устройства. «Мы начинали с пробной версии и потом стали ее улучшать, добавляя детали», - вспоминал Джобс. Фирма «Apple» заключила рекламный договор с известной музыкальной группой «U2». Руководитель группы Боно ранее считал, что спонсорский договор с какой-либо компанией - это сделка с дьяволом. Однако для «Apple» он сделал исключение. В ХХ1 в. ассоциация с компьютерной компанией становилась для музыкальной группы лучшим способом стать популярной среди молодежи. «В роли "дьявола" в данном случае выступает команда творческих умов, не менее креативных, чем участники музыкальных рок-групп, - отмечал Боно. -Лидером этой группы выступает Стив Джобс. Этот человек способствовал изобретению дизайна самого прекрасного артефакта со времен электрической гитары. Этим артефактом является "айпод"». (1).

Одним из принципов бизнеса Джобса был: «Не бойся причинить ущерб своему бизнесу выпуском нового продукта, поскольку этот ущерб все равно может быть нанесен конкурентом» (1). Так,

Джобс поставил задачу создания мобильного телефона нового поколения - «айфона», и на опасения о том, что выпуск этого продукта резко сократит продажу «айподов», он отвечал, ссылаясь на указанный выше принцип. «Мы развиваемся, избавляясь от несущественных деталей», - утверждал Джобс. Так, рынок цифровых фотоаппаратов был обрушен после того, как в мобильные телефоны фирмы-производители стали встраивать фотокамеры высокого уровня разрешимости. То же самое происходило с рынком «айподов», когда мобильные телефоны стали оснащаться музыкальными проигрывателями. Идея «айфона», или «умного мобильного телефона», была сформулирована Джобсом на основе другой новинки фирмы «Apple» - «айпэда», или портативного сенсорного ноутбука. «Я хотел сделать "компьютер-блокнот", который не имел бы ни клавиатуры, ни палочки-стилуса», - говорил Джобс. Пользователи этого устройства могут набирать текст пальцами прямо на сенсорном экране. Разработка возможностей использования сенсорного экрана заключала в себе немало риска и вместе с тем была перспективной. В приложении к мобильным телефонам этот экран существенно расширял возможности изображения. Что касается воспроизводства видеоизображений, то программное обеспечение в данном случае заменяло электронные устройства: пользователю не было необходимости иметь отдельный видеопроигрыватель: он был встроен с помощью приложения в мобильный телефон. Воплощение этой идеи заняло у Джобса около шести месяцев.

Однако «айфон-1» не был лишен определенных недостатков. Во-первых, его внутреннее устройство было закрыто для пользователя. Даже замена батарей, согласно идее Джобса, должна была осуществляться в специализированных центрах обслуживания. Отсутствие сменной батареи делало устройство более тонким, поскольку Джобс придерживался принципа «чем тоньше, тем лучше» (1). Во-вторых, в интересах дизайна корпус «айфона» был выполнен из металла, что препятствовало бесперебойной работе антенны. Впоследствии Джобс под нажимом критики вынужден был признать эту ошибку. «Мы не совершенны, - отмечал он на пресс-конференции. - Мобильные телефоны несовершенны. Мы все это знаем. Но мы хотим сделать наших потребителей счастливыми» (1). В-третьих, операционная система для «айфона» была закрыта для владельцев других мобильных устройств. Джобс объяснял это тем, что создание

новых приложений для продуктов «Apple» недобросовестными производителями способно нарушить целостность этих продуктов и занести в них «вирусы». Позже Джобс дал согласие на разработку другими фирмами приложений для продуктов «Apple», но лишь при том условии, что эти приложения будут строго контролироваться. Так, руководство «Apple» приняло решение запретить все те приложения, которые оскорбляют человеческое достоинство или содержат политический экстремизм. В связи с этим некоторые журналисты стали сравнивать компанию Джобса с «Большим братом» известного писателя Дж. Оруэлла. Новое поколение пользователей призывало к открытому, лишенному цензуры обществу, в котором нет «техно-диктатора», который бы решал, что можно, а что нельзя смотреть. Отмечалось, что «Apple» становится новым «Microsoft», надменным и самодовольным. «Если бы Дилану было сейчас 20 лет, как бы он относился к Вашей компании. Революции всегда связаны со свободой», - обратился к Джобсу по электронной почте один корреспондент (1). К удивлению автора письма, Джобс ответил ему: «Да, свободу от программ, которые похищают твои личные данные. Свободу от программ, которые "сажают" ваши батарейки. Свободу от порнографии» (1).

В то же время фирма «Google» предложила платформу для смартфонов, открытую для пользователей других компьютерных устройств. Эта платформа под названием «Android» в отношении мобильных устройств, по сути, выполняла ту же роль, что и операционная система «Microsoft» в применении к персональным компьютерам. Билл Гейтс в одном из своих интервью признавал, что закрытые системы обладают определенными преимуществами, поскольку позволяют контролировать процесс их использования. Однако выражал при этом уверенность, что открытые системы, в конце концов, одержат победу (1).

На фестивале «Macworld» в 2007 г. в Сан-Франциско Джобс обратился к аудитории со следующими словами: «Сегодня мы представляем три революционных продукта в нашей области. Во-первых, экран, контролируемый с помощью пальцев. Во-вторых, революционная модель мобильного телефона. И в-третьих, новое средство интернет-связи. И все это выражается не в трех отдельных устройствах, а в одном устройстве под названием "Айфон"» (1). Несмотря на предсказание конкурентов о том, что «айфон» имеет

слишком высокую цену и лишен клавиш набора, чтобы иметь успех, в 2010 г. фирма «Apple» обладала 50% выручки от общемирового объема продаж мобильных устройств. Возняк отмечал: «Гений Джобса выражается в том, что он знает, как сделать вещи простыми, но это нередко достигается за счет того, что все необходимо держать под контролем» (1).

В 2007 г. Джобс приступил к воплощению в жизнь идеи «компьютера-блокнота», или «айпэда». Его не останавливало предупреждение о том, что подобное устройство предназначено лишь в качестве дополнения для богатых людей, обладающих многими другими вариантами компьютеров. Джобс исходил из того, что в портативном компьютере нет необходимости в клавиатуре, поскольку это и дорого, и громоздко. Клавиатура должна быть на сенсорном экране. Именно сенсорный экран оказывался ключевым элементом устройства. На презентации нового устройства Джобс поместил на стенде «айфон» и ноутбук и обратился к аудитории с вопросом: «Существует ли нечто среднее между ними?» В качестве основной причины создания «айпэда» Джобс указал на то обстоятельство, что «Apple» всегда стремилась быть в точке пересечения технологии и искусства. «Это место, - указывал Джобс, - где творчество обретает средство к жизни» (1). Он подчеркивал, что одной технологии недостаточно для производства инновационных продуктов. «Мы верим, - утверждал Джобс, - что технология должна быть "повенчана" с гуманитарным знанием» (1). Эту же мысль высказывал в свое время и руководитель фирмы «Полароид» Эдвин Лэнд. В этом взаимодействии есть нечто магическое. Одной из причин успеха фирмы «Apple» у потребителей Джобс называет то, что в инновациях присутствует элемент гуманитарного знания. «И великий художник, и великий инженер сходны в том, что у обоих присутствует желание выразить себя, - отмечал Джобс. -В этом смысле лучшие люди, которые работали над созданием компьютера "Макинтош", - в душе поэты и музыканты. Великие художники, такие, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, были также и великими учеными. Микеланджело, например, обладал знанием о том, как добывать камень» (1).

Обозреватель «Newsweek» Д. Лайонс отмечал: «Джобс обладает сверхъестественной способностью "выпекать" разные устройства, которые мы вначале не знаем, как использовать, но без кото-

рых впоследствии не можем жить. Такая система - это единственный путь открыть для общественности опыт "техно-дзен-буддиз-ма", которым овладел "Apple"» (1). Один журналист, Майкл Ноэр, описал следующий случай. Когда он решил воспользоваться «ай-пэдом» в сельском уголке Колумбии, к нему подошел шестилетний мальчик. Ноэр предложил ему свое устройство, и мальчик безо всякой инструкции интуитивно начал запускать на нем игру. «Стив Джобс изобрел столь могущественный компьютер, - пишет Ноэр, -что шестилетний неграмотный мальчик может воспользоваться им без инструкции. Если это не чудо, то я не знаю, что это» (1). Джобс называл «айпэды» посткомпьютерными устройствами, использование которых становится более интуитивным и простым и в которых «железо» и программное обеспечение составляют единое целое.

В 2011 г. «айпэды» продавались в мире в два раза быстрее, чем ранее «айфоны». В некотором смысле «айпэд» оказался самым успешным продуктом в истории. «Это уже революция, и она только начинается», - писали журналисты по поводу выпуска «айпэ-дов» в продажу. Выпуск «айфонов» и «айпэдов» оказал существенное влияние и на другие сферы жизни. Так, руководство известного издательства «Callaway» решило «сжечь мосты» и выпускать книги исключительно в электронном виде. Если с помощью «айпода» Джобс изменил музыкальный бизнес, то с помощью «айпэда» он начал трансформировать все средства массовой информации: от издательств и журналистики до кино и телевидения. Джобс предлагал создать телевизор, который был бы интегрирован со всеми компьютерными устройствами и с Интернетом.

Вместе с тем журналисты указывали на то обстоятельство, что в отличие от обычного компьютера в «айпэде» акцент перемещается с создания «контента» на его получение из других источников. Пользователь превращается в данном случае в пассивного потребителя. Билл Гейтс выразил убеждение в том, что, вопреки созданию «айпэда», основным средством работы останется ноутбук с клавиатурой.

В 2008 г. Джобс выдвинул новую идею под названием «айк-лауд». Согласно этой идее, персональный компьютер перестает быть средством хранения файлов. Отныне этим хранилищем становится Интернет, а пользователь обладает постоянным доступом к своим файлам, находящимся на удаленном сервере. Причем для

обладателей устройств, произведенных фирмой «Apple», этот доступ должен быть бесплатным. И даже в том случае, если пользователь случайно лишился того или иного видеофильма или музыкального произведения на устройстве «Apple», фирма обязуется восполнить эту потерю.

Древнегреческий философ Эпикур различал потребности по степени их необходимости. Согласно его учению, желания бывают: одни - естественные и необходимые (пища, еда, жилище), другие -естественные, но не необходимые (ими надо умеренно пользоваться, например, половые потребности, красивая одежда, изыски в еде), третьи - не естественные и не необходимые (их надо решительным образом преодолевать так как они вздорные - вроде желания воздвигнуть себе при жизни статую, стремление к почестям) (цит. по: 9). Будучи в юности противником идеалов «общества массового потребления», Джобс со временем создал особый «мир потребителей» продуктов своей фирмы. И это потребление не всегда обусловлено естественной необходимостью. «Стив Джобс велик, показывая, что телефон, который его фирма изготовила год назад, уже не соответствует растущим потребностям людей, - пишет Чарльз Поуп. - Как только вышла в свет новая модель телефона, купленный в прошлом году аппарат превращается в мусор. Человек суть "ничто", пока он не получит последнюю модель ("iPhone 5")! И есть что-то грустное и жалкое в том, как люди выстраиваются в течение трех дней перед фирменным магазином ("Apple"), чтобы купить глупый телефон (ой, я имею в виду "умный телефон" -smartphone), особенно если тот, который они купили год назад, работает нормально... Обещания рекламодателей сделать жизнь людей сказочной порождают нереалистичные ожидания, которые, в свою очередь, служат источником обид и разочарований» (10).

Согласно Ч. Поупу, современный человек вряд ли будет искренен, когда объявляет себя противником всяких технологий. Однако нельзя убедить его в том, что технология способна избавить от бремени быть просто человеком. «Основные контуры жизни остаются практически неизменными, - отмечает Поуп, - именно поэтому жизнь имеет свои удовольствия и боли, радости и разочарования» (10). В рамках философии утилитаризма человек оказывается лишенным своей сущности и низведенным до «человека-работника», его достоинство редуцируется к «деланию что требуется».

Когда отдельный человек, живущий в «век перемен», перестает быть полезным, общество должно от него избавиться во имя «прогресса». Согласно этой философии, «изменения - это все, прогресс -конечная цель: долой любую мудрость из прошлого (так называемые "догмы")» (10). Подобная философия может возникнуть лишь среди членов общества массового потребления, чья жизнь полна комфорта и лишена серьезных проблем. Изречение Джобса о том, что каждый «должен делать свое дело», по мнению Поупа, не распространяется на простых людей, все усилия которых направлены на добывание необходимых средств к существованию. Точно так же Поуп выражает сомнение в том, что рядовые работники фирмы «Apple» были способны, согласно принципу Джобса, «следовать внутреннему голосу и собственным чувствам», если бы эти чувства вступали в противоречие с требованиями работодателя (10).

Отдыхая в Турции, Джобс рассуждал о глобализации мира. Эта глобализация особенно проявляется на примере молодежи. «В Турции дети ведут себя так же, как и в любом другом уголке мира, - отмечал Джобс. - Меня поразило, что для молодых людей мир един. Когда мы создаем продукты, для нас не существует такого понятия, как "телефон для турок" или музыкального проигрывателя, который использовался бы только в Турции. Мы сейчас лишь один мир» (1).

В 2010 г. Джобс встречался с президентом Бараком Обамой. В разговоре с президентом он отметил то обстоятельство, как легко было построить предприятие «Apple» в Китае, указывая, что это было бы практически невозможно осуществить в США по причине существующих ограничений и избыточных затрат. Джобс подверг также критике американскую систему образования. По его мнению, все книги и учебники должны предоставляться в электронном виде с учетом индивидуальности каждого из студентов. Каждый из участников встречи поделился своими впечатлениями. Обама после встречи с Джобсом неоднократно повторял своим помощникам: «Мы должны найти способы подготовки 30 тысяч инженеров, о которых говорил Джобс» (1). По мнению Джобса: «Президент достаточно умен, но он не перестает искать причины, почему нельзя сделать ту или другую вещь» (1). Позже Джобс заявил, что он разочарован Обамой, поскольку тот не умеет проявлять жесткость по

отношению к другим людям. По мнению Джобса, в настоящее время мир нуждается в сильном лидере.

В 2003 г. во время клинического обследования у Джобса было обнаружено онкологическое заболевание. Он считал, что причиной тому была изнурительная работа, когда он совмещал руководящие посты в двух крупных фирмах - «Apple» и «Пиксар». «Согласно стандартам медицинской науки, в данном случае не было никакой серьезной альтернативы, - отмечал в 2006 г. доктор Джеффри Нортон. - Хирургическое вмешательство было единственной надеждой на благополучный исход» (8). Когда Джобсу была предложена незамедлительная операция, он ответил отказом. «Я действительно не хочу, чтобы кто-то вторгался в мое тело, -говорил Джобс. - Я сначала попробую иные способы лечения» (1). Обратной стороной способности Джобса к концентрации выступало такое качество, как стремление не замечать те вещи, которые причиняют ему беспокойство. «Магическое мышление», помогающее изменять реальность, в случае с тяжелой болезнью «не работало». В Интернете Джобс нашел такие средства, как иглоукалывание и лечение травами. Эти средства он применял в течение девяти месяцев. Преодолению болезни мешала приверженность Джобса к вегетарианству, поскольку в такой ситуации организму требовалась белковая пища. Жена и сын Джобса, будучи прежде вегетарианцами, после его болезни изменили своим привычкам, поскольку понимали, что пример употребления белковой пищи может принести ему пользу. Опыт буддистских медитаций нередко помогал Джобсу в преодолении болевых ощущений. Его жена вспоминает: «Когда он чувствовал себя действительно плохо, он просто концентрировал свое внимание на боли, проникал в нее, и боль, кажется, рассеивалась» (1). Джобс отмечал, что боль постоянно напоминает человеку о его смертности. «Я не могу составлять планы более чем на один год, - говорил Джобс. - И это плохо» (1). В процессе болезни Джобс не пытался скрывать свои эмоции. «Когда человек испытывает чувство грусти или гнева по поводу своего физического состояния, - говорил он, - скрывать эти чувства означало бы вести неестественный образ жизни» (1).

Согласно античной легенде во время чествования того или иного римского полководца перед ним неизменно шел раб, повторяющий слова: «Помни о смерти». Эти слова помогали герою ви-

деть вещи в перспективе, привить ему некоторое смирение. Джобсу о смерти напомнили врачи. «Память о том, что я скоро умру - самый важный инструмент, который помогает мне принимать сложные решения в моей жизни, - говорил Джобс в своей лекции. - Потому что все остальное - чужое мнение, вся эта гордость, вся эта боязнь смущения или провала - все эти вещи падают пред лицом смерти, оставляя лишь то, что действительно важно. Память о смерти - лучший способ избежать мыслей о том, что вам есть что терять» (2).

На презентации новой модели «айпода» в 2008 г. Джобс в интервью журналистам использовал известную шутку Марка Твена: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены» (1). Руководство «Apple» оказалось перед сложным выбором. С одной стороны, компания была обязана перед вкладчиками давать правдивую информацию о состоянии здоровья генерального директора. С другой стороны, сам генеральный директор обладал правом на защиту частной жизни от посторонних лиц. Из воспоминаний жены Джобса: «Как многие необычайно одаренные люди, Джобс не был исключительным человеком в повседневной жизни. Он не сочувствовал отдельным людям, думая, скорее, о судьбах всего человечества» (1). Доктор Лен Лихтенфильд отмечал: «.Величие Джобса проявляется в его поступках, которые он совершал, находясь в сложных обстоятельствах. Будучи тяжело больным, он обладал стойкостью воспринимать каждый день своей жизни как вызов. Он делал то, что он хотел сделать. Он сумел выполнить с успехом намеченные планы. Перед лицом неотвратимой угрозы он не терял присутствия духа» (8).

В 2009 г. Джобс был поставлен в своем штате в очередь на пересадку печени. Но существовала вероятность, что эта очередь подойдет слишком поздно, поскольку количество потенциальных доноров с его группой крови было невелико. Для пациента США нет никакой легальной возможности ускорить очередь, каким бы богатым он ни был. Каждый факт предоставления донорских органов строго проверяется, информация об их наличии регулярно публикуется на соответствующих сайтах, и каждый нуждающийся может отслеживать необходимую информацию. Однако существовала возможность встать на очередь в соседнем штате при том условии, что пациент в течение ограниченного промежутка времени должен

прибыть в нужный госпиталь. Поскольку Джобс имел личный самолет, он воспользовался этой возможностью. Когда перед началом операции Джобсу была предложена кислородная маска, он сделал попытку отказаться от нее на том основании, что его не устраивает дизайн изделия. Находясь в больнице, Джобс проявил острый интерес к достижениям в области биомедицины. Он высказал предположение о том, что в ХХ1 в. основные инновации будут на стыке биологии и технологии.

В процессе лечения встала проблема, которую Джобс успешно решал, будучи руководителем «Apple». Каждой его болезнью занимался отдельный специалист: онколог, диетолог, гематолог и т.д. Их усилия не были объединены в рамках единого подхода. Этот подход могли бы предложить генетики. Джобс оказался одним из первых 20 человек, у которых были выявлены все гены, связанные с заболеванием, и целиком была определена последовательность ДНК. На основе этой информации можно было проводить лекарственную терапию, ориентированную на конкретные больные клетки. Этот способ лечения получил название целевой молекулярной терапии. Он более эффективен, чем, например, традиционная химиотерапия.

Когда Джобс стал приходить в себя после операции, к нему были допущены коллеги по работе. «На его лице появлялось просветление всякий раз, когда разговор заходил о компании "Apple", -вспоминал исполняющий обязанности руководителя компании Тим Кук. - Это было как включение света. Он глубоко любил свое детище» (1). Несмотря на болезнь Джобса, акции компании продолжали повышаться. Кук объяснял это обстоятельство следующим образом: «В каждом подразделении фирмы мы стремились к совершенству. Мы честны по отношению к самим себе, чтобы признаваться в своих ошибках, и обладаем достаточной смелостью, чтобы их исправлять. И независимо от того, кто находится на том или ином рабочем месте, эти ценности столь укоренились в компании, что ей всегда сопутствует успех» (1). Джобс выразил пожелание, чтобы в руководимой им компании был отработан цивилизованный механизм передачи власти и чтобы подобная передача не превращалась в драму, «как в странах третьего мира» (1).

Весной 2011 г. больного Джобса посетил Билл Гейтс: они общались на протяжении трех часов. Гейтс был удивлен тем об-

стоятельством, что, несмотря на серьезную потерю в весе, Джобс не терял присущей ему энергии. Оба согласились с тем, что в настоящее время компьютеры играют незначительную роль в процессе образования по сравнению с такими сферами, как средства массовой информации или медицина. Джобс предлагал разрушить индустрию традиционных учебных пособий и заменить их электронными материалами для «айпэдов». Обращаясь к Джобсу, Гейтс сказал: «Я привык думать, что открытая модель (компьютера) будет доминировать. Однако Вы доказали, что интегративная вертикальная модель не менее великолепна. Ваша модель также успешно "работает"» (1). Позднее Гейтс добавил: «Интегративный подход демонстрировал успех, когда в руководстве стоял Стив. Но это вовсе не означает, что этот подход одержит победу в будущем» (1). Каждый из этих подходов обладал своими преимуществами. Люди, которые привыкли к свободе выбора, предпочитали открытую систему, другие отдавали предпочтение интегрированной системе, которая отличалась более простым и «дружественным» интерфейсом, большей надежностью.

Чувства Джобса, его «демонизм», стремление к совершенству, креативность, желание все контролировать были тесно связаны с его подходом к бизнесу и с выпускаемыми им продуктами. На данный момент времени стратегия Джобса оказывалась более успешной. Если в 2000 г. совокупная стоимость акций «Apple» составляла одну двадцатую часть по сравнению с «Microsoft», то в 2010 г. стоимость «Apple» превысила стоимость «Microsoft» как наиболее капиталоемкой компании в области технологий. А в сентябре 2011 г. стоимость «Apple» превышала стоимость его конкурента уже на 70%. В этом же году продажа компьютеров на базе «Windows» сократилась на 1%, в то время как продажа устройств на основе «Макинтош» выросла на 28%. Успех в бизнесе, согласно Джобсу, порой более важен, чем создание великих продуктов. «Несмотря на то, что "Microsoft" утратил свое господство, - говорил Джобс, - нельзя не отметить того, что они сделали и какая сложная задача перед ними стояла. С точки зрения бизнеса они добились определенного успеха» (1). Причину подобной утраты Джобс усматривал в том, что у «представителей "Microsoft" никогда не было в генах стремления ни к гуманитарному знанию, ни к искусству» (1).

В последние месяцы своей жизни Джобс охотно общался с автором его биографии Уолтером Исааксоном. «Я испытываю трепет по отношению к этому проекту, - отмечал Джобс. - Я хочу, чтобы мои дети знали обо мне» (1). Вместе с тем Джобс допускал, что не все в этой книге может ему понравиться, и это естественное положение вещей. Подводя итог деятельности Стива Джобса, следует отметить, что, хотя он не изобрел собственноручно многие вещи, которые связывают с ним, у него была необычайная способность соединять идеи, лежащие на границе искусства и технологии. Именно в этом смысле можно говорить о том, что он изобретал будущее. Некоторые выдающиеся люди выдвигают инновации крупного масштаба, другие выявляют необычные новые детали. Джобс делал и то, и другое. Он был гением. Прыжки его воображения были интуитивны, непредсказуемы и подчас волшебны. Джобс олицетворял тот тип людей, который математик Марк Кэк назвал «магическим гением»: тот, чья интуиция превосходила возможности обычных мыслительных процессов. Многие называют его бизнесменом века и ставят рядом с такими именами, как Эдисон и Форд. «Все, что я сделал, обусловлено достижениями наших предшественников, на плечах которых мы стоим, - говорил Джобс. - И большинство из нас стремится внести свой вклад в культурный фонд человечества. Мы пытаемся использовать свой талант, чтобы выразить свои глубокие чувства» (1).

Джобс не разделял позиции, согласно которой производитель должен предлагать именно то, что хочет потребитель. Джобс стремился предложить пользователю то, что он лишь собирается пожелать. Генри Форд однажды сказал: «Если бы я спросил потребителей, что они хотят, то получил бы ответ: "Более быстрого коня"». Согласно Джобсу, люди не знают точно, что они хотят, пока им это не покажешь.

Что касается веры в Бога, то Джобс утверждал: «Я верю и не верю в Бога приблизительно 50 на 50 процентов. Большую часть своей жизни я чувствовал, что существует нечто большее, чем видимый нами мир» (1). В период болезни он переосмыслил свое отношение к загробной жизни. «Я готов признать, - отмечал Джобс, -что после смерти человека нечто остается жить. Было бы странно, что весь накопленный человеком опыт и мудрость уходят в никуда» (1).

В своей деятельности С. Джобс руководствовался следующими принципами.

Принцип 1: «Делайте то, что любите». Стив Джобс всю свою жизнь следовал голосу сердца, и это, по его словам, существенно все изменило.

Принцип 2: «Оставьте след во Вселенной». Джобс привлекает людей со схожим образом мышления, которые разделяют его идеи и помогают превратить их в инновации, изменяющие мир. Страсть наполняет топливом ракету «Apple», а замыслы Джобса дают направление.

Принцип 3: «Встряхните ваше сознание». Инновации не существуют без творчества, и для Стива Джобса творчество - это процесс объединения вещей. Джобс считает, что широкий набор впечатлений расширяет наше понимание человеческого опыта.

Принцип 4: «Продавайте мечты, а не продукты». Для Джобса люди, покупающие продукты «Apple», - не потребители. Это люди с мечтами, надеждами и амбициями. Джобс создает продукты, чтобы помочь людям воплотить свои мечты.

Принцип 5: «Скажите "нет" тысяче вещей». Согласно Джобсу, простота - это самое сложное. Начиная с дизайна плеера «iPod» и заканчивая интерфейсом смартфона «iPhone», начиная с упаковки продуктов «Apple» и заканчивая функциональностью сайта «Apple», инновации означают отказ от всего лишнего, чтобы нужное могло говорить.

Принцип 6: «Создайте безумно великий опыт». Джобс сделал сеть розничных магазинов «Apple Store» золотым стандартом работы с покупателями. «Apple Store» стали лучшими в мире магазинами розничной торговли благодаря введению простых инноваций, перенять которые может любое предприятие, чтобы создать глубокие, продолжительные эмоциональные связи со своими клиентами.

Принцип 7: «Овладейте посланием». Джобс - самый выдающийся корпоративный рассказчик в мире, который превращает презентацию продуктов в настоящее шоу. У вас могут быть самые инновационные идеи в мире, но если вы не можете взволновать ими людей, ваши достижения не имеют значения (2, с. 23-24).

По свидетельству В. Пострел, в начале 1980-х годов в Америке бизнесмен представлялся неким безликим существом, лишен-

ным каких бы то ни было эмоций. В общественном мнении тех лет бизнес представлялся скучным, безличностным и даже подозрительным занятием. Этот стереотип был преодолен благодаря двум предпринимателям - Стиву Джобсу и Стефену Возняку, которые в свои 20 с небольшим лет стали героями, примером для подражания. Стремление к удовольствию и самовыражению, которое социолог Дэниэл Белл называл «культурным противоречием капитализма», превратилось в важнейший мотив предпринимательской деятельности. В 1980-е годы бизнес уже включает в себя чувства и личность предпринимателя, это область деятельности, которая может удивлять людей. Представление о бизнесмене как о лояльном по отношению к компании сотруднике сменилось образом яркого, высокомерного молодого человека, не успевшего закончить высшее учебное заведение. Бизнес стал в большей степени, чем спорт или мода, предметом публичных разговоров, источник растущего интереса людей, способом выражения личных предпочтений. Культурные и даже религиозные войны между поклонниками «Microsoft» и «Apple» были немыслимы в 1960-1970-е годы так же, как и появление на публике без галстука руководителя крупной компании. Теперь люди, далекие от бизнеса, способны судить о том, какой стратегии следует придерживаться таким компаниям, как «Apple», «Microsoft» или «General Motors». «Философия Стива Джобса, - пишет В. Пострел, - способна вдохновлять людей на великие дела и вселять надежду на возможность самореализации» (6).

Стив Джобс был не только превосходным бизнесменом, который создал невероятный мир продуктов, существенно изменивших мир. Он был философом-практиком, и его философия служила источником его успехов и счастья. «Быть самым богатым человеком на кладбище не имеет значения для меня, - говорил он. - Ложась спать, ночью подумайте, что замечательное вы сделали. Вот что важно для каждого человека» (4).

Делать что-то удивительное, по мнению Джобса, не означает делать то, что другие считают достойным. Необходимо совершать то, что человек любит, и делать профессиональную карьеру, чтобы стать счастливым. Джобс утверждал: «Ваша работа заполняет большую часть вашей жизни, и единственный способ быть полностью довольным жизнью - это делать то, что человек считает великим делом. Единственный способ делать великие дела - это любить

то, что вы делаете. Если вы еще не нашли своего дела, ищите, не останавливайтесь. Как и в сердечных делах, вы узнаете, когда найдете. И как любые хорошие отношения, они с годами становятся все лучше и лучше. Поэтому ищите, пока не найдете» (4).

Чтобы добиться успеха в выбранной карьере, считает Джобс, человек не должен принимать идеи без их истинного понимания. «Чтобы сделать нечто достойное, необходимо добиться этого. Человек должен овладеть знанием по своей специальности. Истинное понимание невозможно без внутренней убежденности в том, что ты делаешь. Любую пищу следует пережевывать, а не только быстро глотать. Большинству людей не хватает для этого времени» (4).

Джобс указывает на то, что Айн Рэнд называет «вторичным знанием»: бездумное принятие мнения других людей. Джобс делает акцент на беспристрастность, или независимость мышления. Ему ближе ориентация не на мнение других, а на то, как человек сам видит реальность. «Не попадайте в ловушку догмы, которая учит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос», - советовал Джобс.

Взгляды Джобса не были произвольными или случайными, они были основаны на признании независимой реальности, ценности человеческой жизни и неизбежности смерти. Он объяснил так: «Никто не хочет умирать. Даже люди, которые стремятся попасть на небеса, не хотят умирать, чтобы достичь этой цели. И все же смерть неотвратима для всех людей. Никто никогда не смог избежать ее. И так и должно быть, потому что смерть, наверное, - самое лучше изобретение жизни. Это средство видоизменения жизни» (4).

Когда Джобсу было 17 лет, он запомнил цитату: «Если вы живете каждый день так, как будто он последний, когда-нибудь вы окажетесь правы». Эти слова произвели на него глубокое впечатление. И с тех пор на протяжении 33 лет он смотрел в зеркало каждый день и спрашивал себя: «Если бы сегодня был последний день моей жизни, я хотел бы сделать то, что я собираюсь сделать сегодня?» И как только на протяжении нескольких дней подряд ответом было «нет», он знал, что нужно что-то менять.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в своих философских размышлениях Джобс подчеркивал, что самое главное - это разобраться, что вы любите делать, страстно работать в этой области, посвятить себя полному

овладению выбранной специальностью, всегда опираться на свои собственные суждения, контролировать то, как вы проводите свое время, постоянно регулируя свою деятельность в целях достижения максимально возможного счастья.

Нетрудно убедиться, что свои идеи Джобс с успехом применял в жизни. Крейг Биддл выражает надежду на то, что философия успеха Джобса способна найти столь же широкое применение, как и его «материальные продукты» (4).

Список литературы

1. Isaacson W. Steve Jobs. - Mode of access: http://authors.simonandschuster.com/ Walter-Isaacson (last download: 11.07.12).

2. Галло К. Правила Джобса. Универсальные принципы успеха от лидера «Apple». -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 240 с.

3. Оставайтесь голодными... (Речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета). - Mode of access: http://www.n-education.ru/ community/articles/general/6.html (last download: 11.07.12).

4. Biddle C. Steve Jobs' philosophy of life. - Mode of access: http://www.theobjecti vestandard.com/blog/index.php/2011/10/steve-jobs-philosophy-of-life/ (last download: 11.07.12).

5. Kuang K. The 6 pillars of Steve Jobs's design philosophy. - Mode of access: http://www.fastcodesign.com/1665375/the-6-pillars-of-steve-jobss-design-philosophy (last download: 11.07.12).

6. Postrel V. The inspiring philosophy of Steve Jobs. - Mode of access: http://www.realclearpolitics.com/2011/10/06/the_inspiring_philosophy_of_steve_jo bs_264881.html (last download: 11.07.12).

7. Aliferis L. Steve Jobs' «think different» philosophy included approach to cancer treatment. - Mode of access: http://blogs.kqed.org/newsfix/2011/10/07/steve-jobs-think-different-philosophy-included-approach-to-cancer-treatment/ (last download: 11.07.12).

8. James S.D. Steve Jobs' mantra rooted in Buddhism: Focus and simplicity. - Mode of access: http://abcnews.go.com/Health/steve-jobs-buddhism-guided-life-mantra-focus-simplicity/story?id= 14682458#.T_24OnUuMw8 (last download: 11.07.12).

9. Учение Эпикура. - Режим доступа: http://www.abccba.ru/abc9.php (дата последнего обращения: 11.07.12).

10. Pope Ch. Jobsonian philosophy? An assessment of the secular philosophy of Steve Jobs and other modern techophiles. - Mode of access: http://blog.adw.org/2011/10/ jobsonian-philosophy-an-assessment-of-the-substitutional-philosophy-of-steve-jobs/ (last download: 11.07.12).

11. Steve Jobs - philosophy, psychology and legacy. - Mode of access: http://www. theoligarch.com/steve_jobs_walter_isaacson_book_review.htm (last download: 11.07.12).

2012.04.009. БУМГАРНЕР М. СОЦИАЛИЗМ: НОВЫЙ

МАНИФЕСТ.

BUMGARNER M. Socialism: A new manifesto. - Princeton, Oxford: Princeton university press, 2010. - 157 p.

В своей работе британский социальный философ М. Бумгар-нер ставит вопрос о будущем социализма. Автор с самого начала определяет те две основные причины, по которым пролетарские революционеры ранее не смогли создать социалистическое общество. Во-первых, к моменту совершения пролетарских революций, вопреки марксистским принципам, даже в ближайшей перспективе не было видно признаков нового способа производства, не говоря уже о том, чтобы он в общих чертах сформировался в недрах старого (как это, например, было в случае со сменой феодализма капитализмом). Во-вторых, марксисты ошибочно определили пролетариат в качестве основного революционного субъекта.

Данную ошибку допустил непосредственно Маркс. Она тем более удивительна, что Маркс здесь отошел от канонов созданной им же методологии. Если разобраться, то она предполагает, что революционный субъект должен появиться, условно говоря, вне системы. Не рабы уничтожили рабство, и не крестьяне - феодализм. Точно так же не пролетариат должен был стать могильщиком буржуазии. Однако Бумгарнер пытается реконструировать рассуждения Маркса. По Бумгарнеру, ошибка Маркса связана с тем, что он в середине XIX в. просто не обнаружил вокруг себя класса, который, подобно буржуазии в феодальном обществе, существовал бы вне основного экономического уклада и представлял бы новый способ производства. В такой ситуации Маркс вынужден был исходить из того, что есть, и обратил свой взор на наименее заинтересованный в капитализме класс - пролетариат. Маркс предполагал, что рабочие, не заинтересованные в своем статусе наемных работников, взяв власть, приложат усилия к тому, чтобы изменить условия своего труда и сам способ производства.

Надежды Маркса не сбылись, и он, как считает Бумгарнер, пострадал за свою непоследовательность. При этом, по мнению автора, Маркс был на правильном пути. Он вовсе не собирался аб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.