УДК 331.1
СТИМУЛЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОИ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ: ПОИСК НЕФОРМАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
© А. В. Асадуллина1, А. Г. Шестакович2*, А. В. Янгиров3
1Уфимский государственный авиационный технический университет Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. К. Маркса, 12.
2Уфимский государственный университет экономики и сервиса Россия, Республика Башкортостан, 450078 г. Уфа, ул. Чернышевского, 145.
3Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. К. Маркса, 3/4.
Тел/факс: +7 (347) 229 96 06.
*Email: [email protected]
Статья посвящена поиску механизмов торможения инновационного развития экономики России в качестве ее неформальных институтов, в менталитете населения, в индивидуальных качествах инноваторов. Проведен анализ биографий известных изобретателей, как успешных в доведении своих изобретений до коммерческой реализации, так и тех, которые не довели изобретения до промышленного производства и финансового результата. Выявлены общие и отличающие черты характера тех и других инноваторов. Сделан вывод, что к общим чертам относятся креативность, трудолюбие и целеустремленность. Это необходимые и достаточные качества для изобретателя, но не достаточные для инноватора, доводящего изобретение до коммерческого результата. Последние обладают также лидерскими и организаторскими способностями, готовностью идти на риск. Сделаны рекомендации о необходимости реформирования неформальных институтов России в системе образования.
Ключевые слова: инновационное развитие, стимулы развития, неформальные институты, человеческий капитал, система высшего образования.
Проблематике развития инновационной экономики в России посвящено большое количество научных работ (см. например: [1-3]). Государством, бизнесом и университетами осуществляются многочисленные проекты, направленные на усиление инновационной составляющей экономики страны. Наиболее известным среди них является проект «Сколково», который, в свою очередь, на базе сетевой работы, вовлекает в свою деятельность наиболее передовые университеты по стране. Однако, несмотря на реализацию этого мегапроекта, многочисленных региональных проектов развития технопарков и деятельности венчурных фондов и НИИ, способствующих инновационному развитию отечественной экономики, желаемого перелома с сырьевой направленностью экономики России не произошло.
Очевидно, существуют ряд проблем, препятствующих качественному изменению экономики страны. Среди них можно выделить высокий уровень трансакционных издержек при реформировании экономики, наличие институциональных ловушек, отсутствие спроса на инновации [2].
Мы в этой статье обсудим неформальные институты, участвующие в процессе инновационной деятельности и формирования предпосылок к ней. Важность учета неформальных институтов в понимании экономического поведения людей вытекает из концепции ограниченной рациональности индивидов, восходящей к работам Г. Саймона [4-5]. За последние десятилетия это направление получило бурное развитие, осуществляются попытки постро-
ения моделей поведения экономических систем на основе особенностей в ограниченной рациональности разных индивидов и групп индивидов [6].
Представляется продуктивным исследование с точки зрения концепции ограниченной рациональности индивидов также вопросов инновационной деятельности. Например, в [7] рассмотрен вопрос о роли руководителя университета как организационной системы, генерирующей инновации и формирующей человеческий капитал, ориентированный на инновационную деятельность. В работе показано, что университеты, достигшие в мире наибольших результатов и занимающие верхние позиции в мировом рейтинге университетов, как правило, возглавляются представителями гуманитарных и общественных наук, а не точных и естественных (последнее типично для России). Этот парадоксальный результат показывает целесообразность поиска причин инновационного отставания России в сфере формирования человеческого капитала, в системе образования как формирователя мышления и культуры [8-9]. С этой точки зрения чрезвычайно важным представляется развитие сферы образования и особенно сферы высшего образования как системы формирования необходимых для успешной инновационной деятельности качеств [10].
Становится очевидным, что одной из причин отставания России от развитых стран является отсутствие особой бизнескультуры, особого типа менталитета - менталитета современного изобретателя с присущими ему чертами характера. Мы ре-
шили проанализировать автобиографии известных зарубежных и отечественных изобретателей в целях поиска неформальных норм, определяющих эффективную инновационную деятельность индивида.
Изучая автобиографии таких новаторов, как Стив Джобс, Билл Гейтс, необходимо сразу отметить тот факт, что эти исследователи, успешные бизнесмены, лидеры добились успеха самостоятельно без какой-либо специальной поддержки со стороны государства, что обычно ожидается в отечественной литературе. Что же привело их к успеху?!
В свое время Гейтс со своим другом по восемнадцать часов в сутки работали в лаборатории Гарварда - разрабатывая программу на Бейсике, что явно указывает на трудолюбие этого человека, на его высокую трудоспособность, настойчивость, целеустремленность [11]. Параллельно Гейтс занимался организацией своей компании «Майкрософт», что говорит о его организаторских способностях. Но самым отличительным его качеством можно признать острое чувство соперничества. Стремление быть первым на протяжении всей жизни берет над ним верх, в одиннадцать лет он мечтал выиграть местный конкурс, организованный пастором, для чего необходимо было выучить проповедь, состоящую из трех глав, что он сделал безупречно. В настоящее время, будучи уже успешным миллиардером, он продолжает соперничать в различных сферах. Известно, что Гейтс соревнуется даже в том, кто лучше устроит проведение различного рода мероприятий (вечеринок). Всепоглощающее стремление к успеху движет этим человеком. Интересно, что сам изобретатель считает свое поведение нормой, в то время как среднестатистическому индивиду оно представляется крайностью и даже странностью.
Что же касается Стива Джобса, то здесь иная ситуация. Стив Джобс, как и Билл Гейтс, отличается высокой трудоспособностью, целеустремленностью, решительностью, что доказывается тем фактом, что он со своим другом Стивеном Возняком сутками работали в родительском гараже, разрабатывая так называемые «синие коробки», специальные устройства, позволявшие производить бесплатные звонки на дальние расстояния [12]. Его настойчивость, рискованность наглядно прослеживается в случае, когда для изготовления компьютеров новой компании, организованной Стивом, требовались детали, и изобретателю удалось уговорить поставщиков предоставить эти детали в кредит на 30 дней, а уже через 10 дней компания смогла рассчитаться с этим кредитом. Отличительной особенностью Стива Джобса являлось огромное желание заработать деньги. Все, что он делал, он делал ради денег. Мысль иметь у себя личный компьютер поразила Джобса, и он убедил своего друга заняться созданием компьютеров с целью их продажи и получения с этого денежных средств. Стив Джобс -выходец из бедной семьи, его мать Джоанна Шибл
из-за бедственного экономического положения отдала ребенка на усыновление, когда ему была всего неделя. Его приемные родители работали обычными наемными работниками: мать - бухгалтер, отец -механик. Детство сформировало в Джобсе огромное желание заработать деньги.
Данные факты из биографий этих успешных изобретателей позволяют увидеть у Билла Гейтса и Стива Джобса общие черты: это целеустремленные и энергичные люди, подверженные сильным эмоциям, склонные к риску, уверенные в себе, решительные и находчивые в достижении целей. Эти изобретатели заставили свои идеи работать на них и приносить им доход.
Главным отличием Билла Гейтса от Стива Джобса является в различное отношение к деньгам: Билла Гейтса никогда не интересовали деньги, в то время как Стив Джобс делал все, чтобы заработать. Для Джобса мотивацией его действий были деньги, для Гейтса - самовыражение, стремление быть первым в соревновании. Достигнутый ими успех показывает нам, что и то и другое одинаково хорошо работает.
Для иллюстрации неэффективной модели поведения, проявления неэффективных качеств характера можно рассмотреть процесс внедрения радио. Сразу несколько ученых пришли к данному изобретению, среди которых российский ученый Александр Попов, итальянский ученый Гульермо Маркони и другие. Первым, кто продемонстрировал самостоятельно сконструированный радиоприемник, стал А. Попов в 1895 г. Свое изобретение ученый демонстрировал публично и остановился на этом, не стал продвигать его дальше, в промышленное производство и массовое использование [13].
Ту же схему радиоприема сигнала на расстоянии применил и Г. Маркони, но он в отличие от А. Попова запатентовал изобретение в 1886 г., официально закрепив свое первенство в изобретении. Итальянскому ученому удалось не только юридически закрепить авторство за собой, но и продать свою идею, создать потребность в радио. Первые попытки рекламирования радиоприемника вызвали насмешки, но вскоре после долгих уговоров на аппарат обратил внимание старший инженер Британской почтовой службы Уильям Прис, у которого стояла задача - решить проблему связи с дальними маяками. Эксперимент, продемонстрированный Маркони, прошел успешно, и у него появился первый заступник. Вторым стал Генри Джексон -капитан, перед которым также стояла проблема коммуникации с кораблями в открытом море. При поддержке этих людей Маркони в 1897 г. организовал акционерное общество и начал продавать услуги связи.
Что помешало отечественному ученому Попову запатентовать свой продукт и внедрить его таким образом, как это сделал Маркони? На фоне успешного внедрения Маркони достижения Алек-
сандра Степановича Попова внедрить свои радиоустройства не выглядят впечатляющими. А. Попов и Г. Маркони абсолютно разные по темпераменту, мировоззрению, целеустремленности личности. Г. Маркони был решительным, настойчивым, целеустремленным соперником А. Попова. Попов был человеком очень скромным и не думал патентовать свое изобретение - он шел в ногу с Фарадеем, Максвеллом и Герцем, никогда не патентовавшими своих изобретений и считавших их достоянием науки, достоянием всего человечества. В нем явно отсутствовало такое качество, как настойчивость, чувство соперничества. Маркони же, в свою очередь, твердо стал «патентодержателем», изобретателем американского образца - образца Эдисона, Белла и Вестингауза. С помощью своей настойчивости он сумел убедить английских промышленников в необходимости создания компании по эксплуатации его изобретения. Компания обладала большими капиталами и благодаря невероятной энергии самого Маркони процветала.
Есть и примеры успешных инноваторов в нашей стране. Рассмотрим черты характера ученого советского периода, выдающего изобретателя, конструктора С. П. Королева (1906-1966). Уже в 16 лет он был одержим исследованиями в области авиации [14]. Успешно окончив Московское высшее техническое училище, возглавил Научный технический совет группы изучения реактивного движения. Королева на протяжении всей жизни интересовало все исключительно новое, непознанное. В 26 лет он становится заместителем директора Реактивного научно-исследовательского института, но вскоре в 1934 г. его снимают с этой должности в отсутствии
должной поддержки. Он не отчаялся, а продолжил свои исследования, сосредоточив все усилия на создании крылатых ракет, будучи простым инженером института.
Королев был одержим своей идеей, и для него не имело значения, в какой должности он будет работать над своими изобретениями, он целеустремленно шел к своей цели. Таким образом, в его характере явно выражены такие черты, как целеустремленность, решительность, настойчивость, трудолюбие, желание довести начатое дело до конца, которые в последующем приводят ученого к наиболее выдающейся его заслуге -полету человека в космос. Он был уникальным конструктором, был буквально зациклен на новизне своих замыслов, все испытания всегда проводил лично и нес риск и ответственность за результаты их проведения. Королев был способен сплотить, вдохновить и заставить работать любой коллектив. Он быстро и четко выполнял все расчеты, интуитивно из многих вариантов выбирал единственный верный. Основная его миссия была открывать новые горизонты научно -технического прогресса, и никакие трудности в жизни, даже арест в 1938 г. по обвинению в участии в контрреволюционной организации, не помешали ему выполнять ее.
Учитывая все изложенное, можно для каждого рассматриваемого инноватора выделить свойственные ему черты характера, которые повлияли на их успех или наоборот, препятствовали ему. В систематизированном виде они представлены в табл.
Таблица
Свод качеств известных инноваторов
Инноватор Качества
Стив Джобс Стремление к деньгам, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, находчивость, рискованность, решительность, креативность, стремление к самовыражению, организованность
Билл Гейтс Соперничество, стремление к самовыражению, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, решительность, рискованность, креативность, организованность, организаторские способности
А. С. Попов Целеустремленность, скромность, осторожность, трудолюбие
Г. Маркони Целеустремленность, стремление к самовыражению, настойчивость, рискованность, решительность, организованность, креативность, соперничество, стремление к деньгам, находчивость
С. П. Королев Целеустремленность, стремление к самовыражению, трудолюбие, интуитивность, лидерство, креативность, рискованность, решительность, настойчивость, организованность
Обсудим подробнее качества инноваторов, приведенные в таблице, на основе определений, данных в [15-18].
Стремление к самовыражению. Самовыражение, по определению, является воплощением внутреннего мира человека во внешнем. Проявление своих идей в материальном мире с учетом своего индивидуального мировосприятия. По мнению Оскара Уайльда, английского философа, люди все чаще боятся самих себя, они забыли, что высший долг - это долг перед
самим собой. Стремление к самовыражению заложено в нас на генетическом уровне и стоит в ряду с бытовыми повседневными потребностями, например, утолить голод, жажду и пр. Однако это качество может быть компенсировано в значительной степени и даже подавлено таким качеством, как скромность, желание быть незаметным.
Целеустремленность представляет собой сознательную и активную направленность индивида на определенный результат деятельности. Целе-
устремленность выступает важнейшим мотиваци-онно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Целеустремленный человек имеет ясные личные цели, точно знает, чего хочет и куда идет [15]. Это качество также является одним из важнейших в портрете инноватора.
Готовность идти на риск. Инновационная деятельность сопровождается рисками, и полностью избежать риска в данном случае невозможно, нужно понимать, что риск и инновации - это два взаимосвязанных термина. Риск заключается в том, что фирмы могут понести потери при вложении средств в производство новой продукции, которая, возможно, не найдет ожидаемого спроса на рынке. Поэтому инноватор должен быть готовым идти на риск при реализации своих идей.
Креативность - творческие способности индивида порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Среди интеллектуальных способностей выделена в особый тип. Согласно А. Маслоу, это творческая направленность, врожденно свойственна всем, но теряемая большинством под воздействием среды [16]. Так вот в России нужно создать такую среду институциональную, чтобы российские ученые проявили максимально данную способность в жизни.
Трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности (ярко выражена у Билла Гейтса). Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результат своего труда [17].
Умение организовать как себя, так и коллектив. Немаловажно для инноватора иметь данную черту характера. Инновационная деятельность включает в себя не только наличие новой идеи, но и теоретические, практические, экспериментальные, опытно-конструкторские работы. При внедрении нового продукта могут потребоваться знания из разных отраслей: математических, физических, химических, психологических, экономических, социальных. Такой симбиоз знаний сложно представить в одном лице, необходима правильно организованная команда, что является не менее важной составляющей успеха инновации.
Настойчивость - личностное волевое качество, характеризуемое способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия, направленное на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение осуществления цели. Большую роль в воспитании настойчивости играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. Для воспитания настойчивости требуются дела, выполняемые в длительные сроки [18].
Анализ таблицы качеств изобретателй позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, видно, что все инноваторы, ставшие таковыми благодаря открытию чего-то нового, обладали общими чертами, выделяющими их среди большинства людей. Прежде всего, это креативность, позволяющая генерировать новые мысли. Благодаря сочетанию креативности с трудолюбием и целеустремленно-
стью этим исследователям удавалось решить научно-техническую часть инновационной задачи. Во-вторых, видно, что только часть из изобретателей доводят свои открытия до практического применения и коммерческого результата. Здесь им помогают такие качества, как стремление заработать деньги и желание быть первым (оба противоречат такому качеству, как скромность, характерному не только А. C. Попову, но и менталитету всего российского общества). Кроме того, для успешной реализации инновации необходимы лидерские и организаторские качества, готовность идти на риск (предпринимательские качества).
Очевидно, развитие этих неформальных институтов российского общества позволит создать стимулы развития столь необходимого для нашей страны инновационного качества отечественной экономики. Трансформация неформальных институтов в нужном направлении должна происходить, очевидно, главным образом в системе образования.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ №13-06-00329.
ЛИТЕРАТУРА
1. Синергия пространства: региональные инновационные системы, кластеры и перетоки знания. М: Ойкумена, 2012. 760 с.
2. Валентей С. Д. Экономика инноваций и проблемы ее формирования // Наука и практика. 2012. .№1(7). С. 51-58.
3. Ермакова Ж. А. Инновационные кластеры как приоритет промышленной политики региона // Российское предпринимательство. 2012. №22 (220). С. 167-173.
4. Зулькарнай И. У. Предельная полезность и полезность единицы блага в условиях ограниченной рациональности индивидов // Известия Уфимского научного центра РАН. 2012. №1. С. 51-57.
5. Саймон Г. А. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. Вып. 3. С. 16-38.
6. Зулькарнай И. У. Государство и ограниченная рациональность населения: формализованные модели. М.: Наука, 2014. 230 с.
7. Шестакович А. Г. Роль руководителя в процессе развития вуза: опыт передовых университетов // Экономика и управление. 2014. №3. С. 100-103.
8. Зулькарнай И. У., Ислакаева Г. Р. Анализ межрегиональных различий в предоставлении услуг высшего образования федеральным центром // Экономический анализ: теория и практика. 2010. №13. С. 29-33.
9. Стародубова А. Г. Роль института образования в развитии инновационной экономики в России // Дискуссия. 2013. №4. С. 62-68.
10. Ислакаева Г. Р., Зулькарнай И. У. Результативность региональной политики в сфере высшего профессионального образования // Известия Уфимского научного центра РАН. 2012. №1. С. 39-45.
11. Биография Билла Гейтса // Истории успеха. 2009. URL: http://stories-of success.ru/biografiya_billa_geitsa
12. Биография Стива Джобса // Истории успеха. 2009. URL: http://stories-of-success.ru/biografiya_stiva_dzhobsa
13. Изобретение радио // Библиотека юного исследователя. 2011. URL: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st039. shtml
14. Биография С. П. Королева // Инженеры и конструкторы. 2011. URL: http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/sergey-korolev/bio
15. Коновалова С. А. Трудолюбие и целеустремленность -гарантия успеха. URL: http://jurfak.spb.ru/magazine/jurist/ article.asp?artID=632.
16. Вишняков С. М. Ключевые понятия и термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО. 1999. 486 с.
17. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: Харвест, 1998. 688 с.
18. Карпенко А., Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. Ростов н/Д: Феникс. 1998. 564 с.
Поступила в редакцию 01.12.2014 г.
INCENTIVES FOR INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT IN RUSSIA: LOOKING FOR INFORMAL INSTITUTIONS
© A. V. Asadullina1, A. G. Shestakovich2*, A. V. Yangirov3
1Ufa State Aviation Technical University 12 Karl Marx St., 450000 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
2Ufa State University of Economics and Service 145 Chernyshevsky St., 450078 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
3Bashkir State University 3/4 Karl Marx St., 450054 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 229 96 06.
Email: [email protected]
The article is devoted to searching mechanisms of inhibition for innovative economic development in Russia in part of informal institutions such as mentality, individual specifics of those who are successful innovators. Authors conducted analysis of biographies of famous inventors, as those who are successful in getting commercial realization and those who did not go to industrial production and finance income. There are such names as Alexander Popov, Guglielmo Marconi, Steve Jobs, Henry Gates, Sergei Korolev in this list. Authors asked questions such as why Guglielmo Marconi was successful in getting financial result from the invention of radio when Alexander Popov did not. To answer this question a factor analysis was conducted. Common and different specifies of both groups of inventors were made known. A conclusion is made that common specifies include creativity, industriousness and purpose-fulness. These are necessarily and sufficient conditions for an inventor but are not sufficient for an innovator, who lead an innovation up to the financial result. The last ones have also leader and organizational skills and are risk prone. Basing of these findings authors developed an institutional portrait of a successful innovator. Some elements of this portrait are optional: Henry Gates wanted to be a leader in all what he did, whereas Steve Jobs wanted to overcome financial dependence, but both drivers helped them to get the same result: their inventions became bestseller products. It was revealed that Alexander Popov did not have two very important character traits that Marconi and Korolev had: the last ones were risky and had organizational skills. There are recommendations about reforming informal institutions in Russia through the system of education in the article.
Keywords: innovative development, incentives for development, informal institutions, human capital, system of higher education.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Sinergiya prostranstva: regional'nye innovatsionnye sistemy, klastery i peretoki znaniya [Synergy of Space: Regional Innovation Systems, Clusters and Knowledge Flows]. Moscow: Oikumena, 2012.
2. Valentei S. D. Nauka i praktika. 2012. No. 1(7). Pp. 51-58.
3. Ermakova Zh. A. Rossiiskoe predprinimatel'stvo. 2012. No. 22 (220). Pp. 167-173.
4. Zul'karnai I. U. Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN. 2012. No. 1. Pp. 51-57.
5. Saimon G. A. THESIS. 1993. No. 3. Pp. 16-38.
6. Zul'karnai I. U. Gosudarstvo i ogranichennaya ratsional'nost' naseleniya: formalizovannye modeli [The State and the Limited Rationality of the Population: Formalized Models]. Moscow: Nauka, 2014.
7. Shestakovich A. G. Ekonomika i upravlenie. 2014. No. 3. Pp. 100-103.
8. Zul'karnai I. U., Islakaeva G. R. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. 2010. No. 13. Pp. 29-33.
9. Starodubova A. G. Diskussiya. 2013. No. 4. Pp. 62-68.
10. Islakaeva G. R., Zul'karnai I. U. Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN. 2012. No. 1. Pp. 39-45.
11. Biografiya Billa Geit-sa Istorii uspekha. 2009. URL: http://stories-of success.ru/biografiya_billa_geitsa
12. Biografiya Stiva Dzhobsa Istorii uspekha. 2009. URL: http://stories-of-success.ru/biografiya_stiva_dzhobsa
13. Izobretenie radio Biblioteka yunogo issledovatelya. 2011. URL: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st039.shtml
14. Biografiya S. P. Koroleva Inzhenery i konstruktory. 2011. URL: http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/sergey-korolev/bio
15. Konovalova S. A. Trudolyubie i tseleustremlennosf - garantiya uspekha. URL: http://jurfak.spb.ru/magazine/juris1/article.asp?artID=632.
16. Vishnyakov S. M. Klyuchevye ponyatiya i terminy, aktual'naya leksika [Key Concepts and Terms, Actual Vocabulary]. Moscow: NMTs SPO. 1999.
17. Golovin S. Yu. Slovar' prakticheskogo psikhologa [Dictionary of Practical Psychologist]. Moscow: Kharvest, 1998.
18. Karpenko A., Petrovskii A. V., Yaroshevskii M. G. Kratkii psikhologicheskii slovar' [Concise Psychological Dictionary]. Rostov n/D: Feniks. 1998.
Received 01.12.2014.