Научная статья на тему 'Оценка личностного компонента предпринимательского потенциала'

Оценка личностного компонента предпринимательского потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ИННОВАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОЦЕНКА / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEUR / INNOVATION / PERSONALITY COMPONENT / ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестакович А.Г.

В статье рассматривается проблема формирования предпринимательской среды, ориентированной на инновационную деятельность и характеризуемой личностными, экономическими и организационно-управленческими компонентами. Литература, посвященная инновационному предпринимательству, в основном исследует экономический и организационно-управленческий его компоненты, обсуждение же личностного компонента в основном ведется в контексте организационно-экономических условий предпринимательской деятельности. В этой связи исследование различных аспектов личностного компонента предпринимательского потенциала в контексте инновационной деятельности представляется актуальной задачей. В статье дана количественная оценка развития личностного компонента предпринимательства, представленная в виде индекса развития характерологических свойств предпринимателя-инноватора, равному 7. 136, с помощью которого можно целенаправленно проводить подготовку инновационно-ориентированных предпринимателей, осуществляя соответствующую региональную политику в сфере высшего образования. Эти меры, а также меры мотивационного характера позволят сформировать эффективную личностную компоненту предпринимательского потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF THE PERSONALITY COMPONENT OF ENTREPRENEURIAL POTENTIAL

The problem of forming entrepreneurial environment oriented to innovative activity and characterized by personality, economic, organizing and managerial components is considered in the article. The literature devoted to innovative entrepreneurship mainly studies economic, organizing and managerial components, while discussing the personality component is conducted only in the context of organizing and economic conditions of entrepreneurial activity. In this connection, the research of various aspects of personality component of entrepreneurial potential in the context of innovative activity is an urgent task. The quantitative estimation of the development of personality component of entrepreneurship has been given in the article. It is represented in the form of the index of development of an entrepreneur innovator’s characterological characteristics, which equals to 7.136 and with the help of which one can train purposively innovation-oriented entrepreneurs, realizing proper regional policy in the sphere of higher education. These measures as well as the measures of motivating character will allow to form efficient personality component of entrepreneurial potential.

Текст научной работы на тему «Оценка личностного компонента предпринимательского потенциала»

УДК 339.13

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

© А. Г. Шестакович

Уфимский государственный университет экономики и сервиса Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Чернышевского, 145.

Email: ef_dekanat@mail.ru В статье рассматривается проблема формирования предпринимательской среды, ориентированной на инновационную деятельность и характеризуемой личностными, экономическими и организационно-управленческими компонентами. Литература, посвященная инновационному предпринимательству, в основном исследует экономический и организационно-управленческий его компоненты, обсуждение же личностного компонента в основном ведется в контексте организационно-экономических условий предпринимательской деятельности. В этой связи исследование различных аспектов личностного компонента предпринимательского потенциала в контексте инновационной деятельности представляется актуальной задачей. В статье дана количественная оценка развития личностного компонента предпринимательства, представленная в виде индекса развития характерологических свойств предпринимате-ля-инноватора, равному 7. 136, с помощью которого можно целенаправленно проводить подготовку инновационно-ориентированных предпринимателей, осуществляя соответствующую региональную политику в сфере высшего образования. Эти меры, а также меры мотивацион-ного характера позволят сформировать эффективную личностную компоненту предпринимательского потенциала.

Ключевые слова: предпринимательство, предприниматель, инновации, личностный компонент, оценка.

В современных условиях насущной задачей для России является перевод ее экономики на рельсы инновационного развития, основным драйвером которого может и должно стать инновационное предпринимательство. Государство предпринимает усилия по совершенствованию предпринимательской среды, ориентированной на инновационную деятельность, однако результаты остаются неудовлетворительными [1-3]. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что Россия находится все еще на стадии четвертого технологического уклада, который основан на развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, автомобилестроения, в то время как в развитых странах уже стартовал шестой технологический уклад, в основе которого лежат биотехнологии, нанотехнологии, информационные технологии [4].

Переход к инновационному типу экономики в России сопряжен с формированием благоприятной для инновационной деятельности предпринимательской среды, характеризуемой личностными, экономическими и организационно-управленческими компонентами. Литература, посвященная инновационному предпринимательству, в основном исследует экономический и организационно-управленческий его компоненты (см. [5]), обсуждение же личностного компонента в основном ведется в контексте организационно-экономических условий предпринимательской деятельности (см. [6]). Это связано, главным образом, со сложностью исследования личностного компонента, необходимостью привлечения в этих целях смежных наук, - таких как психология, а также моделей ограниченной рациональности экономического поведения индивидов [7, 8].

В этой связи исследование различных аспектов личностного компонента предпринимательского потенциала в контексте инновационной деятельности представляется актуальной задачей. Существующие работы в этом направлении, в силу сложности ее исследования, в основном носят качественно-описательный характер (см. [9, 10]). Мы в данном исследовании попытаемся дать количественную оцен-

ку некоторых аспектов личностного компонента предпринимательского потенциала.

В качестве первого шага, пытаясь понять, насколько среди молодежи сформирован менталитет изобретателя, мы провели анкетирование студентов, как социальной группы, наиболее ориентированной на получение новых знаний (рис. 1). Из 100 опрошенных студентов на вопрос, работая в какой сфере, они собираются обеспечить материальную сторону их жизни:

- 40% ответили, что хотят зарабатывать в качестве наемных работников;

- 25% ответили, что хотят работать в государственных структурах;

- 17% ответили, что хотят стать предпринимателями;

- 3% ответили, что хотят стать предпринимателями в области инновационной деятельности;

- 15% точно не знают, работая в какой сфере, они собираются обеспечить материальную сторону их жизни.

Результаты наглядно иллюстрируют предпочтения молодого поколения. Большинство студентов желают работать в будущем в банке в качестве менеджера или в органах исполнительной власти - в министерстве, в администрациях городов, районов. Количество студентов, желающих зарабатывать путем создания собственных стартапов - 3%. Такое количество во многом обусловлено наличием неэффективных неформальных норм, которые подробно были рассмотрены в статье «Стимулы развития инновационной экономики в России: поиск неформальных институтов» [3]. Проведенный анализ в этой статье индивидуальных неформальных норм известных зарубежных и отечественных предпринимателей - изобретателей -Стива Джобса, Билла Гейтса, А. Попова, Г. Маркони, С. Королева, Ефима Войнова, основывающийся на системе факторов, разработанной Ш. Шварцом - заслуженным профессором психологии Иерусалимского университета, позволил для каждого рассматриваемого предпринимателя выделить свойственные ему черты характера, которые повлияли на их успех или наоборот препятствовали ему (табл. 1).

Создание стартапа Собственное производство Предприниматель в сфере услуг Предприниматель в сфере торговли. Сфера сельского хозяйства В компании сырьевой направленности На предприятии лег. и тяж. пром-ти В банке Судебная власть Исполнительная власть Законодательная власть

0%

5%

10%

15%

Рис. 1. Результаты опроса о сфере деятельности, которая является предпочтительней для молодого поколения (возраст опрашиваемых 18-21 г.).

Базируясь на классификации, проведенной в [3] мы провели экспертную оценку неформальных норм табл. 1, по методу Дельфи, а также рассчитали интегральный показатель - Индекс развития характерологических свойств предпринимателя - инноватора, который будет выступать в качестве эталонного показателя, характеризующий уровень развития той или иной неформальной характеристики у предпринимателя.

Экспертной оценке подверглись черты характера известных инноваторов. Анонимность данного метода экспертной оценки позволяет учесть независимое мнение всех участников группы. Экспертная группа состояла из 10 экспертов, которые являются специалистами в области инноваций и менеджмента:

1. Проректор по учебной работе, канд. экон.

наук.

2. Начальник учебно-методического управления, канд. экон. наук.

3. Зав. лабораторией исследования соц.-эк. проблем регионов.

4. Доцент кафедры, канд. техн. наук.

5. Начальник отдела качества, канд. культ.

наук.

6. Зав. кафедрой «Экономика и управление», доктор экон. наук.

7. Исполнительный директор закрытого акционерного общества.

8. Генеральный директор открытого акционерного общества.

9. Начальник отдела экономики и инновационного развития в администрации города.

10. Начальник отдела инновационной политики при Министерстве промышленности и инновационной политики Республики.

Перед экспертами были поставлены следующие задачи:

- Оценка своей компетентности (самооценку)

Неформальные нормы известных предпринимателей - инноваторов

Таблица 1

№ | Стив Джобс

Бил Гейтс

А. Попов

Г. Маркони

С. Королев

Е. Войнов

Стремление к

1 деньгам

2 Креативность

3 Трудолюбие

^ Целеустрем-

4 ленность

5

Настойчивость

6 Рискованность

7 Решительность д Организован-

8 ность Организатор-

9 ские способности

Стремление к

10 самовыражению

Соперничество Креативность

Трудолюбие

Стремление к самовыражению

Целеустремленность

Настойчивость

Решительность

Рискованность

Организованность

Организаторские способно-

Трудолюбие

Креативность

Организованность

Скромность

Осторожность Целеустремлен-

Креативность

Стремление деньгам

Трудолюбие

Целеустремленность

Организованность

Рискованность Решительность

Креативность

Трудолюбие

Целеустремленность Стремление к самовыражению

Настойчивость Интуитивность

Лидерство

Рискованность

Решительность

Соперничество Настойчивость

Организованность

Креативность

Стремление деньгам

Трудолюбие

Целеустремленность

Лидерство Организован-

к

к

в вопросе оценки свойств характера инноваторов.

- Оценка значимости каждого представленного характерологического свойства по 10-ти бальной шкале.

После чего, проведен анализ полученных данных в виде расчетов следующих показателей:

- Среднегрупповая оценка - среднеарифметическая всех выставленных самооценок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Среднее значение выставленных оценок элементам -среднеарифметическая всех выставленных оценок;

- Средневзвешенная оценка - XI рассчитывается для каждого элемента по формуле 1.

где: Ху - выставленная оценка ¿-ым экспертом ]-му элементу (в баллах); И - самооценка (в баллах); п -число экспертов; [ - номер эксперта; ) номер изучаемого элемента.

Очевидно, что чем больше средневзвешенная оценка, тем важнее элемент - черта характера индивида для реализации инновационной деятельности, так как данный показатель учитывает оценку элемента и самооценку эксперта, поэтому сравнению будет подлежать именно этот показатель. Результаты голосования и анализа голосования представлены в табл. 2.

По величине показателя XI личностные характеристики ранжируются согласно правилу связанных рангов, которое предполагает, что объекту с одинаковым значением прописывается один и тот же ранг -среднее значение тех рангов, которые они могли получить, если бы не были равны (табл. 3).

• Высокий уровень значимости - XI в интервале от 0 до 4 включительно;

• Средний уровень значимости - XI в интервале от 5 до 9 включительно;

• Низкий уровень значимости - XI в интервале от 10 до 11.

Таким образом, современный предприниматель -инноватор должен обладать следующими устойчивыми качествами (рис. 2).

Портрет в части неформальных норм представлен в виде пирамиды, где все элементы упорядочены по аналогии с пирамидой А. Маслоу. Для количественной оценки набора свойств можно использовать индексный метод объединения разноразмерных показателей, с помощью которого возможен расчет интегрального показателя - «Индекса развития характерологических свойств предпринимателя-инноватора» -Ый по формуле 2:

где [ - показатель - личностное качество; п - число показателей; И - средневзвешенная /среднеарифметическая оценка качества; VI - удельный вес каждого качества в портрете, характеризующий значимость этого качества.

Согласно предложенной методике, рассчитаем индекс развития характерологических свойств пред-принимателя-инноватора, основываясь на результаты экспертной оценки, который будет выступать в качестве эталонного показателя, характеризующий уровень развития той или иной неформальной характеристики помимо всех необходимых формальных, на который можно ориентироваться при отборе индивидов в различные инновационные структуры и организации путем его сравнения с фактическим значением. Расчет индекса представляет собой алгоритм, состоящий из нескольких этапов:

Этап 1. Формирование базы данных, которая будет включать в себя всю совокупность показателей -личностных качеств индивида и их средневзвешенную оценку;

Таблица 2

Результаты экспертной оценки личностных качеств индивида, необходимых

_ для успешной коммерциализации инновации __

Итого:

№ эксперта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Среднегрупповая оценка

Самооценка (в баллах) 8 9 7 10 10 10 9 7 8 9 Среднее 8

Личностное качество Оценка (в баллах) значение Xi

оценок

Стремление к деньгам 5 6 7 5 10 5 10 5 5 7 6.5 6.6

Чувство соперничества 4 5 5 7 7 7 8 7 5 10 6.5 6.6

Трудолюбие 9 8 8 8 9 10 7 8 9 9 8.5 8.5

Настойчивость 7 7 8 6 6 8 7 8 6 6 6.9 6.9

Рискованность 7 7 7 6 5 6 9 7 8 7 6.9 6.8

Находчивость 2 3 3 4 4 4 3 2 4 3 3.2 3.3

Органбизаторские способности 6 6 9 10 6 9 6 10 6 5 7.3 7.3

Целеустремленность 8 10 6 7 7 6 6 6 8 7 7.1 7.1

Решительность 3 4 4 3 3 4 4 4 3 3 3.5 3.5

Креативность 10 9 10 9 8 7 8 9 10 10 9 8.9

Стремление к самовы- 6 5 5 4 8 8 5 6 9 7 6.3 6.3

ражению

8.7

Таблица 3

Ранжирование показателя Xi

1 XI | 6.6 | 6.6 | 8.5 1 6.9 | 6.8 | 3.3 | 7.3 1 7.1 | 3.5 | 8.9 1 6.3 |

Предварительное ранжирование 7 8 2 5 6 11 3 4 10 1 9

Окончательное ранжирование 7.5 7.5 2 5 6 11 3 4 10 1 9

Рис. 2. Портрет современного предпринимателя-инноватора.

Этап 2. Определение суммы средневзвешенных оценок этих показателей;

Этап 3. Расчет удельного веса каждой средневзвешенной оценки показателя в общей сумме этих оценок, с целью определения значимости этого показателя в портрете инноватора;

Этап 4. Вычисление индекса развития характерологических свойств инноватора.

По величине рассчитанного индекса выделены следующие уровни соответствия индивида современному портрету предпринимателя - инноватора:

• от 7.136 до 5.136 включительно - высокий уровень соответствия;

• от 5.136 до 3.136 включительно - средний уровень соответствия;

• от 3.136 до 0 - низкий уровень соответствия.

Для определения фактического значения индекса

в ходе исследования проведено анкетирование 20 индивидов, которые являются аспирантами и магистрантами высших учебных заведений и деятельность которых сосредоточена на научных исследованиях и разработках (табл. 5).

Результаты расчета фактического значения индекса развития характерологических свойств пред-принимателя-инноватора указывают на низкий уровень соответствия данной группы индивидов эталонному значению и на необходимость трансформации неформальных норм, свойственных российским пред-

Расчет индекса развития характерологических

принимателям в нормы, содержащие в портрете. Изменение неформальных институтов и вместе с тем и неформальных норм возможно через инструменты, представленные в табл. 6.

Таким образом, в ходе исследования, проведенного в статье определены наиболее значимые неформальные нормы, которые выступают в качестве личностного компонента предпринимательства и в отличие от существующих являются существенными в развитии инновационно-ориентированного предпринимательского потенциала, а также дана количественная оценка выявленного набора личностных качеств, представленная в виде индекса развития характерологических свойств предпринимателя-инноватора равному 7.136, который может выступать определяющим показателем при отборе индивидов для работы в организациях и структурах, специализирующихся в области инновационной деятельности.

Кроме того, базируясь на полученных в нашей работе результатах, можно целенаправленно проводить подготовку инновационно-ориентированных предпринимателей, осуществляя соответствующую региональную политику в сфере высшего образования [11, 12]. Эти меры, а также меры мотивационного характера [13] позволят сформировать эффективную личностную компоненту предпринимательского потенциала. Игнорирование необходимости целенаправленного формирования предпринимательских качеств в российских условиях, наблюдаемое до сих пор,

Таблица 4

свойств предпринимателя - инноватора

| № | Показатель | Pi=Xi 1 X и | Vi= Pi / X Pi | Pix Vi 1

1 Стремление к коммерческому успеху 6.6 0.101 0.667

2 Чувство соперничества 6.6 0.101 0.667

3 Трудолюбие 8.5 0.131 1.114

4 Настойчивость 6.9 0.106 0.731

5 Рискованность 6.8 65.0 0.104 0.646

6 Организаторские способности 7.3 0.112 0.707

7 Целеустремленность 7.1 0.109 0.774

8 Креативность 8.9 0.137 1.219

9 Стремление к самовыражению 6.3 0.097 0.611

Итого Ьм: 7.136

представляется основной проблемой, которая препятствует развитию эффективного инновационного пред-

принимательства в стране.

Статья подготовлена при поддержке гранта

Результаты анкетирования, позволяющие определить уровень развития

Таблица 5

№ ат-го Креативность Трудолюбие Организаторские способности Целеустремленность Рискованность Настойчивость Стремление к коммерческому успеху Чувство соперничества Стремление к самовыражению

1 5.7 1.3 4.7 4.3

2 2.7 6.0 2.7 5.7

3 6.0 1.7 3.7 4.3

4 3.0 6.3 2.7 3.3

5 2.7 4.3 5.0 4.6

6 3.0 6.3 2.7 5.7

7 8.7 1.3 7.3 4.7

8 5.3 3.0 2.3 2.3

9 2.7 1.3 0.0 4.3

10 5.7 4.7 2.3 3.3

11 5.3 3.0 2.3 4.7

12 2.7 3.3 2.7 2.3

13 0.0 1.7 1.3 2.3

14 2.7 1.3 4.7 3.3

15 3.0 0.0 2.3 2.3

16 5.3 1.7 0.0 4.7

17 0.0 3.0 2.7 2.3

18 3.0 0.0 5.0 4.6

19 2.7 1.3 2.3 2.3

20 3.0 4.7 0.0 3.3

Ср.з н-е 3.66 2.81 2.83 3.73

Vi 0.137 0.131 0.112 0.109

Pix Vi 0.501 0.367 0.316 0.406

Итого Idti = 3.153

0.0 3.0 2.3 2.3 2.0

3.0 6.5 4.7 5.3 4.3

2.3 4.5 6.3 4.3 4.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4.7 3.3 4.0 3.0 4.0

0.7 2.5 2.3 4.7 2.0

2.3 3.0 6.3 0.7 4.3

4.7 5.0 4.3 4.7 5.3

0.7 3.0 4.0 4.0 2.0

2.3 1.5 4.3 5.3 4.0

2.3 2.5 6.3 3.0 4.3

0.7 6.5 2.3 0.0 4.0

0.0 1.0 4.3 4.0 3.0

2.3 2.5 2.3 1.0 2.0

0.0 1.5 4.0 2.3 4.3

0.7 1.5 6.3 0.7 5.0

0.0 1.0 4.3 6.3 4.3

2.3 1.5 6.3 1.0 3.0

3.0 1.0 4.0 4.7 5.3

0.7 2.5 2.3 5.3 3.0

0.0 3.0 4.0 0.0 2.0

1.63 2.84 4.24 3.13 3.60

0.104 0.106 0.101 0.101 0.097

0.169 0.301 0.428 0.316 0.349

Таблица 6

Инструменты и мероприятия, способствующие развитию эффективных индивидуальных неформальных норм_

Инструменты

Мероприятия

Школьное образование является наиболее действенным инструментом, так как в школе ребенок, подросток проводит большую часть своего времени и так как в этом возрасте идет формирование основных качеств, принципов, установок у личности. Необходимо усилить роль внеурочной работы, осуществляемой в виде олимпиад, конкурсов, кружков, общественной работы, экскурсий, для того, чтобы побудить учащихся к работе над своим личностным развитием. В мероприятиях такого рода закладывается стремление к самовыражению, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость, происходит развитие положительного потенциала личности.

Средства массовой информации (СМИ) наиболее востребованный институт со стороны молодежи, посредством воспроизведения в необходимом количестве лучших образцов и достижений науки можно заинтересовать молодое поколение заниматься наукой и при этом хорошо зарабатывать. Необходим выпуск радио и телепередач, способных изменить представления людей об институте образования и науки в стране, необходимо донести до молодого поколения, что зарабатывать на нововведениях это престижно в настоящее время и стимулировать их к работе в этом направлении.

Программы внеурочной работы (олимпиады, конкурсы, кружки, общественная работа)

Воспроизведение лучших образцов и достижений науки через телепередачи, радиопередачи, печатные СМИ

Приказы и распоряжения Министерства культуры, Федеральные программы Министерства культуры

Федеральные государственные образовательные стандарты

Культура и искусство - это источник нравственного, эстетического, социального воспитания, формирования общей культуры человека, является не менее значимым и действенным чем СМИ.

Образование в вузе. Необходимые черты характера для эффективного предпринима-теля-инноватора хорошо развиваются в период студенчества. Так как этот период, в котором молодежь находится в промежуточном положении - с одной стороны, ослабевает контроль со стороны семьи (потому что в основном молодежь стремится уехать в крупные города), а с другой стороны - отсутствуют различные профессиональные обязанности, обремененность заботами о себе и своих близких в виде семьи. Таким образом, молодежный досуг - это поле для самореализации. Необходимо формировать при университетах молодежные организации, научные кружки, которые дают возможность проявить себя, специализированно готовят студенческих лидеров, поддерживают и развивают творческую инициативность студентов, представляют интересы учащихся перед администрацией университета, в свою очередь администрация помогает студентам в организации и проведении научных конкурсов, культурно-массовых, спортивных и досуговых мероприятий.

РФФИ 13-06-00329.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дегтярев А. Н., Солодилова Н. З., Таюпов Р. И. Мониторинг инновационной активности в Республике Башкортостан // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2010. №1. С. 23-29.

2. Ельмеева И. Г. Инновационное предпринимательство в России: положение среди мировых лидеров инновационной деятельности // Молодой ученый. 2013. №5. С. 296299.

3. Асадуллина А. В., Шестакович А. Г., Янгиров А. В. Стимулы развития инновационной экономики в России: поиск неформальных институтов // Вестник Башкирского университета. 2014. №4 (19). С. 1256-1260.

4. Махмутов А. Х., Солодилова Н. З., Таюпов Р. И., Казыханов Р. Р. Структура технологических укладов промышленного сектора Республики Башкортостан // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2010. №6. С. 7-15.

5. Шалбаева А. Р. Совершенствование организационно-экономического механизма инновационного развития предприятия и разработка модели функционирования инновационных структур // Фундаментальные исследования. 2014. №1 . С. 92-102.

6. Мельников О. Н., Ларионов В. В. Личностные и организационно-экономические компоненты инновационного

предпринимательства // Российское предпринимательство. 2006. №10 (82). C. 150-153.

7. Зулькарнай И. У. Ограниченная рациональность индивидов: графические модели несовершенной памяти // Журнал экономической теории. 2009. №2. С. 249-256.

8. Зулькарнай И. У. Государство и ограниченная рациональность населения: формализованные модели. М.: Наука, 2014. 230 с.

9. Егорова Ю. А. Целеустремленность - конкурентное преимущество современного специалиста // Современные гуманитарные исследования. М.: Издательство «Компания Спутник+», 2008. №1 (20). С. 272-273.

10. Негреева В. В. Характеристика личностных компонентов предпринимательства [Электронный ресурс] // URL: http://economics.open-mechanics.com/articles/297.pdf (дата обращения 10.03.2015).

11. Ислакаева Г. Р., Зулькарнай И. У. Результативность региональной политики в сфере высшего профессионального образования // Известия Уфимского научного центра РАН. 2012. №1. С. 39-45.

12. Зулькарнай И. У., Ислакаева Г. Р. Анализ межрегиональных различий в предоставлении услуг высшего образования федеральным центром // Экономический анализ: теория и практика. 2010. №13. С. 29-33.

13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2009. 352 с.

Поступила в редакцию 06.03.2015 г.

THE ASSESSMENT OF THE PERSONALITY COMPONENT OF ENTREPRENEURIAL POTENTIAL

© A. G. Shestakovitch

Ufa State University of Economics and Service 145 Chernishevskogo St., 450000 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Email: ef_dekanat@mail.ru

The problem of forming entrepreneurial environment oriented to innovative activity and characterized by personality, economic, organizing and managerial components is considered in the article. The literature devoted to innovative entrepreneurship mainly studies economic, organizing and managerial components, while discussing the personality component is conducted only in the context of organizing and economic conditions of entrepreneurial activity. In this connection, the research of various aspects of personality component of entrepreneurial potential in the context of innovative activity is an urgent task. The quantitative estimation of the development of personality component of entrepreneurship has been given in the article. It is represented in the form of the index of development of an entrepreneur - innovator's characterological characteristics, which equals to 7.136 and with the help of which one can train purposively innovation-oriented entrepreneurs, realizing proper regional policy in the sphere of higher education. These measures as well as the measures of motivating character will allow to form efficient personality component of entrepreneurial potential.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneur, innovation, personality component, assessment.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Degtyarev A. N., Solodilova N. Z., Tayupov R. I. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal. 2010. No. 1. Pp. 23-29.

2. El'meeva I. G. Molodoi uchenyi. 2013. No. 5. Pp. 296-299.

3. Asadullina A. V., Shestakovich A. G., Yangirov A. V. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2014. No. 4 (19). Pp. 1256-1260.

4. Makhmutov A. Kh., Solodilova N. Z., Tayupov R. I., Kazykhanov R. R. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal. 2010. No. 6. Pp. 7-15.

5. Shalbaeva A. R. Fundamental'nye issledovaniya. 2014. No. 1. Pp. 92-102.

6. Mel'nikov O. N., Larionov V. V. Rossiiskoe predprinimatel'stvo. 2006. No. 10 (82). Pp. 150-153.

7. Zul'karnai I. U. Zhurnal ekonomicheskoi teorii. 2009. No. 2. Pp. 249-256.

8. Zul'karnai I. U. Gosudarstvo i ogranichennaya ratsional'nost' naseleniya: formalizovannye modeli [State and bounded rationality of population: formal models]. Moscow: Nauka, 2014.

9. Egorova Yu. A. Sovremennye gumanitarnye issledovaniya. Moscow: Izdatel'stvo «Kompaniya Sputnik+», 2008. No. 1 (20). Pp. 272273.

10. Negreeva V. V. Kharakteristika lichnostnykh komponentov predprinimatel'stva [Elektronnyi resurs]. URL: http://economics.open-mechanics.com/articles/297.pdf (data obrashcheniya 10.03.2015).

11. Islakaeva G. R., Zul'karnai I. U. Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN. 2012. No. 1. Pp. 39-45.

12. Zul'karnai I. U., Islakaeva G. R. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. 2010. No. 13. Pp. 29-33.

13. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. Saint Petersburg: Piter, 2009.

Received 06.03.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.