СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
2016.02.021. О.В. ЛЕТОВ. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МИР И «ФИЛОСОФИЯ УСПЕХА» С. ДЖОБСА. (Аналитический обзор).
Ключевые слова: «философия успеха»; прикладная эстетика; информационный мир; дзен-буддизм; контркультура.
Журнал «Fortune» отметил С. Джобса за то, что он бросил вызов экономическому кризису и изменил мир. Такие сферы, как кино, телекоммуникация, музыка, розничная торговля, издательство и дизайн трудно представить в настоящее время без влияния личности этого человека (3, с. 16). Значительное влияние в жизни основателя фирмы «Apple» С. Джобса имела философия дзен-буддизма. Одно время он серьезно раздумывал над перспективой уехать в Японию и поступить в буддистский монастырь, однако его духовный наставник предложил ему оставаться там, где он родился. При этом наставник сказал, что нет ничего вовне, чего бы не было здесь: ты путешествуешь по миру в поисках учителя, а он может появиться у ближайшей двери. И действительно, Джобс обрел своего духовного наставника Шюнрю Сузуки, автора книг «Разум дзен» и «Разум начинающих», основателя дзен-буддистского центра в Сан-Франциско. Раз в неделю он читал лекции и проводил медитации для небольшой группы своих последователей в Лос-Альтосе. Позже в городе был создан постоянный центр дзен-буддизма, который возглавил ученик Сузуки Кобун Отогава. Как вспоминает подруга Джобса по буддистской общине Э. Холмс: «Мы учились, как регулировать свое смятение чувств. Однажды в процессе медитации пошел дождь, и наставник учил нас тому, как использовать звуки окружающего мира, чтобы сконцентрировать свое внимание на медитации» (4). Позже духовный наставник убедил Джобса, что можно сохранять свою духовность, занимаясь бизнесом. Отношения между ними сохранялись долгие годы. Дос-
таточно указать на то обстоятельство, что Джобс пригласил своего духовного наставника на брачную церемонию 17 лет спустя.
Кроме того, с целью обретения внутреннего покоя Джобс посещал сеансы психоанализа, где основным средством лечения были вскрики пациента. В основе этих методов лечения лежала теория З. Фрейда, согласно которой психологические проблемы субъекта вытекают из подавленных состояний детства. Эти проблемы можно разрешить лишь вновь пережив эти состояния и выразив свою боль, в частности, с помощью крика. Джобса привлекали эти сеансы тем, что в их основе лежали не столько рациональное мышление, сколько интуитивное чувство и эмоциональные поступки. Джобса постоянно преследовало подсознательное желание найти своих биологических родителей, чтобы лучше понять самого себя.
В конце 1960-х годов в окрестностях Сан-Франциско формировались, соприкасаясь друг с другом, различные культурные течения. С одной стороны, имела место технологическая революция, началом чему послужили оборонные контракты, вслед за которыми появились фирмы в области электроники, создатели микрочипов, дизайнеры видеоигр и компании по производству компьютеров. С другой стороны, движение хиппи, выросшее из поколения битников и политических активистов. Оно тесно переплеталось с движением, лозунгом которого выступало стремление к самосовершенствованию с помощью дзен-буддизма и индуизма. Все это сопровождалось музыкальным прорывом: Сан-Франциско и его пригороды оказался родиной таких всемирно известных музыкальных исполнителей, как «Грейтфул дэд», «Джефферсон иэплэн», Джоан Баез и Джэнис Джоплин. Первоначально представители этих двух течений не находили друг с другом общего языка. Многие сторонники контркультуры видели в компьютерах нечто зловещее, как в романах Оруэлла, область интересов Пентагона и властных структур. Историк Л. Мэмфорд в книге «Миф о машине» предупреждал читателей, что компьютеры способны разрушить свободу субъекта и уничтожить «жизнеутверждающие ценности». Однако в начале 1970-х годов в массовом сознании произошли изменения. Компьютеры рассматривались уже не столько как средство бюрократического контроля, сколько в качестве способа индивидуального самовыражения и свободы. Из аппарата подавления они постепенно превращались в «машины милосердия». Господствующая философ-
ская позиция сводилась к тому, что техника должна стать для человека другом. Формировалась новая реальность власти отдельного индивидуума, власть, которая позволяла ему решить проблемы образования, найти источник вдохновения, организовать окружающую его среду. Руководитель известной музыкальной группы «U2» Боно писал: «Люди, которые открыли ХХ1 век, были любителями марихуаны и путешествий босиком, хиппи Западного побережья США, такие, как Стив Джобс, поскольку они смотрели на вещи иначе. Иерархические системы Восточного побережья, Англии, Германии и Японии не способствовали формированию иного мышления. 60-е годы породили анархический склад ума, который способствовал воображению мира, который еще не существует» (4). Сходные мысли высказывал лидер студенческого движения в Париже в 1968 г. Кон Бендит: «Будьте реалистами, требуйте невозможного».
Писатель С. Брэнд рассматривал феномен Джобса как яркое воплощение взаимодействия двух культур. Джобс стоял на пересечении контркультуры и технологии. Он четко осознал назначение машины для пользы человека. В начале 1970-х годов на Восточном побережье США формируется «Публичная компьютерная компания», издающая информационный бюллетень под девизом «Возможности компьютера - людям». Билл Гейтс и Пол Аллен начали работу над созданием версии «Бейсика», легкого для использования языка программирования для первого компьютера «Альтаир». Примерно те же проблемы волновали Джобса и Возняка. Они оказались активными участниками местного компьютерного клуба. Объявление о первом собрании этого клуба гласило: «Если вы заняты сборкой своего компьютера, телевизора или принтера, можете посетить собрание людей с общими интересами». Именно в этом клубе внимание Возняка привлекла спецификация микропроцессора, и у него постепенно созрела идея создания с его помощью небольшого компьютера для рабочего стола: клавиатура, экран и компьютер должны быть интегрированы в единое целое. «Целостное видение персонального компьютера внезапно возникло ночью у меня в голове, - вспоминал Возняк. - Я стал набрасывать на бумаге то, что впоследствии стало известно как "Apple 1"». В июне 1975 г. персональный компьютер вместе с программным обеспечением, разработанным Возняком, был готов к использованию. «Ко-
гда мы основали "Apple", мы действительно собрали первый компьютер, потому что он был нам нужен, - сказал Джобс. - Затем мы придумали этот сумасшедший новый компьютер с цветной графикой и кучей других вещей, названный "Apple 2". Мы были полны энтузиазма и решимости сделать одну простую вещь: дать множество компьютеров нашим друзьям, чтобы они могли получить от них столько же удовольствия, сколько и мы» (5).
На состоявшейся в 1976 г. в штате Нью-Джерси выставке персональных компьютеров «Apple 1» не имел конкурентов с точки зрения функциональности. Однако с точки зрения внешнего вида, дизайна он, по оценкам участников выставки, выглядел столь же неряшливо, как и его создатели. Вместе с тем Возняк отмечал позднее, что они были непосредственными участниками величайшей революции, были счастливы быть ее частью.
После выставки Джобс сделал необходимые выводы. Он решил, что следующая модель компьютера будет, во-первых, обладать привлекательным дизайном. Для этого необходимо разработать новый корпус. Он должен быть простым и элегантным, что отличало бы его от других компьютеров. Во-вторых, этот компьютер должен быть полностью укомплектованным: со встроенной клавиатурой, интегрированными блоком питания и программным обеспечением. Джобс отмечал, что не следует ориентироваться на опытных пользователей, способных собрать собственный компьютер и знающих, где приобрести блок питания или клавиатуру. Большинство пользователей хотело бы иметь машину, уже готовую к применению. Большое внимание, в отличие от Возняка, Джобс уделил блоку питания. Он поставил перед собой цель обеспечить электропитание компьютера так, чтобы не требовался вентилятор. Для этой цели он нашел «увлекающегося марихуаной марксиста» Рода Холта. Когда Холт заявил при встрече, что он дорого стоит, Джобс просто ответил: «Нет проблем». В итоге Холт предложил коммутационный блок питания, выделяющий меньшее количество теплоты. И это было не менее революционным шагом, чем сама новая модель компьютера «Apple 2». При всей своей одаренности Возняк не мог предложить подобный блок питания. Как он сам позже вспоминал, он едва представлял, как этот блок питания выглядит.
Что касается дизайна компьютера, то Джобс вспомнил в данном случае наставления своего отца о том, что даже невидимые части любого изделия должны выглядеть совершенными. Этот принцип Джобс применил к внутренней части компьютера. Даже к невидимой стороне товара Джобс подходил с эстетической точки зрения. Когда один из инженеров спросил у Джобса, зачем обращать внимание на невидимую часть изделия, Джобс ответил, что хороший столяр никогда не использует грязную фанеру для задней части мебели, даже если никто ее не увидит. Чтобы добиться успеха в выбранной карьере, считает Джобс, человек не должен принимать идеи без их истинного понимания. «Чтобы сделать нечто достойное, необходимо добиться этого. Человек должен овладеть знанием по своей специальности. Истинное понимание невозможно без внутренней убежденности в том, что ты делаешь» (2).
Несмотря на свою славу, Джобс продолжал оставаться представителем контркультуры. Так, в официальной обстановке он мог позволить себе сесть на стол и сложить ноги в позе лотоса. На своих лекциях он не любил отвечать на вопросы студентов, как поднимутся акции «Apple» в ближайшее время. Вместо этого он с увлечением рассказывал о новых продуктах, о том, что придет время, и компьютеры станут размером с книгу. Позже Джобс жаловался на новое поколение молодежи, которое казалось ему более материалистичным и прагматичным. Он отмечал, что идеалистический ветер 60-х годов все еще дует им в спину, и большинство знакомых людей этого поколения пропитались им навсегда.
К 1981 г. продажи компьютеров «Apple 2» возросли в сотни раз по сравнению с 1977 г. Однако Джобс не собирался успокаиваться. Он ставил перед собой задачу оставить след в истории. И хотя руководство компании готовилось к выпуску «Apple 3», Джобс решил самостоятельно организовать выпуск компьютеров, принципиально отличающихся от «Apple». Для осуществления этой цели Джобс привлек бывших профессоров Билла Аткинсона и Джефа Раскина. Последний очаровал Джобса своим философским складом ума. Как и у Джобса, интересы Раскина не ограничивались электроникой. В отдельные периоды своей жизни он преподавал музыку и живопись, руководил оперой и организовал собственный театр. Вместе с тем Джобс нередко повторял, что, если Раскин -это мечтатель, то сам он - практик. Перед Аткинсоном и Раскином
была поставлена задача - создать недорогой «компьютер для масс», который бы соединял в единое целое процессор, монитор, клавиатуру и программное обеспечение. Этому компьютеру решено было присвоить имя сорта яблок - «Макинтош». Для продвижения этого компьютера Раскин написал своего рода манифест, озаглавив его «Компьютер для миллионов». В деле создания компьютера Джобс руководствовался следующими принципами. Во-первых, лучший путь предсказать будущее - это его изобрести. И, во-вторых, те, кто серьезно работают над созданием программного обеспечения, должны создавать свое оборудование.
Серьезные разработки в этой области имелись у компании «Xerox», однако они лежали там без движения. «Джобс говорил, что руководство «Xerox» сидит на золотой бочке, и трудно поверить, что оно не извлекает пользу из своего положения. Джобс предложил представителям «Xerox» выступить инвесторами в отношении «Apple», а взамен открыть доступ к своим достижениям. (Следует отметить, что уже через год 1 млн долларов, инвестированных компанией «Xerox», превратились в 17 млн.) Руководители «Xerox» приняли предложения Джобса. В сотрудничестве с инженерами фирмы «Xerox» группа Джобса приступила к разработке компьютерной графики, «дружественной» по отношению к пользователю. Нельзя сказать, что указанное сотрудничество протекало гладко: некоторые сотрудники фирмы «Xerox» всеми силами пытались утаить от группы Джобса часть информации. Однако в подобных случаях Джобс сразу же звонил в штаб-квартиру фирмы «Xerox», и вопрос разрешался сам собой. Нашествие сотрудников «Apple» на компанию «Xerox» нередко сравнивают с величайшим промышленным ограблением века. И Джобс нередко с гордостью подтверждал это положение. При этом он ссылался на фразу П. Пикассо о том, что если хорошие художники копируют, то великие художники крадут.
В данном случае можно говорить не столько о факте воровства со стороны «Apple», сколько о неловком обращении с имеющимися изобретениями со стороны «Xerox». Существует определенный разрыв между изобретением и его воплощением. Новая идея - это лишь часть уравнения, и ее воплощение может быть не менее важным моментом, чем само открытие. Группа Джобса углубила исходные идеи инженеров «Xerox» и нашла им такие пути
применения, которые те не могли и представить. Так, если мышь фирмы «Xerox» при отсутствии кругового движения стоила 300 долларов, то усовершенствованная мышь производства «Apple», обладая преимуществом такового движения, стоила уже 15 долларов. Это преимущество было достигнуто инженерами «Apple» путем замены двух колесиков, существующих в прежней мыши, на шарик. Улучшения, сделанные инженерами фирмы «Apple», касались не только отдельных деталей, но и концепции в целом. Благодаря их усилиям стало возможным «перетаскивать» объекты на экране компьютера в нужные папки. Именно они открыли возможность открытия файлов с помощью двойного щелчка мыши. Нельзя сказать, что представители компании «Xerox» не пытались внедрить имеющиеся в их распоряжении идеи. Так, в 1981 г. эта компания предложила свой персональный компьютер, однако по сравнению с изделиями «Apple» он оказался «неуклюжим» и дорогостоящим.
Новая графика призвана была заменить пугающие потребителя командные строки системы «DOS». На экране должно было появиться множество документов и папок так, чтобы пользователь одним щелчком мыши мог выбрать нужный ему объект. Все это требовало больше оперативной памяти компьютера. Вместо прежней черно-белой взамен предлагалась цветная графика. Темный фон экрана компьютера инженеры «Apple» решили заменить на светлый. Таким образом, им удалось реализовать принцип: «Что ты видишь, то и получаешь». Имелось в виду, что то, что пользователь видит на экране, он может получить с помощью принтера. Инновации касались трех областей. Во-первых, они позволяли создавать компьютерную сеть. Во-вторых, это были программы, ориентированные на графические объекты. В-третьих, графический интерфейс был возможет благодаря разрядной системе приложений. По этому поводу Джобс вспоминал, что с его глаз как бы спала пелена, и он мог видеть, каким будущее компьютеров должно быть. Это был прорыв, к которому он стремился: приблизить компьютер с веселым и доступным дизайном к людям.
По свидетельству сотрудников «Apple», Джобс всегда был в центре событий и не пытался заслониться от окружающей его общественной суеты. Коллеги по работе понимали, что, несмотря на свою неуравновешенность, Джобс обладал харизмой и был способен вести людей, чтобы сделать «прорыв» во вселенной. Будучи
отстраненным от разработок компьютера «Лиза», он организовал внутри корпорации соревнование между двумя группами инженеров. Как вспоминает сотрудник «Apple» Энди Херцфельд, однажды к нему зашел Джобс и справился, над чем тот работает. Херцфельд ответил, что ему требуется пара дней, чтобы завершить работу над «Apple 2». Джобс указывал на то, что через несколько лет «Apple 2» будет уже мертв: «Макинтош» - вот будущее компании. Для Джобса не существовало неразрешимых задач. Если ему кто-то из сотрудников говорил, что это сделать невозможно, Джобс умел убедить кого угодно в чем угодно. Сотрудники Джобса делали невозможное, поскольку они не осознавали, что это сделать невозможно. Наиболее подходящий термин для описания подобной ситуации - это «искривленное пространство» из научно-фантастического сериала «Звездный путь», когда пришельцы создают свой собственный новый мир с помощью духовного усилия. В его присутствии реальность как бы искажалась, становилась податливой. «Искривленное пространство» у Джобса - это синтез харизматического стиля управления, неукротимой воли и стремление приспособить любой факт служить определенным целям. Глядя на собеседника, Джобс излучал свой взгляд, не мигая. Он убеждал в своей правоте не только окружающих, но и самого себя. Билл Аткинсон отмечал, что Джобс мог себя обманывать. Эта способность позволяла ему убедить окружающих в собственной правоте, поскольку он сам глубоко проникался той или иной идеей. «Искривленное пространство» Джобс понимал таким образом, что обычные правила к нему неприменимы. Он был в состоянии «прогибать» реальность в соответствии с собственными желаниями. Джобс убеждал людей не столько с помощью логических аргументов, сколько иррационально. Если один способ убеждения «не срабатывал», то он обращался к другому способу. Нельзя утверждать, что Джобс был лишен эмоциональной чувствительности. Скорее наоборот, он умел тонко чувствовать людей, выявляя их сильные и слабые психологические стороны. Эти способности он умело использовал, управляя людьми. Все это делало его мастером уговоров, убеждения, лести и запугивания окружающих его людей. Но если Джобс видел, что человек уверен в своей правоте, что он знает, что делает, он относился к этому человеку с уважением. В целом Джобса окружали чаще сильные люди, чем подхалимы.
Бунтарство и воля были составными частями его характера. У него было чувство, что он особенный, избранный, просветленный. Он думал, что существуют особые люди, такие, как Эйнштейн, Ганди, гуру, которых он встречал в Индии, и он один из них. Джобс никогда не изучал Ф. Ницше, однако философская концепция о воле к власти и особой природе «сверхлюдей» были ему близки. Ницше отмечал в работе «Так говорил Заратустра», что сейчас дух желает своей собственной волей, и тот, кто был потерян для мира, сейчас завоюет мир. Даже в небольших повседневных возмущениях против устоявшегося порядка вещей, как, например, отсутствие лицензионной карты на лобовом стекле автомобиля или парковка на местах, зарезервированных для других людей, Джобс поступал так, будто он не подчиняется общепринятым структурам. Когда Джобса остановил сотрудник полиции за превышение скорости, Джобс безмятежно ответил, что он спешит. Полицейский невозмутимо выписал Джобсу штраф и предупредил, что если нарушение повторится, то нарушителя отправят в тюрьму. Джобс абсолютно верил в то, что нормальные правила к нему неприменимы.
Другой характерной чертой мировоззрения Джобса была бинарная система оценки окружающих. Люди для него были либо «гениями», либо «ослами», и результаты их работы были либо «отличными», либо «полным отстоем». Под руководством Джобса было сложно работать, поскольку существовал огромный разрыв между «богами» и «ослами». Если ты был богом, ты находился на пьедестале и не имел права на ошибку. Те, кто считался богами, как и я, знали, что в действительности мы простые смертные и можем принимать неправильные инженерные решения, и мы постоянно испытывали чувство страха, что нас свергнут с пьедестала. Для тех, кто считался «ослом», а среди них было немало блестящих инженеров, которые упорно работали, не было способа быть оцененными по достоинству и подняться наверх.
Джобс считал себя не столько инженером, сколько художником. Так же рассматривали себя и члены группы дизайнеров в «команде» Джобса. И хотя сам Джобс не чертил эскизы изделий, он умел передать свои идеи и настроения своим коллегам. Джобса привлекала философия функционального дизайна бохосовского направления, основанного Хербертом Байером. Согласно этой философии, не должно существовать различий между промышленным
дизайном и «чистым» искусством. Дизайн должен отличаться простотой и экспрессивностью. Байер подчеркивал рациональность и функциональность с помощью чистых линий и форм. Среди лозунгов этого направления выделялись: «Бог присутствует в деталях» и «Чем меньше, тем больше». Как и в случае с проектом дома, который приобрели родители Джобса, художественные достоинства в рамках функционального дизайна сочетались с возможностями массового производства. В 1983 г. Джобс принял участие в конференции по дизайну, тема которой - «Будущее не есть то, что люди привыкли считать». Образцом на этой конференции выступал хай-тек-дизайн фирмы «Сони», большая часть изделий которой была окрашена в черные тона. По замечанию Джобса, «Apple» также будет производить изделия в стиле «хай-тек», однако они должны быть «белыми и прекрасными». Идеалом для Джобса в данном случае выступали художественные произведения, представленные в Музее современного искусства. В качестве ведущего дизайнера Джобс пригласил из Германии Хартмута Эсслингера, который до этого успешно работал в фирме «Сони». Его руководящим принципом были слова: «Форма следует за эмоциями». С 1983 г. на каждом изделии компании «Apple» присутствовала надпись: «Дизайн сделан в Калифорнии».
Джобс подчеркивал, что наряду с простотой дизайна изделия «Apple» должны быть просты в использовании. Однако эти цели иногда вступали в противоречие друг с другом. Простота дизайна порой могла отпугивать потребителя. Согласно Джобсу, главной целью дизайна должно быть то, что мы должны делать продукты интуитивно понятными. Согласно его принципам, компьютер должен выглядеть дружественным по отношению к пользователю. Как отмечал современник о Джобсе: «Его чувство дизайна гладкое, но не скользкое. Он придерживался принципов минимализма, истоки которых - приверженность дзен-буддизму с его стремлением к простоте» (4). Со временем Джобс увлекся японским стилем. Джобс вспоминал, что он всегда находил буддизм, в частности японский дзен-буддизм, эстетически возвышенным. Наиболее возвышенным предметом, какой он когда-либо видел, являются сады вокруг Киото. Джобс был глубоко тронут продуктами этой культуры, и эти достижения имеют прямую связь с дзен-буддизмом. Когда руководство фирмы «Apple» приняло решение о строительстве
новой фабрики по производству компьютеров, Джобс настоял, чтобы все ее стены были выкрашены в снежно-белый цвет. И когда он услышал возражение, что таким образом на стенах появятся видимые пятна, Джобс ответил, что именно такого цвета стены он видел на японских предприятиях. То, что его восхищало у японцев и что отсутствовало на фабрике «Apple», - это чувство команды и наличие строгой дисциплины. Если у кого-то не будет хватать дисциплины для того, чтобы содержать в чистоте стены, то тем более ее не хватит для того, чтобы производить компьютеры в рабочем состоянии. Восхищаясь эстетикой, Джобс принимал далеко не все этические японские традиции. Так, в ходе поездки в Японию он регулярно «забывал» маленькие подарки, которые японцы, следуя этикету, вручали ему. Сам же Джобс никогда ничего не дарил в ответ. Он насмехался над тем, когда его приветствовали японские сотрудники, выстроившиеся в ряд. Джобс объяснял свое отношение тем, что он ненавидит подобострастие. Другим эстетическим образцом для подражания у Джобса выступала простота дизайна автомобиля «Фольксваген-жук». В вопросах дизайна Джобс был решителен в своей критике, иногда отвергая такие оттенки цвета, которые его коллеги едва различали. Джобс указывал на то, что, чтобы спать спокойно, эстетические качества товара должны быть совершенными. Опыту маркетинга Джобс учился у такой крупной японской корпорации, как «Сони».
Наряду с внешним дизайном изделий Джобс увлекался изобретением компьютерных шрифтов. Благодаря разрядной системе «Макинтош» число шрифтов можно было изобретать неограниченно - от элегантных до экстравагантных. Сотрудница, отвечающая в «Apple» за шрифты, была из Филадельфии, поэтому названия шрифтов происходили от остановочных пунктов пригородных поездов, как то «Overbrook», «Merion», «Ardmore», «Rosemont». Как вспоминал соучредитель компании «Apple» Марккула, неужели у компании нет более важных дел, чем шрифты? В действительности широкий ассортимент шрифтов «Макинтош» в союзе с достижениями лазерной печати и огромными возможностями компьютерной графики способствовали прорыву в полиграфической индустрии. Не меньшее внимание Джобс уделял стилю верхней строки в операционной системе «Макинтош». Следуя принципу Марккула, согласно которому книга оценивается по обложке, Джобс особое
внимание уделял упаковке товара. Для нее Джобс разрабатывал полноцветный дизайн. И хотя инженеры упрекали его в том, что потраченные на совершенствование упаковки средства можно было бы потратить, например, на чипы памяти, Джобс подчеркивал, что каждая деталь существенна.
Хотя компьютеры «Apple» были более функциональны по сравнению с конкурентами, многие покупатели выбирали товары таких известных фирм, как IBM. Джобс разместил в газете «Wall Street Journal» рекламу, бросающую вызов известному производителю: «Добро пожаловать, IBM. Это серьезно». Таким образом «Apple» позиционировалась как революционная сила, противостоящая такому «Голиафу», как IBM. На протяжении своей жизни Джобс нередко считал себя неким просветленным повстанцем, выступающим против «империи зла». Он представлял борьбу с IBM не просто как спор конкурентов, а как духовную битву. Джобс указывал, что, если они вдруг совершат ошибку и IBM одержит победу, у него будет чувство, что для компьютеров наступила «темная эпоха» лет на 20. Согласно Джобсу, как только IBM получит контроль над рынком компьютерной техники, время инноваций закончится. IBM Джобс сравнивал с такими компаниями-монополистами, как «Майкрософт» или «Гугл».
Джобс ассоциировал себя скорее с контркультурой, чем с корпоративной культурой крупных компаний. Он организовал рекламный ролик, в котором молодая девушка восстает против оруэл-ловского контроля над мыслью, бросая молот в экран, олицетворяющий «Большого брата». В этом ролике компьютер «Макинтош» представлялся последним бастионом в борьбе с диктатом крупных монополий. Впоследствии Джобс организовывал грандиозную рекламную кампанию в ходе презентации каждого нового продукта. Он как фокусник проделывал этот трюк снова и снова. В день своего 30-летия Джобс отметил, что, если в первые 30 лет жизни человек формирует свои привычки, то в оставшиеся годы привычки формируют его самого. Джобс отмечал, что мысли человека формируют в сознании как строительные леса некие паттерны. Эти паттерны как будто выгравированы химически в мозге. В большинстве случаев люди оказываются как бы «склеены» из этих паттернов так же, как грампластинка складывается из борозд, и люди никак не могут от них освободиться.
Стремление Джобса все держать под контролем проявилось в том, что электроника и программное обеспечение компьютера «Макинтош» были полностью автономны. Недостаток этой автономии выражался в том, что «Макинтош» оказывался несовместимым с предшествующими моделями «Apple». Однако Джобс выражал убеждение в том, что у настоящего компьютера «софт» и «железо» должны быть тесно взаимосвязаны. Если программное обеспечение компьютера может быть использовано и на других моделях, то это происходит за счет потери функциональности. Джобс представлял собой художника с непреклонной волей. Он не хотел, чтобы его продукты неудачно мутировали по причине ненужных программ. Это как если бы прохожий добавил несколько штрихов к полотнам Пикассо. Позже тот же подход Джобс применял и по отношению к последующим продуктам «Apple»: «айпо-дам», «айфонам» и «айпедам», что отличало эти изделия от конкурентов. В отличие от модели «Apple 2», которую разработал Возняк и сумел настоять на расширенном количестве слотов, в модели «Макинтош» количество слотов было ограничено. Кроме того, доступ в этот компьютер был закрыт для пользователя. И когда Джобс узнал, что некоторым умельцам удалось проникнуть в «Макинтош», он отдал распоряжение разработать специальные приспособления, чтобы препятствовать подобному проникновению. Подход Джобса не устраивал многих, в особенности «продвинутых» пользователей. Продукты «Apple» оказывались закрытыми для совершенствования и модификации. Однако Джобс указывал на то обстоятельство, что он создает «компьютер для масс», и опыт его использования следует держать под контролем.
Помня принцип Марккула о том, что следует активно влиять на потребителя, Джобс решил убрать с клавиатуры «Макинтош» клавиши «вверх» и «вниз» так, чтобы пользователь ограничивался только мышью, хотя многие люди привыкли к старому способу навигации и вовсе не хотели с ней расставаться. В этом смысле Джобс не разделял убеждение многих производителей в том, что потребитель всегда прав.
Джобс предложил макет компьютера, в котором экран и клавиатура были соединены вместе, как в ноутбуке. «Это моя мечта, которая может быть воплощена в течение 1980-х гг.», - отмечал Джобс. Таким образом, строилась компания, которая способна изо-
бретать будущее. Представляя модель «Макинтош», С. Джобс обратился к философскому стилю изложения. «Мы постоянно пользуемся преимуществом вещей, которые создали другие люди до нас, - говорил Джобс. - Это удивительное, необыкновенное чувство изобретать то, что вносит вклад в общий фонд человеческого опыта» (4). Он открыл презентацию новой модели словами из песни Боба Дилана «Время перемен»: «Проигравший сейчас позже окажется победителем». На этой презентации Джобс продемонстрировал возможности нового компьютера превращать текст в человеческую речь. Джобс отмечал, что «Макинтош» - это первый компьютер, который способен представить сам себя. Операционная система «Макинтош» была столь простой в использовании, что не требовала никаких специальных руководств.
В области астрономии имеет место бинарная система, когда орбиты двух звезд связаны таким образом, что оказывают друг на друга гравитационное воздействие. Сходная ситуация складывается в истории, когда в одну и ту же эпоху общаются и спорят друг с другом два выдающихся человека, таких, как, например, Альберт Эйнштейн и Нильс Бор в истории физики ХХ в. В начале 1970-х годов бинарную систему составляли двое энергичных молодых людей, родившихся в одном и том же году, каждый из которых так и не закончил высшее учебное заведение. Билл Гейтс и Стив Джобс, несмотря на свои сходные амбиции на стыке технологии и бизнеса, были разными людьми. Билл Гейтс родился в состоятельной семье: его отец был известным адвокатом. Билл никогда не был ни хиппи, ни искателем духовных ценностей, ни представителем контркультуры. В отличие от Джобса, он хорошо разбирался в языках программирования. Если мышление Джобса было во многом интуитивно и романтично, то Гейтс был более практиком и аналитиком, его рассуждения были более методичными. Вместе с тем Гейтс был очарован Джобсом и завидовал его умению влиять на людей. Если программное обеспечение фирмы «Apple» было закрытым для остальных компаний, то Билл Гейтс предлагал лицензию продуктов своей фирмы самому широкому кругу покупателей. Как отмечал Гейтс, Джобс быстро начинает партию и в итоге проигрывает. Позже Гейтс сохранял скупое уважение по отношению к своему конкуренту. По его мнению, Джобс никогда не обладал реальным знанием в области технологий, однако у него был
удивительный инстинкт к тому, что способно работать. Джобс не отвечал Гейтсу взаимностью: «Билл начисто лишен какого бы то ни было воображения, он никогда ничего не изобретал. Он просто бесстыдно присваивал чужие идеи, - утверждал он. - Он более комфортно себя чувствует в области филантропии, чем в области технологии» (4). В начале 1980-х годов «Майкрософт» предлагал пользователям операционную систему DOS, лишенную графического интерфейса. Однако в процессе сотрудничества с «Apple» инженерам «Майкрософт» удалось скопировать операционную систему «Макинтош» и на ее основе предложить отвечающую требованиям времени систему «Windows». Как и любая копия по отношению к оригиналу, «Windows» была лишена той элегантности, которой обладал «Макинтош». «Главная проблема "Майкрософт" заключается в том, что у них не хватает вкуса... - отмечал Джобс. -Они не вносят культуры в свои продукты» (4). Однако настойчивость и упорство Билла Гейтса, а также сотрудничество с крупнейшим производителем компьютеров IBM привели к тому, что система «Windows» оказалась доминирующей на рынке программного обеспечения. Вселенная не всегда развивается по законам, которые кажутся человеку наиболее рациональными. Как показывает история науки и техники, лучшие и наиболее инновационные продукты не всегда оказываются победителями. В 1982 г. Джобс был настолько увлечен производимым «Майкрософт» приложением «Excel», что обещал прекратить всякие судебные тяжбы по поводу приоритета операционной системы в обмен на обещание Гейтса, что он не будет давать лицензию на эту программу никакой другой компании, кроме «Apple».
Джобс занялся поставкой компьютеров фирмы «Apple» в другие страны. Его выбор пал на СССР. В Москве атташе американского посольства Майк Меруин пытался предупредить Джобса о существовании строгих законов, которые запрещают делиться технологическими секретами с Советским Союзом. Однако Джобс сослался на то обстоятельство, что, будучи вице-президентом, Джордж Буш призывал его поставлять компьютеры в Россию, с тем чтобы подготовить «революцию снизу». Джобс обращался к Меруи-ну, как можно предполагать, что поставка компьютеров нарушает американские законы, если это идет на пользу нашим интересам? Отдавая «Макинтоши» в руки русских, американцы позволяют им
печатать все их газеты. Однако Джобс был далек от того, чтобы выступать апологетом Советской власти. При каждом удобном случае он пытался обсудить роль Троцкого, павшего жертвой сталинского режима. Сотрудник КГБ попытался остудить пыл Джоб-са, предупреждая, что не стоит поднимать вопрос о Троцком: советские историки доказали, что эта фигура не представляет ни малейшего интереса. Однако это предупреждение не могло остановить Джобса. Свое выступление перед студентами МГУ, посвященное роли компьютеров в современном мире, Джобс начал с похвалы Троцкому.
Вернувшись из поездки в Москву, Джобс стал перед выбором следующего поля своей деятельности. Он обратился к известному ученому-биохимику из Стэнфордского университета Полу Бергу, затронув тему последних достижений в области сочетания генов. Берг описал трудности проведения биологических опытов, когда на их подготовку уходят недели и месяцы. Джобс спросил: почему бы не моделировать опыты на компьютере? Берг ответил, что для подобных целей необходимы мощные компьютеры, которые слишком дороги для университетских лабораторий. Джобс воодушевился открывающимися возможностями - так у Джобса появилась идея создания «Большого Мака» - мощного и относительно недорогого компьютера для университетских лабораторий. Однако, поскольку Джобс был отстранен от должности руководителя отдела «Макинтош» и его репутация в компании была невысока, его новый преемник в «Apple» отказался поддержать подобную идею.
И Джобс решил сам воплотить ее в жизнь, создав компанию «Некст». «Это было публичным провалом, и я даже думал о том, чтобы убежать куда подальше, - говорил Джобс в своей лекции. -Но что-то медленно стало проясняться во мне - я все еще любил то, что делал. Ход событий в "Apple" лишь слегка все изменил. Я был отвергнут, но я любил. И, в конце концов, я решил начать все сначала» (10). Чтобы создать логотип новой компании, Джобс пригласил лучшего дизайнера - Пола Рэнда. Поскольку Джобс планировал выпускать компьютер в форме куба, Рэнд предложил в качестве логотипа куб с надписью известной формулы «e = mc2». На вопрос Джобса, есть ли еще какие-либо варианты, Рэнд ответил, что он не создает различных вариантов для своих клиентов.
Выпуск компьютера «Некст» в форме куба представляет пример, когда интересы дизайна побеждают соображения инженеров. Дело в том, что, хотя куб и являет собой совершенную форму, компьютер такой формы нелегко производить. Не меньшее внимание в новой компании Джобс уделил проекту здания офиса. Старое здание было реконструировано таким образом, что кирпичные стены были заменены стеклом. Вершиной проекта выступала громадная центральная лестница из стекла, которая воспринималась как «путь в небо». Первоначально архитектор настаивал на том, что проект этой лестницы неосуществим, однако Джобс настоял на своем и построил то, что хотел. Выпуская первую модель компьютера «Некст», Джобс дополнил его операционную систему приложением оксфордского издания сочинений У. Шекспира. Это был один из первых вариантов электронных книг для пользователей.
В новой компании Джобс не изменил своему стилю управления. Бывшие подчиненные отмечали у него отсутствие такта, стремление унизить сотрудников и показать, что он умнее. Один инженер уволился из компании после того, как, проработав на протяжении 10 месяцев 91 час в неделю, он услышал от Джобса, что на него не производят впечатления результаты труда сотрудника. Когда один журналист задал Джобсу вопрос, почему тот столь жестко относится к своим подчиненным, Джобс ответил, что такой стиль делает компанию лучше. Согласно Джобсу, часть его обязанностей -это быть мерилом качества.
Один из инвесторов фирмы «Некст», Росс Пиро из Техаса, создал в среде предпринимателей некий миф о судьбе Джобса. Согласно этому мифу, Джобс не имел возможности учиться в колледже, занимаясь по ночам в своем гараже в качестве хобби компьютерными чипами. Наконец, его отец объявил Стиву ультиматум: или производи то, что можно продать, или подыскивай себе работу. Через два месяца в корпусе деревянного ящика, сделанного руками отца Джобса, был создан первый персональный компьютер. Так выпускник средней школы буквально изменил мир.
Когда Джобс представил новую модель компьютера фирмы «Некст», Гейтс отказался сделать для него операционную систему. В ответ Джобс во время визита Гейтса в его компанию в 1987 г. полчаса продержал своего конкурента в приемной. Джобс обратился с предложением о сотрудничестве в области программных раз-
работок к руководству фирмы IBM. Те приняли предложение Джобса и прислали ему для подписания контракт на 125 страницах. Джобс вернул его, не читая, предложив изложить суть на нескольких листах, что он в итоге и получил.
Критика в прессе не помешала Джобсу устроить грандиозную презентацию компьютера «Некст» в Симфоническом зале Сан-Франциско. По свидетельству журналистов, на этой презентации Джобс превзошел сам себя. Для постановки представления был приглашен продюсер популярного постмодернистского театра. Черный куб был покрыт в минималистском стиле черной материей. Представлял продукт всемирно известный композитор Эндрю Ллойд Уэббер, мастер специальных эффектов. В своей речи Джобс подчеркнул, что новая модель изменяет стиль компьютерной архитектуры, а над разработкой электроники и программного обеспечения в течение трех лет трудились сотрудники университетов разных городов страны. В качестве философского принципа управления Джобс выделил необходимость делать всегда ставку на новую идею или новую технологию. Было также отмечено, что создание электронных книг является важнейшим шагом в этой области со времен Гутенберга. В заключение своей речи Джобс иллюстрировал свою идею о возможности «искривленного пространства» цитатой из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье». Когда Алиса заметила, что, как она ни пытается, она не может поверить в невозможные вещи, Белая Королева ответила, что просто у нее мало опыта: в ее возрасте она уделяла этому полчаса каждый день и в иные дни успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака. Поводом для этих высказываний Кэрролла послужило известное положение средневекового философа Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно».
Новая модель компьютера «Некст» была подвергнута критике. Билл Гейтс отзывался об этом компьютере, что его оптический привод слишком медленный, а корпус слишком дорогой и что эта вещь просто нелепа. Гейтс также подчеркивал, что операционная система компьютера «Некст» отличается таким интересным свойством, как несовместимость: в ее рамках не работает ни одна известная программа. Причину неудачи компьютера «Некст» Гейтс усматривал в том, что рынок электроники и рынок программного обеспечения должны быть раздельными. По сравнению с компью-
терами «Apple» модель «Некст» была оценена специалистами как тривиальная. В итоге компания терпела убытки. Если на фабрике производилось 10 тыс. компьютеров «Некст», то в магазинах реа-лизовывалось не более 400.
В 1985 г. после неудачи по продаже компьютеров «Некст» внимание Джобса привлекла студия анимационных фильмов, которая была выставлена на продажу. Джобс выразил желание ее приобрести, поскольку его интересовала возможность использования компьютерной графики в этой области. Джобс отмечал, что он понял, что эта студия была впереди остальных в области синтеза искусства и технологий. Новая компания получила название «Пиксар». Сотрудники компании работали как над созданием анимационных фильмов на базе новейших технологий, так и над производством компьютера под тем же именем. Область применения этого компьютера не ограничивалась кинематографом. «Видеокомпьютер Пиксар», цена которого составляла 125 тыс. долларов, был востребован также в сфере биомедицинских исследований, где врачи могли получать снимки внутренних органов в трехмерном измерении, а также в целях получения информации от разведывательных спутников.
В области программного обеспечения инженеры фирмы «Пиксар» разработали приложение для создания образов в формате 3 D. Эта программа получила название «Reyes» («воспроизведение всего того, что ты видишь»). По свидетельству одного из сотрудников «Пиксар», Джобс обладал незаурядным видением, как сделать эту программу доступной для каждого. Он размышлял над тем, как простые люди могут наслаждаться возможностями графики в формате 3 D. Программа «Reyes» позволяла пользователю рассматривать объемные изображения под различными углами. Однако с расширением возможностей программы утрачивалась ее простота. Когда инженеры фирмы попытались доказать Джобсу, что их программа слишком сложна для рядового пользователя по сравнению с такими приложениями, как «Excel» или «Adobe», Джобс подошел к доске и показал, как сделать эту программу более доступной.
Компания «Пиксар» выиграла конкурс, объявленный студией анимационных фильмов «Дисней», по использованию компьютерной графики в создании анимационных фильмов. Инженеры «Пик-
сар» разработали для этих целей компьютер со специальным программным обеспечением под названием CAPS («компьютерная анимационная система производства»). Впервые эта система была использована сотрудниками студии «Дисней» в 1988 г. в известном анимационном фильме «Русалка». Первая же работа сотрудников студии «Пиксар» принесла успех: в 1986 г. их короткометражный анимационный фильм «Люксо младший» был объявлен лучшим на конференции компьютерной графики. Джобс считал, что их фильм был продуктом не только новых технологий, но и художественного творчества. Со временем Джобс все большее внимание уделял студии анимации по сравнению с другими направлениями - разработкой компьютеров и программного обеспечения. Эта область становилась для Джобса своего рода «волшебным островком искусства», где он мог получать огромное эмоциональное удовлетворение. Позже Джобс отмечал, что, оглядываясь в прошлое, он сделал бы акцент на создании анимационных фильмов раньше и не беспокоился о разработке «железа» и программных приложений. Применение Джобсом компьютерных технологий по сути революционно изменило индустрию производства анимационных фильмов. В том же 1988 г. фильм «Оловянный солдат», созданный на студии «Пиксар», получил премию «Оскар». Успех студии «Пиксар» был неприятным сюрпризом для ее прямого конкурента - корпорации «Дисней». И руководство «Дисней» приняло решение: если нельзя победить конкурента, можно с ним объединиться. Между двумя компаниями был подписан договор о совместном сотрудничестве по созданию фильмов, главными героями которых выступали игрушки.
Однажды Уолт Дисней сказал о том, что удивительно - делать невозможные вещи. Подобные слова вполне применимы к мировоззрению Джобса. На встрече с представителями студии «Дисней» Джобс задал вопрос: «Как вы думаете, счастливы ли представители фирмы "Дисней" в сотрудничестве с "Пиксар"?». И Джобс получил утвердительный ответ от руководства фирмы «Дисней». Следующий его вопрос был: «Как вы думаете, счастливы ли представители фирмы "Пиксар" в сотрудничестве с "Дисней"?». И сам Джобс ответил на него отрицательно. В итоге долгих переговоров Джобс сумел утвердить сотрудничество своей компании по производству анимационных фильмов со знаменитой сту-
дией «Дисней» на равноправной основе. До сих пор «Дисней» был единственной студией анимационных фильмов, производящей блокбастеры. С появлением «Оловянного солдата» «Пиксар» стал второй такой студией. Джобс был вдохновлен идеей показывать премьеры студии «Пиксар» на огромном экране перед 100-тысячной аудиторией. Его лозунгом были слова: «К бесконечности и дальше». Студия «Пиксар» становится одним из наиболее влиятельных брендов в области анимации. Котировки акций этой компании резко повысились. Это обстоятельство позволило компании освободиться от финансовой зависимости от студии «Дисней» и в будущем выступать с ней в качестве равноправного партнера. Многие считают, что компания «Пиксар» оказалась не менее грандиозным продуктом Джобса, чем «Apple».
Журналист «Таймс» назвал анимационный фильм «История игрушек» самой инновационной комедией года. Однако этот фильм имел не только успех у критиков, но и оказался высокорентабельным проектом. В 1995 г. он опередил по доходам такие блокбастеры, как «Бэтмен навсегда» и «Аполло 13». В 2002 г. вышел другой «хит» студии «Пиксар» под названием «В поисках Немо». DVD-диск c этим анимационным фильмом стал самым популярным вплоть до 2010 г. Кроме того, «В поисках Немо» завоевал также приз «Оскар».
В 1995 г. крупный инвестор Лэрри Эллисон предложил Джобсу рассмотреть план поглощения фирмы «Apple» и восстановлении Джобса в качестве руководителя этой фирмы. На это предложение Джобс ответил: «Я не хочу выступать в качестве враждебного завоевателя. Если бы они предложили мне вернуться, то это другое дело. Существует лишь один человек, который способен возглавить ряды «Apple» (4). В 1997 г. руководство фирмы «Apple» пришло к необходимости поиска партнера, который был бы способен предложить новую операционную систему. И в качестве основного кандидата выступала компания Джобса «Некст». Таким образом, Джобс стал совмещать руководство фирмой «Пиксар» с работой в компании «Apple». Кто-то из сотрудников заметил, что Джобс был полезен, когда дело касалось важных переговоров, но он мог быть опасным, если проводил в офисе фирмы слишком много времени.
Возвратившись в «Apple», Джобс убедительно доказал, что и после 40 лет человек может быть способен к инновациям. Вслед за персональным компьютером Джобс принимал активное участие в разработке музыкального проигрывателя, модели бизнеса в области музыкальной звукозаписи, мобильного телефона, планшетного компьютера. В качестве сотрудника «Apple» Джобс определил себе жалованье в размере один доллар в год. Джобс говорил, что не хочет, чтобы люди думали, что он вернулся в «Apple», чтобы обогатиться. Когда он говорил, что деньги не выступают для него в качестве мотивации, это была лишь отчасти правда. Он действительно не был ни таким потребителем, как его приятель Элиссон, ни таким филантропом, как Билл Гейтс. Его не привлекала перспектива занять как можно более высокое место в списке «Форбса». Его привлекала задача оставить после себя наследие в виде, во-первых, инновационных продуктов и, во-вторых, стабильной компании. Доктор Лен Лихтенфильд отмечал: «...Величие Джобса проявляется в его поступках, которые он совершал, находясь в сложных обстоятельствах. Будучи тяжело больным, он обладал стойкостью воспринимать каждый день своей жизни как вызов. Он делал то, что он хотел сделать. Он сумел выполнить с успехом намеченные планы. Перед лицом неотвратимой угрозы он не терял присутствия духа» (6).
Работая в компании «Apple» в качестве консультанта-совместителя, Джобс оставался верен своим привычкам и старался устроить своих единомышленников из фирмы «Некст» на руководящие места. Он вел незримую борьбу за лидерство в компании «Apple», используя принципы Макиавелли. Стремление к контролю над окружающими было неотъемлемой чертой его натуры. Когда Джобсу наконец был предложен пост генерального директора «Apple», он отказался. Во-первых, он указал на то обстоятельство, что не знает примера, чтобы один человек совмещал руководящие посты в двух крупных компаниях. Во-вторых, он сослался на желание отдавать больше времени семье. Последняя причина показалась не столь убедительной: чаще всего он был равнодушен к своим дочерям. Причина его отказа заключалась в особенностях его характера. Когда он был уверен в своем успехе, Джобса было трудно остановить. Но когда его терзали сомнения, он оставался нерешительным и отступал. Джобс привык смотреть на мир сквозь
призму двух полюсов, и если реальность была более сложной, он оказывался в тупике.
На ежегодном фестивале «Мир Макинтош», состоявшемся в августе 1997 г. в Бостоне, поклонники Джобса приветствовали своего возвратившегося героя, пытаясь убедиться, готов ли он вновь вести фирму вперед. Главный тезис Джобса заключался в том, что компания должна производить продукты для творчески мыслящих людей. Многие думают, что эти люди сумасшедшие, однако в их сумасшествии Джобс стремился увидеть гениев. Главным лозунгом компании стали слова: «Думай иначе». Согласно стратегии Джоб-са, работа дизайнеров должна быть направлена не столько на то, что могут компьютеры, а на то, что творческие люди могут с помощью компьютера. Хотя опыт работы в фирме «Некст» обогатил Джобса, его характер не стал мягче. Он по-прежнему ставил свою машину, игнорируя предупреждающие знаки. Не случайно среди сотрудников ходила шутка: «Паркуйся иначе». Коллега Джобса по работе вспоминал, что Стива никогда нельзя было убедить в споре в данный момент времени, а лишь спустя определенный срок. Джобс обладал способностью с убеждением выдвигать научные или исторические положения, которые имели отдаленное отношение к действительности. Вместе с тем он умел заметить детали, которые упускали окружающие его люди. Согласно воспоминаниям коллег, Джобс выслушивал противоположные точки зрения и поощрял дискуссии, поскольку все это могло привести к нужному результату. Если человек не терпит возражений, он не выживет.
На основе этой стратегии Джобс разработал беспрецедентную рекламную кампанию для продуктов «Apple». Ни один руководитель крупной фирмы не обладал дерзостью, чтобы ассоциировать бренд своей фирмы с такими именами, как Ганди, Эйнштейн, Пикассо или далай лама. В качестве приоритета для «Apple» Джобс также предложил курс на сотрудничество с компанией «Майкрософт». Долгое время эти две фирмы находились в состоянии войны, отстаивая приоритет на правообладание операционной системой. Однажды в разговоре с генеральным прокурором Джобс посоветовал тому не прекращать тяжбы в отношении компании «Майкрософт», чтобы держать руководство компании в напряжении. Все это, согласно Джобсу, даст возможность «Apple» сделать последний рывок. Ситуацию спасало то обстоятельство, что руко-
водитель «Майкрософт» Билл Гейтс не был мстительным человеком. Джобс и Гейтс придерживались разных подходов к производству информационных технологий. Вместе с тем конкуренция между ними имела то положительное последствие, что каждый из них лучше осознавал собственные возможности. Гейтс как-то признался журналистам, что много бы отдал за то, чтобы обладать вкусом Стива Джобса. Когда Джобса однажды спросили, почему приложение фирмы «Apple» «iTunes» имеет такой успех для пользователей «Microsoft Windows», он ответил, что это все равно что предложить стакан холодной воды тем, кто в аду. Сотрудничество между «Apple» и «Майкрософт», в частности, выражалось в том, что руководство «Apple» приняло решение использовать программу фирмы «Майкрософт» «Internet Explorer» в качестве браузера по умолчанию в операционной системе «Макинтош». Вместе с тем «Майкрософт» инвестировала в компанию «Apple» 150 млн долларов. Кроме того, по словам Гейтса, новые версии программ «Microsoft Word» и «Microsoft Excel» могут оказаться более совершенными на базе операционной системы «Макинтош». Вместе с тем Джобс решил исключить из арсенала программу презентации каких-либо идей «Microsoft PowerPoints». Джобс говорил, что ненавидит, когда люди используют презентации слайдов, вместо того чтобы думать.
Для пользователей персональных компьютеров в рамках «Apple» была разработана программа «iMac», а для портативной версии компьютера - программа «iBook». Буква «i» означала в данном случае возможность свободной интеграции с Интернетом. В разработке новой модели компьютера Джобсом был сделан смелый шаг: он решил избавиться от привода для чтения дискет. При этом Джобс сослался на слова известного хоккеиста Уэйна Грецки: двигаться туда, где шайба должна быть, а не где она есть в данный момент. Представляя новую модель компьютера «Макинтош» в 1998 г., Джобс сказал, что он выглядит как вещь с другой планеты, хорошей планеты: планеты с лучшими дизайнерами. Вместо бежевого корпуса, монитора с путающимися проводами и громоздкого руководства пользователя прежних компьютеров новая модель обладала вполне дружественным по отношению к пользователю видом и была представлена на выбор из пяти цветов. Билл Гейтс саркастически оценил новую модель «Макинтош» как лидера в
области расцветки. Если в других компаниях выбор цвета изделия осуществлялся на основе многомесячных исследований потребительского спроса, то Джобс решал эту проблему с помощью интуиции в течение получаса. На интуицию в своей работе полагался и главный инженер фирмы «Apple» Тим Кук. «Моя интуиция подсказала мне, что в место в "Apple" может стать единственным в жизни шансом работать рядом с творческим гением, - говорил он в одном из интервью. - Инженеров учат принимать решения на основе аналитического размышления, но наступает время, когда необходима интуиция» (4). Коллеги отмечали, что Джобс обладал способностью находить таланты.
Одной из сильных сторон Джобса было умение концентрировать внимание на определенной проблеме. Он говорил, что решить, что не делать, не менее важно, чем решить, что делать. Эта способность к концентрации спасла фирму «Apple». Если в 1997 г., когда Джобс приступил к обязанностям генерального директора «Apple», фирма терпела убытки в размере 1 млрд долларов, то в следующем 1998 г. прибыль составляла уже 300 млн долларов. Стоимость акций «Apple» выросла от 13 долларов в 1997 г. до 102 долларов в 2000 г.
Особое внимание Джобс уделял дизайну продуктов. Ведущим дизайнером в фирме «Apple» был молодой талант из Лондона Джон Айв. Его особенностью было то, что любой продукт, который планировалось выпустить, он должен не смоделировать на компьютере, а нарисовать рукой. Он отмечал, что всегда понимает красоту вещи, сделанной собственными руками. Этого же принципа придерживался и Джобс. Как и Джобс, Айв разделял эстетические принципы минимализма, выдвинутые немецким индустриальным дизайнером Дитером Рэмсом, сотрудником известной фирмы «Браун». Рэмс любил повторять, что лучше меньше, но лучше. Джобс нередко цитировал слова Иоганна Кеплера о том, что природа любит единство и простоту. По отношению к производимым устройствам этот принцип означает минимальное число шагов. Следуя этому принципу, Джобс утверждал, что простота изделий должна достигаться путем «овладения» сложностями, а не игнорирования их. Сделать нечто простым означает правильно понять проблему и найти элегантное решение. Необходимо понять сущность продукта, чтобы иметь возможность избавиться от частно-
стей, которые несущественны. Джобс делал устройства проще путем устранения кнопок, программное обеспечение проще - путем ограничения функций, интерфейс проще путем уменьшения количества опций. В понимании многих дизайн означает внешний лоск. Однако, с точки зрения Джобса, дизайн не ограничивается тем, как продукт внешне выглядит: дизайн должен отражать сущность продукта. Дизайн - это фундаментальная душа изделия, созданного человеком: он должен выражать сам себя. Для реализации этих принципов было необходимо тесное сотрудничество дизайнеров, разработчиков продукта, инженеров и производителей. Если во многих других компаниях инженеры определяли направление работы дизайнеров, то у Джобса было наоборот: именно дизайнеры ставили задачи инженерам. Во многих компаниях идеи и их дизайнерское воплощение расходились во времени. Джобс не любил оценивать новый продукт с помощью сложных рисунков, созданных на основе компьютерной программы AUTOCAD. Он предпочитал видеть и держать в руках реальную модель изделия. И Джобс, и Айв большое значение придавали проблеме упаковки изделий. Однажды во время поездки в Японию Джобс задал вопрос руководителю фирмы «Сони» Акио Морита, почему каждый сотрудник его компании носит униформу. Морита ответил, что в послевоенное время далеко не у всех жителей Японии была подходящая одежда, и такие компании, как «Сони» вынуждены были одевать своих рабочих. Со временем каждая фирма разработала свой стиль униформы, которая стала формой связи между рабочими и компанией. После этого Джобс предложил дизайнеру фирмы разработать форму жилета для «Apple».
В рамках компании оставалась еще одна область, которая была неподвластна контролю Джобса - это область продаж. Индустрия продаж компьютеров развивалась от отдельных специализированных магазинов к сетевым универмагам, где сотрудники не обладали должным уровнем знаний, чтобы объяснить покупателям особенности продуктов «Apple». В конце 1999 г. Джобс поставил перед руководством фирмы вопрос о планах создания собственных центров продаж «Apple». Джобс предсказывал, что такие центры должны стать наиболее зримым физическим выражением бренда фирмы. Подобные центры должны соответствовать принципу простоты и не иметь факторов, отвлекающих потенциальных покупа-
телей. Они должны быть организованы не столько вокруг продуктов, столько вокруг того, что могут делать с этими продуктами покупатели. В итоге открывшийся в 2006 г. центр продаж «Apple» в Нью-Йорке приносил доход в расчете на 1 кв. м больше, чем любой другой торговый центр в мире. Особое внимание Джобс уделял архитектурному проекту того или иного здания. У него было твердое убеждение, что красота здания во многом способствует созданию великих произведений искусства. Существует искушение думать о том, что в эпоху Интернета идеи формируются с помощью интернет-чатов и электронной почты. Однако на самом деле это безумие: в основе творчества лежат случайные встречи и редкие дискуссии в реальной обстановке. Если архитектура здания, согласно Джобсу, не вдохновляет людей на творческий поиск, то не может быть и инноваций, основанных на интуиции. Для того чтобы передать секреты предпринимательского успеха, Джобс решил создать университет «Apple». На этой основе предполагалось исследовать конкретные ситуации принятия тех или иных важных для компании решений так, чтобы эти способы нашли отражение в культуре.
Признак инновационной компании заключается не только в выдвижении новых идей. Ее руководители должны знать, как вновь оказаться в лидерах, когда фирма оказалась позади конкурентов. Джобс выдвинул идею превратить компьютер в некий многофункциональный центр. Для реализации этой цели была усовершенствована технология «WireFire», позволяющая передавать без проводов файлы от одного устройства к другому. В частности, она позволяла перемещать видеофайлы с камеры на компьютер. Джобс предсказывал, что персональный компьютер трансформируется в нечто иное. Когда компьютер превращается в многофункциональный центр, это открывает возможность, чтобы другие устройства, такие, как, например, видеокамера, становились более простыми и дешевыми. Этим устройствам нет необходимости обладать такой функцией, как редактирование изображений: для выполнения этой функции у них слишком малый экран и оперативная память. Подобные функции должен взять на себя компьютер. Джобс подчеркивал, что все эти функции легче осуществляются, когда устройства, компьютер, программное обеспечение тесно интегрированы в рамках одной компании. «Майкрософт» пишет программы, «Ком-
пэк» производит компьютеры, «Сони» изготовляет цифровые устройства, «Эдоб» разрабатывает приложения, и только «Apple» делает самостоятельно все эти вещи. Джобс отмечал, что его компания несет полную ответственность за использование своих продуктов. Сотрудники «Apple» одними из первых предложили устройство и программу, обеспечивающие запись DVD-дисков: достаточно было перетащить нужный файл в окно программы и нажать кнопку «прожиг». Прежние программы копирования файлов на диск были столь сложны, что, по выражению Джобса, лишь гений мог полностью овладеть ими.
Следующим шагом по осуществлению стратегии многофункционального центра было предложение Джобса по разработке портативного музыкального проигрывателя («айпод»), который, будучи небольшим по размерам, обладал бы достаточной памятью. В итоге инженеры фирмы «Apple» предложили устройство размером с долларовую монету и памятью в 5 гигабайт, позволяющее записывать до одной тысячи песен в формате MP 3. При этом были учтены недостатки выпущенных другими компаниями подобных устройств: сложный интерфейс, малая емкость аккумуляторных батарей, ограничение списка десятью названиями песен. Главное требование Джобса по отношению к разработчикам изделий было: «Упрощайте». Согласно этому требованию потребитель в поиске той или иной песни или функции должен произвести не более трех «кликов», и поиск должен осуществляться с помощью интуиции. Чтобы сделать «айпод» проще в употреблении, необходимо сократить объем его функций. Эти функции можно перенести на персональный компьютер. Иными словами, устройство и компьютер должны дополнять друг друга. Сокращение функций привело, в частности, к тому, что у «айпода» отсутствовала кнопка включения-выключения: устройство переходило в спящий режим, когда им переставали пользоваться, и включалось при нажатии любой кнопки.
Одним из принципов бизнеса Джобса был: не бойся причинить ущерб своему бизнесу выпуском нового продукта, поскольку этот ущерб все равно может быть нанесен конкурентом. Так, Джобс поставил задачу создания мобильного телефона нового поколения - «айфона», и все опасения в том, что выпуск этого продукта резко сократит продажу «айподов», он отметал, ссылаясь на
указанный выше принцип. «Мы развиваемся, избавляясь от несущественных деталей», - утверждал Джобс. Так, рынок цифровых фотоаппаратов был обрушен после того, как в мобильные телефоны фирмы-производители стали встраивать фотокамеры высокого уровня разрешимости. То же самое происходило с рынком «айпо-дов», когда мобильные телефоны стали оснащаться музыкальными проигрывателями. Идея «айфона», или «умного мобильного телефона», была сформулирована Джобсом на основе другой новинки фирмы «Apple» - «айпэда», или портативного сенсорного ноутбука. «Я хотел сделать "компьютер-блокнот", который не имел бы ни клавиатуры, ни палочки-стилуса», - говорил Джобс. Пользователи этого устройства могут набирать текст пальцами прямо на сенсорном экране. Разработка возможностей использования сенсорного экрана заключала в себе немало риска и вместе с тем была перспективной. В приложении к мобильным телефонам этот экран существенно расширял возможности изображения. Что касается воспроизводства видеоизображений, то программное обеспечение в данном случае заменяло электронные устройства: пользователю не было необходимости иметь отдельный видеопроигрыватель: он был встроен с помощью приложения в мобильный телефон. Воплощение этой идеи заняло у Джобса около шести месяцев.
Однако «айфон-1» не был лишен определенных недостатков. Во-первых, его внутреннее устройство было закрыто для пользователя. Даже замена батарей, согласно идее Джобса, должна была осуществляться в специализированных центрах обслуживания. Отсутствие сменной батареи делало устройство более тонким, поскольку Джобс придерживался принципа чем тоньше, тем лучше. Во-вторых, в интересах дизайна корпус «айфона» был выполнен из металла, что препятствовало бесперебойной работе антенны. Впоследствии Джобс под нажимом критики вынужден был признать эту ошибку. В-третьих, операционная система для «айфона» была закрыта для владельцев других мобильных устройств. Джобс объяснял это тем, что создание новых приложений для продуктов «Apple» недобросовестными производителями способно нарушить целостность этих продуктов и занести в них «вирусы». Позже Джобс дал согласие на разработку другими фирмами приложений для продуктов «Apple», но лишь при том условии, что эти приложения будут строго контролироваться. Так, руководство «Apple»
приняло решение запретить все те приложения, которые оскорбляют человеческое достоинство или содержат политический экстремизм. В связи с этим некоторые журналисты стали сравнивать компанию Джобса с «Большим братом» известного писателя Дж. Оруэлла. Новое поколение пользователей призывало к открытому, лишенному цензуры обществу, в котором нет «технодиктатора», который бы решал, что можно, а что нельзя смотреть. Отмечалось, что «Apple» становится новым «Microsoft», надменным и самодовольным.
В то же время фирма «Google» предложила платформу для смартфонов, открытую для пользователей других компьютерных устройств. Эта платформа под названием «Android» в отношении мобильных устройств, по сути, выполняла ту же роль, что и операционная система «Microsoft» в применении к персональным компьютерам. Билл Гейтс в одном из своих интервью признавал, что закрытые системы обладают определенными преимуществами, поскольку позволяют контролировать процесс их использования. Однако выражал при этом уверенность, что открытые системы, в конце концов, одержат победу.
В 2007 г. Джобс приступил к воплощению в жизнь идеи «компьютера-блокнота», или «айпэда». Его не останавливало предупреждение о том, что подобное устройство предназначено лишь в качестве дополнения для богатых людей, обладающих многими другими вариантами компьютеров. Джобс исходил из того, что в портативном компьютере нет необходимости в клавиатуре, поскольку это и дорого, и громоздко. Клавиатура должна быть на сенсорном экране. Именно сенсорный экран оказывался ключевым элементом устройства. На презентации нового устройства Джобс поместил на стенде «айфон» и ноутбук и обратился к аудитории с вопросом: «Существует ли нечто среднее между ними?» В качестве основной причины создания «айпэда» Джобс указал на то обстоятельство, что «Apple» всегда стремилась быть в точке пересечения технологии и искусства. «Это место, - указывал Джобс, - где творчество обретает средство к жизни» (4). Он подчеркивал, что одной технологии недостаточно для производства инновационных продуктов. Согласно Джобсу, технология должна быть «повенчана» с гуманитарным знанием. Эту же мысль высказывал в свое время и руководитель фирмы «Полароид» Эдвин Лэнд. В этом взаимодействии есть нечто магическое. Одной из причин успеха фирмы
«Apple» у потребителей Джобс называет то, что в инновациях присутствует элемент гуманитарного знания. И великий художник, и великий инженер сходны в том, что у обоих присутствует желание выразить себя. В этом смысле лучшие люди, которые работали над созданием компьютера «Макинтош», - в душе поэты и музыканты. Великие художники, такие, как Леонардо да Винчи и Микеландже-ло, были также и великими учеными. Микеланджело, например, обладал знанием о том, как добывать камень. Джобс называл «ай-пэды» посткомпьютерными устройствами, использование которых становится более интуитивным и простым и в которых «железо» и программное обеспечение составляют единое целое.
В 2011 г. «айпэды» продавались в мире в два раза быстрее, чем ранее «айфоны». В некотором смысле «айпэд» оказался самым успешным продуктом в истории. Выпуск «айфонов» и «айпэдов» оказал существенное влияние и на другие сферы жизни. Так, руководство известного издательства «Callaway» решило «сжечь мосты» и выпускать книги исключительно в электронном виде. Если с помошью «айпода» Джобс изменил музыкальный бизнес, то с помощью «айпэда» он начал трансформировать все средства массовой информации: от издательств и журналистики до кино и телевидения. Джобс предлагал создать телевизор, который был бы интегрирован со всеми компьютерными устройствами и с Интернетом.
Вместе с тем журналисты указывали на то обстоятельство, что в отличие от обычного компьютера в «айпэде» акцент перемещается с создания «контента» на его получение из других источников. Пользователь превращается в данном случае в пассивного потребителя. Билл Гейтс выразил убеждение, что, вопреки созданию «айпэда», основным средством работы останется ноутбук с клавиатурой.
В 2008 г. Джобс выдвинул новую идею под названием «айк-лауд». Согласно этой идее, персональный компьютер перестает быть средством хранения файлов. Отныне этим хранилищем становится Интернет, а пользователь обладает постоянным доступом к своим файлам, находящимся на удаленном сервере. Причем для обладателей устройств, произведенных фирмой «Apple», этот доступ должен быть бесплатным. И даже в том случае, если пользователь случайно лишился того или иного видеофильма или музы-
кального произведения на устройстве «Apple», фирма обязуется восполнить эту потерю.
Согласно Ч. Поупу, современный человек вряд ли искренен, когда объявляет себя противником всяких технологий. Однако нельзя убедить его в том, что технология способна избавить от бремени быть просто человеком. «Основные контуры жизни остаются практически неизменными, - отмечает Поуп, - именно поэтому жизнь имеет свои удовольствия и боли, радости и разочарования» (5). В рамках философии утилитаризма человек оказывается лишенным своей сущности и низведенным до «человека-работника», его достоинство редуцируется к «деланию что требуется». Когда отдельный человек, живущий в «век перемен», перестает быть полезным, общество должно от него избавиться во имя «прогресса». Согласно этой философии, «изменения - это все прогресс -конечная цель: долой любую мудрость из прошлого (так называемые «догмы») (5). Подобная философия может возникнуть лишь среди членов общества массового потребления, чья жизнь полна комфорта и лишена серьезных проблем. Изречение Джобса о том, что каждый «должен делать свое дело», по мнению Поупа, не распространяется на простых людей, все усилия которых направлены на добывание необходимых средств к существованию. Точно так же Поуп выражает сомнение в том, что рядовые работники фирмы «Apple» были способны, согласно принципу Джобса, «следовать внутреннему голосу и собственным чувствам», если бы эти чувства вступали в противоречие с требованиями работодателя (5).
Отдыхая в Турции, Джобс рассуждал о глобализации мира. Эта глобализация особенно проявляется на примере молодежи. Джобс отмечал, что в Турции дети ведут себя так же, как и в любом другом уголке мира. Его поразило, что для молодых людей мир един. Когда создаются продукты, не существует такого понятия, как «телефон для турок» или музыкальный проигрыватель, который использовался бы только в Турции. Сейчас существует лишь один мир.
Джобс не разделял позиции, согласно которой производитель должен предлагать именно то, что хочет потребитель. Джобс стремился предложить пользователю то, что он лишь собирается пожелать. Как сказал однажды Генри Форд: «Если бы я спросил потребителей, что они хотят, то получил бы ответ: "Более быстрого
коня"». Согласно Джобсу, люди не знают точно, что они хотят, пока им это не покажешь.
Что касается веры в Бога, то Джобс утверждал, что он верит и не верит в Бога приблизительно 50 на 50%. Большую часть своей жизни он чувствовал, что существует нечто большее, чем видимый мир. В период болезни он переосмыслил свое отношение к загробной жизни. «Я готов признать, - отмечал Джобс, - что после смерти человека нечто остается жить. Было бы странно, что весь накопленный человеком опыт и мудрость уходят в никуда» (4).
В своей деятельности С. Джобс руководствовался следующими принципами.
Принцип 1: «Делайте то, что любите». Стив Джобс всю свою жизнь следовал голосу сердца, и это, по его словам, существенно все изменило.
Принцип 2: «Оставьте след во Вселенной». Джобс привлекает людей со схожим образом мышления, которые разделяют его идеи и помогают превратить их в инновации, изменяющие мир. Страсть наполняет топливом ракету «Apple», а замыслы Джобса дают направление.
Принцип 3: «Встряхните ваше сознание». Инновации не существуют без творчества, и для Стива Джобса творчество - это процесс объединения вещей. Джобс считает, что широкий набор впечатлений расширяет наше понимание человеческого опыта.
Принцип 4: «Продавайте мечты, а не продукты». Для Джобса люди, покупающие продукты «Apple», - не потребители. Это люди с мечтами, надеждами и амбициями. Джобс создает продукты, чтобы помочь людям воплотить свои мечты.
Принцип 5: «Скажите "нет" тысяче вещей». Согласно Джобсу, простота - это самое сложное. Начиная с дизайна плеера «iPod» и заканчивая интерфейсом смартфона «iPhone», начиная с упаковки продуктов «Apple» и заканчивая функциональностью сайта «Apple», инновации означают отказ от всего лишнего, чтобы нужное могло говорить.
Принцип 6: «Создайте безумно великий опыт». Джобс сделал сеть розничных магазинов «Apple Store» золотым стандартом работы с покупателями. «Apple Store» стали лучшими в мире магазинами розничной торговли благодаря введению простых инноваций, перенять которые может любое предприятие, чтобы соз-
дать глубокие, продолжительные эмоциональные связи со своими клиентами.
Принцип 7: «Овладейте посланием». Джобс - самый выдающийся корпоративный рассказчик в мире, который превращает презентацию продуктов в настоящее шоу. У вас могут быть самые инновационные идеи в мире, но если вы не можете взволновать ими людей, ваши достижения не имеют значения (1, с. 23-24).
По свидетельству В. Пострел, в начале 1980-х годов в Америке бизнесмен представлялся неким безликим существом, лишенным каких бы то ни было эмоций. В общественном мнении тех лет бизнес представлялся скучным, безличностным и даже подозрительным занятием. Этот стереотип был преодолен благодаря двум предпринимателям - Стивом Джобсом и Стефеном Возняком, которые в свои 20 с небольшим лет стали героями, примером для подражания. Стремление к удовольствию и самовыражению, которое социолог Дэниэл Белл называл «культурным противоречием капитализма», превратилось в важнейший мотив предпринимательской деятельности. В 1980-е годы бизнес уже включает в себя чувства и личность предпринимателя, это область деятельности, которая может удивлять людей. Представление о бизнесмене как о лояльном по отношению к компании сотруднике сменилось образом яркого, высокомерного молодого человека, не успевшего закончить высшее учебное заведение. Бизнес стал в большей степени, чем спорт или мода, предметом публичных разговоров, источником растущего интереса людей, способом выражения личных предпочтений. Культурные и даже религиозные войны между поклонниками «Microsoft» и «Apple» были немыслимы в 1960-1970-е годы так же, как и появление на публике без галстука руководителя крупной компании. Теперь люди, далекие от бизнеса, способны судить о том, какой стратегии следует придерживаться таким компаниям, как «Apple», «Microsoft» или «General Motors». «Философия Стива Джобса, - пишет В. Пострел, - способна вдохновлять людей на великие дела и вселять надежду на возможность самореализации» (2).
Стив Джобс был не только превосходным бизнесменом, который создал невероятный мир продуктов, существенно изменивших мир. Он был философом-практиком, и его философия служила источником его успехов и счастья. Он говорил, что быть самым
богатым человеком на кладбище не имеет значения для него: ложась спать, подумайте, что замечательное вы сделали. Делать что-то удивительное, по мнению Джобса, не означает делать то, что другие считают достойным. Необходимо совершать то, что человек любит, и делать профессиональную карьеру, чтобы стать счастливым. Как утверждал Джобс, работа заполняет большую часть жизни, и единственный способ быть полностью довольным жизнью -это делать то, что человек считает великим делом. «Единственный способ делать великие дела - это любить то, что вы делаете. Если вы еще не нашли своего дела, ищите, не останавливайтесь. Как и в сердечных делах, вы узнаете, когда найдете. И, как любые хорошие отношения, они с годами становятся все лучше и лучше. Поэтому ищите, пока не найдете» (4). Нетрудно убедиться, что свои идеи Джобс с успехом применял в жизни. Крейг Биддл выражает надежду, что «философия успеха» Джобса способна найти столь же широкое применение, как и его «материальные продукты» (3).
Список литературы
1. Галло К. Правила Джобса: Универсальные принципы успеха от лидера Apple. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 240 с.
2. Джобс С. Оставайтесь голодными..: Речь Стива Джобса перед выпускниками Стэнфордского университета. - Режим доступа: http://www.n-education. ru/community/articles/general/6.html (дата обращения: 20.12.2015).
3. Biddle С. Steve Jobs' philosophy of life. - Mode of access: http://www. theobjectivestandard.com/blog/index.php/2011/10/steve-jobs-philosophy-of-life/ (last download: 20.12.2015).
4. Isaacson W. Steve Jobs. - Mode of access: http://authors.simonandschuster.com/ Walter-Isaacson (last download: 20.12.2015).
5. Pope Ch. Jobsonian philosophy? An assessment of the secular philosophy of Steve Jobs and other modern technophiles. - Mode of access: http://blog.adw.org/2011/ 10/jobsonian-philosophy-an-assessment-of-the-substitutional-philosophy-of-steve-jobs/ (last download: 20.12.2015).
6. Postrel V. The inspiring philosophy of Steve Jobs. - Mode of access: http://www.realclearpolitics.com/2011/10/06/the_inspiring_philosophy_of_steve_jo bs_264881.html (last download: 20.12.2015).