ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ
2012.03.023. ЧЕРУТТИ Е., КЛАССЕНС С., МАКГУАЙР П. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА СИСТЕМНОГО РИСКА В ГЛОБАЛЬНОМ БАНКИНГЕ.
CERUTTI E., CLAESSENS S., McGUIRE P. Systemic risks in global banking: What available data can tell us and what more data are needed? // Wash.: IMF, 2011. - (IMF Working paper. WP/11/222). - 27 p. - Mode of access: http://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2011/wp11222.pdf
Специалисты департамента исследований МВФ и Банка международных расчетов (BIS) рассматривают проблемы и задачи управления системным риском на глобальном уровне, а также первоочередные направления улучшения информационного обеспечения их решения.
Глобальный кризис, отмечают авторы, продемонстрировал высокую степень взаимосвязанности финансовой сферы: шок, возникающий в одной стране или на одном рынке активов, может быстро распространиться на другие страны и рынки. На глобальном уровне связи и каналы распространения кризисных явлений весьма сложны, данные для их отслеживания по большей части все еще недоступны, а институциональная инфраструктура, необходимая для управления системным риском, неадекватна или вообще отсутствует.
Отправной точкой в анализе системного риска в рамках отдельной страны, как правило, является анализ состояния банковской системы, что объясняется ролью банков в финансовой системе и высоким коэффициентом левериджа. При этом центральные банки и органы надзора часто используют дезагрегированные данные, в том числе информацию о структуре банковских активов и пассивов и структурных дисбалансах по срокам и валютам, а также другие показатели баланса и отчета банков о прибылях и убытках. Исследование этих показателей направлено на выявление системных
рисков, связанных с обычными факторами риска, межбанковскими отношениями, концентрацией денежных средств и другими факторами, которые способны оказывать влияние на состояние доходов, ликвидности и достаточности капитала банков. Однако подход, применимый для анализа системного риска в рамках отдельной страны, не может быть непосредственно использован на межстра-новом уровне. Это обусловлено рядом обстоятельств.
1. Отсутствуют институциональные механизмы, обеспечивающие координацию отдельных страновых подходов. Международные финансовые связи охватывают различные правовые юрисдикции, а лица, принимающие решения, озабочены преимущественно национальными интересами и не очень заботятся о том, какие международные последствия могут иметь их действия и как повлияют на экономику их стран действия зарубежных политиков. Это никак не способствует максимизации общего благосостояния, а проблемы глобальной финансовой стабильности, по мнению авторов, не получают достаточного внимания. Кроме того, многие институциональные механизмы, существующие на национальном уровне и направленные на оптимизацию банковской системы и антикризисное управление, отсутствуют на глобальном уровне.
2. Усложняется анализ риска на международном уровне. Различия между банками по организационным характеристикам и правовому статусу, не столь значимые внутри страны, оказываются более значимыми на международном уровне, поскольку затрудняют оценку системного риска и управление им. Крупные международные банки могут состоять из тысяч подразделений, расположенных во многих странах. Анализ рисков банковских операций на основе консолидированных данных оказывается недостаточным.
3. Недостаточно данных, отражающих международные показатели системного риска. Органы надзора в каждой стране имеют доступ к данным по банкам, оперирующим в соответствующей юрисдикции, тогда как надзор за деятельностью международных банковских учреждений требует сбора данных в различных юрис-дикциях. Кроме того, циркуляция данных даже между органами надзора затрудняется соображениями конфиденциальности. Публикуемые сведения, как правило, не содержат существенной информации о международной деятельности банков (валютных и трансграничных позициях). Международная банковская статистика BIS,
отслеживающая зарубежные позиции международных банков, агрегирована, а поэтому непригодна для многих аналитических целей.
Наличие существенных проблем в области оценки системного риска подтверждается обзором исследований на эту тему и рядом конкретных примеров. Исследования по оценке системного риска могут быть разделены на три группы. В первой внимание сосредоточено на том, каким образом балансовые связи умножают масштабы шоков и воздействуют на направления их трансграничного распространения. Эти исследования в основном опираются на агрегированные данные, поскольку информация о размещении участников сделок доступна, как правило, только в агрегированной форме. Вторая группа исследований имеет доступ к обширной рыночной статистике и использует информацию, содержащуюся в кредитных спредах и ценах активов, для расчетов премий за системный риск и корреляции между шоками на различных рынках. Исследования третьей группы базируются на методах компьютерной имитации и сценарного анализа для достижения понимания того, как специфические шоки могут приводить к тяжелым системным кризисам. Они также опираются на балансовые взаимодействия, используя в основном агрегированные данные. По мнению авторов, этот подход является наиболее перспективным.
Все три типа анализа рассматривают риски, возникающие как на активной стороне баланса (например, кредитный, страновой и рыночный риск), так и на пассивной его стороне (например, риск при консолидировании долга), а также риски, связанные с взаимодействием между двумя сторонами (например, риск ликвидности и структурные дисбалансы). Однако анализ на основе агрегированных данных на страновом уровне не способен учесть неоднородность банков. Исследования, использующие данные на уровне банков, также имеют недостатки (например, касающиеся участия в кредитных синдикатах). Анализ внутригрупповых операций основан не на фактических, а на косвенных показателях, получаемых из данных о суммарных операциях дочерних предприятий. Индикаторы, основанные на рыночных ценах, не всегда являются достоверными показателями риска. Некоторые исследования сочетают анализ на основе балансовых и рыночных данных, но на глобальном уровне такой подход весьма затруднителен. Балансовый анализ не учитывает в полной мере возрастающую сложность международ-
ной среды, поскольку имеющиеся ограничения в области информации не позволяют выявить особенности правового статуса банков и их организационных структур, а также не отражают географическую структуру банковских операций.
Невозможность выявления многих аспектов глобального системного риска на основе использования существующих данных, и прежде всего оценки роли банков в формировании системного риска, иллюстрируется далее авторами на примерах решения конкретных задач, в частности таких как точное измерение потенциальных рисков, связанных с зарубежными активами банков; измерение степени зависимости страны заемщика от кредита со стороны иностранных банков; отслеживание деятельности банков по кросс-валютному (межвалютному) финансированию и трансформации краткосрочных инструментов в долгосрочные; моделирование системных рисков для международных банков с помощью сценарного анализа.
Примеры показывают, что анализ глобального системного риска с использованием имеющихся в настоящее время данных основан на множестве допущений и дает весьма неточные результаты. Необходимо учитывать различия в организационных структурах и правовом статусе банков, тогда как международная банковская статистика BIS позволяет вести расчеты только на уровне банковской системы в целом, но не на уровне отдельных банков. Подробные данные о внутренних рынках капитала и источниках финансирования (в том числе различных недепозитных источниках), как правило, отсутствуют и на системном уровне, и на уровне отдельных банков. Страновые различия институциональных структур и систем регулирования могут значительно влиять на масштабы кризисов и направления их трансграничного распространения. Задача еще более усложняется из-за отсутствия сопоставимых на международном уровне данных по крупнейшим глобальным финансовым институтам.
Анализ системных рисков в международном банкинге требу -ет совместного рассмотрения данных, охватывающих многие финансовые институты. Агрегированные данные скрывают общие потенциальные риски по конкретным классам активов или источникам финансирования. Данные по отдельным банкам, собираемые национальными органами надзора, содержат частично требуемую
информацию. Однако опыт кризиса показал, что во многих юрис-дикциях в этой информации отсутствуют важнейшие показатели, прежде всего относящиеся к взаимосвязям международных банков. Кроме того, информация, имеющаяся у органов надзора, не публикуется совсем или публикуется в ограниченном виде и, как правило, не имеет широкого распространения даже в рамках соответствующей юрисдикции. В итоге органы надзора не имеют детального представления о глобальной банковской системе, а без такого представления проблемы на системном уровне остаются невыявленными.
Данные по отдельным банкам, собираемые не официальными органами надзора, как правило, недостаточно детализированы. Коммерческие базы данных накапливают информацию, извлекаемую из годовых отчетов банков, но имеют значительные пробелы и запаздывания. Практически отсутствует информация о странах и секторах, представляющих стороны сделок, особенно это касается операций зарубежных филиалов международных банков. Во многих странах стандартные балансовые показатели (например, капитальные коэффициенты) не публикуются или публикуются без детализации. Банки, как правило, не сообщают информацию по валютным позициям или потенциальным рискам конкретных контрагентов. В результате значительная часть информации о финансировании и структуре активов банковских операций является закрытой, что ограничивает полезность данных для анализа глобального риска.
МВФ и Совет по финансовой стабильности (FSB) подготовили и представили группе министров финансов и руководителей центральных банков «группы 20» (G20) доклад, в котором содержатся 20 рекомендаций по совершенствованию статистики на банковском и агрегированном уровнях, порядку сбора и межстраново-го обмена информацией, правилам, регулирующим доступ к данным и их использование. Особый упор сделан на необходимости расширения данных на уровне банков, в том числе отражающих двусторонние связи, организационные структуры банков, структуру их активов и пассивов (например, с разбивкой по инструментам, странам и секторам участников сделок, валютам и остаточным срокам погашения займов). Предложено создание общей схемы отчетности для финансовых институтов, имеющих системное значение в глобальном масштабе.
Другая инициатива касается расширения и дополнения составляемой BIS агрегированной статистики. Эти меры призваны улучшить информацию о том, как банки организуют свои трансграничные операции, и в целом направлены на создание основ для изучения ситуации и перспектив в области потенциальных рисков и финансовой стабильности в целях совершенствования многостороннего надзора.
Результатом реализации этих инициатив будет получение информации, которая впервые позволит осуществить совместный анализ глобальных позиций многих банков, находящихся под различными юрисдикциями, что существенно улучшит возможности оценки банковских рисков на международном уровне.
И.Г. Минервин
2012.03.024. КРОЗНЕР Р.С., СТРЕЙХАН Ф.Е. РЕФОРМА ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ. KROSZNER R S., STRAHAN Ph.E. Financial regulatory reform: Challenges ahead // Amer. econ. rev. - Nashville, 2011. - Vol. 101, N 3. -P. 242-246.
Сотрудники Чикагского университета и Национального бюро экономических исследований (NBER) отмечают, что за последние 30 лет произошла эволюция финансовой системы от преимущественно традиционного банкинга к преобладанию финансирования, источником которого являются небанковские институты. Депозитарные институты, 60 лет назад аккумулировавшие примерно 60% всех активов финансового сектора, теперь сократили свою долю наполовину - до 30%.
Банковские балансы претерпели изменения, значительно увеличившие взаимозависимость между институтами. Так, пассивы теперь в большей мере зависят от краткосрочных рыночных источников, таких как коммерческие бумаги, долговые обязательства, обеспеченные активами (asset-backed commercial paper, ABCP), и инструменты репо. Взаимные фонды денежного рынка, которые не существовали до 1970-х годов, теперь превратились в ключевой источник финансирования. Они располагают активами в 4 трлн. долл., что по размерам соответствует примерно половине банковских депозитов (с. 242). На стороне активов произошла секьюрити-зация многих позиций, в том числе кредитов и ипотек. Такая мо-