Научная статья на тему '2012. 03. 024. Крознер Р. С. , Стрейхан Ф. Е. Реформа финансового регулирования: вызовы времени. Kroszner R. S. , Strahan Ph. E. financial regulatory reform: challenges ahead // Amer. Econ. Rev. - Nashville, 2011. - Vol. 101, n 3. - p. 242-246'

2012. 03. 024. Крознер Р. С. , Стрейхан Ф. Е. Реформа финансового регулирования: вызовы времени. Kroszner R. S. , Strahan Ph. E. financial regulatory reform: challenges ahead // Amer. Econ. Rev. - Nashville, 2011. - Vol. 101, n 3. - p. 242-246 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КАПИТАЛОВ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 024. Крознер Р. С. , Стрейхан Ф. Е. Реформа финансового регулирования: вызовы времени. Kroszner R. S. , Strahan Ph. E. financial regulatory reform: challenges ahead // Amer. Econ. Rev. - Nashville, 2011. - Vol. 101, n 3. - p. 242-246»

Другая инициатива касается расширения и дополнения составляемой BIS агрегированной статистики. Эти меры призваны улучшить информацию о том, как банки организуют свои трансграничные операции, и в целом направлены на создание основ для изучения ситуации и перспектив в области потенциальных рисков и финансовой стабильности в целях совершенствования многостороннего надзора.

Результатом реализации этих инициатив будет получение информации, которая впервые позволит осуществить совместный анализ глобальных позиций многих банков, находящихся под различными юрисдикциями, что существенно улучшит возможности оценки банковских рисков на международном уровне.

И.Г. Минервин

2012.03.024. КРОЗНЕР Р.С., СТРЕЙХАН Ф.Е. РЕФОРМА ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ. KROSZNER R S., STRAHAN Ph.E. Financial regulatory reform: Challenges ahead // Amer. econ. rev. - Nashville, 2011. - Vol. 101, N 3. -P. 242-246.

Сотрудники Чикагского университета и Национального бюро экономических исследований (NBER) отмечают, что за последние 30 лет произошла эволюция финансовой системы от преимущественно традиционного банкинга к преобладанию финансирования, источником которого являются небанковские институты. Депозитарные институты, 60 лет назад аккумулировавшие примерно 60% всех активов финансового сектора, теперь сократили свою долю наполовину - до 30%.

Банковские балансы претерпели изменения, значительно увеличившие взаимозависимость между институтами. Так, пассивы теперь в большей мере зависят от краткосрочных рыночных источников, таких как коммерческие бумаги, долговые обязательства, обеспеченные активами (asset-backed commercial paper, ABCP), и инструменты репо. Взаимные фонды денежного рынка, которые не существовали до 1970-х годов, теперь превратились в ключевой источник финансирования. Они располагают активами в 4 трлн. долл., что по размерам соответствует примерно половине банковских депозитов (с. 242). На стороне активов произошла секьюрити-зация многих позиций, в том числе кредитов и ипотек. Такая мо-

дель финансового посредничества зависит от функционирования рынков ценных бумаг и, таким образом, привязывает институты к этим рынкам.

Параллельно экспансии рынков ценных бумаг разрастались объемы операций с деривативами. В 1970-е годы рынки опционов выросли в ответ на совершенствование методов ценообразования и хеджирования нелинейных инструментов. В 1980-е годы широкое распространение получили процентные свопы, а в 1990-е появились и стали популярными свопы по кредитному дефолту (credit default swap).

В результате этих процессов возникла в высшей степени взаимосвязанная финансовая система с неясным распределением рисков. Она включает длинные цепочки и множественные связи с рыночными посредниками, финансирование которых не зависит от депозитов. Такая структура способствует быстрому распространению шоков по всей системе. Быстрый рост деривативов крайне затрудняет оценку распределения рисков, особенно при отсутствии центральной биржи или клиринговой палаты, способных агрегировать информацию. Ошибочные оценки рисков не корректируются, но обрушиваются каскадом на систему.

Несмотря на эти фундаментальные изменения, внимание регулирующих структур сосредоточено в основном на депозитных институтах. Поэтому регуляторы не располагали адекватными средствами борьбы с кризисом. Более того, многие изменения были вызваны, по крайней мере частично, недостатками и искажениями регулирования, в том числе попытками финансовых институтов облегчить бремя регулирования с помощью «арбитража на регулировании» («regulatory arbitrage»). Например, фонды денежного рынка стали финансировать слаборегулируемые инвестиционные банки с помощью инструментов репо, обеспеченных секьюритизи-рованными активами, которые в прошлом находились на балансах коммерческих банков. Таким путем значительная часть операций с активами, осуществлявшихся в жестко регулируемых коммерческих банках, перешла к слаборегулируемым (так называемым «теневым») институтам. Так, за период с 1990 по 2007 г. активы инвестиционных банков возросли с 5 до 25% всех активов коммерческих банков, при этом 50% этих активов финансировались на рынке репо (с. 243).

Многие финансовые инновации привели к повышению ликвидности активов финансовых организаций, рынков, расширили возможности для диверсификации, усилили конкуренцию между кредиторами. В результате возможности финансовых организаций по управлению риском улучшились. Однако часть этих изменений способствовала росту концентрации риска, усиливая тем самым вероятность кризиса.

Оценка полезности реформы регулирования представляется в этой связи сложной задачей. Страны с более развитой финансовой системой имеют тенденцию к более высоким темпам экономического роста. Это, как правило, служит аргументом в пользу ослабления ограничений, налагаемых на финансовый сектор. Последний кризис поставил вопрос о выборе между ускорением роста и усилением волатильности. Реформа, таким образом, сталкивается с фундаментальным противоречием: как открыть путь для дальнейших инноваций, способствующих развитию финансовой сферы и ускорению роста, и в то же время смягчить угрозу нестабильности, неизбежно связанную с усложнением взаимозависимостей при развитии финансовой сферы. Проблема легко решается лишь в некоторых случаях, например при ликвидации географических ограничений для банковских операций, что ведет и к ускорению роста, и к снижению волатильности.

Авторы предлагают два основных принципа реформы регулирования, призванных устранить указанное противоречие, а также конкретные пути реализации этих принципов. Во-первых, реформа должна избежать нового раунда «арбитража на регулировании», т.е. ухода бизнеса «в тень», где риски могут постепенно накапливаться. Во-вторых, реформа должна повысить прозрачность рынка, чтобы уменьшить неопределенность при взаимодействии участников и тем самым снизить риск цепной реакции кризиса.

Рассматривая в связи с этим основные положения недавно принятого Закона Додда - Франка о реформе Уолл-стрит и защите потребителей (Dodd-Frank Wall Street reform and consumer protection act), авторы отмечают, что закон, опираясь на факт, что риски локализуются по широкому спектру взаимосвязанных банковских и небанковских учреждений и рынков, в целом имеет позитивное значение. В соответствии с законом создан Наблюдательный совет по финансовой стабильности (Financial stability oversight

council, FSOC), состоящий из основных федеральных органов финансового регулирования и имеющий широкие полномочия по обеспечению финансовой стабильности. В этом состоит макропру-денциальный подход, призванный сократить масштабы арбитража на регулировании.

Данный подход связан по крайней мере с тремя проблемами. Во-первых, неясно, какие показатели финансовой стабильности или системного риска должны вызывать макропруденциальные регулирующие действия. Несмотря на попытки МВФ и Всемирного банка разработать системы раннего предупреждения для своевременного принятии антикризисных мер, такие общепринятые индикаторы все еще отсутствуют. Во-вторых, отсутствуют однозначные критерии оценки качества управления и уровней риска. Такие оценки особенно затруднительны в новых и инновационных областях, где еще не накоплены данные за достаточно длительные периоды. В-третьих, не совсем ясно, в какой мере участие центрального банка в реализации макропруденциальной политики повлияет на его независимость.

В то же время в области мер по ограничению банковской деятельности Закон Додда - Франка может усилить взаимосвязанность институтов в финансовой системе и уменьшить ее стабильность. Так называемое правило Волкера1 ограничивает деятельность коммерческих банков, но, как известно из прошлого опыта, ограничения, налагаемые на один вид институтов, могут привести к передаче рисков другим институтам или рынкам, увеличивая тем самым взаимосвязанность элементов системы и непрозрачность рынков. Непреднамеренные последствия применения правила Вол-кера и ограничительных мер в духе Закона Гласса - Стиголла (в настоящее время они рассматриваются в Великобритании) могут не ослабить, а усилить хрупкость финансовой системы.

Один из потенциально эффективных способов улучшить рыночную прозрачность состоит в том, чтобы проводить контракты с

1 Правило, названное по имени бывшего председателя Совета управляющих ФРС П. Волкера, направлено на ограничение размеров и спектра видов деятельности коммерческих банков и, соответственно, масштабов риска (запрещение банкам вести биржевые операции по собственному счету и владеть хедж-фондами и частными акционерными инвестиционными фондами, а также установление пределов рыночной доли банковских пассивов). - Прим. реф.

деривативами на основе операций с участием органов централизованного клиринга. При такой организации расчетная палата становится контрагентом во всех деривативных трансакциях и, согласно условиям, ведет уравновешенный портфель операций. Поскольку расчетная палата не подвержена рыночному риску, неопределенность относительно риска контрагента снижается.

Несмотря на преимущества централизованного клиринга, большая часть операций с деривативами все еще осуществляется на рынке без посредников. За последние 20 лет около 90% контрактов с деривативами были проведены вне организованных рынков. Причинами этого являются: во-первых, вероятное при новой организации операций повышение безопасности в ущерб гибкости и невозможность централизованного клиринга без стандартизации контрактов, хотя некоторые из них уже фактически готовы для этого; во-вторых, внебиржевые рынки дают больше возможностей для эксперимента и кастомизации контракта под запросы конечного пользователя; в-третьих, некоторые участники предпочитают непрозрачность доступности информации о сделках, ценах и т.д.

Закон Додда - Франка устанавливает новый порядок регулирования, который может способствовать централизованному клирингу деривативов. Предлагается также новая схема регулирования, надзора и управления самих расчетных палат. Предстоит решить задачу обеспечения эффективного управления рисками, связанными с новыми финансовыми инструментами при их централизованном клиринге. Закон также предоставляет в распоряжение регуляторов дополнительные средства воздействия на финансовые институты, находящиеся в затруднительном положении. В настоящее время федеральные органы регулирования располагают полномочиями, позволяющими им закрывать и ликвидировать финансовые институты, которые представляют риск для финансовой стабильности. Закон Додда - Франка заменяет действующие правовые нормы в отношении банкротства финансовых институтов порядком, применявшимся Федеральной корпорацией по страхованию депозитов (БОЮ) в отношении застрахованных депозитных учреждений, распространяя его на потенциально широкий круг финансовых компаний.

Неукоснительное применение надежной и прозрачной стратегии оздоровления может представлять трудность. Закон Додда -

Франка требует от системно значимых институтов разработки планов санации, способных снизить неопределенность относительно разрешения ситуаций неплатежеспособности. Планы санации (так называемые «living wills») могли бы обеспечить схемы движения денежных средств и меры, принимаемые в защиту интересов потребителей при появлении у финансового учреждения признаков затруднений. Закон Додда - Франка предусматривает возможность органам надзора рассматривать вопрос о ликвидации крупных финансовых институтов.

Нынешняя финансовая система, подчеркивают авторы в заключение, характеризуется доминированием рынков, в которых сложные институты взаимосвязаны краткосрочным финансированием, секьюритизацией, деривативами и другими отношениями. Эта взаимосвязанность является элементом, присущим процессу развития финансовой системы, и приносит выгоду в виде улучшения риск-менеджмента, подстегивания конкурентоспособности финансовых рынков, снижения стоимости капитала и ускорения экономического роста. Но эти выгоды потенциально сопряжены и с издержками. Реформа регулирования не должна тормозить развитие, она должна содействовать стабильности такой взаимосвязанной финансовой системы за счет минимизации «арбитража на регулировании» и усиления прозрачности.

И.Г. Минервин

2012.03.025. БЕРНАНКЕ Б. КЛИРИНГОВЫЕ ПАЛАТЫ, ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ. BERNANKE B. Clearinghouses, financial stability, and financial reform. - Mode of access: http://www.federalreserve.gov/newsevents/ speech/bernanke20110404a.htm

Глава Федеральной резервной системы США анализирует роль клиринговых палат в обеспечении финансовой стабильности и в реформе финансовой системы, закрепленной в законе Додда -Фрэнка о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей (Dodd-Frank Wall Street reform and consumer protection act), принятом в июле 2010 г.

Клиринговые (расчетные) палаты США сравнительно неплохо пережили последний финансовый кризис. Тем не менее закон Додда -Франка уделяет им особое внимание, так как стабильная текущая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.