Научная статья на тему '2012. 03. 025. Бернанке Б. Клиринговые палаты, финансовая стабильность и финансовые реформы. Bernanke B. clearinghouses, financial stability, and financial reform. - mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/ speech/bernanke20110404a. Htm'

2012. 03. 025. Бернанке Б. Клиринговые палаты, финансовая стабильность и финансовые реформы. Bernanke B. clearinghouses, financial stability, and financial reform. - mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/ speech/bernanke20110404a. Htm Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 03. 025. Бернанке Б. Клиринговые палаты, финансовая стабильность и финансовые реформы. Bernanke B. clearinghouses, financial stability, and financial reform. - mode of access: http://www. Federalreserve. Gov/newsevents/ speech/bernanke20110404a. Htm»

Франка требует от системно значимых институтов разработки планов санации, способных снизить неопределенность относительно разрешения ситуаций неплатежеспособности. Планы санации (так называемые «living wills») могли бы обеспечить схемы движения денежных средств и меры, принимаемые в защиту интересов потребителей при появлении у финансового учреждения признаков затруднений. Закон Додда - Франка предусматривает возможность органам надзора рассматривать вопрос о ликвидации крупных финансовых институтов.

Нынешняя финансовая система, подчеркивают авторы в заключение, характеризуется доминированием рынков, в которых сложные институты взаимосвязаны краткосрочным финансированием, секьюритизацией, деривативами и другими отношениями. Эта взаимосвязанность является элементом, присущим процессу развития финансовой системы, и приносит выгоду в виде улучшения риск-менеджмента, подстегивания конкурентоспособности финансовых рынков, снижения стоимости капитала и ускорения экономического роста. Но эти выгоды потенциально сопряжены и с издержками. Реформа регулирования не должна тормозить развитие, она должна содействовать стабильности такой взаимосвязанной финансовой системы за счет минимизации «арбитража на регулировании» и усиления прозрачности.

И.Г. Минервин

2012.03.025. БЕРНАНКЕ Б. КЛИРИНГОВЫЕ ПАЛАТЫ, ФИНАНСОВАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ И ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ. BERNANKE B. Clearinghouses, financial stability, and financial reform. - Mode of access: http://www.federalreserve.gov/newsevents/ speech/bernanke20110404a.htm

Глава Федеральной резервной системы США анализирует роль клиринговых палат в обеспечении финансовой стабильности и в реформе финансовой системы, закрепленной в законе Додда -Фрэнка о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей (Dodd-Frank Wall Street reform and consumer protection act), принятом в июле 2010 г.

Клиринговые (расчетные) палаты США сравнительно неплохо пережили последний финансовый кризис. Тем не менее закон Додда -Франка уделяет им особое внимание, так как стабильная текущая

деятельность и информационная прозрачность клиринговых палат играют важную роль в обеспечении финансовой стабильности.

Статья 8 этого закона, посвященная некоторым пруденциальным вопросам, связанным с клирингом и расчетами, содержит положения, направленные на поддержание и улучшение прозрачности, устойчивости и финансовой мощи клиринговых палат. Закон вносит изменения в регулирование и надзор над данным сегментом финансовой системы. Используя макропруденциальный подход, регуляторы должны добиться лучшего понимания комплексных взаимосвязей как между клиринговыми палатами, так и между ними и другими финансовыми учреждениями.

Клиринговые палаты существуют уже давно, обслуживая разнообразные сделки и выполняя ряд базовых функций. В частности, благодаря централизации и стандартизации специфических финансовых транзакций они сокращают издержки и операционные риски клиринга и расчетов между многочисленными рыночными игроками. Во многих случаях они действуют как гарант транзакций, помогая снизить кредитный риск и риск ликвидности. Оборотная сторона централизации клиринга и расчетов в клиринговых палатах - это концентрация значительного финансового и операционного риска в небольшом числе учреждений, что потенциально несет в себе угрозу серьезных системных последствий.

Банкротство крупной клиринговой палаты или утрата ею доверия создает огромную неопределенность относительно статуса инициированных транзакций и впоследствии финансовых позиций участников клиринговой палаты и ее клиентов. В силу этого сильная система управления риском в таких учреждениях и эффективный надзор над ними очень важны.

Чтобы оценить вклад клиринговых палат в обеспечение финансовой стабильности, Б. Бернанке рассматривает развитие этого сектора в исторической ретроспективе. Первая крупная клиринговая палата «New York Clearing House» была создана в США в 1853 г. коммерческими банками Нью-Йорка для клиринга и расчетов по чекам. Она сразу же улучшила ситуацию с расчетами по чекам за счет сокращения времени, затрачиваемого на соответствующие операции. К концу XIX в. клиринговые палаты распространились по всей стране. Крупные сегменты финансовой системы оказались в зависимости от эффективности и целостности ежедневных расче-

тов, производимых клиринговыми палатами. По мере развития этих учреждений их роль постепенно вышла за пределы чисто операционных функций: в период непосредственно перед созданием ФРС ассоциации клиринговых палат выполняли квазиправительственные функции надзора (например, проводя оценку финансового положения своих членов, если появлялись слухи о возникших у них трудностях), а также время от времени функцию кредитора в последней инстанции для своих членов.

Развитие рынков ценных бумаг и деривативов потребовало создания соответствующих структур для клиринга и расчетов. Первые шаги в этом направлении были предприняты Нью-Йоркской фондовой биржей в 1892 г., когда она организовала клиринговую палату для ограниченной группы брокерских сделок. После Первой мировой войны в связи с ростом объемов торгов и связанных с ними издержек Нью-Йоркская фондовая биржа создала в 1920 г. «Stock Clearing Corp.». Эта новая структура позволила сократить количество чеков, необходимых для расчетов, более чем на 90%, а объем затрат на расчеты - на 70% и более.

Так продолжалось до конца 1960-х годов, когда резко увеличился объем торгов и неисполненных финансовых документов по сделкам (счетов, подтверждений и инструкций по доставке) и возник печально известный «кризис обработки финансовой документации», вызвавший сокращение времени торгов и закрытие биржи по пятницам в течение шести месяцев. Для финансовых учреждений и участников рынка этот кризис не только создал определенные операционные проблемы, но и увеличил финансовые риски, с которыми столкнулись многие компании. Это, в свою очередь, выдвинуло на повестку дня вопрос о надзоре, с тем чтобы оценить, в какой степени отдельные компании способны контролировать и проводить мониторинг своих фондовых авуаров, а также управлять своими финансовыми позициями.

Под давлением Конгресса и регуляторов с середины 1970-х годов в финансовом секторе стали создаваться центральные депозитарии ценных бумаг и клиринговые организации, именуемые центральными контрагентами (central counterparties, CCPs), чтобы ограничить оборот бумажных сертификатов, поддержать многосторонние взаимозачеты, сократить дорасчетный риск, проводить расчеты с использованием электронных технологий.

Определенные изменения претерпели и расчеты на рынке государственных ценных бумаг. Так, в 1986 г. власти и участники фондового рынка создали центрального контрагента для внебиржевых правительственных ценных бумаг. Сейчас эта организация входит в «Fixed Income Clearing Corp.».

По мере развития клиринговых организаций их устойчивость, т.е. способность управлять ликвидностью и обеспечивать целостность транзакций в стрессовых условиях, неоднократно проверялась в периоды финансовых шоков и кризисов, в частности во время паники 1907 г., краха фондового рынка 1987 г. и последнего финансового кризиса. Анализ этих исторических эпизодов показывает, что хотя клиринговые организации достаточно успешно выживали в тяжелые времена, кризисы выявляли их потенциальные уязвимые места и необходимость реформ, которые обычно впоследствии проводились.

Закон о финансовой реформе Додда - Франка затрагивает будущую структуру и роль клиринговых организаций двояким образом. Во-первых, он направлен на повышение устойчивости этих важных финансовых институтов по отношению к финансовым шо-кам. Во-вторых, позволяет клиринговым палатам компенсировать слабые стороны, свойственные другим сегментам финансовой системы. Конечно, растущая опора на клиринговые палаты в преодолении проблем других сегментов финансовой системы повышает необходимость в укреплении безопасности самих этих организаций. Соответствующие положения содержатся в статье 8 закона Додда - Франка. Одно из положений предусматривает дополнительные полномочия регуляторов США в области установления усиленных и согласованных стандартов риск-менеджмента для ведущих учреждений финансовой системы. Другие положения предполагают более активный надзор над клиринговыми палатами (включая ежегодные обследования) со стороны регуляторов. Как и в других ведущих странах Запада, закон Додда - Франка дает право системно значимым клиринговым организациям обращаться для расчетов в центральный банк (ФРС) и получать услуги по платежам. Они также имеют доступ к получению в ФРС чрезвычайного кредита, если исчерпаны ресурсы частного сектора.

Г.В. Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.