ДЕНЬГИ. ФИНАНСЫ. КРЕДИТ
2019.02.017. Г.В. СЕМЕКО. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ. (Обзор).
Ключевые слова: параллельный банковский сектор; небанковские посредники; рыночное финансирование; системный риск; пруденциальное регулирование; финансовый регулятор.
В настоящее время в мировой финансовой системе сложился обширный сектор небанковских финансовых учреждений, которые взяли на себя многие посреднические функции традиционных банков и стали важным источником финансирования экономики. В зарубежной литературе для обозначения этого сектора используются понятия «теневой банкинг» (в основном в США) и «параллельный банковский сектор» (в Европе). Участниками параллельного банковского сектора (ПБС) являются хедж-фонды, инвестиционные и брокерские компании, фонды денежного рынка, а также ряд других компаний. Теневой банкинг не означает нелегальной активности, а представляет собой совокупность институтов, которые формально не являются банками, а потому не подпадают под надзор и контроль регулирующих органов, но фактически представляют альтернативный официальным банкам канал кредитования.
Формирование ПБС началось с момента перехода стран Запада к политике дерегулирования финансового сектора в 1980-е годы. После 2007-2009 гг. он стремительно развивается в Европе в ответ на запрос компаний, которые пытаются найти устойчивый источник дохода, а в тот же период в США ПБС начал терять свои позиции (4).
ПБС сыграл центральную роль в развертывании финансового кризиса 2008 г. В середине 2007 г. в США суммарный баланс небанковских финансовых учреждений на 48% превышал соответст-
вующий показатель банков (2, с. 40). Однако внимание регуляторов в период кризиса было сконцентрировано в первую очередь на банках, которые в силу своего размера являются носителями системного риска. Только в конце 2010 г., в ходе встречи «двадцатки» (G20) в Сеуле, Совету по финансовой стабильности (FSB)1 было поручено представить рекомендации по надзору за деятельностью ПБС и разработке мер по его регулированию.
С тех пор FSB провел обширную работу по выявлению небанковских финансовых учреждений, деятельность которых может нанести ущерб финансовой стабильности, и выработал определение ПБС - сначала широкое, а немного позднее - узкое. Согласно широкому определению, в основе которого лежит понятие «небанковское учреждение», ПБС охватывает финансовые учреждения и операции, выходящие за рамки традиционной банковской системы (т.е. исключая центральные банки, коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, государственные финансовые учреждения). Узкое определение выделяет финансовые операции небанковских учреждений, которые могут продуцировать системный риск. FSB также создал систему мониторинга, позволяющую отслеживать тенденции развития мирового финансового сектора для выявления системных рисков и разработки рекомендаций по их ликвидации. Ежегодно Совет публикует доклад о развитии параллельного банковского сектора (Global Shadow Banking Monitoring Report).
После глобального финансового кризиса власти разных стран предприняли совместные усилия, направленные на развитие менее уязвимых форм небанковского кредитования. Так, Европейский совет по системным рискам (European Systemic Risk Board), созданный при Европейском центральном банке в 2010 г., ввел в действие механизм финансового контроля и своевременного выявления угроз финансового кризиса. Совет осуществляет также мониторинг параллельной банковской системы и формулирует ре-
1 Совет по финансовой стабильности (англ. Financial Stability Board, FSB) -международная организация, созданная странами G20 на Лондонском саммите в апреле 2009 г. на основе существовавшего с 1999 г. Форума финансовой стабильности (FSF), для выявления слабых мест и регулирования в мировой финансовой сфере.
комендации в области макропруденциального регулирования этого сектора (1).
В результате таких усилий в промышленно развитых странах был достигнут прогресс в снижении рисков в небанковском секторе. В частности, благодаря ужесточению регулирования процедуры секьюритизации (т.е. трансформации долговых требований в ценные бумаги), деятельности пенсионных фондов и функционирования денежных рынков удалось снизить взаимозависимость между традиционными банками и небанковскими организациями. Однако остается много нерешенных задач: гармонизация правил удержания залога до окончательной выплаты долга, реформа методов работы рейтинговых агентств, создание прозрачной системы страхования операций и др. Первостепенное значение имеет обеспечение координации и синхронизации регламентаций и надзора на мировом уровне, что необходимо для предотвращения «финансового заражения» через трансграничные операции по привлечению и размещению финансовых ресурсов (1).
Ежегодный мониторинг ПБС, который проводит FSB, способствует лучшему пониманию особенностей данного сектора и связанных с ним проблем. В очередном докладе Совета Global Shadow Monitoring Report 2017, опубликованном в 2018 г., анализируются данные балансовых счетов финансового сектора в 29 юрисдикциях, на долю которых приходится 80% глобального ВВП (3, с. 1). В докладе активы участников ПБС (согласно широкому определению FSB) оценивались в 2016 г. в 99 трлн долл.; прирост активов по сравнению с предшествующим годом (8%) существенно опережал соответствующие показатели банков, страховых компаний и пенсионных фондов. На долю ПБС, таким образом, приходилось 30% глобальных финансовых активов, это самый высокий уровень за период с 2002 г. Если пользоваться узким определением, оказывается, что эта цифра вдвое меньше - 45,2 трлн (13,4% всех финансовых активов), в то время как размер традиционного банковского сектора составил тогда 40,1%. По итогам 2016 г. объем теневого банкинга вырос на 7,6% по сравнению с 2015 г. В структуре ПБС 24 из 29 юрисдикций преобладают фонды коллективного инвестирования (хедж-фонды, инвестиционные компании, фонды денежного рынка). На них приходится 72% активов
мирового ПБС, что на 11% больше, чем в предшествующем году (3, с. 2-3).
Значительная часть ПБС, согласно узкому определению FSB, находится в США (31,3% мировых активов ПБС), за ними следуют Китай (соответственно 15,5%), Каймановы острова (10,3), Люксембург (7,3), Япония (6,1%) и т.д. По доле ПБС в активах финансового сектора обследованные страны сильно различаются. Так, наивысший показатель отмечен на Каймановых островах (61,8%), на втором месте - Ирландия (46,2), а США - на третьем месте (15,6%). ПБС во Франции в 2016 г. оценивался в 1740 млрд евро, что составляет 9,3% суммарных финансовых активов. Из них 66,1% активов приходилось на инвестиционные фонды (3, с. 50).
По мнению сотрудников Банка Франции (2), быстрое развитие ПБС в последние годы объясняется следующими главными структурными факторами:
- регуляторным арбитражем: чтобы ограничить рост издержек, связанный с новыми нормативами, банки перемещают часть своей деятельности в те сегменты рынка финансовых услуг, на которые эти нормативы не распространяются;
- изменения в стратегии инвесторов. С одной стороны, они хотят диверсифицировать риски банковских депозитов и воспользоваться более доходными альтернативами, предлагаемыми ПБС; с другой стороны, специфические запросы отдельных инвесторов, пытающихся найти более надежные инструменты для вложений, стимулируют предложение альтернативных структурированных инвестиционных продуктов;
- высокий спрос на качественное обеспечение кредита. Ввиду относительной редкости такого обеспечения участники ПБС расширяют кредитные операции (РЕПО), при которых заемщик получает деньги в обмен на ценные бумаги, служащие обеспечением сделки; при этом все чаще применяется процедура многократного использования полученного в залог обеспечения.
Сотрудники Международного валютного фонда указывают, что недавний глобальный финансовый кризис и его последствия показали, что риски, связанные с ПБС, наносят ущерб финансовой стабильности. Параллельная банковская деятельность сопряжена с существенно более высокими рисками, чем деятельность традиционных банков, что повышает уровень рисков во взаимосвязанных
сетях кредитных посредников. Они анализируют слабые места ПБС, которые определяют его низкую устойчивость к внешнему воздействию и его низкую способность преодолевать трудности (1).
1. Структурные особенности. Небанковские кредитные посредники и их клиенты, в отличие от банков и их клиентов, не имеют прямого доступа к официальной системе страхования от финансовых рисков. Кроме того, пассив баланса небанковских посредников состоит в основном из краткосрочных инструментов, а потому на состояние баланса и их возможности предоставления кредитов может сильно повлиять массовое изъятие клиентами их вложений.
2. Экономические мотивации. Высокий уровень сложности и специализации операций при их низкой прозрачности позволяют агентам использовать в своих интересах информационную асимметрию. В качестве экономических мотивов также могут выступать ошибочная оценка уровня защищенности операций со стороны инвесторов и их действия, направленные на обход регуляторных норм (касающихся собственного, капитала, ликвидности, налогообложения и т.д.).
2. Последствия для финансовой стабильности. В силу высокой уязвимости к внешним воздействиям деятельность ПБС несет в себе высокий потенциал возникновения системного риска. Механизмы, с помощью которых деятельность небанковских кредиторов порождает системный риск, связаны с ее структурными особенностями и экономическими мотивациями, описанными выше.
Со времени глобального финансового кризиса развитие инноваций в сфере небанковского кредитования привело к тому, что, во-первых, снизились риски в данном секторе и, во-вторых, финансовое посредничество распространилось на рынки стран с формирующейся рыночной экономикой (1).
Первая тенденция касается промышленно развитых стран, где отмечаются сокращение «токсичных» форм деятельности небанковских кредиторов, упрощение соответствующих операций и повышение их прозрачности, а также ужесточение регуляторных норм.
Вторая тенденция соответствует общему процессу развития финансового посредничества в мире. По оценкам FSB, активы «других финансовых посредников» в странах с формирующейся рыночной экономикой выросли с 4% всех финансовых активов в мире в 2011 г. до 11% в 2015 г. (1, с. 18).
Профессор Лондонской школы бизнеса (4) критически относится к широкому определению FSB и считает более подходящим определение, которое выработал Европейский комитет по системному риску (Comité européen du risque systémique, CERS): ПБС -это сумма активов инвестиционных фондов, включая ценные бумаги денежного рынка и других финансовых институтов, за исключением банков, страховых компаний и пенсионных фондов. Если следовать этому определению, видно, что размер ПБС в ЕС составил в конце третьего квартала 2016 г. 40 000 млрд евро (4, с. 28). Проблемы развития ПБС, по мнению автора (4), возникают из-за того, что этот сектор не обеспечивает безопасность сделок и это создает системный риск.
Главная задача регуляторов в настоящее время состоит в том, чтобы превратить ПБС в мощный инструмент финансирования, который содействует экономическому росту и не противостоит традиционному банковскому сектору, а дополняет его (2). Для этого необходимо продолжать работу по мониторингу ПБС и накоплению данных о его развитии. Кроме того, важно выявить и обезопасить уязвимые места в структуре ПБС, связанные с риском ликвидности и чрезмерным левериджем.
Список литературы
1. Adrian T., Jones B. Secteur bancaire parallèle et financement de marché // Rev. de la stabilité financière. - Р., 2018. - N 22. - P. 13-26.
2. Isslame-Rocher N., La Guéronnière H. de. Lumières sur le «shadow banking» // Rev. de la stabilité financière. - Р., 2018. - N 22. - P. 39-49.
3. FSB publishes Global shadow banking monitoring report 2017. - 2018. - 05.03. -Mode of access: http://www.fsb.org/wp-content/uploads/P050318-1.pdf
4. Portes R. Interconnexions: Une cartographie du système financier parallèle // Rev. de la stabilité financière. - Р., 2018. - N 22. - P. 27-37.
2019.02.018. Г.В. СЕМЕКО. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОГО БАНКИНГА В РОССИИ. (Обзор).
Ключевые слова: банковский сектор; финансовые посредники; теневой банкинг; теневые кредитные учреждения.
Ужесточение финансового регулирования в мире после глобального финансового кризиса 2008-2009 гг. ведет к сокращению банками объемов кредитования экономики. Высвобождающиеся