Научная статья на тему '2013.04.021. К ВОПРОСУ ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ НАД ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ БАНКОВСКИМ СЕКТОРОМ В ЕС. RENFORCER LA SURVEILLANCE DU SYSTèME BANCAIRE PARALLèLE // BULLETIN MENSUEL DE LA BANQUE CENTRALE EUROPéENNE. – FRANCFORT-SUR-LE-MAIN, 2013. – N 2. – P. 91–101'

2013.04.021. К ВОПРОСУ ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ НАД ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ БАНКОВСКИМ СЕКТОРОМ В ЕС. RENFORCER LA SURVEILLANCE DU SYSTèME BANCAIRE PARALLèLE // BULLETIN MENSUEL DE LA BANQUE CENTRALE EUROPéENNE. – FRANCFORT-SUR-LE-MAIN, 2013. – N 2. – P. 91–101 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ (ЭКОН.)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.04.021. К ВОПРОСУ ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ НАД ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ БАНКОВСКИМ СЕКТОРОМ В ЕС. RENFORCER LA SURVEILLANCE DU SYSTèME BANCAIRE PARALLèLE // BULLETIN MENSUEL DE LA BANQUE CENTRALE EUROPéENNE. – FRANCFORT-SUR-LE-MAIN, 2013. – N 2. – P. 91–101»

по секьюритизации платежей. Для крупных предприятий и их финансовых партнеров в настоящее время появились новые возможности финансирования операций в Китае, такие как «финансирование всей цепочки поставок» (supply chain finance), электронные счета-фактуры (e-invoices).

На территории континентального Китая, счет в юанях может быть открыт для нерезидентов, но для этого надо получить специальное разрешение Государственного валютного управления КНР (SAFE). Этот счет должен быть предназначен исключительно для внешнеторговых операций. В Гонконге действуют более гибкие правила: если счет открыт, то средства, размещенные на нем, можно использовать для инвестиций и банковских переводов за пределы континента.

Крупные международные банки предоставляют своим клиентам - экспортерам и импортерам - возможность открыть счет в юанях для финансирования операций с китайскими партнерами. Они обычно предлагают разнообразные услуги и продукты, связанные с обменом валют, платежами, депозитами, ссудами, финансированием торговли.

Китайские банки, базирующиеся во Франции, и французские банки в настоящее время также предлагают европейским предприятиям свои услуги и продукты, которые позволяют упростить их расчеты по внешнеторговым контрактам в юанях. Так, они предоставляют кредиты в юанях на срок 5-7 лет, средства которых могут использоваться на инвестиции в Китае или на оплату импорта. Благодаря таким кредитам европейские предприятия меньше используют доллары и могут с большей гибкостью расходовать свои средства.

Г.В. Семеко

2013.04.021. К ВОПРОСУ ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ НАД ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ БАНКОВСКИМ СЕКТОРОМ В ЕС. Renforcer la surveillance du système bancaire parallèle // Bulletin mensuel de la Banque centrale européenne. - Francfort-sur-le-Main, 2013. -N 2. - P. 91-101.

Эксперты Европейского центрального банка (ЕЦБ) пишут, что одним из итогов глобального финансового кризиса стало осознание финансовыми властями растущих рисков, связанных с разви-

тием параллельного банковского сектора (ПБС), в частности для финансовой стабильности. Это обусловило повышенное внимание центральных банков (ЦБ) европейских стран к вопросам идентификации соответствующей деятельности и ее регулированию.

В соответствии с общепринятым определением, разработанным международными организациями, ПБС охватывает систему кредитного посредничества, в которую вовлечены организации и сферы деятельности, находящиеся за пределами регулируемого банковского пространства. ПБС осуществляет трансформацию ликвидности (т.е. финансирование за счет более ликвидных пассивов инвестиций в неликвидные активы) и сроков (т.е. преобразование «коротких» денег в «длинные»). Точно выделить совокупность особого рода финансовых посредников, входящих в данный сектор, практически не представляется возможным. Более того, одна и та же деятельность ПБС по-разному регулируется в отдельных странах.

Финансовые учреждения и сегменты финансового сектора, которые вписываются в данное определение ПБС, представляют собой разнородную группу, включающую финансовые компании, хедж-фонды, организации, занимающиеся операциями по секьюри-тизации, предприятия, предоставляющие страхование и гарантии по кредитам, а также организации, работающие на рынке репо, и организации коллективного инвестирования в ценные бумаги денежного рынка (organismes de placement collectif en valeurs mobilières, OPCVM).

Вопрос о роли ПБС в накоплении рисков, приведших к глобальному финансовому кризису, а также о мерах регулирования, которые могут в будущем предотвратить подобные ситуации, в последние годы стал предметом многочисленных исследований. В некоторых из них сделан вывод о том, что нехватка ликвидных средств, в частности на рынке репо, которая ведет к привлечению финансовых посредников, находящихся вне периметра регулируемой банковской системы, является одним из «спусковых механизмов» финансового кризиса. Главной проблемой, с которой сталкиваются исследователи при изучении ПБС, является отсутствие информации о соответствующих операциях. В этой связи встает вопрос о мониторинге ПБС.

Мониторинг ПБС имеет особое значение для ЦБ в силу возложенных на них функций по обеспечению финансовой стабильно-

сти и по проведению монетарной политики. Между тем ПБС способствует увеличению левериджа, а следовательно, и риска дестабилизации финансовой системы. Анализ балансов финансовых и нефинансовых компаний показывает, что величина левериджа (т.е. отношение «долг/собственный капитал») меняется во времени, и, будучи одним из факторов, определяющих стоимость активов, она может усиливать колебания на рынке кредитов и в экономике в целом.

ПБС и отдельные виды параллельной банковской деятельности (главным образом операции на рынке репо и кредитование с использованием ценных бумаг) оказывают прямое влияние на разработку и проведение монетарной политики. По этой причине, оценивая тенденции в денежно-кредитной сфере, ЦБ должны учитывать структуру финансового сектора и роль небанковских посредников. Например, любое предложение по усилению регламентирования рынка репо должно быть тщательно проанализировано с точки зрения его возможных последствий для денежного рынка и воздействия на реализацию монетарной политики.

Как указывалось выше, одна из проблем, возникающих при попытках измерить ПБС, обусловлена трудностью определения «периметра» данного сектора, объединяющего множество разнородных организаций. Макроэкономическая финансовая статистика обычно опирается на выделение групп учреждений (а не видов деятельности), а также на данные официальных деклараций хозяйствующих субъектов. Однако сведения деклараций иногда недостаточно детализированы и подробны, что не позволяет точно выделить различные категории финансовых посредников, оценить их подверженность рискам и установить четкую границу между традиционной банковской и другими «параллельными» видами банковской деятельности.

Другая статистическая проблема заключается в том, что деятельность, относящаяся в ПБС, осуществляется финансовыми организациями, по которым нет регулярной информации или по которым статистические данные появились совсем недавно. В результате оценки масштабов ПБС являются очень приблизительными. По состоянию на середину 2012 г. на регулируемые банки приходилось 55,2% совокупных активов всех финансовых посредников стран зоны евро (против почти 60% в 2003 г.), а на посредников ПБС (категория «другие посредники») - 20,3% (про-

тив 16,4% в 2003 г.). Остальная часть активов распределялась между ОРСУМ (без ОРСУМ денежного рынка) (11,2%), страховыми компаниями и пенсионными фондами (13,3%) (с. 94).

Анализ динамики активов регулируемых банков и «других посредников» в странах зоны евро показывает, что активы последних росли устойчиво высокими темпами (около 20% в год) в предкризисные годы (2005-2007) против 13% роста активов в банковском секторе. Это свидетельствует о частичном замещении банковского посредничества небанковским. В дальнейшем рост активов в ПБС упал ниже 5% в год, но остался выше, чем в банковском секторе, где в отдельные годы наблюдалось даже сокращение активов (с. 95).

ПБС и регулируемый банковский сектор не являются изолированными сегментами финансового рынка: между ними существуют тесные взаимосвязи как балансовые, так и внебалансовые. Как показывает анализ статистических данных, в предкризисный период отмечался рост финансирования учреждений регулируемого банковского сектора со стороны ПБС.

Удельный вес ПБС в общей сумме активов всех финансовых посредников в отдельных странах зоны евро сильно различается: по состоянию на середину 2012 г. наиболее высоким данный показатель был в Нидерландах - 27,2%; на втором месте по данному показателю находится Люксембург (22,2%); далее следуют Ирландия (12,0), Франция (11,6), Италия (7,8), Испания (6,8), Германия (5,6) и остальные страны (5,1%) (с. 96).

Совет по финансовой стабильности (СФС) возглавил дискуссии по проблемам усиления регулирования ПБС в соответствии с мандатом, полученным от «группы 20» (020). Для оценки рисков и выработки рекомендаций СФС начал проводить ежегодный мониторинг ПБС на основе статистических данных, предоставляемых ЕЦБ. Результаты работы СФС нашли отражение в трех консультативных документах, посвященных усилению контроля и регулирования в теневом банковском секторе, опубликованных 18 ноября 2012 г.

Предложенные СФС рекомендации в области прозрачности касаются двух аспектов - регламентаций в отношении предоставления информации и прозрачности рынка. Ужесточение требований в отношении предоставления информации нацелено на то, что-

бы финансовые учреждения давали более подробную информацию об операциях по кредитованию ценными бумагами и операциях репо. СФС рекомендует государственным регуляторам наладить в ближайшее время систему сбора детализированных данных о задолженности крупных международных финансовых учреждений, связанной с операциями на рынке репо и с кредитованием ценными бумагами.

За счет усиления прозрачности, считают эксперты СФС, государственные власти смогут лучше понимать, а, следовательно, и лучше предвидеть, внезапные изменения рыночной конъюнктуры. С этой точки зрения, по мнению СФС, наиболее эффективным вектором сбора детализированных данных, касающихся операций на рынке репо и кредитования ценными бумагами, вероятно, является централизованная база данных. Национальные (региональные) власти должны изучить вопрос о возможности создания соответствующей структуры. В свою очередь СФС продолжит работу в этом направлении. Идею создания централизованной базы данных поддержал и Европейский парламент.

Временная уступка ценных бумаг, как источник ликвидности, играет первостепенную роль на вторичном рынке ценных бумаг. Обеспечивая трансформацию сроков и тесное взаимодействие между участниками рынка, сделки репо позволяют диверсифицировать риски, но одновременно они сопряжены с системным риском: неплатежеспособность одного игрока порождает цепочку дефолтов его партнеров, что усиливает неопределенность и напряженность с ликвидностью. Аналогичным образом, массовое невыполнение обязательств на рынке гарантий по кредитам может иметь разрушительные последствия не только для данного рынка, но и для других финансовых рынков.

Специалисты считают, что учитывая системный характер рисков, связанных с деятельностью ПБС, основное внимание финансовым властям следует сосредоточить на рекомендациях, касающихся рисков ликвидности и чрезмерного левериджа, а также механизма трансмиссии рисков от одного к другим участникам рынка. Большинство операций репо и кредитования ценными бумагами, которые осуществляются на двусторонней основе, непрозрачны. В обеспечении их прозрачности заинтересованы как государственные власти, так и сами участники рынка. Для государственных вла-

2013.04.022-025

стей прозрачность важна по той причине, что она позволит получать информацию, необходимую для своевременного выявления рисков и слабых игроков, для целей прогнозирования и выработки адекватной монетарной политики. Для участников рынка прозрачность дает возможность правильно оценивать сложившуюся ситуацию, в том числе цены, уровень ликвидности, риски, доходность и т. д.

ЕЦБ и ЦБ стран зоны евро неоднократно подчеркивали значение усиления прозрачности ПБС. По их мнению, это первостепенная задача на сегодняшний момент, поскольку прозрачность позволит лучше понимать механизмы работы нерегулируемого ПБС, получать информацию об операциях на рынке репо, что важно для реализации грамотной монетарной политики и обеспечения финансовой стабильности.

Г.В. Семеко

2013.04.022-025. ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В ЕС. (Сводный реферат).

2013.04.022. COULOMB E. Supervision européenne: Un pour tous, tous pour un // Rev. Banque. - P., 2013. - N 757. - Mode of access: http://www.revue-banque.fr/article/supervision-europeenne-un-pour-tous-tous-pour-un

2013.04.023. LAROSIÈRE J. de. Privilégier une structure légère mais aux aguets // Ibid. - Mode of access: http://www.revue-banque.fr/risqu es-reglementations/article/privilegier-une-structure-legere-mais-aux-aguets

2013.04.024. VÉRON N. L'EBA, arbitre des différends entre le Royaume-Uni et l'Union bancaire // Ibid. - Mode of access: http://www. revue-banque.fr/risques-reglementations/article/eba-arbitre-des-differen ds-entre-royaume-uni-union

2013.04.025. LEBOUCHER S. La BCE comme superviseur: Un risque de conflit d'intérêt? // Ibid. - Mode of access: http://www.revue-banque. fr/risques-reglementations/article/bce-comme-superviseur-un-risque-con flit-interet

В досье французского журнала «Banque» обсуждаются вопросы, связанные с новым законодательством Евросоюза в области банковского надзора.

Сообщение о достигнутой странами ЕС договоренности о создании общеевропейской системы банковского надзора, распро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.