Научная статья на тему '2012. 02. 030. Блэкмор П. , кандико К. Б. Междисциплинарность в научной карьере. Blackmore p. , Kandiko С. B. interdisciplinarity within an Academic career // research in post-compulsory education. - 2011. - Vol. 16, n 1. - p. 123-134. - doi:10. 1080/13596748. 2011. 549742'

2012. 02. 030. Блэкмор П. , кандико К. Б. Междисциплинарность в научной карьере. Blackmore p. , Kandiko С. B. interdisciplinarity within an Academic career // research in post-compulsory education. - 2011. - Vol. 16, n 1. - p. 123-134. - doi:10. 1080/13596748. 2011. 549742 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ КАРЬЕРА / МОТИВАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / РУКОВОДСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 030. Блэкмор П. , кандико К. Б. Междисциплинарность в научной карьере. Blackmore p. , Kandiko С. B. interdisciplinarity within an Academic career // research in post-compulsory education. - 2011. - Vol. 16, n 1. - p. 123-134. - doi:10. 1080/13596748. 2011. 549742»

ке», делающем ее исключительно «служанкой» индустрии (коммерческих структур). Оригинальность авторских выводов основана на идее разнообразия научных рынков, знаний, дисциплин, в разной степени отвечающих за перспективы развития страны, общества, экономики и самой науки. «Вопреки общепринятому мнению о том, что сегодня доминирует лишь заинтересованность в коммерции... показано, что интерес к академической науке не исчез. Традиционные ценности и научные практики, сформированные академическим рынком, глубоко укоренены в университетах» (с. 736). Таким образом, авторы подвергают сомнению главный тезис последних десятилетий о прямой зависимости науки от экономики и коммерческих результатах как единственном «критерии» научной истины. Научно-исследовательских рынков, определяемых разными дисциплинарными сферами, достаточно много, и они по-разному организуют научную работу, вступая друг с другом в конкурентную борьбу, и прежде всего за высокий научный статус и источники финансирования. Границы между ними так же подвижны, как и границы между фундаментальными и прикладными исследованиями.

С.М. Климова

2012.02.030. БЛЭКМОР П., КАНДИКО КБ. МЕЖДИСЦИПЛИНАР-НОСТЬ В НАУЧНОЙ КАРЬЕРЕ.

BLACKMORE P., KANDIKO С.В. Interdisciplinarity within an academic career // Research in post-compulsory education. - 2011. -Vol. 16, N 1. - P. 123-134. - D0I:10.1080/13596748.2011.549742.

Ключевые слова: научная карьера; мотивация; междисцип-линарность; руководство.

Авторы из Великобритании исследуют влияние выбора учеными междисциплинарных исследований на их научную карьеру. Публикация носит концептуальный характер и в силу небольшой эмпирической базы - десять интервью с учеными из Великобритании и Австралии, имеющими высокий научный и административный статус и занимающимися междисциплинарными проектами в области естественных, гуманитарных и общественных наук, - не претендует на роль универсальных обобщений. Авторы дают общее описание различных аспектов, связанных с рассматриваемой

областью, и определяют потенциальные направления дальнейших исследований.

Современная наука активно развивается, переходя через границы традиционных академических дисциплин, а применение междисциплинарного подхода широко признается как способ повышения качества и продуктивности научной работы. Вместе с тем переход ученого за пределы своей «основной» области знания может сопровождаться различными эпистемологическими, социокультурными, а также административными проблемами, которые могут повлиять на его научную карьеру.

Академическая дисциплина, по мнению авторов, имеет три ключевых аспекта: она включает определенный массив знаний с характерной методологией, представляющих определенный интерес для научного сообщества. Дисциплины, таким образом, являются не только эпистемологическими, но и социокультурными объектами. Академические дисциплины оказывают значительное влияние на научную карьеру ученого, проявляющуюся в сферах образования, исследований и оказания услуг, так как в рамках традиционной модели организации науки в исследовательских институтах его развитие оценивается остальными учеными на основании стандартов, принятых в конкретной области знания. В связи с этим возникают вопросы об особой мотивации исследователей, выходящих в своих интеллектуальных попытках за границы традиционных дисциплин.

Авторы считают, что следует отличать мультидисциплинар-ность от междисциплинарности, которая определяется в работе как способ решения задач и поиска ответа на вопросы, обращение к которым с использованием единообразных методов и подходов не может быть признано удовлетворительным. Междисциплинарность предполагает использование методов и инструментария двух и более дисциплин с целью достижения результата, который невозможно получить в рамках лишь одной из них. В этом авторы видят ее отличие от мультидисциплинарности, при которой дисциплины могут использоваться по отдельности и не обогащать друг друга через интеграционные взаимодействия (с. 125).

Важным аспектом анализа влияния междисциплинарности на карьеру ученого является уровень ее проявления.

Для национального уровня характерно общее признание ее положительного влияния на результаты исследования со стороны заинтересованных государственных служб, однако существующая практика показывает, что современные условия создают большое количество барьеров на пути междисциплинарных исследований. Затруднено получение их финансирования со стороны государства в рамках программ, ориентированных преимущественно на отдельные традиционные академические дисциплины; существует проблема публикации в журналах, ориентирующихся на исследования, соответствующие традиционной классификации научного знания; часто возникает проблема с проведением экспертизы полученных результатов, так как эксперт также должен быть признанным авторитетом в нескольких научных сферах.

На институциональном уровне основной барьер для проведения междисциплинарных исследований - действующая система вознаграждения, ориентированная на традиционный формат научной работы. В подобных условиях выбор междисциплинарной тематики ИР может оказать негативное влияние на развитие научной карьеры.

На уровне отдельных научных подразделений основной проблемой может стать формирование исследовательской группы, а в крайних случаях подобный выбор может приводить и к научной изоляции ученого.

Несмотря на все эти барьеры, огромное количество ученых выбирают в своей исследовательской деятельности междисциплинарную тематику, что говорит о наличии специфической мотивации, способствующей данному выбору. В реферируемой публикации выделены две основные группы факторов такой мотивации: внешние и внутренние.

Авторы приводят некоторые характеристики, присущие междисциплинарным исследователям: принятие риска; предпочтение новых социальных ролей; высокий уровень развития личности и научного интеллекта; способность оценивать объект с различных точек зрения; навыки проведения различий, сравнений и сопоставлений, синтеза и т.д. (с. 127-128). Среди внутренних факторов многие респонденты также отмечали, что отход от монодисциплинарных исследований сопровождался выбором более комплексных и сложных задач, часто приближенных к решению практических во-

просов. Среди внешних факторов, отмеченных респондентами, можно выделить осознание невостребованности имеющегося потенциала в «домашней» научной дисциплине; общее стремление заниматься более интересной работой, даже при высоком уровне рисков; осознание наличия необходимых исследовательских методов и механизмов в иной академической области.

Помимо классификации причин мотивации перехода к междисциплинарным исследованиям на внешние и внутренние, можно выделить политические, профессиональные, теоретические, социальные и иные измерения междисциплинарности, связанные с существующим окружением в подразделении либо в дисциплине, оказывающей огромное влияние на способы производства знаний. Так, все респонденты указывали на необходимость наличия высокой квалификации в «родной» научной сфере как базового условия успешных междисциплинарных исследований.

Кроме того, для выбора в пользу междисциплинарных ИР большое значение имеет также карьерный этап, на котором ученый делает свой выбор. Как правило, в исследованиях, занимающихся междисциплинарными проектами, принимают участие ученые, имеющие признанный научный и административный статус, что указывает на их возможность выходить за рамки отдельной научной дисциплины. В то же время существует достаточно определенная зависимость междисциплинарности от карьерного этапа, связанная с тем, что она может затруднять карьерное продвижение в связи с проблемой несопоставимости полученных результатов требованиям, разработанным для отдельного научного направления. Яркий пример - проблема публикации в ведущих научных журналах, отличающихся высокой степенью специализации.

Авторы указывают на то, что для успешных состоявшихся ученых переход к исследованиям в междисциплинарных областях не является потенциальной угрозой, поскольку они чаще всего имеют бессрочные контракты, большой список научных работ, признанные публикации и поэтому «могут себе позволить» заниматься тем, что им интересно. Ученые же, находящиеся «в середине» движения по карьерной лестнице, потенциально могут понести издержки от выхода за рамки традиционной научной дисциплины, так как они вынуждены начинать «все с начала» по сравнению с коллегами, остающимися в рамках «родной» дисциплины (с. 130).

Важный вопрос, по мнению авторов, - влияние междисцип-линарности на величину получаемого вознаграждения. Существующая традиционная система ставит ученых, проводящих междисциплинарные ИР, в невыгодное положение, поскольку критерии вознаграждения, как и ожидания рынка труда, четко ориентированы на действующую консервативную систему классификации научных дисциплин. В качестве примера авторы приводят такие негативные факторы, как сложности с публикацией в авторитетных научных журналах, более длительные сроки междисциплинарных исследований из-за необходимости разработки новых методологических подходов и проблемы формирования междисциплинарных коммуникаций (с. 131).

В заключение авторы делают вывод о том, что развитие исследований по проблемам междисциплинарности происходит в сложном организационном и социокультурном пространстве, требующем реформирования в части выделения финансирования, разработки системы критериев профессионального развития, карьерного продвижения и вознаграждения научных сотрудников. Важные аспекты в области междисциплинарности могут быть в дальнейшем исследованы по следующим направлениям: исследование междисциплинарности среди ученых, начинающих свою карьеру; анализ междисциплинарности не только на примере исследовательских институтов, но и в образовательных организациях и исследовательских центрах; расширение количества областей знания и научных дисциплин, которые представлены участниками опросов, а также увеличение количества последних для повышения степени достоверности получаемых результатов.

М.Н. Лавров

2012.02.031. ТИФФИН С., КУНК М. ИЗМЕРЕНИЕ РОЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУ ДОБЫВАЮЩИМИ РЕГИОНАМИ ЧИЛИ И КАНАДЫ. TIFFIN S., KUNC M. Measuring the roles universities play in regional innovation systems: A comparative study between Chilean and Canadian natural resource-based regions // Science and public policy. - 2011. -Vol. 38, N 1. - P. 55-66. - D0I:10.3152/016502611X12849792159317. -Mode of access: http://www.ingentaconnect.com/content/beech/spp

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.