Важный вопрос, по мнению авторов, - влияние междисцип-линарности на величину получаемого вознаграждения. Существующая традиционная система ставит ученых, проводящих междисциплинарные ИР, в невыгодное положение, поскольку критерии вознаграждения, как и ожидания рынка труда, четко ориентированы на действующую консервативную систему классификации научных дисциплин. В качестве примера авторы приводят такие негативные факторы, как сложности с публикацией в авторитетных научных журналах, более длительные сроки междисциплинарных исследований из-за необходимости разработки новых методологических подходов и проблемы формирования междисциплинарных коммуникаций (с. 131).
В заключение авторы делают вывод о том, что развитие исследований по проблемам междисциплинарности происходит в сложном организационном и социокультурном пространстве, требующем реформирования в части выделения финансирования, разработки системы критериев профессионального развития, карьерного продвижения и вознаграждения научных сотрудников. Важные аспекты в области междисциплинарности могут быть в дальнейшем исследованы по следующим направлениям: исследование междисциплинарности среди ученых, начинающих свою карьеру; анализ междисциплинарности не только на примере исследовательских институтов, но и в образовательных организациях и исследовательских центрах; расширение количества областей знания и научных дисциплин, которые представлены участниками опросов, а также увеличение количества последних для повышения степени достоверности получаемых результатов.
М.Н. Лавров
2012.02.031. ТИФФИН С., КУНК М. ИЗМЕРЕНИЕ РОЛИ УНИВЕРСИТЕТОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖДУ ДОБЫВАЮЩИМИ РЕГИОНАМИ ЧИЛИ И КАНАДЫ. TIFFIN S., KUNC M. Measuring the roles universities play in regional innovation systems: A comparative study between Chilean and Canadian natural resource-based regions // Science and public policy. - 2011. -Vol. 38, N 1. - P. 55-66. - D0I:10.3152/016502611X12849792159317. -Mode of access: http://www.ingentaconnect.com/content/beech/spp
Ключевые слова: национальная инновационная система; региональная инновационная система; университеты; связь университетов с промышленностью.
Авторы - С. Тиффин (вице-президент стартап-компании из Калгари, Канада) и М. Кунк (ассистент-профессор Уорикского университета, Великобритания) - анализируют роль университетов в развитии инновационных процессов в рамках региональных инновационных систем (РИС) на примере регионов Чили и Канады.
Концепция РИС была предложена Ф. Куком1 в начале XXI в. для описания «инновационных систем, локализованных в одном регионе, - на уровне, который является "нижним" по отношению к уровню национальной инновационной системы (НИС), что позволяет сохранить культурную и историческую однородность и определить проблемы локального экономического развития» (с. 55). РИС различаются в зависимости от их способности капитализировать новые источники знания и использовать свои производственные возможности.
Авторы отмечают, что развивающиеся страны обычно стремятся не создавать новые технологии (как развитые страны), а адаптировать к своим условиям и внедрять уже существующие, новые для местных фирм технологии. В этих условиях университеты играют важную роль в производстве квалифицированной рабочей силы, проведении исследований, адаптированных к местным потребностям, предоставлении соответствующих услуг и технологий местным заинтересованным сторонам. Таким образом университеты одновременно стимулируют абсорбционную способность РИС и напрямую поддерживают технологическое развитие. Однако, по мнению авторов, управленческие структуры университетов и регуляторы уделяют недостаточное внимание к подобной деятельности университетов.
Реферируемая публикация посвящена определению и измерению взаимосвязей между университетами и промышленностью в региональном масштабе на примере четырех канадских и четырех чилийских университетов. Ключевые отрасли регионов, в которых расположены эти университеты, - горная промышленность, разве-
1 Cooke Ph. Regional innovation systems, clusters and the knowledge economy // Industrial and corporate change. - 2001. - Vol. 10, N 4. - P. 945-974.
дение лососевых пород рыб, экологический туризм и виноделие. Выбранные университеты тесно связаны с этими отраслями, что говорит об их активном участии в формировании РИС.
Модель исследования, выбранная авторами, имеет ряд особенностей: 1) акцент делается исключительно на университетах, а не на анализе региональной промышленности, с которой осуществляется взаимодействие; 2) измеряются конкретные количественные величины, а не экспертные мнения; 3) предметом анализа является исключительно взаимодействие университета с отдельным сектором промышленности региона.
Вовлечение университетов в инновационное развитие региона возможно в рамках двух моделей: 1) университеты могут предоставлять такие площадки внедрения инноваций, как инкубаторы и научные парки; 2) содействие региональному развитию может осуществляться посредством приспособления образовательной и научной практики к потребностям региона. Университеты могут также принимать более широкое участие в развитии региона с помощью долгосрочных партнерских отношений с местными акторами. Ин-ституционализация взаимоотношений между промышленностью и университетами может сильно варьироваться от неформального найма преподавателей и оказания эпизодических услуг до долгосрочных программ взаимодействия и организации центров совместных исследований.
Авторы выделяют пять основных направлений, по которым проводится оценка роли университета в региональном развитии: обучение работников; проведение исследований - производство знания и его передача в промышленность; консалтинговые услуги и техническое обслуживание; создание новых фирм; снижение барьеров в установлении взаимосвязей между университетами и промышленностью (с. 57)
Эмпирической основой исследования послужили данные интервьюирования деканов и руководителей различных академических направлений каждого из университетов относительно анализируемых индикаторов. Полученные результаты позволили авторам выявить следующие характеристики взаимодействия университетов и промышленности в заданных регионах.
1. Образовательная деятельность рассматривается университетами как ключевая. Большинство университетов имеют програм-
мы постдипломного и корпоративного обучения, которые нередко служат важным источником дохода. Университеты, участвующие в исследованиях, проводят обучение техническим специальностям. В отличие от чилийских вузов канадские университеты предлагают большее число специальностей, но для меньшего количества студентов.
2. Исследовательская деятельность широко распространена за пределами основных факультетов в силу ее более тесной связи с конкретными нуждами региональной промышленности: 38% исследователей в Канаде и 44% в Чили работают вне исследовательских центров университетов (с. 60). Это повышает требования к качеству управления и общей координации. Канадские университеты демонстрируют большее количество публикаций, приходящихся на одного ученого, что объясняется более высоким уровнем исследовательского обучения в Канаде и более широким доступом к финансовым ресурсам. Среди четырех отраслей горная промышленность занимает первое место по количеству исследовательских проектов. Проблемами поиска финансирования во всех четырех канадских университетах занимаются специально созданные для этих целей подразделения, в чилийских университетах такие подразделения отсутствуют. Однако авторы отмечают, что анализ финансирования исследований затруднен из-за отсутствия достаточного объема информации, полученной от респондентов, либо несоответствия формата предоставляемых данных.
3. Все рассматриваемые университеты осуществляют деятельность по оказанию консалтинговых и технических услуг: количество консультационных проектов в университетах обеих стран примерно равно. Однако руководство этим видом деятельности находится не на должном уровне - нет ясности в определении того, что называть консалтингом, а что - исследованиями. Ни один из университетов не имеет баз данных по участию своих сотрудников в оказании консультационных услуг. В Чили университетские лаборатории широко используются для проведения контроля качества и анализа продукции, в Канаде такие подразделения меньше занимаются такого рода деятельностью. Практически ни один из университетов не предпринимает усилий по продвижению результатов своих исследователей либо исследовательских ресурсов.
4. В отношении создания новых фирм университеты демонстрируют низкий уровень предпринимательской активности. Инкубаторов немного, и все они созданы после 2008 г. Во всех университетах существуют программы предпринимательского образования, однако доступны они небольшому числу сотрудников. Обучение инновационному менеджменту также находится на низком уровне.
5. Развитие взаимосвязей между университетами и промышленностью - важная составляющая участия университетов в РИС. Большое число студентов работают в промышленности на временной основе, однако эти программы не рассматриваются как средство укрепления связей университетов с фирмами. Профессиональное и техническое образование тесно связано с университетским, но проведенный анализ показал, что уровень оттока сотрудников университетов в промышленность и обратно является низким. Механизмы трудоустройства университетских работников в промышленности либо не созданы, либо не используются. В то же время в чилийских университетах достаточно высока численность работников, занятых неполный рабочий день, многие из которых занимаются консультационной деятельностью и тем самым способствуют налаживанию взаимосвязей с промышленностью (с. 63-64).
В заключение авторы делают следующие выводы.
Университеты могут играть значительную роль в формировании и развитии кластеров, создавая необходимые сетевые структуры, увеличивая социальный капитал региона и т.д. При этом кластеры, создаваемые в ресурсных отраслях, имеют отличительные особенности, если сравнивать их с высокотехнологичными кластерами центральных регионов.
Анализ взаимодействий в системе «университеты - промышленность» в развивающихся странах требует дальнейшей разработки адекватных измерительных систем, интегрирующих как микро-, так и макроуровень исследований.
Университеты делают значительный вклад в экономическое развитие страны - подготовка квалифицированных кадров, производство знаний, решение технических проблем и т.д. Однако основную свою роль они должны сыграть в установлении связей с промышленностью и органами власти в целях формирования кластеров, способных конкурировать на мировом уровне. Для развития ресурсных отраслей критически важно, чтобы небольшие пе-
риферийные университеты осознали свой потенциал кластерообра-зования совместно с промышленностью при соответствующей поддержке со стороны государства.
М.Н. Лавров
2012.02.032. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОГРАММА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРИГЛАШЕННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ КОМПАНИЙ / БАЛАДРОН К., ХИМЕНЕС М.И., АГУИАР Х.М., КАРРО Б., САНЧЕС-ЭСГЕВИЛЬЯС А.Х. Improving teaching in engineering education: Adjunct enterprise professors programme / Baladron C., Jiménez M.I., Aguiar J.M., Carro B., Sánchez-Esguevillas A.J. // J. of intellectual manufacture. - 2011. -D0I:10.1007/s10845-011-0546-0.
Ключевые слова: приглашенные преподаватели из действующих компаний; европейская сфера высшего образования; инженерное образование.
Авторы из Университета Вальядолида (Испания) анализируют опыт реализации программы по привлечению приглашенных преподавателей из действующих промышленных компаний (Profesores Asociados Vinculados a Empresa, Adjunct Enterprise Professors - PAVE programme). Эта программа призвана в определенной мере решить проблему, связанную с разрывом между потребностями компаний в профессионально подготовленных выпускниках, владеющих знаниями и компетенциями, необходимыми для работы с новейшим оборудованием, и их подготовкой по устаревшей традиционной системе действующих образовательных программ в инженерном образовании, имеющих скорее теоретический уклон.
В рамках программы PAVE университет предлагает студентам возможность прохождения инновационно-ориентированных курсов, связанных непосредственно с конкретным промышленным знанием. Это позволяет реализовывать такие цели программы, как: 1) достижение студентами базового понимания новых технологических дисциплин, еще не вошедших в учебные планы университета; 2) понимание требований компаний по подготовке инженеров с учетом специфики работы на их оборудовании; 3) накопление, по-