Научная статья на тему '2008. 03. 017. Ротен Д. , фирман С. Женщины в междисциплинарной науке. Rhoten D. , Phirman S. women in interdisciplinary Science: exploring preferences and consequences // research policy. - Amsterdam, 2007. - Vol. 36, n 1. - P. 56-76'

2008. 03. 017. Ротен Д. , фирман С. Женщины в междисциплинарной науке. Rhoten D. , Phirman S. women in interdisciplinary Science: exploring preferences and consequences // research policy. - Amsterdam, 2007. - Vol. 36, n 1. - P. 56-76 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ НАУКА / ГЕНДЕР / ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЯ / РЕФОРМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Виноградова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 017. Ротен Д. , фирман С. Женщины в междисциплинарной науке. Rhoten D. , Phirman S. women in interdisciplinary Science: exploring preferences and consequences // research policy. - Amsterdam, 2007. - Vol. 36, n 1. - P. 56-76»

2008.03.017. РОТЕН Д., ФИРМАН С. ЖЕНЩИНЫ В МЕЖ-

ДИСЦИПЛИНАРНОЙ НАУКЕ.

RHOTEN D., PHIRMAN S. Women in interdisciplinary science: Exploring preferences and consequences // Research policy. - Amsterdam, 2007. - Vol. 36, N 1. - P. 56-76.

Ключевые слова: междисциплинарная наука; гендер; производство знания; реформа.

На протяжении последнего десятилетия, по словам американских авторов, финансовые агентства и университеты США активно занимаются расширением междисциплинарных исследований. Появилась новая когорта ученых, чьи интеллектуальные цели, эпистемологические убеждения и профессиональные стратегии отличаются от таковых их предшественников и противоположны дисциплинарным практикам академической науки.

Параллельно с этим уже достаточно давно ведется работа по привлечению женщин и национальных меньшинств в естественные науки, математику и инжиниринг. Каждой из этих тенденций в отдельности посвящено большое число исследований, но практически нет работ, которые рассматривали бы их во взаимодействии. Поэтому авторы намерены, используя гендер в качестве линзы, проанализировать, какое влияние оказывают личностные, межличностные и социоструктурные факторы на решение об участии в междисциплинарных исследованиях и как это решение сказывается на индивидуальной карьере ученого и институциональных стратегиях.

В литературе термин «междисциплинарный» имеет множество значений: от ориентации исследований отдельного ученого до системного сдвига в производстве знаний. В основе всех этих определений лежит следующее положение: «Междисциплинарность относится к интеграции или синтезу двух или более дисциплин, совокупности знаний или моделей мышления с целью продуцировать знания, объяснения или продукты, которые шире и авторитетнее их составных частей» (с. 58). Авторы установили четыре фундаментальные категории, или механизма междисциплинарной деятельности: перекрестное опыление, групповое сотрудничество, создание новой области, проблемная ориентация.

Перекрестное опыление. Междисциплинарная интеграция может быть осуществлена отдельным ученым, который заимствует орудия, концепты, данные, методы или результаты из различных областей и дисциплин для решения комплексной проблемы или создания нового научного направления.

В феминистских исследованиях науки содержится много рассуждений на тему о том, что женщины могут познавать мир такими путями, которые недоступны мужчинам, поскольку они менее привязаны к нормам науки. Современный научный метод и современные научные дисциплины основаны на маскулинной эпистемологии и знаниях, которые исходят из принципов объективной рациональности, редукционистских объяснений и жесткого противопоставления социального и природного миров. Поэтому мужчины-ученые чувствуют себя гораздо комфортнее в рамках традиционной науки с четким делением на дисциплины.

В противоположность этому феминистская эпистемология концентрируется на понятиях эмоционально нагруженной рациональности, взаимосвязанности и холизма и, таким образом, допускает множественность идей и истин. Более того, в ряде работ по когнитивной психологии утверждается, что если мужчины склонны решать абстрактные и теоретические проблемы, то женщинам свойственно устанавливать связи между данной проблемой и более широким контекстом. Поэтому женщины лучше справляются с ассимиляцией разнообразных форм информации, тогда как мужчины предпочитают изолированные задачи, которые требуют глубоких знаний в одной области.

Групповое сотрудничество. В данном случае междисциплинарность означает исследования, которые проводятся коллективом ученых, каждый из которых обладает знаниями в своей области или дисциплине. Работа над общим проектом позволяет ученым обмениваться орудиями, концептами, идеями, данными, методами и результатами, что повышает их творческий потенциал. С этой точки зрения, считает автор, междисциплинарность можно рассматривать в качестве средства, с помощью которого структура научной практики трансформируется из автономной, иерархической и соревновательной в интерактивную, горизонтальную и кооперативную. Междисциплинарное сотрудничество включает инте-

грацию не только знаний, но и доверия, и ресурсов, а также символического и социального капиталов.

В ряде психологических работ установлено, что женщины отдают предпочтение работе в группе, а мужчины предпочитают независимость и самостоятельность. В то же время исследования науки показывают, что участие женщин в совместных проектах менялось со временем. По данным на 1970-1980-е годы, женщины-ученые сотрудничали с меньшим количеством коллег, чем мужчины, а современные работы не находят различий между полами в этом отношении (с. 59).

Объяснить этот парадокс можно тем, что хотя женщины и стремятся к научному сотрудничеству, реализовать это стремление им мешает то маргинальное положение, которое они занимают в культуре и организации традиционной науки. Поэтому вопреки предпочитаемому стилю работы женщины имеют более ограниченный доступ к формальным и особенно неформальным сетям, ресурсам и возможностям.

Создание новой научной области. Междисциплинарный подход преодолевает границы между областями, позволяя ученым работать на пересечении проторенных дорог или открывать новые земли. В этом смысле «междисциплинарные исследования» - это «вызов ограничениям и постулатам доминирующей организации научного знания и сложившимся институциональным формам его репрезентации» (с. 58). В этих новых междисциплинарных областях «группа равных», или «незримый колледж», как правило, еще не сложились. Здесь меньше влиятельных ученых, часто в этих областях нет четкой иерархической структуры и разделения труда, включая «привратников». Тогда как в устоявшихся научных дисциплинах формализованные «племена ученых» организованы вокруг общепризнанного корпуса знаний; в них существует консенсус относительно направлений исследования, сложившаяся система коммуникаций и кадровые ресурсы, а также отработанная система социализации.

Поэтому на ранних стадиях развития новой междисциплинарной области, когда еще не так сильна конкуренция, а нормы и правила еще только формулируются, женщины охотнее участвуют в совместных проектах, чем мужчины. Кроме того, женщины в принципе более осторожны в своей профессиональной деятельно-

сти, поскольку они больше «боятся ошибиться», «боятся быть уволенными» или «подвергнуться резкой критике». В то же время они менее заинтересованы в демонстрации своих достижений и признании своих заслуг; в науке признание достигается с помощью большого числа публикаций.

Эти особенности поведения объясняются разными стилями работы мужчин и женщин, а также тем, что существующие модели научной практики и система вознаграждений ставят женщин не только в неравное положение с мужчинами, но и в ситуацию конфликтных ролевых ожиданий. Видимо поэтому женщины чаще мужчин выбирают менее населенные и престижные научные области и «ниши», где, как им кажется, легче добиться успеха и независимости.

Проблемная ориентация. Понятие междисциплинарности часто обозначает использование достижений разных дисциплин и областей для решения проблем, которые могут потребовать не только интеллектуальных усилий, но и политических действий или технологических стратегий. Лавинообразный рост «прикладных» исследований, а также новые горизонты, которые открывает для науки развитие технологий, ставят междисциплинарные области в центр производства знаний, как в академической, так и в неакадемической науке.

Междисциплинарные исследования обычно воспринимаются как в большей степени ориентированные на проблемы, «связанные с реальной жизнью». В психологической литературе накоплено много данных, говорящих об устойчивых гендерных различиях при выборе профессиональной сферы деятельности и карьеры. Так, женщины предпочитают работать с людьми, а мужчины - с «вещами». Интерес женщин к науке часто связан с их озабоченностью состоянием и проблемами общества, тогда как мужчинами чаще движет традиционная мотивация - наращивание знаний, совершенствование и рост производства или личные амбиции. Поэтому юриспруденция, медицина и социальные науки, которые ориентированы на общество и человека, притягивают женщин сильнее, чем физика, математика и инжиниринг.

На основе проведенного анализа литературы авторы предположили, что женщины-ученые в большей степени, чем мужчины, склонны к сотрудничеству и участию в междисциплинарных ис-

следованиях во всех формах (перекрестное опыление, групповое сотрудничество, создание новой области, проблемная ориентация).

Для проверки этого предположения авторы воспользовались результатами трех исследований. Первое - это опрос, проводившийся в 1998 г. в Великобритании, который был направлен на оценку состояния междисциплинарных исследований в вузах Объединенного Королевства. В нем приняли участие 10 992 ученых, включая 2200 руководителей отделений (с. 61). Им, в частности, задавали вопросы относительно времени, отводимого на междисциплинарные исследования, формы участия в них (индивидуальная или групповая) и характера цитируемых статей (монодисципли-нарные или междисциплинарные).

Второе исследование - это опрос, проводившийся одним из авторов реферируемой статьи в 2002-2003 гг. под эгидой ННФ и посвященный американским междисциплинарным исследовательским центрам. В нем приняли участие 315 исследователей, включая преподавателей, имеющих теньюре (39%), аспирантов и молодых докторов наук (43%), ученых, не имеющих теньюре (17%), и прочих (1%) (с. 61).

Третье исследование, в котором также принимал участие один из авторов статьи, предназначалось для изучения интеллектуальных, социальных и культурных итогов программ комплексной подготовки аспирантов и исследователей - КПАИ (Integrative graduate education and research training). Эти программы, разработанные в 1997 г. по инициативе ННФ, направлены на подготовку ученых и инженеров с докторской степенью для участия в междисциплинарных проектах. В исследовании приняли участие 1145 человек, из которых 43% были аспирантами (с. 62).

Междисциплинарность как перекрестное опыление. По данным первого исследования, проводившегося в вузах Великобритании, женщины всех возрастов и почти во всех научных областях (кроме физики и инжиниринга) тратят чуть больше своего времени на междисциплинарные проекты, чем мужчины (50% по сравнению с 45%). При этом женщины моложе 30 лет тратят на эти проекты в среднем на 20% больше времени, чем мужчины. Кроме того, женщины-респонденты опирались на чуть большее число научных областей: 21% респондентов-женщин и только 8% респондентов-

мужчин сообщили, что в своих публикациях они обращались к семи и более дисциплинам (с. 62).

В целом эти данные говорят о том, что женщины по сравнению с мужчинами в большей степени ориентированы на междисциплинарные исследования. Но почему так происходит?

Результаты опроса, проводившегося Ротен и Хакетт, позволяют предположить, что это связано с гендерными различиями в социальных установках и стиле мышления. Как сказал один ведущий ученый, принимающий участие в программе КПАИ по инжинирингу, ему удалось привлечь больше женщин-студентов на отделение инжиниринга только после того, как появилась возможность ввести программу подготовки по биоинжинирингу. Этот факт он напрямую связал с тем, что женщинам ближе междисциплинарные области, занимающиеся проблемами жизни и человека.

Другой ведущий ученый, участник программы КПАИ в области экологии, сообщила, что одно из главных следствий ее программы - это увеличение количества аспирантов-женщин. Она, так же как и предыдущий респондент, объясняла это особенностями «женского стиля мышления» с его большей ориентацией на комплексные проблемы, а также умением женщин строить и поддерживать сети социальных взаимодействий.

Междисциплинарность как групповое сотрудничество. Результаты третьего исследования, посвященного междисциплинарным исследовательским центрам в США, дают основания предполагать, что междисциплинарные центры стимулируют участие как мужчин, так и женщин в совместных проектах.

Внутри этих междисциплинарных центров мужчины и женщины в среднем сотрудничали с одинаковым количеством коллег. Но если у женщин было больше коллег, с кем они взаимодействовали на формальной основе (6,4 - у женщин и 5,4 - у мужчин), то у мужчин было больше тех, с кем они поддерживали неформальное сотрудничество (7 - у женщин и 7,6 - у мужчин) (с. 64).

Таким образом, среди всей популяции ученых, работавших в междисциплинарных центрах, не было обнаружено гендерных различий с точки зрения размера их коллегиальных связей. В качестве статистически значимого фактора гендер выступал только на уровне аспирантов. Оказалось, что аспиранты-женщины в большей сте-

пени склонны сотрудничать с представителями других дисциплин, чем мужчины (9,25 - для женщин и 6,56 - для мужчин) (с. 64).

Это может означать следующее. Во-первых, разное отношение мужчин и женщин к междисциплинарным исследованиям и взаимодействию - это феномен начала карьеры. Об этом говорят и результаты первого исследования, проводившегося в вузах Великобритании, согласно которым лишь женщины моложе 30 лет тратят заметно больше своего времени на междисциплинарные проекты. Во-вторых, для профессоров, работающих в междисциплинарных центрах, гендер не играет роли с точки зрения количества ученых, с которыми они сотрудничают. Совсем иная ситуация в традиционной университетской, или дисциплинарной науке, где размер коллегиальной сети ученых высшего ранга зависит от гендера, причем мужчины имеют более широкие сети (с.65).

Междисциплинарность как создание новой области исследований. Как показывают данные второго исследования, женщины-ученые более высокими темпами мигрируют в междисциплинарные области. В 2004-2005 гг. в программах КПАИ, связанных с новыми междисциплинарными областями в рамках наук об окружающей среде, доля женщин-аспирантов в среднем составляла 57%, а в отдельных программах поднималась до 80% (с. 65).

В то же время, согласно статистическим данным, в 2003 г. женщины составляли 45% аспирантов в науках о земле, атмосфере и океане и 55% - в биологических науках (с. 65). Более того, доля женщин, которые выбрали программы подготовки в новых междисциплинарных областях материаловедения, составляла 33%, а в ряде случаев достигала 47%, тогда как среди всех аспирантов в области инжиниринга их было всего 22% (с. 65).

Участие женщин в программах КПАИ, касающихся устоявшихся междисциплинарных областей, например когнитивной психологии и нейронауки, не превышала 28%. Эти показатели гораздо ниже, чем количество женщин-аспирантов в психологии (74%) или в медицинской науке и науке о жизни (60%) (с. 65). Авторы объясняют подобное противоречие тем, что когнитивная психология -это высокоразвитая междисциплинарная область, которая уже стала частью традиционной структуры науки и вписалась в ее академические институты.

На основе полученных данных авторы приходят к следующему выводу. «Часть женщин, а также менее амбициозных мужчин мигрируют, особенно в начале своей карьеры, в новые междисциплинарные области. Таким способом они пытаются ускользнуть из-под гнета иерархической структуры и конкурентного характера традиционной науки» (с. 66). Однако эти особенности междисциплинарных областей могут носить временный характер: по мере того как новые направления становятся зрелыми и, соответственно, перестают быть маргинальными, они часто превращаются из «женских» в «мужские».

Междисциплинарность как проблемная ориентация. Авторов интересует, распространяются ли гендерные различия в профессиональных интересах на выбор монодисциплинарных или междисциплинарных областей. Предварительный ответ на этот вопрос дают результаты, полученные во втором исследовании. Ведущих ученых в каждой из программ КПАИ просили оценить по четырехбалльной шкале степень, в которой они считают свою программу «основанной на проблеме», или «на методах», или на «наблюдениях».

Из 14 программ КПАИ все семь программ, в которых доля женщин была максимально высокой, располагались на верхнем полюсе шкалы и рассматривались как «проблемно-ориентированные». Более того, шесть из этих семи программ были преимущественно женскими (их доля колебалась от 52 до 80%) и относились к кластеру наук о жизни (с. 67). Эти результаты согласуются с данными, приводимыми в психологической литературе, о том, что женщины предпочитают комплексные проблемы, которые имеют «социальную ценность» и «полезны для общества».

В заключительной части статьи авторы останавливаются на возможностях и вызовах, связанных с междисциплинарными исследованиями. Учитывая характер междисциплинарной науки, предпочтение ей отдают те, кто охотно работает в команде, больше ориентирован на проблему и/или социально-релевантные подходы и кто обладает навыками межличностного общения. Междисциплинарные проекты привлекают людей, которые чувствуют себя маргиналами внутри сформировавшихся научных направлений с высокой внутренней конкуренцией. Все это особенно важно для

женщин-ученых, которые сталкиваются с большим количеством социальных и структурных барьеров, чем мужчины.

С одной стороны, междисциплинарные области способны дать убежище женщинам, особенно молодым женщинам, которые еще не включились в борьбу по преодолению структурных и культурных барьеров в науке мейнстрима. С другой стороны, хотя междисциплинарные исследования и предлагают альтернативу специализации, интеллектуализации и строгой иерархии, они не избавляют, а могут и усиливать давление на женское меньшинство в науке. Учитывая дисциплинарную структуру академической науки, можно отметить, что выбор междисциплинарных исследований может приводить к серьезным проблемам с поисками финансирования, публикациями и признанием.

Поэтому открытым остается вопрос о том, действительно ли женщинам и другим группам, которые мигрируют в междисциплинарную науку, удается избавиться от ощущения своей маргинально-сти и разочарования в ключевых дисциплинах, или же они сталкиваются здесь с двойным давлением институциональных и профессиональных ограничений. Накопленных данных недостаточно, чтобы ответить на этот, равно как и на ряд других вопросов. Тем не менее этот эмпирический пробел необходимо устранить, прежде чем продолжать усилия по расширению области междисциплинарных исследований и привлечению женщин в естественные науки.

Т. В. Виноградова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.