Научная статья на тему '2012. 02. 026. Годман П. Гитлер и Ватикан. Godman p. Hitler et le Vatican. - N. Y. : Perrin, 2010. - 368 p'

2012. 02. 026. Годман П. Гитлер и Ватикан. Godman p. Hitler et le Vatican. - N. Y. : Perrin, 2010. - 368 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
310
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ТРЕТИЙ РЕЙХ / ГЕРМАНО-ВАТИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 026. Годман П. Гитлер и Ватикан. Godman p. Hitler et le Vatican. - N. Y. : Perrin, 2010. - 368 p»

цштегской программе с ее системой международного наблюдения над администрацией македонских вилайетов. Младотурецкое правительство не способно было решить македонскую проблему вопреки своим первоначальным обещаниям. После ликвидации системы европейского контроля Македония снова погрузилась в состояние смуты. «В конечном счете македонский вопрос привел к взрыву "балканского котла", кипевшего до самого начала Первой мировой войны» (с. 157).

И.Е. Эман

2012.02.026. ГОДМАН П. ГИТЛЕР И ВАТИКАН. GODMAN P. Hitler et le Vatican. - N.Y.: Perrin, 2010. - 368 p.

Ключевые слова: Германия, Третий рейх, германо-ватиканские отношения.

Книга выпускника Тюбингенского университета, известного специалиста по истории Ватикана П. Годмана посвящена отношениям между фашистской Германией в лице Гитлера и Папским (Святым) престолом в 1930-х - начале 1940-х годов. Она состоит из введения, 14 глав («Вопросы, которые остались без ответа», «Два Рима», «За кулисами Ватикана», «В Германии раздаются голоса», «Осудить или не осудить», «Иезуиты против расистов», «Успокоение и оппортунизм», «Три стратегии», «Большой проект», «Скандалы и интриги», «Официальный теолог партии», «Коммунисты и кардиналы», «"С острым беспокойством"», «Предание Гитлера анафеме»), приложений и библиографии. Монография написана на основе неопубликованных материалов из архивов Ватикана, опубликованных документов, главным образом церковного происхождения, разноязычной историографии.

Автор задается рядом вопросов о германо-ватиканских отношениях последнего предвоенного десятилетия. Накануне Второй мировой войны перед нацистами встал вопрос - воевать сообща с Ватиканом или против него? Другой вопрос звучит следующим образом: почему католическая церковь с самого начала не поднялась на борьбу «с расизмом, жестоким тоталитаризмом и подавлением свобод в Третьем рейхе?» (с. 17).

Папское государство Ватикан, возникшее в современном виде в 1929 г.1, стремилось к сохранению своей независимости. С этой целью 20 июля 1933 г. Папа римский Пий XI заключил конкордат с правительством нацистской Германии, который должен был способствовать урегулированию отношений между Папским престолом и Берлином, ведь Ватикан «признавал легитимность его правительства» (с. 24). В то же время главной целью Ватикана оставалась борьба с коммунизмом, против Советского Союза и распространения революции. Уже в 1930 г. Пий XI призывал организовать «крестовый поход» против России за преследование здесь религии (с. 152). Еще в марте 1933 г., до заключения конкордата с Германией, папа римский заявлял, что видит в Гитлере крупного государственного деятеля - борца против коммунизма. Но Гитлер хотел иметь дело лишь с такой церковью, которая подчинялась бы ему, поэтому довольно быстро вызвал у папы римского разочарование. Все католические организации в рейхе были захвачены нацистами, а церковники превращены в слуг фашистского режима. Священнослужители, оказавшие сопротивление нацистам, были отправлены в концлагеря или физически уничтожены. С течением времени лидер нацистской Германии представлялся Пию XI все более опасным. Более того, глава католической церкви был убежден, что скоро разразится новая мировая война, развязанная Германией, однако по-прежнему врагом номер один считал СССР. Тем временем, как пишет П. Годман, возникло «два Рима» - Рим фашистской Италии и Рим папского Ватикана (с. 29).

В 1933-1934 гг., выступая на радиостанции Ватикана, созданной им в 1931 г., папа Пий XI негативно прокомментировал политику нацистов по преследованию евреев и созданию концентрационных лагерей. Тем же целям служила и газета «Римский обозреватель». Правда, первым шагом Святого престола стала критика не работы «Моя борьба» А. Гитлера, а труда другого крупного нациста, А. Розенберга, «Миф XX века». Пий XI, считает автор, во-

1 Государство Ватикан в современном виде возникло 11 февраля 1929 г. на основании заключенных премьер-министром фашистской Италии Б. Муссолини и кардиналом Пьетро Гаспарри Латеранских соглашений, позволивших урегулировать де-юре взаимные претензии между Италией и Святым престолом, определить права и привилегии католической церкви, ее положение в итальянском государстве. - Прим. реф.

обще «никогда не критиковал Гитлера», стремясь увидеть в его действиях «добрые намерения» (с. 82). В 1935 г. Ватикан разработал первый проект осуждения нацизма, который носил формальный характер. Но уже через год появился так называемый «Большой проект» Ватикана (документ был большим по объему. - Реф.), в котором осуждались национал-социализм, коммунизм и фашистский тоталитаризм, поскольку для католической церкви это были фактически равнозначные понятия. Правда, для того чтобы отличить социалистическое государство от национал-социалистического, Пий XI называл СССР «материалистическим государством» (с. 153).

Во второй половине 1930-х годов папство по-прежнему было нацелено в первую очередь на борьбу с большевизмом. Немецкий национал-социализм не вызывал у Ватикана такой негативной реакции, как советский социализм и в перспективе коммунизм. Так, в энциклике 1937 г. «О положении католической церкви в Германском рейхе» перечислялись нарушения нацистским правительством конкордата 1933 г., говорилось о различного рода притеснениях церкви, однако не осуждалась сама идеология национал-социализма, а ее носители не подвергались отлучению от церкви. Напротив, папское послание заканчивалось призывом к Гитлеру возобновить сотрудничество с католической церковью, соблюдать положения конкордата. В то же время энциклика «Об атеистическом коммунизме» предавала анафеме коммунизм и коммунистов. Более того, Пий XI призывал применять действенные меры для того, чтобы преградить путь надвигавшейся мировой революции. Энциклика была нацелена на то, чтобы воспрепятствовать участию католиков в антифашистской борьбе. В то же время папа римский не мог сочувствовать экспансионистским планам гитлеровской Германии, ставившей целью завоевание мирового господства, так как это привело бы к подчинению церкви нацистам. Однако не существует документов, подписанных Пием XI, которые содержали бы негативные высказывания против Гитлера и Муссолини.

Осуждение нацизма пришлось на последние годы жизни Пия XI. Однако некоторое время папа римский колебался, решая, как повести себя в отношении нацизма, - осудить его или не осудить. У Германии в конце 1930-х годов был план по воздействию на Пия XI, в то время как дружественная Германии Италия Муссо-

лини таких планов не вынашивала. Тем не менее их идеи были во многом схожи. Так, итальянцы мечтали соединить немецкий фашизм и антисемитизм в единое целое и утверждали, что евреи «не имеют никакого отношения "к чистой итальянской расе"...» (с. 238). Антисемитская политика нацистов вызвала беспокойство в Ватикане. Осенью 1938 г. правительство Ватикана рассматривало возможность прервать отношения с Третьим рейхом, начиналась дипломатическая «война» между ними. 9 марта 1939 г. новый папа римский Пий XII1 на встрече с германскими кардиналами сказал: «Если правительство решит порвать отношения - это прекрасно, но пусть наше правительство станет таким искусным, что решение о разрыве будет исходить от него» (с. 242). Подобные высказывания были частью «двойной игры» Папского престола. До этого, в 1938 г., его предшественник Пий XI выразил сомнение в том, что существует необходимость снова осудить расизм, ведь он уже был осужден ранее, и отрекся от своей части «Большого проекта», подготовленного конгрегацией в защиту вероучения. Он сделал вид, что не знал о том, как в октябре 1938 г. Большой Совет фашистской Италии сравнил Ватикан с «гетто» для католической церкви (с. 232). Отсутствию у папы римского резкой реакции на такие сравнения способствовал тот факт, что Муссолини, относящийся к Ватикану крайне враждебно, все же не желал «провоцировать кризис в отношениях со Святым престолом» (там же).

Пий XII еще больше, чем его предшественник, уповал на германский фашизм как на мощное оружие в борьбе против коммунизма. Он видел свою задачу в объединении и мобилизации капиталистических держав для антикоммунистического похода. В результате анафема Гитлера осталась лишь проектом, на деле глава нацистской Германии не был отлучен от церкви. А конкордат 1933 г. папа римский «отчаянно защищал как во время Второй мировой войны, так и после нее», и этот документ «остался для него неотъемлемым элементом политической реальности, даже когда тонкости

1 В начале 1939 г. Пий XII (в миру Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пацелли) сменил на папском престоле Пия XI, отравленного своим врачом Петач-чи, отцом любовницы Муссолини. Вследствие этого в историографии появилась версия об убийстве Пия XI в связи с изменением его отношения к фашизму в отрицательную сторону. - Прим. реф.

его юридического и дипломатического подхода столкнулись с жестокостью власти нацистов1» (с. 244).

Автор приходит к выводу о том, что отлучение Гитлера от церкви, пусть даже не воплощенное на практике, «было синонимом безопасности» (с. 254). Германская опасность должна была быть оценена Ватиканом, да и всем миром, с точки зрения существования итальянской и большевистской угроз. Необходимо было понять, какая из этих угроз наиболее реальна и опасна. В двойной игре с Германией много было поставлено на карту, но при этом Пий XI и Пий XII не желали рисковать. Поэтому им необходимо было завуалировать свою игру, а анафема Гитлера вообще «не была поставлена на карту» (там же).

В приложении опубликованы: первый проект осуждения национал-социализма конгрегацией в защиту вероучения (1935), инструкция Пия XI ректорам католических университетов, семинарий от 13 апреля 1938 г. и др.

О.В. Бабенко

2012.02.027. СЕДЖЕРС М. НИДЕРЛАНДЫ И ФРАНЦИЯ, ИЛИ ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОБЛЕМ ЧЛЕНСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ЕЭС И ЕВРОПЕЙСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЮЗА, 19581963.

SEGERS M. De Gaulle's race to the bottom: The Netherlands, France and the interwoven problems of british EEC memberschip and European political union, 1958-1963 // Contemp. europ. hist. - Cambridge, 2010. -Vol. 19, N 2. - P. 111-132.

Ключевые слова: Нидерланды и Франция, Франция и Великобритания, членство Великобритании в ЕЭС, Ш. де Голль.

В ходе пресс-конференции 14 января 1963 г. президент Франции Шарль де Голль наложил вето на вступление Великобритании в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Это произвело впечатление разорвавшейся бомбы, и с тех пор историки пытаются разобраться в сложных причинах этого драматического со-

1 Накануне Второй мировой войны и в ее годы Пий XII молча наблюдал за тем, как фашисты захватывают и расчленяют европейские государства, уничтожают десятки тысяч ни в чем не повинных людей, и ни разу не выступил с осуждением нацизма. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.