дущих индустриальных стран и в Совете Европы, перестали функционировать как прежде Совет Россия-НАТО и механизм партнерства и сотрудничества Россия-ЕС. В целом отношения России с Западом, предпринявшим экономические санкции против России, на которые она ответила контрсанкциями, откатились назад.
По прогнозу автора, «в ближайшем будущем американо-российские отношения останутся крайне неустойчивыми». Сотрудничество по многосторонним вопросам и неотложным проблемам будет продолжено, но надежды на обновленное двустороннее партнерство испарились. В долгосрочной перспективе изоляция России для Соединенных Штатов не может быть правильной политикой. Возможно, следующий президент США захочет совершить новую перезагрузку. Возможно, следующий президент России увидит мир сквозь иные очки. Но наиболее вероятно то, что и «в будущем американо-российские отношения будут развиваться в определенных пределах» (с. 306).
В.П. Любин
2017.02.024. ЧЕЙМИДЗ Дж. ВАТИКАН, НАЦИСТСКИЙ ФАШИЗМ И СОЗДАНИЕ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО АНТИКОММУНИЗМА В 1930-е годы.
CHAMEDES G. The Vatican, nazi-fascism and the making of transnational anticommunism in the 1930 s // J. of contemporary history. -L., 2016. - Vol. 51, N 2. - P. 261-290.
Ключевые слова: Ватикан; фашизм в Италии; нацизм в Германии; транснациональный антикоммунизм.
Профессор Европейской международной истории (Висконсин, Мэдисон) рассматривает масштабную транснациональную антикоммунистическую кампанию, проводившуюся Ватиканом в начале 1930-х годов. Этой теме, считает автор, уделено крайне мало внимания, хотя история антикоммунизма, казалось бы, всесторонне исследована. В статье, опирающейся на новые архивные материалы, основное внимание уделено изучению деятельности организации «Секретариат по атеизму», занятой распространением формы антикоммунизма, основанной на католическом учении. Секретариат стремился поддержать позиции Римской католической церкви в международных делах, объединить католические группы по всей
Европе и Америке, одновременно сохраняя их независимость от других форм антикоммунизма, в особенности представленных нацистскими и фашистскими идеологами. Однако в последнем Секретариат преуспел лишь частично. И если Ватикану и удалось избежать антисемитских и националистических мотивов, характерных для нацистско-фашистской пропаганды, то возглавлявшие Секретариат лица сотрудничали с нацистскими и протофашистскими силами на местном уровне. Тем не менее ватиканское антикоммунистическое движение пережило и нацистскую Германию, и фашистскую Италию, и смогло оказать длительное влияние на политику холодной войны.
«Если Московский Коминтерн возглавляет коммунистический Интернационал, то Рим является центром католического Интернационала» - таков был лозунг антикоммунистической кампании Ватикана, развернутой в начале 1930-х годов. Ее проводником стал Секретариат по атеизму, институт, задуманный как ветвь внешнеполитического аппарата Ватикана. В межвоенные годы Секретариат возглавлял многочисленные антикоммунистические инициативы в Европе, обеих Америках, а также в Африке и в Азии. Он издавал ежемесячный журнал, организовывал передвижные выставки, занимался радио- и кинопропагандой и решающим образом способствовал распространению папского осуждения коммунизма. Секретариат стремился представить Ватикан в качестве независимого центра, способного ответить на советский вызов. Однако на деле его успех зависел от взаимодействия с существующей сетью антикоммунистических активистов нацистского и протофашист-ского толка. Автор подчеркивает, что информация о высокоцентрализованном характере этой кампании и ее транснациональном характере доселе была скудной и недостаточной. Обычно считалось, что это была просто реакция на советское наступление, однако архивный поиск свидетельствует о другом, говорится в статье. «Антикоммунистическая кампания Ватикана стала попыткой укрепить Рим в качестве центра глобальной католической жизни, подтвердить выдающуюся роль католической церкви в международных делах, защитить церковь от наступающих угроз. Последнее, в свою очередь, проливает свет на то, как и почему Римская католическая церковь установила отношения с нацистско-фашистскими силами в межвоенные годы» (с. 262).
В статье подчеркивается узость понимания антикоммунизма как специфически американского явления и необходимость учета вклада западно- и восточноевропейских эмигрантов, латиноамериканских активистов, наци-фашистов и влиятельных христианских демократов в дело выработки антикоммунизма до и после Второй мировой войны и роли Ватикана в этом процессе. Изучение ватиканской версии антикоммунизма, считает автор, помогает лучше понять межвоенные годы, проливая свет на происхождение трансатлантического антикоммунизма и на взаимосвязь католической церкви и нацистско-фашистских организаций, «поскольку руководимая Ватиканом кампания теологического, наднационального характера постепенно сливалась с расово-националистическим антикоммунизмом нацистско-фашистских сил по мере того, как ватиканские дипломаты стремились возглавить ряд уже существовавших антикоммунистических движений» (с. 265).
В русской революции 1917 г. ватиканские официальные лица поначалу увидели возможность «католической реконкисты» территорий, где ранее господствовало православное христианство. После встречи «на полях» Генуэзской конференции 1922 г. госсекретаря Ватикана Джузеппе Пиццардо и советского дипломата Г.В. Чичерина обе стороны проводили регулярные встречи вплоть до 1927 г. Ухудшение отношений стало следствием страха Ватикана перед революциями в Венгрии, Баварии и продвижением Красной Армии в Польше и Прибалтике. Новое поколение папских дипломатов, побывавших на этих территориях и вскоре ставших протагонистами антикоммунистической кампании Ватикана, интерпретировали революционные события в антисемитских терминах, как акт «борьбы иудео-большевизма за мировое господство» (с. 245). Ухудшению ватикано-советских отношений способствовали и антирелигиозные кампании, начавшиеся в СССР с 1921 г. Хотя поначалу они были направлены против православной церкви, но вскоре под прицелом оказалась и церковь католическая. Новые законы запрещали религиозную деятельность и вводили преподавание антирелигиозных материалов в школах и университетах. Вслед за предупреждениями ватиканских дипломатов о невозможности достижения согласия с нынешним правительством Москвы, папа провозгласил в начале 1930-х годов прекращение ватикано-советских переговоров, осудив антирелигиозную пропаганду. Уже в 1932-
1933 гг. происходит сдвиг от мягкого осуждения внутренних советских практик к централизованной транснациональной кампании, направленной против коммунизма как величайшей угрозы самому существованию католицизма и католической церкви. Новое поколение дипломатов Ватикана возглавил Е. Пачелли, бывший нунций в Германии, ставший госсекретарем Конгрегации чрезвычайных церковных дел Ватикана (аналог министерства иностранных дел). Он использовал свое влияние для максимально широкого распространения идеи, которую автор сводит к следующему: «Советская антирелигиозная пропаганда не ограничивается российскими территориями. Фактически, это атака глобального, а не местного характера, нацеленная против католической церкви как таковой» (с. 267).
В 1931 г. Пачелли назвал новопровозглашенную Испанскую республику «большевистским заговором по завоеванию католической Испании с помощью советского финансирования и испанской антирелигиозной пропаганды» (с. 267). В начале 1932 г. госсекретарь Ватикана обнародовал план новой кампании против коммунизма и СССР. Циркулярное письмо с печатью папы было разослано чиновникам не менее 39 стран: коммунизм определялся в нем как система верований, направленная на разрушение католической религии и церкви. В кампании участвовали и светские организации, такие как «Католическое действие», ее подкрепила антикоммунистическая энциклика «Divinum Mandatum».
Секретариат по атеизму, в отличие от нацистско-фашистских теорий, представлявших коммунизм «иудаистско-большевистским заговором» по достижению мирового господства, утверждал, что коммунизм по самой своей сути являлся безбожным и атеистическим, последней попыткой, вслед за Французской революцией, устранить католическую церковь из общественной жизни. Задача состояла в том, чтобы «окатоличить» антикоммунизм, сосредоточив его в руках папы, распространять католическую форму антикоммунизма (с. 271). Поэтому Секретариат в своих публикациях тщательно избегал антисемитских и националистических мотивов. Однако это удавалось не всегда. В статье подробно рассматриваются два малоизвестных примера такого сотрудничества, организованные Секретариатом: это три передвижных выставки и конкурс антикоммунистической книги. Автор уделяет внимание тому, как
решение Секретариата сотрудничать с нацистско-фашистскими силами сформировало теологическое осуждение коммунизма папой Пием II весной 1937 г. Папа Пий II первым выдвинул идею создания католической антикоммунистической литературной культуры.
Весной 1936 г. в канун Испанской войны Секретариат по атеизму организовал масштабную «передвижную антикоммунистическую выставку, настраивающую массы против СССР и показывающую отличительную от национал-фашизма (хотя в чем-то совместимую и тем самым полезную) природу ватиканского антикоммунизма» (с. 276). Таким способом Секретариат все более следовал раннему высказыванию папы Пия II по отношению к Муссолини: «сотрудничество, но не слияние», т.е. утрата католической идентичности. Цель передвижной выставки состояла в использовании широчайшей пропагандистской стратегии, призванной убедить зрителей в том, что Ватикан являлся «ведущей силой в войне против атеистического коммунизма». Своим воинствующим языком выставка являлась откликом на недавнюю выставку Муссолини, посвященную победе Фашистской революции 1932-1934 гг. над левыми силами и предшествовала испанской войне. Сопровождающий посетителя буклет подчеркивал совместимость ватиканского и нацистско-фашистского антикоммунизма в победе над коммунизмом, приводя в качестве примера Италию.
В условиях растущей поляризации политического климата поздних 1930-х годов фашистский режим и нацистская Германия все теснее сотрудничали с Секретариатом в ряде вопросов (разрешение на распространение литературы, взаимное соглашение на глушение радио Москвы и др.). «В целом, выставка Секретариата по атеизму зависела от одобрения фашистских цензоров, пользовалась вниманием нацистских и фашистских представителей; употребляла фашистские эстетические приемы; снимала шляпу перед антикоммунистическим активизмом в Италии и Германии; призывала антикоммунистические страны сотрудничать с Ватиканом с целью нанести поражение СССР» (с. 279).
Однако по мере ухудшения международной ситуации и давления на папу со всех сторон, Секретариату по атеизму становилось все труднее поддерживать фикцию независимого и подлинно наднационального антикоммунистического органа. Вскоре после начала Второй мировой войны Секретариат по атеизму прекратил
свою деятельность, и ряд его филиалов отправился за океан. В согласии с традицией Ватикан объявил нейтралитет в войне, сохраняя иллюзию надпартийности. Только когда исход войны стал ясен, антикоммунистическая кампания Ватикана вновь оживилась. Возможно из-за противоречивого характера его межвоенного сотрудничества с нацистско-фашистскими силами Секретариат по атеизму не возобновил свою деятельность, хотя многие из его пропагандистов вернулись к стратегии межвоенных лет. На этот раз они убеждали администрацию США и вновь возникшие христиан-ско-демократические партии, что война за «христианскую цивилизацию» закончится только с поражением Советского Союза. Так, Папа в духе межвоенной кампании тайно призывал к перевооружению Италии и Германии, дабы преградить путь советскому экспансионизму.
Ватиканская антикоммунистическая кампания межвоенных лет оставила заметные следы, невзирая на достойное осуждения сотрудничество с нацистскими и фашистскими силами. Объединив ряд местных антикоммунистических движений и убедив менее активных католиков рассматривать ватикано-советский конфликт в экзистенциальных выражениях, кампания обеспечила контакты со светскими и клерикальными группами в Европе и в обеих Америках. После Второй мировой войны доктринальное осуждение коммунизма Ватиканом обеспечило общий язык и обоснование новых антикоммунистических инициатив этим группам. Двойственность отношений Ватикана с нацистско-фашистскими силами в межвоенный период легла в основу консенсуса эпохи холодной войны, который опирался на союз между антилиберальными защитниками религиозного антикоммунизма, бывшими коммунистами, бывшими наци-фашистами и сторонниками либеральной демократии. В этом свете сотрудничество Ватикана с нацистско-фашистскими силами в межвоенный период носило тактический характер, проявляясь в ряде конкретных кампаний и дистанцируясь в доктринальном плане, будучи направлено, прежде всего, на ослабление Советского Союза и коммунизма как идеологии.
Т.М. Фадеева