УДК 272-732.2+321.64 ББК 86.375:66.3
И ФАШИЗМ
Поташинская Наталия Николаевна,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН (Москва, Россия) [email protected]
Аннотация: Автор попытался включиться в дискуссию относительно деятельности Пия XII в период Второй мировой войны, его отношения к фашизму, союзникам и противникам Гитлера, а главное -к холокосту. В статье приводятся мнения многих исследователей и свидетельства очевидцев относительно биографии и личности Папы Пачелли, которые определили его попытки сохранить нейтралитет, а также преобладание масштабов тайной помощи преследуемым над количеством публичных осуждений же-стокостей холокоста.
Ключевые слова: Пий XII, Ватикан, Вторая мировая война, фашизм, холокост, антикоммунизм.
PIUS XII AND FASCISM
N.N. Potashinskaya
Candidate of Historical Sciences, Principal Researcher, Institute of
Sociology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Abstract. The author attempts to enter into the discussion about the activity of Pius XII in the time of the Second World War, his relationship to fascism, Hitler's allies and enemies and the Holocaust. The article documents the testimonies of eyewitnesses and assessments ofprevious research on the biography and personality of Pope Pacelli who took a stance of official neutrality andfavoured offering clandestine help to victims over public condemnation the cruelties of the Holocaust.
Key words: Pius XII, Vatican, World War Two, Fascism, Holocaust, Anti-communism.
ПИЙ XII
Эудженио Мария Джузеппе Джованни Пачелли родился в Риме 2 марта 1876 г. в богатой аристократической семье, имевшей многолетние тесные связи с высшей иерархией католической церкви. Он учился в семинарии; изучал философию, теологию и право в Григорианском и Латеранском университетах; получил степень доктора по теологии и каноническому праву; преподавал эти предметы и церковную дипломатию. Будущий папа никогда не занимался пастырской деятельностью, не возглавлял приход или епархию и получал церковные звания на дипломатической службе. В 1901 г. Э. Пачелли поступил на
службу в Конгрегацию чрезвычайных церковных дел и с 1907 по 1919 гг. работал над пересмотром Кодекса канонического права вместе с будущим гос. секретарем и кардиналом Пьетро Гаспарри. При его поддержке Пачелли стал секретарем этой Конгрегации, в 1917 г. - нунцием Баварии; с 1920 по 1929 гг. - нунцием Германии. Его дипломатические переговоры привели к заключению конкордатов с отдельными немецкими «Землями», а также с Австрией и Германской республикой, защищавшими права католиков [1].
Кардинал Пачелли принимал участие в переговорах о Латеранских соглашениях (1929). В 1930 г.
он сменил кардинала Гаспарри на посту гос. секретаря Ватикана, стал ближайшим советником Пия XI (Акилле Ратти, 1922-1939) и много ездил по миру как его представитель. Встречи с епископами и государственными деятелями различных стран на ватиканских аудиенциях и во время поездок, а также многочисленные дипломатические переговоры, -способствовали известности Пачелли в качестве второго «я» Папы Ратти [2].
17-летнее пребывание в Германии определило любовь Пачелли к этой стране. Две немецкие монахини служили у него домоправительницей, кухаркой и уборщицей, личные секретари и шофер тоже были немцами; любимую канарейку звали Гретель. Неустанный труженик, он сам писал речи и письма, но ряд материалов редактировал немецкий иезуит Густав Гундлах - профессор моральной теологии Григорианского университета. Во время отдыха Пий XII слушал музыку Бетховена и Вагнера [3].
Пачелли всегда относился к национал-социализму критически, считая его несовместимым с христианством и с моральной, и с доктринальной точки зрения, в качестве противоречащего универсализму католической церкви. В 1933-1939 гг. его рукой были написаны около 60 меморандумов, и 40 из 44 выступлений в качестве нунция обличали нарушения Конкордата и осуждали тот или иной аспект нацистской идеологии. На Нюренбергском процессе министр иностранных дел «третьего рейха» Иоахим фон Риббентроп говорил, что получил «полный портфель ватиканских протестов», на что не обращал внимания. В марте 1935 г. Пачелли говорил о нацистах как «фальшивых пророках, таких же гордецах, как Люцифер». Тогда же он осудил «идеологии, связанные с предрассудками относительно расы и крови», и отметил, что примирение христианства с нацистским расизмом абсолютно невозможно, и назвал Германию «могущественной и благородной страной, которую плохие пастыри вовлекают в расовую идеологию». В апреле 1937 г. в ответе на Ноту правительства Германии, направленную против «Mit brennenden Sorge», кардинал Пачелли подчеркивал, что осуждение Св. Престолом большевизма не означает игнорирования ошибок иных политических и идеологических систем, также стремящихся к господству, а «защиту от опасности атеистического коммунизма» не следует понимать как ограничение духовных сил христианства и деятельности католической церкви, особенно по воспитанию молодежи. По свидетельству домоправительницы Пачелли - баварской монахини Паскуалины (Жозефины Ленарт), в частных разговорах он обычно называл нацистов «дьявольскими» и говорил, что «Гитлер совершенно спятил, так как разрушает все, что ему не нужно,
и способен топтать трупы». Один из его секретарей -Гентрих - утверждал, что Пий XII дважды совершал над Гитлером обряд заочного экзорцизма, утверждая, что «олицетворяемое фюрером абсолютное зло не может исходить из природы человека» [4].
Конклав состоялся 2 марта 1939 г. и длился всего 24 часа, а интронизация прошла 12 марта 1939 г. Пий XII правил 19 лет, до 9 октября 1958 г. - кончины в Кастель Гандольфо, летней папской резиденции [5].
Э. Пачелли по характеру очень отличался от импульсивного предшественника: был молчаливым и сдержанным, даже замкнутым и склонным к одиночеству. У него не имелось близких друзей; значительный практический опыт скрывал природные робость и неуверенность. Современники считали Пия XII прирожденным оратором; его речи отличались эрудицией, несколько высокопарным стилем, умеренностью, благоразумием и скрупулезным вниманием к деталям. Вступив на Св. Престол, Пий XII продолжал вести весьма скромную личную жизнь, однако на людях начал держать себя Папой в полном смысле слова - преемником Св. Петра, Отцом всех людей, подотчетным только Господу. В документах и выступлениях он говорил о себе «Мы»; во время аудиенций сидел на троне, все присутствующие стояли, а редактор «Оссерваторе Романо» делал заметки на коленях. Этот папа решал вопросы единолично, не интересуясь ничьим мнением. Оставив на посту гос. секретаря кардинала Луиджи Мальоне, Пий XII свел его деятельность к минимуму, отстранив от решения догматических и дипломатических проблем и его, и других, прежде влиятельных кардиналов Римской Курии. После смерти Мальони (август 1944 г.) нового гос. секретаря он не назначил [6].
Кардинал Монтини, будущий папа Павел VI (Джованни Баттиста Монтини, 1963-1978), вспоминал о Пачелли как о человеке чрезвычайно демократичном, великодушном и чувствительном в человеческом и христианском плане, считавшим, что милосердие и благотворительность должны быть не показными, а молчаливыми и скрытными [7].
Время понтификата папы Пачелли оказалось весьма сложным. К середине прошлого века Земля была поделена на два блока с противоположными мировоззренческими концепциями - христианским и коммунистическим пониманием человека и общества. Стремясь к укреплению влияния христианства и католической церкви, папа Пачелли всегда считал коммунизм с его «безбожным материализмом» и воинствующим атеизмом самым опасным врагом. Очевидно, Пий XII не мог не осуждать бытовавшее в СССР отношение к религии и церкви. В конце 1918 г. он стал свидетелем образования Баварской
советской республики, что умножило его страх перед революциями. Пачелли принимал участие в редактировании «Бтш К^етр1оп8», и при его правлении усилились антикоммунистические тенденции Пия XI. Пий XII в энцикликах, буллах, обращениях и речах более 150 раз осуждал коммунизм и коммунистов, которых объявлял «врагами Бога» и «исчадиями ада». Ему приписывают авторство терминов «железный занавес» и «Церковь молчания», относящихся к СССР и странам народной демократии [8].
Учение папы Пачелли не имело принципиальных отличий от его предшественников: он тоже выступал за христианский социальный порядок, основанный на сотрудничестве, взаимном уважении и ответственности экономических партнеров, ратовал за эволюцию общества путем взаимного согласия и примирения. Папа Пачелли ввел в обиход понятие «социальная доктрина», подчеркнув логику, внутреннюю организацию, а также связь принципов и выводов прежних пап. Он утверждал, что «христианская совесть не может считать справедливым порядок, который, как правило, отрицает и делает практически невозможным или бесполезным естественное право собственности на средства потребления и производства». И сначала, когда еще не было разногласий религиозно-церковного плана, не приняты расистские законы, не начались бесчеловечные репрессии и холокост, он поддерживал фашистские режимы Муссолини, Франко, Салазара, Хорти и Гитлера в качестве барьера против наступления коммунизма. 6 марта 1939 г. в письме о своем избрании папой, вопреки традициям написанном лично и не на латыни, а на немецком языке, Пий XII заверял, что «сделает все, чтобы установить отношения между церковью и государством в духе взаимных согласия и сотрудничества на благо обеих сторон». Однако в этом письме, также в противовес традиции, папа Пачелли назвал Гитлера не «сыном», а «господином» [9].
Сразу после избрания Пий XII попытался предотвратить начало мировой войны. В радиопослании от 24 августа 1939 г. он призвал к переговорам с позиции доброй воли, взаимного уважения и взаимопонимания, отмечая, что справедливость достигается силой разума, а не оружия, и «с миром ничто не потеряно, но с войной можно лишиться всего». Через послов Италии, Германии, Польши и Великобритании 31 августа 1939 г. папа Пачелли обратился к правительствам этих стран с призывом начать переговоры, однако уже 1 сентября войска вермахта перешли польскую границу. Он публично осудил вторжение вермахта в Норвегию в апреле 1940 г., а затем и на территорию Бенилюкса, и направил правительствам этих стран письма с выражением мо-
ральной поддержки, соболезнования и протеста. Когда же посол Италии в Ватикане Дино Альфьери сообщил ему о недовольстве немецкого правительства таким публичным выступлением, Пий XII ответил, что только выполняет свой долг, его не волнуют ничьи реакции, и он даже не боится попасть в концлагерь. В конце мая и начале июня 1940 г. папа Пачелли посетил сначала Бенито Муссолини, а затем короля Виктора Эммануила III, убеждая их соблюдать нейтралитет и удержать Италию от вступления в войну на стороне Гитлера. 24 декабря 1939 г. Пий XII говорил о причинах войны как преднамеренной агрессии, нарушении договоров и недоверии. Он видел основы мирного сосуществования в моральном обновлении человечества, восстановлении независимости малых стран, репарациях и создании международной организации, которая сумеет гарантировать соблюдение заключенных договоренностей. Весь понтификат Пий XII активно выступал за мир и мирное сосуществование всех народов, что особенно характерно для его 19-ти Рождественских посланий, осуждавших войну и ратовавших за построение «нового мира вне тоталитарных и антихристианских идеологий», который будет основан на пяти краеугольных принципах: уважения прав и достоинства человека; защиты единства общества и семьи; соблюдении достоинства и прерогатив труда; пересмотре юридических норм; а также установлении христианской концепции государства [10].
Папа Пачелли пытался основывать свою политику на принципах нейтралитета и беспристрастности, демонстрируя равное отношение ко всем людям, народам и странам, и не желал поддерживать ни одну из сторон. «Оссерваторе Романо» не публиковала официальных коммюнике о военных действиях, а епископы вовлеченных в войну или оккупированных стран получили предписание лояльно сотрудничать с местными властями, если те соблюдают христианские принципы, а также оказывать моральную и гуманитарную помощь всем жертвам войны, кем бы они ни были. 18 сентября 1939 г. Пий XII заверял, что в качестве высшего пастыря не вмешивается в чисто мирские противоречия и территориальные споры государств, однако уже 22 ноября 1941 г., он заявил, что его церковь не может и не хочет отказываться от «роли освещения и руководства совести по всем принципиальным вопросам, в отношении которых люди способны забыть или отвергнуть Божественный закон». 16 марта 1944 г. папа Пачелли утверждал, что право и долг церкви - устно или письменно, с амвона или обычным путем привлекать внимание верующих «ко всем политическим угрозам момента» и убеждать их в необхо-
димости осознавать совместимость или несовместимость с католической доктриной моральных концепций, философских и религиозных систем и целей [11].
Итальянский историк Джорджо Канделоро отмечал, что постоянное стремление избежать даже видимости поддержки той или иной воюющей стороны делало высказывания папы Пачелли настолько завуалированными, что каждый противник интерпретировал их по-своему. «Открытого осуждения варварских зверств и расправ там не было. Были христианские принципы добра и справедливости, единения и солидарности человеческого рода и отвращение к ужасам войны», - констатировал этот историк [12].
Во время Второй мировой войны папа Пачел-ли ограничился традиционным осуждением коммунизма и не захотел благословлять войну Германии с Россией в качестве «крестового похода против большевизма», как просил Муссолини через итальянского посла при Св. Престоле [13].
Фриц Менхаузен, советник посольства, а затем поверенный в делах Германии в Ватикане, в отчете Берлину писал, что, «несмотря на горячее желание уничтожить большевизм, Св. Престол не хочет, чтобы эта цель была достигнута ценой столь громадной резни» [14].
В сентябре 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт советовался с папой Пачелли относительно экономической помощи СССР и вступления своей страны в войну на стороне Советского Союза. В Вашингтон был направлен апостольский делегат, пояснивший, что положение «Бтш К^етр1о118», которое призывает католиков отвергнуть протянутую им руку коммунистов, не относится к ситуации Второй мировой войны, и потому не препятствует США помогать Советской России в борьбе с «третьим рейхом», тем более, что Пий XII «питает к русскому народу исключительно отцовские чувства». От радио Ватикана папа потребовал ограничиться изложением голых фактов, без каких-либо комментариев, и избегать политических дискуссий, особенно касательно Германии. По свидетельству посланника США Г. Титтманна, папа Пачелли говорил ему, что не осуждал нацистов публично, потому что тогда пришлось бы также напомнить об отношении большевиков к религии и церкви, что вряд ли понравится Союзникам. В 1941 г. провати-канскому журналу «Чивильта Каттолика» было запрещено писать о положении церквей в Советском Союзе, потому что этот журнал не мог писать о религиозной ситуации нацистской Германии [15].
Гитлер, крещенный по католическому обряду, задолго до прихода к власти объявлял себя против-
ником католицизма и был ярым антисемитом. Он рекламировал некое «позитивное христианство», отвергал Ветхий завет как «семитский», требовал «обновленного» прочтения Нового завета и уверял, что «Божественное провидение выступает за расовую чистоту», а Христос - «самый великий арийский лидер». В «третьем рейхе» крещение было заменено новым обрядом: мать торжественно клялась воспитать ребенка в национал-социалистском духе, и над новорожденным поднимали шпагу. Фюрер избегал столкновения с церквами, пока нуждался в их поддержке, а потом нарушал их суверенитет и не шел на контакты. Он говорил о папе Пачелли как о «единственном человеке, который всегда возражал ему и никогда не подчинялся». Летом 1942 г. ходили упорные слухи о намерении Германии оккупировать Ватикан. Германский посол при Св. Престоле Дьего фон Берген слал в Берлин донесения, в которых называл Ватикан центром пропаганды против нацизма и утверждал, что «ни в Риме, ни Европе не должно быть места Папству» [16].
27 июля 1943 г. в заметке министра народного просвещения и пропаганды, а также имперского уполномоченного по тотальной военной мобилизации Иозефа Геббельса уточнялось, что вместе с Риббентропом ему удалось отговорить Гитлера от намерения захватить Ватикан. 11 сентября 1943 г. фюрер потребовал от генерала Карла Фридриха Вольфа позаботиться о ватиканских архивах и музейных ценностях, а также депортировать папу и Римскую курию в Германию (Мюнхен) или в нейтральное государство (Лихтенштейн либо Швейцарию). Вольф сумел убедить Гитлера «не ранить католическую церковь, гарантию порядка в Италии», тем более, что «папа может оказаться полезным, когда в Европе будет установлен немецкий режим». Вольф предупредил Св. Престол о намерениях Гитлера и заверил, что опасности нет, пока он, Вольф, возглавляет немецкую полицию в Италии [17].
Папа Пачелли равно относил отрицающих Бога нацизм и коммунизм к «бесчеловечному тоталитаризму». Однако, по его мнению, режим Гитлера шел к гибели, и нацизм не обладал способностью пережить свой грядущий крах, тогда как объясняющая политическую организацию общества коммунистическая философия имела все шансы распространиться в международном плане и загнать церковь в катакомбы. Так потом и случилось: после Второй мировой войны Пию XII довелось вести Ладью Св. Петра в условиях укрепления социалистического лагеря - СССР и стран народной демократии [18].
В годы войны католическая церковь не имела политической или дипломатической силы, потому что не контролировала никакой территории, а, на-
против, была вынуждена учитывать требования местных, зачастую авторитарных и тоталитарных властей. Св. Престол поддерживал отношения с режимами, которые в различных формах практиковали фашистскую идеологию, считая их барьером, ограждающим от влияния «безбожного коммунизма». Папа Пачелли старался использовать дипломатические отношения для защиты жертв репрессий. Под влиянием Св. Престола, несмотря на тесные связи с Гитлером, Муссолини не преследовал итальянских евреев, ограничил их депортацию из оккупированных частей Франции и позволил многим бежавшим оттуда евреям уехать в Италию [19].
В период Второй мировой войны были погублены 80% евреев Европы, но спасены от 80 до 90% евреев Италии [20].
Неплохие отношения установились у Св. Престола с основанным в 1926 г. «новым государством» Антонью ди Оливейры Салазара, который считал свою диктатуру отличающейся от фашистских государств Муссолини и Гитлера за счет «признания юридических и моральных границ». Практикующий католик, Салазар провозглашал себя блюстителем «духовных ценностей христианского Запада», высоко ценил «христианский дух послушания, отречения и любви», выступал в защиту семьи, поддерживал социальную, благотворительную и образовательную деятельность католической церкви, а также финансировал ее миссии в колониях. И к началу 1939 г. португальский диктатор располагал поддержкой католической иерархии, возглавляемой бывшим соучеником и давним другом Салазара кардиналом Мануэлом Гонсалвишем Сережейрой, а также составляющих большинство населения католических сельских масс, которые не были фашистами, но верили в Бога и шли за католической церковью. Высшая католическая иерархия страны в большинстве случаев прямо или косвенно поддерживала полицейскую диктатуру, вновь предоставившую ей «возможность процветать». Игнорируя провозглашаемый социальной доктриной католической церкви принцип христианского гуманизма, она не только не осуждала пытки и не заступалась за арестованных или депортируемых, но, опасаясь движения левых католиков, подвергала санкциям протестовавших против полицейского режима. 7 мая 1940 г. Св. Престол подписал конкордат с «новым государством», оказавшийся для католической церкви очень выгодным, хотя его первая статья, в отличии от конкордатов с Италией и Испанией, не объявляла католицизм основной государственной религией [21].
Кардинал Сережейра в 30-е годы прошлого века благословлял антикоммунистические и антилиберальные крестовые походы и поддерживал фашис-
тские организации: Португальская молодежь и Португальский легион. Католики в них присутствовали, но старались сохранять автономию. Однако в 1938 г. кардинал Сережейра выступил против «расизма и нового язычества нацистов», заявив, что «католицизм не может не осудить перед всем миром языческий культ насилия, наглости, принуждения, неверия и ненависти. Мы видим жестокий пример бессовестных репрессий против евреев. Эти факты совершенно противоречат духу Христа. И это обвинение выдвигает не какой-то политический католицизм, а просто католицизм», - заявил этот кардинал [22].
У Салазара были прекрасные отношения с соседом - диктатором Франсиско Франко. 16 апреля 1939 г. папа Пачелли в письме к испанскому народу «с огромной радостью приветствовал его победу над материалистическим атеизмом нашего времени» и напомнил, что еще папа Ратти благословлял «тех, кто занят трудной и опасной задачей защиты и восстановления прав и чести Бога и религии». Однако Пий XII решительно возразил, когда Франко объявил данное папское послание поддержкой фалангистов со стороны Св. Престола, и, несмотря на многократные настойчивые просьбы испанского диктатора, полноценный конкордат с Испанией был заключен только 27 августа 1953 г. [23].
Первая энциклика папы Пачелли «8итт1 Ропййса^» (27 октября 1939 г.) была посвящена проблемам войны и мира. Документ осуждал отклонения от христианского учения и злоупотребления властью «так называемыми авторитарными режимами», которые «кощунственно заменили Божьи заповеди собственными правилами и нормами, противоречащими Синайскому откровению и духу Нагорной проповеди и Креста».
Энциклика предостерегала от теорий, отрицавших значение человека и приводивших к «власти тьмы» (Лк 22, 53) путем приписывания государству права на «неограниченное господство по мандату нации, народа, социального класса или собственных претензий на абсолютное владычество». Подчеркивалось, что при этом игнорируется первенствующее значение человека и семьи, которым «Создатель придал отвечающие естественным требованиям силу, права и миссию». Утверждалось, что католическая церковь думает не об особенностях и наследии отдельных народов, а об их сверхъестественном единстве и мирном сосуществовании. Папа Пачел-ли подчеркивал, что дух, учение и деятельность его церкви никогда не отличались от проповедей Св. Петра. В качестве доказательства приводился евангельский стих: «И облекшись в нового, который обновляется, в познании по образу Создавшего, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания,
варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3, 10-11). Термин «иудей (еврей)» в данном контексте многие современники, а затем и исследователи, сочли осуждением расистской идеологии нацизма. В энциклике констатировалось, что дух насилия и разногласий вверг человечество в кровавый ураган войны. При этом, - писал папа, -«Наше отцовское сердце в любви и сострадании рядом со всеми своими детьми, особенно с терпящими жестокие лишения, угнетаемыми и преследуемыми». Смерть, нищета, отчаяние, стоны, - характерны для многих семей; пролитая кровь несметного числа человеческих существ, включая не воюющих, особенно в «дорогой Нам Польше», взывает к Небу, -утверждал этот документ. Обращаясь к будущему, папа Пачелли вопрошал, наступит ли после прекращения кровавых военных столкновений совершенно иной международный порядок, основанный на справедливости и процветании. Триумф победителя обычно сопровождается ожесточением побежденного, борьбой справедливости с насилием, констатировала энциклика и призывала к любви и милосердию, «единственно способным погасить ненависть, смягчить опасные для благосостояния и процветания человечества противоречия и контрасты и установить мир». Папа обращался ко всем, включая не испытавших ужасов войны, с призывом проявить сострадание и оказать помощь ее жертвам. Следует отметить, что в послевоенный период Св. Престол оказался последовательным. Пий XII молился за всех живых и мертвых без исключения, знакомых и незнакомых, друзей и врагов. Гентрих писал, что после того, как сообщил ему о смерти Муссолини, папа начал молиться за душу дуче по-христиански, без какого-либо возмущения или осуждения. Многим тысячам военных преступников удалось скрыться от справедливой кары, благодаря содействию Ватикана, его организации «Опус Деи» и Мальтийского рыцарского ордена [24].
В Германии после появления первой энциклики Пия XII гестапо констатировало активизацию деятельности католического духовенства, и она была запрещена. Самолеты Союзников разбрасывали эту энциклику над Германией в качестве агитации против нацизма [25].
Анализируя политику Папы Пачелли в период Второй мировой войны, «Оссерваторе Романо» ныне справедливо предлагает историкам учитывать сложившееся тогда реальное положение: практическую невозможность влияния Св. Престола на государства, которые находились под непосредственным господством нацистов - Голландию, Бельгию, Францию, Польшу, Украину, оккупированные части России. В то время немецкие епископы отмечали, что
этому папе «навязывали молчание там, где он хотел бы громко кричать, а там, где хотел бы действовать и помогать, принуждали к терпеливому ожиданию». В то же время в ряде объявивших себя христианскими странах-союзниках гитлеровской Германии Св. Престолу иногда удавалось отсрочить или замедлить депортацию [26].
Особенно отрицательным было отношение католической церкви к одному из опор национал-социализма - расизму. Через официальные дипломатические каналы папа требовал соблюдения конкордатов и защиты крещеных евреев, в том числе и состоящих в браке с иудеями. Он пытался распространить действие конкордата с Германией на оккупированную Польшу, но ему было отказано: Гитлер говорил, что этот конкордат действителен только в Германии, где, впрочем, систематически его нарушал, лишая католическую церковь возможности воздействовать на общество путем запрета ее светских организаций и школ, а также значительного ограничения издательской деятельности. За евреев неоднократно пытался заступиться нунций в Германии Чезаре Орсениго, но его мнение постоянно игнорировали [27].
В Польше среди 3 млн. жертв нацизма в концлагерях оказались и католики: епископы, священники, монашествующие, семинаристы и миряне. До войны в Польше проживали 4,5 млн. евреев, а к 1943 г. остались в живых едва 100 тыс. Когда папе Пачел-ли передали, что президент польского правительства в изгнании Рацкевич осуждает его за молчание относительно положения католиков и евреев в оккупированной Польше, папа был удивлен, что его не поняли, когда сам он полагал, что говорил ясно, а также очень огорчен оттого, что от него «требуют невозможного» [28].
В Словакии, где диктатором был католический епископ Иозеф Тисо, несмотря на возражения Св. Престола, приняли расистские законы. Летом 1942 г. в Освенцим и другие концлагеря были отправлены 52 тыс. евреев, а к марту 1943 г. их согнали уже больше 57,5 тыс. При этом Тисо заявлял, что борется с «врагами нацизма» ради любви к Родине, тем более, что «у католицизма и нацизма много общего». Данное высказывание возмутили папу Пачелли, и он пригрозил словацкому диктатору снятием сана. Благодаря настойчивому давлению нунция Словакии Джузеппе Бурцио, депортации отложили с октября 1942 до осени 1944 гг. [29].
В Хорватии с апреля 1941 г. правил лидер движения нацистов-усташей хорватский католик Анте Павелич, объявивший свое государство католическим. Он жестоко преследовал и убивал тысячи православных сербов. Из этой страны было отправле-
260
но в концлагеря около 59 тыс. евреев; по данным французского кардинала Эжена Тиссерана, к весне 1942 г. там погубили 350 тыс. чел., а к 1943 г. - около миллиона, то есть 15-20% населения. Апостольский делегат Св. Престола в Хорватии - монах Мар-коне пытался защитить хотя бы крещенных евреев, но ему удалось добиться лишь позволения посетить их в лагере усташей. Однако Марконе помог спасти еврейских детей, перевезя их в Турцию [30].
В Венгрии депортацию евреев удалось несколько отсрочить под влиянием нунция Анджело Ротты, а также католических кардинала Юстиниана Шере-ди и епископа Оттокара Прохазки. В июне 1944 г. нунций Ротта сообщил о депортации из Будапешта 300 тыс. евреев и намерении правительства продолжать в том же духе. 25 июня 1944 г. Пий XII в письме к Миклошу Хорти призывал «не усугублять страдания значительного числа несчастных из-за их национальности или расы». Однако спасли только имевших свидетельство о крещении по католическому обряду [31].
Румынский диктатор - маршал Ион Антонеску -депортировал около 300 тыс. евреев Трансильвании, пощадив 3-4 тыс. крещенных в католичество [32].
В 1942 г. было опубликовано пастырское письмо французских епископов, осуждавшее депортацию евреев, и папа Пачелли направил во Францию апостольского делегата для их защиты, в связи с чем «Нью-Иорк Таймс» писала: «Виши арестует евреев, игнорируя папу». Тогда Бюро Геббельса начало распространять памфлет, в котором Пия XII называли «проеврейским папой».
22 января 1943 г. Центральное бюро безопасности «третьего рейха» восприняло рождественское послание папы Пачелли, как непосредственную атаку на нацизм: утверждая, что «Бог считает все народы и расы в равной степени заслуживающими внимания», папа, конечно, «говорит от имени евреев и обвиняет немецкий народ в несправедливом отношении к ним». Через немецкого посла в Ватикане Риббентроп пригрозил папе репрессиями в случае дальнейшего нарушения нейтралитета Св. Престола.
Адепт протестантизма Гордон Томас (Великобритания), получивший доступ к неизданным документам Св. Престола и побеседовавший с многими очевидцами - священниками и мирянами, спасавшими преследуемых, а также с выжившими жертвами репрессий, - в 2013 г. опубликовал монографию «Евреи папы: Тайный план Ватикана по спасению евреев от нацистов». В ней повествуется о том, как Пий XII благословлял открытие убежищ в папских дворцах, а также в церковных и монашеских зданиях Европы; о засекреченной операции с закодиро-
ванными именами и сделанными в Ватикане фальшивыми документами, объявлявшими иудеев крещенными католиками и даже гражданами этого Города-государства. Евреев и других беженцев включали в состав ватиканской палатинской гвардии, численность которой тогда возросла с 400 до 4 тыс. чел. Была налажена сеть перевозки в Рим немецких евреев, и для руководства ею папа назначил католического священника, которому предоставили значительные средства для приобретения продуктов, одежды и лекарств. После оккупации нацистами Рима (сентябрь 1943 г.) папа Пачелли направил в храмы, мужские и женские монастыри, семинарии и католические больницы указание укрывать и спасать всех преследуемых, независимо от религиозной, этнической, национальной принадлежности или политических убеждений. Следуя его инструкциям, монашествующие, приходские священники, епископы и кардиналы спасли тысячи жизней. Около 5 тыс. евреев жили тогда в 155 римских монастырях и не менее 3 тыс. - в Кастель Гандольфо. 60 евреев скрывались в Григорианском университете; немало их пряталось в Библейском институте и на вилле Конгрегации пропаганды веры. Кардинал Боэтто из Генуи спас около 800 чел.; епископ итальянской провинции Кампанья - более 960 чел.; епископ Ас-сизи больше двух лет прятал 300 евреев [33].
Папа постарался воспрепятствовать депортации из Рима евреев, заключенных под стражу, намеченной на 16 октября 1943 г. Были спасены 8112 чел. и получено обещание прекратить аресты, однако относительно арестованных ранее 1697 чел. не удалось ничего сделать: ни узнать об их судьбе, ни передать теплую одежду; из них выжили только 117 чел. [34].
Арестованные итальянским патрульным судном и направленные в лагерь на острове Родос около 500 евреев, которые плыли из Братиславы в Палестину, после тайного вмешательства папы были перевезены в импровизированный лагерь на Юге Италии, где спокойно дожили до прихода Союзников в декабре 1943 г. Главный раввин Рима Израэль Золли получил убежище в Ватикане, а его жена и дочь - в римском женском монастыре. При этом смены веры не потребовали. После войны Золли сам обратился в католичество и при крещении в знак благодарности взял имя «Эудженио Мария», как у папы Пачелли [35].
В 1939 г. вновь открыли действовавшую в период I мировой войны папскую комиссию помощи (с 1952 г. Папское дело помощи - ПОА), которая помогла 52 тыс. беженцам вернуться домой из Рима. Папское информационное агентство помощи евреям получило около 10 млн. запросов об исчезнувших
людях; оно помогало разлученным войной узнать о судьбе потерянных близких, а также передавало письма и посылки. Созданная по непосредственному указанию папы Пачелли Швейцарская католическая миссия (г. Фрибур) оказывала материальную помощь заключенным и голодающим детям Франции, Бельгии, Греции и Югославии. В течение 1944 г. папские кухни ежемесячно раздавали жителям Рима 3,6 млн. порций бесплатного супа. Посланники папы Пачелли пытались облегчить положение и заключенных в концлагеря, но потерпели неудачу [36].
По данным английского историка Патриции Макголдрик, изучившей закрытые материалы британских архивов за 1941-1943 гг. о финансовой деятельности Чрезвычайного отдела управления имущества Св. Престола и его банка - Института религиозных дел (ИОР), Пий XII боролся с нацизмом и путем инвестирования в финансы и экономику США. Начиная с 1939 г., десятки млн. долл. от епархий, семинарий, нунциатур, миссий, католических организаций и пожертвований со всего мира регулярно вливались в крупные банки США и Великобритании. Ватикан делал значительные долларовые инвестиции в американские «Rolls Roys», «United Steel Corporation», «Dow Chemical», «Westinghouse Electric», «Union Carbide», «General Electric», а также в военную промышленность США.
На доходы от этих капиталовложений оказывалась помощь церквам и населению оккупированных стран, где католические храмы, монастыри, школы и издательства были закрыты, а многие священники и монашествующие попали в тюрьмы или концлагеря [37].
Финансовая помощь Св. Престола евреям превышала 4 млн. долл.; при этом значительные дотации на эти цели папе передавала католическая комиссия по делам беженцев (США). Известен случай, когда за спасение группы евреев потребовали срочно отдать 50 кг золота, а желающие их спасти не смогли собрать такую сумму сразу, и тогда папа Пачелли внес недостающие 15 кг, которые, впрочем, не понадобились [38].
Многие евреи и еврейские общины говорили о папе Пачелли как спасителе евреев. В 1943 г. Хаим Вейцманн, впоследствии первый президент Израиля, отмечал, что Св. Престол сделал очень много для улучшения положения преследуемых евреев. В 1944 г. главный раввин Иерусалима утверждал, что народ Израиля никогда не забудет о помощи Пия XII и его посланников в трагический для евреев период. Во время встречи с этим папой в конце войны второй премьер-министр Израиля Мойша Шаретт от имени всех евреев благодарил его и католическую церковь
за спасение представителей еврейской нации в странах, оккупированных нацистами. В сентябре 1945 г. генеральный секретарь Всемирного еврейского конгресса Леон Кубовицки передал Ватикану на благотворительную деятельность 20 тыс. долл. в память о помощи преследуемым евреям. Во время празднования в Италии десятой годовщины ее освобождения (1955 г.) Союз итальянских еврейских общин объявил 17 апреля «Днем признания помощи Папы евреям во время Второй мировой войны». Министр иностранных дел Израиля Голда Меир, откликаясь на известие о смерти папы Пачелли, писала: «в течении десятилетнего нацистского террора, когда самое ужасное мученичество постигало наш народ, голос Понтифика возвышался за жертвы», и отметила, что именно поэтому «евреи оплакивают потерю великого служителя мира в мире».
В 1967 г. израильский дипломат Пинчас Лапид в основанной на интервью с жертвами холокоста монографии «Три Папы и евреи» утверждал, что этот папа спас от неминуемой смерти от рук нацистов от 700 до 860 тыс. евреев. По другим источникам, из 950 тыс. спасенных евреев от 70 до 90% обязаны своему спасению деятельности католической церковной иерархии [39].
Сдержанность папы Пачелли, его отказ от громких публичных осуждений систематического геноцида евреев и цыган во время всей Второй мировой войны многие, включая его самого, объясняли опасением еще большего усиления нацистских репрессий. В августе 1939 г. Пий XII не решился публично заступиться за католическую Польшу, помня о потенциальной угрозе и польским, и германским католикам. Несколько десятков священников попали в концлагерь после одного из выступлений Радио Ватикана; в конце 1941 г. это Радио прекратило передачи, опасаясь расправ над своими слушателями. В тайном обращении к кардиналам от 2 июня 1942 г. папа Пачелли писал: «Все наши слова, обращенные к представителям власти, должны быть тщательно взвешены и выверены в интересах жертв насилия, с тем, чтобы положение этих жертв не сделалось еще более тяжелым и невыносимым, вопреки нашим намерениям» [40].
Духовенство Голландии протестовало громко и часто, гораздо больше, чем католические иерархии других оккупированных стран, и оттуда нацисты отправили в концлагеря 100 тыс. евреев, что составило 79% населения. За опубликование пастырского письма голландских епископов, в котором осуждалась «несправедливость обращения с евреями» (13 января 1941 г.), последовал арест 40 тыс. евреев. Узнав об этом, Пий XII сжег заявление, которое подготовил для публикации в «Оссерваторе Рома-
но», опасаясь, что оно способно отнять жизнь у 200 тыс. чел. По свидетельству сестры Паскуалины, папа при этом сказал, что «не может и не должен брать на себя такую ответственность» [41].
Переживший холокост раввин Маркус Мелькь-ор признавал: «Если бы папа выражался более определенно, Гитлер, несомненно, уничтожил более 6 млн. евреев и, может быть, еще 100 млн. католиков, находившихся под его властью». В связи с этим представляется весьма разумным мнение бывшего директора журнала «Чивильта Каттолика» Джанпа-оло Сальвини, относящимся к папе Франциску (Хорхе Марио Бергольо, март 2013). Отвергая адресованные кардиналу Бергольо упреки в том, что он не выступал против кровавого диктаторского режима в Аргентине, Сальвини констатирует, что тот защищал преследуемых тайно, и «публичное осуждение же-стокостей местной хунты прибавило бы еще одного мученика и значительно сократило число спасенных от гибели» [42].
В первые послевоенные годы Эмманюэль Му-нье и Франсуа Мориак во Франции, а также Карло Бо в Италии утверждали, что тема «молчания папы Пачелли» возникла в ходе антиклерикальной полемики в их странах [43].
С 60-х гг. прошлого века начала формироваться «черная легенда» о симпатии Пия XII к нацистам; его стали называть «папой Гитлера», упрекая за якобы «доброжелательное понимание или уклончивую сдержанность» по отношению к «третьему рейху», а также за «проявление солидарности со странами «Оси» или даже прямое одобрение их преступлений» [44].
Некоторые исследователи до сих пор пытаются объяснить отказ этого папы публично предать нацистов анафеме неведением об их преступлениях против человечности. Но это невозможно, потому что Св. Престол обладает максимальным объемом информации - кроме нунциев и апостольских посланников, каждому папе отправляют новейшие сведения епископы всего мира, которым подчиняются имеющие тесную связь с населением приходские священники, монашеские ордена и светские католические организации [45].
Советские историки, начиная с М.М. Шейнма-на, подчеркивая ярый антикоммунизм этого папы, писали о нем, как прямом или косвенном стороннике фашистских режимов - Гитлера, Муссолини, Франко, Салазара и Хорти, но справедливо констатировали, что папа Пачелли не всегда соглашался с политикой данных режимов в отношении религии. Шей-нман обвинял его в увлечении политическими расчетами, связанными с имущественными интересами Церкви, а также в отсутствии личного мужества.
Киига Шейимаиа «Ватикан между двумя мировыми войнами» была издана в переводе на итальянский, немецкий и английский языки, встретив одобрение ряда зарубежных историков [46].
Особый резонанс вызвала в общественном мнении довольно посредственная историческая драма молодого немецкого писателя Рольфа Хоххута «Der Stellvertreter» («Наместник или «Викарий»). Изображенного в этой пьесе папу, под которым подразумевался Пий XII, автор пытался сделать ответственным за преступления нацистов. В пьесе «дипломатически осторожный» понтифик игнорировал планомерное уничтожение евреев и отказывался их защищать, потому что слишком усердно занимался финансами Ватикана. Пьеса была поставлена в Берлине, Лондоне, Нью-Йорке и Риме, а также издана в переводе на множество языков [47].
Католическая церковь решительно возражала против нападок на папу Пачелли. 18 ноября 1965 г. Павел VI начал процесс его беатификации. В октябре 1998 г. Св. Престол сообщил о намерении беатифи-цировать этого папу в 2000 г. - в сорокалетие со дня смерти. Однако данный проект не был осуществлен из-за усиления протестов и полемики по поводу деятельности папы Пачелли в период Второй мировой войны. Министр общественных дел Израиля Исаак Герцог счел «неприемлемым намерение сделать Пия XII святым». И тогда Св. Престол открыл часть документов о работе нунциатуры Берлина в 1929-1939 гг., которые четыре исследователя из Ордена иезуитов готовили к изданию в течение 15 лет и опубликовали в 1965-1981 гг. в 11-ти томах (12-ти книгах). В октябре 1999 г. данное издание изучала международная историческая комиссия исследователей, католиков и иудеев. В октябре 2000 г. она представила доклад, в котором утверждалось, что ни один серьезный историк не сможет принять на веру опубликованные документы. В июне 2001 г. кардинал Вальтер Каспер (ныне почетный президент Папского совета по продвижению единства христиан) закрыл членам комиссии доступ к архивным материалам «по техническим причинам»; возмущенные иудеи из нее вышли, и она распалась [48].
В мае 2007 г. Конгрегация по канонизации святых подготовила «Досье героических добродетелей» папы Пачелли; в октябре 2008 г. Св. Престол подтвердил намерение беатифицировать его, и в декабре 2009 г. Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер, 2005 -февраль 2013) одобрил это «Досье». В 2014 г. сообщалось о намерении папы Франциска открыть документы секретного архива Ватикана до начала 40-х гг. прошлого века, чтобы показать, истинные взаимоотношения Св. Престола с руководством нацистской Германии [49].
Следует отметить, что преемники папы Пачелли высоко ценили его деятельность во время Второй мировой войны. Павел VI осуждал «клевету, оскорбления и несправедливость» в отношении «высокочтимого предшественника», который, по его словам, был «великим человеком и великим папой», «защитником угнетенных, активным деятелем христианского милосердия и апостолом мира в мире», который стремился «предупредить большее зло». Папа Мон-тини объявил «оскорблением истины и справедливости обвинение Пия XII в трусости, корысти и эгоизме, если на человечество обрушивались бесчисленные и безмерные несчастья» [50].
Св. Иоанн XXIII (Анджело Джузеппе Ронкал-ли, 1958-1963), начиняя с 1962 г. публично отмечать исторические ошибки католической церкви, включал в них и обвинение евреев в убийстве Христа, что повторяли и последующие понтифики. Неоднократно цитируя Пия XII в знаменитой энциклике «Pacem in terris» (1963), папа Ронкалли отмечал в этом документе, что естественное право каждого человека на мирное сосуществование связано с обязанностью уважать права всех остальных людей. Все люди равны по своему прирожденному достоинству, а потому ничто не может оправдать расовую дискриминацию, - утверждалось в «Pacem in terris» [51].
Св. Иоанн Павел II (Кароль Войтыла, 19782005) призывал помнить о прошлом, о том, что ненависть, презрение к другим, насилие и национализм приводят лишь к слезам и крови. Он говорил, что никому не позволено игнорировать трагедию холокоста, чтобы в будущем такая трагедия стала невозможной. Св. папа Войтыла посетил Римскую синагогу, Освенцим, Западную стену Иерусалимского храма (Стену плача) и музей холокоста «Яд Вашем» [52].
Почетный папа Бенедикт XVI оправдывает благоразумие Пия XII и осуждает тех, кто упрекал Пия XII за отказ от публичных осуждений нацистских преступлений. Папа Ратцингер утверждает, что папа Пачелли сумел избежать худших последствий и тайно помогать жертвам преследований через учреждения католической церкви. Бенедикт XVI осуждает антисемитизм как расовую ненависть, называя его «отвратительным и самоубийственным явлением». Он также считает евреев старшими братьями и выступает за установление постоянных контактов и упрочение сотрудничества католицизма и иудаизма, определяемыми общим богатым наследием: Христос родился в еврейском народе и был евреем; иудеи разделяют веру Авраама в единого господа. Папа Ратцингер посетил синагогу в Кельне, и, по его инициативе, 17 января 2007 г. отметили День углубления и развития диалога католиков с иудеями [53].
Папа Франциск, выступая в октябре 2013 г. перед Еврейской общиной Рима по случаю 70-й годовщины депортации евреев из этого города, напомнил о судьбе «многочисленных невинных жертв варварства» и о том, что в те «годы мрака», выполняя волю папы Пачелли, многие религиозные институты, монастыри, папские базилики и отдельные христиане оказывали малую или значительную помощь тем, кого преследовали, хотя, защищая их, «быть может, мало знали о жизни еврейской общины». Франциск призывает «исключить антисемитизм из сердца и жизни каждого мужчины и каждой женщины», а также «всегда бдительно следить, чтобы ни под каким предлогом не возникали нетерпимость и антисемитизм» [54]. В мае 2014 г., в ходе трехдневной пастырской поездки на Ближний Восток, папа Берго-льо посетил Израиль.
Нынешний гос. секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин в интервью, посвященном изданной в 2014 г. книге Н. Фабрицио и Ф. Гаспаррони «Папы мира в мире: Наследие святых Ронкалли и Войтылы для папы Франциска», отмечает, что в последние 150 лет среди бесчисленных посвященных теме мира папских энцикликах, документах, посланиях и речах следует учитывать и работы папы Пачелли, который «в течение всей Второй мировой войны безустанно выступал за мир и в защиту жертв бесчеловечного конфликта» [55].
Весной 2007 г. апостольский нунций в Иерусалиме архиепископ Антонио Франко отказался участвовать в ежегодной церемонии памяти жертв хо-локоста, на которой присутствовал весь местный дипломатический корпус. Дело в том, что данное чествование проходило в Музее холокоста «Яд Вашем», где среди экспонатов была представлена фотография Пия XII с надписью, обвиняющей его в «двуличном попустительстве» трагедии еврейского народа. Нунций требовал убрать фотографию или надпись, а руководство музея в ответ - допустить своих сотрудников к работе с относящимися к понтификату папы Пачелли документами Секретного архива Ватикана. В июле 2012 г., в соответствии с рекомендацией Международного института по исследованию холокоста, текст таблички был изменен, и теперь там значится не «Пий XII и холокост», а «Ватикан и холокост». Раньше утверждалось, что конкордат с Германией был заключен «как признание гитлеровского режима», а теперь - «для защиты прав католической церкви в этой стране». Подчеркивается, что отношение Пия XII к геноциду евреев остается объектом противоречивых и весьма далеких от окончательного разрешения суждений, и теперь на табличке имеется и фрагмент радиопослания папы Пачелли (1942), осуждающий расовые
264
преследования сотен тысяч невинных людей. Констатируется, что одни исследователи обвиняют Пия XII в сотрудничестве с нацистами, а другие, напротив, признают, что его политика сохранения нейтралитета оказалась благоразумной и необходимой, так как помогла избежать еще более ужасных последствий, и подчеркивают успешность его тайных усилий по спасению многочисленных жизней. Ныне, в 50-ю годовщину смерти Пия XII, продолжает готовиться процесс его беатификации. 12 марта 2014 г. в Латеранском университете состоялась конференция на тему «Пий XII - папа милосердия» [5б].
Очевидно, что историкам следует опираться на факты и не быть ни обвинителями, ни судьями. Неправильно, как до сих пор позволяют себе делать некоторые авторы, гадать о содержании каких-либо «тайных совещаний и встреч, на которых не допускались посторонние», и о которых нигде ничего не говорится. Важен анализ документов, особенно архивных, а также свидетельства очевидцев. Некоторые старые проблемы прояснились после открытия секретного архива Ватикана за 1933-1939 гг., но тут же возникло множество новых вопросов. Немало надежд на обещанное папой Франциском рассекречивание документов, относящихся к периоду Второй мировой войны.
Таким образом, анализ гитлеровской идеологии и людоедской практики, многочисленные свидетельства очевидцев и архивные материалы красноречиво подтверждают, что папа Пачелли никак не мог быть ни фашистом, ни «папой Гитлера», его «молчание» о холокосте представляется оправданным, потому что он делал для спасения евреев все, что мог, и даже больше. После Второй мировой войны и вплоть до нашего времени многие считали и считают эффективными, как его сдержанность на публике, так и активную подпольную деятельность, потому что именно это помогло тысячам евреев избежать смерти. Характерно, что даже противники папы Пачелли не пытаются утверждать, что публичное осуждение им уничтожения Гитлером евреев смогло бы остановить холокост. Тем не менее, данная тема останется открытой до тех пор, пока весь соответствующий материал не станет доступным для изучения.
Примечания:
i. Pichon, Ch. Histoire du Vatican. - Paris, 194б. - P, 479; Gillet, O.G. Sa Saintete Pie XII: Apôtre prédestiné de la paix. - Paris, 1940. - P. 11-15; La vie de l'Eglise sous Pie XII Il Recherches et debats du Centre Catholique des intellectuelsfrançais. - Nouvelle serie. - № 27. - Paris, 1959. - P. 7, 24, 112; Sale, G. Hitler, Santa Sede e gli Ebrei. Con i documenti dell'Archivio Segreto Vaticano. -Milano, 2004. - P. 217; New Catholic Encyclopedia. -
V XI. - N.Y., 1966. - P. 414-416; Шейнман, M.M. Ватикан между двумя мировыми войнами. - M., 1948. - С. 135; Григулевич, И.Р. Папство. Век XX. - M., 1978. - С. 239, 243-244; Бровко, Л.Н. Церковь и Третий Рейх. - Спб., 2009. - С. 46.
2. Pichon, Ch. Op. cit. - P. 479.
3. Gillet, O.G. Op. cit. - P. 26-28, 31-33, 35; Zizola, G. I Papi del XX secolo. - Roma, 1995. - P. 46; La vie de l'Église sous Pie XII. - P. 25; Sale, G. Op. cit. - P. 217; New Catholic Éncyclopedia. - V XI. -. N.Y, 1966. - P. 414; Carita spirituale di Pio XII: Papa Pacelli nel ricordo di quattro testimoni // L'Osservatore Romano. -Settiman. -Éd. ital. - Citta del Vaticano, 2014. - 20 marzo. - P. 14; Benoit XVI Homelie pour le 50 anniversaire de la mort du Pie XII // La Documentation Catholique. - Paris. -2008. - 16 novembre. - P. 987; Григулевич, И.Р. Указ. соч. - С. 239.
4. Sale, G. Op. cit. - P. 32, 189, 64, 76, 488; New Catholic Éncyclopedia. - V. XI. - P. 414-416; Paul VIL'Homelie de Pie XII // La Documentation Catholique. - 1976. - 4 avril. - P. 304; Dalin, D. Pie XII et les Juifs // ibid. - 2008. -17 mai. - P. 291-292; Car^ spirituale di Pio XII - P. 14; Шейнман, M.M. Ватикан между двумя мировыми войнами. - С. 135; Григулевич, И.Р. Указ. соч. - С. 241, 243-244; Андреев, M.B. Политика клерикального антикоммунизма. (Ватикан, 1917-1987). - M., 1987. -С. 21; Токарева, Е.С. Фашизм, церковь и католическое движение в Италии 1922-1943. - СпБ., 1993. -С. 254; Штейн, Б. Ватикан и война // Свободная мысль. - M., 2010. - № 5. - С. 173.
5. Zizola, G. Op. cit. - P. 46; La vie de L'Église sous Pie XII. -P. 13; Tutte le encicliche dei Sommi Pontefici. - Milano, 1959. - P. 1123.
6. La vie de L'Église sous Pie XII. - P. 13, 18; Zizola, G. Op. cit. - P. 51; 25; Chelini, J. - L,Église sous Pie XII. -V. 2. -- L'apres guerre. - P. 17-18, 30, 38-39, 46-47, 89-90, 92, 538, 543-544; Sale, G. Op. cit. - P. 217; www.papapioxii.it ; Шейнман, M.M. От Пия IX до Павла VI. - M., 1979. - С. 110.
7. Paul VI. L'Homelie de Pie XII. - ibid. - P. 304.
8. La vie de L'Église sous Pie XII. - P. 39, 43, 177, 192; Zizola, G. Op. cit. - P. 46; Chelini, J. Op. cit. - V. 2. -P. 448; Rivelli, M.A. «Dio e con noi»: La Chiesa di Pio XII complice di nazifascismo. - Milano, 2002. -P. 48; Andreotti, G. A ogni morte di Papa; I Papi che ho conosciuto. - Milano, 1980. - P. 42; Шейнман, M.M. Ватикан между двумя мировыми войнами. - С. 95, 110; Григулевич, И.Р. Указ. соч. - С. 238, 256, 267; Ковальский, Н.А. Ватикан и мировая политика: Организация внешнеполитической деятельности католического клерикализма. - M., 1964. - С. 36; Токарева, Е.С. Указ. соч. - С. 259-260.
9. La vie de L'Église sous Pie XII. - P. 43, 204, 177; Chelini, J. L'Église sous Pie XII. - V. 1. - La tourmente (19391945). - Paris, 1983. - P. 96; Sale, G. Op. cit. - P. 189 -190; Pichon, Ch. Op. cit. - P. 175-176, 184-185, 198-199; Roncalli M. Pio XII e i successori allo scopio de secondo conflitto mondiale: Sguardo da Papa // L'Osservatore
Romano. -Settiman. - Ed. ital. -2009. - 4 settembre. -P. 8, 10; Токарева, E.C. Указ. соч. - С. 248, 259.
10. Pichon, Ch. Op. cit. - P. 184; Sale, G. Op. cit. - P. 212, 213, 206; Roncalli, M. Op. cit. - P. 10; Jean Paul II, Pie XII et Jean XXIII, module de foi de leur succession. // La Documentation Catholique. - 1984. - 1 janvier. - P. 8-9; Токарева, E.C. Указ. соч. - С. 253.
11. La vie de L'Eglise sous Pie XII. - P. 39; Chelini, J. Op. cit. - V. 2. - P. 406; Sale, G. Op. cit. - P. 210-211.
12. Канделоро, Дж. Католическое движение в Италии. -М., 1955. - С. 555.
13. La vie de L'Eglise sous Pie XII. - P. 29, 39; Zizola, G. Op. cit. - P. 48; Dalin, D. Op. cit. - P. 292.
14. Токарева, E.C. Указ. соч. - С. 257.
15. Sale, G. Op. cit. - P. 203-204; Dalin, D. Op. cit. - P. 291; Токарева, E.C. Указ. соч. - С. 259-260.
16. Godman, P. Hitler et le Vatican. - N.Y. - 2010. - P. 22, 231; Sale, G. Op. cit. - P. 33, 57, 71, 173-174.
17. Sale, G. Op. cit. - P. 199; Andreotti, G. O cit. - P. 42; Graham, R. Hitler voulait-il e'loigner Pie XII de Rome? // La Documentation Catholique. - 1972. - 7 mai. -P. 429-430, 432-433.
18. Chelini, J. Op. cit. - V. 2. - P. 453-454, 456; Godman, P. Op. cit. - P. 18, 22; Andreotti, G. Op. cit. - P. 42; Sale, G. Op. cit. - P. 173-174, 187, 203-204; Caritii spirituale di Pio XII - P. 14; Dalin, D. Op. cit.- P. 291-292; www. people / 87 112; Штейн, Б. Указ. соч. - С. 175; Токарева, E.C. Указ. соч. - С. 239-240, 257-258, 355, 254, 345, 312; Бровко, Л.Н. Указ. соч. - С. 332-333.
19. Chélini, J. Op. cit. - V. 2. - P. 281-282; Sale, G. Op. cit. - P. 499, 194; Токарева, E.C. Указ. соч. - С. 238.
20. Ibid. - P. 205; Dalin D. Op. cit. - P. 294-295.
21. Chelini, J. Op. cit. - V. 1. - P. 44; ibid - V. 2. - P. 437.
22. Ibid. - V. 2. - P. 45; Поташинская, Н.Н. Португальская церковь и «революция гвоздик» // Берегиня. 777. Сова. - Воронеж, 2014. - № 1. - С. 155, 157.
23. Chelini, J. Op. cit. - V. 1. - P. 44-45, 281; ibid. - V. 2. -P. 437-438, 440-441, 274; Zizzola, G. Op. cit. - P. 57; Riccardi A. L'Inverno piu lungo: Pio XII, gli Ebrei ed i nazisti a Roma // L'Osservatore Romano. - Settiman. -Ed. ital. - 2009. - 7 agosto. - P. 9; Pertici, R. In difesa di Pio XII: Tra i sussurri e le grida la verita della storia. // L'Osservatore Romano. - Settiman. - Ed. ital. - 2009. -7 agosto. - P. 9.
24. Chelini, J. Op. cit. - V. 1. - P. 94; Gillet, O.G. Op. cit. -P. 15, 26-28; Pichon, Ch. Op. cit. - P, 479; Zizola, G. Op. cit. - P. 57; Sale, G. Op. cit. - P, 220; Rivelli, M.A. Op. cit. - P. 352; Benoit XVI Op. cit. - P. 987-988; Шейнман, M.M. Ватикан между двумя мировыми войнами. - С. 936, 140; Григулевич, И.Р. Указ. соч. -С. 253-254; Андреев, M.B. Указ. соч. - С. 24-25; Токарева, E.C. Указ. соч. - С. 244-245, 247; Бровко, Л.Н. Указ. соч. - С. 46.
25. Summi Pontificatus // Tutte le encicliche dei Sommi Pontefici. - P. 1125, 1127, 1132-1133, 1135-1136, 1138, 1142, 1148-1150; Nous nous souvenons: une reflexion sur la Shoah // La Documentation Catholique. - 1998. -5 avril. - P. 338; Dalin, D. Op. cit. - P. 292; Андреев,
266
M.B. Указ. соч. - С. 24; Токарева, E.C. Указ. соч. -
C. 244-245, 247; Бровко, Л.Н. Указ. соч. - С. 333; Пий XII и Третий Рейх // Международная жизнь. - М., 1965. - № 2. - С. 120.
26. Zizola, G. Op. cit. - P. 47; Gillet, O.G. . Op. cit. - P. 46; Sale, G. . Op. cit. - P. 194.
27. Sale, G. . Op. cit. - P. 192.
28. Chelini, J. Op. cit. - V. 2. - P. 279; Sale, G. Op. cit. -P. 234, 205-206.
29. Rivelli, M.A. Op. cit. - P, 224, 228; Chelini, J. Op. cit. -V 1. - P. 263; ibid. - V. 2. - P. 287; Sale, G. Op. cit. -P. 194, 205.
30. Chelini, J. Op. cit. - У 2. - P. 280-281, 284; ibid. - V 1. -P. 263; Rivelli, M.A. Op. cit. - P, 271-275, 281.
31. Rivelli, M.A. Op. cit. - P, 269, 295; Sale, G. Op. cit. -P. 194-196; Pertici, R. Op. cit. - P. 9, 10.
32. Rivelli, M.A. Op. cit. - P, 300, 303-306.
33. Zizola, G. Op. cit. - P. 48; Sale, G. Op. cit. - P. 196, 201; Alberge, G. Lo sapevano tutti finche i sovietici cominciarono a negarlo // L'Osservatore Romano. -Settiman, - Ed. ital. - 2013. - 19 febbraio. - P. 15;
34. Sale, G. Op. cit. - P. 195-196; Caritâ spirituale di Pio XII. -P. 14.
35. Sale, G. Op. cit. - P. 234, 205; Rivelli, M.A. Op. cit. - P. 228, 271-275, 281, 269, 295, 300, 303; Chelini, J. Op. cit. - V. 1. - P. 263; V 2. - P. 287, 278-279; Dalin, D. Op. cit.- P. 293; Portici, R. Op. cit. - P. 9, 10; www.benedikt(vi.ru/index. php?option=com_cont8< task=view8<id =1373 ;
go. mail. ru / search ? mailru = 18q = Пий+XII; Токарева, E.C. Указ соч. - С. 262.
36. La vie de rEglise sous Pie XII. - P. 32-33.
37. Possati, L.M. I dollari del Papa contro Hitler // L'Osservatore Romano. - Settiman, - Ed. ital. - 2013. -5 febbraio. - P. 8-9.
38. La vie de L'Eglise sous Pie XII. - P. 32; Chelini, J. Op. cit. - V 2. - P. 284; Sale, G. Op. cit. - P. 195-196; New Catrholic Encyclopedia. - V. XI. - P. 416; Fontana, M. Pio XII restituito alla storia. // L'Osservatore Romano. -Settiman. - Ed. ital. - 2012. - 3 luglio. - P. 9; Alberge,
D. Op. cit. - P. 15.
39. Chelini, J. Op. cit. - V. 2. - P. 548; Dalin, D. Op. cit. -P. 295;Alberge, D. Op. cit. - P. 15; Токарева, E.C. Указ. соч. - С. 262.
40. Chelini, J. Op. cit. - V. 2. - P. 546; Sale, G. Op. cit. -P. 190-192; Шейнман, M.M. Почему молчал папа? // Новая и новейшая история. - М., 1966. - С. 103.
41. Sale, G. Op. cit. - P. 191; Токарева, E.C. Указ. соч. - С. 260.
42. Zizola, G. Op. cit. - P. 47; Dalin, D. Op. cit. - P. 293-294; Токарева, E.C. Указ. соч. - С. 260-261.
43. La Civilta Cattolica. - Roma, 2014. - 18 gennaio. -P. 225; Шейнман, M.M. Почему молчал папа? - С. 104.
44. Paul VI. L'Homelie de Noel devant le Corps diplomatique // La Documentation Catholique. - 1964. -19 janvier. - P. 110; Les calomnies contre Pie XII. - ibid. -1964. - 16 fevrier. - P. 229-230.
45. Chelini, J. Op. cit. - V. 1. - P. 92, 96, 45; V. 2. - P. 4547; Andreotti, G. Op. cit. - P. 36, 42, 55-56; Gillet, O.G.
Op. cit. - P. 33, 35-36; La vie de L'Église sous Pie XII. -P. 177, 204, 40, 47; Godman, P, Op. cit. - P. 243; Dalin, D. Op. cit. - P. 291; Шейнман, M.M. Почему молчал папа? - С. 90; Он же. От Пия IX до Павла VI. - M., 1979. - С. 110; Поташинская, Н.Н. Католическая церковь и рабочее движение в Италии. - M., 1979. -С. 27-28; Штейн, Б. Указ. соч. - С. 170.
46. Chélini, J. Op. cit. - V 1. - P. 105, 448; Chélini, J. Op. cit. - V. 2. - P. 406-407; Dalin, D. Op. cit. - P. 291; Шейнман, M.M. Ватикан между двумя мировыми войнами. - С. 140; Шейнман, M.M. Почему молчал Папа? - С. 98, 90; Григулевич, И.Р. Указ. соч. - С. 238, 256, 267; Винтер, Э. Политика Ватикана в отношении СССР, 1917-1968. - Ч. III. Россия и Папство. - M., 1977. - С. 14; Ковальский, Н.А. Указ. соч. - M., 1965.
- С. 35; Токарева, Е.С. Указ. соч.- С. 237, 254, 256260, 334; Бровко, Л.Н. Указ. соч. - С.332-333.
47. Cardinal Montini. La lettre au sujet de la piece «Der Stellvertreter» // La Documentation Catholique. - 1963.
- 18 août. - P. 1071; Feltin, M. La piece «Le Vicaire» // ibid. - 1964. - 15 janvier. - P. 84; Paul VI. L'Homelie de Noel devant le Corps diplomatique. - P. 110; Dalin, D. Op. cit.. - P. 289; Шейнман, M.M. Ватикан между двумя мировыми войнами. - С. 139-140; Шейнман, M.M. Папство. - M., 1961. - С. 192-193; Шейнман, M.M. Современный клерикализм. - M., 1961. - С. 162, 164, 166; Шейнман, M.M. От Пия IX до Павла VI. - С. 192193; Шейнман, M.M. Почему молчал папа? - С. 97; Андреев, M.B. Указ. соч. - С. 22, 24.
48. Rivelli, M.A. Op. cit. - P. 7; Sale, G. Op. cit. - P. 187.
49. Rivelli, M.A. Op. cit. - P. 7-8, 19; Sale, G. Op. cit. -P. 273 ; Polémique autour de l'eventuelle beatification de Pie XII. // La Documentation Catholique. - 2008 -2 novembre. - P. 990; www. people. 187 112; www.papapioxii.it ; Гашков, И. Ватикан раскрывает
тайны холокоста // Независимая газета. М., 2014. -5 февр. - Прилож. НГ-Религии. - № 2. - С. 7.
50. Paul VI. L'Homelie de Pie XII. - P. 304; Caritä spirituale di Pio XII. - P. 14; Paul VI a Nazareth // La Documentation Catholique. - 1964. - 2 fevrier. - P. 177; Paul VI. La lettre а l'Episcopat allemand: Les calomnies contre Pie XII // ibid. - 1964. - 16 fevrier. - P. 229-230.
51. Giovanni XXIII. Pacem in terris // Tutte le encicliche dei Sommi Pontifici. - P. 1650, 1653; Jean Paul II, Pie XII et Jean XXIII, modele de foi de leur succession. - P. 8-9.
52. Messaggio del Papa per il 60 della liberazione dei prigionieri del campo di sterminio Auschwitz-Birkenau // L'Osservatore Romano. - Settiman. - Ed. ital. - 2005.
- 4 febbraio. - P. 3; Omelia di Giovanni Paolo II: La fede ha animato il suo lungo e fecondo ministero sacerdotale // - ibid. - 2004. - 20 febbraio. - P. 5; Per un mondo senza antisemitismo: E ricorda l'aiuto offerto dalla comuniti cristiana che interpreto la volortf di Pio XII // ibid. -2013. - 17 ottobre. - P. 18.
53. BenoitXVI. Op. cit. - P. 987; Jean Paul II, Pie XII et Jean XXIII, modMe de foi de leur succession. - P. 8-9.
54. Per un mondo senza antisemitismo: E ricorda l'aiuto offerto dalla communitä cristiana che interpreto la volonté di Pio XII // L'Osservatore Romano. - Settiman. - Ed. ital. - 2013. - 17 ottobre. - P. 18.
55. Intervista al cardinale segretario di Stato in un libro su Giovanni XXIII e Giovanni Paolo II. // L'Osservatore Romano. - Settiman. - Ed. ital. - 2014. - 24 aprile. - P. 12.
56. Архиепископ А. Франко объединил воспоминания очевидцев холокоста в книгу In difesa di Pio XII: Le ragioni dellastoria. - Venezia, 2009; Fontana, M. Op. cit.
- P. 9; Поташинская, H.H. Католическая Церковь о приоритетных ценностях постмодернистского экуменизма // Социально-политические процессы и ценности в условиях глобализации. - М., 2012. - С. 193-196.
267