ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
2012.02.003. БЕЛЕЦКИЙ С Б., КУЛИКОВА Л.В. ПАТЕРНАЛИЗМ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 181 с. - Библиогр.: с. 164-178.
В монографии дается развернутое прагмалингвистическое описание явления так называемого «коммуникативного патернализма», реализующегося в некоторых дискурсивных практиках в формате институциализированных форм общения, например в рамках коммуникативного жанра «собеседование при приеме на работу». Исследование проводится на материале русского, немецкого и английского языков.
Работа состоит из введения, двух глав (1. «Патернализм в сфере вербальной межличностной коммуникации»; 2. «Лингводи-скурсивные средства выражения коммуникативного патернализма»), заключения и двух приложений.
Феномен коммуникативного патернализма определяется здесь «как способ непосредственной или опосредованной дискурсивной (т.е. направленной на развертывание актуального дискурса) обработки или превенции иррациональности одного субъекта общения другим» (с. 4).
В работе помимо прочего говорится, что патернализм, представляющий собой явление опеки и покровительства самого широкого спектра, изучается рядом социально-гуманитарных наук как способ структурирования социальных отношений. Несмотря на достаточную разработанность концепции патернализма в целом и ее отдельных аспектов, ни одно из направлений исследования не рассматривает коммуникативную природу патернализма в качестве его основной характеристики.
С целью анализа коммуникативно-языкового измерения патернализма его основные понятия из философско-правовой концепции патернализма были переведены в сферу языкознания, в частности в теорию дискурса. В качестве ключевых понятий, необходимых для описания патерналистской коммуникации, были выделены следующие:
1) коммуникативная автономия, понимаемая, с одной стороны, как условие протекания дискурса (внешняя коммуникативная
автономия) и как дееспособность и лингвокультурная компетенция участников общения (внутренняя коммуникативная автономия) - с другой;
2) атрибутированная иррациональность субъекта общения как повод к патерналистскому вторжению в его коммуникативную автономию;
3) взаимообратимость патерналистского взаимодействия как основа для ратификации или опровержения патерналистской коммуникации, состоявшейся в результате борьбы дискурсов, на пересечении которых протекает коммуникация, за значение изменчивого знака «забота» (в терминах теории дискурс-анализа Э. Лакло и Ш. Муфф).
Операционализация ключевых понятий концепции патернализма позволила сформулировать следующее определение коммуникативного патернализма: коммуникативный патернализм представляет собой способ непосредственной или опосредованной дискурсивной обработки или превенции иррациональности одного субъекта общения другим субъектом общения и реализуется как статусно-ориентированный тип общения, в ходе которого актуализируется базовое статусное неравенство его участников как рационально и иррационально действующих. Это неравенство находит свое отражение в процессе конструирования комплементарной ролевой пары «эксперт-дилетант».
В ходе исследования элементы патерналистской коммуникации были идентифицированы в различных сферах и ситуациях общения, которые авторы объединяют в три отдельные группы, названные коммуникативными пространствами патернализма: 1) бытовой дискурс; 2) институциональный (профессиональный) дискурс; 3) дискурс государственного уровня. На основании представленности элементов патерналистской коммуникации в структуре разных дискурсов рассматривается явление коммуникативного патернализма как интердискурс (с позиции прагмалингвистического подхода к классификации типов дискурса).
Интегральной для всех проявлений коммуникативного патернализма является ситуация заботы через запрет, которая может быть описана как совокупность следующих параметров дискурса патерналистских отношений:
1) обстановка: коммуникативные пространства;
2) участники: асимметричная ролевая пара «эксперт - дилетант»;
3) тональность: социальная близость;
4) инструментарий: коммуникативный патернализм находит реализацию в устно-синхронном, устно-асинхронном, письменно-квазисинхронном и письменно-асинхронном типах коммуникации.
Аспект влияния контекста общения на форму реализации «запрета во благо» рассматривается в работе на примере коммуникативного жанра «собеседование при приеме на работу» и включает анализ остальных параметров дискурса патерналистских отношений: жанр, нормы, цели, последовательность действий. Эти параметры были проанализированы в рамках аналитического подхода, когда коммуникативный жанр исследуется на уровнях внешней структуры (предназначение жанра как способа решения рекуррентных коммуникативных проблем), внутренней структуры (языковые средства) и промежуточной структуры (уровень интеракции).
Результаты дискурсивного анализа патернализма в рамках коммуникативного жанра показали, что ведущей стратегией коммуникативного патернализма является стратегия корректировки картины мира собеседника. Данная стратегия представляет собой последовательность коммуникативных действий, в результате совершения которых адресант коммуникативного патернализма стремится заставить адресата осознать иррациональность его действий или намерений и действовать далее, основываясь на рациональных, с его точки зрения, пресуппозициях. Ведущая стратегия включает в себя ряд вспомогательных стратегий и приемов достижения цели. В качестве вспомогательных стратегий выступают прагматические стратегии убеждения и воззвания, а также следующие приемы риторического воздействия: описание текущего положения дел, описание желаемого положения дел, экспликация авторитета, патерналистская аргументация. В качестве дополнительной стратегии патернализма в контексте общения в рамках жанра «собеседование при приеме на работу» была выделена стратегия интимизации, т. е. стратегия создания доверительной атмосферы в разговоре с целью проникновения в автономию другого. Данная стратегия включает в себя тактики создания сценария возможного развития событий и идентификации себя со слушающим.
Наряду с параметрами дискурса патерналистских отношений в работе рассматриваются конституирующие его дискурсивные практики. К числу макродискурсивных практик, структурирующих дискурс патерналистских отношений в целом, отнесены следующие:
- атрибуция иррациональности субъекту общения посредством актуализации ее симптомов;
- дискурсивная обработка атрибутированной иррациональности;
- конструирование статуса дискурса патерналистских отношений как состоявшегося или опровергнутого.
Каждый отдельный эпизод патерналистской коммуникации конституируется набором микродискурсивных практик. На основе проанализированного корпуса материала выявлены следующие микродискурсивные практики дискурса патерналистских отношений:
- переосмысление источника коммуникативной проблемы как симптома иррациональности путем а) повторения части источника проблемы; б) перефразирования источника проблемы; в) резюмирования фрагмента коммуникации, содержащего источник проблемы; г) непосредственного введения проблемного компонента;
- атрибуция иррациональности субъекту общения путем а) упоминания; б) подчеркивания; в) разъяснения;
- коммуникативная / дискурсивная обработка иррациональности субъекта общения путем а) объяснения; б) раскрытия значений; в) трансфера знаний; г) запроса на разъяснение; д) предоставления вариантов понимания; е) запрета; ж) рефлексии; з) помещения проблемного компонента коммуникации за границы рационального;
- конструирование статуса дискурса патерналистских отношений путем а) ратификации его как состоявшегося; б) оспаривания значений его узловых точек другими дискурсами.
На основании проведенного исследования и анализа литературы было установлено, что межкультурное общение с высокой долей вероятности представляет собой реализацию дискурсивных практик патернализма на макро- и микроуровнях.
Перспективным направлением дальнейшего исследования проблематики коммуникативного патернализма авторы считают изучение контекстов его реализации, разграничиваемых по признаку идентификации адресата патерналистского воздействия адресантом с той или иной социальной группой, характеризующейся в
его представлении определенным типом иррациональности (возрастной, межкультурный, тендерный и другие контексты).
А.М. Кузнецов
2012.02.004. ДЕРЮГИНА ЕВ. КОНЦЕПТЫ С ЗООМОРФНОЙ НОМИНАЦИЕЙ В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ. - Краснодар: Издат. Дом-Юг, 2011. - 174 с. - Библиогр.: с. 155-167.
В работе исследуется фаунистическая лексика русского языка в аспекте деривации и метафоризации, дается детальное описание моделирования концептов с зооморфной номинацией в языковом сознании русского этноса.
Структура монографии включает введение, три главы (1. «Теоретико-методологические основы исследования концептов с зооморфной номинацией в русской лингвокультуре»; 2. «Концепты с зооморфной номинацией в русском лингвокультурном пространстве: диахронный подход»); 3. «Концепты с зооморфной номинацией в языковом сознании носителей русской лингвокультуры: синхронный подход») и заключение.
В работе, помимо прочего, говорится, что совокупность применения элементов диахронного, синхронного, антропоцентрического, синергетического подходов к исследованию концептов с зооморфной номинацией позволяет решить актуальную для современной лингвистики проблему рассмотрения языковых закономерностей репрезентации когнитивных процессов, протекающих в сознании носителей русской языковой картины мира при обращении к общеизвестным концептам. Мир фауны рассматривается как общеизвестный концепт, что обусловлено актуальностью и ценностью его для русской лингвокультуры, его языковой фиксацией в значительном количестве лексических средств, а также воспроизводимостью во множестве новых слов, словосочетаний, идиом. В настоящей книге «фауна» рассматривается как совокупность концептов с зооморфной номинацией, вербализуемых в русском языке словопреобразовательными, словообразовательными и комбинированными моделями.
Представляя развивающиеся системы и подчиняясь нормам языка, концепты с зооморфной номинацией образуют в сознании русского этноса концептуальную сетевую модель, внутри которой возникают свои закономерности, требующие специального изуче-