1. В 2010 г. доходы 11 ведущих европейских банков возросли на 8,6%, тогда как доходы шести ведущих американских банков увеличились на 2,5%.
2. Коэффициенты платежеспособности европейских банков повысились, банки увеличили размеры собственных капиталов за счет эмиссии новых акций и дивидендов на эти акции.
3. Коэффициенты достаточности собственного капитала (капитала первого порядка) составили у европейских банков от 10 до 18% против 11-16% у ведущих американских банков.
4. Коэффициенты левериджа у американских банков равнялись от 10 до 14%, тогда как у европейских - от 15 до 25%. Такой разрыв во многом объясняется различиями в методах бухучета, в частности, в правилах неттинга (взаимной компенсации) результатов операций с деривативами, что требует осторожного похода к сравнению указанных показателей.
С апреля 2009 г. G20 постоянно обращается к IFRS и GAAP с призывом как можно быстрее осуществить конвергенцию правил бухучета и разработать единые международные нормы в этой области. В отношении обесценения финансовых активов IFRS и GAAP пришли к согласию относительно прогнозной модели (modèle prospectif), которая позволит заранее создать необходимые резервы. Наилучшим решением проблемы различий между IFRS и GAAP было бы принятие в США принципов IFRS. О своем решении по этому вопросу американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) должна заявить до конца 2011 г.
Л.З. Зубченко
2012.01.038. КИНГ М. ГЛОБАЛЬНЫЕ ДИСБАЛАНСЫ: ПЕРСПЕКТИВА ДЛЯ БАНКА АНГЛИИ.
KING M. Global imbalances: The perspective of the Bank of England // Financial stability rev. - L., 2011. - N 15. - Р. 1-8.
Глава Банка Англии анализирует роль глобальных макроэкономических дисбалансов в развитии недавнего финансового кризиса.
В условиях современной децентрализованной международной валютной и финансовой системы каждая страна преследует свои собственные интересы в ущерб общим интересам. В итоге сохраняется уязвимость глобальной экономики к рискам, связанным с дальнейшим нарастанием глобальных дисбалансов.
Характерными чертами современной международной валютной и финансовой системы (МВФС), сложившейся после крушения в начале 1970-х годов Бреттон-Вудской системы, являются независимость стран в принятии решений в области валютной и финансовой политики, установления курса национальной валюты и свобода движения капитала. За десятилетие (1998-2009), предшествующее кризису, чистый поток капитала в мире более чем удвоился, и глобальные дисбалансы, обусловленные динамикой доли сальдо текущего платежного баланса в ВВП отдельных стран мира, достигли беспрецедентного уровня. С одной стороны, в ведущих промыш-ленно развитых странах (ПРС), таких как США и Великобритания, наблюдался значительный и стабильный рост дефицита текущего платежного баланса, а с другой, в странах с формирующимся рынком (СФР) (Китай и другие страны Азии, страны - экспортеры нефти) - увеличение профицита этого баланса. Такое движение капитала - из зрелых рыночных экономик в страны с избыточной рабочей силой, недавно вступившие на путь формирования рыночных отношений, по меньшей мере ставит в тупик. Оно противоречит одному из основных тезисов экономической теории, согласно которому потоки капитала, стремящиеся найти возможности наиболее продуктивных вложений, перемещают сбережения из стран, в которых предельный продукт капитала ниже, в страны, где такой продукт выше. Таким образом, не только разница в предельном продукте капитала, но и другие факторы, влияют на глобальные капитальные потоки.
Глобальный дисбаланс в движении капитала сопровождался ростом дисбаланса на мировом фондовом рынке. Так, у США нетто-позиция по внешним долговым обязательствам за десять лет увеличилась более чем в четыре раза, достигнув в 2008 г. 3,5 трлн. долл. (т.е. 25% ВВП), а у Японии и Германии - соответственно до 1,7 трлн. и 0,8 трлн. долл. (т.е. примерно до 35 и 25% ВВП). У Китая данный показатель в 2008 г. составил 1,5 трлн. долл., или треть ВВП (с. 3).
Одновременно с указанными тенденциями в движении капитала происходило снижение долгосрочных процентных ставок, что указывает либо на снижение инвестиций, либо на рост сбережений на глобальном уровне. Если такие изменения в инвестициях и сбережениях происходят в рамках отдельной страны, то это ведет к уравновешиванию входящего и исходящего потоков текущего пла-
тежного баланса (т.е. снижению его дефицита или увеличению профицита). Однако когда наблюдается усиление дисбаланса текущих платежей на глобальном уровне, это указывает на значительные сдвиги в соотношении «сбережения-инвестиции» в странах, где уже имеется профицит текущего платежного баланса. Как показывают статистические данные, хотя инвестиции были высокими и росли в странах с профицитом, объем сбережений здесь был еще выше и рос еще быстрее. Излишек сбережений в странах с профицитом стимулировал масштабный отток капитала в США и другие страны с дефицитом текущего платежного баланса.
Существуют три вероятные и взаимосвязанные причины роста внутренних сбережений в СФР:
1) многие страны проводили стратегию экспансии промышленного экспорта с целью создания рабочих мест, что обусловило необходимость поддержания конкурентоспособного обменного курса национальной валюты и накопления значительных валютных резервов;
2) вследствие Азиатского кризиса 1990-х годов правительства решили накапливать резервы в целях предупреждения подобных событий;
3) слабое развитие финансового сектора порождало следующие процессы: домашние хозяйства, не получая необходимых услуг на внутреннем страховом рынке, были вынуждены самостоятельно заниматься страхованием нажитого имущества; инвесторы, не имея возможности приобрети «здоровые» финансовые активы на внутреннем рынке, вкладывали деньги в активы промышленно развитых стран; компании, не получая должного финансового обслуживания, старались накапливать прибыль для будущих капиталовложений и т.д.
В свою очередь руководство ПРС проводило политику, направленную на поддержание адекватного уровня совокупного спроса, обеспечивающего стабильную и низкую инфляцию. В некоторых случаях такой курс вызывал существенное повышение дефицита текущего платежного баланса. Казалось, что все страны находятся в выигрыше: СФР с высоким уровнем сбережений обеспечивают занятость населения, а страны с низкими сбережениями -быстрый рост реального потребления за счет снижения стоимости импортируемых промышленных товаров.
Стратегия обеих групп стран является рациональной, если оценивать ее с точки зрения собственных, национальных интересов. Однако действия, имеющие смысл на уровне отдельного рыночного игрока, при их агрегировании этот смысл теряют. Действия обеих групп имеют коллективные (совокупные) последствия для всех.
Модель роста, основанная на взаимосвязанных дисбалансах и неправильной оценке риска, не была устойчивой: как показали недавние события, порожденный ею кризис создал угрозу всей финансовой системе. Финансовый кризис является закономерным воплощением современной МВФС, в которой глобальные финансовые дисбалансы совмещаются с быстрым ростом мобильности капитала. Изменение в доле неисполненных кредитов (non-performing loan, NPL) в 2007-2009 гг. и состояние текущего платежного баланса в отдельных странах мира, как свидетельствуют статистические данные, находятся в определенной взаимосвязи. В сравнении с Бреттон-Вудской валютной системой современная МВФС доказала свою прочность в течение длительного времени. При этом она «сосуществовала» с более медленным и волатильным глобальным ростом; с более частыми экономическими спадами; с более высокой инфляцией и инфляционной волатильностью; с более значительными дисбалансами по балансу текущих операций, более частыми банковскими и валютными кризисами, а также внешними дефолтами.
Основной урок недавнего финансово-экономического кризиса состоит в том, что мир нуждается в лучшем глобальном механизме координации действий стран и достижения результата коллективными усилиями. Для предотвращения нового финансового кризиса должны быть предприняты реформы регулирования финансов и структуры банковской системы. Многие реформы уже начаты. Усовершенствованное финансовое регулирование поможет контролировать потоки, вызывающие глобальные дисбалансы. Но не следует слишком многого ожидать от регулирования: со временем оно может ослабеть и обмануть надежды. Могут также возникнуть «протечки» капитала через границы и в теневую банковскую систему. Глобальная экономика останется уязвимой к рискам, связанным с дисбалансами, если не бороться с их первопричинами. Отсюда вытекает необходимость ребалансирования глобального спроса как ключевого условия устойчивого развития.
2012.01.039-041
В принципе все страны с этим согласны, но существуют различные подходы к вопросу о желаемом пути регулирования балансов со стороны СФР, имеющих профицит баланса текущих платежей и при этом нуждающихся в структурной перестройке экономики и отказе от опоры на экспорт, и промышленно развитыми странами с дефицитом текущего платежного баланса, которые находятся под тяжелым бременем задолженности частного и государственного секторов. Переговоры по поводу валютных конфликтов являются симптомом глубокого расхождения во мнениях относительно графика проведения реформ.
Для продвижения по пути преодоления глобальных дисбалансов необходимо:
1) сфокусировать дискуссии на указанном расхождении во мнениях; без достижения согласия по вопросу о сроках и инструментах приспособления политика СФР и промышленно развитых стран будет неизбежно вступать в конфликт;
2) кроме регулирования обменных курсов необходимо использовать и другие инструменты регулирования, в частности, контроль притока капитала, развитие системы страхования, разработка планов по увеличению сбережений в странах с дефицитом баланса текущих платежей; структурные реформы для повышения спроса в странах с профицитом текущего платежного баланса, реформы управления международными финансовыми организациями и т.д.
Г.В. Семеко
2012.01.039-041. СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ БАНКОВ В 2011 г. (Сводный реферат).
1. Banques: résultats imminents des stress tests européens. - Mode of access: http://lexpansion.lexpress.fr/entreprise/_258859.html
2. Les banques françaises passent avec succès les stress tests européens. -Mode of access: http://www.banque-france.fr/acp/stress-tests/20110715-Stress-Tests-Communique-de-presse.pdf
3. Huit banques ratent les tests européens. - Mode of access: http:// www.liberation.fr/economie/01012349245-tests-europeens/
Второй европейский стресс-тест 2011 г. проводился Европейским банковским органом надзора (European banking authority, ЕВА), и национальными органами надзора стран - членов ЕС. Был протестирован 91 банк из 21 страны, на долю которых приходилось