Научная статья на тему '2012. 01. 022. Кинг М. Какая международная валютная система нам нужна? King M. do we need an International monetary system? - Mode of access: www. Bankofengland. Co.. Uk/publication/speeches'

2012. 01. 022. Кинг М. Какая международная валютная система нам нужна? King M. do we need an International monetary system? - Mode of access: www. Bankofengland. Co.. Uk/publication/speeches Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 022. Кинг М. Какая международная валютная система нам нужна? King M. do we need an International monetary system? - Mode of access: www. Bankofengland. Co.. Uk/publication/speeches»

2012.01.022. КИНГ М. КАКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА НАМ НУЖНА?

KING M. Do we need an international monetary system? - Mode of access: www.bankofengland.co.uk/publication/speeches

Выступая в Стэндфордском институте исследований экономической политики в марте 2011 г., глава Банка Англии остановился на вопросе о том, какой должна быть современная международная валютная система (МВС).

Торговля всегда была ключевым фактором экономического роста и повышения уровня жизни населения. Необходимым условием процветания международной торговли является МВС. Потребность в правилах игры, управляющих международными расчетами, обусловлена тем, что действия одних стран ограничивают возможности действий других. Главный и наиболее явный фактор -характер взаимодействия развитых и развивающихся стран. Со времени крушения Бреттон-Вудской валютной системы в начале 1970-х годов самой значимой тенденцией был стремительный рост стран с формирующимся рынком (СФР). По прогнозам в ближайшие пять лет их доля в совокупном росте мирового валового продукта достигнет 3/4.

В последние годы возникновение дисбалансов по текущим платежам оказало огромное влияние на структуру глобальных расходов. В 1998-2006 гг. годовой ВВП в СФР с высоким уровнем сбережений вырос почти на 10 трлн. долл., что на 1 трлн. больше прироста внутреннего спроса в этих странах. Подобное превышение прироста ВВП над внутренним спросом стало возможным благодаря определенной структуре международного движения капиталов. Страны с дефицитом капитала - США, Великобритания, Австралия, страны зоны евро - в рассматриваемый период ежегодно увеличивали объем заимствований примерно на 1 трлн. долл. Это создало условия для неустойчивой динамики внутреннего спроса, роста чистой задолженности и долгосрочных реальных процентных ставок, а в конечном счете усилило уязвимость финансовой системы, что стало очевидно в конце 2008 г. Предложение кредитов в развитых странах уменьшилось, во всем мире появились признаки недоверия к финансовой системе, и частный спрос резко упал. Для смягчения падения производства правительства предприняли беспрецедентные меры, что помогло остановить спад

и преодолеть такое недоверие. Однако эти меры лишь отсрочили требуемую адаптацию мировой структуры расходов, а потому долгосрочные реальные процентные ставки остаются неустойчивыми и низкими.

Необходимость в изменениях особенно отчетливо проявляется в периферийных странах зоны евро. Будучи не в состоянии поддерживать внутренние расходы за счет заимствования средств, они пытаются заместить внешний спрос на внутренние расходы. Основная проблема состоит в увеличении ВВП до такого объема, который позволит обслуживать существующую задолженность и уменьшить безработицу. Решить ее крайне трудно в условиях валютного союза, без применения гибкого валютного курса для приведения внутренних цен в соответствие с внешними. Даже если это удастся, то бремя задолженности относительно дохода повысится. Рассматриваемые страны очень зависимы от структуры расходов в других странах и получат большие выгоды от экспансии внутреннего спроса в странах с активным балансом текущих платежей.

Главный урок периода дисбалансов платежей в мире состоит в том, что только с помощью регулирования на национальном уровне невозможно предотвратить нестабильный рост внутреннего спроса. Межвременные бюджетные ограничения (inter-temporal budget constraints) не имеют такого же влияния, как ограничения, которые вводятся незамедлительно. Поскольку неустойчивая динамика расходов и вложения в рисковые активы сохраняется, в будущем возможны внезапные и дорогостоящие изменения.

У СФР есть два основных мотива для управления валютным курсом: во-первых, снижая валютный курс, они обеспечивают успешность стратегии орйентированного на экспорт роста; во-вторых, учитывая уроки азиатского финансового кризиса 1990-х годов, они стремятся создать валютные резервы, чтобы подстраховаться на случай внезапного изменения в движении капиталов. Такая политика деформирует сбережения и обменные курсы, а также создает крупные потоки капиталов, не связанные с возможностями прибыльного инвестирования. Из-за несовершенств финансовых рынков как в заимствующей, так и в кредитующей стране, потоки капиталов могут привести к усилению неустойчивости и резким перепадам.

Существуют «хорошие» и «плохие» дисбалансы. С одной стороны, преимущество глобализации состоит в том, что она делает возможными колебания сбережений, благодаря чему обеспечивается высокая доходность новых инвестиций. С другой стороны, дисбалансы могут быть симптомом деформаций ценовых сигналов в экономике, что приводит к неустойчивой структуре потоков капиталов и расходов, исправление которой обходится дорого. Следует оценивать дисбалансы с учетом их последствий.

Как следует реформировать МВС? Недостатка в предложениях нет. Уже давно выдвигались такие предложения, как переход от фиксированных к гибким валютным курсам, возврат к золотому стандарту, создание новой международной валюты, изменение валютной корзины специальных прав заимствования (СПЗ), отмена или введение контроля за движением капиталов и т.д. Чтобы оценить эффективность этих предложений, необходимо проанализировать несовершенства, или фрикционные издержки (frictional costs), которые обусловливают недостаточность решения проблем путем, например введения гибких обменных курсов. Центральное место в любом предлагаемом решении занимает проблема, которую не удалось решить со времен конференции 1944 г. в Бреттон-Вудсе, -это асимметрия давления на страны с дефицитом и профицитом баланса текущих платежей Рассматривая данную проблему, не нужно переходить к вопросу об изменении корзины СПЗ. СПЗ -резервный актив, а не резервная валюта, и потому не имеет отношения к возникновению неустойчивого уровня расходов и процентных ставок.

В условиях Бреттон-Вудской валютной системы официальные представители США и Великобритании представляли проекты мер, направленных на обеспечение определенной симметрии между обязательствами стран и их дефицитом (или профицитом). Дж.М. Кейнс в 1941 г. предложил учредить Международный клиринговый союз с правом налагать взыскания за большие профициты или дефициты. Из-за отсутствия эффективной системы обеспечения симметрии обязательств в странах-должниках и странах-кредиторах периодически возникали кризисы. Следует ли из этого вывод, что в отсутствие мирового правительства установление новых правил игры является лишь теоретическим упражнением. Как

показывает опыт последних 20 лет, огромные дисбалансы означают, что от их резкой корректировки страдают все.

Сегодня есть возможности если не для формальной международной координации политики, то хотя бы для международных переговоров о том, как улучшить ставшую неустойчивой систему. Центральные банки способны обеспечить условия для устойчивой динамики производства в периоды низкой и стабильной инфляции. Но структура спроса далека от устойчивости, и ее приспособление неизбежно повлияет на производство. Поэтому реформа МВС является необходимым дополнением к внутренней политике центральных банков, орйентированной на обеспечение стабильности цен.

Политическая напряженность, вызванная различиями в предпочтениях стран с дефицитом и профицитом, таит угрозу возрождения протекционизма, как это случилось в 1930-е годы. В краткосрочном периоде важно заключить своего рода «крупную сделку» по поводу балансирования обязательств стран с целью предотвращения протекционизма. Такая сделка должна включать: 1) согласованный курс на сокращение или рост чистого экспорта относительно внутреннего спроса; 2) согласованную систему действий, позволяющую ослабить дисбалансы под влиянием реальных обменных курсов; 3) пакет мер, определяющих условия, при которых страны вправе ограничивать краткосрочные потоки капитала; 4) макропруденциальную политику, сдерживающую дисбалансы и стимулирующую финансовую стабильность; 5) структурную политику, включающую фискальные меры и нацеленную на повышение сбережений в странах с дефицитом и сокращение сбережений в странах с профицитом.

Когда восстановление балансов будет закончено, возникнет долгосрочный вопрос о том, как избежать возврата дисбалансов. Так как не существует мирового правительства, устанавливающего правила игры для интернализации внешних факторов, то единственным решением является координация политики отдельных стран. В настоящее время только МВФ и Всемирный банк могут на законных основаниях представлять 187 стран-членов. Но их системы управления устарели и не обеспечивают устойчивого механизма международного сотрудничества. В этих условиях имеет смысл преобразование «группы 20» (020) в регулирующий орган МВФ.

Такая эволюция создаст единую эффективную структуру международной экономической кооперации.

В долгосрочном плане должно появиться более влиятельное и легитимное международное ведомство, которое будет использовать свои возможности для противостояния несовершенствам и фрикционным издержкам. Хотя такое ведомство кажется очень отдаленной перспективой, у него есть предшественник, обеспечивающий интернализацию трансграничных факторов в международной торговле, - это ВТО.

После кризиса самая очевидная проблема на глобальном уровне заключается в том, чтобы дисбалансы вновь не начали расти. Продолжающийся рост долга в странах-должниках делает их особенно уязвимыми к резким изменениям в динамике сбережений в странах с профицитом. Повышение долгосрочных процентных ставок неизбежно, что приведет к падению цен на активы. Эти слабые места опасны для всех, а потому признание общей заинтересованности в устойчивой структуре мирового спроса выгодно всем.

Г.В. Семеко

2012.01.023. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И УСИЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ ГЛОБАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

The financial crisis and the strengthening of global policy cooperation // Month. bull. of ECB. - Frankfurt a. Main, 2011. - N 1. - Mode of access: http://www.ecb.int/pub/pdf/mobu/mb201101en.pdf

Недавний глобальный финансовый кризис выявил серьезные проблемы и недостатки макроэкономического надзора, международной валютной системы (МВС) и международного финансирования. В докризисный период МВС характеризовалась рядом особенностей, многие из которых сохранились и поныне: 1) в рамках МВС сосуществуют режимы плавающих и режимы фиксированных валютных курсов; 2) в ходе либерализации движения капиталов в 1990-е годы многие страны - как развитые, так и развивающиеся -начали устранять ограничения на ввоз и вывоз капиталов; 3) несмотря на изменения, произошедшие в МВС с 1971 г., доллар сохранил очень важную роль в МВС в качестве расчетной и резервной валюты; 4) в ходе последнего десятилетия МВС стала свидетелем ускоренного накопления официальных валютных ре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.