Научная статья на тему '2011. 04. 031. Флемминг Д. Афроамериканцы на Западе. Flamming D. African Americans in the West. - Santa Barbara (California); Denver (Colorado); Oxford: ABC-CLIO, 2009. - XXIV, 353 p'

2011. 04. 031. Флемминг Д. Афроамериканцы на Западе. Flamming D. African Americans in the West. - Santa Barbara (California); Denver (Colorado); Oxford: ABC-CLIO, 2009. - XXIV, 353 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ЗАПАД США / АФРОАМЕРИКАНЦЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 031. Флемминг Д. Афроамериканцы на Западе. Flamming D. African Americans in the West. - Santa Barbara (California); Denver (Colorado); Oxford: ABC-CLIO, 2009. - XXIV, 353 p»

степени как часть господствующей идеологии периода после "холодной войны": либерального рыночного капитализма» (с. 313).

Продвижение гражданского общества вновь, как и в конце советского периода, начинает приобретать идеологическую форму, но в последнем случае становится частью легитимации гегемона -Европейского союза. Большая опора на рынок и ослабление государства как органа перераспределения и социального обеспечения увеличивает уровни социального неравенства, что, в свою очередь, ведет к социальной напряженности и политической нестабильности. «Новые формы управления», предлагаемые ЕС, могли бы способствовать участию в составе стабильного, эффективного и прочного демократического общества, располагающего сильными автономными ассоциациями и формами представительной демократии. Однако в существующих условиях они способны скорее затормозить, нежели ускорить процесс создания гражданского общества.

Т.М. Фадеева

СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

2011.04.031. ФЛЕММИНГ Д. АФРОАМЕРИКАНЦЫ НА ЗАПАДЕ. FLAMMING D. African Americans in the West. - Santa Barbara (California); Denver (Colorado); Oxford: ABC-CLIO, 2009. - XXIV, 353 p.

Ключевые слова: США, Запад США, афроамериканцы.

Дуглас Флемминг - профессор истории в Технологическом институте Джорджии. Получил степень доктора философии в университете Вандербильта в 1997 г. Сфера его научных интересов -социально-политическая история Америки, трудовые и расовые взаимоотношения в ее регионах.

Книга является частью серии «Культуры Американского Запада» и посвящена изучению жизни чернокожих на Западе США. Их роль в освоении этого региона была весьма значительна: беглые рабы, укрывавшиеся у индейцев, ковбои-афроамериканцы, солдаты, мигранты, создававшие в период после Гражданской войны первые устойчивые сообщества афроамериканцев и, наконец, люди, приехавшие в города в период Второй мировой войны, - все они воздействовали на развитие этого региона и сами подвергались его влиянию.

Автор отмечает, что историки, занимающиеся историей аф-роамериканцев, практически всегда ограничивались историей южных штатов, иногда затрагивая штаты Востока и Среднего Запада и лишь изредка упоминая Лос-Анджелес и прилегающий к нему регион. Те же, кто исследовал Западное побережье США, если вообще затрагивали расовый вопрос, то обычно интересовались индейцами, латиноамериканцами и американцами азиатского происхождения. В своей работе Флемминг постарался восполнить этот пробел, представив читателю свежий и детализированный взгляд на опыт миграции афроамериканцев на Запад.

Автор подчеркивает вовлеченность чернокожих во все процессы, проходившие в этом регионе США, с начала XIX в., когда эти территории контролировались Испанией, и до первого десятилетия XXI в. На примере судеб мужчин и женщин, менявших историю «черной Америки» и всего американского народа в целом, автор задается вопросом, действительно ли Запад смог дать им жизнь, полную свободы и возможностей.

Книга состоит из введения, десяти глав, заключения и нескольких приложений. Каждую из выстроенных по хронологическому принципу глав автор начинает с небольшого эпизода из жизни человека описываемой эпохи, выдвигая тем самым «человеческое измерение» истории на первый план.

В начале первой главы «Запад афроамериканцев: Начало освоения» Флемминг отмечает, что развитие западной и восточной части континента значительно различалось, равно как и сами эти регионы различались географическими и климатическими условиями. Автор склонен согласиться с теми, кто считает, что Запад США в широком смысле слова начинается с 98 меридиана. Масштабная территория Великих равнин, страна географических и политических крайностей, где жили «люди более самонадеянные, более прагматичные, более демократичные, более жестокие» (с. 5).

Автором рассматривается Запад с разных сторон: Запад как географический регион, Запад как движение освоения пограничья, Запад как американская мечта. Понятие «фронтир», по мнению Флемминга, составляет саму суть американизации, что сделало эту страну именно такой, какой мы ее знаем. Идея экспансии в глубь континента, даже если считать только от основания США в 1783 г., и достижение берегов Тихого океана, состоявшееся в 1848 г., в те-

чение двух веков владели сердцами и умами американцев как «идея Запада и свободы» (с. 11). Общепризнано, что фронтир, исчезновение которого было зафиксировано переписью населения 1890 г., сыграл важную роль в формировании национального характера, привив американцам такие качества, как индивидуализм, свободолюбие, оптимизм, веру в собственные силы. Связанная с его освоением мифология оказала существенное влияние на американскую культуру.

Вторая глава охватывает период с 1815 по 1865 г. На протяжении первой половины XIX в. на Запад активно продвигались плантаторы с Юга, что привело к большому наплыву в регион черных рабов. При этом в ситуации, когда рабовладелец не имел формальной обязанности сохранять в целости семьи невольников, необходимость держаться вместе заставляла негров создавать сплоченные группы и сообщества, даже не имевшие кровного родства. Формировалась и особая религиозная среда, где идеи эмансипации подкреплялись аллюзиями на исход евреев из Египта. После довольно неожиданного освобождения в результате Гражданской войны (начавшейся, кстати, именно как конфликт между Севером и Югом по вопросу о путях дальнейшего развития западных штатов) афроамериканцы рассеялись по региону в поисках счастья.

В третьей главе «Первопроходцы на Диком Западе, 18661890» автор рассматривает их положение в период Реконструкции, когда интеграция побежденных южных штатов сопровождалась отменой института рабства, но лишь формальной, поскольку подлинного политического равенства, так же как и гражданских прав, чернокожие так и не получили.

Многие афроамериканцы, желающие начать новую жизнь, умеющие обращаться с домашним скотом и ездить верхом, могли найти себя в качестве ковбоев, занимавшихся перегоном скота из западного Техаса и района реки Рио-Гранде через Великие равнины. По некоторым данным, число таких чернокожих ковбоев могло достигать 5 тыс. человек (что составляло бы 25% от общего числа), хотя автор и сомневается в достоверности этих сведений. Несмотря на то, что большинство ковбоев были белыми, команды зачастую были смешанными. Расовые различия по-прежнему имели значение, однако в конечном счете, как замечает автор, «хороший ковбой оставался хорошим ковбоем» всегда (с. 62).

Еще одним популярным способом оказаться на Западе было записаться в армию США, в основном в отдельные кавалерийские части, состоявшие исключительно из афроамериканцев. С 1866 по 1917 г. около 25 тыс. чернокожих были привлечены к военному патрулированию территории на случай конфликтов с индейцами и мексиканцами. Стабильная, хорошо оплачиваемая работа, приключения, патриотические чувства не могли не повлиять на настроения чернокожих солдат.

Четвертая глава «В поисках свободы на Западе, 1890-1920» посвящена периоду, когда сообщества афроамериканцев на восточном побережье начали отличаться от сообществ в западных штатах. Автор рассматривает кризис в межрасовых отношениях на Юге в начале 1890-х годов, миграцию чернокожих из южных штатов на Север и Запад, описывает условия, в которых проживали черные поселенцы. Завершается глава масштабным описанием положения, в котором оказались афроамериканцы западных штатов во время Первой мировой войны. Трудности в отношениях с белым населением, подчёркивает автор, заставили их задуматься о том, действительно ли они, переехав на Запад, смогли оставить позади то отношение к себе, с которым они сталкивались на Юге.

В пятой главе автор рассматривает положение чернокожих в период между мировыми войнами. Великая депрессия, пришедшая на смену «бурным двадцатым», особенно сильно ударила по аф-роамериканцам, которых нанимали последними и увольняли первыми, в результате чего уровень безработицы среди них достигал в некоторых городах 50%. В связи с этим, по мнению Флемминга, авторы Нового курса проявили удивительную наивность, не понимая, насколько глубоко вопрос расы касается американцев. Политикам потребовалось немало времени, чтобы понять, что чернокожие становятся жертвами расизма не потому, что они бедны, а напротив, в большинстве своем бедны именно из-за расовых предубеждений. В этом смысле афроамериканцы подвергались двойной дискриминации - и по цвету кожи, и по классовой принадлежности (с. 153). Символом расовой нетерпимости стало возрождение на Западе Ку-клукс-клана, и хотя его политическое влияние быстро ослабело, сама угроза с его стороны способствовала развитию ответного негритянского национализма.

Шестая глава охватывает годы Второй мировой войны. Для Западного побережья этот период стал временем больших перемен -демографических, экономических и политических. Взрывной рост потребностей в рабочей силе в военной промышленности создал множество хорошо оплачиваемых рабочих мест, что повлекло за собой наплыв в города сотен тысяч жителей глубинки, многие из которых были чернокожими. С момента, когда последних начали принимать на работу заводы Западного побережья, приток переселенцев превратился в Великую миграцию (с. 164). Приехавшим нужно было где-то жить. Именно в новой системе расселения автор видит ключевой процесс данного периода - преобразование небольших соседских сообществ смешанного происхождения в переполненные (в основном афроамериканцами) гетто. Нехватка жилья, скученность и неразвитость инфраструктуры - все это приводило к росту напряженности.

В то же время афроамериканцы связывали свои надежды со вступлением Америки во Вторую мировую войну: ведь еще когда США в 1917 г. вступили в Первую мировую войну, чтобы «сделать мир более безопасным для демократии», чернокожие надеялись на то, что это будет способствовать дальнейшему развитию демократии в самих Соединенных Штатах. Тогда этого не произошло. Но противостояние Германии как государству, основанному на идее расового превосходства, вызвало к жизни лозунг «Победа над фашистами за океаном - победа в борьбе за гражданские права для чёрных и подлинную демократию на родине» («Victory overseas against the fascists; victory at home for black civil rights and full democracy»). Результаты этого движения, впрочем, оказались противоречивыми.

Седьмая глава «Эпоха расового либерализма, 1945-1965» описывает события от окончания Второй мировой войны до восстания в Уоттсе. В годы войны афроамериканцы получили возможность работать на заводах и мелкими клерками в офисах, но это не способствовало исчезновению бытового расизма. В этих условиях они начали борьбу за гражданские права - на жилье и на труд, присоединяясь к уже существующим общественным организациям и создавая новые.

Разбирая судебные решения, связанные с ростом гражданской активности афроамериканцев и белых сторонников равнопра-

вия, автор также обращает внимание на то, что борьба за гражданские права происходила не только в судах или во время маршей протеста. Спортивные и культурные достижения чернокожих вынуждали белых иначе смотреть на их способности и тем самым предоставляли им все новые и новые возможности, что особенно ярко проявилось в спорте, музыке и кино (с. 216).

Эпоху черного национализма (1965-1980), рассматриваемую в восьмой главе, автор отсчитывает со времени бунта в районе Уоттс города Лос-Анджелеса в августе 1965 г., ставшего частью кампании протеста против расовой дискриминации, охватившей гетто калифорнийских городов в середине 1960-х годов. Во время бунта погибли 35 человек, около тысячи получили ранения и увечья, 4000 человек были арестованы. Материальный ущерб превысил 40 млн. долларов. В связи с этими событиями президент Л. Джонсон заявил о необходимости не только подавлять беспорядки, но и устранять их причины.

Восстание в Уоттсе положило конец расовому либерализму как основному политическому дискурсу. На его место пришел воинствующий черный национализм. «Черные пантеры» - полувоенная организация афроамериканцев, предпочитавшая пули, а не бюллетени - распространяли свое влияние по стране, призывая защищаться от «расистской системы угнетения» (racist law enforcement system).

Тем не менее негритянское движение в целом не отказалось от ненасильственных форм борьбы. Гражданские активисты боролись за интеграцию школ, равные возможности и равную оплату на рынке труда, за политическое представительство в органах власти. Другая ветвь черного национализма - организация «Объединенные рабы» (United Slaves) - выдвигала идеи «культурного национализма», основанного на возрождении и распространении культурного наследия Африки.

Однако с политической точки зрения достижения этого периода были лишь частичными и коснулись в основном афроамери-канцев - представителей среднего класса, а не обитателей гетто. Это не было заметно в 1970-х годах, но стало очевидным в 1980-е, когда воинствующий черный национализм сошел на нет.

Девятая глава охватывает период с 1980 г. Как отмечает сам автор, в этой главе даны лишь черновые наброски событий послед-

них лет, свидетельствующих о том, что ситуация на Западе США значительно изменилась. Кризис в промышленности, урезание социальных расходов, рост бандитизма привели к тому, что привлекательность западных штатов для афроамериканцев заметно снизилась. Этому способствовала и глобализация, приведшая к стиранию границ не только между государствами, но и между регионами.

В десятой главе автор помещает обзор историографии и делает некоторые выводы. История, как известно, пишет он, дает людям лучшее понимание того, кто они есть как народ и как граждане. История афроамериканцев на Западе есть в конечном итоге история движения от рабства к свободе, история освобождения в широком смысле, того самого, которое трудно заполучить и трудно удержать, но те, кто боролся за него, показали вдохновляющий уровень смелости, и их путь заслуживает самого пристального изучения.

С.В. Втулкин

2011.04.032. МОСС Х.Дж. ОБУЧЕНИЕ ГРАЖДАН: БОРЬБА АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В США ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАКАНУНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

MOSS H.J. Schooling citizens: the struggle for African American education in antebellum America. - Chicago; L.: Univ. of Chicago press, 2009. - XVI, 274 p.

Ключевые слова: США, социальная история, культурная история, образование, афроамериканцы.

Хилари Дж. Мосс - доктор философии, старший преподаватель истории, культуры и современной жизни чернокожих (Assistant Professor of Black Studies and History) в гуманитарном колледже города Эмхерст, штат Массачусетс. Сфера ее интересов -социальная, культурная, интеллектуальная и политическая история со времен работорговли до наших дней.

В своей книге Х.Дж. Мосс разбирает вопрос о том, как были связаны в начале XIX в. представления о расе и гражданстве и как они менялись по мере развития системы муниципальных школ в Америке. По представлениям того времени, школы должны были выполнять социализирующую функцию, что, в свою очередь, должно было способствовать поддержанию правопорядка и укреп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.