Научная статья на тему 'Малькольм Икс и ислам'

Малькольм Икс и ислам Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
543
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малькольм Икс и ислам»

Примечания

1 Элиаде М. История веры и религиозных идей: В 3 т. Т. 3. От Магомета до Реформации: Пер. с фр. М., 2002. С. 116.

2 Пригарина Н.И. Хафиз и влияние суфизма на формирование языка персидской поэзии // Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989. С. 95.

3 Книга мудростей (Китаб аль-хикам). Уфа, 2000. С. 36.

4 Ключевое понятие S-матрица, было впервые предложено Гейзенбергом в 1943 г. S-матрица представляет собой набор вероятностей для всех возможных реакций с участием адронов. S-матрица получила такое название благодаря тому, что вся совокупность возможных адронных реакций может быть представлена в виде бесконечной последовательности ячеек, которая в математике называется матрицей. Буква «s» сохранилась от полного названия этой матрицы, которая звучит как «матрица рассеивания» (англ. «рассеивание» «scattering») и используется для обозначения процессов столкновения, или «рассеиваний», численно преобладающих среди всех реакций частиц (дано по размышлению: Капра Ф. Дао физики).

. Анастасия Михеева

Малькольм Икс и ислам

Период 50 - 60-х годов XX века в США был ознаменован мощным подъемом негритянского движения за гражданские права. Особую известность приобрел Малькольм Икс (1925 - 1965 гг.), развивавший в новых исторических условиях разработанную в начале 1920-х годов Маркусом Гарвеем концепцию «черного» национализма. Она заключалась в признании афроамериканцами своей расовой исключительности, укреплении уверенности в собственных силах, объединении черного населения и завоевании политической власти. Необходимо подчеркнуть, что М. Икс в течение почти двадцати лет был проповедником и выдающимся лидером негритянской радикальной националистической организации «Нация ислама». Он активно пропагандировал ислам, используя мусульманскую религию для обоснования философии «черного» национализма и протеста против расового гнета черного населения США. Феномен применения религий ислама радикально настроенными группами негритянских националистов в борьбе против расизма, за освобождение афроамериканцев во многом определил своеобразие социально-политического климата Соединенных Штатов Америки 60-х годов.

В настоящее время, вследствие возросшего научного и практического интереса к проблемам исламизации населения и связанной с этим радикализацией масс не только на Востоке, но и на Западе, вопрос об использовании мусульманской религии в качестве аргументации радикальных идей чернокожих националистов в 50 - 60-е годы XX века в США представляется весьма актуальным.

Широко известный за рубежом лидер черных националистов Малькольм Икс родился в г. Омахе (штат Небраска) в семье баптистского священника. Когда Малькольму было шесть лет, его отца, пропагандировавшего идеи Маркуса Гарвея, убили члены расистской организации «Ку-клукс-клан». Детство и юношеские годы прошли в гетто г. Лансинга (штат Мичиган). В результате долгих скитаний М. Икс оказался в трущобах Гарлема в Нью-Йорке, где стал, по его собственным словам, «одним из самых порочных паразитирующих мошенников среди 8 миллионов ньюйоркцев - 4 миллиона из которых добросовестно трудятся, а остальные живут за их счет»1. Пройдя криминальный путь, включавший не только азартные игры и нелегальную продажу наркотиков, но и вооруженный грабеж, в 1946 году он был осужден за совершение кражи со взломом к 10 годам лишения свободы и

направлен для отбывания наказания в Массачусетскую государственную тюрьму в Чарльстоне. Малькольм, находясь в тюрьме, в результате общения и переписки с семьей, к тому времени принявшей ислам, а также с духовным руководителем «Нации ислама» Элайджей Мухаммадом, познакомился с религией, которая коренным образом изменила его жизнь. «Когда я попал в тюрьму, у меня было время подумать, и я смог увидеть лицемерие христианского вероучения», — вспоминает Малькольм Икс . .

В 1952 году Малькольм, досрочно освободившись, вступает в ряды «Нации ислама». Через несколько лет он становится официальным проповедником и лидером организации. Более того, он признан доверенным учеником почтенного Элайджи Мухаммада. Следует отметить, что в период деятельности в «Нации ислама» М. Икс в своих выступлениях постоянно подчеркивал безмерное уважение к учителю Э. Мухаммаду, которого считал последним пророком Аллаха на земле. В одном из интервью Икс заявил: «Мухаммад пришел с религиозной проповедью, показал честность, справедливость и свободу ислама. Естественно, сравнив христианство и ислам, я выбрал последнее. Христианство уничтожило само себя. Сегодня я знаю, что ислам сделал много для меня»3.

Вопрос о религиозной философии М. Икса является сложным и дискуссионным. Тем не менее, можно выделить некоторые ключевые моменты: миф о Якубе, концепция «подлинного» знания, идея единения с мусульманами всего мира, жесткая критика христианства и традиционных черных церквей.

На развитие религиозных взглядов М. Икса оказал большое влияние миф о Якубе, который был положен в основу религиозной доктрины организации «Нация ислама». Этот миф объясняет происхождение человечества. В нем говорится, что 66 триллионов лет назад произошел мощный взрыв, вследствие которого из Луны выделилась Земля. Немного спустя появился первый человек, он был чернокожий. Белые люди, созданные в результате злого эксперимента мифического чернокожего ученого по имени Якуб, населяют Землю только 6 тыс. лет. Якуб ненавидел Аллаха, и поэтому создал белую расу по дьявольскому образу и подобию. Творению ученого не только не хватало «кожной пигментации», но и человечности. Кроме того заявлялось, что белому человеку отведено господствовать в мире определенный период времени, после которого милостивый и милосердный Аллах возвратит черным их законное право - царствовать4. Таким образом, проблеме противостояния белой и черной рас дается мифическое объяснение. При этом подчеркивается первенство происхождения черного человека, его добродетельность, особая забота Аллаха о черном народе, одновременно указывается на дьявольскую сущность белого, который лишен гуманности и сострадания.

Важной составной частью религиозной философии М. Икса являлась концепция «подлинного» знания. Согласно этой концепции, черный народ не имел «подлинного» знания о самих себе, о боге, о своей родине. Их память об историческом прошлом, язык, культура, традиции - все было уничтожено дьявольским белым человеком. Спасение черной нации, по мнению Икса, заключалось в возвращении обратно «подлинного» знания афроамериканцам. В этом им должна помочь «Нация ислама», которая откроет правду об истории черного народа, об истинном боге Аллахе, об их правах. Стремясь максимально объяснить сущность «подлинного» знания, М. Икс писал: «Подлинное знание состоит в том, что история долгое время приукрашивалась в исторических трудах белых, а черного человека на протяжении столетий идеологически обрабатывали... Первый человек на земле был чернокожий, и первая человеческая раса появилась в Африке»5. Анализируя процесс исторического развития белого и черного народов, М. Икс в рамках данной концепции пояснял: «Чернокожий человек основал великие империи, цивилизации и культуры в то время, как белый все еще ползал на четвереньках и жил в пещерах. Белый человек-дьявол на протяжении всей истории своего существования грабил, убивал, насиловал и эксплуатировал все человеческие расы, кроме белой» . Выступая в защиту своего народа, лидер черных

националистов резко критиковал белых, которые создали «домашнюю, ручную, лишенную собственных взглядов нацию»6. Таким образом, «подлинное» знание необходимо афроамериканцам для осознания своей индивидуальности, для нравственного совершенствования. Малькольм Икс являлся искренним приверженцем концепции «подлинного» знания и открыто ее пропагандировал.

. Следует подчеркнуть, что серьезное воздействие на мировоззрение Малькольма Икса оказало путешествие в Саудовскую Аравию - родину мусульманской религии. Описывая перелет из Каира в Джидду, он вспоминает: «Пассажиры в самолете были разные: белые, черные, коричневые, красные и желтые. Все вместе мы - братья! Все почитали одного и того же бога Аллаха и оказывали равное уважение друг другу»7. Родившийся и выросший в США, колыбели мирового зла и расизма, Малькольм испытал в Саудовской Аравии чувство настоящего родства, единения всех человеческих рас, которое, по его мнению, стало возможным благодаря абсолютному повиновению воле Аллаха. В письме к своим ближайшим друзьям он писал: «Америке необходимо понять ислам, потому что это единственная религия, которая вычеркнула из мусульманского общества расовую проблему. Во время моих путешествий по мусульманскому миру я встречался, разговаривал и даже питался за одним столом с людьми, которых в Америке называли бы “белыми”, но их “белизна” отсутствовала благодаря религии ислама. Я никогда раньше не видел столь искренних, настоящих братских отношений между людьми с разным цветом кожи»8. Таким образом, М. Икс пришел к выводу, что белые американцы не являются «неизлечимыми» расистами. Он заявил, что панацея от расизма существует, и это - мусульманская религия. Значительную роль в распространении ислама он придавал белой студенческой молодежи. «Я верю... что белая молодежь в колледжах и университетах повернет на тропу правды -единственный путь, чтобы отразить беду, к которой расизм неизбежно должен привести»9.

Путешествие в Саудовскую Аравию изменило религиозно-общественные воззрения М. Икса и привело его в 1964 году к выходу из организации «Нация ислама». Отметим, что Малькольм Икс очень сожалел о конфликте со своим духовным наставником

Э. Мухаммадом. Он был убежден, что черным американцам необходимо избегать коллизий друг с другом, чтобы не стать косвенными исполнителями расистской концепции «разделяй и властвуй». Однако конфликт был неизбежен. С точки зрения М. Икса, «Нация ислама» чрезвычайно жестко придерживалась своих религиозных догм и не хотела принимать участие в политических акциях. Нельзя сказать, что выход из «Нации ислама» в корне изменил религиозно-политическую философию М. Икса. Общественно-политические взгляды лидера черных националистов продолжали оставаться радикальными.

Незадолго до гибели М. Икс заявил о создании собственной мусульманской мечети в Гарлеме в Нью-Йорке, которая, по его мнению, должна сформировать религиозную и нравственную основу для политической философии «черного» национализма. Он писал: «Я собираюсь организовать и возглавить новую мечеть в г. Нью-Йорке, известную как “Мусульманская мечеть”. Она даст нам религиозный базис и духовную силу, необходимую для освобождения нашего народа от бедствий, которые уничтожают моральный дух негритянской общины. Нашей политической философией будет “черный” национализм. Нашей социально-экономической философией будет “черный” национализм. Нашей философией культуры будет “черный” национализм»10. Первоначально М. Икс предполагал использовать «Мусульманскую мечеть» для пропаганды идей «черного» национализма и приглашать для участия в ее деятельности чернокожих американцев, не исповедующих ислам. Однако вскоре он увидел потребность в отдельной политической организации и основал «Организацию афро-американского объединения», которая представляла большую свободу участникам - немусульманам. Таким образом, данные организации, как считал М. Икс, должны были служить целям распространения идеи «черного» национализма и мусульманской религии.

Известно, что М. Икс после выхода из «Нации ислама» продолжал разделять точку зрения Э. Мухаммада относительно вопроса о возвращении черного народа на свою исконную родину — Африканский континент. Тем не менее он считал, что это займет много времени, поэтому в настоящий момент чернокожим американцам следует позаботиться о самих себе в месте проживания, в США. «Я есть и всегда буду мусульманином. Моя религия

— ислам, — говорил М. Икс. — Я думаю, что решение расовой проблемы Мухаммада самое лучшее. Я убежден, что идеальный вариант — полный сепаратизм черного народа США от белого и возвращение назад домой, на африканскую родину. Но сепаратизм — длительный процесс, и пока он не воплотился в жизнь, 22 миллионам чернокожих американцев прямо сейчас нужна хорошая еда, одежда, жилье, образование и работа» .

Говоря о роли мусульманской религии в освобождении черных американцев от расового гнета, М. Икс указывал, что «настоящий ислам устраняет расизм, потому что люди всех цветов, исповедующие его религиозные принципы и почитающие единственного Бога Аллаха, автоматически воспринимают друг друга как братья и сестры и не обращают внимание на различия в цвете кожи»12. Он был убежден, что афроамериканцы нуждаются в исламе более, чем белые. К тому же только религия ислама способна воплотить в жизнь идею братства различных рас, так как «ни один государственный закон не может принудить к братству»13.

Значительное место в религиозной философии Малькольма Икса отведено критике христианской религии, ее роли в порабощении черного народа. «Мои братья и сестры, -говорил М. Икс в одной из своих проповедей, - рабская христианская религия белых учила нас тому, что мы сможем “расправить крылья” лишь тогда, когда умрем и взлетим в небо, где Господь Бог приготовит для черных особое место, называемое “раем”. Именно так христианская религия белого человека традиционно “промывает мозги” нам, “чернокожим”. Мы принимаем это! Мы верим в это! Мы практикуем это! Пока мы разделяем данную позицию, голубоглазый дьявол использует христианство для того, чтобы эксплуатировать нас, и обещает рай в потустороннем мире, в то время как сам наслаждается раем на земле... в реальной жизни»14. Лидер черных националистов был глубоко убежден в лицемерии христианского вероучения, в религиозном двуличии белых американцев. По его мнению, вера, • породившая угнетение ч’ерного народа, не может представлять ценность для человечества. Ситуация, когда белые священники закрывают церковные двери перед молодыми борцами за гражданские права негритянского населения на Юге США, которые пришли помолиться и попросить у Бога помощи - это, как считал Малькольм, более чем доказательство того, что религия белых откровенно расистская и “близок конец эре христианства”»15. Следует сказать, что обличительная критика христианства со стороны Икса одновременно сопровождалась замечаниями в адрес традиционной черной церкви. Он обвинял черных священников в сговоре с белыми властями и указал на их ответственность за плачевное экономическое положение черных американцев. Малькольм заявил, что «90 млн. долларов ежегодно тратится в Лос-Анджелесе на содержание негритянских священников и церквей, тогда как только 60 млн. долларов расходуется на дома, на мебель черных в целом»15. Он призывал чернокожих священников вернуться в церкви и «заставить деньги прихожан работать на благо черных... строить фабрики и магазины вместо новых церквей»15.

Отмечая негативную роль христианства в жизни чернокожих американцев, Малькольм Икс пропагандировал самую лучшую для человечества религию - ислам. «Единственно верное решение на сегодняшний день, - писал он, - это создание мировых государств руководимых настоящей истинной верой. Я убежден, что расистская Америка нуждается в исламе, особенно черный народ» .

Для того, чтобы более четко понять идеологию М. Икса, необходимо дать краткую характеристику организации «Нация ислама». Как уже отмечалось, М. Икс на протяжении

почти двадцати лет был проповедником и лидером данной организации. Трудно переоценить значение «Нации ислама» в жизни М. Икса.

«Нация ислама», или «Черные мусульмане», - негритянская религиозная националистическая организация, созданная в конце - 1920-х годов. С 1930 года ее бесспорным руководителем стал Элайджа Мухаммад. Хотя чернокожие американцы не скрывали своего членства в «Нации ислама», общая численность организации держалась в секрете. По разным данным она колебалась в пределах от 50 тысяч до 250 тысяч человек. Мужчины составляли приблизительно 80 % членов организации. Они играли ведущую роль в деятельности «Нации ислама». «Черными мусульманами» были преимущественно чернокожие выходцы из рабочего класса, но присутствовали представители интеллегенции и студенчества.

В программном документе «Во что верят мусульмане» содержались религиозные догмы, исповедуемые членами «Нации ислама». Их двенадцать:

1. «Мы верим в единственного Бога, чье настоящее имя - Аллах.

2. Мы верим в Священный Коран и Священное писание, книги пророков Ветхого завета.

3. Мы верим в подлинность Библии, но мы знаем, что она была.искажена, и поэтому должна быть по-новому истолкована.

4. Мы верим в пророков Аллаха и их откровения, которые они дали людям.

5. Мы верим в воскрешение мертвых, но не в физическое, а духовное.

6. Мы верим в божью кару. Первый божий суд состоится в Америке.

7. Мы верим, что наступило время в истории человечества для отделения негров от белых американцев.

8. Мы верим в справедливость для всех, верующих в Бога или неверующих.

9. Мы верим, что предложение об интеграции с белыми лицемерно и сделано теми, кто пытается убедить чернокожих в том, что их вечные враги внезапно стали их “друзьями”.

10. Мы верим, что нам, праведным мусульманам, не следует участвовать в войнах, которые уничтожают человеческие жизни.

11. Мы верим, что к нашим женщинам должны относиться также уважительно, как это делают по отношению к женщинам других национальностей.

12. Мы верим, что в июле 1930 года Аллах явился в обличили В. Фарда Мухаммада, основателя организации “Нация ислама”»17.

Социально-религиозная философия «черных мусульман» значительно отличалась от ортодоксального ислама, исповедуемого в Азии и Африке. Она включала следующие основные положения:

- идея «избранности» черного народа - одна из центральных тем в идеологии «черных мусульман». Э. Мухаммад учил, что Страшный суд состоится незадолго до 2000 года, но точная дата известна только Аллаху. В результате судного дня будет создан новый мир и «избранные» унаследуют власть на земле. Они будут управлять миром под руководством Аллаха;

- концепция расового сепаратизма предполагала отделение черного народа от белого и создание собственного негритянского государства;

- учение о том, что Элайджа Мухаммад - последний пророк Аллаха на земле.

Следует подчеркнуть, что «Черные мусульмане» были ориентированы, прежде всего, на объединение афроамериканцев в негритянском движении под эгидой ислама. Они утверждали, что американская белая нация никогда добровольно не изменит своих расистских привычек, поэтому единственным верным решением для черных станет создание своего собственного независимого государства. «Черные мусульмане» были убеждены, что белый американец не способен понять и исповедовать мусульманскую религию, так как является «дьявольским отродьем». В свою очередь, М. Икс считал, что не все белые

американцы были «неизлечимыми» расистами. Данная позиция вызвала протест со стороны

«Нации ислама». ^ •

«Черные мусульмане» строго придерживались нравственных предписаний. Им вменялось в обязанность молиться пять раз в день и посещать богослужение в храме два раза в неделю. Они должны были следить за личной гигиеной. Им запрещалось употреблять алкогольные напитки и табачные изделия. Женщинам-мусульманкам запрещалось носить открытую и вызывающую одежду. Им не следовало входить в помещение с мужчиной, если он не является супругом. Женщины-мусульманки обязаны были готовить, шить, убирать, заботиться о муже и детях. Мужчинам полагалось обеспечивать семью и вовлекать новых членов в организацию.

Основной практической формой деятельности «Нации ислама», помимо моральноэтического воспитания ее членов, было создание собственных малых предприятий. Подобная линия на создание «черной экономики» отражала, в первую очередь, интересы мелких предпринимателей, стремившихся сделать гетто изолированным рынком для своих товаров и услуг. .

Необходимо отметить, что благодаря деятельности Малькольма Икса организация «Нация ислама» приобрела известность не только в США, но и за рубежом.

Проповедуя среди негритянского народа мусульманское вероучение, М. Икс был убежден, что сила черных американцев должна проявиться не только в их физической сплоченности и активности, но и в особой нравственной убежденности, в сознании правоты своего дела. Источник силы борцов за гражданские права, по мнению Икса, лежит в следовании высоким нормам и идеалам мусульманства. Лидер черных националистов считал, что важнейший долг каждого «черного мусульманина» - борьба за справедливость, а ее неотъемлемой чертой является борьба за ликвидацию расового неравноправия. М. Икс благодаря безграничной любви и преданности своему народу остался в сердцах миллионов афроамериканцев как символ освобождения от расизма.

Примечания

1 Malcolm X. The autobiography of Malcolm X, N.Y., 1965. P. 76.

2 The Negro protest. J. Baldwin, Malcolm X, M.L. King talk with K.B. Clark. Boston, 1963. P. 21.

3 Ibid. P. 22.

4 Paris Peter J. Black leaders in conflict. N.Y., 1978. P. 141.

5 Op. cit. Ibid. P.141.

6 Op. cit. Ibid. P.l42.

7 Malcolm X. The autobiography of Malcolm X... P. 328.

8 Ibid. P. 345 - 346. .

9 Ibid. P. 346.

10 Op. cit. Paris Peter J. Black leaders in conflict. N.Y., 1978. P. 148.

11 Op. cit. Ibid. P. 148-149.

12 Op. cit. Ibid. P. 149 -150.

13 Malcolm X. The autobiography of Malcolm X. N.Y., 1965. P. 375.

14 Ibid. P.202 - 203.

15 Op. cit. Wilmore Gayraud S. Black religion and Black radicalism. N.Y., 1972. P. 252

16 Op. cit. Ibid. P. 255. '

17 Black nationalism in America. N. Y., 1970. P.406 - 407.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.