Научная статья на тему '«Раса превыше всего»: негритянский национализм Маркуса Гарви'

«Раса превыше всего»: негритянский национализм Маркуса Гарви Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1134
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / АФРИКА / АФРОАМЕРИКАНЦЫ / НЕГРИТЯНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / МЕЖРАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / М. ГАРВИ / USA / AFRICA / AFRICAN-AMERICANS / BLACK NATIONALISM / RACE RELATIONSHIP / M. GARVEY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьев Д. Н.

Статья посвящается анализу взглядов и деятельности Маркуса Гарви одного из крупнейших деятелей негритянского национализма первой половины XX в. Понятие «расы» было центральным в концепции национализма Гарви, вокруг которого формировались его представления о месте и роли негритянского населения во всех сферах жизни. Его взгляды оказали большое влияние на афроамериканскую общественность, приведя к созданию популярного в 1920-е гг. движения «Назад в Африку», главной целью которого было достижение независимости черного континента с последующей миграцией в Африку чернокожего населения Америки. Несмотря на целый ряд факторов, приведших данное движение в упадок уже к концу десятилетия, многие пункты идеологии Гарви оставались востребованными последующими поколениями сторонников негритянского национализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«THE RACE FIRST»: THE BLACK NATIONALISM OF MARCUS GARVEY

This article presents analysis of the views and activities of Marcus Garvey one of the greatest figures of Black Nationalism of the first half of the 20th century. The idea of «race» was central to the Garvey’s concept of nationalism, around which his views about place and role of black people in all spheres of life were formed. His views had a great influence on the African-American public, leading to the creation of the popular in the 1920s The "Back to Africa" movement, whose main goal was to achieve the independence of the black continent with the subsequent migration of the America’s black population to Africa. Despite a number of factors that drove this movement into decline by the end of the decade, many points of Garvey's ideology remained in demand for subsequent generations of supporters of Black Nationalism.

Текст научной работы на тему ««Раса превыше всего»: негритянский национализм Маркуса Гарви»

УДК 94 (73)

«РАСА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО»: НЕГРИТЯНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ МАРКУСА ГАРВИ

Воробьев Д.Н.

Статья посвящается анализу взглядов и деятельности Маркуса Гарви - одного из крупнейших деятелей негритянского национализма первой половины XX в. Понятие «расы» было центральным в концепции национализма Гарви, вокруг которого формировались его представления о месте и роли негритянского населения во всех сферах жизни. Его взгляды оказали большое влияние на афроамериканскую общественность, приведя к созданию популярного в 1920-е гг. движения «Назад - в Африку», главной целью которого было достижение независимости черного континента с последующей миграцией в Африку чернокожего населения Америки. Несмотря на целый ряд факторов, приведших данное движение в упадок уже к концу десятилетия, многие пункты идеологии Гарви оставались востребованными последующими поколениями сторонников негритянского национализма.

Ключевые слова: США, Африка, афроамериканцы, негритянский национализм, межрасовые отношения, М. Гарви.

«THE RACE FIRST»: THE BLACK NATIONALISM OF MARCUS GARVEY

Vorobyev D.N.

This article presents analysis of the views and activities of Marcus Garvey - one of the greatest figures of Black Nationalism of the first half of the 20th century. The idea of «race» was central to the Garvey's concept of nationalism, around which his views about place and role of black people in all spheres of life were formed. His views had a great influence on the African-American public, leading to the creation of the popular in the 1920s The "Back to Africa" movement, whose main goal was to achieve the independence of the black continent with the subsequent migration of the America's black population to Africa. Despite a number of factors that drove this movement into decline by the end of the decade, many points of Garvey's ideology remained in demand for subsequent generations of supporters of Black Nationalism.

Keywords: The USA, Africa, African-Americans, Black Nationalism, race relationship, M. Garvey.

Победа Севера в Гражданской войне привела к отмене рабства и наделению вольноотпущенников равными со всеми жителями гражданскими и политическими правами, что было закреплено принятыми поправками к Конституции США. Однако последовавшее за периодом Реконструкции Юга ослабление позиций Республиканской партии в этом регионе привело к тому, что южные штаты оказались в руках демократов, приступивших к планомерному ограничению прав чернокожего населения. В этих условиях среди афроамериканцев набирало

популярность движение «приспособления» Букера Т. Вашингтона, заявлявшего о первостепенной необходимости

экономического и социокультурного развития афроамериканцев в обмен на временное признание ими политического бесправия. Однако надежда Вашингтона на то, что успехи афроамериканцев в экономике и образовании

приведут в будущем к полной реализации политических и гражданских прав, оказалась ошибочной, так как его позиция была расценена белыми властями Юга как признание негритянским населением своей гражданской второсортности, что привело к еще большему ограничению прав афроамериканцев в регионе.

Окончательно движение

«приспособления» пришло в упадок к середине 1910-х гг. в связи с обвалом цен на хлопок с началом Первой мировой войны, что привело к разорению многих чернокожих фермеров. Оказавшись неспособными отдать кредиты, они решились на самый радикальный выход из ситуации, начав миграцию с Юга. В результате «великого переселения» 454 тыс. афроамериканцев перебралось в северные штаты [20, p. 24], остро нуждавшихся в дополнительных рабочих руках, так как поток иммигрантов из

Европы был сведен практически к нулю. В ряде городов образовались крупные негритянские общины: в Нью-Йорке в 1920 г. проживало 160 тыс. негров, в Филадельфии 136 тыс., в Чикаго - 113 тыс., Детройте - 42 тыс. [7, р. 23]. Итогом «переселения» стало резкое изменение привычной национальной и расовой палитры Севера-Востока, где чернокожие жители стали их существенной составляющей и важным электоратом для политиков. Так, президент В. Вильсон в предвыборной кампании 1916 г., сделал ряд обращений к афроамериканцам, в которых обещал предоставить им полные гражданские права. В то же время росла популярность негритянского протестного движения, видящего своей первостепенной задачей достижение гражданского равноправия двух рас. В 1909 г. сторонники этого движения объединили свои усилия в борьбе с расовой дискриминацией с белыми либералами в единой Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (далее -НАСПЦН).

Вступление США в Первую мировую войну было с энтузиазмом встречено негритянской общественностью. В 1917 г. 367 тыс. афроамериканцев были призваны в вооруженные ряды, из них почти У (200 тыс. чел.) были отправлены во Францию, составив 13% состава экспедиционного корпуса [6, р. 118]. Негритянские полки проявили себя с лучших сторон в боях, но это не уберегло их от дискриминации. Так, военное министерство США было регулярно «заваленным» письмами от чернокожих солдат, жаловавшихся на жестокое обращение в лагерях со стороны белых офицеров. Тем не менее, многие солдаты возвращались из Европы с воодушевлением и ожиданием скорых изменений в собственной судьбе, но сначала столкнулись с экономическим кризисом 1920-1921 гг., оставившем без работы около 5,7 млн. чел. Более того, возрастал террор воссозданного Ку-Клукс-Клана, в котором к 1919 г. состояло уже 100 тыс чел. На Юге в 1919 г. было предано «суду Линча» от 77 до 83 негров, среди которых были и ветераны войны [6, р. 125]. В течение второй половины 1919 г. произошло 25 крупных расовых погромов, происходивших, в том числе в таких крупных городах как Вашингтон и Чикаго. Волна насилия спала далеко не сразу - в 1920 г. имелись 53 случая линчеваний, в 1921 г. - 59 [11, р. 75].

Вместо обещанных гражданских прав афроамериканцы получили очередной всплеск белого расизма. Не знавшие, как найти выход из сложившейся ситуации, они теряли веру в возможность достижения равноправия двух рас, в то время как негритянское протестное движение оказалось морально подавленным. В этот тяжелый момент идейного кризиса афроамериканской общественности стал резко набирать популярность общественный деятель, предложивший оригинальный путь к «спасению» негритянской расы. Его звали Маркус Гарви (1887 - 1940 гг.).

В американской, как и отечественной историографии закрепился преимущественно положительный образ М. Гарви. Американские исследователи, выделяя во взглядах данного деятеля ряд противоречивых идей, как отрицание особой специфики, сложившейся в отношении чернокожего населения США, а также фактическую пропаганду отказа от активной борьбы за гражданские права, в то же время отмечали, что философия Гарви во многом способствовала росту гордости

афроамериканцев за свое происхождение, стимулируя их веру в собственные силы [12]. В советской историографии, при определении исторического места негритянского сепаратизма Гарви отмечалось, что это движение стало шагом вперед по сравнению с идеями «приспособления», но в то же время противодействовало растущему

интеграционистскому движению, которое в отличие от объективно пораженческой стратегии сепаратистов нацеливало негритянское движение на боевой союз со всеми прогрессивными силами в США и на международной арене [1, с. 117]. Современная российская историография продолжает во многом рассматривать Гарви с позиций советской науки, акцентируя внимание в первую очередь на практическом воплощении взглядов Гарви, нежели самой идейной концепции данного деятеля [2].

Таким образом, представляется необходимым раскрыть наиболее важные черты черного национализма Гарви, акцентируя внимание на основных элементах его концепции, главным и основополагающим из которых было понятие «раса - превыше всего», а также, выявить, как он стремился воплотить данные принципы на практике. Более того, важно понять причины столь успешного взлета и столь же стремительного

падения концепции Гарви, показав, как движение, к которому обратили взоры миллионы афроамериканцев, в конце концов, оказалось оставленным своими сторонниками.

На формирование взглядов Маруса Мосайи Гарви оказала большое влияние среда, в которой он рос. Гарви родился 17 августа 1887 г. в небольшой деревушке острове Ямайка, в многодетной семье. Большинство негров, составлявших 80% населения острова, были бедны и не владели землей, в то время как Гарви, будучи сыном торговца и землевладельца, оказался в относительно привилегированном положении [5, p. 8]. Тем не менее, возможности сделать карьеру для чернокожего ямайца были весьма ограниченными, так как власть на острове оставалась в руках белого меньшинства и местных мулатов, составлявших 18% населения Ямайки. Таким образом, Маркус с детства знал о существовании разных рас с отдельной социальной жизнью, четко осознавая, что в этой жизни ему придется биться за место под солнцем. Закончив частную школу грамматики, Гарви стал помощником в типографии своего крестного отца, продолжая обучение по вечерам. В 18 лет Маркус переехал в Кингстон, столицу Ямайки, где вскоре сумел стать старшим печатником в одной из самых больших компаний города. Юношу быстро привлекла к себе политическая жизнь города, и в 1909 г. в возрасте 22 лет он стал членом национального клуба местных интеллектуалов, выступавших за независимость острова.

Однако, чувствуя, что он перерос Ямайку, Гарви вскоре отправился за границу, чтобы найти более высокооплачиваемую работу. В 1912 г. Маркус перебрался в Лондон, где в свободное от работы время посещал курсы по праву и философии в Биркбекском университете. Там он познакомился со многими известными чернокожими деятелями, устроившись на работу в одну из популярных панафриканистских газет «African Times and Orient Review». Значительно улучшив уровень своего образования, и расширив кругозор касательно положения негритянской расы, Гарви вернулся на Ямайку, считая, что готов стать одним из лидеров чернокожего населения острова.

15 июля 1914 г. он основал Всеобщую ассоциацию по улучшению положения негров (по англ. UNIA, далее ЮНИА), став ее президентом. В своей декларации организация

обозначила такие глобальные задачи как улучшение экономического и

социокультурного состояния негритянского населения во всем мире. Несмотря на то, что подчеркивался неполитический характер организации, в качестве главной цели ЮНИА дала обет добиться создания независимых негритянских государств в Африке [8, p. 37]. Таким образом, Гарви не только поднял знамя воинствующего протеста, но и нарисовал видение новой «земли обетованной» на «черном континенте» [2, с. 31]. В то же время, осознавая далекую перспективу подобных свершений, Гарви видел первоочередную необходимость решить локальные задачи на острове. Являясь одной из благотворительных организаций Ямайки, ЮНИА заявляла о намерении «способствовать росту

образованности чернокожих ямайцев, помогать в трудоустройстве малоимущим слоям, поднять уровень расовой гордости негров» [10, p. 117].

Будучи пламенным последователем Б. Вашингтона, Гарви видел в образовании кротчайший путь к повышению социального статуса и уровня благосостояния чернокожего населения, считая, что пока негры не начнут самосовершенствоваться, белые будут продолжать смотреть на них «сверху вниз» [5, p. 22]. Президент ЮНИА проводил дебаты, лекции, религиозные собрания, организовывал классы для образования взрослых, мечтая однажды основать технический институт для чернокожих студентов, наподобие

американского Таскиги, директором которого был Вашингтон.

Однако вскоре стало ясно, что движение находилось в плачевном состоянии: в ЮНИА состояло лишь 100 человек, а сама организация постоянно нуждалась в средствах, так как поддержка белых филантропов практически прекратилась с началом Первой мировой войны. Более того, суровое обращение с чернокожими солдатами из Вест-Индии (островов Карибского бассейна) в британской армии, усугубляемое враждебным отношением цветных ямайцев к программе ЮНИА, в которой те видели угрозу своему социальному положению, убедили Гарви в крайней незаинтересованности белых властей острова в улучшении жизни чернокожего населения.

В 1916 г. поисках средств для своей организации Гарви отправился в турне по США, рассказывая о состоянии чернокожего

населения Вест-Индии. Попутно он встречался с рядом местных негритянских деятелей, стремясь ознакомиться с американской спецификой расовых отношений. Экономические и социальные успехи афроамериканцев произвели большое впечатление на Гарви, в результате чего, он принял решение основать филиал ЮНИА в Америке. Штаб-квартира организации была перенесена в район Гарлем - культурный и экономический центр афроамериканцев в Нью-Йорке. Для Гарви, прекрасно владевшего ораторскими способностями, улицы Гарлема, являвшиеся своего рода открытой площадкой для выступлений всех желающих, были идеальным местом по вербовке сторонников.

Расовая солидарность с доктриной «раса - превыше всего», являлась центральным и наиболее популярной частью программы Гарви. «Быть черным в мире считают преступлением, и я совместно с такими же угнетенными людьми, постараюсь сделать из этого не преступление, а добродетель» [13], -заявлял лидер ЮНИА, считая, что в первую очередь, сами негры должны полюбить свою расу. Уважение и любовь к самим себе должны были проявляться в мельчайших деталях и воспитываться с детских лет, для чего, например, Гарви требовал, чтобы родители разрешали играть своим детям только с черными куклами. Более того, призывая негров соблюдать чистоту крови, лидер ЮНИА выступал против межрасовых браков, считая, что это приведет к появлению привилегированной «касты» среди

афроамериканцев, как это произошло на Ямайке.

Неудачные попытки сотрудничества с белыми филантропами на Ямайке, убедили Гарви в том, что неграм следовало рассчитывать исключительно на свои силы. По мнению лидера ЮНИА, все действия белых сводились к извлечению выгоды для самих себя, так как понятия расизм и белая раса неразрывно связаны друг с другом. Особую опасность Гарви видел в деятельности белых либералов,

преследовавших, по его мнению, цель обмануть афроамериканцев, притворяясь их друзьями и союзниками: «Главные враги негра находятся среди тех, кто лицемерно предлагает ему любовь и дружбу, когда на самом деле в глубине души ненавидит и презирает его» [7, р. 70].

Преисполненный огромного пессимизма

в отношении будущего чернокожего населения в Америке, Гарви был уверен в том, что афроамериканцам следовало вернуться назад в Африку, а до той поры стремиться к расовому разделению в экономической и социальной сферах [3]. Будучи убежденным социал-дарвинистом, лидер ЮНИА верил, что если черный человек не будет двигаться вперед, он вновь приведет себя к состоянию рабства и даже к полному уничтожению. Так как негры могли рассчитывать только на себя, им предстояло в первую очередь добиться собственного экономического процветания, поддерживая негритянское

предпринимательство. Маркус верил, что экономическая независимость чернокожего населения, является важнейшим шагом на пути к политической независимости [17]. По мнению Гарви, негры должны были учесть уроки прошлого, став своего рода спасителями человечества, тем самым указав истинный путь свободный от материализма и расового превосходства, придя на смену «разлагающейся белой европейской цивилизации» [14].

Стремясь к политической независимости Африки, по мнению Гарви, следовало сформировать единую африканскую нацию, частью которой должны были стать все негры, вне зависимости от своего места проживания. Несмотря на то, что лидер ЮНИА часто говорил о неграх с точки зрения понятия «расы», в его понимании «негритянская раса» была неразрывно связана с африканским национализмом, в результате чего «негритянская раса» и «африканская нация» являлись для него неразрывно связанными терминами. Афроамериканцам, в свою очередь, следовало полностью отказаться от своей идентификации с американским обществом, слившись со всеми неграми в единой африканской нации. «Мы хотим иметь национальность, подобно англичанам, французам, итальянцам, немцам, белым американцам и желтым японцам; мы хотим иметь национальное правительство...» [7, р. 106], - говорил президент ЮНИА.

По мнению Гарви, люди ошибались, считая негритянскую цивилизацию

примитивной, забывая о том, что могущественные державы Африки, превосходившие в своем развитии жителей Европы, были известны еще Геродоту [9, р. 125]. По мнению лидера ЮНИА, белые люди заставили негров забыть об их былом

величии, но теперь настал момент, когда чернокожие должны вспомнить свое прошлое и реабилитировать свою историю: «Пришло время для негра перестать боготворить другие расы, и начать творить своих собственных героев. Мы должны канонизировать своих святых, создавать своих мучеников, и поднять до уровня славы и чести своих мужчин и женщин, которые внесли особый вклад в историю нашей расы» [9, p. 143]. В то же время, он считал, что лишь негры могут заниматься изучением своей истории, агитируя за запрет белым историкам писать «черную историю», ввиду их неспособности делать это объективно в силу предубеждений [8, p. 82].

Для пропаганды идей расовой солидарности и гордости лидер ЮНИА активно использовал сферу культуры, которую считал одним из основных орудий освобождения негритянской расы. Сам Маркус нередко писал поэмы, в которых восхвалял черную красоту и победы негритянской истории. ЮНИА активно поддерживала развитие «гарлемского ренессанса», а многие писатели и художники той эпохи становились ее активными сторонниками. В 1918 г. начался выпуск газеты «Negro World», ставшей основным рупором распространения взглядов Гарви. Чтобы способствовать росту популярности газеты на первых порах, каждый житель Гарлема мог обнаружить ее под дверью своего дома совершенно бесплатно, а в дальнейшие годы ее стоимость составляла от 5 до 10 центов [8, p. 32]. Газета, выпускаемая на нескольких языках, активно распространялась в США, Канаде, Латинской Америке, Вест-Индии, Европе, Африке и даже Австралии, имея, по словам Гарви, тираж в 500 тыс. экземпляров. Девизом главного рупора пропаганды гарвиизма стала фраза: «Один бог, одна цель, одна судьба».

Однако именно всплеск расизма в США в конце 1910-х гг., привел к тому, что все больше афроамериканцев обращали свой взор в сторону гарвиизма, ставшего, по их мнению, объективным ответом на происходившие в стране события. Вскоре ЮНИА открыла филиалы в Чикаго, Филадельфии, Новом Орлеане, а также Панаме и Коста-Рике. К 1920 г. ЮНИА имела практически 2 тыс. (1900) филиалов в 40 странах мира, большинство из которых, правда, находились на территории США. В августе 1920 г. Гарви заявил, что в его

организации состояло 3 млн. чел., что, в действительности, невозможно знать точно, ввиду отсутствия у ЮНИА отчетов по данному вопросу.

Гарви весьма тяготился тем фактом, что негры были в первую очередь потребителями, а не производителями. Для того чтобы изменить данный баланс ЮНИА, сумев получить крупные ссуды в банках, приняла активнейшее участие в развитии негритянского бизнеса: в 1919 г. ей была основана пароходная компания «The Black Star Line», а вскоре следом «The Negro Factories Corporation», которая на корпоративных началах объединила «Universal Launderies», «Universal Millinery Store», «Universal Restaurants» и «Universal Grocery Stores». Уже в первой половине 1920-х гг. организация располагалась в трех зданиях Нью-Йорка, а в 1920 г. даже открыла свой собственный банк. Акции компаний UNIA продавались лишь неграм, не более 200 акций по 5 долл. в одни руки. Так около 40 тыс. чел. купили 155,5 тыс. акций «The Black Star Line» на общую сумму в 750 тыс. долл., в результате чего компания позволила себе приобрести два корабля. Многие афромериканцы покупали акции, искренне веря, что это поможет обеспечить их родных работой. Филиалы организации за пределами США также занимались предпринимательской деятельностью, так как, по мнению Гарви, они должны было составить одну мировую систему панафриканского экономического сотрудничества [4].

Однако вскоре Гарви постиг большой провал в делах компании «The Black Star Line», которую он привел к банкротству по причине своей некомпетентности в коммерческих делах, не разделяя финансы компании и самой организации ЮНИА. В январе 1922 г. Гарви был арестован и обвинен в использовании почты в целях обмана, а также в незаконных финансовых операциях. Несмотря на то, что его вскоре освободили, имущество компании было продано с торгов за долги перед кредиторами, вследствие чего о скором расцвете панафриканской торговли пришлось забыть.

Подобно Вашингтону Гарви был убежден, что всестороннее повышение уровня образования являлось основой для успешного экономического и социального развития негритянской расы: «В настоящее время расе нужны работники... мужчины и женщины, которые способны создавать, производить и

улучшать, таким образом, внося личный вклад своей расы в развитие мира и цивилизации» [15]. С этой целью ЮНИА стала собственником нью-йоркского «Университета имени Букера Т. Вашингтона», а затем и технического института в Клэрмонте, переименованного в «университет Свободы», который в связи с финансовыми трудностями был закрыт уже в 1929 г. Важное место Гарви отдавал самообразованию негров, в виду отсутствия у многих средств на учебу. «Если вы пишете или читаете с ошибками, они (белые люди) становятся предвзятыми в отношении ваших умственных

способностей...» [9, p. 185], - говорил президент ЮНИА, призывая негров как можно больше читать.

В 1920 г. ЮНИА организовала I Международный съезд негритянских народов мира, на который прибыло 2 тыс. делегатов из 25 стран и колоний Вест-Индии, Центральной и Южной Америки, а также Африки. На данном съезде в качестве программы организации была принята «Декларация прав негритянских народов мира», требовавшая независимости «Черного континента» согласно принципу «Африка - для африканцев» [8, p. 184]. Гарви был избран временным президентом Африканской республики, а также главой Высшего исполнительного совета, что являлось своего рода правительством в изгнании. Лидер ЮНИА создал своего рода миниатюрное подобие будущего африканского государства: были сформированы «Африканский легион», который должен был стать передовой частью будущей армии освобождения Африки, отряды бойскаутов и пожарных, корпус «сестер черного креста». Подобные шаги Гарви давали основной массе его приверженцев, в лице малограмотных обитателей черных гетто, ощущение причастности к великому начинанию.

По мнению Гарви, религия также должна была способствовать формированию общего негритянского сознания и росту расовой гордости, для чего неграм следовало верить в своего черного бога, так как попытка навязать чернокожему населению белого бога преследовало лишь цель сохранения власти белых над неграми. Ряд сторонников Гарви поддержало идею создания «церкви черного человека», основав в 1921 г. Африканскую ортодоксальную церковь, которую возглавил Макгуайр. На религиозной церемонии по

случаю закрытия международной конвенции негритянских народов мира в 1924 г, Иисус Христос был канонизирован как «скорбящий черный человек», a дева Мария, как «черная мадонна», в то время как бог был признан «существом без физической формы, но созданием по образу и подобию которого была создана черная раса». Таким образом, по мнению Гарви, ЮНИА не изобретала новую религию, а лишь корректировала ошибки прошедших столетий» [16]. Африканская ортодоксальная церковь, имевшая приходы в Вест-Индии, Канаде, Южной Африке и Уганде, стала одним из самых важных рупоров пропаганды ЮНИА, в первую очередь посредством своей газеты «The Negro Churchman». В то же время, в связи с тем, что главные негритянские церковные деятели заняли крайне враждебную позицию в отношении «черной религии», которую поддерживала лишь небольшая часть сторонников Гарви, ЮНИА была толерантна к различным христианским деноминациям, а также исламу, который стал активно проникать и в США.

В то же время перед ЮНИА стояла наиболее сложная задача по деколонизации «черного континента» и передаче его под управление негритянской расы. В то время как периодические попытки добиться у Лиги Наций независимости, в первую очередь, бывших германских колоний заканчивались провалом, по мнению Гарви, именно миграция многочисленного и наиболее развитого чернокожего населения Америки на свою историческую Родину могла во многом ускорить процесс достижения Африкой независимости, в результате чего за его движением закрепилось название «Назад - в Африку». В первую очередь, миграционные планы организации были связаны с Либерией, с руководством которой, ЮНИА в 1921 г. вступила в переговоры о покупке земли с целью последующей колонизации. Однако, несмотря на первоначальное продвижение в переговорах, власти Либерии отказались от сделки с Гарви. В качестве причины либерийский консул заявил американскому руководству об имевшемся давлении на его страну со стороны Франции и Великобритании, чьи колонии были расположены вокруг Либерии [12, p. 172]. Неспособность Гарви добиться успеха в деле освобождении Африки, а также неудачи в положительном решении миграционного

вопроса, нанесли существенный ущерб имиджу его организации.

Большой повод для критики Гарви подал своими связями с Ку-Клукс-Кланом. Следует отметить, что первоначально лидер ЮНИА был противником Клана, так как их члены нередко совершали нападения на гарвитистов. Однако в 1922 г. по предложению главы клансменов К. Кларка Гарви согласился на встречу. В результате разговора Гарви и Кларк выступили с совместным заявлением, в котором сообщили, что организации не имеют претензий друг к другу, так как борются за общую цель - осуществление раздельного существования двух рас [18]. Подобные действия Гарви привели к большому возмущению со стороны либеральных кругов страны.

Практически все 1920-е гг. вплоть до своей экстрадиции из США Гарви находился в состоянии перманентного конфликта с лагерем интеграционистов, видевших в его взглядах огромную угрозу в достижении гражданского равноправия двух рас. Главным камнем преткновения между двумя негритянскими организациями был расовый вопрос. Гарви, выступавший против самой идеи объединения действий негритянского сообщества и белых либеральных сил, безустанно обличал руководство НАСПЦН. Более того, его выпады в сторону мулатов, в числе которых был и президент НАСПЦН Дж. Джонсон, по мнению интеграционистов лишь вбивали клин между афроамериканцами по цветной линии. Панафриканизм ЮНИА также разделял организации, так как НАСПЦН официально заявляла о своей

заинтересованности исключительно в судьбе афроамериканцев. «Для афроамериканцев лучший способ помочь себе - это заняться своими собственными делами у себя в стране» [19], - считал Джонсон. В борьбе с Гарви интеграционисты нашли мощного союзника в лице руководства США, весьма отрицательно настроенного по отношению к радикальному национализму ЮНИА и контактам Гарви с местными коммунистами [12, р. 178]. В итоге, власти приняли решение начать повторное судебное разбирательство в отношении Гарви в мае 1923 г., по итогам которого он был приговорен к штрафу в 1000 долл., а также тюремному заключения сроком на 5 лет. Зная, что Гарви подал документы на получение американского гражданства, власти США приняли решение выслать Гарви из страны,

что входило в развернутую ими компанию по высылке из страны «радикалов». В результате срок Гарви был уменьшен, а сам он депортирован 2 декабря 1927 г.

Еще до высылки лидера ЮНИА из США в 1926 г. часть членов ямайских членов, не желая зависеть от решений американских филиалов, приняло решение отделиться и организовать свое собственное движение. В августе 1929 г. на VI Международном съезде негритянских народов мира в Кингстоне произошел очередной раскол движения Гарви. Его призывы отказаться от сотрудничества белых и черных рабочих, привели к тому, что делегация США, в которой были сильны позиции коммунистов, покинула съезд и основала свою организацию. Несмотря на постигавшие его неудачи, Маркус Гарви продолжал строить планы будущих свершений, которым так, и не суждено было сбыться при его жизни. «Черный Моисей» умер в 1940 г. в Лондоне в возрасте 52 лет, будучи забытым большинством своих некогда многочисленных сторонников. После его смерти оставалось лишь две небольшие соперничавшие друг с другом гарвитистские организации, в каждой из которой было менее 1000 чел., что стало последними лучами на закате движения «Назад - в Африку».

Взгляды и философия Маркуса Гарви в вопросах решения проблем чернокожего населения были сформированы под влиянием ранее популярных в негритянской среде течений, таких как панафриканизм, а также движения «»приспособления» Б. Вашингтона. Однако Гарви был первым, кто смог собрать подобного рода разнородные идеи в цельную концепцию, главной характерной чертой которой был негритянский национализм. Концепция Гарви, конечной целью которой было создание единой «африканской нации» на независимом «Черном континенте», основывалась в, первую очередь, на понятии «раса - превыше всего», что подразумевало под собой рост расовой гордости за свое происхождение, а также формирование единого негритянского самосознания. На пути к долгожданной политической независимости Африки, Гарви считал необходимым решить задачи достижения успехов в сфере экономического развития и образования чернокожего населения, а также социокультурной трансформации негров, путем продвижения идей «черной религии» и «истинной» истории негритянских народов.

Главной причиной кратковременности успеха движения Гарви было его противоречие объективному процессу развития афроамериканской общественности в XX в. Чернокожие предприниматели были заинтересованы в расширении своей клиентской базы за счет белых американцев, в то время как Гарви призывал к добровольной экономической сегрегации. В результате чернокожие владельцы крупного бизнеса, среди которых было много ненавистных ЮНИА мулатов, практически не оказывали финансовой помощи движению [7, p. 121]. Попытки еще сильнее увеличить расовое разделение также не могло соответствовать интересам растущих негритянских среднего класса и интеллигенции, желавших стать равноправной частью американского общества.

К тому времени афроамериканцы уже не обладали какой-либо культурной связи с Африкой, имея о ней лишь смутные представления. Тем не менее, Гарви призывал их отказаться от борьбы за свои права, отдать все, что было завоевано тяжким трудом, и уехать туда, где у них ничего не было. Призывы начать все сначала на «черном континенте» для большинства американских негров, считавших себя полноправной частью своей страны, были своего рода романтикой, на которую, в действительности, практически никто не был готов пойти. Отказ ЮНИА от борьбы за гражданские права афроамериканцев в пользу миграции в Африку вскоре лишил движение Гарви надежды на массовую поддержку в США.

Однако идеи Гарви активно пробуждали расовое самосознание и гордость афроамериканцев, способствуя развитию их группового сознания. Стремление президента ЮНИА воплотить в своей программе идеи политического, экономического и культурного национализма, оказали огромное влияние на послевоенные негритянские движения, не только в Африке, но и в США. Память же о Маркусе Гарви жива до сих пор, особенно на его родине, Ямайке, куда в 1964 г. был перевезен прах негритянского лидера и помещен в мавзолей. День рождения Гарви является в стране праздником, а его именем названа одна из главных улиц Кингстона.

Список литературы

1. Королева А.П. Расовые войны и расовые компромиссы. М., 1987.

2. Нитобург Э.Л. Афроамериканцы США XX век. М., 2009.

3. Blackman, 1929, 3 September.

4. Blackman, 1929, 10 April.

5. Davenport J., Lawler M. Marcus Garvey: Black Nationalist Leader. Philadelphia, 2005.

6. Foner. J.D. Black and the Military in American History. N.Y., 1974.

7. Frazier E.F. Black Bourgeoisie. N.Y., 1957.

8. Garvey A.J., Garvey M. Philosophy and Opinions of Marcus Garvey, Or: Africa for the Africans. London, 1967.

9. Garvey M., Hill R.A. Marcus Garvey Life and Lessons: A Centennial Companion to the Marcus Garvey and Universal Negro Improvement Association Papers. University of California Press, 1987.

10. Garvey M., Hill R.A. The Marcus Garvey and Universal Negro Improvement Association Papers. University of California Press, 1986.

11. Ginzberg R. 100 years of Linchings. N.Y., 1962.

12. Martin T. Race First. London, 1976. 421 p.

13. Negro World, 1928, 7 January.

14. Negro World, 1924, 7 June.

15. Negro World, 1921, 8 October.

16. Negro World, 1926, 17 July.

17. Negro World, 1924, 17 May.

18. Negro World, 1923, 18 August.

19. New York Age, 1920, 21 August.

20. Report of the National Advisory Commission on Civil Disorders. N.Y., 1968.

Об авторе

Воробьев Дмитрий Николаевич - аспирант кафедры новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, worobjowdima@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.