Научная статья на тему '2004. 01. 015. Меро Ф. Расизм, ислам и революция в мысли Малькольма x (Эль-Хаджи Малика эль-шабазза) Mereu F. razzismo, Islam e rivoluzione nel pensiero di Malcolm x (El-Hajj Malik El-Shabazz) // la critica Sociologica. - Roma, 2003. - n 145. - Р. 43-57'

2004. 01. 015. Меро Ф. Расизм, ислам и революция в мысли Малькольма x (Эль-Хаджи Малика эль-шабазза) Mereu F. razzismo, Islam e rivoluzione nel pensiero di Malcolm x (El-Hajj Malik El-Shabazz) // la critica Sociologica. - Roma, 2003. - n 145. - Р. 43-57 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРО-АМЕРИКАНЦЫ / ИСЛАМ США / МАЛЬКОЛЬМ Х / РАСИЗМ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2004. 01. 015. Меро Ф. Расизм, ислам и революция в мысли Малькольма x (Эль-Хаджи Малика эль-шабазза) Mereu F. razzismo, Islam e rivoluzione nel pensiero di Malcolm x (El-Hajj Malik El-Shabazz) // la critica Sociologica. - Roma, 2003. - n 145. - Р. 43-57»

категории «пожилые люди» и оценивать в динамике трансформации, происходящие в процессе старения.

Е.Л. Ушкова

2004.01.015. МЕРО Ф. РАСИЗМ, ИСЛАМ И РЕВОЛЮЦИЯ В МЫСЛИ МАЛЬКОЛЬМА X (ЭЛЬ-ХАДЖИ МАЛИКА ЭЛЬ-ШАБАЗЗА) MEREU F. Razzismo, Islam e rivoluzione nel pensiero di Malcolm X (El-Hajj Malik El-Shabazz) // La Critica sociologica. - Roma, 2003. - N 145. - Р. 43-57.

Статья Федерики Меро посвящена социологическому анализу проблем расовых отношений на материале деятельности известного деятеля движения афроамериканцев в США Малькольма X (Малькольма Литлла). «Самый бешеный черный в Америке», как он определял себя, был убит в 1965 г. возрасте 39 лет за то, что хотел «изменить мир». По мнению Меро, Малькольма X можно рассматривать как одного из самых блестящих революционных мыслителей XX в. Из преступника, авантюриста, жулика, наркомана и аморального человека, одного из паразитов богатого американского общества он превратился в воплощение критического духа, выдающегося оратора, политического лидера международно -го масштаба.

Движение афроамериканцев, которое началось в 50-х гг. и имело поначалу вполне умеренную и реформистскую форму в виде «Движения за гражданские права», стало радикальным, когда пришло осознание, что в рамках существующих институтов достичь социальной трансформации, которую требовали афроамериканцы, невозможно. Кроме того, перемещение мятежа с сельского Юга в городские центры Севера привело к изменению форм борьбы. Перспективы интеграции и ненасильственных действий оказались неприемлемыми и неадекватными, и эта новая социальная реальность, сложившаяся к середине 60-х годов, обусловила естественный и спонтанный переход к последующей фазе процесса: вооруженному сопротивлению. На этой фазе движения афро-американцев ведущей политической фигурой стал Малькольм X. Целью борьбы негритянского населения США стала не интеграция в американское общество, а низвержение американской социальной и политической системы. Малькольм X был лучшим интерпретатором кипящего мира нищеты, невежества и гнева афроамериканцев в отличие от других черных лидеров, которые предлагали приспособление к буржуазной среде. Поэтому радикальная молодежь в негритянских гетто США и по сей день с уважением относится к нему.

Важную роль для развития негритянского движения играла проблема идентичности афроамериканского населения. В США в годы рабства дух афроамериканцев был полностью сломлен, разрушен, их «расовая гордость», их достоинство и уважение к себе были очень низки. «Негр» противостоял белому как низшее и аморальное существо, как «меньше, чем человек». Одним из последствий такой ситуации была потеря афроамериканцами своей идентификации со своей землей, историей, культурой и приобретение ложной идентичности «негров» («negroes») и идентификации с обществом, которое их дискриминировало. Это представление доминировало среди негритянского населения США.

После Второй мировой войны в негритянской общине США начинает распространяться ислам. Самой известной исламской организацией афроамериканцев была «Нация ислама». Чтобы улучшить физические, моральные и политические условия «Нация ислама» предложила решение, которое предполагало разрушение фальшивой идентичности черных и создание их аутентичной идентичности. Идеологией, призванной создать новую идентичность афроамериканцев, был избран ислам. Мусульманская религия должна была способствовать достижению духовной независимости чернокожих в американском обществе. Ислам был избран идеологами негритянского движения, поскольку эта религия наиболее адекватно соответствовала исторической ситуации. Он, в отличие от проповедующего смирение и всепрощение христианства, был полон духа борьбы и сопротивления, а также нес в себе антибуржуазные и революционные импульсы. Пророк Мухаммад был примером для подражания для революционных афроамериканцев, потому что он выступал за использование в борьбе всех средств, не исключая и насилие. Иисус Христос был отвергнут ими потому, что учил не бороться, а страдать и жертвовать собой. Кроме того, благодаря исламу можно было добиться солидарности с угнетенными народами Африки и Азии, установить с ними духовный союз. Ислам рассматривался революционно мыслящими аф-роамериканцами как религия истинного братства, социальной справедливости, солидарности и равенства между всеми людьми без различия национальности, цвета кожи и культуры. Всем этим он противостоял социальной несправедливости и расовой дискриминации американского общества. В связи с этим ислам в глазах афроамериканцев играл революционную и освободительную роль, тогда как христианство рассматривалось ими как средство апологии господства белых.

Малькольм X стремился достичь синтеза между черным национализмом и революционным социализмом. Целью черного революционного национализма было полное размежевание между черными и белыми. Это предполагало низвержение status quo, революционную реорганизацию всего общества путем радикальных изменений в экономике, политической структуре, законах, образовательной системе и смену господствующего класса новым правительством, основанным на силах, противостоящих расизму. Революционеры не считали себя частью черного меньшинства, а идентифицировали себя со всем угнетенным большинством человечества. «Я не американец. Я один из двадцати двух миллионов чернокожих, которые являются жертвой американизма, один из жертв демократии», - заявлял Малькольм X (Giammanco 1994: 146). Предполагаемая революция в США рассматривалась как часть мировой революции, призванной сокрушить империализм и «белое господство». Расовая несправедливость, связанная с функционированием капиталистической системы, не могла быть побеждена только в рамках США.

Благодаря Малькольму X, негритянское движение сделало два качественных шага вперед. Во-первых, он поднял борьбу за признание гражданских прав на уровень борьбы за человеческие права. Во-вторых, он выступил за интернационализацию негритянского движения. Малькольм X настаивал на том, что необходимо придать борьбе международный масштаб. Угнетенные массы в Африке, Азии и Латинской Америке должны быть включены в эту борьбу: «На реке Конго - то же, что и на реке Миссисипи. Того, кого мучают (ci атта77а) на Конго, мучают и на Миссисипи». Малькольм X утверждал, что афроамериканцам необходимо осознать свое единство с угнетенными массами на всей планете, что поможет ощутить себя не как меньшинство, а как большинство.

«Проповедник ненависти», «расист», «подстрекатель к насилию», «агитатор», «фанатик», «бунтарь», «коммунист» - так в глазах общественного мнения демонизировали Малькольма X его противники. Противопоставляли Малькольму X и умеренного негритянского лидера Мартина Лютера Кинга, представляя первого как символ зла, а второго как символа добра.

Американское общество обременено тем, что шведский экономист Г.Мюрдаль определил как «странную аномалию присутствия негров в Америке», что создает так называемую «негритянскую проблему», одну из дилемм «расового вопроса». Он состоит в том комплексе экономических, политических и социальных проблем, которые нависают над аф-

роамериканским меньшинством: бедность, маргинализация и дискриминация существуют на всех уровнях американской реальности и являются источником социальных катаклизмов, которые время от времени дают о себе знать в расовых конфликтах.

Господствующие варианты интерпретации «негритянской проблемы», безусловно, основаны на предпосылках демократических принципов законности, равенства и свободы, отмечает Ф.Меро. С этой точки зрения расизм рассматривается исключительно в плане ценностей как социально-психологическое сопротивление белого большинства интеграции черного меньшинства, т.е. как явление ментальной патологии, моральной аберрации. Мюрдаль делает шаг вперед в рассмотрении этой проблемы: он считает расизм моральной проблемой американцев, которые не хотят жить в соответствии со своими этическими принципами. По Мартинелли и Кавалли, принципы американской конституции «... (не могли) допустить эмансипации угнетенных групп, эксплуатация которых является составной частью социально-экономической системы, которая сформулировала такие принципы» (МаГтеШ, СауаШ 1971:14).

Малькольм X дал следующую оценку «негритянской проблемы»: «Нет никакой негритянской проблемы, существует проблема расистского и эксплуататорского белого общества». Как полагает Ф. Меро, «негритянская проблема» является проблемой не только черного меньшинства США, но и проблема всех людей планеты, угнетенных и эксплуатируемых белым человеком. Малькольм X видел подоплеку расизма: «Не может быть капитализма без расизма, это неразрывно связанные явления».

Как считает автор статьи, расизм как социальное явление может быть проанализирован в духе исторического материализма Маркса и Энгельса. Они полагали, что духовное производство в конечном итоге обусловлено экономической структурой общества. Всякая идеологическая форма не является абсолютно автономной, а выступает как отражение и оправдание экономического базиса. Согласно этому взгляду, расизм может быть оценен как идеология, оправдывающая капиталистическую экономику.

Сегодня некоторые американские интеллектуалы вновь обращаются к Марксу. Корнуэлл Уэст, один из наиболее популярных чернокожих американских интеллектуалов в современных США, убежден, что марксизм обладает бесспорным методом для анализа противоречий американской модели и для того, чтобы интер-претировать расизм как маскировку борьбы классов. На возражение, что Маркс не занимался пробле-

мой расы, Уэст отвечает: «... Его концепция работает, как и прежде. Большая часть черных состоит из наемных работников». Он также говорит: «Если вы хотите всерьез обсуждать проблему «расы» в США, необходимо начать не с проблемы чернокожей части населения, а с недостатков американ-ского общества».

Реальностью расизма является классовая эксплуатация. Эксплуатация афроамериканцев происходит в производственном процессе: они являются «резервной армией» маргинальных трудя-щихся. Черные эксплуатируются не только постольку, поскольку они являются черными, но и также и, прежде всего, потому, что они являются пролетариями. «Мы черные потому, что мы бедные, и мы бедные потому, что мы черные», -говорил Малькольм X. Бедность, объективное условие жизни чернокожих американцев, которая всегда лежит в основании пирамиды всех социальных явлений, всегда была реальностью расизма.

Как полагает Меро, конфликт, существующий в Америке, следовательно, является не только конфликтом между белыми и черными, но, прежде всего, борьбой между капиталистами и пролетариями. Считая этот конфликт только расовым, нельзя понять значения борьбы человечества против несправедливости. Малькольм X утверждал: «Не будет корректным классифицировать мятеж чернокожих как расовый конфликт черных и белых или как проблему чисто американскую. Более того, мы сталкиваемся с восстанием угнетенного против угнетателя, эксплуатируемого против эксплуататора».

В США социальная стратификация в соответствии с доходом, престижем, образованием (Л. Уорнер, 1941) осложнена фактором разделения, на социальные классы по цвету кожи. Этническая принадлежность, аскриптивный элемент, определяет социальный статус индивидуумов и функционирует как видимая линия демаркации и жестко отграничивает группы. Что касается мифа о «плавильном котле», в соответствии с которым североамериканское общество будто бы стало со временем гармоничным «метисизированным» миром, замечает автор статьи, то между различными этническими группами преобладают почти всегда конфликтные и антагонистические отношения, основанные на стереотипах, расовых предрассудках и дискриминации.

Расизм - это псевдонаучная идеология, в соответствии с которой одно человеческое существо ниже другого в зависимости от «расовой принадлежности», связано с некоторыми фундаментальными социально-экономическими функциями:

1) служит оправданию легитимации эксплуатации черных трудящихся: «лень, безответственность, бесчестность» чернокожих оправдывает их низкое и подчиненное социально-экономическое положение;

2) расизм используют, кроме того, для того, чтобы помешать формированию единого классового сознания у лиц, различающихся по этническим признакам. Господствующий класс должен препятствовать единению трудящихся и он использует для этого древнейшую стратегию «divide et impera»;

3) расовые конфликты имеют также и другую функцию: агрессивность трудящихся направляется на надуманных противников, вытесняя реальных противников, отвлекая таким образом внимание от истинных причин фрустрации.

Отсутствие зрелого классового сознания, слабость американских профсоюзов, социалистических и коммунистических сил, других революционных движений, а также национальный миф «American Dream» способствует разъединению трудящихся по расовым признакам.

Для диалектического материализма Маркса, полагает Меро, законы развития исторической реальности структурируются таким способом, что «каждый исторический момент порождает в свою очередь противоречия, которые являются пружиной исторического развития» (56). Чернокожие, как меньшинство, которое больше, чем другие, находится в центре противоречий капиталистического общества, могли бы стать потенциальным авангардом американского революционного движения, представляя интересы всех угнетенных, заключает свою статью Ф.Меро.

А.Б.Рахманов

2004.01.016-017. ТЕМА ДРУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ. (Сводный реферат).

EVE M. Is friendship a sociological topic? // Arch.europ.sociol. - P., 2002. -Vol. 43, N 3.- P. 386-409.

PAHL R.Towards a more significant sociotogy of friendship // Arch.europ.sociol. - P., 2002. - Vol. 43, N 3.- P. 410-423.

Социолог из Туринского университета Мишель Иви рассматривает в своей статье основные концептуальные положения, в рамках которых в современной социологии интерпретируется тема дружбы и дружеских отношений. Он исходит из четкого разделения социологического и социально-антропологического подходов к понятию дружбы. С его точки зрения социологи в отличие от социальных антропологов принимают прин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.