Научная статья на тему '2011. 04. 032. Мосс Х. Дж. Обучение граждан: борьба афроамериканцев в США за получение образования накануне гражданской войны. Moss H. J. schooling citizens: the struggle for African American education in Antebellum America. - Chicago; L. : Univ.. Of Chicago Press, 2009. - XVI, 274 p'

2011. 04. 032. Мосс Х. Дж. Обучение граждан: борьба афроамериканцев в США за получение образования накануне гражданской войны. Moss H. J. schooling citizens: the struggle for African American education in Antebellum America. - Chicago; L. : Univ.. Of Chicago Press, 2009. - XVI, 274 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / АФРОАМЕРИКАНЦЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 032. Мосс Х. Дж. Обучение граждан: борьба афроамериканцев в США за получение образования накануне гражданской войны. Moss H. J. schooling citizens: the struggle for African American education in Antebellum America. - Chicago; L. : Univ.. Of Chicago Press, 2009. - XVI, 274 p»

них лет, свидетельствующих о том, что ситуация на Западе США значительно изменилась. Кризис в промышленности, урезание социальных расходов, рост бандитизма привели к тому, что привлекательность западных штатов для афроамериканцев заметно снизилась. Этому способствовала и глобализация, приведшая к стиранию границ не только между государствами, но и между регионами.

В десятой главе автор помещает обзор историографии и делает некоторые выводы. История, как известно, пишет он, дает людям лучшее понимание того, кто они есть как народ и как граждане. История афроамериканцев на Западе есть в конечном итоге история движения от рабства к свободе, история освобождения в широком смысле, того самого, которое трудно заполучить и трудно удержать, но те, кто боролся за него, показали вдохновляющий уровень смелости, и их путь заслуживает самого пристального изучения.

С.В. Втулкин

2011.04.032. МОСС Х.Дж. ОБУЧЕНИЕ ГРАЖДАН: БОРЬБА АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В США ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАКАНУНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

MOSS H.J. Schooling citizens: the struggle for African American education in antebellum America. - Chicago; L.: Univ. of Chicago press, 2009. - XVI, 274 p.

Ключевые слова: США, социальная история, культурная история, образование, афроамериканцы.

Хилари Дж. Мосс - доктор философии, старший преподаватель истории, культуры и современной жизни чернокожих (Assistant Professor of Black Studies and History) в гуманитарном колледже города Эмхерст, штат Массачусетс. Сфера ее интересов -социальная, культурная, интеллектуальная и политическая история со времен работорговли до наших дней.

В своей книге Х.Дж. Мосс разбирает вопрос о том, как были связаны в начале XIX в. представления о расе и гражданстве и как они менялись по мере развития системы муниципальных школ в Америке. По представлениям того времени, школы должны были выполнять социализирующую функцию, что, в свою очередь, должно было способствовать поддержанию правопорядка и укреп-

лению общенациональной идентичности в быстро изменявшемся обществе, переживавшем модернизацию, индустриализацию, урбанизацию, освоение Дикого Запада. Однако вопрос о равном доступе к образованию был тесно связан с вопросом о «гражданстве», в широком смысле слова, включавшем личные свободы и права, возможность участия в политической жизни, а также равенство возможностей и включенность в единую культурную общность.

Монография состоит из введения, шести глав, сгруппированных в три части, и заключения. Исследование выполнено на материале трех американских городов, поддержавших в начале XIX в. систему муниципальных школ. Первая часть книги «Пристрастность образования: Нью-Хейвен, штат Коннектикут» посвящена положению афроамериканцев в городе «свободного» северного штата, где белое население пыталось противодействовать «образованию для черных» (с. 5). Во второй части «Анклав образования: Балтимор, штат Мэриленд», автор показывает, какие факторы сыграли основную роль в установлении в «пограничном» между Севером и Югом Балтиморе известной толерантности к получению чернокожими профессионального, религиозного и классического образования. В третьей части «Разделение образования: Бостон, штат Массачусетс» исследуется активность черных жителей Бостона в вопросах муниципального образования и межрасовых отношений в школе, а также влияние «духа революции» и существовавших представлений о гражданственности.

Автор обращает внимание на то, что в «свободных» штатах ситуация с образованием для негров не обязательно была более благоприятной, чем на Юге. Кроме того, возможность получить образование не всегда означала также возможность обладать гражданскими правами и владеть собственностью. Однако во всех трех городах, по мнению автора, существовало коллективное стремление афроамериканцев к свободе. Идя в школы, они хотели быть не просто ближе к белым, а ближе к понятию гражданства, к признанию равного статуса, с привилегиями и иммунитетами, к возможности голосовать, владеть собственностью, жить, не боясь рабства, в то время как белые не были в целом заинтересованы в политическом освобождении даже лично свободных чернокожих.

В первой главе описывается складывание оппозиции белого населения образованию для афроамериканцев в Нью-Хейвене. Ос-

новавшие город колонисты-пуритане считали, что каждый должен уметь читать Библию и понимать основы христианства, независимо от расы, пола или социального положения. Однако признание необходимости быть подготовленным к духовной и деловой активности еще не означало приверженности расовому равенству. Стремление воспитывать детей в протестантском духе допускало получение образования чернокожими из прагматических соображений - в результате должны были получаться полезные, прилежные и работящие люди, но не чиновники или законодатели. На первых порах белое население города равнодушно относилось к их попыткам получить доступ к образованию. Но по мере того, как развивалось аболиционистское движение и движение за гражданские права, недовольство нарастало. Обе стороны признавали, что главный предмет разногласий был не в том, должны ли дети афроамериканцев получать образование, а в том, присущи ли всем людям страны неотъемлемые права человека, присущи ли им вообще какие-либо права. Именно в этот период идея «белого человека» начинает соотноситься с социально-экономическими и политическими привилегиями, появляется осознание того, что быть гражданином - привилегия белых. Х.Дж. Мосс анализирует также проходившие в то время дискуссии в печати по вопросу о предоставлении гражданских прав афроамериканцам. Часть авторов настаивали на том, что чернокожие не могут считаться гражданами, поскольку не обладают гражданскими правами. Другие, напротив, возражали, что они -такие же граждане, как и белые, и, следовательно, должны пользоваться равными правами с ними.

Автор останавливается на анализе идей околорелигиозных деятелей о том, что афроамериканцы могут получать образование, чтобы потом быть миссионерами в Африке и на Карибах, а также на попытках связать образование для негров с проектами их выселения из Америки обратно в Африку. Эти замыслы не получили широкого распространения: желающих получить образование на таких условиях среди афроамериканцев набралось немного, да и находить на это средства со временем становилось все сложнее -как из-за роста аболиционистских настроений и движения за гражданские права, так и из-за распространившегося мнения, будто образование в конечном итоге только затруднит выселение чернокожих из Америки.

Как показано далее во второй главе, возможность получения образования в Нью-Хейвене зависела не только от расовой, но и от классовой принадлежности (с. 55). Представители элиты боялись, что афроамериканцы с ученой степенью уменьшат ценность их собственных степеней, белые представители среднего класса опасались, что может снизиться качество муниципального образования, белые рабочие беспокоились за свою социально-экономическую стабильность. На практике афроамериканцы не заменяли белых работников, но были более удобной мишенью для недовольства, чем элиты, получавшие прибыль от индустриализации и использования дешевой рабочей силы. Автор указывает, что в 1830-х годах термин «черная работа» («nigger work») стал синонимом тяжелого, неквалифицированного, рабского труда. При отсутствии образования афроамериканцы были ограничены неквалифицированным трудом, но образование открывало путь к умственному труду, а значит, к более высоким доходам и социальному статусу. К тому же появление образованных афроамериканцев было бы хорошим аргументом против расовых предрассудков. Естественно, что в такой ситуации попытка создать в Нью-Хейвене - большом, космополитичном городе, с репутацией толерантного и соблюдающего законы - колледж для чернокожих могла показаться хорошей идеей. На практике, однако, ситуация была более сложной. Автор приводит свидетельство современника тех событий, который считал «либерализм» северян политическим, связанным с готовностью освободить негров на Юге. Это не мешало жителям Коннектикута, и в том числе Нью-Хейвена, защищать рабство в своем собственном штате (с. 62).

Во второй части книги Х.Дж. Мосс характеризует положение значительного негритянского населения города Балтимора, который не имел муниципальных школ, созданных правительством города или штата. Только от самих афроамериканцев зависело, какое образование они смогут получить. В итоге существующие ограничения подстегивали афроамериканцев к созданию нескольких весьма хороших, по отзывам современников, частных школ.

В третьей главе «Раса, труд и грамотность в рабовладельческом городе» автор анализирует взаимосвязь труда, расы и образования и пытается определить причины отсутствия сопротивления со стороны белых ни в форме юридического давления, ни в виде

атак толпы. Это особое отношение, по ее мнению, было связано с тем, что белые работодатели получали значительную прибыль от труда грамотных афроамериканцев и приветствовали увеличение их числа, но не превращение их в полноправных граждан, которое могло бы подорвать «расовый порядок» в городе. Порой умение читать (реже - писать и считать) являлось обязательным требованием при трудоустройстве, но чернокожих обычно брали на физическую работу, но не квалифицированную, которая могла бы принести более высокий доход и социальный статус. В результате грамотному афроамериканцу оказывалось легче найти место на рынке труда, но его положение в целом не менялось (с. 84). К тому же нанимателей интересовали только свободные мужчины, свободные цветные женщины с образованием были не нужны. Тем не менее в условиях безработицы, бедности, высокой смертности, тяжелых условий труда образование как возможность изменить свою жизнь было востребованным. Как пишет автор, неотчуждаемые навыки означали экономическую независимость, поэтому обучение детей афроамериканцев шло в основном «по трудовому принципу», у мастеров (что давало возможность получить профессию, а иногда - и грамотность).

Четвертая глава посвящена созданной черными учителями, родителями и активистами системе образования, эффективно действовавшей в условиях рабства. Сочетание протестов и компромиссов позволило сделать Балтимор анклавом образования для аф-роамериканцев, хотя на протяжении всего XIX в. белые рабочие, занятые физическим трудом, постоянно и нередко с помощью насилия пытались изгнать их с рабочих мест. В то же время автор отмечает, что, несмотря на эти усилия, белые элиты выигрывали от сложившегося положения дел больше, чем от сегрегации. При этом белые жители Балтимора не давали детям афроамериканцев учиться в общих школах и не позволяли создавать отдельные школы для них, что, по мнению Мосс, свидетельствует об исключении из общества, в сознании белых, всех чернокожих, свободных и рабов. В результате афроамериканцы Балтимора получали образование в религиозных учреждениях и частных школах, где происходило воспитание добродетельных работников, привлекательных для белых нанимателей, то есть хороших подчиненных, а не хороших граждан (с. 114). Однако, принимая во внимание, что менее чем в

100 милях от города попытка чернокожего получить образование была преступлением, успехи в самообразовании афроамериканцев в Балтиморе следует признать значительным достижением.

Иная ситуация, как показано в третьей части книги, сложилась в Бостоне. С момента его основания пуританами здесь считалось, что каждый, независимо от расы, пола или социального положения, должен быть грамотен - как для личного спасения, так и для блага всей колонии. Однако муниципальные школы могли смягчить классовые, национальные, даже религиозные, но не расовые различия. В пятой главе, «Раса, пространство и возможность получения образования», автор рассматривает несколько эпизодов, когда поддержка белыми всеобщего муниципального образования вполне органично сочеталась с поддержкой расовой сегрегации. По мнению Мосс, это было связано с тем, что белые жители Бостона видели в образовании не механизм освобождения, а средство усиления института рабства. Школы рассматривались как инструмент борьбы с социальными пороками, а не как социальный лифт. Помимо прочего, у учеников должны были вырабатываться дисциплина, послушание, уважение к властям - то есть качества, необходимые, чтобы стать образцовыми работниками. Вследствие этого чернокожие жители Бостона, в отличие от афроамериканцев Балтимора, имели возможность учиться бесплатно (но после вступительного экзамена), причем в отличие от чернокожих Нью-Хейвена им не приходилось сталкиваться с насилием со стороны недовольных белых жителей. Впрочем, Мосс указывает на несколько случаев, когда белые горожане подавали петиции против открытия черных школ в их районах. Она связывает это с желанием чувствовать район своим (школа будет притягивать родителей с детьми), что было проявлением борьбы горожан за собственную идентичность. Таким образом, уже в середине XIX в. можно обнаружить тенденцию к формированию черных гетто. В последней, шестой главе «Совместные школы, память о Революции и кризис гражданства афроамериканцев в середине XIX века», описывается ситуация, сложившаяся во второй трети столетия, когда среди чернокожих жителей Бостона распространилось представление о том, что их свобода зависит от возможности утвердить свою американскую идентичность.

В заключении, названном «Великий уравнитель», автор рассуждает о большой роли образования в обществе. Основная миссия школы, по ее мнению, - смягчить неравенство, служить социальной мобильности и гармонии, устранять политическую, культурную, этническую и классовую разделенность, в то время как в Америке в рассматриваемый период школы являлись скорее элементом колониального проекта, включая экономическую экспансию, религиозное самовыражение, политическую стабильность и расовое доминирование. Хотя автор не призывает ставить расовый вопрос в центр исследований истории образования в США (и не принимать в расчет вопросы пола, класса, культуры), она считает, что невозможно оценить расширение формальных возможностей получения образования, не учитывая его взаимосвязь и взаимозависимость с расовым аспектом.

Решения, которые принимает общество относительно образования детей, говорят о том, как оно представляет себе вклад этих детей в будущем; в связи с этим можно говорить о тесной связи между образованием и включением в политическую жизнь страны. Для афроамериканцев было важно позиционировать себя как участников Американской революции (воспринимавшейся как «эпический конфликт между свободой и рабством» - с. 184), понесших большие потери, что подчеркивает их вклад в создание американской нации. Поэтому чернокожие в Нью-Хейвене, Балтиморе, Бостоне тратили так много энергии на создание и поддержание образовательных учреждений, рассчитывая с их помощью смягчить сложившееся неравенство. К тому же ни экономических, ни политических ресурсов для улучшения своего положения у них не было, что еще больше повышало важность образования. И хотя само по себе оно не позволяло справиться с экономическим и юридическим неравенством, но возможность его получить, несмотря на равнодушие и враждебность окружающих, имела, как не устает подчеркивать автор, большое значение в борьбе с несправедливостью сложившейся ситуации.

С. В. Втулкин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.