Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 14 (305). Филология. Искусствоведение. Вып. 77. С. 143-147.
И. М. Удлер
ОПЫТ ИЗДАНИЯ ПЕРВОЙ АФРО-АМЕРИКАНСКОЙ ГАЗЕТЫ
«ФРИДОМС ДЖОРНАЛ»
Исследуются возникновение, развитие, национальное своеобразие афро-американской прессы на примере первой афро-американской газеты «Фридомс джорнал» (1827-1829). Анализируются причины создания газеты, цели, содержание, рубрики, жанры, аудитория, роль в формировании национального самосознания черных американцев. Рассматривается глубокая связь высокотехнологичного, современного по контенту, творческим практикам и технологиям, общению с аудиторией мультимедийного средства массовой информации XXI в. «Фридомс джорнал мэгэзин» с газетой «Фридомс джорнал».
Ключевые слова: «Фридомс джорнал», Сэмюэл Е. Корниш, Джон Б. Рассуорм, афро-американская пресса, еженедельная газета, редактор, афро-американская журналистика, «Фридомс джорнал мэгэзин», Эрик Уоллес, современные технологии, традиционные афро-американские ценности.
В XXI в. в США среди современных масс-медиа успешно функционирует качественное, высокотехнологичное онлайн-СМИ «Фридомс джорнал мэгэзин» (Freedom's Journal Magazine) [11], которое издает компания «Уоллес мультимедиа груп» (Wallace Multimedia Group). Владелец компании, занимающейся средствами коммуникации и современными технологиями, д-р Эрик Уоллес является и издателем, и главным редактором, и ведущим телевизионных передач.
Название «Фридомс джорнал мэгэзин» многое говорит исследователю истории афро-американской печати. Первая афро-американская газета, издававшаяся в Нью-Йорке с 16 марта 1827 г. по 28 марта 1829 г. (редакторы Сэмюэл Е. Корниш и Джон Б. Рассуорм), называлась Freedom's Journal, и это отнюдь не совпадение, а глубоко продуманная и обоснованная позиция современного мультимедийного средства массовой информации.
Она изложена в программной рубрике сайта, где под портретами редакторов газеты «Фридомс джорнал» размещен текст, в котором редакция объясняет потенциальной аудитории, что название является «данью уважения к мужеству и прозорливости Сэмюэла Е. Корниша и Джона Б. Рассуорма, основателей прессы чернокожих в Америке». Их газета явилась «стимулом к созданию и прообразом современного журнала. <...> FJM торжественно обещает продолжать их борьбу, предоставляя самые свежие региональные, национальные и международные новости, точку зрения, статьи редакции на основе библейского мировоззре-
ния. Мы посвящаем свое издание сбережению традиционных афро-американских ценностей, предоставлению необходимой трибуны для постановки острых вопросов и проблем, призванных обеспечить наши права на жизнь, свободу и поиски счастья, и сохранению наследия консерватизма чернокожих (black conservatism) для грядущих поколений» [14].
О верности традициям «Фридомс джор-нал», а также публицистики ведущего афро-американского журналиста XIX в. Фредерика Дугласа как главному ориентиру журнала свидетельствуют не только название и сформулированное в программной рубрике кредо современного масс-медиа, но и дизайн, эпиграфы, цитаты, фотографии, текст и заставки на мониторах в телевизионной студии, многие рубрики (политика, религия, образование, семья, история, мир, точки зрения), содержание интернет-издания. Современный по контенту и технологиям, общению с аудиторией мультимедийный «Фридомс джорнал мэгэзин» по своей направленности таков, каким бы его сделали афро-американские журналисты XIX в. С. Корниш, Дж. Рассуорм, Ф. Дуглас (цитата из статьи Ф. Дугласа: «Там, где нет борьбы, нет прогресса,» - публикуется в центре заставки сайта и на мониторах телестудии вместе с его портретом) сегодня, обладая средствами нынешнего издателя и редактора и современными техническими возможностями.
Популярность FJM подтверждает необходимость, актуальность изучения корней, истории афро-американской прессы, которая началась в XIX в.
144
И. М. Удлер
Первый период истории афро-американской печати - 1827-1865 гг., период возникновения, становления и развития.
Он почти полностью совпадает с очень важным этапом в развитии американской журналистики, с возникновением и развитием в 1833-1865 гг. "penny press" («дешевой прессы», «пенни-прессы», «пенсовой прессы» [16].
Качественные изменения американской прессы были связаны с изменениями в социальной жизни, экономике, с научно-техническим прогрессом.
В это время растет численность населения, идет процесс урбанизации. Улучшается школьное образование, растет количество грамотных людей. Формируется рыночная экономика, усиливаются позиции среднего класса. Прокладываются железные дороги. С 1844 г. начинает работать изобретение профессора Сэмюэла Финли Бриза Морзе - телеграф. В 40-е гг. телеграфные линии уже имелись во всех штатах. Удешевляется производство бумаги. Печатный станок, который еще в 20-е гг. приводили в движение лошади, заменяется новым быстродействующим паровым станком.
Редакторы становятся экономически независимыми благодаря большому количеству рекламы. Резко возрастают тиражи газет. «Пенсовые газеты» «Нью-Йорк сан» (редактор Б. Дей), «Нью-Йорк геральд» (редактор Дж. Г. Беннетт), «Нью-Йорк трибюн» (редактор Г. Грили) ориентируются на массового читателя, распространяются не по дорогой подписке, а продаются на улицах и делают главный упор на новости, интересные рядовому американцу: городские, региональные, - на повседневную жизнь рядового американца. Возникает сеть корреспондентов, репортеров. Возрастает профессионализм журналистов. Самой распространенной становится высокотиражная ежедневная четырехполосная газета, пришедшая на смену еженедельной.
Но эти газеты ориентировались на белых американцев. Афроамериканцы в условиях рабства на Юге и расовой дискриминации на Севере нуждались в своей прессе, выполняющей важнейшие политические, социальные и культурно-просветительские задачи и выражающей точку зрения самих афроамериканцев, а не их защитников - белых аболиционистов (точки зрения зачастую не совпадали).
16 марта 1827 г., за четыре года до возникновения еженедельной аболиционистской газеты У. Л. Гаррисона «Либерейтор», в Нью-
Йорке, главном центре американской журналистики, вышел первый номер еженедельной газеты «Фридомс джорнал» (Freedom's Journal), редакторами которой были священник С. Е. Корниш, получивший специальное духовное образование, и первый чернокожий в Соединенных Штатах, получивший университетский диплом, Дж. Б. Рассуорм. Современный главный редактор «Фридомс джорнал мэгэзин» Эрик Уоллес с университетским образованием, со степенью магистра и PhD в области библеистики.
Газета издавалась в формате А2 и состояла из четырех полос, на каждой из которых размещались четыре колонки текста. С № 55 (11 апреля 1828 г.) газету стали издавать на восьми полосах, с тремя колонками на каждой полосе, то есть объем публикуемого материала увеличился. Газета выходила по пятницам тиражом около 2 500 экземпляров. Всего было опубликовано 104 номера [9; 10].
В качестве эпиграфа, девиза газеты была избрана цитата из «Книги Притчей Соломоновых»: "RIGHTEOUSNESS
EXALTETH A NATION". Предполагалось, что читателям известна притча царя Соломона: "Righteousness exalteth a nation: but sin is a reproach to any people" («Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов») [2]. Светский смысл слова "Righteousness" - справедливость. С № 54 от 4 апреля 1828 г. (№ 53, по-видимому, не сохранился), вместо этой цитаты, под заглавием появились слова: «Посвящается усовершенствованию цветного населения» ("DEVOTED TO THE IMPROVEMENT OF THE COLOURED POPULATION"). Не случайно между двумя словами названия газеты в одиннадцати номерах (№ 42-52, c 11 января по 21 марта 1828 г.) помещалось изображение раскрытой книги, скорее всего, Библии.
Первый печатный орган черных американцев «Фридомс джорнал» стремился быть голосом своего народа. «Мы хотим сами отстаивать наше дело. Слишком долго другие говорили за нас. Слишком долго общество вводили в заблуждение, искажая правду о нас...», - писали редакторы в первом номере газеты от 16 марта 1827 г. [9]. Редколлегия «Фридомс джорнал мэгэзин» утверждает, что эти слова актуальны и сегодня в той же степени, что и тогда, когда были опубликованы впервые [14].
Редакторы «Фридомс джорнал» были убеждены, что «пресса чернокожих является самым лучшим средством "совершенствования в об-
ласти морали, религии, гражданственности и грамотности униженной расы", на которую ежедневно клеветала американская печать» [7]. Много существенных положений о значимости прессы было сформулировано в редакторских колонках и претворялось в жизнь.
Газета «Фридомс джорнал» обличала рабство, призывала к его отмене, выступала в защиту политических и социальных прав свободных чернокожих американцев.
Она публиковала статьи об истории работорговли и рабства, информацию о борьбе чернокожих американцев за свободу, полемизировала с расистской идеологией, с прорабовла-дельческой нью-йоркской прессой (например с «Дейли пресс», клеветавшей на чернокожих жителей Нью-Йорка) [6. P. ix].
Большое место отводилось дискуссии, посвященной актуальной проблеме: интеграция черной расы в американское общество или колонизация, переселение в Африку, в Либерию. Идея переселения свободных черных как панацея решения расовой проблемы в США была выдвинута в 1816 г. Американским колонизационным обществом (American Colonization Society) и вызвала острые дебаты в американском обществе.
Мнения редакторов оказались противоположными. Дж. Б. Рассуорм не только в своих статьях выступал за возвращение в Африку, но и уехал туда в 1829 г. С. Е. Корниш занимал противоположную позицию, считая возможным добиться обеспечения черным равных прав с белыми американцами. Газета предоставляла колонки для дискуссии сторонникам обеих точек зрения.
Эта дискуссия очень актуальна в настоящее время. В 2009 г. Г. Л. Гейтс опубликовал сборник документов «Линкольн о рабстве и расе», сопроводив его развернутым предисловием и комментариями [12]. В предисловии он пишет: «Как большинство афроамериканцев моего поколения, я вырос с верой, что Линкольн ненавидел рабство, потому что он любил рабов» [Ibid. P. liv]. Предисловие направлено против «романтизации» А. Линкольна как «первого американского президента, полностью преодолевшего расизм» [Ibid. P. lix], «Великого Освободителя, защитника чернокожих рабов» [Ibid. P. xxi], против распространенных представлений о нем как «острове чистого разума в море расистского безумия в середине XIX в.», «человеке, чьи взгляды на расу и рабство возвысились над его временем и местом» [Ibid. P. xxiv]. Главным аргументом Гейтса яв-
ляется обнаруженная им в процессе работы над документами приверженность А. Линкольна идее и конкретному плану добровольной колонизации, то есть переселению бывших рабов и свободных чернокожих американцев в Африку и Латинскую Америку.
С этой же позиции написана книга Ф. Мэгнесса и С. Пэйджа «Колонизация после освобождения: Линкольн и движение за переселение чернокожих» (2011), в которой на основе обнаруженных ими в британских архивах документальных материалов также подается как сенсация целенаправленная работа А. Линкольна, по крайней мере в течение года после публикации Прокламации 1 января 1863 г., над программой добровольного переселения бывших рабов в британские колонии в Вест-Индии Белиз и Гайану [13]. Средства массовой информации в США и России подхватили эту «сенсацию» [8; 1].
Авторы книг, характеризуя А. Линкольна как расиста, не вспомнили статьи Россуорма и его отъезд в Африку. Его-то в расизме никак нельзя упрекнуть.
«Фридомс джорнал» была не только аболиционистской газетой. Много материалов посвящалось проблемам истории, культуры, религии, образования и самообразования, воспитания, нравственности, совершенствованию людей черной расы, роли женщины в обществе и семье, бытовой культуре (в частности, рекомендации женщинам, как одеваться), трезвости, повседневной жизни, отношениям с белыми американцами [см.: 5; 7]. Газета ставила своей целью побуждение к образованию и самообразованию, просвещение чернокожих. Постоянной была рубрика «Поэзия», украшенная заставкой-рисунком.
Р. Л. Ф. Дэвис и Б. Дж. Крекорьян пишут о содержании афро-американских газет XIX в.: «Большинство газет пропагандировали трезвый образ жизни и умеренность во всем. На страницах этих газет освещались такие темы, как астрономия, здоровье, религия, экономика и литература, что делало их более похожими на журналы, чем на газеты, сообщающие ежедневные новости» [7].
Все эти темы содержатся в статьях, заметках, репортажах, памфлетах, информационных сообщениях, письмах, речах, стихах, опубликованных на страницах «Фридомс джорнал», и вызывают аналогии с «Альманахом простака Ричарда» Б. Франклина, с подарочными аболиционистскими альманахами XIX в.
146
И. М. Удлер
Газета пропагандировала в качестве примера для молодежи биографии, "success stories" чернокожих американцев, африканцев. Например, поучительным примером для читателей предстал герой заметки, опубликованной в 1828 г., - прадед А. С. Пушкина А. Ганнибал, африканец, в России, где нет рабства и предрассудков по отношению к черной расе, ставший военным инженером. Автор заметки, сравнивавший США и Россию в пользу России, предвосхитил глубокий интерес Ф. Дугласа к России и его публицистику на эту тему.
Газета обращалась к очень широкой аудитории: к свободным цветным и рабам, к цветным и белым, мужчинам и женщинам, к людям разного социального статуса, разного возраста, в том числе и детям.
«Газета имела своих корреспондентов по всей Новой Англии, в Нью-Йорке, Пенсильвании, Мэриленде, округе Колумбия и даже в Виргинии и Северной Каролине, а также на Гаити, в Канаде и Англии» [4. P. 33].
Активно работал в газете живший в Бостоне Д. Уокер, будущий автор и издатель «Призыва» (Appeal, сентябрь 1829 г.), обращенного «ко всем цветным гражданам мира и особенно Соединенных Штатов Америки», знаменитого аболиционистского памфлета и призыва к восстанию, распространявшегося не только на Севере, но и в южных штатах Джорджия, Луизиана, Северная Каролина [17].
Газета «распространялась в 11 штатах, округе Колумбия, Гаити, Европе и Канаде» [3].
Таким образом, газета, издававшаяся на Севере, выходила за пределы города и штата, являясь не только региональным, но и национальным изданием, что станет характерной чертой афро-американской прессы.
Представляет большой интерес для исследователей истории афро-американской прессы книга Т. Пинника «Поиски и использование афро-американских газет» [15], в которой он рассматривает афро-американские региональные газеты XIX - начала XX вв. как ценнейший первоисточник, содержащий обширный фактический материал для исследователей афро-американской истории и генеалогии, для составителей родословных афро-американских семей, ибо афро-американские газеты очень много писали о чернокожих американцах не только местной общины, но и о жителях других регионов: «В результате почти двадцатипятилетних разысканий я убедился, что афро-американские газеты содержат ключ к гене-
алогическим находкам. Они являются одним из немногих документальных источников каждодневной жизни черных общин, как больших, так и малых. В этих общинах жили бывшие рабы, ветераны Гражданской войны и множество обычных людей - наши общие предки!» [15. P. 5-6].
Он приводит примеры неожиданно обнаруженных сведений о предках там, где не ожидал, - в афро-американских газетах других регионов,- и обращается к современным исследователям афро-американской истории и к составителям родословных афро-американских семей: «Афро-американские газеты - замечательное средство расширить или дать толчок вашим разысканиям» [15. P. 16].
Действительно, начиная с первой афро-американской газеты «Фридомс джорнал», афро-американская пресса XIX в. содержала фактический материал о жизни (рождения, свадьбы) и смерти реальных чернокожих американцев, который представляет большой интерес для современных исследователей.
28 марта 1829 г. газета, способствовавшая формированию национального самосознания черных американцев, оказавшая влияние на дальнейшее развитие прессы вплоть до сегодняшнего дня, прекратила существование. Но начало афро-американской печати было положено.
Список литературы
1. Книга: президент-освободитель Линкольн собирался выслать из США негров [Электронный ресурс]. URL: http://www.news-ru.com/world/11feb2011/lincoln.html.
2. Прит. 14: 34.
3. African-American Newspapers and Periodicals: Freedom's Journal [Electronic resource]. URL: http://www.wisconsinhistory.org/ libraryarchives/aanp/freedom.
4. Aptheker, H. The Negro in the Abolitionist Movement. N. Y., 1941. 48 p.
5. Bacon, J. Freedom's Journal: The First African-American Newspaper. Lanham, MD : Lexington Books, 2007. 325 p.
6. Daniel, W. C. Black Journals in the United States. Westport, Conn. ; London, 1982. 432 p.
7. Davis, R. L. F. The Black Press in Antebellum America [Электронный ресурс] / R. L. F. Davis, B. J. Krekorian. URL: http://www. slaveryinamerica.org/history/hs_es_press.htm.
8. Dinan, S. Book: Lincoln Sought to Deport Freed Slaves // Washington Times. 2011. Febr. 9.
9. Freedom's Journal [Электронный ресурс]. Vol. 1: March, 1827 - March, 1828. URL: http:// www.wisconsinhistory.org/libraryarchives/aanp/ freedom/volume1.asp.
10. Freedom's Journal [Электронный ресурс]. Vol. 2: April, 1828 - March, 1829. URL: http:// www.wisconsinhistory.org/libraryarchives/aanp/ freedom/volume2.asp.
11. Freedom's Journal Magazine [Электронный ресурс]. URL: http://www.freedomsjournal.net.
12. Lincoln on Race and Slavery / ed. and in-trod. by H. L. Gates, Jr.; coed. by D. Yacovone. Princeton ; Oxford, 2009. LXVIII, 343 p.
13. Magness, Ph. W. Colonization After Emancipation: Lincoln and the Movement for Black Resettlement / Ph. W. Magness, N. S. Page. Columbia, Mo, 2011. 164 p.
14. The Origin and Future of Freedoms Journal [Электронный ресурс] // Freedom's Journal Magazine. URL: http://www.freedomsjournal.net/ company.
15. Pinnick, T. N. Finding and Using African American Newspapers. Wyandotte, 2008. 71 p.
16. Schudson, M. The Revolution in American Journalism in the Age of Egalitarianism: The Penny Press // Schudson, M. Discovering the News: A Social History of American Newspapers. N. Y., 1978. P. 12-60.
17. Walker's Appeal in Four Articles; Together with a Preamble, To the Coloured Citizens of the World, but in Particular, and Very Expressly, to Those of the United States of America, Written in Boston, State of Massachusetts, Sept. 28, 1829 [Электронный ресурс]. Third ed. Boston, 1830. 88 p. URL: http://docsouth.unc.edu/nc/walker/ menu.html Idem. Appeal // Great Documents in Black American History / ed. by G. Ducas, Ch. Van Doren ; an introd. By C. E. Lincoln. N. Y., 1970. P. 59-105.