Вестник Челябинского государственного университета.
2017. № 6 (402). Филологические науки. Вып. 106. С. 46—51.
УДК 316.77
ББК 76.0
ИСТОКИ АФРО-АМЕРИКАНСКОЙ ПРЕССЫ
А. А. Ильинская
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Статья раскрывает историю создания, цели и условия возникновения первой афро-американской газеты Freedom's Journal в начале XIX в. Газета заложила основы всей афро-американской журналистики. Ее начинания продолжил современный медиахолдинг Freedom's Journal Magazine, запустивший амбициозный социальный проект помощи американцам и афроамериканцам — Freedom's Journal Initiative.
Ключевые слова: Freedom's Journal, Freedom's Journal Magazine, Freedom's Journal Initiative, первая афро-американская газета XIX в., рабство, афро-американская пресса.
Исследование связано с белыми пятнами в изучении афро-американской печати. Таковой является афро-американская пресса начала XIX в.
В США начала XIX в. улучшается школьное образование, растет количество грамотных людей, идет процесс урбанизации. Происходит демократизация рынка, которая отражается на всех сферах жизни. С ускорением ритма американской жизни после получения страной независимости возникла необходимость в газетах ежедневной периодичности [12].
Американская пресса переживает настоящий бум и становится экономически независимой. Кроме того, издания начали предоставлять печатную площадь под платные объявления и рекламу. По мере консолидации страны уходила в прошлое эпоха революционных газет, пресса стала интересоваться своим читателем, акцент сместился в сторону новостей, интересных среднестатистическому американцу. Так создавались предпосылки для организации раннекапитали-стической прессы.
Осенью 1771 г. в Филадельфии вышла первая ежедневная независимая газета США под названием The Pennsylvania Packet and Daily Advertiser («Пенсильвениан пэкид энд дейли эдветайзер») [11]. До ее появления уже существовали ежеднев -ные, но издание Джона Данлапа стало первым политически не ангажированным еженедельником, получавшим независимый доход от подписки и рекламы. Настоящая популярность к газете пришла в 1784 г. с появлением в редакции второго издателя — Дэвида К. Клейпула.
Четырехполосная газета стоила четыре пенса, материал располагался в четыре колонки. Издание выходило три раза в неделю — по втор-
никам, четвергам и субботам. Место на первой и последней полосах было полностью отведено под объявления. Остальные полосы были частично отданы объявлениям, частично — новостям и перепечаткам из других изданий. Газета была первой опубликовавшей Декларацию о независимости и текст Конституции США, «Прощальное письмо» Джорджа Вашингтона [14], интервью с генералом Лаффаетом по приезде в США, стенографию заседания Конгресса. Издание также предлагало краткий обзор экономических событий в формате, удобном для ознакомления за утренним кофе. Как пишет исследователь МакКлунг Ли: «Packet, как и многие ранние периодические газеты — до 1820-1830 гг. — были неким подобием современного Wall Street Journal ("Уолл Стрит джорнал")» [10. P. 59]. Впервые важные для страны события подавались не для политической агитации, а с целью проинформировать граждан.
Местные новости и актуальные для муниципалитетов темы также не обходили читателя стороной [15]. Газета предоставляла информацию о городских праздниках, планах по обустройству города; публиковала объявления о пропавших без вести горожанах и тех [11], кого ищет полиция [5], материалы о домашнем очаге, семейном уюте, здоровом и трезвом образе жизни; кулинарные рецепты, практические советы по обработке земли и устройству жилища. Издание просуществовало до 1840 г., когда газета была в очередной раз перекуплена и окончательно переименована в The North American («Норд американ»). Под новым именем газета также покупалась разными издателями как в качестве независимого издания, так и в качестве вкладки в других газетах.
Окончательно газета перестала существовать осенью 1934 г.
Постепенно, к началу XIX столетия, журналы и газеты усилили свое влияние на общественное сознание и приоритеты. «Количественную динамику роста журнальных периодических изданий на читательском рынке Америки показывают следующие данные — в 1800 г. регулярно выходило 12 журналов, в 1810 г. уже 40, а в 1825 г. их число составило 100» [15. С. 16].
Однако на укладе жизни Юга эти события почти никак не отразились, кроме одного — изобретения хлопкоочистительной машинки «коттон-джин», усилившей эксплуатацию невольничьего труда. И хотя еще в 1809 г. вступил в силу закон о запрете ввоза рабов, их перевозили контрабандой [7]. Кроме того, закон не запрещал использовать в качестве рабов чернокожих, родившихся в Америке. Согласно переписи населения, в сельском хозяйстве их было занято около 2,5 млн.
Рабы были лишены свободы. Демократические реформы обходили их стороной. Тем не менее Война за независимость дала многим афроамери-канцам шанс освободиться от рабства, поскольку хозяева часто отправляли их на войну вместо себя. После победы многим даровалась свобода за службу, многие же просто сбегали [6].
После войны Север постепенно запрещал рабство и отпускал невольников, которым некуда было идти: историческая родина была далеко, а «законодательно изменение статуса афроаме-риканца не было прописано, официально гражданином он не стал. Ему не причиталось какое-либо имущество или "социальная ниша" [6. Р. 51]. Американское общество было сильно встревоже -но большим количеством бездомных, безработных, несоциализированных чернокожих. Оно отвергало и презирало их. В ответ афроамерикан-цы создавали собственные общественные институты, которые «позднее, в середине XX в., будут подпитывать движение за гражданские права, предоставляя ему поддержку и социальный капитал. Основами этих институтов стали семья и церковь» [6. Р. 60].
Тесные семейные узы, которыми были связаны рабы, стали способом сохранения личности и культуры. Хозяева чернокожих могли разделять семьи, продавая ее членов разным рабовладельцам, но многие старались выкупить всю семью как залог дисциплинированного труда. Ряд исследователей обращает внимание на стабильность, прочность и долговечность семейных уз в эпоху
рабства. Многие негритянские семьи напоминали целые кланы, как правило сплоченные вокруг сильной, авторитетной женщины [12].
Со временем все больше рабов принимало христианство, становясь баптистами или методистами, поскольку именно эти конфессии преобладали среди белых южан. Обратившись в христианство, многие основали собственные параллельные, или подпольные, церкви. «Негритянские церкви и религиозные объединения росли по численному составу, влиянию и организационной мощи» [6. P. 34].
В наиболее крупных городах, таких как Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, на основе этих институтов сформировались афро-американские общины, которые объединялись в борьбе против рабства и дискриминации. В начале XIX в. появились такие организации, как Африканское общество Бостона, Общество освобождения в Филадельфии, Общество африканского освобождения в Ньюпорте. «Активисты укрепляли связи между общинами разных городов, продолжали деятельность «Подземных железных дорог», открывали церкви и школы для афроамери-канцев, начинали издавать памфлеты» [6. P. 73].
16 марта 1827 г. в Мекке американской журналистики, Нью-Йорке, вышел первый номер афро-американской еженедельной газеты Freedom's Journal. Редакторами стали активисты афро-американской общины города Самуэль Корниш и Джон Браун Рассвум. Первый печатный орган афроамериканцев стремился стать опорой своего народа: «Мы несовершенны, но в своем несовершенстве мы и равны. Мы будем говорить о том, что дорого и близко нам, что тревожит нас» [8].
Начало издания положила встреча редакторов и членов нью-йоркской общины, на которой были озвучены цели будущего издания: «Дать право голоса всем чернокожим; осветить все аспекты жизни и быта афроамериканцев в доказательство их гражданской зрелости, а также объединить всех чернокожих братьев» [4].
Четырехполосная еженедельная газета, аболиционистская по своей направленности, распространялась по подписке, стоимостью 3 доллара в год и в розницу за 25 центов. Материал располагался в три колонки. На первой полосе печаталась передовая статья, порой взятая из других изданий, во всю полосу. На второй полосе, как правило, публиковались аналитические статьи, посвященные вопросам миссионерства, веры, церкви, похищениям чернокожих, истории успеха
свободных афроамериканцев. Часто материалы были объемными и носили реферативный характер. С № 43 от 31 августа 1827 г. впервые стали печататься литературные произведения афроамериканцев, отобранные редакцией из корреспонденции. Здесь же была вкладка с муниципальными новостями — отдельно для каждого города, распространявшего газету. На третьей полосе пе -чатались новости — в одной колонке, без графических разделений. Разделение было тематическим: зарубежные и местные новости. Рубрики «Разное» и «Образование» стабильно занимали четвертую полосу газеты, в конце которой давались объявления, как платные, так и бесплатные, носившие этнический характер: открытие новой школы для чернокожих детей, услуги афро-американского портного и так далее. В конце указывались выходные данные, прейскурант на рекламу и имена корреспондентов во всех штатах, участвовавших в создании номера.
Таким образом, сравнивая первую афро-американскую газету с наиболее ярким представителем американской независимой периодической прессы — The Pennsylvania Packet and Daily Advertiser — мы видим, что по формату газеты идентичны. Существенную разницу составляет тот факт, что Freedom 's Journal, как пишет про нее исследователь Жаклин Бэкон (Jacqueline Bacon) «была громом среди ясного неба» [4]. Впервые бесправные заговорили о своих правах, положении, надеждах и достижениях. «Мы хотим сами отстаивать наше дело. Слишком долго другие говорили за нас. Слишком долго общество вводили в заблуждение, искажая правду о нас...» [8].
Весь материал первой афро-американской газеты выстраивался в единую концепцию, сквозной мыслью которой была необходимость придания бывшим невольникам статуса для возвращения их к нормальной жизни. Бороться газета начала самим фактом своего существования. Ее название символично: Freedom 's Journal переводится как «дневник свободы» (freedom — «свобода», journal — «книга, журнал для регистрации, дневник»). Эпиграфом газеты стала цитата из «Книги Притчей Соломоновых»: Rightneousness exalteth a nation («Праведность возвышает народ, а беззако-ние — бесчестие народа»). Этим редакторы заявили о масштабности своей работы: писать дневник свободы своего народа, возвышая его.
Газета распространяла информацию об ужасах рабства, обличала несправедливые судебные процессы над афроамериканцами, выступала против
идеи колонизации и программы Американского колонизационного общества; мотивировала своих читателей к самообразованию и просвещению; отражала нападки расистов как среди обычных граждан, так и статусных представителей властей и СМИ. Из этого разнообразия тематик можно выделить несколько ведущих:
Социально-политическая, постоянными темами которой были: история рабства; афроаме-риканец и американское общество; Гаитянская революция как пример успешного выступления против рабовладельческого строя и способности чернокожих самостоятельно контролировать свою жизнь; правосудие и образование.
Религиозно-духовная, ключевыми пунктами которой стали моральный облик афроамериканцев, религиозное и духовное воспитание, равенство людей любого возраста, цвета и пола.
Этнически-общинная, включавшая в себя общинные новости, биографии выдающихся афро-американцев, письма читателей, открытия новых библиотек и булочных для чернокожих с указанием адреса и имени владельца.
Рекламно-информационная, развлекательная, в которой публиковались не только новости, но и литературные произведения, заметки о новейших изобретениях, интересные факты из истории, науки, техники и искусства.
В 1828 г. Джон Рассвум остался единственным редактором. Рассвум меняет не только формат, но и позицию газеты. Издание пронизывает отчаяние, ощущение бесперспективности положения афро-американцев в США, и в 1829 г. редактор мигрирует в Либерию, газета прекращает свое существование.
Но Freedom's Journal не исчезла бесследно. После отъезда Рассвума Самуэль Корниш издает газету «Райтс ов ол» (Rights of All). За ней в 40-е гг. возникает целый ряд афро-американских газет, таких как «Элевейтор» (Elevator), «Клэриэн» (Clarion), «Чикаго дефендер» (Chicago Defender) и многие другие. Всего в период c 1827 по 1865 гг. выходило свыше сорока изданий. Самыми значительными становятся газеты Фредерика Дугласа «Норд стар» (The North Star) и «Дуглас мансли» (Douglass' Monthly) [3].
В XX в. афро-американская пресса насчитывает более пятидесяти изданий и борется за отмену политики сегрегации. Наиболее значимыми становятся «Амстердам ньюс» (Amsterdam News), в дальнейшем переименованная в «Нью-Йорк Амстердам ньюс» (New York Amsterdam
News). «Балтимор афроамерикан» (Baltimore Afro-American) и «Чикаго дефендер» (Chicago Defender), существующие и по сей день.
C 2010 г. газета Freedom's Journal вновь начала свое существование, но уже под другим именем «Фридомс джорнал мэгазин» (Freedom's Journal Magazine). Этническое онлайн-издание продолжает традиции и рубрики газеты XIX в. В 2014 г. Freedom's Journal Magazine превращается в настоящий этнический медиа-холдинг, объединяющий радио, телевидение, газету и социальные сети. Весной 2015 г. медиа-холдинг запустил свой собственный некоммерческий социальный проект помощи американцам (не только африканского происхождения), попавшим в трудное положение — Freedom's Journal Institute («Фридомс джорнал институт») [9]. Организация также занимается просветительской и социально-политической деятельностью. Например, 19 октября 2015 г. в организации проходил круглый стол на тему со -глашения между США и Ираном, в котором принял участие губернатор Арканзаса Майк Хакбии (Mike Huckabee) [13]. В мае 2016 г. планируется проведение Саммита исследователей, обществен-
ных и политических деятелей, работающих над социальными проблемами.
Преследуя цель стать «рупором своего народа», источником его просвещения и защиты, своим примером Freedom's Journal заложила основы всей последующей афро-американской журналистики:
- издание адаптировало формат американских СМИ;
- газета давала голос афроамериканцам, ее миссией стало стремление предоставить чернокожим открыто говорить о своих проблемах, переживаниях и надеждах;
- периодическое издание не замыкалось в самом себе, а реагировало на события окружающего мира;
- печатный орган говорил о равенстве не только социальном, но и гендерном;
- еженедельник принимал непосредственное участие в жизни афроамериканцев.
Freedom's Journal стала первой моделью афро-американской газеты, типологические черты которой прослеживаются в современных афро-американских СМИ.
Список литературы
1. Беспалова, А. Г История мировой журалистики / А. Г Беспалова, Е. А. Корнилов, А. П. Корочин-ский, А. И. Станько. — М.; Ростов н/Д., 2003. — 427 с.
2. Токвиль, А. Демократия в Америке / А. Токвиль. — М., 1994. — Т. 1. — 360 с.
3. Удлер, И. М. От регионального к национальному: становление и развитие афро-американской прессы XIX века / И. М. Удлер // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Рос. и зарубеж. филология. — 2010. — Вып. 2 (8). — С. 106.
4. Васоп, J. Freedom's Journal: The First Afro-American Newspaper / J. Васоп. — URL: http://books. google.com/books? — Дата обращения: 10.01.2016.
5. Barnes, W. Robert Missing Relatives and Lost Friends / W. Barnes. — Maryland, 2008. — 350 p.
6. Boles, D. Black Southerners: 1619-1869 / D. Boles. — Kentucky, 1984. — 114 p.
7. Freedman, M. J. Slavery Comes to America / M. J. Freedman // Free at Last / ed. by M. S. Nhili. — Bureau of International Information Programs, 2008. — P. 3-16.
8. Freedom's Journal: 1827-1829. — URL: www.wisconsinhstory.org/libraryarchives/aa/freed/volume1. asp. — Дата обращения: 10.01.2016.
9. Freedom's Journal Institute. — URL: http://freedoms journalinstitute.org. — Дата обращения: 10.01.2016.
10. McClung, L. A. The Daily Newspapers in America / A. L. McClung, F. Hudson // American Journalism: 1690-1940. — London, 2000. — Vol. 1. — 59 p.
11. Pennsylvania Packet and Daily Advertiser: 1771-1784. — URL: http://www.loc.gov/rr/news/18th/ 563. html. — Дата обращения: 10.01.2016.
12. Slavery and the Making of America. — URL: http://www.pbs.org/wnet/slavery/experience/living/index. html. — Дата обращения: 10.01.2016.
13. Speech at the Freedom's Journal Institute R.I.S.E. Initiative. — URL: http://www.youtube.com/ watch?v=jciaT9EFwYQ. — Дата обращения: 10.01.2016.
14. Washington, G. Papers at the Library of Cogress, 1741-1799: Series 2. Letterbooks / G. Washington. — URL: http://memory.loc.gov/cgi-bin/ampage?collId=mgw2&fileName=gwpage024.db&recNum=228. — Дата обращения: 10.01.2016.
15. Watson, F. Annals of Philadelphia and Pennsylvania in Olden Time / F. Watson, W. Fanning // Applewood Books American Cities Series. — Carlisle, 2009. — Vol. 2. — 397 p.
Сведения об авторе
Ильинская Ангелина Анатольевна — аспирант кафедры теории массовых коммуникаций факультета журналистики, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2017. No. 6 (402). Philology Sciences. Iss. 106. Pp. 46—51.
THE SOURCE OF AFRICAN AMERICAN PRESS
A. A. Ilinskaja
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The article is dedicated to the problem of ethnic media, in particular its source. The paper considers the first African-American newspaper phenomenon. Freedom's Journal was the first newspaper owned and operated by African Americans Samuel Cornish and John Russwurm. The newspaper was published in the United States, in New York. It was published weekly as a four-page, four-column newspaper, starting with the March 16, 1827 issue. Freedom's Journal circulated in 11 states, the District of Columbia, Haiti, Europe, and Canada. Subjects contained in the journal: current events of the day, with regional, national and international information, editorials declaiming slavery, lynching and other injustices, biographies of prominent African-Americans, vital record listings of births, deaths and marriages in the African-American New York community. Freedom's Journal was superseded in 1829 by newspaper The Rights of All by Samuel Cornish, the former senior editor of the Journal. During the XIX century African-American press estimated about 40 newspapers among which was the North Star by Frederick Douglass. In the XXI century there is a successor of the first African-American newspaper — Freedom's Journal Magazine which has turned to be an extended media holding company. The company has started a large-scale project — the R.I.S.E. Initiative.
Keywords: Freedom's Journal, Freedom's Journal Magazine, Freedom's Journal Initiative, the first African American newspaper, African-American press.
References
1. Bespalova A. G. Istoria mirovoi zhyrnalistiki [World journalism history]. Moscow; Rostov-on-Don, 2003. 427 p. (In Russ.).
2. Tocqueville A. Demokratija v Amerike [Democracy in America], vol. 1. Moscow, 1994. 360 p. (In Russ.).
3. Udler I.M. Ot regionalnogo k natzionalnomy: stanovlenie i razvitie afro-americanskoy pressi XIX veka [From the local to national-level: African American press formation and developmet in XIX century]. Vestnik Permskogo universiteta. Ser.: Rossiiskaya i zarubezhnayaphilologia [Annals of Permian University. Ser.: Russian and foreign study of language and literature], 2010, no. 2 (8), p. 106. (In Russ.).
4. Bacon J. Freedom's Journal: The First Afro-American Newspaper. — URL: http://books.google.com/ books?
5. Barnes W. Robert Missing Relatives and Lost Friends. Maryland, 2008. 350 p.
6. Boles D. Black Southerners: 1619-1869. Kentucky, 1984. 114 p.
7. Freedman M.J. Slavery Comes to America. Nhili M.S. (ed.). Free at Last. Bureau of International Information Programs, 2008. Pp. 3-16.
8. Freedom's Journal: 1827-1829. Available at: www.wisconinhstory.org/libraryarchives/aa/freed/volume1. asp.
9. Freedom's Journal Institute. Available at: http://freedomsjournalinstitute.org.
10. McClung L.A., Hudson F. The Daily Newspapers in America. American Journalism: 1690-1940, vol. 1. London, 2010. 320 p.
11. Pennsylvania Packet and Daily Advertiser: 1771-1784. Available at: http://www.loc.gov/rr/news/18th/563.
12. Slavery and the Making of America. Available at: http:// www.pbs.org/wnet/slavery/experience/living/ index.html.
13. Speech at the Freedom's Journal Institute R.I.S.E. Initiative. Available at: http://www.youtube.com/ watch?v=jciaT9EFwYQ.
14. Washington G. Papers at the Library of Cogress, 1741-1799: Series 2. Letterbooks. Available at: http:// memory.loc.gov/cgi-bin/ampage?collId=mgw2&fileName=gwpage024.db&recNum=228.
15. Watson F., Fanning W. Annals of Philadelphia and Pennsylvania in Olden Time. ApplewoodBooks American Cities Series, vol. 1. Carlisle, 2009. 397 p.