Научная статья на тему 'Первая афро-американская газета Freedom’s Journal (1827-1829 гг. ) и американское колонизационное общество'

Первая афро-американская газета Freedom’s Journal (1827-1829 гг. ) и американское колонизационное общество Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
225
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FREEDOM'S JOURNAL / ЭМИГРАЦИЯ В АФРИКУ / АМЕРИКАНСКОЕ КОЛОНИЗАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПЕРВАЯ АФРО-АМЕРИКАНСКАЯ ГАЗЕТА XIX ВЕКА / АФРО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРЕССА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильинская Ангелина Анатольевна

Статья раскрывает особенности взаимоотношений афро-американского сообщества и американского общества в начале XIX века, в частности первой афро-американской газеты Freedom’s Journal и деятельности Американского колонизационного общества. Обе организации стали реакцией на постепенный отход США от рабовладельческого строя после Войны за независимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая афро-американская газета Freedom’s Journal (1827-1829 гг. ) и американское колонизационное общество»

ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И КРИТИКИ

А. А. Ильинская

ПЕРВАЯ АФРО-АМЕРИКАНСКАЯ ГАЗЕТА FREEDOM'S JOURNAL (1827-1829 ГГ.)

И АМЕРИКАНСКОЕ КОЛОНИЗАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Статья раскрывает особенности взаимоотношений афро-американского сообщества и американского общества в начале XIX века, в частности первой афро-американской газеты Freedom's Journal и деятельности Американского колонизационного общества. Обе организации стали реакцией на постепенный отход США от рабовладельческого строя после Войны за независимость.

Ключевые слова: Freedom's Journal, эмиграция в Африку, Американское колонизационное общество, первая афро-американская газета XIX века, афро-американская пресса..

Война за независимость США дала многим афроамериканцам шанс получить свободу, поскольку хозяева часто отправляли на войну вместо себя рабов. «После победы многим даровалась свобода за службу, многие сбегали сами» [4. С. 114]. В течение первых 20 лет после войны большая часть освобожденных оседала в крупных городах на севере штатов Юга (Мэриленд, Делавэр, Нью-Джерси). Отмечалось, что вольноотпущенники, жившие в рабовладельческих регионах, провоцировали бунты, создавали свои неформальные объединения, церкви и общины. Север постепенно отменял рабство и отпускал невольников, которым некуда было идти: историческая родина была далеко, а семейные связи могло сохранить очень малое число чернокожих. «Законодательно изменение статуса афроамериканца не было прописано, официально гражданином он не стал» [3. С. 124]. Многие жители были обеспокоены большим числом безработных и бездомных афроамериканцев, в чьей сознательности они сомневались. «Укоренившиеся за практически 200 лет рабства стереотипы о чернокожем невольнике и экономическая угроза более дешевой рабочей силы усугубляли ситуацию» [9].

Социальная напряженность того периода породила два парадоксально взаимодействовавших общественных института - Американское колонизационное общество и первую афро-американскую газету, издававшуюся самими чернокожими, Freedom's Journal.

«Американское колонизационное общество» было основано в 1816 году и состояло в основном из квакеров, поддерживавших аболиционизм, и рабовладельцев, которые хотели избавиться от вольноотпущенников, так как видели в них потенциальную угрозу существо-

вавшему государственному строю, как, например, революция на Гаити» [2]. Основателями Общества стали Джон Рэндолф и Генри Клей. Оба лидера были убеждены, что чернокожие получать больше возможностей для полноценной гражданской и политической жизни в Африке, нежели в Америке. Центральная идея их программы заключалась в «репатриации с согласия свободных цветных, проживающих в США, на историческую родину или другое место, которое Конгресс сочтет целесообразным» [10. С. 137]. Общество выкупало свободу рабов и оплачивало их переезд в Африку - так была создана колония Либерия, в дальнейшем провозгласившая себя независимой.

Freedom's Journal - первая афро-американская газета, издававшаяся афроамериканцами об афроамериканцах и для афроамериканцев. Основанная священником баптистской церкви Самуэлем Корнишом и третьим афроамери-канцем, получившим высшее образование в США, Джоном Рассвумом 16 марта 1827 года. Газета поднимала проблемы рабства, несправедливости американского общества к афроа-мериканцам. Аболиционистская по своей направленности, газета служила инструментом защиты и объединения афроамериканцев в условиях расовых гонений на Севере и рабства на Юге. «Мы хотим сами отстаивать свое дело. Слишком долго другие говорили за нас. Слишком долго общество вводили в заблуждение, искажая правду о нас» [9]. Впервые афроаме-риканцы говорили сами за себя, о своих проблемах и видение собственной судьбы. Целью газеты стало не только объединение разрозненных афроамериканцев, их просвещение, но и пропаганда позитивного имиджа чернокожих среди американского общества, с намерением

«влиться» в американский социум. Печатный орган информировал читателей обо всех культурных, политических и экономических событиях, но также открыто обсуждал с читателями острые вопроса: рабства, колонизации Африки и деятельности Колонизационного общества.

Одной из ведущих тем стало обсуждение своей последующей исторической судьбы. Однозначного мнения на сей счет у газеты не было. «Модель Гаитянской революции в США была неприменима» [9]. С. Корниш и Дж. Рас-свум прекрасно это понимали и стали рассуждать вместе со своей аудиторией. Газета, в силу специфики аудитории (ее читали как цветные, так и белые), была организована наподобие современных форумов, что было весьма оригинальным для прессы XIX века. «Газета постоянно получала отклики как положительные, так и критические, как темнокожих, так и белых читателей разного положения и достатка» [1]. Их письма постоянно публиковались, даже спустя продолжительное время после первоначальной публикации, что создавало единое поле обсуждений.

Начиная с 12 номера от 1-го июня 1827 года, обсуждение вопроса репатриации набирал оборот. Редакция начала издалека: читателям рассказывается об Африке: египетской цивилизации, культурном наследии, генеалогическом древа народов Африки, природном богатстве, таким образом газета обнажала двойные стандарты в американском обществе: восхищение древней Африкой и пренебрежение к ее народу. Концепцию продолжили публикации об истории США и роли африканца в ней. Далее публикуется распоряжение администрации города Нью-Йорка о запрете демонстраций афроамериканцев против рабства в южных штатах, и многочисленные отклики читателей на это событие. Затем печатается проспект Американского Колонизационного Общества, излагавший программу миграции темнокожего населения в Африку в свободную колонию Либерию.

Все это время Freedom's Journal и ее аудитория обсуждали на страницах газеты два основных варианта своего последующего исторического развития: оставаться в США или же соглашаться на репатриацию. Аудитория раскололась. «Большинство не хотело уезжать, поскольку ранее многие пытались эмигрировать на Гаити или опять же в Африку, но тем, кому удалось, в итоге вернулись в США ни с чем» [3. С. 112]. Большинство афроамерикан-

цев считало Америку своей страной, поскольку ее благополучие было заработано их тяжким трудом, плоды которого отдавать бывшим надсмотрщикам никто не хотел. В номере от 25 января 1828 года С. Корниш и Дж. Рассвум писали: «...даже, если бы многие захотели уехать..., помощь Колонизационного общества нам не нужна!». Программа Колонизационного общества вызывала множество вопросов бытового характера и подозрений политического характера. Некоторые считали деятельность организации попыткой властей США не только избавиться от чернокожих, но и распространить свое влияние на африканском континенте.

После прямого отказа афроамериканцев по средствам собственного печатного органа от услуг Американского колонизационного общества последовала переписка между Обществом, редакцией и непосредственной аудиторией газеты, затянувшаяся на полгода. Джон Рэндолф отправил в редакцию письмо примерно следующего содержания, опубликованного газетой в номере от 9 марта 1828 года : «... Вы забываете о корабле Элизабет, на котором 88 эмигрантов добровольно вернулось на родину. Мы получаем деньги для помощи вам безвозмездно от законодательных собраний нескольких штатов: Нью-Джерси, Миссури, Пенсильвании и Мэриленда. Вспомните Пола Каффи - его идеи поддержали Ваши лидеры и даже члены Конгресса США.».

Пол Каффи действительно был афро-американским героем: предприимчивый юноша, получивший образование в Англии, видный деятель и защитник Гаитянской революции. Он пропагандировал идею возвращения афро-американского народа на историческую родину, получившую поддержку как афро-американских активистов, так и членов конгресса США. Ему удалось перевезти в Сьерра-Леоне и помочь в обустройстве нескольким афроа-мериканцам. Однако редакторы газеты, давая развернутые статьи о нем, умалчивали о его позиции относительно идей миграции, подавая его как пример для подражания и неоспоримое доказательство зрелости афроамериканского народа. Парадоксально - кумир заложил фундамент для деятельности Колонизационного общества.

Однако газета, несмотря на однозначный отказ от помощи Общества в эмиграции, проводила с ней совместные кампании. В номере от 14 марта 1828 года были опубликованы стихи выдающегося поэта Джорджа М. Хортона

«Рабство» (Slavery) и «Свобода и Рабство» (Liberty and Slavery). Через два месяца газета начинает сбор средств, чтобы его выкупить. Издание собрало необходимую сумму. Согласно исследователю-литературоведу Диксону, «творчество молодого поэта заинтересовало не только Freedom's Journal, но и местные газеты штата Сев. Каролина» [8], многих белых американцев, в том числе фермеров, и даже Колонизационное общество, внесшее практически половину суммы, но хозяин Хартона не пожелал его отпускать. Собранные деньги были потрачены на издание первого сборника поэта - «В надежде на свободу» (In the Hope Of Liberty), весной 1829 года выдержки из сборника появились в газете.

Колонизационное общество сотрудничало с газетой и в других социальных кампаниях, параллельно осуществляя свою деятельность. С 1821 года более тринадцати тысяч афроаме-риканцев было перевезено обществом в Африку, где была основана колония Либерия. Общество выкупало американских рабов и оплачивало их переезд в Либерию, по возможности содействуя в создании инфраструктуры колонии. Последнее считалось необязательным, так как колония была полностью передана во власть ее жителей.

Позиция первой афро-американской газеты становиться однозначной - афроамериканцы должны остаться в США как полноправные граждане. Для этого им придется доказать свою культурную и гражданскую зрелость, образованность и интеллигентность. Freedom's Journal брала на себя обязательство не только объединять и просвещать своих читателей относительно гражданского равенства белой и черной расы. К концу 1828 же года позиция меняется. Оставшись единственным редактором, Джон Рассвум заговорил о невозможности вхождения афроамериканцев в американское общество и необходимости всех афроа-мериканцев эмигрировать в Африку. Многие читатели были шокированы такой переменой, а большая часть чернокожей аудитории отвернулось от нее. Издание существовало исключительно за счет подписки, и такой поворот очень серьезно подорвал ее жизнеспособность. В 1829 году редактор уезжает в Либерию, газета прекращает свое существование.

Некоторые исследователи, в частности Ж. Бэкон, С. Нельсон, полагают, что «издание Freedom's Journal спонсировалось Американским колонизационным обществом, целью

которого на самом деле было убедить афроа-мериканцев в необходимости репатриации, позиция газеты, противоположная призыву Общества, была выбрана газетой из-за прямого давления со стороны аудитории» [1]. Однако, прямых доказательств нет ни в архивах, ни в текстах газеты, ни у самих исследователей. Кроме того, у Общества были собственные журналы, издававшиеся с целью пропаганды African Repository и Colonial Journal. Есть лишь несколько неясных моментов: с чем связаны многочисленные публикации во Freedom's Journal о деятельности Общества; кого имеют в виду редакторы газеты, обращаясь во многих передовых статьях к «Нашим Покровителям» (to Our Patrons); по какой причине после ухода С. Корниша из редакции Дж. Рассвум резко меняет политику газеты, отдавая предпочтение пропаганде колонизации, и закрывает ее после однозначного отказа аудитории от этой идеи.

Прямых ответов на эти вопросы нет. Есть лишь достоверные факты: первая афро-американская газета совершает «социальную революцию» - впервые бывшие невольники говорят сами за себя, о своей культуре, проблемах, гражданской сознательности. Более того, она закладывает основы не только аболиционизма, но и всей афро-американской прессы вплоть до наших дней. Всего в период c 1827 по 1865 годы выходило свыше сорока изданий. Самыми значительными становятся газеты Фредерика Дугласа «Норт стар» (The North Star) и «Дуглас мансли» (Douglass'Monthly). C 2010 года газета Freedom's Journal вновь начала свое существование, но уже под другим именем «Фридомс джорнал мэгазин» (Freedom's JournalMagazine). Этническое онлайн-издание продолжает традиции и рубрики газеты XIX века.

Колонизационное же общество оказало помощь в эмиграции десяткам тысяч, и по существу, создало независимое государство в Африке. Оно получало финансирование для выкупа рабов непосредственно от правительства, таким образом поднимая вопрос о рабстве на федеральный уровень, содействуя освобождению невольников. Общество прекращает свою деятельность, но официально существует до 1964 года, до передачи своей документации в Библиотеку Конгресса [5].

Оба института преследовало одну цель -освобождение невольников, но мотивы их отличались коренным образом. Общество хотело вывести всех бывших рабов за пределы США,

в надежде избавить страну от потенциальной угрозы ее общественному и политическому строю. Газета же подняла и ответила на фундаментальный вопрос - кто должен выражать интересы афро-американского сообщества. Вопрос задается до сих пор, но все же, желаемым ответом остается позиция газеты: голос афро-американского сообщества должен принадлежать афроамериканцам, они сами должны принимать решение о своем будущем и нести за него ответственность.

Список литературы

1. Bacon, J. The First African American Newspaper: Freedom's Journal, available at: http:// books.google.com/books?, accessed 18.06.2015.

2. Barton, F. Haiti Backstage, available at: http://www.lan-opc.org.uk/Bar ton/stlawrence/ burials_1850-1946.html, accessed 12.06.2015.

3. Boles, J. B. Culture : The University Press of Kentuky, 1984.

4. Boles, J. B. Community, Culture and Rebellion : The University Press of Kentuky, 1984.

5. Colonization Society, available at: https:// archive.org /details/americancolonizaOOtrac, accessed 01.06.2015.

6. Daniel, W. Black Journals of the United States : Greenwood Press, 1982.

7. Dikson, B. The The Origins of African American Literature 1680-1865, available at: http://www.slaveryinamerica.org/history/hs_es_ pre ss.htm, accessed 18.05.2015.

8. Elliott, N. Emigration vs. Assimilation: the debate in the African American press, 1827— 1861, available at: http://www. lan-opc.org.uk/ burials.html, accessed 12.05.2015.

9. Freedom's Journal, available at: www. Wisconsinhstory.org/libraryarchi ves/aa/freed/ volume1.asp. , accessed 12.05.2015.

10.Montesinos, M. The slumbering volcano: American slave ship revolts and the production of rebellious masculinity : Duke University Press, 1997.

A. A. Ilinskaya

THE FIRST AFRICAN AMERICAN NEWSPAPER FREEDOM'S JOURNAL AND AMERICAN COLONIZATIONAL SOCIETY

The article reveals the social relationship between the African American community and American society and its features at the beginning of the XIX century by means ofpress, particularly the first African American newspaper Freedom's Journal and the American Colonization Society activities.

The points of view of both bodies emphasize the social contradiction longing till nowadays. The American Colonization Society was set to launch escaped colonial slaves repatriation back to Africa due to social tensions. However, African Americans had their own point of view on their future. In 1827 African American community launched their own striking initiative - the first African American newspaper Freedom's Journal operated by the community to advocate their views, rights and image. The bodies had a lot of contradictions however managed to performed common initiatives in slaves rescue and social settlement. Both have achieved high results in their field of influence but still have not achieved the political and social outcome.

Keywords: Freedom's Journal, emigration to Africa, American Colonization Society, African-American press.

References

1. Bacon, J. The First African American Newspaper: Freedom's Journal, available at: http://books. google.com/books?, accessed 18.06.2015.

2. Barton, F. Haiti Backstage, available at: http://www.lan-opc.org.uk/Bar ton/stlawrence/ burials_1850-1946.html, accessed 12.06.2015.

3. Boles, J. B. (1984) Culture, The University Press of Kentuky.

4. Boles, J. B. (1984) Community, Culture and Rebellion, The University Press of Kentuky.

5. Colonization Society, available at: https://archive.org /details/americancoloniza00trac, accessed 01.06.2015.

6. Daniel, W. (1982) Black Journals of the United States, Greenwood Press.

7. Dikson, B. The Origins of African American Literature 1680-1865, available at: http://www. slaveryinamerica.org/history/hs_es_pre ss.htm, accessed 18.05.2015.

8. Elliott, N. Emigration vs. Assimilation: the debate in the African American press, 1827—1861, available at: http://www. lan-opc.org.uk/ burials.html, accessed 12.05.2015.

9. Freedom's Journal, available at: www.Wisconsinhstory.org/libraryarchi ves/aa/freed/volume1. asp., accessed 12.05.2015.

10. Montesinos, M. (1997) The slumbering volcano: American slave ship revolts and the production of rebellious masculinity, Duke University Press.

Ильинская Ангелина Анатольевна - аспирант кафедры Теории Массовых Коммуникаций факультета Журналистики, Челябинского Государственного Университета.

linxavolha@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.