УДК: 316.77 ББК: 76.0
Ильинская А.А.
ПРОГРАММА ПЕРВОЙ АФРО-АМЕРИКАНСКОЙ ГАЗЕТЫ FREEDOM'S JOURNAL И ДИНАМИКА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Ilinskaya A.A.
THE PROSPECTUS OF THE FIRST AFRICAN AMERICAN NEWSPAPER FREEDOM'S JOURNAL AND ITS DYNAMICS
Ключевые слова: афро-американская журналистика, первая афро-американская газета, программа СМИ, Freedom's Journal, Freedom's Journal Magazine, Freedom's Journal Inst i-tute, RLS.E.-Initiative, Самуэль Корниш, Джон Рассвум, Эрик Уоллес.
Keywords: african American, the first African American newspaper, misson of mass media, Freedom's Journal, Freedom's Journal Magazine, Freedom's Journal Institute, R.I.S.E. -Initiative, media, Samuel Cornish, John Russwurm, Eric Wallace.
Аннотация: актуальность заявленной в статье темы обусловлена тем, что проблема создания программы СМИ, ее выполнения, динамики и влияния на выживаемость издания относится к числу спорных в науке. От ее решения зависит успешность современных СМИ.
Цель статьи заключается в анализе взаимосвязи программы СМИ и успешности его функционирования на материале первой афро-американской газеты началаXIXв. Freedom's Journal.
Ведущими методами решения научной проблемы выступили методы исторического анализа и контент-анализа, позволяющие на основе системного толкования позиции издания и публикаций, а также фактов истории его развития и функционирования сделать вывод о взаимосвязи программы СМИ и его востребованности.
Выявлены причины обращения СМИ к положениям своей программы, сформулированы параметры, необходимые для реализации изданием своей программы, проанализированы последствия ее несоблюдения.
Результаты исследования показали, что верно сформулированная программа и выполнение ее позволили первой афро-американской газете не только просуществовать два года, но и заложить основы всей афро -американской журналистики. Тот факт, что издание появилось вновь в XXI в., с аналогичной программой и названием, свидетельствует об важности положений программы в функционировании издания.
Abstract: the urgency stated in the article is connected with the fact that media prospectus creation, its implementation and dynamics have a great impact upon the media survival. The issue belongs to the current unsolved scientific problems. Its solution affects modern media success.
The purpose of the article is to analyze the connection between media prospectus and its success on the basis of the _ first African American newspapers of the XIX century Freedom 's Journal.
Provided methods of solving scientific problems that allow based on the analysis of system analysis and content analysis, allow based on a systemic interpretation of the position of publication and publication, as well as the facts of the history of its development and application.
The article formulates the reasons for prospectus provisions applying, identifies necessary parameters _ for the publications implementation, determs the consequences of prospectus violation.
The research results reveal that a correctly formulated prospectus and its fulfillment allowed the first African American newspaper not only to survive, but also lay the foundation for the whole African American journalism. The _ fact that the media has appeared again in the XXI c., with similar prospectus and title, attests its prospectus omnitude and importance.
Дискуссии о программе СМИ боль- юристов и общественных деятелей сводятся шинства исследователей, журналистов,
к одному1. Главной причиной появления и существования того или иного средства массовой информации является функция коммуникатора в обществе. Обеспечение информированности населения дает возможность реализации прав гражданина в полном объеме, согласно исследователю Е.П. Прохорову, в том числе и «право на управление страной»2. Другими словами, СМИ создаются ради реализации права гражданина на информацию, являющегося одним из основных прав человека, вне независимости от обстоятельств.
Американская пресса начала XIX в., с получением страной независимости, переживает настоящий экономический и технологический бум3. Окончание войны для американской журналистики ознаменовалось уходом революционных газет в прошлое. Население Северной Америки стремится к получению информации не только о внешней политике государства, но и о местных событиях. Пресса начинает интересоваться своим читателем, акцент смещается в сторону новостей, интересных среднестатистическому американцу. Однако эта пресса обращалась только к белым американцам.
Афроамериканцы были лишены свободы. Демократические реформы обходили их стороной. Война за независимость дала многим шанс освободиться4. Север постепенно отменял рабство, но освобожденным некуда было идти: им не причиталось имущество, земля или гражданские права. Юг же сохранял рабовладельческий строй. В ответ афроамериканцы открыто и подпольно создавали собственные организации: общины, церкви, школы. 20 февраля 1827 г. в Бостоне состоялась встреча афро-
ьЦентр правовой защиты помощи журналистам [Электронный ресурс]: Программя СМИ. - URL: http://ekadroff.ru/ catalog/3/index html (дата обращения: 05.05.2017).
2 Прохоров Е. Обеспечение информированности граждан и информационной безопасности общества [Элктронный ресурс]. - URL: http://www.dzyalosh.ru/02- dostup/books/svoboda_ 96/3_prohorov.html (дата обращения: 05.05.2017).
3 Токвиль, А. Демократия в Америке: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1994. - С. 117.
4 Boles, D. Black Southerners : 1619-1869. с Ken-
tucky: The University Press of Kentucky, 1984. - P. 51
американской общины города в доме будущего автора «Призыва» Д. Уокера. В тот вечер обсуждался вопрос создания и финансирования первой афро-американской газеты5 . После ознакомления с проспектом издания, впоследствии легшей в основу его программы, собравшиеся единодушно заявили, что «безвозмездно и добровольно... готовы предоставить помощь и поддержку, а также всеми доступными средствами осуществлять частную финансовую помощь»6.
16 марта 1827 г. в Мекке американской журналистики, городе Нью-Йорке, вышел первый номер афро-американской еженедельной газеты Freedom's Journal. Редакторами которой стали активисты афро-американской общины города Сэмюэл Кор-ниш и Джон Браун Рассвум .
История начала XIX в. поставила перед газетой Freedom's Journal конкретные цели и определенные задачи, которые были озвучены в передовой статье самого первого номера. Основными положениями которой стали: 1) необходимость газеты служить средством общения между афроамерикан-цами: «газета призвана стать средством связи среди наших братьев разных штатов этой великой страны: на полосах газеты мы будем говорить о том, что тревожит нас, и общество в целом, о наших планах, открыто обсуждаемых и хорошо обдуманных, и о наших чувствах, в надежде на ваш искренний отклик»; 2) защита доброго имени аф-роамериканца, раскрывавшегося в противопоставление: «мы» и «наши друзья» против «них», порочащих доброе имя чернокожих. «Они говорят о нас, совсем не зная настоящего положения вещей...мы живем в мире предрассудков. Есть те, кто считает своим долгом довести любой пустяк, несерьезный
5 Cornish S., Russwurm J. Effect of sight upon a person born blind [Electronic resource]: Freedom's Journal. - 1827. - March16. - URL: http://www. wisconsinhisto-ry.orgglibraryarc hives/ap/freedom (дата обращения:05.05.2017).
6 Васоп J. Freedom's Journal [Electtonic resource]. -URL: http://books.google.com/books? (дата обращения: 5.05.2017).
7 Ильинская А.А. Цели и тематика первой афро -американской газеты Freedom's Journal // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Том 1. Филология. - 2016. - № 3 (т.3). - С. 133.
проступок со стороны одного провинившегося афроамериканца до публичного порицания чернокожего народа в целом. «Друзья»: «мы приглашаем и призываем наших многочисленных друзей помочь нам своими журналистскими материалами, как и наших чернокожих братьев, протянуть нам руку помощи и скрепить наши отношения подпиской. «Мы»: «открыто и смиренно мы намерены изложить общественности наши чаяния. Мы хотим примирения со всеми, не желая обидеть или обозлить кого-либо. Тем не менее мы должны оставаться тверды и непоколебимы в наших принципах и прилагаемых усилиях; 3)стремление афроамери-канцев рассказать о самих себе: «Слишком долго другие говорили за нас... слишком долго общество вводили в заблуждение, искажая правду о нас, и обо всем, что так важно для нас»; 4) необходимость просвещать афро-американское сообщество, получать образование: «мы стремимся распространять полезные знания среди своих братьев; 5) распространение любой информации об Африке, ее цивилизации и история ее коренного населения в целях повышения социального статуса афроаме-риканцев: «любая полезная информация об Африке будет публиковаться
на наших полосах. Мы будем делать все, чтобы этот огромный континент с каждым днем становился более известным, с тем, чтобы показать выходцев из Африки в ином свете: не глупыми и невежественными, как о них привыкли думать.
Передовая статья явилась программой всего издания. Редакционная позиция заключается в идее интеграции чернокожих в американское общество посредством как самой газеты, так и создаваемым ею положительным образом афро-американского сообщества. С точки зрения редакторов, гражданам США не хватало информации об афроамериканцах из первоисточников, и, получив ее, американцы смогли бы помочь невольникам стать свободными, а дискриминируемым — полноправными согражданами, сами же афроамериканцы, объединенные собственным независимым СМИ, могли сообща улучшить свое положение.
Тематика последующих номеров газеты отразила ее программу в полном объеме.
Freedom's Journal, аболиционистская по сво ей направленности, распространяла информацию об ужасах рабства, призывала к его отмене, обличала несправедливые судебные процессы над афроамериканцами и случаи линчевания чернокожих и первоначально выступала против идеи колонизации и концепции Американского Колонизационного общества. Кроме того, она ставила своей целью побуждение к образованию и самообразованию, просвещению чернокожих, трезвому образу жизни и умеренности. На ее страницах освещались такие темы, как гражданские права и свободы, экономика, политика, астрономия, инновации, литература, зарубежные и местные новости, начиная муниципальными, заканчивая федеральными.
Все материалы выстраивались в единую концепцию, отражающую повестку дня. Весна 1827 г. актуализировала необходимость защиты доброго имени афроамери-канцев. Особенно ярыми нападками на чернокожих отличался один из влиятельнейших людей Нью-Йорка того времени Ной Мордикай. Издатель, публицист, драматург, политик, мировой судья, лично знакомый с президентом, считал, что отмена рабства - необходимое для США зло, но он полагал необходимым вывезти всех освобожденных за пределы страны и не дать им доступа к гражданским правам. Отмена рабства в Нью-Йорке встревожила большинство местного населения. М. Ной озвучивал в своей газете опасения горожан, стереотипы и страхи, бытовавшие в обществе. Он ссылался на судебную практику, говоря об агрессивности чернокожих; на Библию, в частности притчу о Ное и его сыновьях, утверждая, что быть рабом - это судьба всех чернокожих; на собственные наблюдения, говоря о невежестве и неэтичном поведении афроамериканцев в обществе:
By the law of God these people need to proceed their predecessors facing the truth having been sons of Ham. They are supposed to serv e their brothers by all ways and means... It is not the question of will or democracy. This is the point we all are concerned about... Nigro cannot be as human as he is to be....though he is not a citizen .
Этим людям следует помнить, что их
предки восходят к Хаму, обязанному по воле Господа вовек служить своим братьям. Вопрос не в демократии или человеческой воле. Это то, в чем мы все абсолютно уверены... Негр не может быть очеловечен на столько, на сколько хочет, тем более утвердиться в гражданских правах...
Редакторы Freedom's Journal перепечатывали провокационные материалы с множеством контраргументов. Например, в номере 16 от 20 июня 1827 г.:
I have in mind at least five reasons against your recent suggestion as you say a Nigro must be a slave by the law of God. Let me introduce them.the first is that John 8:5 announced all people are brethren... though if we are brethren in the name of God and.one call another a cattle.though being your brother we both are to be considered cattle and here in all concerns you are right as we all are His fold.Then You have said the Nigro is ignorant... Well, if You don't let a man eat with fork and knife, if You take it away from him -tell me how will he eat? Maybe with his hands? Is it he who is ignorant? Is it he who is to blame for eating with hands...Thirdly, tell me please who are the natives of the North America? May be You? May be me? -You see, we have absolutely equal rights to be its citizens... Point four.Aggress
В ответ на Ваше недавнее предположение, что, как Вы выразились, негр должен быть рабом по воле Господа, я могу привести как минимум пять контраргументов... Итак, первый. В Евангелие от Иоанна, Глава 8, Стих 5, говорится, что все люди - братья, и первый брат таков же, как и второй. Если первый подобен скоту, то и второй таков же. И здесь Вы абсолютно правы, ибо все мы Его стадо... Также Вы утверждаете, что, как Вы выразились, негры, невежественны.что ж... если не давать человеку столовые приборы, если их отобрать у него - как же он будет трапезничать? Руками? И кто же тогда невежественен? Пожалуй, что вина именно трапезничающего... В-третьих, скажите, пожалуйста, кто коренной житель Америки? Может быть Вы? Может быть я?- Видите, у нас абсолютно равные права называться гражданином этой страны... Далее, об агрессивности...
С мая 1827 г., спустя месяц после публикации статьи М. Ноя, редакторы начинают печатать истории успеха и биографии достойных афроамериканцев, создавая образ, противоположный укоренившимся стереотипам. На полосах Freedom's Journal был совершенно иной герой: спокойная, интеллигентная, образованная, целеустремленная личность. Олицетворением ее стал Пол Каффи - один из предводителей Гаитянского восстания. С. Корниш и Дж. Рассвум очень умело подали материал о нем, чтобы привлечь две целевые аудитории: афроамериканцев и американцев. Статьи носили имена персонажей; жизнеописание шло, начиная с молодых лет. Таким образом, аф-роамериканцы могли узнавать в них себя, а белые американцы смотрели на человека, а не на бунтаря во французских рабовладельческих колонях.
Бросив вызов конкретному человеку, Дж. Рассвум и С. Корниш бросили вызов большинству, которое разделяло мнение Ноя, что имело большой резонанс.
Объединенные творческие усилия двух афро-американских издателей, соответствие содержания целям издания, обозначенной ими программы, позволили газете Freedom's Journal быть объемной, интересной и актуальной не только для афроа-мериканцев, но и всего американского общества. Дж. Рассвум и С. Корниш идеально дополняли друг друга: Джон Рассвум - человек светского воспитания, широкого кругозора и немалых амбиций. Самуэль Корниш - богослов с выдающимися ораторскими способностями, рожденный свободным, но выросший среди невольников. На имо-мент создания газеты оба были примерно одного возраста: Рассвуму - 28 лет, Корни-шу - 32 года. «Оба были наиболее образованными людьми в нью-йоркской афро-американской общине. И Дж. Рассвум, и С. Корниш, по свидетельствам современников, были воспитаны и приятны в общении»1. Оба много путешествовали, с той лишь разницей, что С. Корниш не выезжал за пределы страны, а Дж. Рассвум достаточно долго жил за границей.
1 Freedman M.J. Slavery Comes to America: Free at Last; ed. by M.S. Nhili. - Bureau of International Information Programs, 2008. - Pp. 3-16.
26 сентября 1827 г. Корниш уезжает в качестве проповедника на Юго-Запад страны. Издание осталось на попечение Дж.Б. Рассвума, что ознаменовало новый этап в развитии первой афро-американской газеты. Дж. Рассвум не стал менять программу газеты, но де-факто она была изменена, что в дальнейшем привело к ее исчезновению, в связи с обманутыми ожиданиями ее читателей.
С самого первого номера (№ 29 от 28 сентября), в отсутствии С. Корниша, Дж. Рассвум берет курс на публикацию переписки какамериканских и европейских, так и афро-американских общественных деятелей, по открытым статьям на полосах издаваемым ими газет; а также их переписку некоторых из них с первой афро-американской газетой. Редактор задал изданию более светский тон. Рассвум публикует журналистское расследование аболициониста Бенджамина Лунди о деятельности торговца Остина Вулфолка, начатое еще в конце 1825 г. В конце 1827 г. О. Вулфолк нападает на Б. Лунди прямо на улице1. После нападения Б. Лунди остается прикованным к постели на несколько месяцев. Freedom's Journal создает петицию и собирает подписи в поддержку обращения потерпевшего в суд.
Рассвум также сделал ставку на социальную ответственность издания, тоткрыв сбор средств для выкупа невольников из рабства и печати произведений афро-американских авторов, среди которых были и выдающиеся поэты - Джордж М. Хортон. В номере от 14 марта 1828 г. были опубликованы его стихи Slavery, Liberty and Slavery. Через два месяца газета начинает кампанию по сбору средств за выкуп Дж.М. Хортона. Средства были собраны. Согласно Диксону2 творчество молодого поэта заинтересовало не только Freedom's Journal, но и местные газеты штата Сев. Каролина, многих белых американцев, в том числе
1 Calvin Schermerhorn, The Business of Slavery and the Rise of American Capitalism, 1815-1860 (Yale University Press 2015) at p. 59.
2 Dikson B. The Origins of African American Literature 1680-1865 [Electronic resource]. - URL: http://www.slaveryinamerica.org/history/hs_
es_press.htm (дата обращения: 05.05. 2017).
фермеров, и даже Колонизационное общество. Сообща все включились в кампанию по сбору средств, но хозяин Хортона не пожелал отпускать его и деньги были потрачены на издание первого сборника поэта -«В надежде на свободу» (In the Hope of Liberty), весной следующего года выдержки из сборника появились в поэтическом разделе газеты.
Но было еще одно изменение тематической направленности, ставшее впоследствии, решающим для газеты, официально не озвученное, но легко уловимое - отказ от редакционной позиции, то есть от идеи интеграции афроамериканцев в американское общество, и выбор в пользу возврата в Африку.
С самого первого номера Рассвум также запускает скрытую рекламную кампанию деятельности Американского колонизационного общества, стремившегося вывезти освобожденных на историческую родину, основав с этой целью колонию Либерию в Африке3.
Пропаганда складывалась в единую концепцию номера. Например, в № 29, концепцией стал христианский постулат о том, что «не хорошо человеку быть одному», в связи с чем, по видению главного редактора, стоит воспользоваться возможностью построить новую, не одинокую жизнь на
4
исторической родине , в комплексе с ознакомительной статьей об Американском колонизационном обществе. Дж. Рассвум тем же «завуалированным методом», через комплексное освещение на полосах газеты какого-либо пункта программы издания, постепенно готовил чернокожую аудиторию к ответу на один из ключевых вопрос, стоявший перед афро-американским сообществом: «каков цивилизационный путь освобожденных и дальнейшего развития афроамериканцев».
Ни аудитория газеты, ни корреспонденты, особенно С. Корниш, не ожидали такого поворота событий, особенно пропаганды деятельности Колонизационного об-
3 Barton F. Haiti Backstage [Electronic resource]. -URL: http://www.lanopc.org.uk/ Barton/stlawrence/ bunals_1850-1946.html (дата обращения: 5.05.2017).
4 Russwurm J. Discovery in Africa // Freedom's Journal. - 1827. - № 29. - P. 114.
щества. В газету стали поступать гневные письма от недовольных читателей, обвинявших редактора в «поведении недостойном и не соответствующем вашим же обещаниям» 1.
Дж. Рассвум разочаровывается в своих идеалах, идея эмиграции крепнет в нем, что ощущалось в статьях и тематике газеты с осени 1828 г. Многие читатели были шокированы такой переменой, а большая часть чернокожей аудитории отвернулась от нее. Издание существовало за счет подписки. Отказ аудитории от своего издания подрывало его материальную базу, что, в конченом итоге, уничтожило его.
В последнем номере от 26 марта 1829 г. редактор подвел итог двухлетней работы2. В прощальном адресе редактор говорил о таких темах, как: 1. «Слова благодарности»: «несколько слов благодарности всем, кто оказал поддержку и помощь нашей наивной попытке». 2. «Разочарование в самом предприятии»: «Наше издание — наивная попытка избавиться от гнета общественного мнения, нависшего над нашим сообществом» 3. «Удручающее состояние афро-американского сообщества», которое, по видению редактора, навряд ли изменится: «Будучи в самом сердце молодого, самого прекрасного государства, во власти самого демократичного правительства, мы — отверженные, у нас нет гражданских прав и привилегий, но что еще страшней, мы, как сообщество, не способны даже, если только в самом отдаленном будущем, подняться из пучин собственного невежества и деградации» 4. «Афроамериканцы — сообщество, СМИ — ее оружие»: «мы являемся сообществом, которое прилагает все усилия к тому, чтобы распространять полезные знания; защищать себя, получать образование и в последнее время устраивать новую жизнь в Либерии», «Доступность знаний — крайне важна. Пресса, в руках просвещенных и
1 To the Freedom's Journal [Electronic resource]: Freedom's Journal. - 1827. - №29. - URL: https://web. are-hive.org/web/20150211175552/ http://www. wisconsinhisto-ry.org/pdis/la/FreedonsJouma]/v1n29.pdf (дата обращения: 5.05.2017).
2 To Subscribers [Electronic resource]: Freedom's Journal. - 1829. - №104. - URL: http//www.wisconsinh isto-ry.org/pdis/la/FreedonsJoumal/v2n52.pdf (дата обращения: 5.05.2017).
добродетельных людей, отличный помощник в распространении знаний». 5. «Газета сделала все, что могла, остальное — в ваших руках»: «Когда ситуация требовала от нас дать отпор низким нападкам, преследовавших цель представить нас как существ, лишенных всяких принципов, мы смело выступали в защиту своего сообщества, тем самым исполняя свой долг. Когда наши безумные пороки требовали порицания, мы не закрывали глаза. Отбросив всю корысть, мы полагались на справедливость и свой долг, которые заставляли нас идти вперед. Пришло время идти дальше без нас».
Несмотря на то, что Freedom 's Journal перестала существовать в 1829 г., ее программа и цели оказались актуальными для афроамериканцев. Исторические факты подтверждают их актуальность: вслед за Freedom 's Journal в 40-е годы возник целый ряд афро-американских газет, таких, как «Элевейтор» (Elevator), «Клэриэн» (Clarion), «Чикаго дефендер» (Chicago Defender) и многие другие. Самыми значительными становятся газеты Фредерика Дугласа «Норт стар» (The North Star) и «Дуглас мансли» (Douglass' Monthly). В XX в. афро-американская пресса насчитывала более пятидесяти изданий и боролась за отмену политики сегрегации.
В XXI в., с 2010 г., газета Freedom's Journal возродилась, но уже под другим именем Freedom 's Journal Magazine. Первоначально СМИ было авторским проектом пастора баптистской церкви и ученого Эрика Уолласа (Eric. M. Wallace) - еженедельным печатным журналом. К 2010 г. его предприятие разрослось и превратилось в одноименный онлайн ресурс, ставший СМИ консервативной партии, о чем свидетельствовал эпиграф: «Политический голос консервативных реформ» (The Political Voice of Conservative Refom), располагавшийся под эмблемой с изображением восьми афроаме-риканцев - выдающихся социально-политических деятелей как символ исторической мудрости. Издание запустило собственное телевидение - FJMTV (Freedom's Journal Magazine TV) по принципу продак-шен-студии. Речь в них идет о программе партии, даются интервью с афро-американскими лидерами Консервативной
партии на темы выборов, экономики, негласной дискриминации чернокожих, социальных нуждах всего американского общества.
Программа самого СМИ обозначила традиционные пять тем: 1 ) уважение традиций: «современное издание Freedom 's Journal Magazine берет не только имя, но и является данью мужества и предусмотрительности Самуэля Корниша и Джона Рассву-ма...». С дальнейшим использованием знаковых цитат, рассмотренных нами выше: «слишком долго другие говорили за нас»; «слишком долго общество вводили в заблуждение, искажая правду о нас»; «мы хотим сами отстаивать сове дело», что подтверждает их актуальность в XXI в.;
2) необходимость СМИ обеспечивать связь между афроамериканцами: «для нас их преданность созданию «средства связи между братьями... стали, отчасти толчком к созданию современного издания, его видением»;
3) стремление продолжить дело первой афро-американской газеты: «Freedom 's Journal Magazine обязуется продолжить борьбу путем информирования о последних новостях регионального, национального и международного уровня»; 4)транслировать классические ценности: «Редакционный материал с библейским мировоззрением; 5) выполнять определенные функции: «мы приверженцы (среди прочего) традиционных афро-американских ценностей; мы стремимся обеспечить гарантии наших прав на жизнь, свободу и стремление к счастью, сохранение наследия чернокожего консерватизма для будущих поколений».
Композиция программы СМИ построена перспективно: сначала дается отсылка к первоисточнику и его традициям, затем определяются перспективы работы и развития современного СМИ. Редакционная позиция заключается в стремлении посредством СМИ транслировать фундаментальные ценности и решать социальные проблемы путем пропаганды общественно эффективных парадигм.
Тематика и рубрики подтверждают положения, озвученные Freedom's Journal Magazine. Так, в поле зрения СМИ находятся религия, экономика, политика, юриспруденция, истории, социальные отношения,
семейные ценности, образование, развлечения. Данные темы определяют рубрики: политика, религия, семья, бизнес, образование, афиша, распределенные по следующим вкладкам: «Журнал» (Magazine), «Обзор медиа» (Media), «События партии» (Action), «Магазин» (Store), «О нас» (About).
Соответственно, важное место в издании занимает тема ценностей. Из всего объема опубликованных материалов за период существования издания (2008-2017 гг.) наибольшее количество созвучно последнему пункту программы. Ведущими афро-американскими ценностями Freedom's Journal Magazine называет семью, образование, духовную жизнь.
Редакция издания очень сильно встревожена распадом института семьи в США, и как следствие, в афро-американс-ком сообществе. Около 25-30% от всего материала адресуется перспективам афро-
американской семьи Статистические данные подтверждают актуальность данной проблемы: в 2000-е около 75% афроамери-канцев, получивших высшее образование, не планирует заводить семью; в период с 2005 по 2016 гг. менее половины чернокожих учащихся окончило среднюю школу, в то время как рождаемость среди несовершеннолетних афроамериканок увеличилась и составила 23%, а безработица среди афро-американских подростков составляет более 40%1. Вопрос будущего семьи и ее ценностей на прямую связан с будущим как всего этноса, так и государства в целом. Свое видение Freedom's Journal Magazine изложило в мае 2011 г. и придерживается его до сих пор:
The African-American community, with or without the civil rights "establishment," must acknowledge and demand that the family is, and will forever be, the originator and primary transmitter of social capital -- values and character traits -- that enable children, on becoming adults, to seize opportunities and become productive citizens. In short, if the family structure is a primary predictor of an individu-
1 Demographic trends and economic well-being [Electronic resource]: Pew Research Cantre. - URL: http://www. p ews ocialtrends.org/2016/06/27/1-demographic-trends-and-economic-well-being/ (дата обращения: 05.05.2015).
al's life chances, and if family disintegration is the principal cause of the transmission of poverty and despair in the black community over the last 50 years, then healthy family integration will stabilize the institution and offer children hope.
Афро-американское сообщество, имея или не имея гражданский «эстэблишмент», обязано признать, что семья навсегда останется источником и созидателем социального капитала, ценности и черты которого позволят детям повзрослеть и быть активными гражданами. Если говорить совсем просто, семья - это трансляция жизненных возможностей, потенциала человека. Распад семьи становится трансляцией бедности и отчаяния, укоренившихся в афро-американском сообществе в последние 50 лет. Воскрешение «здоровых» семейных отношений способно стабилизировать сообщество и дать детям надежду.
В данном направлении проводится комплексная агитационная и просветительская работа. Издание рассказывает о традиционном браке, его трудностях и радостях, раскрывает базовые психологические законы и приемы, адекватные как для семейной, так и общественной жизни. Решается кейсовым методом топовый круг проблем матерей-одиночек. Медиа анализирует проблему отцов и детей, затрагивая особо важную тему серьезных общественных угроз, связанных с отсутствием как социальной, так и трудовой занятости чернокожих молодых людей от 13 до 35 лет. Тема проходит лейтмотивом через публикации СМИ с 2008 г. до наших дней, тем самым отслеживая ее динамику, к сожалению, неутешительную. Freedom 's Journal Magazine рисует довольно зловещую картину.
Множество обделенных любовью и экономической стабильностью молодых чернокожих, не имевших возможность получить приличное образование и систему жизненных ориентиров, будучи безнадзорными и мало востребованными в обществе, начинают самостоятельно, с помощью грубой силы, искать свое место в жизни. Этническое медиа подкрепляет свое мнение статистикой. В США в 2013 г. 74% афроамери-канцев было застрелено представителями своего же этноса. Статистика убийств по не-
осторожности среди афроамериканцев от 14 до 17 лет за 2014-2016 гг., без учета событий, подобных волнениям в Фергюсоне, превысила в десять и шесть раз аналогичные показатели среди белых и испаноязычных подростков мужского пола соответственно. Безработица среди молодых мужчин от 17 до 34 лет составила 40% на 2015 г.1
Наиболее острой теме посвящен саммит 2017 г. «Афро-американская семья имеет значение» (African American Families Matter) по аналогии с афро-американским общественным движением «Жизни афроамериканцев имеют значение» (Black Lives Matter)2, вызванного к жизни серией гибели аф-роамериканцев от рук блюстителей правопорядка. СМИ приглашает на мероприятие лидеров общественных организаций и сообществ, как и всех неравнодушных, с целью создания единой программы помощи неблагополучным семьям и профилактики их возникновения.
Особое место также занимает вопрос гендерной идентичности. Это точка конфликта издания в силу переплетения политических, социальных и религиозных противоречий на уровне общества и, как следствие, на уровне программы издания. Будучи политически ангажированным, Freedom 's Journal Magazine как СМИ Республиканской партии консервативной направленности обязано анализировать предмет не только с точки зрения простого гражданина, но и с точки зрения республиканца. Кроме того, в программе издания обозначена религиозная парадигма как основа картины мира, что предусматривает неприятие нетрадиционной ориентации в качестве социальной нормы, что в целом совпадает с республиканскими ценностями. Однако довольно успешная в прошлом популяризация данной повестки дня администрацией Барака Оба-мы подрывала авторитетность и влиятель-
1 Young Black Men in Crisis [Electronic resource]: Freedom's Journal Magazine. - URL: https://freedomsjournalinstitute.org/latest-news/opinion/ young-black-men-in-crisis/ (дата обращения: 5.05.2017).
2 How # BlackLivesMatter Came to Define a Movement [Electronic resource]: New York Times. - URL: https ://www.nytimes .co m/2016/08/23/us/how-blacklivesmatter-came-to-define-a-movement.html?_r=0 (дата обращения: 5.05.2017).
ность как самой Республиканской партии и ее идеалов, так и демократии в целом1. Программа издания постулирует «необходимость СМИ обеспечивать связь между аф-роамериканцами», среди которых много представителей сексуальных меньшинств2. Конфликт также возникает с самым первым пунктом на уровне идентичности - уважением традиций и продолжением работы, начатой главными редакторами первой афро-американской газеты. Данный пункт программы подтверждает потребность афро-американского сообщества в определенной доле признания и поддержки, но, с другой стороны, оно не готово признавать право на существование иного меньшинства.
Весной 2015 г. медиахолдинг запустил свой собственный некоммерческий социальный проект помощи американцам (не только африканского происхождения), попавшим в трудное положение - Freedom's Journal Institute3, полностью адаптировавшего программу, цели и видение своего СМИ. Организация также занимается просветительской и социально-политической деятельностью. Например, 19 октября 2015 г. в организации проходил круглый стол на тему соглашения между США и Ираном, в котором принял участие губернатор Арканзаса Майк Хакбии (Mike Huckabee)4.
Онлайн-ресурс также включился в кампанию на пост Президента США в 2016 году, поддержав двух кандидатов от Республиканской партии: Майка Хакбии и Бена Карсона. Отказ последних от участия в выборах не заставил Freedom's Journal Initiative прекратить поддерживать других кандидатов от Республиканской партии консервативного уклона, особенно посредством социальных медиа.
1 Transgender Challenges [Electronic resource]: Freedom's Journal Magazine. - URL: https //freedomsjour na-linstitute.org/latest-news/ opinion/transgender-challenges/ (дата обращения: 5.05.2017).
2 Movement Analysis: The Pathway to Victory, Review of Aupreme Court LGBT Cases // Report. - National Gay and Lesbian Task Force, 2013. - P. 10.
3 Freedom's Journal Institute [Electronic resource]. -URL: http://freedomsjournalinstitute.org (дата обращения: 5.05.2017).
4 Governor Mike Huckabee Speaking at the Freedom's Journal Institute R.I.S.E. Initiative [Electronic resource]. - URL: http://www.youtube.com/watch?v= jciaT9EFwYQ (дата обращения: 5.05.2017).
После победы Дональда Трампа у медиа появилась необходимость озвучивать взвешенные мнения о Президенте. С одной стороны, Д. Трамп - лидер от Республиканской партии, к которой относится как организация, так и ее СМИ. С другой стороны, Трамп - фигура неоднозначная, в том числе и в этнической проблематике, в связи с чем СМИ Freedom's Journal Magazine позиционирует его как сильного лидера Республиканской партии, которого так не хватало в последние годы, но несколько эксцентричного. После выборов 2016 года Freedom's Journal Institute сместила акценты с политической составляющей своей организации на общественную деятельность.
Таким образом, программа любого СМИ - это самодостаточный мотив существования и информационной деятельности. Опыт первой афро-американской газеты и ее последователей показывает, что программа издания - это своего рода путеводная звезда, ориентируясь на которую, можно осилить путь, будучи не в самых благоприятных экономических, политических, правовых и социальных условиях. Программа - это еще и своего рода «лицо» издания. Аудитория и потенциальные партнеры СМИ получают возможность составить впечатление о медиа, ознакомившись с его программой. Ключевым моментом здесь становится соотношение содержания СМИ с озвученной программой. Нарушение этого единства подрывает доверие аудитории, что влечет за собой не только потерю репутации, но и средств к существованию. Искусство создания журналистского текста, озвучивающего основные положения и принципы издания, точность и ясность формулировок, граничащая с юридическими документами, красноречие, сопоставимое по эффекту с выступлением главы государства на инаугурации, предсказывают изданию или крах, или успех.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ильинская, А.А. Цели и тематика первой афро-американской газеты Freedom's Journal [Текст] / А.А. Ильинская // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. -2016. - № 3 (том 1). - С. 133.
2. Прохоров, Е.П. Обеспечение информированности граждан и информационной безопасности общества [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/books/svoboda_96/3_prohorov.html (дата обращения: 05.05.2017).
3. Токвиль, А. Демократия в Америке [Текст] / А. Токвиль: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1994. - С. 117.
4. Центр правовой защиты помощи журналистам: Программа СМИ[Электронный ресурс]. - URL: http://ekadroffru/catalog/3/indexhtml (дата обращения: 05.05.2017).
5. Васо n J. Freedom's Journal [Electtonic resource]. - URL: http://books.google. com/books? (дата обращения: 5.05.2017).
6. Barton F. Haiti Backstage [Electronic resource]. - URL: http://www.lanopc.org.uk/ Bar-ton/stlawrence/ burials_1850-1946.html (дата обращения: 5.05.2017).
7. Boles, D. Black Southerners: 1619-1869. с Kentucky: The University Press of Kentucky, 1984. - р. 51.
8. Calvin Schermerhorn, The Business of Slavery and the Rise of American Capitalism, 1815-1860 (Yale University Press 2015) at p. 59.
9. Cornish S., Russwurm J. Effect of sight upon a person born blind [Electronic resource] // Freedom's Journal. - 1827. - March16. - URL: http://www.wisconsin history.orgglibraryarc hives/ap/freedom (дата обращения :05.05.2017).
10. Demographic trends and economic well-being [Electronic resource]: Pew Research Can-tre. - URL: http://www.pewsocialtrends.org/2016/06/27/1-demographic-trends-andecon omic-well-being/(дата обращения: 05.05.2015).
11. Dikson, B. The Origins of African American Literature 1680-1865 [Electronic resource]. - URL: http://www.slaveryinamerica.org/history/hs_ es_press.htm (дата обращения: 05.05. 2012).
12. Freedman, M.J. Slavery Comes to America [Text]: Free at Last; ed. by M.S. Nhili / M.J. Freedman. - Bureau of International Information Programs, 2008. - Pp. 3-16.
13. Freedom's Journal Institute [Electronic resource]. - URL: http: // freedomsjournalinsti-tute.org (дата обращения: 5.05.2017).
14. Governor, Mike Huckabee Speaking at the Freedom's Journal Institute R.I.S.E. Initiative [Electronic resource]. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=jciaT9EFwYQ (дата обращения: 5.05.2017).
15. How # BlackLivesMatter Came to Define a Movement [Electronic resource]: New York Times. - URL: https://www.nytimes.com/2016/08/23/us/how-blacklivesmatter-came-to-define-a-movement.html?_r=0 (дата обращения: 5.05.2017).
16. Movement Analysis [Text]: The Pathway to Victory, Review of Aupreme Court LGBT Cases // Report. - National Gay and Lesbian Task Force, 2013. - 10 p.
17. Russwurm J. Discovery in Africa // Freedom's Journal. - 1827. - № 29. - P. 114.
18. To the Freedom's Journal [Electronic resource]: Freedom's Journal. - 1827. - №29. -URL: https://web.archive.org/web/20150211175552/http://www.wisconsinhistory.org/pdfs/la/Fr eedomsJournal/v1n29.pdf (дата обращения: 5.05.2017).
19. To Subscribers [Electronic resource]: Freedom's Journal. - 1829. - №104. - URL: http://www.wisconsinh istory.org/pdfs/la/FreedomsJournal/v2n52.pdf (дата обращения: 5.05.2017).
20. Young Black Men in Crisis [Electronic resource]: Freedom's Journal Magazine. - URL: https://freedomsjournalinstitute.org/latest-news/opinion/young-black-men-in-crisis/ (дата обращения: 5.05.2017).