Научная статья на тему '2011. 04. 024. Виллазана М. Стимулирование взаимодействий между университетами и промышленностью в рамках модели тройной спирали: опыт штата Нуэво-Леон, Мексика. Villasana M. fostering university-industry interactions under a triple helix model: the case of Nuevo Leon, Mexico // Science A. Publ. Policy. - Amsterdam, 2011. - Vol. 38, n 1. - p. 43-53. - doi:10. 3152/030234211x12924093659996'

2011. 04. 024. Виллазана М. Стимулирование взаимодействий между университетами и промышленностью в рамках модели тройной спирали: опыт штата Нуэво-Леон, Мексика. Villasana M. fostering university-industry interactions under a triple helix model: the case of Nuevo Leon, Mexico // Science A. Publ. Policy. - Amsterdam, 2011. - Vol. 38, n 1. - p. 43-53. - doi:10. 3152/030234211x12924093659996 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 024. Виллазана М. Стимулирование взаимодействий между университетами и промышленностью в рамках модели тройной спирали: опыт штата Нуэво-Леон, Мексика. Villasana M. fostering university-industry interactions under a triple helix model: the case of Nuevo Leon, Mexico // Science A. Publ. Policy. - Amsterdam, 2011. - Vol. 38, n 1. - p. 43-53. - doi:10. 3152/030234211x12924093659996»

В целом автор делает вывод о позитивных эффектах текущих преобразований в научно-исследовательской системе Германии и их влияния на развитие межсекторного сотрудничества.

М.Н. Лавров

2011.04.024. ВИЛЛАЗАНА М. СТИМУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТАМИ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ В РАМКАХ МОДЕЛИ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ: ОПЫТ ШТАТА НУЭВО-ЛЕОН, МЕКСИКА.

VILLASANA M. Fostering university-industry interactions under a triple helix model: The case of Nuevo Leon, Mexico // Science a. publ. policy. - Amsterdam, 2011. - Vol. 38, N 1. - P. 43-53. -D0I:10.3152/030234211X12924093659996.

Ключевые слова: модель тройной спирали; взаимодействие университетов с промышленностью; региональная инновационная система.

Автор из Мексики исследует национальный опыт организации взаимосвязей между промышленностью и университетами на примере штата Нуэво-Леон, а также выявляет основные мотивы исследователей, побуждающие их к сотрудничеству с промышленными компаниями.

Университет как институт, производящий знания, - один из трех акторов (наряду с государством и промышленностью), стимулирующих экономическое развитие через взаимодействия в рамках модели тройной спирали (triple helix model - THM). Современная экономика по своей природе знаниеинтенсивна. Большое внимание в связи с этим уделяется стратегиям производства знания в университетах и исследовательских центрах и использования полученных знаний через их приложение в промышленности. Это обусловливает важную роль знаниевого сектора и, в частности, объясняет акцент государственной политики на стимулировании промышленно-университетских взаимодействий.

Современный спрос на новые и усовершенствованные товары и услуги отражает стремительный рост отраслей промышленности, основанных на знаниях. В этих условиях проведение академических исследований для промышленности становится одним из вопросов, привлекающих все больший государственный интерес.

Получение и использование промышленностью технологий требует доступной и действующей научной основы. Это принуждает фирмы обращаться к таким внешним источникам знаний, как университеты, генерирующие научные знания и технологии. Этот процесс отразился в новой классификации целей университетов: 1) обучение; 2) проведение исследований; 3) коммерциализация результатов исследований (с. 44).

ТНМ представляет собой новую форму производства знаний, в котором университеты находятся в тесных взаимосвязях с государственными органами и промышленными компаниями, усиливая эффективность их работы. В рамках модели ТНМ можно выделить четыре процесса, связанных с изменениями в производстве, обмене и использовании знаний: 1) внутренняя трансформация каждой из спиралей; 2) влияние институциональной сферы на развитие трансформаций; 3) создание новых связей, сетей и организаций между «тремя спиралями» в целях институционализации, воспроизведения и стимулирования организационной креативности и роста региональной взаимосвязанности; 4) возникновение рекуррентного эффекта между организациями, где производится знание, и обществом в целом. В таких условиях ключевая роль принадлежит институциональному контексту, в котором функционируют участники производства знания.

Автор отмечает, что национальные конкурентные преимущества в различных секторах часто основываются на специализации на субнациональном уровне. С этой точки зрения эффективным является анализ региональных инновационных систем (РИС), интегрирующих два системообразующих модуля: применение знаний и система их использования; создание знаний и система их распространения. Движущие силы, действующие в РИС, имеют два основных вектора: 1) восходящий, представляющий собой зависимость взаимодействий между производителем и пользователем от их географической близости; 2) нисходящий, определяющий влияние государственной политики на осуществление взаимодействий в регионе. Так, технологическая политика регулятора может, к примеру, стимулировать процессы передачи технологий, создавая условия для государственного софинансирования ИР, совершенствования исследовательской базы, поощрения использования

результатов ИР, а также формируя институты, спонсирующие ИР, развивающие технологии для частных компаний (с. 44-45).

Штат Нуэво-Леон, выбранный автором в качестве объекта исследования, - один из лидеров среди штатов Мексики с точки зрения показателей экономического роста. Это промышленно развитый регион с широко диверсифицированной экономикой. В связи с принятием новых государственных программ по развитию экономики страны руководство штата приняло решение о поддержке помимо традиционных отраслей экономики таких перспективных высокотехнологичных отраслей, как биотехнологии, нано-технологии, медицина, мехатроника, информационные технологии.

Большая роль в развитии штата отведена университетам, которые призваны стать центрами производства прикладного знания, проведения исследований для новых ключевых кластеров, поставщиками предпринимателей и инноваторов. Главной опорой создания новых технологий и осуществления сотрудничества с промышленностью стали два университета, государственный и частный, обладающие необходимыми возможностями и инфраструктурой, - соответственно Автономный университет штата Нуэво-Леон (Universidad Autonoma de Nuevo Leon - UANL) и Институт технологии и высшего образования Монтеррея (Instituto Tecnologico y de Estudios Superiores de Monterrey - ITESM).

В плане развития штата Нуэво-Леон на 2004-2009 гг. отмечается, что в целях экономического развития необходимо усиление взаимосвязей в системе «государство - промышленность - университеты» по следующим направлениям: формирование институциональных условий для процессов обмена технологиями; создание среды для привлечения промышленности; развитие и усиление кластеров в регионе.

Ключевую роль в реализации связей «промышленность -университеты» играют два звена. В целях повышения конкурентоспособности штата на национальном и международном уровнях был создан Институт инноваций и передачи технологий. Институт дал четкое определение роли университетов как стратегических партнеров в формировании интеллектуального капитала, реализации образовательных программ, коммерциализации новых технологий, защите интеллектуальной собственности, создании новых инновационных фирм и формировании центров привлечения тех-

нологических инноваций. Институт функционирует как управляющая структура проекта «Монтеррей - международный город знания» (Monterrey International Knowledge City - MCIC) - программы по инновационному технологическому развитию, включающей стратегические секторы по приоритетным направлениям развития штата.

MCIC функционирует в соответствии с концепцией THM, согласно которой три основных актора становятся стратегическими партнерами, равноответственными за экономическое развитие региона. Университет - основной поставщик знаний, ученые получают поддержку в осуществлении предпринимательской деятельности и в развитии контактов с частным сектором. Производители получают поддержку в развитии взаимосвязей с научным сообществом в целях повышения конкурентоспособности через внедрение инноваций и технологическое развитие. Правительство разрабатывает и осуществляет мероприятия по поддержке инноваций и созданию соответствующей среды для устойчивого роста.

Важную роль в научно-техническом развитии штата играет Национальный совет по науке и технологиям (National Council for Science and Technology - CONACYT), ответственный за стимулирование и усиление научного развития посредством поддержки отдельных исследовательских проектов, распространения научной и технической информации, распределения ресурсов для подготовки высококвалифицированных специалистов (с. 47).

В реферируемой публикации автором сделан отдельный акцент на исследовании развития биотехнологий в штате Нуэво-Леон как одного и наиболее перспективных высокотехнологичных кластеров, являющихся основой для развития и других секторов. Среди университетов штата как UANL, так и ITSEM заняты исследованиями в данном секторе, обладая большим опытом работы в сферах медицины, биологии и осуществлении прикладных разработок.

Автор провел исследование, в котором был сделан анализ развития новой отрасли - биотехнологии. Эмпирическую основу исследования составили 16 интервью, проведенные с учеными, занятыми в сфере биотехнологий в UANL и ITSEM в феврале - августе 2010 г. По результатам исследования были сделаны следующие выводы.

В контексте взаимодействия в системе «бизнес - университеты» автор констатирует на примере 1Т8ЕМ относительно низкий уровень деятельности по трансферу технологий в секторе исследований по биотехнологиям: респонденты оказались не заинтересованы в создании спиноф-компаний; деятельность по лицензированию и патентованию результатов ИР воспринимается как сложная вследствие отсутствия у университета опыта в дальнейшем продвижении подобных результатов; роялти от лицензирования не рассматривается как значительный источник доходов; не все ученые взаимодействуют с отделами трансфера технологий.

В развитии связей с частными компаниями у ученых возникает ряд проблем. Во-первых, это диверсификация деятельности, которая выражается в необходимости помимо участия в образовательном процессе выполнять административные обязанности, заниматься деятельностью по институционализации и пр. Во-вторых, ученые, занимающиеся биотехнологиями, сталкиваются с неэффективностью административных процедур при разрешении вопросов, связанных с их исследовательской работой. В-третьих, существуют культурные различия в научном и бизнес-сообществах.

Автор также выделяет еще одну причину, по которой исследователи недостаточно заинтересованы в коммерциализации результатов ИР: несмотря на то что руководство университетов дает возможность получать материальное вознаграждение не только за обучение студентов, но и за исследовательскую и административную работу, отсутствие административной поддержки во взаимодействии с компаниями приводит к тому, что ученые не считают такую деятельность эффективной и не ставят сотрудничество с промышленностью в качестве своих приоритетов. Кроме того, в рамках самих университетов исследователям приходится сталкиваться с запутанной организационной структурой, что становится дополнительным бюрократическим барьером.

Основные выявленные факторы мотивации и ожидания от взаимодействия с промышленностью представлены в таблице.

Таблица (с. 50)

Ключевые факторы мотивации и ожидаемые выгоды

UANL ITSEM

факторы мотивации

- финансовое вознаграждение - общественный вклад

- решение реальных проблем - исследовательская тематика

- инфраструктура - обучение студентов

- общественный вклад - финансовое вознаграждение

- обучение студентов - получение финансирования

- доступ к инфраструктуре

- работа с реальными проблемами

- применимость новых знании

ожидаемые выгоды

- финансовые ресурсы - обратная связь

- инфраструктура - полезная информация для будущих

- работа для студентов исследовании

По мнению автора, полученные результаты указывают на то, что руководству университетов, разработчикам государственных программ и представителям промышленных компаний, взаимодействующих с исследовательским сектором, следует в большей степени учитывать индивидуальные особенности исследователей, сотрудничающих в сфере ИР. Для ученых, занимающихся биотехнологиями, важный мотив их сотрудничества с промышленностью -возможность внести реальный вклад в общественное развитие и сотрудничество с промышленностью - это средство достижения общественного блага.

М.Н. Лавров

2011.04.025. ГЕЙГЕР Р. Л. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОБЩИЙ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СТОРОНЫ УНИВЕРСИТЕТОВ. GEIGER R.L. University supply and corporate demand for academic research // Journal of technology transfer OnlineFirst. - 2010. - September. - 17 p. - D0I:10.1007/s10961-010-9192-5.

Ключевые слова: промышленные исследования; университетские исследования; интеллектуальная собственность; инновации.

Автор - сотрудник Университета штата Пенсильвания (США).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.