риферийные университеты осознали свой потенциал кластерообра-зования совместно с промышленностью при соответствующей поддержке со стороны государства.
М.Н. Лавров
2012.02.032. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОГРАММА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРИГЛАШЕННЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ КОМПАНИЙ / БАЛАДРОН К., ХИМЕНЕС М.И., АГУИАР Х.М., КАРРО Б., САНЧЕС-ЭСГЕВИЛЬЯС А.Х. Improving teaching in engineering education: Adjunct enterprise professors programme / Baladron C., Jiménez M.I., Aguiar J.M., Carro B., Sánchez-Esguevillas A.J. // J. of intellectual manufacture. - 2011. -D0I:10.1007/s10845-011-0546-0.
Ключевые слова: приглашенные преподаватели из действующих компаний; европейская сфера высшего образования; инженерное образование.
Авторы из Университета Вальядолида (Испания) анализируют опыт реализации программы по привлечению приглашенных преподавателей из действующих промышленных компаний (Profesores Asociados Vinculados a Empresa, Adjunct Enterprise Professors - PAVE programme). Эта программа призвана в определенной мере решить проблему, связанную с разрывом между потребностями компаний в профессионально подготовленных выпускниках, владеющих знаниями и компетенциями, необходимыми для работы с новейшим оборудованием, и их подготовкой по устаревшей традиционной системе действующих образовательных программ в инженерном образовании, имеющих скорее теоретический уклон.
В рамках программы PAVE университет предлагает студентам возможность прохождения инновационно-ориентированных курсов, связанных непосредственно с конкретным промышленным знанием. Это позволяет реализовывать такие цели программы, как: 1) достижение студентами базового понимания новых технологических дисциплин, еще не вошедших в учебные планы университета; 2) понимание требований компаний по подготовке инженеров с учетом специфики работы на их оборудовании; 3) накопление, по-
мимо традиционного теоретического и практического академического знания, связанного с прикладной работой в команде и решением практических задач; 4) обеспечение возможности организации первых контактов студентов с реальным сектором, так как занятия проводятся на базе участвующих в программе компаний (с. 2).
Как указывают авторы, реализация программы PAVE в Университете Вальядолида соответствует принципам, заявленным в рамках программы Европейского пространства высшего образования (European Higher Education Area - EHEA), предполагающей формирование единого образовательного пространства и процесса, ориентированного на студентов в целях подготовки профессионалов, востребованных на европейском рынке труда.
Соответствие вводимых курсов заявленным целям обеспечивается при помощи процедуры их отбора, включающей этап официального сбора предложений, стимулируемый правительством региона. Авторы также отмечают, что многие предложения посту -пают в рамках традиционного сотрудничества университета с компаниями реального сектора при выполнении совместных ИР, работе по субконтрактам, проведении семинаров и т.д. Таким образом, компании с помощью специальных учебных курсов получают потенциальных квалифицированных работников - студентов, которые позже могут работать непосредственно по проектам фирмы, например в рамках интернатуры. Практическую направленность курсов авторы подтверждают, приводя примеры из опыта сотрудничества с исследовательским подразделением компании «Telefónica», реализующим в рамках PAVE такие курсы, как «Инновационные услуги в процессе "исследования - развитие - инновации"», «Сети четвертого поколения, взаимные связи и сетевой менеджмент в мобильных коммуникациях» и пр. (с. 4)
Исходя из десятилетнего опыта реализации программы, авторы утверждают, что в подобной схеме работы более заинтересованы крупные компании, нуждающиеся в большом количестве квалифицированного персонала и готовые предоставить для ведения соответствующих курсов своих сотрудников. Представители малого и среднего бизнеса реже участвуют в проекте, что объясняется особенностями подбора персонала в таких фирмах: потребность в небольшом количестве специалистов позволяет осуществлять их подготовку целевым образом на предприятии. Оценить распреде-
ление акцентов по сферам деятельности компаний позволяют приведенные данные о количестве приглашенных преподавателей: телекоммуникации - 17; промышленный инжиниринг - 15; политехническое направление - 6; компьютерные науки - 5; электроника -3; архитектура - 1 (с. 3).
Важный фактор реализации программы PAVE - включение заявленных курсов в число необходимых для получения студентами соответствующей степени и выделение на прохождение данных дисциплин кредитов в рамках образовательных программ. Из ряда дополнительных дисциплин студенты могут выбирать необходимые и добавлять их к основным предметам, что помогает им выстраивать вариативные образовательные программы, более детально изучая курсы, позволяющие получить практические навыки, связанные с их будущей профессиональной деятельностью. Методологически дисциплины программы должны удовлетворять следующим основным принципам: практическая направленность; формирование малочисленных групп, что стимулирует более активное взаимодействие между преподавателем и студентами; акцент на самостоятельной работе студента и направляющей роли учителя; обучение работе в команде и развитие у студентов способности к сотрудничеству; акцент на развитии навыков, необходимых для работы в промышленности (с. 4).
В статье приведены данные регулярных обзоров результативности программы PAVE, включающих опросы студентов. Более 90% респондентов, участвующих в опросах, указали, что они полностью удовлетворены полученными знаниями и навыками, а большая часть респондентов сообщили о поступивших предложениях прохождения практики либо интернатуры в компаниях - участниках проекта.
В заключение авторы делают вывод о том, что программа PAVE позволяет дополнить существующую систему инженерного образования прикладным содержанием, раскрывающим и расширяющим теоретические знания, преподаваемые в рамках традиционных дисциплин. Ключевой момент успеха программы - наличие у Университета Вальядолида большого опыта сотрудничества с промышленными компаниями региона (что во многом позволило позиционировать преподавательскую деятельность как привлекательную для специалистов реального сектора), традиций выполне-
ния совместных исследований и реализации программ интернатуры. В качестве последующих этапов развития программы авторы видят приведение структуры курсов к стандартам формальных соглашений по инженерному образованию, введение курсов на английском языке и дисциплин, связанных с формированием у студентов таких дополнительных навыков, как составление бюджета, командный менеджмент, проведение переговоров и т.д.
М.Н. Лавров
2012.02.033. ДАТТА C., СААД М. УНИВЕРСИТЕТЫ И ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ОПЫТ ИНДИИ.
DATTA S., SAAD М. University and innovation systems: The case of India // Science and public policy. - 2011. - Vol. 38, N 1. - P. 7-17. -D0I:10.3152/030234211X12834251302526.
Ключевые слова: национальная инновационная система; модель тройной спирали; роль университетов.
В своей работе авторы из Великобритании представляют подробный теоретический анализ роли университетов в инновационных системах, а также рассматривают опыт инновационного развития Индии.
В современной теории сложились три основные концепции, при помощи которых описываются инновационные системы: концепция национальной инновационной системы (National System of Innovation - NIS); модель тройной спирали (Triple Helix Model -THM) и концепция национального инновационного капитала (National Innovative Capacity - NIC), в каждой из которых значительное место уделяется роли университетов. Инновации - это результат сложного взаимодействия трех основных агентов - государства, промышленности и науки, и в рамках указанных трех теоретических подходов роль и задачи университетов как системообразующего элемента трактуются по-разному.
Концепция национальной инновационной системы (НИС), получившая широкое распространение после выхода работ К. Фри-мана (C. Freeman), Б.-А. Лундвалла (B-A. Lundvall) и Р. Нельсона (R. Nelson) в 1990-х годах, берет свое начало в XIX в. в работах Ф. Листа (List), доказывавшего большое значение активных действий правительства в развитии страны на промышленной основе и