Научная статья на тему 'Профессионализация управленческого образования - вызов времени'

Профессионализация управленческого образования - вызов времени Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / КОНЦЕПЦИЯ ОТРАСЛЕВОГО МЕНЕДЖМЕНТА / МЕНЕДЖЕР-ПРОФЕССИОНАЛ / МОДЕЛЬ VUCA / ОБНОВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронцов Виктор Борисович, Зеленцова Лидия Сергеевна

В статье рассматриваются возможности профессионализации управленческого образования с учетом отраслевой специфики в новой среде для управления. Приводятся результаты исследования, проведенного совместно с представителями реального сектора экономики. Предлагаются формы сотрудничества образовательных учреждений с промышленными организациями: совместные предприятия, научно-образовательные центры и т.п. Выделено пять уровней образования и квалификации с позиций профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROFESSIONALIZATION OF MANAGEMENT EDUCATION - THE CHALLENGE OF TIME

The article considers the possibility of professionalization of management education, taking into account industry specifics in the new environment to control the results of research conducted jointly with representatives of the real sector of the economy. Proposed forms of educational institutions cooperation with industry organisations: joint enterprises, scientific and educational centers, etc. Identifies five levels of education and skills with positions of professionalization.

Текст научной работы на тему «Профессионализация управленческого образования - вызов времени»

УДК 378.14

ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ

Аннотация. В статье рассматриваются возможности профессионализации управленческого образования с учетом отраслевой специфики в новой среде для управления. Приводятся результаты исследования, проведенного совместно с представителями реального сектора экономики. Предлагаются формы сотрудничества образовательных учреждений с промышленными организациями: совместные предприятия, научно-образовательные центры и т.п. Выделено пять уровней образования и квалификации с позиций профессионализации.

Ключевые слова: бизнес-образование, знания, интеллектуальный капитал, концепция отраслевого менеджмента, менеджер-профессионал, модель VUCA, обновление структуры и содержания образовательных программ, отраслевые приоритеты.

THE PROFESSIONALIZATION OF MANAGEMENT EDUCATION - THE CHALLENGE OF TIME

Abstract. The article considers the possibility of professionalization of management education, taking into account industry specifics in the new environment to control the results of research conducted jointly with representatives of the real sector of the economy. Proposed forms of educational institutions cooperation with industry organisations: joint enterprises, scientific and educational centers, etc. Identifies five levels of education and skills with positions ofprofessionalization.

Keywords: business education, knowledge, intellectual capital, the concept of sectoral management, professional manager, model VUCA, updating the structure and content of educational programs, sectoral priorities.

Бурный интерес молодого поколения к специальностям менеджерского, экономического и юридического профиля, а также спад промышленного производства в 1990-е гг., привели к снижению престижа инженерных профессий, из-за чего резко сократилось число выпускников средних школ, поступающих на инженерные программы. Несмотря на то, что многие вузы предприняли попытки реанимировать инженерные программы на основе социализации и гуманизации их содержания и введения расширенного цикла дисциплин управленческо-экономического характера, молодежь все же отдает предпочтение бизнес-образованию. Следовательно, необходимо с иных позиций подходить к совершенствованию и развитию управленческого образования. В частности, целесообразно рассмотреть возможность увязки управленческих и инженерных вопросов в рамках отраслевых образовательных программ.

В условиях, когда резко усилилось влияние процессов инновационной модернизации на систему образования, изменение характера процессов формирования и передачи знаний в условиях смены технологических укладов и сближение естественно-научных, инженерных и гуманитарных знаний, которые формируются как единое целое на основе взаимосвязанных и взаимосогласованных моделей, что может предпринять Государственный университет управления?

Один путь, на наш взгляд, наиболее простой, заключается в создании альянсов с техническими университетами и колледжами, чтобы их выпускники - бакалавры -поступали к нам на управленческие магистерские программы. Аналогичный путь реализует бизнес-школа «Сколково». Таким образом, как бы «убиваются два зайца»: мы имеем профессиональных менеджеров, подготовленных для работы в конкретной

© В .Б. Воронцов, Л. С. Зеленцова, 2G14

В.Б. Воронцов Л. С. Зеленцова

Victor Vorontsov Lydia Zelentsova

отрасли. Однако в условиях нехватки выпускников инженерных профилей такой подход не даст искомого результата.

Второй путь - это развитие отраслевого образования в рамках направления 080200 - «Менеджмент» за счет расширения спектра профилей, предназначенных для конкретных отраслей. Этот путь в достаточной степени является подготовленным, поскольку университет не утратил ту учебно-методическую и материально-техническую базу, которая необходима для реализации подобных программ, и профессорско-преподавательский состав.

Что касается третьего пути, то в сложившейся ситуации - это самый трудоемкий, но в то же время самый надежный подход - разработка нового направления - инженерно-управленческого - образования, сочетающего в себе равноценные циклы дисциплин по инженерной, управленческой и экономической подготовке, а также блоки социально-гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин. Учитывая, что суть инженерно-управленческой деятельности заключается в сочетании функций организационно-технического обеспечения производства и административного управления людьми, университетская подготовка должна носить комплексный характер, интегрируя как фундаментальные инженерные и управленческие знания, так и профессиональные навыки в сочетании с экономической бизнес-компонентой.

Современные подходы к управленческому образованию исходят из того, что менеджер нового поколения - это профессионал с широким кругозором, навыками и знаниями, способный браться за решение проблемных задач из различных аспектов деятельности организации (из рекламы бизнес-образования ЛИНК на 2014 г.). Представляется, что в ХХ1 в. функции менеджеров - это развитие у работников умения быть самостоятельными, широко мыслить, определение функциональных обязанностей, которые оказывают мотивационное воздействие на подчиненных, смещение акцента в мотивации с материальных составляющих на нематериальные, повышение роли систем коммуникаций и информационной связи руководителя и сотрудников [9]. Обращается внимание на то, что материальные факторы имеют все меньшее значение, расстояния «исчезают», время сжимается, объекты менеджмента изменяются [4]. На первый план выходят интеллектуальный капитал и нематериальные активы, поскольку доминантой становятся знания и переход от производства информации и знаний к производству новых технологий обработки информации.

Апологеты академизма в управленческом образовании отстаивают свою точку зрения универсальности подготовки менеджеров, объясняя это необходимостью учета современных тенденций развития бизнеса и экономики и модели VUCA [4]:

- Volatility - волатильность

- Uncertainty - неопределенность

- Complexity - комплексность

- АтЫ§ику - неоднозначность.

Безусловно, это новая среда для управления на основе инновационных функций менеджмента, которая требует пересмотра принципов и содержания управленческого образования. Но следует ли столь беззаветно полагаться на западный опыт. Вспомним, что они пришли к этому после многих десятилетий узкоспециализированной подготовки, которая перестала удовлетворять требованиям времени. Да, в настоящее время в США остро поставлен вопрос о «профессиональных менеджерах», что предполагает модернизацию так называемой новой (американской) модели бизнес-образования, которая уже завоевала мир, а профессия менеджер до сих пор вызывает необычайно большой интерес [5, 6]. Но профессиональным может называться менеджер, который имеет право индивидуально предлагать свои услуги на открытом

рынке и отвечать за результаты своих действий в соответствии с законом. Менеджер-профессионал должен быть сертифицирован, что предполагает наличие высшего образования, интернатуру, сдачу экзаменов по установленным дисциплинам, которые проводятся советами по лицензированию, опыта практической работы от 2-х до 4-х лет, нескольких отзывов от сертифицированных менеджеров.

Зададимся несколькими вопросами:

- есть ли спрос в реальном секторе экономики России на менеджеров-профессионалов в условиях промышленного кризиса и санкций, когда остро встал вопрос импортозамещения? Очевидно, что нужны;

- созданы ли у нас в стране условия для подготовки и сертификации профессиональных менеджеров? Нет. Следовательно, их необходимо создавать.

- могут ли студенты получить навыки практической работы, обучаясь в рамках академических образовательных программ?;

- кого мы готовим в условиях академизации двухуровневого образования, и чем наши выпускники будут управлять? Мы готовим клерков для офисов.

Что же мы можем сделать безотлагательно. Самая главная ошибка нашей системы высшего профессионального образования - это потеря прочных связей с реальным сектором. Мы сами по себе, они сами по себе. Мы решаем свои проблемы, они - свои, забывая, что наши проблемы общие.

Мы почему-то стали забывать, что менеджер - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью, и основные его задачи - это организация производства конкурентоспособных товаров, совершенствование производственного процесса, внедрение новейших наукоемких технологий, повышение качества продукции, снижение затрат на производство [10].

В этой связи мы обратились к представителям реального сектора, руководителям промышленных предприятий. Мы провели круглые столы «Перспективы отраслевого и инженерно-управленческого образования» и «Государственно-частное партнерство в области отраслевого, инженерно-управленческого и инжинирингового образования», семинар по проблемам перехода к отраслевому и инженерно-управленческому образованию, Всероссийскую научно-практическую конференцию «Проблемы управления: методы, решения», выезжали в промышленные организации г. Москвы и области по вопросам сотрудничества. Заинтересованный разговор показал следующее.

Руководители промышленных организаций, говоря о кадровом обеспечении реального сектора экономики, обращают наше внимание на то, что выпускники менеджерских программ высшего профессионального образования не владеют отраслевой спецификой, не знают технологических особенностей и, как правило, в большинстве своем не знакомы со станочным и иным оборудованием, не умеют читать чертежи, не владеют основами делопроизводства и навыками ведения деловых переговоров. Практики также считают необходимым умение работать с современными управленческими информационными системами, например «1Б - Предприятие», и с системами автоматизированного проектирования, они бьют тревогу о том, что в вузах перестали готовить специалистов для наукоемкой сферы, хотя в условиях инновационного развития экономики и ориентации промышленности на импортозамещение это становится крайне необходимым. Таким образом, они, по сути, определяют нам курс на обновление структуры и содержания образовательных программ в области менеджмента и тот перечень дисциплин, который должен обязательно присутствовать в учебных планах наряду с блоками социально-гуманитарных, естественно-научных, базовых и

специальных дисциплин. Следует заметить, что все эти дисциплины в 90-е гг. прошлого века с успехом преподавались в экономических и управленческих вузах, и большинство из них было рекомендовано федеральным государственным образовательным стандартом, затем совершенно не обоснованно они исчезли из учебных планов, это:

- основы геометрического моделирования и инженерная графика;

- технология отрасли;

- технологическое оборудование;

- материалы;

- документационное обеспечение и основы делопроизводства;

- этика делового общения;

- технология ведения деловых переговоров;

- информационные системы в управлении;

- системы автоматизированного проектирования.

Кроме того, представляется целесообразным, учитывая мнение руководителей промышленных предприятий, ввести как самостоятельные дисциплины, связанные с интерактивным проектированием производства (проектирование товаров/услуг и процессов их изготовления, рабочих мест и системы поставок и пр.): «Управление НИОКТР, «Управление научными исследованиями и разработками» и т.п. Как показывает практика, содержание многих других дисциплин следует тоже изменить с учетом отраслевых особенностей. Так, отраслевой маркетинг, например, должен не только учитывать специфику отрасли, но и содержать в себе элементы творчества в сочетании с операционной технологичностью, заимствуя основные принципы техно-предпринимательства. А обучение бухгалтерскому учету должно исходить из новых его возможностей, как «языка бизнеса», когда информация не только формируется, но и активно используется с широким применением информационных систем.

Безусловно, практики поддерживают нашу инициативу по профессионализации управленческого образования с учетом отраслевой специфики и подтверждают необходимость непрерывного образования в области управления дипломированных специалистов (инженеров и менеджеров). Выражают готовность сотрудничать в совместной подготовке менеджеров-профессионалов. Но уже не с таким энтузиазмом. Еще меньше энтузиазма практики проявляют, когда речь идет о производственной практике. Мы провели опрос руководителей ряда промышленных организаций (табл. 1), который свидетельствует о готовности предоставить студентам возможность прохождения производственной практики всего лишь 16,8% опрошенных.

Таблица 1

Результаты опроса руководителей машиностроительных предприятий

№ п/п Критерии %

1 Необходимость содержательных изменений в спросе на образование в сторону его большей профессионализации 98,6

2 Необходимость отражения отраслевой специфики в ООП при подготовке менеджеров 92,3

3 Необходимость непрерывного образования в области управления дипломированных специалистов (инженеров и менеджеров) 99,3

4 Значимость управленческой компетенции для инженерно-технических работников 52,7

5 Готовность предоставить студентам возможность прохождения производственной практики 16,8

6 Готовность к сотрудничеству с образовательными учреждениями в области подготовки менеджеров нового типа 30,4

Тем не менее мы понимаем, что ответственность за сотрудничество с промышленными организациями лежит на учебных заведениях ВПО, и инициатива должна исходить, прежде всего, от нас. Формы сотрудничества образовательных учреждений с промышленными организациями могут быть различными. Так, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» должны создаваться базовые кафедры, дислоцирующиеся на производственных площадях промышленных организаций [1]. Есть предложения создавать совместные предприятия [3], научно-исследовательские лаборатории и научно-образовательные центры, где студенты будут заняты решением реальных проблем совместно с производственниками и преподавателями. Учитывая опыт, представленный в [3, 7, 8, 9], необходимо проводить совместные симпозиумы, круглые столы, семинары и т.п. Только в этом случае мы можем надеяться на то, что у нас будут менеджеры-профессионалы, но структура их подготовки должна претерпеть серьезные преобразования. Так, представляется целесообразным выделить несколько уровней образования и квалификации менеджеров-профессионалов, как это показано в табл. 2.

Таблица 2

Уровни образования и квалификации менеджеров-профессионалов

Уровни образования Содержательнее доминанты

1. Уровень - бакалавриат В структуре подготовки бакалавров должны преобладать дисциплины инженерно-технического профиля, а также основы управленческих и экономических знаний. При этом квалификация может быть «Бакалавр в области отраслевого менеджмента», а в скобках указывается отрасль

2. Уровень - магистратура Доминируют уже управленческие и экономические аспекты. Квалификация в этом случае - «Магистр в области профессионального менеджмента»

3. Уровень - интернатура Совершенствование практических навыков на отраслевых предприятиях в течение минимум года

4. Уровень - сертификация, регистрация и лицензирование Лицензирование предназначается для специалистов, предлагающих самостоятельно свои услуги на рынке. В организации можно работать и без лицензии, но сертификация обязательна [6]

5. Уровень - аккредитация и аттестация Периодическое подтверждение профессионализма

Как видно из табл. 2, выделено пять уровней образования и квалификации: бакалавриат, магистратура, интернатура, сертификация (регистрация, лицензирование) и аттестация (аккредитация). Все пять уровней пронизаны отраслевой спецификой, но при этом соблюдены требования профессионализма, что очень важно для повышения конкурентоспособности отечественного промышленного производства.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. 224 с.

3. Галкина Т.П. Организационное развитие и обучение персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 9. С-11.

4. Гапоненко А. Л. Современные тенденции развития менеджмента (доклад на заседании Комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области менеджмента Ассоциации ведущих вузов России от 19.03.2014 г.).

5. Зеленцова Л. С. Перспективы развития инженерно-управленческого и отраслевого образования // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 12. С. 229-233.

6. Зеленцова Л.С., Воронцов В.Б. Инженерно-управленческое образование как национальный приоритет // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 12. С. 234-238.

7. Джой-Меттьюз Д. Развитие человеческих ресурсов. М.: Эксмо, 2006. 432 с.

8. Князев С.Н Управление, Искусство, Наука, Практика. 2002. Мн.: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 2002. 512 с.

9. Особенности современной системы обучения и управления кадрами http://www.0ck.ru/menedzhment_i_trudovye_otnosheniya/osobennosti_sovremennoj_sistemy .html

10. Интернет-ресурс: http://learning.knyazvs.rU/management/razdel_1/tema_1.1.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.