Научная статья на тему 'Три источника и три составных части экономического развития России'

Три источника и три составных части экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНЫЙ ПЛАН / БАНКИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ИНФЛЯЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеленцова Лидия Сергеевна

В статье рассматриваются перспективы результативной реализации «Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» с позиций взаимодействия трех базисных элементов экономического развития: реального сектора экономики, банковского сектора и образовательной сферы. Показаны негативные аспекты деятельности банков, не способствующие взаимовыгодному взаимодействию с реальным сектором экономики, монетарно задавленном и испытывающим голод в высококвалифицированных кадрах. Разработаны критерии приоритетности импортозамещения, предложены мероприятия, которые целенсообразно, на наш взгляд, включить в антикризисный план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREE SOURCES AND THREE COMPONENT PARTS OF RUSSIA ECONOMIC DEVELOPMENT

in the article the prospects of effective implementation of the «Plan of priority measures for the sustainable development of economy and social stability in 2015» from the standpoint of the interaction of economic development three basic elements: the real economy, the banking sector and the educational sector. Shows the negative aspects of the activities of banks that do not contribute to the mutually beneficial interaction with the real sector of the economy, monetary crushed and hunger for highly qualified personnel. Developed criteria for prioritization of import substitution, the proposed activities, which advisable, in our view, to include in the crisis management plan.

Текст научной работы на тему «Три источника и три составных части экономического развития России»

ТРИ ИСТОЧНИКА И ТРИ СОСТАВНЫХ ЧАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются перспективы результативной реализации «Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» с позиций взаимодействия трех базисных элементов экономического развития: реального сектора экономики, банковского сектора и образовательной сферы. Показаны негативные аспекты деятельности банков, не способствующие взаимовыгодному взаимодействию с реальным сектором экономики, моне-тарно задавленном и испытывающим голод в высококвалифицированных кадрах. Разработаны критерии приоритетности импортозамещения, предложены мероприятия, которые целенсообразно, на наш взгляд, включить в антикризисный план.

Ключевые слова: антикризисный план, банки как основной источник инфляции, импортозамещение, модернизация, образовательная система, как фактор формирования нового качества экономики.

Lidiya ^en^ova THREE SOURCES AND THREE COMPONENT

PARTS OF RUSSIA ECONOMIC DEVELOPMENT

Annotation. in the article the prospects of effective implementation of the «Plan of priority measures for the sustainable development of economy and social stability in 2015» from the standpoint of the interaction of economic development three basic elements: the real economy, the banking sector and the educational sector. Shows the negative aspects of the activities of banks that do not contribute to the mutually beneficial interaction with the real sector of the economy, monetary crushed and hunger for highly qualified personnel. Developed criteria for prioritization of import substitution, the proposed activities, which advisable, in our view, to include in the crisis management plan.

Keywords: anti-crisis plan, banks as the main source of inflation, import substitution, upgrade, educational system, as a factor of formation of new quality of the economy.

Кризис, охвативший экономику России в 2008 г. плавно перешел в 2013 г., а «Антикризисный план Правительства» запоздало обнародован лишь 28 января 2015 г. И сразу подвергся критике, как не способный решить многие проблемы в экономике. Секвестрованию подвергается буквально все, кроме банков, которым фактически передается право распределять деньги, предназначенные для поддержки малого и среднего бизнеса, всего реального сектора экономики. [4]

Современная российская экономика формируется на основе взаимодействия трех основных составляющих. Это банки, реальный сектор экономики и образовательная сфера. Рассмотрим, что предлагает антикризисный план для их ра isbn 5-482-00771-5звития или хотя бы вывода из кризиса (не будем при этом забывать, что большинство отраслей до сих пор не оправилось после кризиса 20082009 гг.).

Итак, банки, призванные аккумулировать и приумножать финансы страны, на самом деле стали основным источником инфляции в России. Вместе с тем, из 60 пунктов «Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» 16 прямо или косвенно посвящено пакетной помощи банкам, и без того жирующим на бедах реально-

УДК: 338.1; 336; 378.1 Л.С. Зеленцова

© Зеленцова Л.С., 2015

го сектора экономики и населения страны. Меры, направленные на поддержку банковской сферы, не отвечают интересам реального сектора экономик:

— основной принцип деятельности российских банков - ростовщичество, по сути и по форме, что абсолютно не характерно для развитой рыночной экономики. Создаются кабальные схемы для заемщиков, коллекторы для выбивания долгов, отчуждение имущества, словом, наши банки - это возврат в средневековье и никакой цивилизации;

— российская банковская система не располагает достаточным капиталом для масштабного кредитования реального сектора экономики и имеет структуру пассивов, не способствующую долгосрочным инвестициям, в силу этого банковский сектор не удовлетворяет потребности экономики в кредитных ресурсах. В результате растет внешний долг;

— при получении кредитов привилегированное положение занимают предприятия торговли и застройщики под сдачу в аренду площадей различного назначения, благодаря быстрому обороту финансовых средств, в ущерб долгосрочному кредитованию в реальный сектор экономики. Тем самым поддерживается развитие спекулятивного капитала, доминирующего над реальным сектором экономики.

— интересы банков не совпадают с интересами предпринимательства в малом бизнесе, в результате банковские структуры отказываются давать деньги на развитие бизнеса малым предприятиям обосновывая это высоким риском, малыми кредитными сумами и низкими доходами. В результате имеем высочайшие процентные ставки, которые невозможно погасить даже при нормальном функционировании, очень сжатые сроки, слабые гарантии. При этом министр финансов «А. Силаунов, возглавляющий Совет директоров Агентства по страхованию вкладов сообщил, что утвержден список из 27 банков для докапитализации через облигации федерального займа» [9].

Понятно, что во время кризисов степень устойчивости банков уменьшается, но, если банки не работают цивилизовано с реальным сектором экономики, откуда взяться капитализации.

В этой связи, антикризисные меры, направленные на поддержку банковской сферы, мало что дадут малому и среднему бизнесу. Представляется, что следовало бы учесть следующие моменты.

1. Установление в законодательном порядке для банков нормы объема кредитования реального сектора экономики.

2. Обоснованное снижение рыночных процентных ставок, удешевление кредита для среднего бизнеса.

3. Бесплатное кредитование малого бизнеса в промышленном и сельскохозяйственном секторах на сроки, не менее 5-и лет.

4. Предоставление кредитов по программе отрицательного кредитования «минус 10 %» для производств переработки продукции сельского хозяйства, решающих проблему импортозамещения в обеспечении населения страны высококачественным и экологически чистым питанием, проблему продовольственной безопасности страны.

5. Налоговая мотивация банков в виде снижения ставки налога, вплоть до освобождения от его уплаты на период кредитования: среднего бизнеса - по пониженным ставкам, малого бизнеса - по нулевым и отрицательным ставкам.

6. Укрупнение банков на основе слияния небольших банковских структур в целях увеличения капитала для кредитования реального сектора экономики.

7. Финансирование импортозамещающих программ в промышленности (особенно в машиностроении) через государственные целевые инвестиционные фонды, а не через банковскую систему. При условии снижения бюрократических барьеров и упрощения процедуры оформления займов.

Что же касается реального сектора экономики, то этой монетарно задавленной «основе» раз -

вития страны в «Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» посвящено только 3 пункта, в остальных случаях он присутствует в графе «ожидаемых» и ничем не обоснованных результатов.

Пагубные последствия политики отказа от собственного производства в пользу импорта более качественной и конкурентоспособной продукции и технологий (Зачем самим производить, если можно купить лучше), таковы, что за последние 20 лет [3]:

— объем производства сельскохозяйственной продукции и его удельный вес в ВВП Российской Федерации сократился более чем в 4 раза;

— общий объем промышленного производства за эти годы сократился почти на треть, причем основное сокращение произошло за счет высокотехнологичных отраслей, включая практически все отрасли промышленности, выпускавшие продукцию конечного спроса, которые обеспечивали обществу самую высокую мультипликацию ВВП;

— сырьевая направленность российской экономики на фоне снижения доли машинотехни-ческой продукции привела к сильной зависимости нашей жизни, в том числе госбюджета, от внешнеэкономической конъюнктуры на основные сырьевые товары российского экспорта. Даже в сравнении с развитыми сырьевыми странами (Австралией, Канадой, Нидерландами) в России гипертрофировано развиты добыча полезных ископаемых, нефтепереработка и оптовая торговля (в наших условиях оптовая торговля - это, в основном, перераспределение прибыли внутри добывающих холдингов), а недоразвиты здравоохранение, образование и многие виды услуг, в том числе финансовые [5; 6; 8]

— рост российской экономики обеспечивался за счет опережающего развития отрасли услуг в основном за счет развития новых отраслей: интернет-технологии, мобильная связь, банковские услуги, юридические и нотариальные, девелоперские, рекламные, консалтинговые, маркетинговые, брокерские и т.д.; не связанных с реальным сектором экономики.

В сложившейся ситуации, прежде всего, следует осознать, что:

1) импортозамещение - не цель, а результат экономического развития страны;

2) основу принимаемых решений по экономическому развитию страны должны составлять: Системность; Комплексность; Логичность;

3) иммигранты не решат наших внутренних проблем, а высокие технологии все меньше места оставляют неквалифицированным работникам;

4) приоритеты экономического развития страны должны определяться в соответствии с комплексом обоснованных критериев.

Например, в условиях объявленных ответных российских санкций, развитие любой отрасли сопряжено с ростом потребности в высокотехнологичных рабочих местах и специализированном оборудовании, новых технологиях, что в свою очередь потребует роста производства обрабатывающей техники (станков), а, следовательно, восстановления и ускоренного развития машиностроения. Остро встанут вопросы кадрового обеспечения, что потребует перестройки образовательной системы. На рисунке 1 показан сценарий, по которому должна строиться логика развития любой отрасли экономики страны.

И, таким образом, следует выстраивать логику импортозамещения, четко определяя приоритеты развития и прослеживая взаимосвязь и взаимовлияние со смежными отраслями и сферами деятельности. В качестве приоритетов импортозамещения могут быть приняты следующие критерии.

1. Продовольственная безопасность.

2. Экономическая безопасность.

3. Эффект мультипликации.

4. Влияние на развитие других отраслей.

5. Объем требуемых инвестиций.

6. Инвестовосприимчивость.

7. Импортоемкость.

8. Зависимость от импорта.

9. Технологическая зависимость.

Развитие отрасли в условиях импорто-замещения

Развитие смежных производств

и.

Рост потребности в специализированном оборудовании

Рост потребности в новых технологиях. (Освобождение от технологической зависимости) Инновации, инжининринг

Рост _к к

потреб Г) 5 5

ности 1—/ ш

в об- О а

рабаты н «

вающе 5

й тех- 5 я

нике я «

(стан-

ко- « 5

строе- Н 5

ние и Ц/ еа

др.) V « Рч

ГУ

ю

о «

а

35 ® -

а л

Н «г и ш

а

«

В

«

5

а Т

<и н и

с

35 О 5 ■Л

_ п

ь V 5 Н

ю о

V

о еа о а

ч «

«

еа

о «

а

Рис. 1 Логическая цепочка реализации концепции импортозамещения

10. Технологический потенциал.

11. Доля экспорта.

12. Экспортный потенциал.

13. Потенциал конкурентоспособности.

14. Нагрузка на бюджет.

15. Степень износа основных производственных фондов (ОПФ).

16. Способность к возрождению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Обеспеченность высококвалифицированными кадрами.

18. Обеспеченность рабочими кадрами.

19. Доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

20. Степень коммерциализации собственных разработок.

Третья составляющая экономического развития - это образовательная система, разрушаемая как важнейший фактор формирования нового качества экономики и общества. В «Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» подготовке кадров для развития экономики России не уделено внимания вообще!

Ситуацию, сложившуюся в образовательной сфере, особенно в сфере высшего профессионального образования, можно охарактеризовать словами Андрея Фурсова «Получается, что как в частном, так и в общем «реформа» образования не просто препятствует модернизации, а блокирует ее, лишая будущего - модернизацию и общество. Сохранение курса на проводимую «реформу» образования и одновременно призывы к модернизации есть ни что иное, как проявление когнитивного диссонанса» [1; 7]:

— колоссальные усилия и время тратятся на разработку паспортов компетенций, забывая, что без взаимодействия с работодателем по созданию эффективной производственной базы практики такие компетенции не выработать;

— государственный образовательный стандарт более проповедует академизм и эфемерный универсализм в образовании, в то время как все большее значение приобретают такие компетенции, как способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, владение практическими навыками работы, способность к самостоятельному принятию решений, работоспособность и высокая трудовая дисциплина;

— возрастают требования к доходам по научно-исследовательской деятельности и консалтингу (в ущерб образовательному процессу) в то время, как в реальном секторе экономики, если затраты на обучение относятся на себестоимость, то затраты на консалтинг и хоз. договоры можно погасить только из прибыли, которой фактически нет;

— в отсутствии необходимых кадров импортозамещение может стать неразрешимой проблемой, поскольку: технологическое отставание отечественной промышленности сложилось, в основном, из-за отсутствия высококвалифицированных кадров; перекос в сфере образования, привел к дефициту рабочих и инженерно-технических кадров, а также специалистов НИОКР.

В этой связи, требуют безотлагательного решения такие вопросы, как.

1. Модернизации системы непрерывного профессионального образования: школа (обучение рабочим профессиям, создание учебно-производственной базы) - профессионально-технические лицей - техникум - колледж - вуз (производственная база практики на основе взаимодействия с реальным сектором экономики, филиалы кафедр на производстве, совместные предприятия) - дополнительное профессиональное образование.

2. Формирование «инновационно-образовательных предприятии» как первичных производственных ячеек экономики [10].

3. Воссоздание в новом качестве системы распределения выпускников и обеспечение условий для их закрепления за организациями (социальные программы, жилье и т.д.).

4. Возврат ускоренных форм целевой подготовки кадров для импортозамещающих отраслей

5. Открытие новых направлений подготовки кадров в области инженерно-управленческого и НИОКР образования.

6. Профессионализация образования в области менеджмента и инженерии. Менеджер или инженер-профессионал должны быть сертифицированы, что предполагает: наличие высшего образования; интернатуру; сдачу экзаменов по установленным дисциплинам, которые проводятся советами по лицензированию; опыта практической работы от 2-х до 4-х лет; нескольких отзывов от сертифицированных специалистов. Таким образом, выделяется пять уровней образования и квалификации: бакалавриат, магистратура, интернатура, сертификация (регистрация, лицензирование) и аттестация (аккредитация). Все пять уровней пронизаны отраслевой спецификой, но при этом соблюдены требования профессионализма, что очень важно для повышения конкурентоспособности отечественного промышленного производства [2].

Библиографический список

1. Гоженко, К. Н. Экономика знания - императивная основа инновационной трансформации сферы образовательных услуг / К. Н. Гоженко: автореферат дис... д-р экон. наук Кисловодский институт экономики и права, 2012

2. Ершов, А. М. Высшее образование: трансфер и диффузия технологий. Модернизация системы высшего профессионального образования как фактор национальной безопасности / А. М. Ершов, Р. И. Трипольский // Геополитика и безопасность 2012. - № 2(18), - С. 125-131.

3. Зеленцова, Л. С. Профессионализация управленческого образования - вызов времени / Л. С. Зеленцова, В. Б. Воронцов // Вестник Университета, - М., 2014, - № 18. - С. 81-86.

4. Корнилов, А. Реалии российской экономики и упущенные шансы / А. Корнилов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: (http://hrazvedka.ru/guru/realii-rossijskoj-ekonomiki-i-upushhennye-shansy.html). (дата обращения: 03.05.2015)

5. Ляльков, С. Ю. Реализация интенсивной модели развития банковской системы России в контексте основных ориентиров / С. Ю. Ляльков // Экономика и Право. 2014. - № 10. - С. 39-44.

6. Сырьевая экономика в России задушила несырьевую [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://www.finmarket.ru/main/article/3257805) (дата обращения: 03.05.2015)

7. Сырьевая зависимость экономики - основной риск российского рынка. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://top.rbc.ru/finances/20/03/2009/288314.shtml) (дата обращения: 16.04.2015)

8. Фурсов, А. «Реформа» образования и ее подоплека / А. Фурсов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (http://www.dynacon.ru/content/articles/556/). (дата обращения: 03.03.2015)

9. Хрысева, А. А. Проблемы и перспективы развития российской экономики в рамках объединения БРИКС / А. А. Хрысева, Е. В. Оникова // Известия Волгоградского технического университета - № 11 (114) / том 16/ 2013. - С. 39-43.

10. Pravda.ru [Электронный ресурс]. -Режим доступа: (http://www.pravda.ru/news/economics/finance/banks/ 23-01-2015/1245398-abc-Weg1Pla.dpuf (дата обращения: 16.04.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.