РАЗДЕЛ IV.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В.Б. Воронцов Л.С. Зеленцова
Victor Vorontsov Lydia Zelentsova
УДК 378.14
ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассмотрена инициатива по профессионализации управленческого образования с учетом отраслевой специфики в новой среде для управления на основе инновационных функций менеджмента, которая требует пересмотра принципов и содержания управленческого образования. приведены результаты исследования, проведенного совместно с представителями реального сектора экономики. Самая главная ошибка нашей системы высшего профессионального образования - это потеря прочных связей с реальным сектором Предложены формы сотрудничества образовательных учреждений с промышленными организациями: совместные предприятия, научно-образовательные центры и т.п. Определен курс на обновление структуры и содержания образовательных программ в области менеджмента и тот перечень дисциплин, который должен обязательно присутствовать в учебных планах наряду с блоками социально-гуманитарных, естественно-научных, базовых и специальных дисциплин. Выделено пять уровней образования и квалификации: бакалавриат, магистратура, интернатура, сертификация (регистрация, лицензирование) и аттестация (аккредитация). Все пять уровней пронизаны отраслевой спецификой, но при этом соблюдены требования профессионализма, что очень важно для повышения конкурентоспособности отечественного промышленного производства. Менеджер-профессионал должен быть сертифицирован.
Ключевые слова: бизнес-образование, знания, интеллектуальный капитал, концепция отраслевого менеджмента, менеджер-профессионал, модель VUCA, обновление структуры и содержания образовательных программ, отраслевые приоритеты. SECTORAL PRIORITIES THE DEVELOPMENT OF MANAGEMENT EDUCATION
Abstract: the article considers the initiative of professionalization of management education, taking into account industry specifics in the new environment for management on the basis of innovative functions of management, which requires revision of the principles and content of management education. the results of the survey of conducted jointly with representatives of the real sector of the economy. The main mistake of our system of higher professional education - a loss strong links with the real sector The proposed forms of cooperation of educational institutions with industrial organizations: joint venture, scientific and educational centres, etc. Defined the course of updating of the structure and content of the educational programs in the field IU management and the list of disciplines, which must be present in the curriculum along with the blocks of the social-humanitarian, natural-science, basic and special legal disciplines.
© Воронцов В.Б., Зеленцова Л.С., 2014
Identifies five levels of education and skills: undergraduate, graduate, internship, certification (registration, licensing and certification (accreditation). All five levels permeated industry specifics, but it met the requirements ofprofessionalism, which is very important for increase of competitiveness of domestic industrial production. Professional Manager must be certified
Keywords: business education, knowledge, intellectual capital, the concept of sectoral management, professional Manager, model VUCA, updating the structure and content of educational programs, sectoral priorities.
Современные подходы к управленческому образованию исходят из того, что «Менеджер нового поколения - это профессионал широкого кругозора, навыков и знаний, способный браться за решение проблемных задач из различных аспектов деятельности организации» (из рекламы бизнес-образования ЛИНК на 2014 г.). Представляется, что в XXI веке функциями менеджеров становятся: развитие «у работников умения быть самостоятельными, широко мыслить, определение функциональных обязанностей таким образом, чтобы это оказывало мотивационное воздействие на подчиненных, смещение акцента в мотивации с материальных составляющих на нематериальные, повышения роли систем коммуникаций и информационной связи руководителя и сотрудников» [9]. Обращается внимание на то, что материальные факторы имеют все меньшее значение, расстояния «исчезают», время сжимается, объекты менеджмента изменяются. [4] На первый план выходят интеллектуальный капитал и нематериальные активы, поскольку доминантой становятся знания и переход от производства информации и знаний к производству новых технологий обработки информации.
Апологеты академизма в управленческом образовании отстаивают свою точку зрения универсальности подготовки менеджеров, объясняя это необходимостью учета современных тенденций развития бизнеса и экономики и модели VUCA [4]:
- Volatility - волатильность
- Uncertainty - неопределенность
- Complexity - комплексность
- Ambiguity - неоднозначность
Безусловно, это новая среда для управления на основе инновационных функций менеджмента, которая требует пересмотра принципов и содержания управленческого образования. Но следует ли столь беззаветно полагаться на западный опыт. Вспомним, что они пришли к этому после многих десятилетий узкоспециализированной подготовки, которая перестала удовлетворять требованиям времени. Да, в настоящее время в США остро поставлен вопрос о «профессиональных менеджерах», что предполагает модернизацию так называемой новой (американской) модели бизнес - образования, которая уже завоевала мир, а профессия менеджер до сих пор вызывает необычайно большой интерес.[5,6]. Но профессиональным может называться менеджер, который имеет право индивидуально предлагать свои услуги на открытом рынке и отвечает за результаты своих действий в соответствии с законом. Менеджер-профессионал должен быть сертифицирован, что предполагает: наличие высшего образования; интернатуру; сдачу экзаменов по установленным дисциплинам, которые проводятся советами по лицензированию; - опыта практической работы от 2-х до 4-х лет; нескольких отзывов от сертифицированных менеджеров.
Зададимся несколькими вопросами:
- есть ли спрос в реальном секторе экономики России на менеджеров-профессионалов в условиях промышленного кризиса и санкций, когда остро встал вопрос импортозамеще-ния? Очевидно, что нужны;
- созданы ли у нас в стране условия для подготовки и сертификации профессиональных менеджеров? Нет. Следовательно, их необходимо создавать.
- могут ли студенты получить навыки практической работы, обучаясь в рамках академических образовательных программ;
- кого мы готовим в условиях академизации двухуровневого образования, и чем наши выпускники будут управлять? Мы готовим клерков для офисов.
Что же мы можем сделать безотлагательно. Самая главная ошибка нашей системы высшего профессионального образования - это потеря прочных связей с реальным сектором. Мы сами по себе по себе. Они сами по себе. Мы решаем свои проблемы, они - свои, забывая, что наши проблемы общие.
Мы почему-то стали забывать, что менеджер - это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью и основные задачи его - это: организация производства конкурентоспособных товаров; совершенствование производственного процесса; внедрение новейших наукоемких технологий; повышение качества продукции; снижение затрат на производство [10.]
В этой связи мы обратились к представителям реального сектора, руководителям промышленных предприятий. Мы провели круглые столы «Перспективы отраслевого и инженерно - управленческого образования» и «Государственно-частное партнерство в области отраслевого, инженерно-управленческого и инжинирингового образования», семинар по проблемам перехода к отраслевому и инженерно - управленческому образованию, Всероссийскую научно-практическую конференцию «Проблемы управления: методы, решения», выезжали в промышленные организации г. Москвы и области по вопросам сотрудничества. заинтересованный разговор показал следующее.
Руководители промышленных организаций, говоря о кадровом обеспечении реального сектора экономики, обращают наше внимание на то, что выпускники менеджерских программ высшего профессионального образования не владеют отраслевой спецификой, не знают технологических особенностей и, как правило, в большинстве своем, не знакомы со станочным и иным оборудованием, не умеют читать чертежи, не владеют основами делопроизводства и навыками ведения деловых переговоров. Практики также считают необходимым умение работать с современными управленческими информационными системами, например - «1С Предприятие», и с системами автоматизированного проектирования, и бьют тревогу о том, что в вузах перестали готовить специалистов для наукоемкой сферы, хотя в условиях инновационного развития экономики и ориентации промышленности на импорто-замещение это становится крайне необходимым. Таким образом, они, по сути, определяют нам курс на обновление структуры и содержания образовательных программ в области менеджмента и тот перечень дисциплин, который должен обязательно присутствовать в учебных планах наряду с блоками социально-гуманитарных, естественно-научных, базовых и специальных дисциплин. Следует заметить, что все эти дисциплины в 90-е годы прошлого века с успехом преподавались в экономических и управленческих вузах, и большинство из них было рекомендовано федеральным государственным образовательным стандартом, затем совершенно не обосновано они исчезли из учебных планов, это:
• основы геометрического моделирования и инженерная графика;
• технология отрасли;
• технологическое оборудование;
• материалы;
• документационное обеспечение и основы делопроизводства;
• этика делового общения;
• технология ведения деловых переговоров;
• информационные системы в управлении;
• системы автоматизированного проектирования.
Кроме того, представляется целесообразным, учитывая мнение руководителей промышленных предприятий, ввести как самостоятельные, дисциплины, связанные с интерактивным проектированием производства (проектирование товаров/услуг и процессов их изготовления, рабочих мест и системы поставок и пр.): «Управление НИОКТР; «Управление научными исследованиями и разработками» и т.п. Как показывает практика, содержание многих других дисциплин следует изменить тоже с учетом отраслевых особенностей. Так, от-
раслевой маркетинг, например, должен учитывать не только специфику отрасли. но и содержать в себе элементы творчества в сочетании с операционной технологичностью, заимствуя основные принципы технопредпринимательства. А обучение бухгалтерскому учету должно исходить из новых его возможностей, как «языка бизнеса», когда информация не только формируется, но и активно используется с широким применением информационных систем.
Безусловно, практики поддерживают нашу инициативу по профессионализации управленческого образования с учетом отраслевой специфики и подтверждают необходимость непрерывного образования в области управления дипломированных специалистов (инженеров и менеджеров) . Выражают готовность сотрудничать в области совместной подготовки менеджеров-профессионалов. Но уже не с таким энтузиазмом. Еще меньше энтузиазма практики проявляют, когда речи идет и производственной практике. Мы провели опрос руководителей ряда промышленных организаций (таблица 1), который свидетельствует о готовности предоставить студентам возможность прохождения производственной практики всего лишь 16,8 % опрошенных.
Таблица 1
Результаты опроса руководителей машиностроительных предприятий
п/п м Критерии %
Необходимость содержательных изменений в спросе на образование в сторону его большей профессионализации 98,6
Необходимость отражения отраслевой специфики в ООП при подготовке менеджеров 92,3
Необходимость непрерывного образования в области управления дипломированных специалистов (инженеров и менеджеров) 99.3
Значимость управленческой компетенции для инженерно-технических работников 52,7
Готовность предоставить студентам возможность прохождения производственной практики 16,8
Готовность к сотрудничеству с образовательными учреждениями в области подготовки менеджеров нового типа 30.4
Тем не менее, мы понимаем, что ответственность за сотрудничество с промышленными организациями возлежит на учебных заведениях ВПО, и инициатива должна исходить, прежде всего, от нас. Формы сотрудничества образовательных учреждений с промышленными организациями могут быть различными. Так, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», должны создаваться базовые кафедры, дислоцирующиеся на производственных площадях промышленных организаций [1]. Есть предложения создавать совместные предприятия [3], научно-исследовательские лаборатории и научно-образовательные центры, где студенты будут заняты решением реальных проблем совместно с производственниками и преподавателями. Учитывая опыт, представленный в [3,7,8,9], необходимо проводить совместные симпозиумы, круглые столы, семинары и т.п. Только в этом случае мы можем надеяться на то, что у нас будут менеджеры-профессионалы, но структура их подготовки должна претерпеть серьезные преобразования. Так, представляется целесообразным выделить несколько уровней образования и квалификации менеджеров-профессионалов, как это показано в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, выделено пять уровней образования и квалификации: бакалавриат, магистратура, интернатура, сертификация (регистрация, лицензирование) и аттестация (аккредитация). Все пять уровней пронизаны отраслевой спецификой, но при этом соблюдены требования профессионализма, что очень важно для повышения конкурентоспособности отечественного промышленного производства. Представляется, что именно такая модель позволит повысить престиж этой специальности для реального сектора экономики.
При этом данная модель не исключает, а дополняет академический образовательный стандарт по модели VUCA, внося расширение возможности жизненного выбора молодежи.
Возможности сотрудничества с реальным сектором экономики в соответствии с этой моделью могут быть значительно расширены. Так, это может быть:
- подготовка кадров по заказу предприятий, построенная на взаимоотношениях между
Таблица 2
Уровни образования и квалификации менеджеров-профессионалов_
Уровни образования Содержательнее доминанты
1. Уровень -бакалавриат В структуре подготовки бакалавров должны преобладать дисциплины инженерно-технического профиля, а также основы управленческих и экономических знаний. При этом квалификация может быть -«Бакалавр в области отраслевого менеджмента», а в скобках указывается отрасль
2.Уровень - магистратура Доминируют уже управленческие и экономические аспекты. Квалификация в этом случае - «Магистр в области профессионального менеджмента»
3. Уровень - интернатура Совершенствование практических навыков на отраслевых предприятиях в течении минимум года
4.Уровень - сертификация, регистрация и лицензирование Лицензирование предназначается для специалистов, предлагающих самостоятельно свои услуги на рынке. В организации можно работать и без лицензии, но сертификация обязательна [6]
5.Уровень - аккредитация и аттестация Периодическое подтверждение профессионализма
системой профессионального образования, производством и наукой на договорных обязательствах по всему спектру образовательных уровней;
- проектно-программный подход, реализующий мобильные и адаптивные специализированные образовательные программы по согласованию сторон. Эти программы могут быть как монопрофессиональные (например, «отраслевой менеджмент»), так и полипрофессиональные (например, подготовка мультифункциональных групп). Данный подход без проблем решается в системе дополнительного профессионального образования, сложнее его реализовать в системе основного профессионального образования, поскольку требования практиков, как правило, выходят за рамки государственного образовательного стандарта, поэтому возникает необходимость подтверждения легитимности образовательных программ.
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"
2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде Учеб. пособие./ Т.П. Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 224 с.
3. Галкина Т.П. Организационное развитие и обучение персонала "Кадровик. Кадровый менеджмент", № 9 / 2008, - С-11.
4. Гапоненко А.Л. Современные тенденции развития менеджмента (доклад на заседании Комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области менеджмента Ассоциации ведущих вузов России от 19.03.2014г)
5. Зеленцова Л.С. Перспективы развития инженерно-управленческого и отраслевого образования /Л.С. Зеленцова. - М.: Вестник Университета. Государственный университет управления - № 12/2013 г. - С. 229 - 233
6. Зеленцова Л.С., Воронцов В.Б. Инженерно - управленческое образование как национальный приоритет / Л.С. Зеленцова, В.Б. Воронцов. - М.: Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 12. - С. 234-238.
7. Джой-Меттьюз Д. Развитие человеческих ресурсов. М.: Эксмо, 2006. - 432 с.
8. Князев С.Н Управление, Искусство, Наука, Практика. 2002. Мн.: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 2002. — 512 с.
9. Особенности современной системы обучения и управления кадрами http://www.0ck.ru/menedzhment_i_trudovye_otnosheniya/osobennosti_sovremennoj_sistemy.html
10. Интернет-ресурс: http://learning.knyazvs.ru/management/razdel_1/tema_1.1.html
УДК 658
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы применения методологии проектного управления для эффективного управления человеческими ресурсами организации. Акцент в рассмотрении вопросов адаптации методологии проектного управления в выделенных целях смещается с управления отельными организационными проектами, и прежде всего проектами организационного развития, - к выделению и рассмотрению трех базовых областей проектного управления: управления проектами, управления программами и управления портфелем проектов и программ.
Ключевые слова: проект, организационный проект, проектное управление, мультипроектное управление, программа, портфель проектов, человеческие ресурсы организации, персонал организации, команда проекта
PROJECT HUMAN RESOURCE MANAGEMENT ORGANIZATION Abstract: This article discusses the application of project management methodology for effective human resource management organization. Emphasis in addressing adaptation of project management methodology in the selected view has shifted from management with hospitality organizational projects, especially projects of organizational development - to the isolation and consideration of three basic areas of project management: project management, program management and portfolio management of projects and programs.
Keywords: project, organizational project, project management, multi-project management, program, project portfolio, human resources, organization, staff organization, the project team
Управление человеческими ресурсами на основе методологии проектного управления, естественно, отличается от управления любыми другими проектами, например, такими как традиционные инвестиционные проекты. Наиболее близким к проблематике управления человеческими ресурсами организации типом проектов являются организационные проекты, который направлены на развитие всех активов организации, в том числе и «человеческих активов».
Проекты, направленные на достижение экономических или неэкономических целей путем перестройки организационной структуры, производственных и управленческих процессов, системы управления и организации деятельности, следует называть организационными.
К организационным проектам можно относить реструктуризацию, реорганизацию, реформирование деятельности отдельных предприятий и организаций, а также целых отраслей народного хозяйства и национальной экономики в целом. Любая из этих видов деятель-
© Выходцева Е.А., Гаспаров В.А., 2014
Е.А.Выходцева В.А.Гаспаров
Helena Vykhodtseva Vladimir Gasparov