Зеленцова Л. С.
д.э.н., профессор, заместитель директора Института отраслевого менеджмента Государственного университета
управления
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ:
АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ключевые слова: антикризисный план, банки, источники инфляции, импортозамещение, модернизация, образовательная система, фактор формирования нового качества экономики.
Современная российская экономика формируется на основе взаимодействия трех основных составляющих. Это банки, реальный сектор экономики и образовательная сфера. Кризис, охвативший экономику России в 2008 г. плавно перешел в 2013 г., а «Антикризисный план Правительства» запоздало обнародован лишь 28 января 2015 г. И сразу подвергся критике как не способный решить многие проблемы в экономике. Секвестрованию подвергается буквально все, кроме банков, которым фактически передано право распределять деньги, предназначенные для поддержки малого и среднего бизнеса, всего реального сектора экономики1. В результате планируемый в 2015 г. экономический рост не состоялся, что заставило Правительство РФ пересмотреть многие неотложные мероприятия в Плане на 2016 год. Но год на исходе, а запланированные результаты не достигнуты.
Итак, банки, призванные аккумулировать и приумножать финансы страны, на самом деле стали основным источником инфляции в России. Вместе с тем, из 60 пунктов «Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» 16 прямо или косвенно посвящено пакетной помощи банкам, и без того жирующим на бедах реального сектора экономики и населения страны. Меры, направленные на поддержку банковской сферы, не отвечают интересам реального сектора экономики, поскольку:
- основной принцип деятельности российских банков - ростовщичество, по сути и по форме, что абсолютно не характерно для развитой рыночной экономики. Создаются кабальные схемы для заемщиков, коллекторы для выбивания долгов, отчуждение имущества, словом, наши банки - это возврат в средневековье и никакой цивилизации;
- российская банковская система не располагает достаточным капиталом для масштабного кредитования реального сектора экономики и имеет структуру пассивов, не способствующую долгосрочным инвестициям, в силу этого банковский сектор не удовлетворяет потребности экономики в кредитных ресурсах. В результате растет внешний долг;
- при получении кредитов привилегированное положение занимают предприятия торговли и застройщики под сдачу в аренду площадей различного назначения, благодаря быстрому обороту финансовых средств, в ущерб долгосрочному кредитованию в реальный сектор экономики. Тем самым поддерживается развитие спекулятивного капитала, доминирующего над реальным сектором экономики.
- интересы банков не совпадают с интересами предпринимательства в малом бизнесе, в результате банковские структуры отказываются давать деньги на развитие бизнеса малым предприятиям, обосновывая это высоким риском, малыми кредитными суммами и низкими доходами. В результате имеем высочайшие процентные ставки, которые невозможно погасить даже при нормальном функционировании, очень сжатые сроки, слабые гарантии. При этом министр финансов «А. Силуанов, возглавляющий Совет директоров Агентства по страхованию вкладов сообщил, что утвержден список из 27 банков для докапитализации через облигации федерального займа»2.
Понятно, что во время кризисов степень устойчивости банков уменьшается, но, если банки не работают цивилизовано с реальным сектором экономики, откуда взяться капитализации. И уже известно, что многие банки лишились лицензии за 2016 год, даже из числа ТОП - 100.
Следовательно, антикризисные меры, направленные на поддержку банковской сферы, мало что дали малому и среднему бизнесу. Как указал президент Ассоциации региональных банков, председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ Анатолий Аксаков на заседания Совета Ассоциации региональных банков России (Ассоциация «Россия»), которое состоялось 8 июля 2016 года в г. Чебоксары «предприятия реального сектора очень нуждаются в финансовых ресурсах, но российская банковская система показывает отрицательные темпы роста кредитования. Доля кредитов в общем объеме активов кредитных организаций менее 50%, еще полтора года назад они составляли 60%. То есть, банки сдерживают кредитование. С одной стороны,
1 Корнилов, А. Реалии российской экономики и упущенные шансы. - http://hrazvedka.ru/guru/realii-rossijskoj-ekonomiki-i-upushhennye-shansy .html
2 Хрысева А.А. Проблемы и перспективы развития российской экономики в рамках объединения БРИКС / А.А. Хрысева, Е.В. Оникова // Известия Волгоградского технического университета. 2013. - Т. 16, № 11. - С. 39-43.
это результат снижения спроса, так как высоки ставки и требования к заемщикам. С другой стороны, банки тоже перестраховываются, изучают риски и очень аккуратно выдают кредиты. Это вполне объяснимо, так как растет просрочка во всех секторах: по кредитам предприятиям - с 6,2 до 6,8%, малому бизнесу - с 13,5 до 15,3%, физ. лицам - с 8,1 до 8,8%. В результате по итогам первого полугодия объем кредитов предприятиям снизился на 5,8%, физ. лицам -на 1,1%»\
Представляется, что следовало бы учесть следующие моменты, которые имеют стратегическое значение.
1. Установление в законодательном порядке для банков нормы объема кредитования реального сектора экономики.
2. Обоснованное снижение рыночных процентных ставок, удешевление кредита для среднего бизнеса.
3. Бесплатное кредитование малого бизнеса в промышленном и сельскохозяйственном секторах на сроки, не менее чем на 5 лет.
4. Предоставление кредитов по программе отрицательного кредитования «минус 10%» для производств переработки продукции сельского хозяйства, решающих проблему импортозамещения в обеспечении населения страны высококачественным и экологически чистым питанием, проблему продовольственной безопасности страны.
5. Налоговая мотивация банков в виде снижения ставки налога, вплоть до освобождения от его уплаты на период кредитования: среднего бизнеса - по пониженным ставкам, малого бизнеса - по нулевым и отрицательным ставкам.
6. Укрупнение банков на основе слияния небольших банковских структур в целях увеличения капитала для кредитования реального сектора экономики.
7. Финансирование импортозамещающих программ в промышленности (особенно в машиностроении) через государственные целевые инвестиционные фонды, а не через банковскую систему. При условии снижения бюрократических барьеров и упрощения процедуры оформления займов.
Реальный сектор экономики - эта монетарно задавленная «основа» развития страны в «Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» представлена только в 3-х пунктах, в остальных случаях он присутствует в графе «ожидаемых» и ничем не обоснованных результатов.
Пагубные последствия политики отказа от собственного производства в пользу импорта более качественной и конкурентоспособной продукции и технологий таковы, что за последние 20 лет:
- объем производства сельскохозяйственной продукции и его удельный вес в ВВП Российской Федерации сократился более чем в 4 раза;
- общий объем промышленного производства за эти годы сократился почти на треть, причем основное сокращение произошло за счет высокотехнологичных отраслей, включая практически все отрасли промышленности, выпускавшие продукцию конечного спроса, которые обеспечивали обществу самую высокую мультипликацию ВВП;
- сырьевая направленность российской экономики на фоне снижения доли машинотехнической продукции привела к сильной зависимости нашей жизни, в том числе госбюджета, от внешнеэкономической конъюнктуры на основные сырьевые товары российского экспорта. Даже в сравнении с развитыми сырьевыми странами (Австралией, Канадой, Нидерландами) в России гипертрофированно развиты добыча полезных ископаемых, нефтепереработка и оптовая торговля (в наших условиях оптовая торговля - это, в основном, перераспределение прибыли внутри добывающих холдингов), а недоразвиты здравоохранение, образование и многие виды услуг, в том числе финансовые2:
- рост российской экономики обеспечивался за счет опережающего развития отрасли услуг, в основном за счет развития новых отраслей: Интернет-технологии, мобильная связь, банковские услуги, юридические и нотариальные, девелоперские, рекламные, консалтинговые, маркетинговые, брокерские и т. д.; не связанных с реальным сектором экономики.
По свидетельству журнала «Форбс», составившего список самых прибыльных и перспективных сегментов малого бизнеса, реальный сектор экономики в нем не присутствует. В этот список вошли следующие виды и сферы деятельности: частные аудиторы; мануальные терапевты; специализированные клиники; бухгалтерские услуги; частные стоматологи; налоговые расчёты; стоматолог-ортодонт; адвокатские конторы; бурение нефтяных и газовых скважин, сдача в аренду нежилых помещений, оценка недвижимости, сдача в аренду мини-складов и камер хра-
3
нения, страховые агентства, кредитные посредники, мелкое кредитование; частные управляющие, окулисты, и т.п.
В новой версии антикризисного плана достаточно полно учтены критические замечания, однако вызывает сомнение реализуемость этого плана, поскольку выделенные на бумаге финансовые средства обосновываются либо увеличением собираемости доходов, либо вообще не показываются источники покрытия предполагаемых расходов. 2015 год показал снижение динамики основных экономических показателей (табл. 1).
1 Аксаков А. Доступность финансовых услуг для предприятий реального сектора экономики: проблемы и возможности. -http://www.mirfmansov.ru/events/sobytiya/promyshlenniki-i-bankiry-gotovyatsya-k-rostu-ekonomiki-v-2017-godu/
2 Ляльков С.Ю. Реализация интенсивной модели развития банковской системы России в контексте основных ориентиров // Экономика и Право. 2014. - № 10. - С. 39-44; Сырьевая экономика в России задушила несырьевую. - http://www.finmarket.ru/main/ article/3257805; Фурсов А. «Реформа» образования и ее подоплека. - http://www.dynacon.ru/content/articles/556/
3 Т0П-20 самых прибыльных видов малого бизнеса. - http://www.aif.ru/money/business/top-20_samyh_pribylnyh_vidov_malo go_biznesa
Таблица 1
Динамика основных экономических показателей в 2008-2015 гг., % к предыдущему периоду1
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
ВВП 105,2 92,2 104,5 104,3 103,5 101,3 100,7 96,3
Индекс промышленного производства 100,6 90,7 107,3 105 103,4 100,4 101,7 96,6
Обрабатывающие производства 100,5 84,8 110,6 108 105,1 100,5 102,1 94,6
Продукция сельского хозяйства 110,8 101,4 88,5 123,0 95,2 105,8 103,7 103,0
По итогам пяти месяцев 2016 года впервые за последнее время по стране показатель промышленного индекса стал немного повышаться, однако это далеко от прогнозируемого роста.
В сложившейся ситуации, прежде всего, следует осознать, что:
1) импортозамещение - не цель, а результат экономического развития страны;
2) основу принимаемых решений по экономическому развитию страны должны составлять: Системность; Комплексность; Логичность;
3) иммигранты не решат наших внутренних проблем, а высокие технологии все меньше места оставляют неквалифицированным работникам;
4) приоритеты экономического развития страны должны определяться в соответствии с комплексом обоснованных критериев.
Например, в условиях объявленных ответных российских санкций, развитие любой отрасли сопряжено с ростом потребности в высокотехнологичных рабочих местах и специализированном оборудовании, новых технологиях, что в свою очередь потребует роста производства обрабатывающей техники (станков), а, следовательно, восстановления и ускоренного развития машиностроения. Остро встанут вопросы кадрового обеспечения, что потребует перестройки образовательной системы. На рис. 1 показан сценарий, по которому должна строиться логика развития любой отрасли экономики страны.
Развитие любой отрасли, в т.ч. и с/х,
в условиях импортозамещения
Вызывает необходимость
>
Развития смежных отраслей
Рост потребности в высокопроизводительной технике и специализированном оборудовании
У
1 (в
м -
л и
ч а
ев -
о ев
ев
& В
\о И
о В
а ев Н
я о
ч
о щ
о а
я я
о и а в И щ
ч н
о «
в
ч и а
о
Рч п
^ги
^ги -СГ
Й
а
о
^
ев
а
Ю
О
№
В
В
ев
м В л
В
а и
о н
ч о
о в
и «
¡и о
Я в
Я л
о ч
Г о
о ч
В
о
о
»о
о
и
о
а
о
а
э
Рисунок 1.
Логическая цепочка реализации концепции импортозамещения
Таким образом, логику импортозамещения следует выстраивать, четко определяя приоритеты развития и прослеживая взаимосвязь и взаимовлияние со смежными отраслями и сферами деятельности. В качестве приоритетных критериев импортозамещения могут быть приняты:
1. Продовольственная безопасность.
2. Экономическая безопасность.
3. Эффект мультипликации.
4. Влияние на развитие других отраслей.
1 Источник: Росстат. - http://www.iep.ru/files/text/trends/2015/04.pdf
265
5. Объем требуемых инвестиций.
6. Инвестовосприимчивость.
7. Импортоемкость.
8. Зависимость от импорта.
9. Технологическая зависимость.
10. Технологический потенциал.
11. Доля экспорта.
12. Экспортный потенциал.
13. Потенциал конкурентоспособности.
14. Нагрузка на бюджет.
15. Степень износа основных производственных фондов (ОПФ).
16. Способность к возрождению.
17. Обеспеченность высококвалифицированными кадрами.
18. Обеспеченность рабочими кадрами.
19. Доля научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
20. Степень коммерциализации собственных разработок.
Третья составляющая экономического развития - это образовательная система, разрушаемая как важнейший фактор формирования нового качества экономики и общества. В «Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. и в 2016 г.» подготовке кадров для развития экономики России не уделено внимания вообще!
Ситуацию, сложившуюся в образовательной сфере, особенно в сфере высшего образования, можно охарактеризовать словами Андрея Фурсова «Получается, что как в частном, так и в общем «реформа» образования не просто препятствует модернизации, а блокирует ее, лишая будущего - модернизацию и общество. Сохранение курса на проводимую «реформу» образования и одновременно призывы к модернизации есть не что иное, как проявление когнитивного диссонанса»1:
- колоссальные усилия и время тратятся на разработку паспортов компетенций, забывая, что без взаимодействия с работодателем по созданию эффективной производственной базы практики такие компетенции не выработать;
- государственный образовательный стандарт более проповедует академизм и эфемерный универсализм в образовании, в то время как все большее значение приобретают такие компетенции, как способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, владение практическими навыками работы, способность к самостоятельному принятию решений, работоспособность и высокая трудовая дисциплина;
- возрастают требования к доходам по научно-исследовательской деятельности и консалтингу (в ущерб образовательному процессу) в то время, как в реальном секторе экономики, если затраты на обучение относятся на себестоимость, то затраты на консалтинг и хоздоговоры можно погасить только из прибыли, которой фактически нет;
- в отсутствии необходимых кадров импортозамещение может стать неразрешимой проблемой, поскольку: технологическое отставание отечественной промышленности сложилось, в основном, из-за отсутствия высококвалифицированных кадров; перекос в сфере образования, привел к дефициту рабочих и инженерно-технических кадров, а также специалистов НИОКР.
В этой связи, требуют безотлагательного решения такие вопросы, как.
1. Модернизации системы непрерывного профессионального образования: школа (обучение рабочим профессиям, создание учебно-производственной базы) - профессионально-технические лицей - техникум - колледж - вуз (производственная база практики на основе взаимодействия с реальным сектором экономики, филиалы кафедр на производстве, совместные предприятия) - дополнительное профессиональное образование.
2. Формирование «инновационно-образовательных предприятий» как первичных производственных ячеек эко-номики2.
3. Воссоздание в новом качестве системы распределения выпускников и обеспечение условий для их закрепления за организациями (социальные программы, жилье и т.д.).
4. Возврат ускоренных форм целевой подготовки кадров для импортозамещающих отраслей.
5. Открытие новых направлений подготовки кадров в области инженерно-управленческого и НИОКР образования.
6. Профессионализация образования в области менеджмента и инженерии. Менеджер или инженер-профессионал должны быть сертифицированы, что предполагает: наличие высшего образования; интернатуру; сдачу экзаменов по установленным дисциплинам, которые проводятся советами по лицензированию; опыта практической работы от 2-х до 4-х лет; нескольких отзывов от сертифицированных специалистов. Таким образом, выделяется пять уровней образования и квалификации: бакалавриат, магистратура, интернатура, сертификация (регистрация, лицензирование) и аттестация (аккредитация). Все пять уровней пронизаны отраслевой спецификой, но при этом соблюдены требования профессионализма, что очень важно для повышения конкурентоспособности отечественного промышленного
3
производства .
1 Гоженко К.Н. Экономика знания - императивная основа инновационной трансформации сферы образовательных услуг: автореферат дис... д-р экон. наук / Кисловодский институт экономики и права. 2012; Сырьевая зависимость экономики - основной риск российского рынка http://top.rbc.ru/finances/20/03/2009/288314.shtml
2 http://www.pravda.ru/news/economics/finance/banks/ 23-01-2015/1245398^^-^^1?^^^
3 Зеленцова Л.С. Профессионализация управленческого образования - вызов времени / Л.С. Зеленцова, В.Б. Воронцов // Вестник Университета. - М., 2014. - № 18. - С. 81-86.