Раздел IV. Управление человеческими ресурсами. Перспективы развития отраслевого...
играют как экономические, так и государственно-административные методы, обеспечивающие эффективное развитие рыночной инфраструктуры в условиях демократизации управленческих функций, действия механизмов мотивации с учетом специфики региональных рынков труда, информации, средств производства и капиталов [5].
Не выявляя особенностей мотивации абитуриентов и обучающихся в различных образовательных системах (в том числе, дополнительного образования), факторов, влияющих на процесс формирования мотивов, невозможно понять многие процессы, происходящие в образовательной сфере и влияющие на становление рынка труда.
Трудно сформировать прогноз без учета позиций предпринимателей, руководителей хозяйствующих субъектов, образовательных учреждений и т.д. Другими словами, чем более широко личностный аспект будет представлен в исследовательском поле, чем более профессиональными будут сами исследования, тем точнее выстраиваемые прогностические модели будут соответствовать реальным процессам [3].
В условиях экономических преобразований, происходящих в российской экономике, все более очевидной становится необходимость создания системы профессиональной подготовки кадров, востребованных на рынке труда, которые в состоянии обеспечивает научно - техническое развитие страны. Ведь нарастающее отставание России от быстро прогрессирующих стран в эпоху экономики знаний - это уже не просто «отставание навсегда», а реальная угроза самому ее существованию [1].
Литература
1. Абрамов А.М. Национальный интерес или конфликт интересов? // Эксперт. 2011. № 21, с.69-71.
2. Бутенко О. Рынки труда и образовательных услуг вузов: необходимость взаимодействия в эпоху модернизации // Человек и труд. - 2011. - №12 - С.20-21.
3. Вьюжанина Н. К вопросу о формировании прогностических моделей развития рынка труда [Текст] / Н. Вьюжанина // Человек и труд. 2012. № 10. с.34-36.
4. Галиева Р. К вопросу о взаимодействии высшего образования и рынка труда // Человек и труд. 2012. № , с.18-20.
5. Горелик О. Рынок образовательных услуг: инфраструктура и методы регулирования // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 5, с.30-34.
6. Alex Katsomitros, William Lawton A more round view: The U21 ranking of national higher education systems 2012 [Electronic resource] /The observatory on bordless higher education/ - Mode of access: http:// www. obhe. ac. uk/ newsletters/ borderless_report_may_2012/u21_ranking_national_higher_education_systems_2012.
Л.С. Зеленцова
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы перехода к отраслевому образованию в области менеджмента, а также обосновывается необходимость формирования нового, инженерно-управленческого образования.
Ключевые слова: инженерно-управленческое образование, квалифицированные кадры, направление подготовки, отраслевое образование, парадигма инженерного образования, характер процессов формирования и передачи знаний.
В условиях трансформации образовательной системы общества возникает необходимость в создании новых образовательных полей, обеспечивающих подготовку
© Л.С. Зеленцова, 2013
специалистов высоко интегрированного знания, в частности резко возрастает роль инженерно-управленческого и отраслевого образования. В этой связи, одной из самых острых и актуальных задач сегодня остается не только подготовка квалифицированных кадров, но и поиска новых подходов к формированию содержания образования и расширения направлений подготовки.
Однако в министерстве образования и науки четко прослеживается тенденция к сокращению специальностей. Так, предполагается, что к концу 2013 года будет представлен обновленный список ста направлений подготовки специалистов широкого профиля, адаптированного к современным требованиям рынка, но с небольшой оговоркой: все-таки, с возможностью узкой специализации.
Все делается с целью сблизить работодателя и выпускника, облегчить им поиск друг друга, что вызывает сомнение, поскольку ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты) в области менеджмента второго и третьего поколения уже заложили столь широкий (а вернее, поверхностный) профиль, что специалисты реального сектора экономики резонно задают вопросы: каких менеджеров вы готовите, чем они у вас будут управлять и т.п.?
Таким образом, необходимость перехода к отраслевому и инженерно-управленческому образованию очевидна и продиктована следующими характерными для современной ситуации моментами:
- Перепроизводство менеджеров и экономистов широкого профиля.
- Изменения в спросе на образование в сторону его большей профессионализации.
- Смена парадигмы инженерного образования. Комплексность инженерных проектов, включающих, наряду с техническими, экономические, управленческие, социальные и многие другие аспекты, заставляет при подготовке инженеров коренным образом изменять структуру и содержание образования, приближаясь к управленческому, экономическому и социальному профилям
- Разработка и реализация ряда Государственных Программ развития и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и других отраслей, требующих, способствующих экономическому развитию.
В силу того, что в сфере инженерного образования происходят фундаментальные изменения, следует выделить особенности современной парадигмы инженерного образования:
- Влияние процессов инновационной модернизации на систему образования
- Изменение характера процессов формирования и передачи знаний в условиях смены технологических укладов
- Сближение естественно-научных, инженерных и гуманитарных знаний, которые формируются как единое целое, на основе взаимосвязанных и взаимосогласованных моделей.
И если в прежние годы институты готовили инженеров со знанием экономики и организации производства, затем в годы перехода к рыночной экономике стали готовить управленцев со знанием небольшого блока технических дисциплин, а в подготовку инженерных специальностей стали вводить управленческие дисциплины, то позднее из «Менеджмента» выхолостили полностью инженерные дисциплины, а инженерные специальности стали ориентироваться на социальные запросы. Возникает вопрос - кого же мы должны готовить? На наш взгляд, в процессе подготовки инженеру не помешает, а обогатит знание социально-гуманитарных и экономических дисциплин. С другой стороны, хороший управленец должен быть не только талантливым руководителем, но и знать глубоко отраслевую специфику. Поэтому необходимо углубить отраслевое содержание подготовки управленцев, либо разработать новой направление, ориентированное на инженерно-управленческое образование, то есть грамотного управленца с хорошими и глубокими техническими знаниями.
Раздел IV. Управление человеческими ресурсами. Перспективы развития отраслевого...
Базой для формирования инженерно-управленческого и отраслевого образования служат ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) по следующим направлениям:
- Инженерное образование - подготовка специалистов для определённой отрасли техники и промышленности, изучивших как теорию, практику и экономику, так и основные общеинженерные и теоретические науки.
- Инженерно-экономическое образование - Подготовка инженеров по экономике и организации производства для отдельных отраслей промышленности, энергетики, строительства и транспорта.
- Образование в области менеджмента - Подготовка специалистов по управлению производством и обращению товаров, обладающих организаторскими и аналитическими способностями, гибкостью поведения и др.
Следует осознавать, что подготовка нового направления в образовании сопряжена с необходимостью проведения колоссального объема работ, согласований, корректировок.
На примере института управления в промышленности, энергетике и строительстве (ИУПЭС) ГУУ далее рассмотрены необходимые этапы работ по открытию нового инженерно-управленческого направления и создания базы для его развития. На рис. 1 представлен комплекс ИУПЭС, который составляет базу для формирования и развития образования.
Рис. 1. Комплекс ИУПЭС
На первом, подготовительном, и самом трудоемком этапе предполагается проведение следующих работ:
Деятельность ИУПЭС Университета должна охватывать три базовых отрасли образования - общее, профессиональное и научное.
Кроме того, представлен календарный график перехода к отраслевому и инженерно-управленческому образованию, где выделены три основных этапа (рис. 2).
1. Обоснование необходимости перехода к отраслевому и инженерно-управленческому образованию.
2. Формирование перечня дисциплин учебного плана нового направления в рамках общекультурных и профессиональных компетенций, включающее:
- определение цикла обязательных дисциплин;
- определение профильных дисциплин и дисциплин по выбору студента (ДИВ) с учетом отраслевой ориентации;
- закрепление дисциплин за кафедрами ИУИЭС и университета.
3. Заключение договоров о сотрудничестве (партнерстве) с работодателями.
4. Проведение работы по получению поддержки отраслевого и инженерно-управленческого образования со стороны работодателей, образовательных учреждений высшего профессионального образования, органов государственного и муниципального управления.
5. Формирование базы данных по школам г. Москвы с целью создания лицеев или гимназий ГУУ по профилям нового образовательного направления, заключение с ними договоров (соглашений). Аналогичная работа должна быть проведена с колледжами.
Второй этап предполагает осуществление следующих мероприятий:
- Разработка проекта ФГОС (Федерального Государственного Образовательного Стандарта).
- Разработка проекта экспериментальных площадок.
- Восстановление лабораторной и материально-технической базы для реализации дисциплин инженерного цикла.
- Проведение работы по созданию филиалов профильных кафедр на базе субъектов хозяйствования реального сектора экономики.
- Подготовка пакета документов для регистрации лицеев/ гимназий ГУУ.
- Формирование спроса с ориентацией, как на абитуриентов, так и на работодателей. Разработка проекта рекламной кампании.
- Подготовка пакетов документов для экспертизы отраслевых УМО (учебно-методических объединений) в области инженерно-технического образования.
На третьем этапе должны быть проведены:
- Экспертиза и корректировка ФГОС.
- Разработка УМК ООП (основной образовательной программы) по новому, инженерно-управленческому и отраслевому направлению.
- Подготовка пакета документов для открытия нового направления.
- Формирование фонда писем поддержки нового образовательного направления со стороны работодателей и родственных образовательных учреждений ВИО.
- Регистрация лицеев/гимназий.
- Разработка проекта университетского колледжа.
Четвертый, или завершающий, этап представляет собой утвердительно-корректировочную составляющую:
Предоставление полного пакета документов для открытия нового инженерно-управленческого или отраслевого направления в Министерство образования и науки РФ.
Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 2013 Январь Февраль Март Апрель 2014 Рис. 2. Календарный план мероприятий по переходу ИУПЭС к отраслевому и инженерно-управленческому образованию
Таким образом, возможны два, не исключающих друг друга, сценария развития отраслевого образования:
1. Развитие в рамках направления «Менеджмент», предполагающее расширение спектра профилей и разработку образовательных программ в рамках этих профилей.
2. Открытие нового инженерно-управленческого направления, требующее разработку ФГОС нового направления, профилей и учебных планов и установления более прочных связей с работодателями и отраслевыми УМО.
Л. С. Зеленцова В. Б. Воронцов
ИНЖЕНЕРНО - УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость и значимость разработки нового направления в российской образовательной сфере - инженерно-управленческого образования.
Ключевые слова: бакалавры, государственный образовательный стандарт, инженерно-управленческое направление, инновационное развитие, интеграция инженерных и управленческих знаний, модернизированная система образования, отраслевое образование.
Исторически сложилось, что наш университет явился первопроходцем инженерно-экономического образования, став затем первым и базовым вузом по образованию в области управления. В сложный для страны период, связанный с переходом к рыночной экономике, Государственный университет управления одним из первых перестроил образовательный процесс, существенно скорректировав методы и критерии подготовки специалистов нового типа, оказав определяющее влияние на формирование модернизированной системы образования в стране. Так, учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области менеджмента, созданное на базе ГУУ, провело колоссальную работу по разработке образовательных стандартов, учебных планов, типовых образовательных программ и установлению норм и правил нововведений в процесс обучения для вузов Российской Федерации, избравших для себя линию рыночно-ориентированного образования. Цель заключалась в том, чтобы подготовить критическую массу менеджеров, которые, влившись в различные сферы реальной экономики, способствовали бы активизации рыночных преобразований. Бурный интерес молодого поколения к специальностям менеджерского, экономического и юридического профиля, а также спад промышленного производства в 90-е годы привели к снижению престижа инженерных профессий, и резко сократилось число выпускников средних школ, поступающих на инженерные программы. Не смотря на то, что многие вузы предприняли попытки реанимировать инженерные программы на основе социализации и гуманизации их содержания и введения расширенного цикла дисциплин управленческо-экономического характера, молодежь все же отдает предпочтение бизнес - образованию. Следовательно, необходимо с иных позиций подходить к совершенствованию и развитию управленческого образования. В частности, целесообразно рассмотреть возможность увязки управленческих и инженерных вопросов в рамках отраслевых образовательных программ.
Следует отметить, что Концепция инновационного развития экономики РФ требует от сферы образования незамедлительных действий в плане интеграции инженерных, экономических и управленческих знаний. Изменения в современном мире
© Л.С. Зеленцова, В.Б. Воронцов, 2013