СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
УДК 330.352.3
я.д. Вишняков РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
СП. Киселева УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ1
Аннотация. В статье обозначено, что одной из приоритетных государственных и общественных задач является рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности. Обозначены актуальные экологические проблемы и задачи в области развития эколого-ориентированного образования в РФ. Обозначены некоторые современные тенденции изменения потребности общества в управленцах. Обозначены роль и механизмы государственного регулирования эколого-ориентированного управленческого образования. Предложены компоненты развития эколого-ориентированного управленческого образования в РФ. Рассмотрен опыт отечественных вузов в области развития и реализации эколого-ориентированного образования, среди которых значимое место занимает Государственный университет управления. Обозначена проблематика развития эколого-ориентированного управленческого образования в вузах РФ. Приведены предложения по эколого-ориентированному развитию научно-образовательной деятельности в вузах в интересах устойчивого развития. Ключевые слова: образование в интересах устойчивого развития, охрана окружающей среды, природные ресурсы, рациональное природопользование, экологическая безопасность, экологическое образование, эколого-ориентированное управленческое образование.
Mtov Vishnyakov THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL-FOCUSED
Svetlana Kiseleva MANAGEMENT EDUCATION IN R USSIA
Annotation. In the article it is designated that one of priority national and public objectives is rational environmental management and ensuring ecological safety. Actual environmental problems and tasks in the field of development of the environmental-focused education in the Russian Federation are designated. Some current trends of change of need of society for managers are designated. The role and mechanisms of state regulation of the environmental-focused administrative education are designated. Components of development of the environmental-focused administrative education in the Russian Federation are offered. Experience of domestic higher education institutions in the field of development and realization of the environmental-focused education among which the significant place is taken by the State university of management is considered. The perspective of development of the environmental-focused administrative education in higher education institutions of the Russian Federation is designated. Offers on the environmental-focused development of scientific and educational activity are provided in higher education institutions in interests of a sustainable development. Keywords: education for sustainable development, environmental management, natural resources, effective nature resources using, ecological safety, environmental education, environmental-focused management education.
Актуальность развития эколого-ориентированного управленческого образования связана с необходимостью преодоления экологического кризиса в условиях инновационного развития, изменения норм и правил хозяйствования, революционными изменениями в международном и национальном законодательстве. В данной статье обозначена в общем виде проблематика и направления развития эколого-ориентированного управленческого образования. Проведение научно-исследовательских научных работ, направленных на создание научно-методического обеспечения подготовки управлен-
© Вишняков Я.Д., Киселева С.П., 2015
1 Статья подготовлена в рамках научного проекта РГНФ № 15-02-00616 «Разработка механизма эколо-го-ориентированного технологического развития экономики».
ческих кадров по вопросам управления рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем и природно-техногенных комплексов позволит углубленно изучить обозначенные задачи и направления их решения [7; 8; 9].
В настоящий период профессию менеджера по-прежнему оценивают, как одну из самых популярных из всех профессий, которой хотят овладеть абитуриенты, поступающие в высшие учебные заведения в РФ. Одним из основных мотивов такого выбора абитуриентов является востребованность менеджеров на рынке труда, обусловленная межотраслевым характером направления подготовки, а также универсальностью образовательной программы подготовки. Следует отметить некоторые современные тенденции изменений потребности общества в управленцах: 1) рост потребности в управленцах в специализированных, конкретных областях (в областях отраслевого и экологического менеджмента, логистики и др.); 2) неопределенность спроса на выпускников бакалавриата по направлению подготовки «Менеджмент» [7; 11].
Решая задачи повышения уровня и качества образования лиц, принимающих управленческие решения, необходимо учитывать, что одной из приоритетных государственных и общественных направлений является рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности. Вопросы рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности Российской Федерации определены в качестве одного из государственных приоритетов, что нашло отражение в соответствующих нормативно-правовых актах. В частности, Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» закреплено 8 приоритетных направлений, в числе которых направления «Рациональное природопользование», «Безопасность и противодействие терроризму», «Науки о жизни», «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика» и др. На государственном уровне 30 апреля 2012 г. утверждены Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г., направленные на обеспечение экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития. Среди основных задач государственной политики обозначено развитие экологического образования и воспитания, формирование экологической культуры. Нельзя не помянуть о ФЗ № 488 «О промышленной политике» от 31.12.2014 г., который обуславливает модернизацию концепции управленского образования в целях обеспечения устойчивого развития [3; 5; 7; 12].
С учетом обозначенных выше тенденций представляется необходимым обратить особое внимание на развитие отраслевого менеджмента (в частности, в рамках прикладного бакалавриата) в технических вузах, а в экономико-управленческих вузах (в рамках академического, а также прикладного бакалавриата), в том числе экологического менеджмента, инновационного менеджмента. Наряду с этим, необходима экологизация образовательных программ по всем направлениям подготовки, которая должна включать в себя как включение в образовательные программы обязательных дисциплин в области обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования, ресурсосбережения и управления рисками, так и включение эколого-ориентированной компоненты в программы всех дисциплин, практик, итоговой аттестации образовательных программ по направлению «Менеджмент». Таким образом, следуют выделить три перспективные компоненты развития эколого-ориентированного управленческого образования в интересах устойчивого развития (см. рис. 1) [6].
Подготовка управленцев (менеджеров) с современными общими знаниями в
области охраны окружающей среды, природопользования ] ресурсосбережения, экологической безопасности
Вктючение в качестве обязательных эколого-ориентированных
дисциплин в образовательные программы по направлению "Менеджмент"
(в базовую п вариативную часть учебного плана)
Вктючение эколого-ориентированной
компоненты в программы всех дисциплин,практик, итоговой аттестации образовательных программ по направлению "Менеджмент"
Рис. 1. Три перспективные компоненты развития эколого-ориентированного управленческого образования в интересах устойчивого развития социо-эколого-экономических систем
Образовательные программы по подготовке управленцев с современными общими знаниями в области охраны окружающей среды, природопользования и ресурсосбережения, экологической безопасности должны включать в себя следующие составляющие (см. рис. 2).
Рис. 2. Необходимые составляющие образовательных программ по подготовке специализированных управленцев в области охраны окружающей среды, природопользования и ресурсосбережения, экологической
безопасности
В качестве обязательных эколого-ориентированных дисциплин в образовательных программах по направлению «Менеджмент» необходимо включать такие дисциплины как экология, экология
и рациональное природопользование, ресурсосбережение, экономика природопользования, экологический менеджмент, общая теория рисков и иные дисциплины в зависимости от специфики вуза (основные тематические блоки дисциплин представлены на рисунке 3).
Рис. 3. Тематические блоки дисциплин, которые должны найти отражение в образовательных программах по направлению «Менеджмент» для обеспечения устойчивого развития
Включение эколого-ориентированной компоненты в образовательные программы требует эколого-ориентированного развития учебной и учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности, осуществляемой в целях подготовки управленцев (см. рис. 4).
Рис. 4. Сферы эколого-ориентированного развития научно-образовательной деятельности вуза в целях подготовки управленческих кадров в интересах устойчивого развития экономики
В частности, для введения экологической компоненты во все дисциплины, практики, итоговую аттестацию образовательных программ по направлению «Менеджмент» необходимо включение тем, контрольных и практических заданий, вопросов для подготовки к зачету (экзамену) и иных компонентов учебно-методического обеспечения в сфере рационального природопользования и ресурсосбережения, обеспечения экологической безопасности и управления рисками социально-экономических систем и природно-техногенных комплексов. Необходимо проработка вопросов обеспечения рационального природопользования и ресурсосбережения, экологической безопасности и управления рисками при выполнении научных исследований по тематике, посвященной развитию различных отраслей экономики. Развитие эколого-ориентированного управленческого образования с учетом изложенных позиций требует соответствующей институализации, включая эколого-ориентированное развитие всех основных сфер научно-образовательной деятельности (НОД) вуза (см. рис. 5).
Эколого-ориентированное развитие организационного обеспечения НОД по подготовке управленческих кадров
Эколого-ориентированное развитие нормативно-правового обеспечения НОД по подготовке управленческих кадров
Эколого-ориентированное развитие учебно-методического обеспечения НОД по подготовке управленческих кадров
Эколого-ориентированное развитие информационного обеспечения НОД по подготовке управленческих кадров
Эколого-ориентированное развитие кадрового обеспечения НОД по подготовке управленческих кадров
Рис. 5. Эколого-ориентированное развитие основных сфер развития научно-образовательной деятельности вуза в целях подготовки управленческих кадров в интересах устойчивого развития экономики
В вузе обязательно должны быть кафедры, совмещающие функции выпускающих кафедр и общеуниверситетских кафедр. Требуются специально подготовленные кадры профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала, способные самостоятельно осуществить и/или обеспечить развитие обозначенных на рис.5 сфер. Требуется учебно-методическая и материально-техническая база, обуславливающая возможности модернизации и реализации образовательных программ по подготовке управленческих кадров (лаборатория, компьютерные классы, программное обеспечение, тематические стенды и т.п.).
Значительный опыт эколого-ориентированного образования накоплен в технических университетах (МХТИ, МИСиС, СамГТУ и др.), где созданы кафедры и факультеты, специализированные в экологии, природопользовании, экологической безопасности, охране окружающей среды и ресурсосбережении. В этих университетах, кроме непосредственной подготовки специалистов, бакалавров, магистров и кадров высшей квалификации по указанным направлениям, проводится общая экологическая подготовка выпускников всех специальностей и направлений, реализуемых в этих университетах. Существенно слабее обстоит дело с эколого-ориентированным образованием в нетехнических
университетах: гуманитарных, экономико-управленческих, юридических и др. Дело в том, что в большинстве ФГОС и типовых учебных планов нетехнических направлений, утвержденных Минобр-наукой РФ, нет эколого-ориентированных дисциплин. Одним из нетехнических университетов, по-современному решающих вопросы эколого-ориентированного образования управленцев и экономистов, является Государственный университет управления (ГУУ) [8; 9].
Эколого-ориентированное управленческое образование в ГУУ реализует кафедра управления природопользованием и экологической безопасностью (далее - кафедра УПиЭБ), руководство которой осуществляет заслуженный деятель науки РФ, д-р техн. наук, профессор Я.Д. Вишняков. Кафедра УПиЭБ является одной из ведущих кафедр в России в области развития и реализации концепции эколого-ориентированного образования и воспитания в интересах устойчивого развития. Миссией кафедры УПиЭБ является развитие интегрированной междисциплинарной образовательной области управления рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем, включающей управление природопользованием и ресурсосбережением, управление экологической и экономической безопасностью и другие смежные направления. Стратегической целью развития кафедры является развитие системы непрерывного образования в области управления рисками, природопользованием, экологической и экономической безопасностью в комплексе «бакалавриат-магистратура-аспирантура-докторантура», сопряженной с научно-исследовательской деятельностью в указанных областях [4; 8; 9].
В настоящий период кафедра УПиЭБ обеспечивает обучение студентов ГУУ по общеуниверситетским дисциплинам: «Экология», «Экология и природопользование», «Экономическая география», «Безопасность жизнедеятельности», «Общая теория рисков», «Рискология» и др. Кафедра УПиЭБ осуществляет подготовку бакалавров и магистров по направлению 05.03.06 «Экология и природопользование», которая реализуется на базе естественно-научных дисциплин и содержит экономико-управленческую надстройку. Кафедра УПиЭБ проводит обучение в аспирантуре и докторантуре по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» (специализация: Экономика природопользования). [14]
На базе кафедры УПиЭБ в ГУУ уже более 20 лет развивается научная школа «Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем» (далее научная школа). Руководит научной школой заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой управления природопользованием и экологической безопасностью ГУУ, вице-президент национальной технологической палаты Я.Д. Вишняков. В рамках научной школы определены и реализуются следующие направления научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности: 1) управление рациональным природопользованием и экологической безопасностью в условиях эколого-ориентированного инновационного развития; 2) управление стратегическими рисками и оценка эколого-экономических ущербов в социально-экономических и общественно-политических системах; 3) регулирование комплексной безопасности при модернизации высокотехнологичных отраслей экономики; 4) Управление национальной безопасностью с учетом возможности террористических воздействий [14].
С 1994 г. сотрудниками кафедры УПиЭБ опубликовано более 300 научных и учебно-методических работ по тематике управления рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем. Авторские коллективы кафедры УПиЭБ выпустили первые в стране учебники «Основы противодействия терроризму», «Общая теория рисков», «Рискология», а также «Экология и экономика природопользования», «Инновационный менеджмент» и многие другие. Большим достижением кафедры УПиЭБ является существенный вклад в создание многотомной серии «Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты (45 томов) (1998-2014 гг.) [14].
Следует выделить следующие трудности, с которыми сегодня сталкиваются вузы, при развитии эколого-ориентированного управленческого образования (см. рис. 6) [4; 8; 10].
ОТСУТСТВИЕ НО РМАТ11В НО -ПРАВОВОЙ БАЗЫ И ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГО-
ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Недостаток финансовых ресурсов в вузах при отсутствии должного госбюджетного финансирования развития эколого-ориентированного управленческого образования
Рис. 6. Трудности при развитии эколого-ориентированного управленческого образования в вузах в РФ
Обозначенные на рисунке 6 трудности в сфере развития эколого-ориентированного управленческого образования связаны между собой причинно-следственной связью и требуют комплексного подхода к их решению. Главной проблемой в развитии эколого-ориентированного управленческого образования следует считать отсутствие нормативно-правовой базы и инструментов реализации государственных механизмов развития эколого-ориентированного управленческого образования.
21 мая 2015 г. в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (далее - ГД РФ) состоялось расширенное заседание Высшего экологического совета (Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии) по теме «Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры». В заседании приняли участие авторы данной статьи - Я.Д. Вишняков, являющийся экспертом Высшего экологического Совета ГД РФ, и С.П. Киселева. На заседании выступили Председатель Комитета ГД РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, председатель Высшего экологического совета В.И. Кашин, заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Р.Р. Гизатулин, сопредседатель Высшего экологического совета Комитета ГД РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, президент Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского В.А. Грачев и др. Участниками заседания было отмечено, что, начиная с 70-х гг. ХХ в., экологическое образование выдвигается в разряд основных средств гармонизации взаимодей-
ствия человека и природы. В большинстве стран Европы приняты государственные национальные стратегии образования для устойчивого развития, реализация которых координируется на государственном уровне, и оценивается по международным индикаторам образования для устойчивого развития (ОУР). Однако в России организационно-правовые документы, предусмотренные в интересах устойчивого развития, до сих пор не приняты, в связи с чем в РФ развитие системы экологического образования и просвещения, повышение экологической культуры осуществляется не системно. Также было отмечено, что правовая основа для развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры заложена в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и Федеральном законе № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Однако, как было отмечено, правовая определенность в отношении механизмов реализации заложенных норам и принципов отсутствует, что характеризует приведенные нормы законодательных актов, как декларативные. Участниками расширенного заседания Высшего экологического совета были даны рекомендации Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству образования и науки РФ, органам государственной власти субъектов РФ по развитию экологического образования и просвещения, повышении экологической культуры в РФ. Я.Д. Вишняковым и С.П. Киселевой были подготовлены и переданы в Комитет ГД РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии предложения к проекту рекомендаций заседания высшего экологического совета на тему «Совершенствование нормативно-правового регулирования в целях развития системы экологического образования и просвещения, повышения экологической культуры» о введении соответствующих поправок в ФЗ-273 «Об образовании в РФ» 2015 г., которые были учтены в итоговом решении заседания.
Вместе с тем, не следует приуменьшать роль вузов и УМО в части развития экологического управленческого образования, поскольку вопросы, обозначенные на рисунке 6, можно решать совместными усилиями высшей школы при наличии политической воли руководящего состава вузов. В связи с этим авторами данной статьи были сформированы и переданы в УМО по менеджменту предложения в решение Совета УМО по менеджменту, касающиеся следующих вопросов. 1. Определения целей и задач деятельности УМО с учетом того, что одной из приоритетных государственных и общественных задач является создание в России атмосферы нетерпимости относительно экологической неграмотности лиц, принимающих решение (ЛПР), работающих в ключевых областях российской экономики и в системах управления любого масштаба и направленности. 2. Сосредоточения усилий учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента на популяризации и пропаганды информации в сфере управления экологической безопасностью и рациональным природопользованием в рамках деятельности УМО. 3. Введения для студентов бакалавриата и магистратуры в программу Итоговой государственной аттестации раздела, связанного с науками о рисках и безопасности социальных и экономических систем. 4. Введения для студентов бакалавриата и магистратуры в состав выпускных квалификационных работ обязательного раздела «Риски и безопасность реализации предлагаемых мероприятий для исследуемых социальных и экономических систем». 5. Инициирования в рамках УМО проведения научно-исследовательской работы, посвященной обоснованию и созданию научно-методического обеспечения усиления подготовки управленческих кадров по вопросам управления рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем и природно-техногенных комплексов.
Авторами данной статьи были отправлены в УМО по менеджменту предложения, касающиеся включения в состав обязательных дисциплин образовательной программы по направлению подготовки «менеджмент» дисциплин из блоков на рисунке 3. Было отмечено, что необходимо введение в образовательные программы определенных компетенций (что можно сделать на первом этапе хотя бы на уровне вуза, разработав дополнительные компетенции в образовательных программах).
Предложено Государственному университету управления как базовому вузу Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента:
- безотлагательно начать работу по созданию новой парадигмы управленческого образования в рамках парадигмы цивилизации XXI в. - цивилизации риска и знаний и привлечь представителей вузов УМО к ее разработке;
- увеличить масштабы работы по повышению квалификации преподавателей вузов УМО, в частности, создания механизма стимулирования обязательного повышения квалификации и переподготовки ППС вузов УМО по направлениям рационального природопользования, управления экологической безопасностью, управления рисками, и другим смежным направлениям, предполагающим формирование интереса к инновациям в указанной области;
По инициативе кафедры УПиЭБ в решение УМО вошел пункт об одобрении комплекса методических рекомендаций, разработанного совместными усилиями вузов УМО, и сосредоточении в 2014/2015 учебном году усилий на проведении научно-исследовательских научных работ, направленных на создание научно-методического обеспечения подготовки управленческих кадров по вопросам управления рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем и природно-техногенных комплексов. Есть надежда, что безотлагательное выполнение того, что достаточно четко прописано в этом пункте, может послужить импульсом для развития понимания в научно-педагогической среде возможностей эколого-ориентированного управленческого образования стать действительно современной и необходимой областью российского образования в XXI в. [1; 3; 7].
Для развития эколого-ориентированного управленческого образования на уровне РФ требуется реализация следующих направлений в сфере экологии и природопользования (ЭкиП) (о которых авторы неоднократно докладывали на различных конференциях, семинарах, круглых столах) [2] :
- увеличение в ведущих университетах РФ числа госбюджетных мест в сфере ЭКиП;
- повышение стипендий у обучающихся по направлениям подготовки в области ЭКиП;
- развитие системы льготных кредитов на получение образования в области ЭКиП;
- повышение заработной платы работников научно-образовательной сферы, осуществляющих деятельность в сфере ЭКиП для увеличения престижа профессий по данным направлениям;
- создание механизма стимулирования обязательного повышения квалификации и переподготовки ППС вузов УМО в сфере ЭКиП и другим смежным направлениям;
формирование экспертных образовательных сообществ в интересах эколого-ориентированного инновационного развития как в профильных УМО, как и при общественных организациях;
популяризация и пропаганда информации в сфере ЭКиП в средствах массовой информации.
В заключении следует отметить, что любой вид менеджмента должен быть, по определению, эколого-ориентированным, а знак его общественного и экономического эффекта (позитив или негатив) зависит от уровня экологической культуры и грамотности управленцев.
Библиографический список
1. Авраменко, А. А. Надпредметное направление в деятельности вуза (на примере экологического направления) : монография / А. А. Авраменко, К. А. Кирсанов, С. В. Рыков. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 278 с. -ISBN 978-5-4458-5773-0..
2. Вишняков, Я. Д. Зачем и кому нужна экологизация образования? / Я. Д. Вишняков, Е. В. Грацианский, К. А. Кирсанов // Экология и промышленность России. - 2005. - № 3. - С. 18-20.
3. Вишняков, Я. Д. Катастрофы и образование / Я. Д. Вишняков, В. А Владимиров, Ю. Л. Воробьев [и др.]. -М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 176 с.
4. Вишняков, Я. Д. Основные результаты научных исследований и прикладных разработок по созданию государственной сертификационной системы «Кадры - знание - образование по проблемам безопасности в природно-техногенной сфере» за 2003 г. / Я. Д. Вишняков, В. Е. Анофриков, Е. В. Грацианский [и др.] // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - 2004. -№ 1. - С. 48-71.
5. Вишняков, Я. Д. Разработка программ подготовки и переподготовки специалистов по системным исследованиям проблем безопасности, снижения рисков чрезвычайных ситуаций и защищенности критически важных объектов / Я. Д. Вишняков, А. А. Авраменко, В. Е. Анофриков [и др.] // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. - 2007. - № 2. - С. 87-102.
6. Вишняков, Я. Д. Экологические аспекты подготовки менеджеров по устойчивому развитию / Я. Д. Вишняков, А. А. Авраменко, А. С. Бурцева // Экология и промышленность России. - 2007. - № 4. - С. 52-53.
7. Вишняков, Я. Д. Экологическое образование для всех / Я. Д. Вишняков // Экология и промышленность России. - 1999. - № 7. - С. 24-27.
8. Вишняков, Я. Д. Экология: опыт преподавания в экономических и управленческих вузах / Я. Д. Вишняков, К. А. Кирсанов, А. В. Прокопенко // Высшее образование в России. - 1996. - № 3. - С. 90-96.
9. Вишняков, Я. Д. Научная школа «Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем» ГУУ / Я. Д. Вишняков, С. П. Киселева // Управление. - 2015.-№ 3. -С. 5-17.
10. Вишняков, Я. Д. Эколого-ориентированное инновационное развитие национальной экономики. Монография. /Я. Д. Вишняков, С. П. Киселева. -М. : ЦНИТИ «Техномаш», 2009. - 290 с.
11. Вишняков, Я. Д. Управление рисками и обеспечение безопасности социально-экономических систем: эко-лого-ориентированное управленческое образование (опыт Государственного университета управления) [Электронный ресурс] / Я. Д. Вишняков, С.П. Киселева // Науковедение: электр. научн. журн. - 2013. -№ 3. - Режим доступа : http://naukovedenie.ru/PDF/34evn313.pdf (дата обращения : 08.10.2015).
12. Эколого-ориентированное образование: опыт кафедры управления природопользованием и экологической безопасностью (УПиЭБ). Юбилейная брошюра по случаю 20-летия кафедры УПиЭБ / Сост. Я. Д. Вишняков, С. П. Киселева. - М. : ГУУ, 2014. - 30 с.