Научная статья на тему '2011. 04. 023. Шиллер Д. Институты и практики межсекторного исследовательского сотрудничества: концептуальный анализ и эмпирические пояснения на примере научного сектора Германии. Schiller D. institutions and practice in cross-sector research collaboration: conceptual considerations with empirical illustrations from the German science sector // science a. publ. Policy. - Guildford. - Vol. 38, n 2. - p. 109-121. - doi:10. 3152/030234211x12924093660075'

2011. 04. 023. Шиллер Д. Институты и практики межсекторного исследовательского сотрудничества: концептуальный анализ и эмпирические пояснения на примере научного сектора Германии. Schiller D. institutions and practice in cross-sector research collaboration: conceptual considerations with empirical illustrations from the German science sector // science a. publ. Policy. - Guildford. - Vol. 38, n 2. - p. 109-121. - doi:10. 3152/030234211x12924093660075 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ СЕКТОР ГЕРМАНИИ / МЕЖСЕКТОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 023. Шиллер Д. Институты и практики межсекторного исследовательского сотрудничества: концептуальный анализ и эмпирические пояснения на примере научного сектора Германии. Schiller D. institutions and practice in cross-sector research collaboration: conceptual considerations with empirical illustrations from the German science sector // science a. publ. Policy. - Guildford. - Vol. 38, n 2. - p. 109-121. - doi:10. 3152/030234211x12924093660075»

нятых программ и инициатив и недостаток координации между ними, что приводит к снижению эффективности их реализации (с. 131).

М.Н. Лавров

2011.04.023. ШИЛЛЕР Д. ИНСТИТУТЫ И ПРАКТИКИ МЕЖСЕКТОРНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОГО СЕКТОРА ГЕРМАНИИ. SCHILLER D. Institutions and practice in cross-sector research collaboration: Conceptual considerations with empirical illustrations from the German science sector // Science a. publ. policy. - Guildford. - Vol. 38, N 2. - P. 109-121. - D0I:10.3152/030234211X12924093660075.

Ключевые слова: научный сектор Германии; межсекторное сотрудничество в исследовательской сфере.

Автор из Университета Лейбница (Ганновер, Германия) представляет анализ взаимодействия институтов и практик межсекторного сотрудничества в исследовательской сфере (cross-sector research collaboration - CSRC) в Германии и анализирует изменения, произошедшие в научном секторе этой страны в последнее десятилетие.

Институциональное оформление научной системы в значительной мере определяется интенсивностью исследовательского сотрудничества с промышленными партнерами, успешность которого зависит от величины потенциальных выгод, четкого государственного регулирования и организационной поддержки процессов CSRC. Инструменты научной политики для этого могут использоваться по следующим направлениям: создание формальных организаций, включая такие промежуточные звенья, как подразделения по передаче технологий, агентства по продвижению патентов и бизнес-инкубаторы, а также развитие неформальных практик.

Научный сектор в Германии претерпел значительные изменения за последнее десятилетие, что прежде всего связано с предоставлением университетам большей автономии и широких возможностей для проведения ИР. В связи с этим автор анализирует влияние этих изменений на динамику развития CRSC, выделяя три основных аспекта: различия в формальных и неформальных прак-

тиках CRSC; влияние реформ на существующие модели исследовательского сотрудничества; возможность возникновения конфликтов между новыми организационными решениями и устоявшимися практиками CRSC.

Научный сектор представлен преимущественно двумя видами организаций: университетами, сочетающими исследовательскую деятельность с образовательным процессом, и государственными исследовательскими организациями (public research organisations - PRO), которые занимаются исключительно ИР. Современный этап развития научного сектора характеризуется общей модернизацией системы, выражающейся в ее дерегулировании, повышении эффективности и переориентации на достижение конкретных конечных результатов. В числе черт, характерных для системы в целом, автор отмечает низкий уровень горизонтальной дифференциации и конкуренции между университетами, а также хроническое недофинансирование со стороны государства.

Основываясь на предыдущих исследованиях, автор выделяет следующие характерные черты, присущие научной системе Германии (с. 110-111).

1. Университеты, как правило, ориентируются на проведение фундаментальных исследований, хотя масштаб передачи технологий весьма значителен. На данный вид деятельности ориентированы прежде всего технические университеты и высшие технические школы (universities of applied sciences, Fachhochschulen).

2. Мобильность научных сотрудников наиболее высока в Обществе им. Фраунгофера в сравнении с «нормальными» университетами, и наименее высока среди членов Общества им. Макса Планка.

3. Уровень кооперации между высшими техническими школами и другими институтами достаточно низок, хотя разделение труда и транспарентность в поисках потенциальных партнеров для кооперации с промышленностью характерны для германской системы.

4. Доля финансирования университетских ИР со стороны промышленных компаний в структуре всего внешнего грантового финансирования достигает 14% (для PRO - 10%); несмотря на это, существуют проблемы в трансляции полученных результатов в экономику.

5. Хотя университеты ориентированы на выполнение средне-и долгосрочных исследований, в случаях взаимодействия с промышленностью превалируют краткосрочные ИР в форме контрактных исследований и консалтинговых услуг. Низким остается уровень коммерциализации результатов ИР в форме патентов.

6. Существует четкое различие между исследованиями, проводимыми в рамках государственных научных программ, и частными исследованиями для промышленных компаний, выражающееся в соответствующем правовом регулировании.

7. В научном секторе Германии функционирует большое число посредников, отвечающих за развитие и стимулирование процессов трансфера технологий, однако для них зачастую характерно отсутствие четко выраженных целей.

Процессы CRSC могут реализовываться как на формальном (патенты, лицензионные соглашения, спиноф-компании и пр.), так и неформальном уровнях, часто взаимосвязанных между собой. В реферируемой работе автор анализирует степень «неформальности» с учетом трех основных факторов: управление, масштаб, вознаграждение. Каждый из факторов представлен двумя противоположными характеристиками. Потенциальные выгоды от межсекторного сотрудничества в исследовательской сфере описываются на трех различных уровнях: применительно к индивиду, университету или государственной исследовательской организации, а также инновационной системе в целом.

В контексте осуществления руководства связи между университетами и промышленностью часто появляются как результат прямых контактов между отдельными исследователями и представителями промышленности. Заключение партнерских соглашений с университетами, облегчающих взаимодействие ученых и представителей бизнеса, характерно чаще для крупных компаний.

Оценивая процессы S CRC с точки зрения длительности взаимодействия, автор отмечает, что для немецких университетов характерны проведение контрактных исследований по конкретным проблемам и ориентация на краткосрочное сотрудничество и детализированные планы выполнения работ.

К числу основных выгод от CRSC для научного сектора автор относит доступ к исследовательскому оборудованию в промышленности и разработку идей, связанных с применением ре-

зультатов ИР, при этом возможны ситуации, при которых нематериальное вознаграждение настолько высоко, что материальная составляющая не является обязательной. Для инновационной системы важным фактором становится развитие знаниевых сетевых структур и экстерналий.

Вопросы государственного финансирования CRSC рассматриваются автором с точки зрения концепции взаимодействия «заказчик - агент» (principal - agent). Для заказчика агент важен, поскольку он обладает знаниями и возможностями. В этом процессе участвуют четыре основные стороны - политики, финансирующие агентства, ученые и конечные пользователи, например промышленность. Автор указывает на два способа организации взаимосвязей «заказчик - агент». Во-первых, это рыночно ориентированный способ, согласно которому руководство университетов старается использовать стиль руководства, основанный на «целевых соглашениях». Во-вторых, они могут быть организованы с помощью сетей финансирующих органов, что поможет решить проблему моральных рисков и мониторинга издержек на научную политику. Включение пользователей в систему «заказчик - агент» помогает разрешить проблему потенциального оппортунистического поведения как заказчика, так и агента.

На уровне инновационной системы (региональном) при решении конкретных задач предпочтительно сотрудничество, выходящее за рамки личных контактов. Долгосрочное партнерство университетов и промышленных компаний может развиваться, если университеты и исследовательские организации получат больше автономии в распределении ресурсов согласно своим стратегическим планам и если их деятельность будет оцениваться на основе их вклада в экономику.

На институциональном уровне автономия в стратегическом планировании и финансировании - важный стимул для отдельных исследователей развивать сотрудничество. Для этого необходимо и желание промышленности обеспечивать финансирование долгосрочных проектов, не имеющих видимого результата. Более интенсивные формы сотрудничества подталкивают университеты к модернизации всей своей исследовательской системы и превращению в предпринимательский университет.

На индивидуальном уровне институциональному вовлечению в CRSC будут способствовать оказание эффективной поддержки в процессе сотрудничества и наличие соответствующей системы стимулирования. Автор приводит в качестве примера опыт США, где эффективность патентной и лицензионной деятельности возрастает, если авторское вознаграждение может выступать как в форме финансовых платежей, так и в доступе к лабораторному оборудованию.

Описывая современные изменения, происходящие в германском научном секторе, автор выделяет пять ключевых инициатив, влияющих на развитие CRSC: «Инициатива превосходства» (Excellence Initiative), стратегия развития высоких технологий, Закон об экономической свободе (Academic Freedom Act), отмена преподавательских привилегий и исследовательские центры сотрудничества между университетом и промышленностью.

В рамках «Инициативы превосходства» произошел переход от закрытой модели развития университетов, в которой качественные различия между ними не были известны аутсайдерам, к новой системе, в которой главным элементом стала конкуренция. Хотя данные процессы не отражаются напрямую на CRSC, автор выделяет три основных положительных эффекта: промышленные компании получили возможность выбрать наилучших партнеров среди исследовательских организаций; новый подход позволяет рассчитывать на стимулирование деятельности университетов по созданию управленческих структур, отвечающих за CRSC; сотрудничество с местными партнерами, государственными исследовательскими организациями и промышленностью может служить ясным критерием выбора для формирования «кластеров превосходства» (clusters of excellence).

Стратегия развития высоких технологий как концепция инновационного развития Германии предусматривает ускорение внедрения результатов ИР и доведение их до рынка. Меры, предпринимаемые в рамках этой стратегии, влияют на развитие CRSC: поддержка программ по развитию региональных инновационных сетей (кластеров); стратегическое партнерство и инновационные объединения; развитие ИР и инноваций в секторе малых и средних предприятий. Совместные исследовательские инициативы гаранти-

руют увеличение финансирования, выделяемого как федеральным правительством, так и руководством земель.

Закон об академической свободе отражает общую тенденцию к росту автономии и гибкости в системе высшего образования. В отношении его влияния на развитие CR.SC можно выделить три базовых принципа: бюджетная гибкость для научных организаций, гибкость в найме персонала и развитие кооперации между наукой и промышленностью, позволяющей исследовательской организации иметь финансовые интересы в сотрудничестве с коммерческой организацией без потери некоммерческого статуса.

Отмена преподавательских привилегий выражается в изменении ситуации, когда университеты не имели прав на изобретения, сделанные их сотрудниками. Начиная с 2002 г. ученый должен извещать университет, в котором он работает, о своем изобретении. Университет решает, предъявлять ли права на изобретение, коммерциализировать его либо оставить все права исключительно исследователю. Влияние этой инициативы на CRSC на данный момент не совсем ясно, так как, с одной стороны, ученые могут воспринимать такую ситуацию как незаконную экспроприацию их интеллектуальной собственности, с другой стороны, они получают возможность коммерциализации результатов ИР и правовую защиту в рамках реализации бизнес-проектов.

Что касается новых организационных структур, обеспечивающих сотрудничество между университетами и промышленными компаниями, автор отмечает, что в современных институциональных условиях наиболее отвечают этим задачам так называемые «институты при университетах» (An-Institute) - аналоги совместных исследовательских центров, зарегистрированные в качестве частных, некоммерческих компаний либо компаний с ограниченной ответственностью. Подобная организационно-правовая форма позволяет им действовать в условиях рынка более независимо по сравнению с некоммерческими университетами, в соответствии с потребностями промышленности. Еще одним примером стимулирования CRSC является организация исследований в рамках программ государственно-частного партнерства.

Характеризуя изменения в научно-исследовательской системе Германии в целом и ее влияние на развитие CRSC, автор выделяет следующие главные моменты: недостаток стимулов у универ-

ситетов и необходимость учреждения общего фонда по коммерциализации, который объединит текущие разрозненные схемы; низкий уровень координации существующей государственной политики по управлению процессами CR.SC из-за ее распределения между различными министерствами и уровнями власти; необходимость налаживания кооперации между федеральным правительством и региональными властями; необходимость уделять больше внимания трансферу технологий и образовательному процессу (с. 118).

В заключение автор делает выводы относительно пяти рассмотренных инициатив с точки зрения трех факторов: управления, масштаба и вознаграждения.

Система управления процессами CRSC в Германии характеризуется высоким уровнем прямых личных контактов между учеными и представителями промышленности без вовлечения администрации университета и отдела по передаче технологий, базирующихся на сетевых связях, выстроенных «снизу». Рост степени формализации управления CRSC возможен при наличии стимулирующих компенсаций. С учетом Закона об академической свободе существует значительный потенциал возникновения конфликтов между проведением коммерческих проектов, поддерживаемых промышленностью, и некоммерческой ориентацией государственных исследований.

Относительно масштаба взаимодействий можно сделать вывод о том, что преобладают краткосрочные контракты для решения конкретных проблем. Новые организационные формы представляют собой новую платформу для длительных взаимодействий как для промышленных компаний, так и для научных организаций.

В проведении совместных исследований партнеры ожидают как материального, так и нематериального сотрудничества. Более того, сотрудничество должно быть взаимовыгодным, долгосрочным и основано на принципах доверия и честности. Примером успешной программы могут служить «кластеры превосходства», которые не только повышают качество ИР, но и предоставляют дополнительные возможности промышленным партнерам. Долгосрочное партнерство приводит к потенциальному росту нефинансовых выгод для научных партнеров.

В целом автор делает вывод о позитивных эффектах текущих преобразований в научно-исследовательской системе Германии и их влияния на развитие межсекторного сотрудничества.

М.Н. Лавров

2011.04.024. ВИЛЛАЗАНА М. СТИМУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТАМИ И ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ В РАМКАХ МОДЕЛИ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ: ОПЫТ ШТАТА НУЭВО-ЛЕОН, МЕКСИКА.

VILLASANA M. Fostering university-industry interactions under a triple helix model: The case of Nuevo Leon, Mexico // Science a. publ. policy. - Amsterdam, 2011. - Vol. 38, N 1. - P. 43-53. -D0I:10.3152/030234211X12924093659996.

Ключевые слова: модель тройной спирали; взаимодействие университетов с промышленностью; региональная инновационная система.

Автор из Мексики исследует национальный опыт организации взаимосвязей между промышленностью и университетами на примере штата Нуэво-Леон, а также выявляет основные мотивы исследователей, побуждающие их к сотрудничеству с промышленными компаниями.

Университет как институт, производящий знания, - один из трех акторов (наряду с государством и промышленностью), стимулирующих экономическое развитие через взаимодействия в рамках модели тройной спирали (triple helix model - THM). Современная экономика по своей природе знаниеинтенсивна. Большое внимание в связи с этим уделяется стратегиям производства знания в университетах и исследовательских центрах и использования полученных знаний через их приложение в промышленности. Это обусловливает важную роль знаниевого сектора и, в частности, объясняет акцент государственной политики на стимулировании промышленно-университетских взаимодействий.

Современный спрос на новые и усовершенствованные товары и услуги отражает стремительный рост отраслей промышленности, основанных на знаниях. В этих условиях проведение академических исследований для промышленности становится одним из вопросов, привлекающих все больший государственный интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.