Научная статья на тему '2011. 04. 022. Грей Д. О. Межсекторное исследовательское сотрудничество в США в контексте концепции национальной исследовательской системы. Gray D. O. cross-sector research collaboration in the USA: a National Innovation system perspective // science a. publ. Policy. - Guildford, 2011. - Vol. 38. - n 2. - p. 123-133. - doi:10. 3152/030234211x12960315267417'

2011. 04. 022. Грей Д. О. Межсекторное исследовательское сотрудничество в США в контексте концепции национальной исследовательской системы. Gray D. O. cross-sector research collaboration in the USA: a National Innovation system perspective // science a. publ. Policy. - Guildford, 2011. - Vol. 38. - n 2. - p. 123-133. - doi:10. 3152/030234211x12960315267417 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖСЕКТОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / СОВМЕСТНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЦЕНТРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 04. 022. Грей Д. О. Межсекторное исследовательское сотрудничество в США в контексте концепции национальной исследовательской системы. Gray D. O. cross-sector research collaboration in the USA: a National Innovation system perspective // science a. publ. Policy. - Guildford, 2011. - Vol. 38. - n 2. - p. 123-133. - doi:10. 3152/030234211x12960315267417»

2011.04.022. ГРЕЙ ДО. МЕЖСЕКТОРНОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В США В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СИСТЕМЫ. GRAY D.O. Cross-sector research collaboration in the USA: A national innovation system perspective // Science a. publ. policy. - Guildford, 2011. - Vol. 38. - N 2. - P. 123-133. -D0I:10.3152/030234211X12960315267417.

Ключевые слова: межсекторное сотрудничество в исследовательской сфере; национальные инновационные системы; совместные исследовательские центры.

Автор из университета Северной Каролины (США) анализирует состояние межсекторного сотрудничества в исследовательской сфере (cross-sector research collaboration - CSRC), используя концептуальный аппарат, разработанный в рамках теории национальных инновационных систем (НИС).

Сегодня экономика США - передовая экономика мира, сохраняющая свои лидерские позиции в течение многих десятилетий. Ее развитие и рост во многом поддерживаются широкими возможностями в осуществлении технологических инноваций. Среди преимуществ США можно выделить открытый доступ к большому и сильно дифференцированному внутреннему рынку и высокий уровень национальных инвестиций в ИР. В то же время современное понимание НИС четко указывает на то, что результаты инвестиций в ИР во многом зависят от ряда социальных, политических, организационных, институциональных и иных факторов, влияющих на развитие, распространение и использование инноваций. По мнению автора, согласованность в межсекторном сотрудничестве - один из наиболее важных элементов НИС. Эффективное развитие такого сотрудничества ведет к значительному росту синергического эффекта в национальной экономике.

Анализируя CSRC с позиций концепции НИС, автор выделяет три важных момента. Во-первых, в силу того что система развивается в течение длительного времени, следует учитывать исторический и эволюционный аспекты для понимания CSRC в отдельно взятой НИС. Во-вторых, поскольку главные организационные акторы - фирмы и университеты, делающие основной вклад в осуществление инноваций, очень важно понимание природы и качества

взаимодействий между ними. В-третьих, так как на результаты инноваций могут влиять общественные и политические факторы, необходимо исследовать научную, технологическую и инновационную (Science, Technology, Innovation - STI) политику и их влияние на CSRC (с. 123-124).

Понимание CSRC в США требует учета некоторых ключевых характеристик основных институциональных участников этой системы. В отличие от стран ЕС в США не осуществляется значительных инвестиций в развитие промышленных лабораторий. Межсекторное сотрудничество в США построено прежде всего на взаимодействии промышленности с университетами, а 70% инвестиций в ИР (267 млрд. долл.) осуществляется частным сектором. Кроме того, в США существует очень широкая, крайне разнообразная и относительно автономная система высшего образования, институты которой играют большую роль в осуществлении исследований, - 52 млрд. долл. в 2008 г., из которых примерно половина была затрачена на проведение фундаментальных исследований (с. 124).

В стране также существует развитая система формальных и неформальных механизмов, способствующих CSRC. Формальные механизмы - это различные организационные структуры, финансируемые правительством, включая совместные исследовательские центры (Cooperative Research Center - CRC) и программы содействия и поддержки сотрудничества и развития технологического обмена между различными секторами. Неформальные механизмы -это консультирование и осуществление исследований по контрактам, заключенным напрямую между индивидами и институтами без участия посредников.

Исследование системы взаимодействия промышленности и университетов в США предполагает учет некоторых исторических особенностей научно-технического развития в этой стране. На протяжении длительного времени университеты и частные компании тесно сотрудничали, что объясняется действием ряда факторов (с. 125).

1. Финансирование университетов изначально осуществлялось на уровне местных властей либо правительства штата. Это привело, с одной стороны, к формированию децентрализованной системы высшего образования, способствующей развитию боль-

шой автономии и экспериментированию, а с другой - к практической ориентации университетов на удовлетворение специфических потребностей конкретного штата.

2. Ряд законодательных инициатив, в том числе Закон Мор-рилла 1862 г. (Morrill act), посредством государственных субсидий в виде земли четко ориентировали университеты и колледжи на практическое и профессиональное взаимодействие с местной промышленностью.

3. Интеграция технических школ с университетами (в отличие от многих европейских моделей высшего образования в университетах США инженерные и прикладные науки имеют тенденцию объединяться и институционализироваться в основных университетах) изначально ориентирует университеты на решение практических задач, работу с промышленностью и подготовку персонала для промышленных компаний.

4. Совместное длительное развитие промышленных и университетских исследований - в США в первой половине XX в. установились тесные связи между исследовательскими подразделениями химических компаний и местными университетами. Это позволило ученым США в отличие от ученых Европы работать над задачами, поставленными промышленностью, учреждать консультационные фирмы, получать доходы от совместной деятельности с исследовательскими центрами.

На развитие CSRC в США также оказала значительное влияние государственная политика, связанная с преодолением «кризиса конкурентоспособности» в 1970-1980-х годах. Если до этого научно-техническая политика США основывалась на принципах свободного рынка, поддержки фундаментальных исследований и потребностей национальной обороны, то возрастание конкуренции со стороны Японии и ряда других стран повлекло за собой значительные изменения, выразившиеся в ряде государственных программ и законодательных инициатив. Эти изменения имели два основных направления: 1) усиление на федеральном уровне существующей системы неформальных связей посредством устранения бюрократических, институциональных и иных барьеров в целях стимулирования процессов передачи технологий; 2) поддержка программ и структур, развивающих межсекторное сотрудничество и финанси-

руемых как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов.

Значительным шагом в изменении законодательства стало принятие Закона Бэя-Доула, менявшего систему интеллектуальной собственности на объекты, разработанные с участием государственного финансирования. Этот закон имел тройной эффект: 1) промышленные компании смогли претендовать на приобретение или покупку лицензии на результаты исследований, спонсированных государством; 2) появились значительные экономические стимулы для университетов и исследователей к участию в работах, которые могли привести к созданию объектов интеллектуальной собственности; 3) университеты стали развивать новые, более устойчивые внутренние системы (структурные подразделения и персонал) для управления новой деятельностью. Помимо Закона Бэя-Доула был принят ряд других нормативных актов, способствовавших передаче технологий от государственных лабораторий частному сектору. В целом произошло снятие институциональных препятствий на пути государственно-частного сотрудничества в исследовательской сфере (с. 126).

В рамках программных инициатив важным шагом стали поддержка создания совместных исследовательских центров, учреждение различных программ таких агентств, как Национальный научный фонд, Национальный институт здравоохранения, Министерство обороны, Министерство сельского хозяйства и др., а также поддержка проведения исследований малыми предприятиями, в том числе с привлечением университетских сотрудников. Все эти инициативы сопровождались выделением финансовой помощи и созданием организационных и программных структур, призванных устранять различные барьеры и осуществлять институционализа-цию более тесного сотрудничества университетов и частных компаний.

Автор отмечает, что современный период характеризуется принятием серии амбициозных технологически ориентированных стратегий, в том числе на региональном и местном уровнях, направленных на ускорение экономического роста. Так, все 50 штатов создали научно-технические и инновационные программы и предоставили соответствующую поддержку проведения ИР (более 1 млрд. долл. в 2007 г.) (с. 126). В 1980-х годах в США произошел

переход от модели научной политики, основанной на большем внимании к нормативным вопросам, к умеренной инновационной политике, направленной на институционализацию и поддержку С8ЯС.

На с. 127 статьи представлена общая схема взаимодействия государства, промышленности и университетов в рамках С8ЯС и отображено, какие формальные и неформальные механизмы используются для реализации инновационных целей. По вертикали откладывается объем ресурсов, инвестированных обоими секторами; на горизонтальной оси изображены различные стадии инновационного процесса от совершения открытий (преобладающее значение университетов) до коммерциализации результатов исследований (преобладающее значение промышленности). На схеме также примерно отражено, где действуют федеральные и региональные центры проведения совместных исследований, и отмечена область возрастания акцента на определении цели исследований.

Основные неформальные взаимосвязи, обеспечивающие исследовательское сотрудничество между секторами, - консультирование, контрактные исследования и тестирование.

Консультирование напрямую связывает между собой отдельную фирму и представителя университета. Этот вид взаимосвязей признан в высокой степени эффективным, однако о нем нет большого объема информации. Автор выделяет следующие причины: университеты не обладают детальной информацией о подобной деятельности сотрудников и не отчитываются о ней перед внешними группами на регулярной основе; в последние 30 лет в США не проводилось достаточно исследований по данной тематике. По мнению автора, консультирование - наиболее важный элемент в межсекторном сотрудничестве. Развитию этого вида деятельности способствуют давние традиции, сложившиеся в американской экономике: участие университетского персонала в оказании подобных услуг; большой объем исследований, проводимых частным сектором; политика университетов, позволяющих своим сотрудникам уделять данному виду деятельности значительное время; 9-месячные контракты с персоналом, дающие еще большие возможности для проведения консультаций (с. 128).

Проведение контрактных исследований и тестирования реализуется в рамках совместного осуществления частной фирмой и

университетом конкретного исследовательского проекта, зачастую группой сотрудников и студентов-выпускников. С принятием Закона Бэя-Доула некоторые университеты стали ждать от контрактных исследований получения прав на интеллектуальную собственность, что повлекло за собой возникновение ряда конфликтов между секторами и стимулирование вывода некоторыми фирмами контрактных исследований за рубеж.

К числу значимых изменений, вызванных «кризисом конкурентоспособности», относящихся к сфере формальных взаимодействий в системе CSRC, автор относит следующие: 1) относительно успешная, но неформальная система исследовательского сотрудничества расширилась и укрепилась посредством создания широкого разнообразия программных и организационных формализованных механизмов, поддерживающих CSRC; 2) рост масштабов исследовательского сотрудничества с малыми фирмами как результат принятия программы SBIR (Small Business Innovation Research program); 3) государство стало внедрять меры поддержки не только на стадии проведения исследований, но и на стадии коммерциализации их результатов, в частности в форме осуществления взаимодействия с малым и средним бизнесом (с. 128).

Одним из ключевых механизмов, способствующих CSRC в США, стало создание CRC, имеющих, как правило, федеральную и / или региональную финансовую поддержку и действующих как промежуточное звено. CRC выступают важной частью инновационной парадигмы и играют важную роль для CSRC в США в силу следующих причин: система подобных центров компенсирует недостаток финансируемых государством промышленных лабораторий; они служат механизмом поддержки долгосрочных проектов межсекторного сотрудничества; они способны заполнить различные «разрывы» в инновационной системе и т.д. Значимость данных механизмов для НИС США выражается в их количестве - уже в 1994 г. исследователи насчитывали примерно 1100 «центров про-мышленно-университетского сотрудничества», существующих на базе более чем 200 университетов. В 2010 г. в США и Канаде существовало более 16 тыс. базирующихся на основе университетов некоммерческих исследовательских центров, многие из которых, по мнению автора, могут отвечать критериям CRC (с. 129). Этот механизм выгоден как для университетов, так и для компаний, так

как может служить средством передачи технологий и коммерциализации, стимулирования формирования человеческого капитала в научно-технической области и др.

Помимо указанных выше способов развития CSRC в США, в реферируемой публикации представлена характеристика ряда других механизмов. Так как CRC во многом ориентированы на крупный бизнес, в стране учреждены программы по развитию участия в межсекторных исследованиях малого и среднего бизнеса, к которым относятся программы SBIR и STTR (Small Business Technology Transfer awards). Цель данных программ - поддержка малого и среднего бизнеса, стартапов, прямая поддержка передачи технологий от университетов малому бизнесу и их коммерциализация.

В США поддерживаются не только исследовательский этап инновационного процесса, но и НИС в целом. Это выражается в повышенном внимании к организации участия университетов в консультировании и проведении контрактных исследований, направленных на коммерциализацию, на более регулярной основе. К числу механизмов по коммерциализации исследований относятся университетские исследовательские парки, центры по развитию малого бизнеса и предпринимательства и бизнес-инкубаторы на базе кампусов.

Важным этапом в развитии CSRC в США автор считает призыв администрации Барака Обамы к созданию «центров проверки идей» («proof of concept centers» - PoCC) и новых инициатив ННФ в рамках программы «Ускорение инновационных исследований» (Accelerating Innovation Research - AIR), что отражает стремление федерального правительства усилить акцент на коммерциализации.

В заключение автор отмечает, что измерение эффективности CSRC в рамках НИС США представляется чрезвычайно трудным в силу масштабности объекта исследования, сложности его определения, проблемы выбора критериев, ряда трудностей статистического характера. Участие государства в развитии CSRC в настоящее время заключается в комплексе мер: принятие соответствующих законодательных актов; создание федеральных и региональных агентств, систем поддержки; разработка различных программ и мероприятий, влияние которых на разные элементы НИС может быть неоднозначным и сложно поддающимся оценке. По мнению автора, наиболее важная проблема развития CSRC - избыточность при-

нятых программ и инициатив и недостаток координации между ними, что приводит к снижению эффективности их реализации (с. 131).

М.Н. Лавров

2011.04.023. ШИЛЛЕР Д. ИНСТИТУТЫ И ПРАКТИКИ МЕЖСЕКТОРНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОГО СЕКТОРА ГЕРМАНИИ. SCHILLER D. Institutions and practice in cross-sector research collaboration: Conceptual considerations with empirical illustrations from the German science sector // Science a. publ. policy. - Guildford. - Vol. 38, N 2. - P. 109-121. - D0I:10.3152/030234211X12924093660075.

Ключевые слова: научный сектор Германии; межсекторное сотрудничество в исследовательской сфере.

Автор из Университета Лейбница (Ганновер, Германия) представляет анализ взаимодействия институтов и практик межсекторного сотрудничества в исследовательской сфере (cross-sector research collaboration - CSRC) в Германии и анализирует изменения, произошедшие в научном секторе этой страны в последнее десятилетие.

Институциональное оформление научной системы в значительной мере определяется интенсивностью исследовательского сотрудничества с промышленными партнерами, успешность которого зависит от величины потенциальных выгод, четкого государственного регулирования и организационной поддержки процессов CSRC. Инструменты научной политики для этого могут использоваться по следующим направлениям: создание формальных организаций, включая такие промежуточные звенья, как подразделения по передаче технологий, агентства по продвижению патентов и бизнес-инкубаторы, а также развитие неформальных практик.

Научный сектор в Германии претерпел значительные изменения за последнее десятилетие, что прежде всего связано с предоставлением университетам большей автономии и широких возможностей для проведения ИР. В связи с этим автор анализирует влияние этих изменений на динамику развития CRSC, выделяя три основных аспекта: различия в формальных и неформальных прак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.