Научная статья на тему '2011. 03. 039. Московая А. В. Ликвидация компаний по праву Англии и ликвидация акционерных обществ по праву России. - М. : Зерцало, 2010. - 96 с'

2011. 03. 039. Московая А. В. Ликвидация компаний по праву Англии и ликвидация акционерных обществ по праву России. - М. : Зерцало, 2010. - 96 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 03. 039. Московая А. В. Ликвидация компаний по праву Англии и ликвидация акционерных обществ по праву России. - М. : Зерцало, 2010. - 96 с»

обязательств в соответствии с соглашением, управляющий CVA должен следовать как закону, так и санкциям, установленным в самом соглашении, которые могут предусматривать даже такие меры, как принудительная ликвидация компании с распределением ее имущества между кредиторами.

Добровольные соглашения с кредиторами - достаточно популярная процедура, особенно среди небольших компаний. После 2000 г. с введением моратория наблюдалось увеличение применения CVA (526 дел с CVA в 1999 г. и 644 - в 2001), но в последнее время рост данного показателя прекратился и даже произошел некоторый спад (см. подробнее 2). Представляется, что это связано с модернизацией процедуры управления, что вызвало некоторый спад в применении иных процедур.

Список литературы

1. Cork K. Cork on cork: Sir Kenneth Cork takes stock. - L.: Macmillan, 1988. - 224 p.

2. Enterprise act 2002 - corporate insolvency provisions: Еvaluation report. - L.: The insolvency service, 2008. - 221 p.

3. Financial statement and budget report: Budget 2009: Building Britain's future. - L.: The Stationery Office, 2009. - 180 p.- (House of Commons papers series)

4. Finch V. Corporate insolvency law: Perspectives and principles. - Cambridge: Cambridge univ. press, 2009. - 616 p.

5. Fletcher I. The law of insolvency. - 4th ed. - L: Sweet & Maxwell, 2009. - 600 p.

6. Goode R. M. Principles of corporate insolvency law. - L: Sweet & Maxwell, 2005. -673 p.

7. Tolmie F. Corporate and personal insolvency law. - L: Routledge Cavendish, 2003. - 508 p.

8. Tribe J. Core statutes on insolvency law and corporate rescue. - Hampshire: Palgrave Macmillan, 2008. - 280 p.

Р.М. Янковский

2011.03.039. МОСКОВАЯ А.В. ЛИКВИДАЦИЯ КОМПАНИЙ ПО ПРАВУ АНГЛИИ И ЛИКВИДАЦИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ ПО ПРАВУ РОССИИ. - М.: Зерцало, 2010. - 96 с.

Монография посвящена сравнительному исследованию реабилитационных процедур, добровольной и принудительной ликвидации акционерных обществ в Англии и России. Книга состоит из введения, трех глав и заключения.

Реабилитационные процедуры по смыслу законодательства Англии концептуально входят в ликвидацию и представляют собой комплекс мер, направленных на восстановление платежеспособности должника и, как следствие, на защиту интересов кредиторов компании. Основной целью является обеспечение справедливого и равного распределения активов между кредиторами, освобождение должника от обязательств в той мере, в какой это решит суд, и исследование причин несостоятельности с тем, чтобы удержать хозяйствующих субъектов от принятия обязательств, которые не могут быть выполнены. Реабилитационные процедуры могут быть применены на любой стадии ликвидации компании (как до начала, так и в процессе ликвидации).

К реабилитационным английским процедурам в соответствии с Законом Англии «О несостоятельности» относятся: во-первых, заключение добровольного соглашения между компанией и кредиторами о погашении долгов компании при условии продолжения деятельности или проведения ликвидации на основании более приемлемых для сторон условий; во-вторых, система административных приказов, направленных на сохранение компании как юридического лица с одновременным удовлетворением требований, предъявленных кредиторами к компании; в-третьих, процедура защиты держателей облигационных займов путем назначения специальных лиц, отвечающих за применение данной процедуры. Причем две последние процедуры являются новеллами. Данная идея характерна также и для французской системы регулирования несостоятельности и выступает законодательно очерченной целью такого регулирования.

Заключение добровольного соглашения между компанией и кредиторами допускается на любой стадии ликвидационного процесса и имеет ключевое значение для обеих сторон предполагаемого или свершившегося уже ликвидационного процесса, на этой стадии консенсус облекается сторонами в письменную форму.

Анализируя правовую конструкцию данного института в российском праве, автор делает вывод, что мировое соглашение применяется только в процессе принудительной ликвидации по такому основанию, как банкротство. Однако при сравнительно-правовом анализе двух правовых систем выявляются несколько закономерностей. Во-первых, более детальное и подробное регули-

рование порядка утверждения и заключения присутствует в праве Англии, что связано с функциональным подходом права в целом. Во-вторых, сфера применения данного эффективного инструмента по российскому праву представляется гораздо более узкой по сравнению с регулированием соответствующего института по праву Англии, поскольку в российском праве он применяется только к специальному основанию ликвидации - банкротству. В-третьих, в российском праве отсутствует ряд категорий, по сравнению с правом Англии, например, такие, как утверждение добровольного соглашения отдельно собранием кредиторов и собранием участников соответствующего юридического лица, вторичное утверждение проекта соглашения, а также возможность апелляции заинтересованного лица в отношении утверждаемого проекта.

Система административных приказов как реабилитационная процедура в финансовом плане направлена на выполнение требований кредиторов. Она применяется с санкции суда и может быть инициирована кредитором (группой кредиторов), самой компанией (ее участниками) в форме петиции о принятии приказа. Особая функциональная роль отводится администратору, назначенному судом. Администратор должен иметь соответствующую практику по такого рода делам и сертификат от специализированной компании. В отличие от ликвидатора (ликвидационного комитета), круг полномочий администратора законодательно ограничен целями его деятельности. Предложения по восстановлению платежеспособности, выдвинутые администратором, должны предусматривать конкретные меры по ее восстановлению: указание на возможные сферы бизнеса, которыми необходимо заняться в силу убыточности, а также показатели предполагаемой прибыли в связи со сменой деятельности компании; критерии роста компании, анализ динамики ее расходов и доходов; макроэкономический анализ деятельности, меры по оптимизации трудовых ресурсов, задействованных в компании, предлагаемые на основании анализа сложившейся ситуации, по увеличению числа возможных контрагентов, а также имущественной массы компании, могущей быть объявленной несостоятельной.

При сравнении с действующими правовыми институтами в российском праве автор делает вывод о том, что институт административного приказа Англии по своей природе не имеет ничего общего ни с судебным приказом в плане понимания норм ГПК РФ,

ни с соответствующими институтами административного права. Предусмотренные в процессе судебного рассмотрения дела о банкротстве по российскому праву финансовое оздоровление и внешнее управление относят только к специальному основанию - банкротству. Данные процедуры также употребляются с санкции суда, они также контролируются специально назначенным лицом (у которого несколько иные функции). Применение в России системы административных приказов в том виде, в каком она существует в Англии, будет иметь успех только в случае учета существующих правовых традиций и реалий. Такое применение будет, подчеркивает автор, весьма полезным для законодательства России.

Н.В. Крысанова

2011.03.040. ЛИДЕР Я. НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ В ГЕРМАНСКОМ АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ НА ПУТИ К ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ.

LIEDER J. The German supervisory board on its way to professionalism // German law j. - Wash., 2010. - Vol. 11, N 2. - P. 115-158. -Mode of access: http://www.germanlawjournal.com/index.php? pageID=11 &artID=1236

За последние десятилетия германским законодателем были предприняты меры, направленные на повышение эффективности работы наблюдательного совета в акционерном обществе. Усилилась роль этого органа в выработке стратегии развития компании и в принятии важнейших управленческих решений. Новые нормы стимулировали передачу информации от исполнительного органа общества наблюдательному совету и облегчили осуществление мониторинга каждым его членом. Улучшились возможности сотрудничества наблюдательного совета и аудиторов. Последние изменения в законодательстве усилили ответственность наблюдательного совета за внутренний контроль и управление рисками.

Указанные реформы осуществлялись в несколько этапов: в 1998 г. принимается Закон о контроле и прозрачности предприятий; в 2002 г. - Закон о прозрачности и обнародовании. В 2002 г. появляется Германский кодекс корпоративного управления, а в 2005 и 2007 гг. в него вносятся важные изменения: положения о независимости членов наблюдательного совета (в смысле отсутствия коммерческих или личных отношений с компанией, ее правле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.