Научная статья на тему 'Особенности законодательства о банкротстве США и Великобритании: сравнительно-правовой аспект'

Особенности законодательства о банкротстве США и Великобритании: сравнительно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7129
1321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО В США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности законодательства о банкротстве США и Великобритании: сравнительно-правовой аспект»

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Королев В.В.,Генеральный директор НП

«Саморегулируемая оганизация арбитражных управляющих

Приволжский федеральный округ Чупрова А.Ю., к.ю.н., доцент Нижегородская академия МВД РФ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Законодательство о банкротстве в США и Великобритании во многом взаимосвязано. Тем не менее, исторически сложился противоположный подход американского и английского законодателя к осуществлению самой процедуры банкротства и его последствиям. Можно сказать, что позиция английских парламентариев направлена в первую очередь на удовлетворение требований кредитора, в то время как американские конгрессмены во главу угла ставят сохранение компании, попавшей в сложную экономическую ситуацию.

В США Акт о банкротстве 1800 года считается первым федеральным актом о несостоятельности, правда, действовавшим только в течение трех лет. В последующие периоды реформирование законодательства о банкротстве происходило достаточно регулярно. Основной задачей Акта 1800 года было предоставление возможности кредиторам собрать активы индивидуального предпринимателя. Ранее, в 18 веке, в разных штатах Акты о несостоятельности управомочивали индивидуального должника получить освобождение из тюрьмы, а иногда даже освободить от признания банкротом1.

Принятый в 1841 году федеральный Акт о банкротстве преследовал двойную цель: освобождение банкрота и удовлетворение кредиторов. Это был первый закон, позволяющий должнику добровольно подать заявление о банкротстве. В нем законодатели США провозгласили один из основных принципов, неизменно реализуемый во всех последующих законодательствах о несостоятельности: создание условий для освобождения от тягот банкротства и предоставление банкроту возможности реабилитации. Этот акт, очевидно ориентиро-

1 C. Warren Bankruptcy in United States History NY, 1935. р. 21- 24

ванный на должников, позволял кредиторам лишь изредка получать какое-либо возмещение из имущества банкротов. Популярность Акта 1841 года среди должников вызвала шквал банкротств, в силу чего вынудила власти отменить его по истечении восемнадцати месяцев.

В 1867 году в сферу действия законов о банкротстве были включены и компании. Хотя и этот Акт действовал недолго, до 1878года, в 1874 году законодатели внесли в него важное дополнение, позволившее заключать соглашения между креди-торами2.

Современное американское право о банкротстве во многом базируется на Акте о банкротстве 1898 года и его принципах «нового старта» (что позволяет банкротам начать свою деятельность с «чистого листа») и равного распределения между кредиторами.

В 20-30 годах прошлого века стала очевидной необходимость в появлении новых процедур, альтернативных прямолинейной ликвидации, в соответствии с которыми бизнес мог бы продолжаться как действующее предприятие к взаимной выгоде сторон. В 1930 году в Конгресс был представлен Доклад Тэтчера, в котором обосновывалось и предлагалось введение реабилитационных процедур для «слабых компаний». За этим последовало принятие разрозненного законодательства в отношении железных дорог и фермеров (The Railroad Reorganisation Act 1933, Corporation Reorganisation Act 1933, Frazer-Lempke Act of 1933-1935). Этот период реформирования завершился введением в действие Акта о мелкой торговле 1938 года (Chandler Act 1938), в соответствии с которым основной процедурой признавалась реорганизация, а не прямая ликвидация предприятия.

Современное законодательство о банкротстве является результатом реформы 1978 года. В 1970е годы создается Комиссия США по законодательству о несостоятельности. Следуя ее докладу, обнародованному в 1973 году, Конгресс принял Акт о реформе процедур банкротства (The Bankruptcy Reform Act 1978), который ввел в действие Кодекс о банкротстве и Положения о создании отдельного суда по банкротству и его юрисдикции. В дополнении к Кодексу основные процедурные аспекты были изложены в Правилах о банкротстве (Rules and Forms of Practice and Procedure in Bankruptcy), в которых, в частности, выделены специальные положения о фермерах и в 1986 году внесены дополнения о введении специальной системы поверенных. Дальнейшие реформы проводились в 1994 году и привели законодательство о банкротстве корпораций в современное состояние ((The Bankruptcy Reform Act 1994).

2 C. Warren Bankruptcy in United States History NY, 1935.

р.79- 83

Законодательство о банкротстве в Англии является одним из самых старых в мире. Банкротство частных лиц было урегулировано уже на ранних этапах развития общего права. В тот период еще не существовало коллективной процедуры управления имуществом должника и кредитор мог арестовать как его имущество для удовлетворения своих имущественных требований, так и самого должника. Хотя средневековое право и признавало институт банкротства, который был заимствован из римского права, положения о банкротстве в современном смысле в качестве официальной процедуры сбора и реализации имущества должника для распределения среди кредиторов, а также принцип пропорционального распределения активов между кредиторами впервые были введены статутом Генриха У111 в 1542 году. Актом 1570 года статут Тюдоров был дополнен положениями о признании недействительными сделок, в которых имели место мошеннические действия. За этим последовало принятие еще ряда статутов, целью которых являлось наказание должника. 3

С ростом количества правонарушений усиливалась и суровость законов. Основным наказанием для должников служило тюремное заключение, которое либо предшествовало решению суда, либо исполнялось после вынесения решения. Кредитор обладал правом поместить должника в тюрьму. Тяжелые условия содержания банкротов и отношение к ним в тюрьмах вызывали озабоченность в обществе. Отношение к должникам зависело от их возможности заработать себе на жизнь, несмотря на то, что содержание в тюрьме предполагалось оплачивать на публичные средства и взносы кредитора. И только в 1705 году впервые был принят закон в соответствии с которым была введена концепция освобождения от уплаты долгов тех лиц, которые сотрудничали со своими кредиторами.4

В течение долгого времени законодательство о банкротстве ограниченно действовало в отношении предпринимателей (торговцев), основываясь на том, что торговцы могли стать несостоятельными благодаря какому-нибудь случаю, несчастью или потере корабля, в то время как банкротство частных лиц почти всегда было результатом их расточительности. Таким образом, банкроты, которые не были торговцами продолжали страдать от жестких законов до введения Акта о банкротстве 1861 года, отменившего различие между разными категориями должников. В то же время, в отличие от других категорий банкротов вплоть до 1824 года у торговцев отсутствовала возможность освободиться от уплаты долгов, объявив себя банкрота-

3 См. R. Goode, Commercial Law, Third Edn., London, Penguin Books 2004, pp. 6-7

4 I. Fletcher, The law of insolvency, 3rd ed., London : Sweet & Maxwell, 2002 p. 6-8

ми. 5 Акт 1861 года позднее заменили серией иных законов, которых насчитывалось более ста.

В 1914 году был принят новый Акт о банкротстве, который консолидировал все законодательство о банкротстве и действовал до 1985 года, до вступления в силу Акта о несостоятельности.

Предыдущее законодательство о банкротстве никогда не применялось к компаниям. В доктрине рождением права корпоративного банкротства считают 1844 год, когда был введен Акт об акционерных компаниях 1844 года, впервые предоставивший акционерной компании режим самостоятельного юридического лица, несмотря на неограниченную ответственность его участников. За ним последовали Акты об акционерных компаниях 1848 и 1849 годов, предоставившие право рассматривать дела о банкротстве канцлерскому суду, полномочия которого пересекались с правомочиями суда по банкротству. Такая ситуация существовала до Акта об акционерных компаниях 1856 года и Акта о ликвидации акционерных компаний 1857 года, которые формально разделили процедуры банкротства и ликвидации компаний и оставили дела о банкротстве в исключительной подведомственности канцлерского суда. Законодательство о несостоятельности компаний изначально предполагалось построить на тех же принципах, что и законы о банкротстве частных лиц. Это продолжалось до тех пор, пока с принятием Акта об ограниченной ответственности 1855 года не была введена ограниченная ответственность участников компаний.

Первым современным законом о компаниях стал Акт о компаниях 1862 года, содержащий детальное описание процедуры ликвидации компании. С тех пор до 1986 года положения о несостоятельности компаний регулировались по большей части последующими Актами о компаниях (1908, 1929, 1948 и 1985 годов).

Следуя рекомендациям Комитета по пересмотру законодательства о несостоятельности под председательством Кеннета Корка6 был принят Акт о несостоятельности 1985 года, который внес существенные изменения в положения о несостоятельности Акта о компаниях 1985 года. В тот самый день, когда Акт о несостоятельности 1985 года вступил в силу (29 декабря 1986 года), он был заменен Актом о несостоятельности 1986 года, который консолидировал положения Акта о несостоятельности 1985 года и Акта о компаниях 1985 года.

Акт о несостоятельности 1986 года позднее дополнили Актом о несостоятельности 1994 года, призванным решить проблемы личной ответственности администраторов и административных

5 F. Tolmie, Corporate and personal insolvency law, 2nd ed, London : Cavendish, 2003 p. 9

6 Insolvency Law and Practice, Report of the Review Committee, Cmnd. 8558, 1982. (The Cork Report)

управляющих. Акт о несостоятельности 1994года №2, устранил неопределенность по отношению к сделкам, совершенным по более низкой стоимости и сделкам, в которых имелось предпочтение кредитора по отношению к добросовестным приобретателям. Положения о дисквалификации, содержавшиеся в Акте о компаниях 1986 года и в Акте о несостоятельности были выделены в отдельный Акт о дисквалификации 1986 года. Акт о предприятиях 2002 года исключил несколько категорий кредиторов, в основном государственные структуры, из списка первоочередных и отменил в большинстве случаев особый статус и вытекающие из него правомочия держателя залога имущества в обороте.

На современном этапе процедуру несостоятельности корпораций и физических лиц регулирует Insolvency Act 1986 (Акт о несостоятельности 1986 года), который содержит нормы, регламен-

тирующие весь спектр отношений, возникающих между несостоятельным должником и кредитором, вплоть до условий привлечения к уголовной ответственности.

Термин банкротство применяется в английском праве весьма ограниченно, в первую очередь, для обозначения несостоятельности частных лиц. Для описания процедур, которые могут быть применены в отношении компаний и регулируются Актом о несостоятельности 1986 г. характерен термин «несостоятельность». Законодательство США о банкротстве, в отличие английского права, использует понятие «банкротство» и применительно к компаниям, и в отношение частных лиц, однако термин «банкрот» практически не встречается в законодательстве. В Кодексе о банкротстве ^he Bankruptcy Code (ВС), Title 11 United States Code) речь ведется о дебеторах.

Английское законодательство о несостоятельности базируется на концепции полного возмещения кредиторам и направлено в основном на обеспечение имущественной безопасности именно кредиторов. В доктрине это получило название кредитороориентированной юрисдикции. Целью закона является честное распределение активов между кредиторами.

Специальные законы о несостоятельности в США в течение длительного времени демонстрируют свою прагматичность и позитивный подход к разрешению противостояния между кредитором и должником. Несостоятельность рассматривается как необходимая цена, которую следует заплатить за преимущества оздоровления экономики. В американском праве также в качестве доминирующей провозглашается концепция полного возмещения кредиторам, однако основной упор при этом сделан реорганизацию, а не ликвидацию компании. Главная цель законодательства о несостоятельности - это реабилитация должника, на что указывается в главе 11 Кодекса о банкротстве.

Процедура банкротства в США может быть открыта добровольно или, что случается гораздо реже, принудительно, тремя или более кредиторами. В последнем случае как минимум три кредитора имеют необеспеченные требования на сумму 10775 долларов США. Если у должника менее двенадцати кредиторов, принудительное банкротство может возбудить один из них, имея долг равный или больше указанной суммы (ст. 303 ВС). Для открытия процедуры в принудительном порядке необходимо доказать, что должник не оплачивает свои долги в срок, и не нужно доказывать, что кредитор не в состоянии взыскать их в рамках обычной судебной процедуры.

Для открытия процедуры в добровольном порядке должник, подающий заявление о ликвидации или реорганизации, не обязан удовлетворять каким-то критериям несостоятельности. Он также не обязан как-то обосновывать свое решение подать такое заявление (ст.301ВС). Поскольку в результате такого заявления объявляется мораторий на предъявление кредиторами каких-либо требований к компании, дебеторы достаточно часто используют эту особенность американского законодательства. Так, в апреле1987 года компания Техасо Inc подала заявление в суд в соответствии с главой 11 ВС, чтобы получить передышку и защититься от приказа о предоставлении обеспечения 11,1 млрд. долларов в пользу другой компании-кредитора по суду7. Следует отметить, что для США такая причина введения реорганизации является убедительной.

Наиболее общее определение несостоятельности, используемое в английской доктрине и практике - неспособность физического лица или компании оплатить долги при наступлении сроков платежа.

Следует отметить, что факт возникновения у компании проблемы с расчетами и наличными средствами, еще не означает, что компания является несостоятельной. Insolvency Act предусматривает два способа определения несостоятельности: так называемая коммерческая (commercial) несостоятельность и несостоятельность по балансу (balance-sheet insolvency). По определению Сили коммерческая несостоятельность имеет место, когда компания «не в состоянии оплатить задолженность, срок погашения по которой наступил... даже в случаях, если стоимость активов компании превышает размер задолженности». 8 В соответствии со ст. 123 (1) (а) IA 1986 компания рассматривается в качестве неспособной оплатить долги, если сумма задолженности превышает 750 фунтов стерлингов, она не была оплачена в течение бо-

7 E. Bailey, H. Groves, C. Smith Corporate Insolvency. Law and Practice. L.,2001. 2ed, p.779

8 LS Sealy, Cases and Materials in Company Law, 7th ed., Lexis-Nexis Butterworths, London, Edinburgh, (2001) p. 577

лее, чем 3 недель с момента получения письменного требования от кредитора и оно не было отвергнуто, либо не была достигнута договоренность о долге; или если с момента вынесения решения суда, указа или приказа, выпущенного в пользу кредитора интересы последнего не были удовлетворены полностью или в части (ст. 123 (1) (b)IA).

Несостоятельность по балансу определена в ст. 123 (2)1 А, соответствии с которой компания рассматривается в качестве неспособной удовлетворить требования о выплате долгов, если суду покажутся удовлетворительными представленные доказательства того, что размер активов компании меньше суммы долгов, принимая во внимание условные и будущие обязательства. Сумма задолженности может быть изменена в соответствии со ст.416 IA путем выдачи приказа в подзаконном акте, однако проект приказа должен быть завизирован каждой из палат Парламента.

Если компания сталкивается с кризисом неплатежей, директора компании должны принять своевременные меры не дожидаясь, когда они будут приняты кредиторами. В противном случае на них возлагается один из видов личной ответственности: дисквалификация директоров в соответствии со ст. 239 Акта о несостоятельности 1986 г., выпуск против них приказа внести денежные средства в имущество компании, если их действия будут расценены как мошенническая или незаконная деятельность в соответствии со ст. 215, 216 Акта 1986 г., признание их банкротами персонально.

Текущее английское законодательство предусматривает два основных направления выхода из кризиса в случае несостоятельности компании -добровольный и принудительный. В зависимости от выбранного пути, могут быть рассмотрены следующие основные варианты: добровольные соглашения, сделанные компанией (company voluntary arrangements), административное управление имуществом должника (receivership), введение администрации (administration), принудительная ликвидация компании по решению суда (compulsory liquidation (winding-up by the court)) и ликвидация компании по решению кредиторов (creditor’s voluntary liquidation). Insolvency Act также определяет ряд процедур, которые могут быть осуществлены акционерами компании, но они применимы только к состоятельным компаниям.9 Все процедуры предусматривают различные права для сторон процесса, а равно различные правовые последствия для компании.

В Англии действует официальная служба по банкротству, являющаяся структурным подразделением министерства промышленности и торговли, в компетенцию которой входит официальное управление и производство расследования по делам личных банкротств и банкротств компаний,

находящихся в процессе принудительной ликвидации по приказу суда. Служба обязана выяснить причины негативных процессов в деятельности компании. В то же время эта государственная структура не вовлечена в процессы административного управления, администрации и добровольных соглашений. Однако, с начала апреля 2004 года официальные управляющие могут выступать в качестве руководителей в новой процедуре краткосрочных добровольных соглашений.

Остальные варианты банкротства проводятся работающими в частном секторе специалистами по банкротству, чаще всего бухгалтерами или юристами. В соответствии с законом они получают лицензию, которая выдается либо министром промышленности и торговли, либо одной из признанных профессиональных организаций. Создание каждой такой профессиональной саморегулируе-мой организации специалистов должно быть завизировано министром, что необходимо для авторизации организацией ее участников. Более 90% специалистов по банкротству лицензируется профессиональными организациями. Указанные специалисты выполняют функции ликвидаторов в процедуре добровольной ликвидации компании, административных управляющих или администраторов.

Специальный орган по делам о банкротстве, Исполнительное бюро федеральных управляющих США, входит в состав Министерства юстиции. Оно обеспечивает соблюдение законодательства и деятельность федеральной системы проведения процедуры банкротства. Федеральные управляющие являются служащими федерального правительства и назначаются Генеральным прокурором. Их деятельность распространяется на 21 регион, охватывающий все федеральные судебные округа. Лишь в Алабаме и Северной Каролине для выполнения тех же функций, назначаются администраторы конкурсной массы, но они действуют в системе Административного управления федеральных судов США, а не Министерства юстиции.

Федеральные управляющие играют важную роль в процедуре банкротства, обладая широкими правомочиями. Основная их функция заключается в надзоре за ходом ликвидации по Главе 7, реорганизации по Главе 11 ВС. Они осуществляют контроль за деятельностью частных управляющих конкурсной массой (поверенных), обеспечивают своевременность и профессионализм при управления конкурсной массой, следят за тем, чтобы профессиональные гонорары были разумными, обеспечивают создание комитетов кредиторов и созывают их собрания в процедурах реорганизации предприятий по Главе 11. Они наделены правом выполнять юридические действия, направленные на обеспечение соблюдения законодательства о несостоятельности, пресечение обмана и зло-

9 s. 89 of IA 1986 46

употреблений, передачу дел о нарушениях в правоприменительные органы при необходимости.

В английском законодательстве задолженность несостоятельного должника классифицируется в зависимости от очередности на несколько видов. Категории первоочередных долгов установлены ст.386 и Приложением 6 к Акту о несостоятельности. Порядок выплат долгов был изменен Актом о предприятиях 2002 года. Лицо, проводящее процедуру банкротства, начинает распределение первоочередных долгов, после того как были полностью погашены задолженности перед держателями фиксированных залогов. Таким образом держатели остальных обязательств оказываются в невыгодном положении.

Долги Службе внутренних доходов, таможне и акцизов, составляющие значительную часть задолженности предприятия, утратили первоочередной статус. Это суммы подоходного налога и взносы в систему национального страхования в период до 12 месяцев, а также суммы иных обязательных платежей Службе внутренних доходов, включая НДС в течение шести месяцев до введения процедуры банкротства.

К выплатам первой очереди относят взносы в пенсионные схемы (в соответствии с Актом о пенсионных схемах 1993 года) (ст.8 Приложения 6 к Акту о несостоятельности), заработная плата работников (долги перед лицами, являющимися или бывшими сотрудниками предприятия) (ст.9 Приложения 6 к Акту), расходы на процедуру банкротства, сборы на угольную и сталелитейную промышленность (ст.15А Приложения 6 к Акту). Все остальные выплаты осуществляются пропорционально сумме долга.

В США в процедуре реорганизации по главе 11 ВС в силу положений статьи 507 предусматривается девять категорий расходов и требований, имеющих следующую очередность удовлетворения. В первую очередь оплачиваются административные расходы и профессиональные услуги и сборы с конкурсной массы имущества. Во вторую очередь удовлетворяются необеспеченные требования, разрешенные по статье 502(1). В случае принудительного банкротства требование, возникающее из обычного делового оборота деятельности должника после открытия дела, но до назначения управляющего или приказа о прекращении приостановления прав, определяется на дату возникновения такого требования. Далее принимаются во внимание необеспеченные допущенные требования в пределах до 4 000 долларов США для каждого физического или юридического лица заработанные в течение 90 дней, предшествующих дате подачи заявления о банкротстве или прекращения деятельности должника, а также необеспеченные требования по вкладам в программы социального обеспечения работников. За этим удовлетворяются необеспеченные требова-

ния физических лиц в пределах 1800 долларов, возникающие из депонирования (до начала процедуры банкротства ) денежных средств в связи с покупкой, арендой или прокатом имущества или приобретением услуг для личного или семейного пользования физических лиц, которые не были поставлены или оказаны. Однако такие лица признаются кредиторами пятой очереди при условии, что отсутствуют необеспеченные требования лиц, занятых в производстве или выращивании зерна, к должнику, владеющему зернохранилищем или элеватором, или ведущему работу зернохранилища или элеватора, либо американских рыбаков к должнику, который приобрел рыбу или рыбную продукцию у рыбаков в пределах 4000 долларов. На седьмом месте находятся необеспеченные требования супругов, бывших супругов и детей по алиментам, содержанию либо помощи им в связи с соглашением о раздельном проживании или разводе. Требования государства рассматриваются в последнюю очередь. Причем, первоначально удовлетворяются необеспеченные требования государственных органов, но лишь в той мере, в какой такие требования относятся к налогам, а далее - необеспеченные требования, основанные на любых обязательствах должника перед федеральными агентствами, осуществляющими надзор над депозитарными учреждениями, в части поддержания минимального капитала застрахованного депозитарного учреждения.

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.