Научная статья на тему 'Анализ зарубежного регулирования несостоятельности (банкротства) физических лиц'

Анализ зарубежного регулирования несостоятельности (банкротства) физических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3205
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
несостоятельность (банкротство) / должник / кредитор / банкротство физических лиц / план погашения долга / Кодекс о банкротстве США / заявление о банкротстве / закон о банкротстве / процедуры банкротства / insolvency (bankruptcy) / debtor / creditor / the bankruptcy of individuals / debt repayment plan / Bankrupt-су Code of the US / bankruptcy petition / bankruptcy law / bankruptcy procedures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулла Зубайруевич Абдуллаев, Майсарат Абдуллаевна Магомедова

В условиях кризиса и нестабильности российской экономики особенно важным для бизнеса является институт банкротства. Целью настоящей статьи является анализ зарубежного опыта регулирования несостоятельности (банкротства) физических лиц (на примере Соединенных Штатов Америки). С учетом зарубежного опыта сформулированы рекомендации по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в части правового регулирования института банкротства физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of foreign regulation of insolvency (bankruptcy) of individuals (for example USA)

The institute of bankruptcy is particularly important for business in the conditions of crisis and instability of Russian economics. The aim of the article is analysis of foreign experience in regulation of solvency (bankruptcy) of individuals (by the example the United States). Taking into account foreign experience, recommendations on improving the current legislation of the Russian Federation regarding legal regulation of the institution of bankruptcy of individuals are formulated.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного регулирования несостоятельности (банкротства) физических лиц»

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 348.97.343.3/7 ББК 67

DOI 10.24411 /2073-3313-2018-10143

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

На примере США

Абдулла Зубайруевич АБДУЛЛАЕВ, Майсарат Абдуллаевна МАГОМЕДОВА,

адвокат Чеченской коллегии «НИЗАМ», доцент кафедры гражданского процесса

аспирант кафедры гражданского процесса Дагестанского государственного университета.

Дагестанского государственного университета кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.15 — гражданский процесс; арбитражный процесс

Аннотация. В условиях кризиса и нестабильности российской экономики особенно важным для бизнеса является институт банкротства. Целью настоящей статьи является анализ зарубежного опыта регулирования несостоятельности (банкротства) физических лиц (на примере Соединенных Штатов Америки). С учетом зарубежного опыта сформулированы рекомендации по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в части правового регулирования института банкротства физических лиц.

Ключевые слова: несостоятельность (банкротство), должник, кредитор, банкротство физических лиц, план погашения долга, Кодекс о банкротстве США, заявление о банкротстве, закон о банкротстве, процедуры банкротства.

Annotation. The institute of bankruptcy is particularly important for business in the conditions of crisis and instability of Russian economics. The aim of the article is analysis of foreign experience in regulation of solvency (bankruptcy) of individuals (by the example the United States). Taking into account foreign experience, recommendations on improving the current legislation of the Russian Federation regarding legal regulation of the institution of bankruptcy of individuals are formulated.

Keywords: insolvency (bankruptcy), debtor, creditor, the bankruptcy of individuals, debt repayment

plan, Bankrupt-су Code of the US, bankruptcy petition, bankruptcy law, bankruptcy procedures.

Рыночная экономика не может эффективно функционировать без защитных механизмов от негативных последствий действий некоторых участников экономического оборота, выражающихся в неисполнении ими принятых на себя обязательств, в их неплатежеспособности. В связи с этим вопросы банкротства физических лиц представляют широкое поле для законотворческой деятельности по социализации рыночных отношений.

В нашей стране в течение продолжительного времени стремительно растет рынок, предо-

ставляющий потребительские кредиты. Однако более 90% взятых россиянами кредитов идет на погашение прежних, в результате чего потребительское кредитование не стимулирует спрос и не поддерживает экономику страны. В этой ситуации сокращение объема кредитования населения, с одной стороны, приведет к снижению роста экономики, что, в свою очередь, означает резкое повышение доли просроченных кредитов и безнадежные долги. С другой стороны, сохранение темпов роста потребительского кредитования также ведет к кризису, но с еще большими разрушительными последствиями.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

71

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Все это диктует настоятельную необходимость реализации новой системы правил и нормативов экономического поведения, которые способствовали бы становлению и развитию социального рыночного хозяйства.

В настоящее время в России действует Федеральный закон «О банкротстве физических лиц» от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ [1], в котором предусмотрен процесс признания физического лица банкротом (несостоятельным). Сущность проблемы заключается в том, что реализация положений данного Закона на практике сталкивается с множеством нюансов, которые тормозят и затрудняют процедуры банкротства граждан, в результате чего страдают как заемщики, так и кредиторы.

В условиях нестабильного экономического состояния данные вопросы требуют пристального внимания как со стороны ученых, так и со стороны правоприменителей. В связи с этим становится актуальным рассмотрение законодательства о банкротстве в странах с более богатым опытом успешного применения данной процедуры. Изучение мирового опыта в данной сфере может оказаться полезным для выработки ориентиров, приемлемых для развития отечественного законодательства о банкротстве физических лиц с поправками и адаптацией к российским реалиям.

Институт потребительского банкротства, будучи новым в нашей правовой системе, в мировой практике существует уже достаточно давно. Регулирование процедуры несостоятельности в развитых национальных правовых системах таких стран, как Австралия, США, Япония, Гер-ма-ния, Великобритания, Франция, Испания, представляет собой наиболее эффективный способ защиты граждан, попавших в тяжелое материальное положение, который позволяет очиститься от бремени долгов и начать все сначала.

Особый интерес представляет американская система признания гражданина банкротом, так как считается, что наиболее развит данный институт именно в США. Опыт Америки в этой сфере весьма ценен еще и потому, что многие его достижения учтены отечественным законодателем в новом Законе «О банкротстве физических лиц».

«Потребительским банкротством» в США называют случаи, когда гражданин разоряется из-за высокого уровня личных долгов, что представляет собой достаточно обыденное явление для Америки (85% всех дел о банкротстве составляют дела о банкротстве физических лиц) [7, с.

71]. Право на банкротство выступает одним из конституционных прав американцев, защищает их экономические интересы в отношениях с юридическими лицами и правительством и не влияет на приобретение гражданства.

Иски о несостоятельности гражданина-дол-жника передаются на рассмотрение в специализированные суды, занимающиеся исключительно вопросами банкротства физических лиц по правилам, изложенным в Федеральном Кодексе о банкротстве [2].

В заявлении должник обязан указать всех кредиторов с перечнем обязательств, сроки платежей по которым уже наступили или же предстоят, должников и сделать опись имущества. Для начала процедуры в принудительном порядке требуется только доказать, что должник не оплачивает свои долги в срок.

Необходимо отметить, что отличительной особенностью подачи заявления о банкротстве в США и защиты прав потребителей является то, что в соответствии с Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005 (Act of 2005) [3] за полгода до подачи такого ходатайства должна состояться полуторачасовая беседа должника с кредитным консультантом, которая может проходить как по месту подачи заявления, так и по месту проживания должника с разрешения службы американских федеральных управляющих, контролирующих работу института кредитных консультантов. Поскольку кредитные консультанты назначаются в каждом юридическом округе, федеральные управляющие фактически никогда не делают исключений для должников, кроме случаев, когда такие услуги не могут быть предоставлены из-за физических недостатков или серьезных проблем со здоровьем кандидата в банкроты [3, ст. 106].

Информация о должниках и лицах, обратившихся за консультацией в агентство, является конфиденциальной. За разглашение данных о должнике (например, кредитным бюро) предусмотрена гражданско-правовая ответственность.

После беседы с консультантом должнику необходимо пройти обязательные платные курсы по личному финансовому менеджменту. С этой целью граждане-банкроты обращаются в Исполнительное бюро федеральных управляющих, в компетенцию которого входит организация курсов по финансовому менеджменту, разработка соответствующих образовательных программ, а также мониторинг обучения должников. Данная служба ответственна и за предупреждение должников об уголовной ответственнос-

72

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ти за сокрытие информации о доходах и имуществе. Сведения об эффективности проводимых мероприятий регулярно отправляются в Конгресс США.

Если доверительный управляющий за семь дней до первой встречи должника с кредиторами не ознакомлен с информацией об уплаченных им налогах или налоговых льготах, должник получит отказ в подаче в суд заявления о банкротстве.

В американском праве предусмотрена ступенчатая система оплаты труда арбитражных управляющих, т.е. процент управляющего пропорционален сумме поступлений в конкурсную массу, благодаря чему достигается баланс интересов как должников с многомиллионными долгами, так и граждан с более скромными задолженностями. Возможность получения более высокого процента от реализации имущества должника с небольшим долгом стимулирует управляющего более охотно браться за данную категорию дел. Кроме того, эта система дает возможность максимально снизить риск корыстной заинтересованности управляющих в ведении дел о банкротстве миллионеров [5, с. 99].

Основным источником законодательства о банкротстве США выступает Федеральный Кодекс о банкротстве (Bankruptcy Code) 1978 г. [2]. В ходе реформы 60-х годов прошлого столетия в данный правовой источник вошли изменения, которые значительно улучшили положение кредиторов. Был расширен круг полномочий судов о несостоятельности, увеличен перечень субъектов банкротства. Аналогичный подход к регулированию банкротства используется и в России.

В целом в новом правовом источнике нашли отражение определенные тенденции, нацеленные на отход от традиционного англосаксонского права и сближение по определенным вопросам с правовыми источниками континентальной Европы.

Согласно американскому Кодексу о банкротстве [2, гл.11 § 109 (а)] банкротом может быть признано только лицо, находящееся под юрисдикцией США. Основанием для признания физического лица банкротом должно быть наличие у него кредита, не подкрепленного базовым активом, т.е. необеспеченный долг на момент подачи ходатайства в размере 250 ООО долл. Такими долгами являются долги по банковской карте, медицинской страховке. Или же у должника должен быть долг, обеспеченный залогом в размере 750 ООО долл. [6, с. 331]. Безусловно, такое производство допу-стимо только в отношении

лиц, располагающих регулярным доходом, будь то работа или же проценты от имущества.

Американское право предоставляет возможность частному лицу, попавшему в затруднительное финансовое положение, альтернативные варианты избавления от долгов:

1) банкротство по главе 7 (выбор конкурсного процесса, жертвуя кредиторам свое имущество, за некоторым исключением, и сохраняя в результате свои будущие доходы);

2) процедура финансовой реабилитации по главе 13 Федерального Кодекса США (выбор плана реструктуризации долгов, сохранив свое имущество, жертвуя частью своего будущего дохода).

Банкротство по главе 7 Кодекса о банкротстве США доступно лишь тем, у кого мало активов и относительно низкий доход. Она содержит процедуру ликвидации в отношении граждан и называется прямым банкротством; данная процедура представляет собой российский аналог конкурсного производства. Если в конкурсном производстве гражданин-должник лишается всех прав на использование имущества, то ликвидация задолженности выступает неким компромиссом между должником и кредиторами, дающим возможность должнику сохранить определенное «освобожденное» имущество. Долговые обязательства должника могут быть погашены в обмен на продажу любого неиспользуемого имущества доверительным управляющим.

Альтернативой главе 7 служит глава 13, регламентирующая проведение процедуры реструктуризации задолженности должника, т.е. возможность погашения долга путем его реструктуризации, что, по мнению большинства зарубежных исследователей, может быть более выгодным для них. Для применения главы 13 должнику (кроме фондовых брокеров и дилеров) необходимо иметь регулярный доход, потенциально достаточный для его защиты от кредиторов.

Елавной причиной ис-пользования главы 13 является предоставление возможности должнику оплатить частично или пол-ностью все свои долги из будущих доходов в течение нескольких лет в соответствии с планом, утвержденным судом, сохранив тем самым активы, которые в случае проведения процедуры по главе 7 были бы потеряны.

Особенностью процесса регулирования долгов по главе 13 является то, что она дает возможность гражданину-должнику осуществить пол-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

------------------------------------------------------------------------------------- 73

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ный или частичный возврат долгов в соответствии с разработанным должником или его адвокатом планом платежей, находящимся в ведении суда, и выплачивать долги в течение трех — пяти лет, по истечении которых добиваться освобождения от оставшегося долга, не допуская пол-ной реализации имущества.

В связи с этим большой интерес представляет во многом уникальный правовой институт американского права, неофициальное название которого «дикая карта». В соответствии с данной нормой законодатель предоставляет должнику возможность сохранить не только имущество, исключенное из конкурсной массы (вещи первой необходимости), но и атрибуты, важные для сохранения чести и достоинства должника. Размер «дикой карты» по федеральному законодательству составляет 12 725 долл.

Более того, в некоторых штатах на законодательном уровне предусматривается дополнительный перечень особо ценных для граждани-на-банкрота предметов. Например, в штате Алабама это семейные портреты и картины, а в штате Вермонт — обручальные кольца [7, с. 72].

Данная мера является, на наш взгляд, очень важной и необходимой для правового государства, стоящего на страже интересов своих граждан.

Таким образом, выбор варианта процедуры банкротства зависит от финансового состояния физического лица, определить которое должен временный управляющий, назначенный доверенным лицом Соединенных Штатов, либо нанятый на основе договора. Для оценки финансового положения используют тест медианного показателя доходов, который позволяет выявить, является ли семья должника более обеспеченной относительно других семей штата, а также тест проверки материального положения, определяющий, достаточное ли количество денег после вычитания разумных расходов из месячного дохода должника останется для погашения необходимых сумм кредиторам.

В ликвидации долгов не может быть отказано гражданину-должнику, если его текущий ежемесячный доход больше, чем медианный доход штата, но излишек меньше, чем сумма, допустимая при проверке материального положения. В целом выплаты по долгам составляют 25% от суммарного размера доходов должника. Иногда суд сокращает размер выплат до 20% на основе сопоставления суммы доходов и обоснованных расходов физического лица [5, с. 94].

Кроме того, признание физического лица банкротом влечет определенные правоограни-чения как личного, так и имущественного характера. Должник не имеет права без разрешения суда покидать место открытия конкурсного производства; ограничивается действие норм, охраняющих неприкосновенность его переписки; все обязательства независимо от срока исполнения считаются просроченными; сделки, предшествующие процедуре банкротства, могут быть опротестованы.

Адвокат должника отвечает за достоверность предоставленной им информации. В то же время суды обязаны проявлять снисхождение к участникам военных конфликтов США, ветеранам вооруженных сил и инвалидам в случае, если задолженность возникла в период их болезни или службы.

В Кодексе о банкротстве США плану погашения задолженности посвящен подраздел II раздела 1, где в § 1321 указана обязанность должника не позднее 15 дней после подачи заявления представить план погашения (регулирования) долгов. Срок действия плана по реструктуризации долгов рассчитывается индивидуально для каждого лица, в зависимости от суммы его заработка.

В течение действия срока погашения долга по плану должник защищен иммунитетом от судебных исков, наложения ареста на денежные средства, находящиеся у третьих лиц, и других действий кредиторов по истребованию долгов, сделанных до банкротства. Для утверждения плана суд проводит отдельные слушания, с момента завершения которых должен быть совершен первый платеж в течение 30 дней [2, § 1326 (а)]. Однако если в течение 180 суток со времени утверждения плана погашения долгов суду станет известно о том, что план был утвержден на основе недостоверных данных, то такой план будет аннулирован [2, § 1330].

По завершении выплаты всех предусмотренных планом погашения задолженности долгов должник получает освобождение (discharged, ст. 727 ВС) — приказ суда о защите должника от кредиторов, предоставляющий ему право не оплачивать необеспеченные долги и запрещающий кредиторам предпринимать попытки их получить. В этом случае должник освобождается от большего количества долгов, нежели он мог бы получить в процедуре ликвидации по главе 7. Такое право частное лицо может получить один раз в восемь лет [6, с. 332].

74

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Однако, американское право, гарантируя широкие льготы гражданам, признанным судами банкротами, не склонно распространять их на лиц, виновных в причинении вреда жизни или здоровью, считая это социальной несправедливостью.

Превентивной мерой предотвращения повторного банкротства является то, что процедура списания долгов завершается только после прохождения должником программы специального обучения правовой грамотности. Польза данных курсов имеет огромное профилактическое значение в пресечении последующих необдуманных действий, способных повторно привести к ситуации неплатежеспособности.

Таким образом, исследование богатого опыта правового регулирования банкротства физических лиц США может представлять практический интерес как с точки зрения совершенствования процедур потребительского банкротства, так и расширения перечня прав и гарантий для гражданина-должн и ка.

Вместе с тем, несмотря на отлаженный механизм работы американского института потребительского банкротства физических лиц на протяжении сорока лет, он далек от совершенства. Одним из его значительных недостатков является чрезмерная лояльность по отношению к должникам.

Наделение правового статуса должника широким спектром прав и гарантий при выборе условий для расчета со своими кредиторами, без обременения комплексом обязанностей и ограничений, по мнению многих исследователей потребительского банкротства, предполагает возможность злоупотреблений [4, с. 85]. Так, согласно анонимным опросам более 300 тыс. американцев, зная о своих финансовых проблемах, специально увеличивали сумму задолженности по кредитам с целью получения наибольшей материальной выгоды в случае признания их несостоятельности.

В связи с этим новый закон (Act of 2005) базируется на презумпции недобросовестности несостоятельных должников и предоставляет широкие полномочия Службе внутренних доходов США (IRS) при определении разумных расходов для поддержания среднего по стране уровня жизни. Нормы Act of 2005 более жесткие, чем было до его принятия, и суды обязаны считаться с пози-цией IRS. При этом все расходы должника должны ежемесячно документироваться [5, с. 99]. Основанием для прекращения дела, а также переквалификации требований является за-

явление о наличии признаков недобросовестности (bad faith) либо совокупность финансовых обстоятельств, не вызывающих сомнений в наличии злоупотребления со стороны должника.

Отрицательным, на наш взгляд, является и то, что факт признания банкротства хранится в кредитной истории человека в течение десяти лет, что практически не дает возможность получения новых кредитов. Это является серьезной трудностью для страны, граждане которой привыкли «жить в долг». Только в случае подачи гражданином заявления по главе 13 Кодекса о банкротстве его кредитная история не будет испорчена и часть задолженности может быть прощена.

Отметим, что одной из положительных особенностей законодательства США о банкротстве граждан является действие правового этического постулата несомненной очевидности — после экономической неудачи у каждого должен быть шанс начать заново; так называемый «свежий старт» должника, без долгов и обязательств.

Считаем, что положительный опыт практики американского права в сфере признания должника банкротом поможет в построении эффективного и справедливого института личного банкротства в нашей стране.

Исследовательский интерес, на наш взгляд, представляет:

1. Сроки погашения задолженности по плану реструктуризации долга. Жесткие временные рамки, безусловно, в полной мере отвечают интересам кредиторов, однако срок выплаты в три года может стать невозможным для крупных сумм долга и привести к усилению долговых обязательств у граждан перед кредиторами.

2. Принцип «нового старта» в вопросе имущества, которое не может быть реализовано путем продажи. Составление перечня имущества, которое не может быть продано в счет погашения долга, бесспорно, является надежным средством защиты должника, однако в отдельных случаях для должника намного больше возможностей для реализации открывается после выплаты долга. В связи с этим представляется более рациональным создать возможность для подачи заявления о замене в конкурсной массе или изъятии имущества, в противном случае можно применять положения закона.

3. Введение в российское правовое поле беседы с кредитным консультантом способствовало бы повышению юридической грамотности населения и правовой культуры российского общества в целом, что является неотъемлемой

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

75

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

предпосылкой эффективности рыночных механизмов, в том числе и института несосто-ятель-ности (банкротства) гражданина. В связи с этим заслуживает поддержки проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» [8].

4. Объединение всех имеющихся разроз-нен-ных законов в единый акт — Кодекс о банкротстве РФ, устанавливающий положения о несостоятельности юридических и физических лиц, позволит упростить толкование и применение закона судами.

В заключение отметим, что отечественный законодатель, опираясь на передовой иностранный опыт потребительского банкротства, в целях нивелирования социальных последствий несостоятельности, стимулирования развития финансового рынка и цивилизованных отношений участников процесса банкротства идет по пути смягчения финансовой ответственности частного лица.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О банкротстве физических лиц» от 29.06.2015 г. № 154-ФЗ // https:// yuridicheskaya-konsultaciya.ru/zakoni/bank-rotstvo-fizicheskogo-litsa.html (Дата обращения: 12.07.2018)

2. The Code of Bankruptcy // https://www. law.cornell.edu/ us- code/text/11/ (Дата обращения: 19.07. 2018)

3. The Bankruptcy Reform Act of 1978. November 24, 1978. 92 Stat. 2549.: Partial Amendment April 20, 2005 // http://www. legisworks.org/GPO/STATUTE-92-Pg2549.pdf (Дата обращения: 12.07.2018)

4. Гаджиэменов Т.Б. Россиян США: сравнительный анализ института банкротства физического лица // Приоритетные научные направления: Сб. матер. XL Междунар. науч.-практ. конф. М„ 2017. С. 84-88.

5. Королев В.В. Интересен ли России законодательный опыт регулирования банкротства физических лиц в США // Наука. Практика. Право. 2016. № 3. С. 91-99.

6. Кузнецов Г. Г. Банкротство физических лиц: сравнение РФ и США// Science Time. 2016. № 2 (26). С. 330-333.

7. Криворот Д.А. Сравнительное исследование института банкротства физических лиц в РФ и США // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 32. С. 71—76.

8. Проект программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» // http://minfin.ru/ru/om/ fingram/news/ index.php (Дата обращения: 19.07. 2018)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Мнацаканян М.О. Постмодернизм. Происхождение, природа и место в современной социологии. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 335 с.

ISBN 978-5-238-02722-7

Впервые как в западной, так и российской специальной научной литературе в монографии исследованы и раскрыты проблемы происхождения, природы и проявлений социологического постмодернизма. Особое внимание уделено демонстрации глубинных оснований и побудительных мотивов его рождения и трансформаций, раскрытию их внутренней органической связи с процессами глобализации. Важное место в работе занимает критический анализ постмодернистских смыслов и способов интерпретации как глобальных общих процессов и явлений, так и конкретных социальных проблем (классов, наций, государства, культуры и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, прежде всего гуманитарных, для научных работников-обществоведов, для всех, кто интересуется проблемами глобализации, модернизации, их научной интерпретации. Представляет интерес для политиков, публицистов, дипломатов, широкого круга любителей мировой политики и международной жизни.

76

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.