В.В. Королев
Королев Валерий Викторович - кандидат, юридических наук, президент Некоммерческого партнерства «Первая саморегули-руемая организация арбитражных управляющих», независимый эксперт Министерства юстиции Российской Федерации по проведению экспертизы нормативных актов на коррупциогенность
Интересен ли России законодательный опыт регулирования банкротства физических лиц в США
В России банкротство физических лиц законодательно не урегулировано. А между тем институт банкротства гражданина рассматривается в развитых правовых системах как один из наиболее эффективных способов защиты граждан, попавших волею обстоятельств в тяжелое материальное положение, который позволяет в один момент очиститься от бремени долгов и начать все сначала. В то время как за рубежом, например, в США или Англии, существуют специальные законоположения о несостоятельности физических лиц, в РФ этот вопрос длительное время остается предметом дискуссий теоретиков, практиков, суда.
Федеральный закон от 19 ноября 1992 года № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»1 устанавливал признание несостоятельными юридических лиц и граждан-предпринимате-лей. Гражданским кодексом 1994 года предусмотрена возможность признания несостоятельными физических лиц -индивидуальных предпринимателей, но не физических лиц, не ведущих предпринимательскую деятельность. И только Федеральный закон от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»2 включил главу 9, регламентирующую несостоятельность (банкротство) граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Положения о несостоятельности физических лиц, аналогичные входящим в главу 9 закона 1998 года, воспроизведены в главе 10 в одноименном Законе 2002 года.
Согласно ст. 2 вышеназванного закона 2002 года должником может признаваться, наряду с индивидуальным предпринимателем, и гражданин, не способный удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом. К отношениям, связанным с банкротством гражданина, применяются правила, установленные и для юридических лиц - п. 1 ст. 202 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Признаки банкротства частного лица определены в ст. 3 и 6 закона: задолженность составляет не менее десяти тысяч рублей и не исполнена лицом в течение трех месяцев с даты исполнения. Законодатель в случае банкротства граждан придерживается принципа неоплатности, согласно которому сумма обязательств превосходит стоимость принадлежащего ему имущества.
Заявление о признании лица банкротом может быть подано в арбитражный суд как самим должником, так и кредитором или уполномоченным органом. К кредиторам закон относит любое лицо, за исключением тех, чьи долги связаны с требованием о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также лица, чьи требования неразрывно связаны с их личностью. К заявлению прилагается план погашения долгов, копии которого направляются иным лицам, участвующим в процедуре банкротства, включающий срок его осуществления, размеры сумм, ежемесячно оставляемых должнику и членам его семьи для обеспечения их жизнедеятельности, а также суммы, которые предполагается направлять на погашение кредиторской задолженности. При отсутствии возражений кредиторов, суд утверждает предложенный план.
Суд обладает правом (по ходатайству участников процедуры) изменить план погашения долгов. Имущество должника, за исключением того, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание, составляет конкурсную массу. Общая стоимость исключений не может превышать ста минимальных размеров оплаты труда. Для сохранения имущественной массы в законе предусмотрены положения, согласно которым сделки, связанные с отчуждением имущества за год до возбуждения производства по делу о банкротстве, являются ничтожными. На все имущество, кроме исключенного, судом налагается арест. Рассмотрение дела о банкротстве суд может отложить не более чем на месяц, предоставив лицу возможность рассчитаться с кредиторами. Если требования кредиторов остались неудовлетворенными, принимается решение о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства. С этого момента сроки исполнения обязательств гражданина считаются наступившими, прекращаются начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций, прекращается взыскание по всем исполнительным документам,
1 Российская газета. - 1992. - 30 декабря.
2 Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 222.
за исключением алиментных требований, а также требований о возмещении вреда жизни и здоровью. В законе определен порядок удовлетворения требований кредиторов: в первую очередь принимаются во внимание платежи по алиментам, возмещении вреда жизни и здоровью, затем - расчеты по выплате по авторским и трудовым договорам; в последнюю очередь - выплаты по иным долгам. При недостаточности денежных средств они распределяются исходя из очередности, а в рамках одной очереди -пропорционально сумме требований. По завершении расчетов с кредиторами в пределах имеющихся у него денежных средств, гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, заявленных в ходе процедуры банкротства.
Гражданин не может быть повторно признан банкротом в течение пяти лет. При повторном признании лица банкротом после завершения расчетов такой гражданин не освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов после завершения процедуры банкротства.
Первый проект отдельного закона о банкротстве физических лиц подготовила в 2000 году Федеральная служба России по финансовому оздоровлению, согласовав его с министерством труда и министерством юстиции. Однако проект не рассматривался Государственной Думой, поскольку не был признан депутатами актуальным1.
В очередной раз к теме банкротства физических лиц вернулись в августе 2006 года в связи со значительным ростом долгов по потребительскому кредитованию и недостаточно эффективной работой коллекторских агентств. Начальник отдела регулирования процедур банкротства МЭРТ России Д. Скрипичников заявил, что министерство готовит законопроект о банкротстве физических лиц «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части ведения реабилитационных процедур в отношении гражданина-должника)». Однако до сих пор специальный закон не принят, хотя необходимость в нем подтверждается как законодателями, так и представителями банковских организаций.
В то же время сам подход к решению вопроса о несостоятельности частных лиц, как, кстати, и отдельных видов корпоративных должников, представляется недостаточно аргументированным и создающим сложности для применения. Наличие трехуровнего законодательства о банкротстве вряд ли позволяет утверждать о доскональной проработке каждого законоположения. Скорее наоборот, введение в действие нескольких специальных актов о несостоятельности, присутствие норм о банкротстве в Гражданском Кодексе при их нередкой коллизионности и пробельности, порождает противоречивую судебную практику, и заставляет систематически вносить изменения в соответствующие законы. Во многом такая структура законодательства определяется целями, которые с учетом значимости отдельных сфер экономики ставит перед собой государство, проводя процедуру банкротства компаний. В этом смысле в США идеология законодателя относительно принципов банкротства представляется более продуманной: если государство допускает саму возможность применения института несостоятельности в отношении конкретных групп юридических или физических лиц, оно предъявляет к ним тождественные по сути требования, направленные на достижение цели, единой для всего института банкротства. Во многом такой подход связан с наличием одного федерального акта - Кодекса о банкротстве, в котором содержатся общие положения, касающиеся компаний, частных лиц, муниципальных структур, фермеров, представителей иных отраслей народного хозяйства. Представляется, что объединение всех имеющихся разрозненных законов в единый акт - Кодекс о банкротстве РФ, устанавливающий положения о несостоятельности юридических и физических лиц, позволит упростить толкование и применение закона судами.
В США банкротство частных лиц является давней традицией и рассматривается специализированными судами в соответствии с положениями Кодекса о банкротстве, так же как и банкротство компаний. Банкротство физических лиц происходит под контролем федерального управляющего. В то же время он может назначить любое незаинтересованное лицо в качестве доверительного управляющего в деле о банкротстве по главе 13 или вести дело сам2.
Законодательство о банкротстве предусматривает различные виды процедур банкротства, зависящие от индивидуальной ситуации гражданина или компании.
Как и в любой системе англо-саксонского права важную роль играют процессуальные моменты: срок, случаи и порядок подачи заявления, сбор и подача необходимых документов, поскольку законодательство предусматривает довольно строгие последствия и ответственность за нарушение процессуальных сроков и порядка, установленных законом.
В зависимости от того, каким образом подано заявление и документы, банкротство физического лица подпадает под регулирование: главы 11 Кодекса о банкротстве и предполагает реорганизацию -процедуру, используемую главным образом компаниями, в которой должник обычно продолжает владеть своим имуществом и вести любую деятельность, но обязан представить кредиторам на рассмотрение план реорганизации, который утверждается судом; главы 7 - непосредственно банкротство в виде ликвидации - процедура, в которой не освобожденные от распродажи активы должника распродаются
1 Буйлов М. Банкрот по собственному желанию / М. Буйлов, К. Ячеистов // Деньги. - 2000. - № 10.
2 Ст. 1302 The Bankruptcy Code.
управляющим, а вырученные средства распределяются между кредиторами в соответствии с очередностью, установленной федеральным законом, или главы 13 - реструктуризация долгов для физических лиц, которые имеют устойчивый доход и хотели бы сохранить часть активов. Как показывает статистика, чаще всего физические лица направляют ходатайство о банкротстве по правилам главы 7 и главы 13, и крайне редко используются положения главы 11.
Кодекс о банкротстве в главе 13 содержит механизм урегулирования долгов физических лиц, обладающих регулярным годовым доходом, кроме фондовых брокеров и дилеров. Поскольку американское право предоставляет широкие льготы гражданам, признанным судами банкротами, законодатель считает несправедливым распространять их на лиц, виновных в причинении вреда жизни или здоровью, за исключением случаев, когда этого требуют организации по поддержке жертв насилия.
Заявление в суд о начале процедуры по урегулированию долгов подается самим должником, имеющим необеспеченные долги на сумму не менее 100 тысяч долларов или обеспеченные долги -на 350 тысяч долларов. Должник обязан указать в ходатайстве всех кредиторов с перечнем обязательств, сроки платежей по которым уже наступили или еще предстоят, должников, опись имущества.
Однако в соответствии с Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005 (Act of 2005) заявление о банкротстве не может быть подано ранее полуторачасовой беседы с кредитным консультантом, которая должна состояться в течение полугода, предшествующего подаче такого ходатайства. Такая встреча может проходить как по месту подачи заявления, так и по месту проживания должника с разрешения американского федерального управляющего. Следует отметить, что институт кредитных консультантов является новым для процедуры банкротства в США и действует под контролем службы американских федеральных управляющих. Кредитные консультанты назначаются в каждом юридическом округе, поэтому федеральные управляющие практические никогда не делают исключений для должников, кроме случаев, когда такие услуги не могут быть предоставлены из-за физических недостатков или серьезных проблем со здоровьем кандидата в банкроты (ст. 106 Act of 2005). Должнику вменяется в обязанность также пройти платные курсы по личному финансовому менеджменту, для чего создаются агентства по кредитным консультациям. В функции таких агентств помимо обучения должников входит письменное предупреждение последних об уголовной ответственности за сокрытие информации об имуществе и доходах, сообщение о структуре агентств и компетенции каждого подразделения, видах услуг и расценках на них. В то же время информация о должниках и лицах, обратившихся за консультацией в агентство, является конфиденциальной. Законодательство устанавливает гражданско-правовую ответственность за разглашение данных о должнике, в первую очередь за предоставление информации кредитным бюро. Подготовка соответствующих учебных программ, организация курсов во всех юридических округах и контроль за обучением должников возлагается на службу американских федеральных управляющих, руководитель которой обязан систематически предоставлять Конгрессу информацию об эффективности таких образовательных программ1.
Act of 2005 расширяет обязанности должника при подаче заявления о банкротстве. Лицо, при процедуре несостоятельности по главе 13, сообщает в суд сведения о доходах за предыдущий налоговый год, ежемесячный средний доход, методику его подсчета, предоставляет документы, идентифицирующие личность должника (водительские права, паспорт), специальную документацию, в том числе и налоговую, для копирования и проверки служащими суда по банкротству или заинтересованными сторонами. Кредиторы управомочены получать сведения об уплаченных налогах, сделках должника, отданных им долгах, росте его доходов и прибыли, личном ежемесячном валовом доходе. Если должник не представит доверительному управляющему в течение семи дней до первой встречи с кредиторами информацию об уплаченных им налогах или налоговых льготах, ему будет отказано в возможности подать в суд заявление о банкротстве по главе 7 или главе 13.
Ранее вопрос о выборе процедуры банкротства решался судом. Однако Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005, нацеленный на применение прежде всего положений главы 13, существенно сузил сферу судейского усмотрения, в результате чего по данным американского института банкротства, соотношение заявлений, поданных по главе 7 и заявлений по главе 13 изменилось в пользу последней.
В отношении каждого, кто подал заявление о добровольном банкротстве, проводится квалификационный тест, который должен дать ответ на вопрос, сможет ли лицо, имеющее постоянный доход, отчислять 25% от его суммарного размера, на оплату необеспеченных долгов. Если его годовой доход соответствует среднему по стране, презюмируется, что он обладает такой возможностью. Однако процедура банкротства по главе 13 может быть навязана лицу и в случае, когда его суммарный доход меньше среднего. При этом обращается внимание, например, на средний доход в конкретном штате. В отдельных случаях суд может уменьшить размер выплат до 20%. Такие выводы делаются из сопоставления суммы доходов и обоснованных расходов лица. На адвоката возлагается обязанность проверять предоставленную должником информацию. В то же время судам следует проявлять снисхождение
1 Ст. 105 Act of 2005.
146 -------------
к лицам, участвовавшим в военных конфликтах, в которых США были одной из сторон, инвалидам и ветеранам вооруженных сил, если задолженность возникла в период их болезни или службы.
Новый закон базируется на презумпции недобросовестности несостоятельных должников и включении ими в перечень необходимых расходов необязательных платежей. В связи с этим закон предоставляет широкие права Службе внутренних доходов США (IRS) при определении, какие расходы являются разумными и необходимыми для поддержания среднего по стране уровня жизни. Положения Act of 2005 более строгие, чем было до его принятия, и суды обязаны принимать во внимание позицию IRS. При этом все затраты, которые могут оплачиваться из доходов несостоятельного должника, должны ежемесячно документироваться.
К разумно необходимым расходам в настоящее время относятся те, что связаны с обеспечением безопасности семьи; средства, необходимые на содержание больных и нетрудоспособных членов семьи; расходы на содержание домовладения, документированные затраты на электроэнергию и другие.
Процедура реструктуризации долгов физического лица по главе 13, как уже отмечалось, проводится федеральным доверительным управляющим или под его контролем независимым доверительным управляющим1. В соответствии с Кодексом о банкротстве управляющий обязан: отчитываться за все полученное имущество; обеспечить исполнение должником его намерений в соответствии с планом реструктуризации; проводить проверку финансового положения должника; при наличии оснований проверять обоснованность требований кредиторов и противодействовать включению любых необоснованных требований в приложение к заявлению о банкротстве; при необходимости опротестовывать решение об освобождении должника от ответственности; если суд не установит иное, представлять информацию о конкурсной массе должника и об управлении конкурсной массой по требованию заинтересованной стороны; составлять заключительный отчет и подавать заключительный счет по управлению конкурсной массой в суд и федеральному управляющему США2. Кроме того в функции доверительного управляющего входит участие в любых слушаниях, касающихся: стоимости имущества, утверждения плана или изменения плана после утверждения; в соответствии с установленными правилами отчуждение денежных средств, полученных или причитающихся к получению в деле по главе 13 Кодекса о банкротстве; оказание должнику консультационной (кроме консультаций по правовым вопросам) и другой помощи при выполнении положений плана; контроль своевременности производимых лицом выплат3.
Процедура банкротства нацелена на то, чтобы поставить кредиторов в равные условия, что возможно лишь при полном раскрытии должником информации о своем финансовом состоянии, наличии имущества, размере и видах долгов. В заявление о банкротстве (bankruptcy petition) должник обязан включать все имеющиеся у него долги, поскольку к неуказанным долгам освобождение не применяется. При подаче заявления кредиторами суд также выдает приказ о защите. Для его получения необходимо приложить перечень обязательств должника, его активов, текущих доходов и текущих расходов, заключение о его финансовом состоянии4.
В соответствии с принципом «нового старта» законодательство о банкротстве (ВС) позволяет физическим лицам оставлять у себя определенные активы, которые необходимо перечислить в заявлении, - так называемое изъятие (exemption), и сделать исключения из собственности образующей конкурсную массу (ст. 301 или 303 правило 1015(в)). Любая собственность, а также любые интересы в собственности, которая имеется у кредитора непосредственно перед возбуждением дела могут быть освобождены в соответствии с Кодексом о банкротстве, законами штатов или местными законами, если заявление оформлено надлежащим образом в месте постоянного проживания должника или в месте, где сосредоточены деловые интересы должника, находится его офис либо его имущество5.
В случае признания лица несостоятельным должником наступают определенные юридические последствия, влекущие правоограничения как личного, так и имущественного характера. Должник ограничивается в своих перемещениях, не имеет права покидать место открытия конкурсного производства без разрешения суда; в отношении него ограничивается действие норм, охраняющих неприкосновенность переписки; все обязательства вне зависимости от срока исполнения рассматриваются как просроченные; сделки, заключенные в течение года, предшествующего процедуре банкротства, могут быть опротестованы, в первую очередь, заключенные с родственниками или знакомыми.
Законодательство о банкротстве США играет важную роль в жизни американцев, особенно с учетом чрезвычайно широкого распространения потребительского кредита и того факта, что подавляющее большинство жителей США систематически прибегают к его услугам. Собственно говоря, изменения в законодательстве о банкротстве 2005 года явились именно результатом чрезвычайно высокого роста уровня кредиторской задолженности.
1 Ст. 1302 ВС.
2 Ст. 1303(b)(1) ВС.
3 Ст. 1303(b) (2-5) ВС.
4 Ст. 521(1) ВС.
5 Ст. 522(в)(2) А.