УДК 338.001.36
УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ *
Т. В. ЮРЬЕВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой управления проектами и международного бизнеса E-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
В статье рассматриваются особенности развития института несостоятельности за рубежом. Раскрываются современные тенденции развития института несостоятельности некоторых развитых стран. Обосновывается необходимость усиления реабилитационной составляющей института несостоятельности в современных российских условиях.
Ключевые слова: управление, несостоятельность, банкротство, неплатежеспособность, финансовое оздоровление, реорганизация.
По мере развития рыночных отношений, превращения кризисов в характерный признак рыночной экономики как социально-экономической системы, регулирование отношений несостоятельности во многих странах стало принимать все больше реабилитационный характер, направленный на сохранение и финансовое оздоровление бизнеса, платежеспособности субъекта, а не на его ликвидацию.
В современной мировой практике под несостоятельностью понимается признанная судом
* Работа выполнена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.
абсолютная неплатежеспособность должника, означающая его невозможность вследствие полного расстройства финансового положения погасить свои долги в настоящем периоде и отсутствие такой возможности в будущем при прежнем ведении бизнеса [3].
Неплатежеспособность должника не означает обязательную, немедленную или последующую ликвидацию. Посредством использования различных методов регулирования отношений несостоятельности должнику предоставляется возможность проведения различных мероприятий по финансовому оздоровлению, реструктуризации долговых обязательств, восстановлению платежеспособности.
Субъектами института несостоятельности в мировой практике являются: арбитражный суд, должник (физическое или юридическое лицо, учредители должника, собственник имущества должника), кредиторы, уполномоченные и регулирующие органы исполнительной власти, арбитражный управляющий, саморегулируемая организация арбитражных управляющих, представитель работников должника.
Институт несостоятельности за рубежом по отношению к должнику применяет предупреди-
тельные, реорганизационные и ликвидационные меры. При этом в той или иной стране отдают предпочтение различной направленности кризисного управления.
Основой регулирования отношений несостоятельности в Германии является положение о несостоятельности от 05.10.1994, которое вступило в силу с 01.01.1999. Такой временной лаг позволил всем заинтересованным лицам успешно адаптироваться к новым требованиям. В соответствии с указанным документом несостоятельными признаются любые физические и юридические лица, а также объединения, не являющиеся таковыми, независимо от предмета их деятельности и коммерческого статуса. Исключение составляют юридические лица публичного права, а также федерация и ее субъекты (земли). Физические лица признаются банкротами, если не достигнуто соответствующее мировое соглашение с кредиторами. Функция рассмотрения дел о несостоятельности возложена на специальные суды по несостоятельности, которые относятся к системе земельных судов.
В Германии компания считается несостоятельной, если она не в состоянии выполнить свои обязательства по платежам (неликвидность); если эти обязательства превышают стоимость ее активов; если компания не может удовлетворить существующие требования кредиторов по мере наступления их сроков в будущем (неминуемая неликвидность).
Любая процедура несостоятельности в Германии начинается с подачи заявления в соответствующий суд, инициаторами чего в основном являются кредиторы. Руководство организации-должника также может подать заявление о несостоятельности при условии доказательства невозможности погашения своей задолженности.
При введении процедуры конкурсного производства должник теряет права на распоряжение своими активами, которые переходят к администратору по несостоятельности (назначается либо судом одновременно с решением о введении процедуры, либо избирается кредиторами по решению суда). Однако возможно и сохранение задолжником права на управление своим предприятием под контролем администратора по несостоятельности (такой опыт имеется в отношении компании Kirch Media — одной из главных составляющих медиа-империи Kirch-Gruppe). Но большинство специалистов считают, что если руководителям компании не удалось избежать неплатежеспособности, то вряд ли они способны справиться с кризисной ситуацией.
Одной из самых распространенных мер по спасению бизнеса, используемых администратором, является продажа организации целиком. В этом случае в отличие от продажи компании вне процедур несостоятельности инвесторы оказываются в более выгодных условиях. Кроме того, процедура несостоятельности предусматривает определенные способы защиты интересов сотрудников предприятия [6].
Если сохранение компании еще возможно, то разрабатывается план по реорганизации, предусматривающий различные аспекты урегулирования восстановления платежеспособности и погашения задолженностей перед кредиторами. Формирование такого плана является функцией администратора по несостоятельности или самого должника. После утверждения судом план реорганизации реализуется должником под контролем администратора по несостоятельности, который осуществляет его мониторинг и оценивает эффективность проводимых мероприятий. Если администратор делает вывод о том, что действия должника не принесли должного результата, то может быть принято решение о прекращении реорганизации и переходе к принудительной ликвидации. Реализация этой процедуры сопровождается установлением конкурсного иммунитета. Это означает, что в отношении имущества несостоятельного должника никто из кредиторов не может осуществлять свои требования иначе, чем в процессе конкурсного производства.
В первую очередь удовлетворяются требования кредиторов, которые обладают правом залога на предметы конкурсной массы, получили от должника для обеспечения обязательств в собственность имущество, имеют право на удержание. Их иски в случае недостаточности имущества удовлетворяются пропорционально требованиям.
Далее компенсируются издержки конкурсного производства — судебные издержки, расходы на администраторов по несостоятельности, вознаграждение конкурсным управляющим, членам комитета кредиторов и прочие обязательства конкурсной массы. Затем удовлетворяются прочие требования кредиторов. Заключение мировой сделки возможно при условии погашения не менее 35 % задолженности в течение года или 40 % в течение полутора лет.
В Германии, которая на практике реализует социально ориентированную модель рыночной экономики, предусматриваются меры, направленные на защиту интересов работников предприятий-
39 320 39 213
40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0
37 579 У У
/
/1
/\
А
у\
<
-1-1-■-
36 843
34 137
34 100
29 160 /I
30 100
Рис. 1. Количество корпоративных банкротств в Германии в 2002-2009 гг. [5]
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
банкротов. Эти меры определяются законом «О содействии трудоустройству и профессиональному образованию граждан». При распродаже имущества предприятия-должника требования наемных работников частично учитываются заранее или рассматриваются в первоочередном порядке по сравнению с требованиями обычных кредиторов. После покрытия судебных издержек ликвидируется задолженность по заработной плате за последние шесть лет перед открытием конкурсного производства, а также производится выплата пособия по социальному обеспечению старости прежним работникам организации. Первая задача решается с помощью территориального ведомства по труду, вторая — союза или фонда пенсионного обеспечения.
Вместе с тем закон ограничивает нагрузку на имущество должника, связанную с социальными требованиями. В них на компенсации увольняемым работникам, пособия на переобучение и др. может быть закреплена общая сумма, не более чем в 2,5 раза превышающая размер общей заработной платы одного наемного работника. Согласованный объем мер по социальному плану не может превышать 1/3 суммы, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов по долгам и затратам конкурсной массы (имущества) [2].
Несостоятельные компании в ФРГ
После принятия в Германии этого закона увеличилось количество компаний, бизнес которых удалось сохранить (рис. 1). Это связано с тем, что предусматриваются достаточно гибкие правовые рамки для преодоления корпоративного банкротства, дается возможность заинтересованным лицам найти решение, которое наиболее эффективно для конкретной несостоятельной компании.
Следует отметить, что в период современного экономического кризиса в наибольшей степени подвержены банкротству молодые компании, возраст которых не превышает двух лет, а также компании, проработавшие на рынке от 11 до 20 лет(табл. 1).
Во Франции с 01.01.2006 действует новый закон о несостоятельности. Его основная цель заключается в содействии реструктуризации, а не банкротству. В дополнение к нему в декабре 2008 г. был издан указ, делающий более доступными восстановительные процедуры, а также регулирующий состав и деятельность кредиторов и директоров в процедурах несостоятельности.
Законом предусматриваются следующие меры по восстановлению платежеспособности: - посредничество — платежеспособный должник, находящийся в затруднительном финансовом положений может попросить назначить спе-
Таблица 1
срок их деятельности на рынке [5]
Возраст компании, лет Первое полугодие 2009 г. Июль 2009 г.
Количество банкротств % Количество банкротств %
0-2 2 935 18,47 484 20,33
3-4 2 142 13,48 314 13,19
5-6 1 691 10,64 258 10,84
7-10 2 491 15,68 356 14,95
11-20 4 146 26,09 591 24,82
21-50 1 809 11,38 266 11,17
Более 50 677 4,26 112 4,7
Всего... 15 891 100 2 381 100
циальное лицо, которое будет информировать суд об экономическом положении компании, а также выступать посредником в переговорах с кредиторами. В этом случае официально о введении процедур несостоятельности в отношении организации не объявляется;
- согласительная процедура — вводится в отношении организации, испытывающей финансовые трудности, при условии, что она приостановила исполнение своих обязательств не более чем на 45 дней. В этом случае задача посредника, назначенного судом, способствовать достижению соглашения о реструктуризации;
- реструктуризация — используется при наличии соглашения с кредиторами. Предполагается сохранение организации, не допускается ущемление прав других кредиторов, не участвующих в заключении соглашения. Государственные уполномоченные органы (социальные, государственные, налоговые) также могут предоставить льготы для погашения задолженности. При разработке плана реструктуризации
предусматривается создание двух комитетов кредиторов: кредитных учреждений и основных поставщиков. Их формирование носит обязательный характер для крупных компаний, для иных организаций — рекомендательный.
Реабилитационная процедура может быть начата по требованию кредиторов, должника, прокурора или суда при условии приостановления должником исполнения обязательств и продолжения деятельности.
Чтобы оценить финансовое состояние компании, вводится процедура наблюдения. Для ее осуществления назначается администратор, представитель кредиторов, судья по делам о банкротстве. Кроме того, участвуют представители трудового коллектива организации-должника, назначенные судом, а также контролеры (1—5чел.)из числа кредиторов. В рамках процедуры наблюдения должник продолжает управлять своей организацией, остается собственником ее имущества, исполняет часть обязанностей руководителя, не переданных в соответствии с решением суда администратору.
Процедура ликвидации вводится судом, если должник уже прекратил свою деятельность к моменту открытия дела о несостоятельности, или если его реабилитация оказалась невозможной. Для проведения этой процедуры назначается ликвидатор, представляющий интересы кредиторов. К его основным функциям относятся сбор, реализация и распределение активов организации между кредиторами.
В соответствии с новым законодательством кредиторы не несут ответственности за кредиты, предоставленные предприятиям, которые впоследствии стали неплатежеспособными. Кроме того, определена максимальная ответственность директоров за неэффективное управление организацией в размере недостающих активов, а также отменена ответственность директоров за долги товариществ и акционерных обществ.
Посредничество и реорганизация являются досудебными и конфиденциальными мероприятиями. Реабилитация и ликвидация осуществляются в судебном порядке.
За 2009 г. во Франции обанкротилось более 46тыс. фирм, основная часть которых представляет небольшие компании, существующие не более пяти лет. Однако 130 из них имели оборот более 15 млн евро, что повлекло за собой сокращение 24 тыс. рабочих мест. Особенно пострадали промышленное производство (рост банкротств составил 15%), а также строительный и транспортный секторы (по И %).
В Великобритании отношения несостоятельности регулируются рядом законов и подзаконных актов, это закон о банкротстве 1985 г., закон о банкротстве и дилиженсе 2007г., закон о должниках 1987 г., закон об урегулировании долгов и изъятии 2002 г. и др.
Понятие «несостоятельность» (insolvency) применяется в отношении юридических лиц, а «банкротство» — в отношении физических лиц. По отношению к юридическим лицам также используется понятие ликвидации (winding-up). Основная цель банкротства — освободить банкрота от его обязательств, чтобы он имел возможность начать все с начала без долгов. Основная цель процедуры несостоятельности — ликвидировать соответствующую компанию, которая не в состоянии выполнять свои обязательства. Кроме того, процедуры несостоятельности способствуют:
- предоставлению кредиторам максимально возможной компенсации;
- предотвращению несостоятельности контрагентов или всей финансовой системы в целом;
- сохранению рабочих мест, доходов населения и государства в виде налогов;
- восстановлению платежеспособности компании;
- установлению четкой системы удовлетворения требований кредиторов;
- выявлению причин несостоятельности и применению меры наказания к руководству
компании, которое способствовало ее несостоятельности [1].
Английское право предусматривает следующие процедуры несостоятельности: назначение администратора (administrative receivership); управление (administration); ликвидация (winding up или liquidation); достижение договоренностей (statutory compromises, compositions and arrangements with creditors); реорганизация (reorganizations). Лицо, которое назначается в качестве ликвидатора, администратора и т. п., должно иметь высшее образование (бухгалтер или юрист), а также разрешение на соответствующую деятельность.
Основанием для открытия процедуры является невозможность должника оплачивать просроченную задолженность. Количественные и временные критерии следующие: обязательства должника в сумме, превышающей 750 ф. ст., по истечении трех недель с момента направления соответствующего требования должнику. При этом не берется во внимание тот факт, что активы компании могут превышать ее обязательства.
Задачей административного управляющего является оказание содействия какому-либо кредитору в исполнении его обеспечения. Его положение оценивается неоднозначно, так как он назначается кредитором для защиты его интересов, является агентом должника и в целом должен быть лицом независимым при проведении процедуры.
Основной задачей управления является восстановление платежеспособности компании. Администратор назначается для управления компанией в интересах всех кредиторов. Введение этой процедуры делает невозможным предъявление требований о ликвидации компании, об обращении взыскания на обеспечение и т. п. Практика показывает, что совокупность этих мер позволяет компании улучшить финансовое положение, достичь соглашения с кредиторами, а также реализовать имущество на более выгодных условиях, чем при ликвидации.
Для осуществления управления создается должность администратора, который не подотчетен
органам управления компании, поскольку контролирует ее, имеет право отстранять от руководства директоров компании. Учитывая, что администратор действует в качестве агента компании, она несет определенную ответственность за принятые им решения при заключении контрактов, нарушении договорных обязательств и т. д.
Ликвидация предусматривается как добровольная, так и обязательная (табл. 2).
В 2009 г. в результате мирового экономического кризиса количество ликвидированных компаний несколько возросло по сравнению с предыдущим годом. При этом наибольший рост приходился на добровольную ликвидацию по инициативе кредиторов. Данные за 9 месяцев 2010 г. позволяют предположить, что наметилась тенденция к уменьшению общего числа ликвидируемых компаний, в том числе и на добровольной основе. Все это свидетельствует о преобладании досудебных мер регулирования вопросов несостоятельности.
Достижение договоренностей об удовлетворении полных или частичных требований кредиторов осуществляется на добровольной основе. При этом тоже назначается особое лицо, контролирующее исполнение этих процедур.
Данные о процедурах несостоятельности в Англии и Уэльсе 2000—2010 гг. приведены в табл. 3.
Из анализа данных, приведенных в табл. 3, следует, что за рассматриваемый промежуток времени количество процедур мирового соглашения изменилось незначительно. В то же время резко увеличилось количество процедур административного управления, что во многом объясняется упрощением принципов их применения и усилением реабилитационной направленности института несостоятельности.
После начала процедуры несостоятельности руководители компании-должника могут быть привлечены к ответственности за действия, приведшие к такой ситуации. Ее имущество находится под контролем ликвидатора, который может решить, что сделки, заключенные на срок от шести месяцев до двух лет (в зависимости от типа кредиторов) по
Таблица 2
Количество ликвидированных компаний в Англии и Уэльсе в 2000—2010 гг. [7]
Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 (9 мес.)
Ликвидировано, всего 14 317 14 972 16 306 14 181 12 192 12 893 13 137 12 507 15 535 19 077 12 171
Втом числе: — принудительно; 4 925 4 675 6 231 5 234 4 584 5 233 5418 5 165 5 494 5 643 3 597
— добровольно, по инициативе кредиторов 9 392 10 297 10 075 8 950 7 608 7 660 7 719 7 342 10 041 13 434 8 574
* До 15.09.2003 процедура административного управления регулировалась законом 1986г., но после вступления в силу закона 2002 г. «О компаниях» была скорректирована. Вместе с тем положения закона 1986 г. продолжают действовать в отношении обязательств, возникшихдо 15.09.2003.
Таблица 3
Процедуры несостоятельности в Англии и Уэльсе в 2000—2010 гг. [8]
Управление имуществом должника Процедура Процедура административного Мировое
Год административного управления, скорректированная соглашение
управления законом 2002 г. «О компаниях»*
2000 1 595 438 - 557
2001 1 914 698 - 597
2002 1 541 643 - 651
2003 1261 497 247 726
2004 864 1 1 601 597
2005 590 4 2 257 604
2006 588 0 356 534
2007 337 3 2,509 418
2008 867 2 482 587
2009 1468 0 4 161 726
2010(1 квартал) 356 4 779 204
нерыночным ценам или давшие определенным лицам нерыночные преимущества, не будут исполняться.
Для распределения между кредиторами доступны все активы (материальные и нематериальные), имеющиеся у компании в момент открытия процедуры ее несостоятельности. Существует определенная очередность требований кредиторов и иных лиц. Распределение имущества между необеспеченными кредиторами производится на основании принципа равенства сторон, т. е. пропорционально задолженности.
В Соединенных Штатах Америки отношения банкротства законодательно регулируются на федеральном уровне кодексом законов о банкротстве (титул 11 свода федеральных законов США) [9]. Отдельные штаты не имеют законодательных полномочий в части банкротства. Термин «банкротство» используется для описания всех видов несостоятельности, включая компромиссное (мировое) соглашение и процедуры по оздоровлению должника. Делами по процедурам банкротства в США занимаются специализированные федеральные суды по делам о банкротстве, входящие в состав федеральных окружных судов. Процедуры банкротства ведутся федеральными и частными управляющими.
Законодательство предусматривает пять типов процедур банкротства:
- ликвидация — не освобожденные от распродажи активы должника распродаются управляющим, а вырученные средства распределяются между кредиторами в соответствии с очередностью, установленной федеральным законом;
- реструктуризация муниципальной задолженности — способ реорганизации государственными органами их задолженности;
- реорганизация — процедура, используемая, главным образом, компаниями; должник обычно продолжает владеть своим имуществом и вести любую деятельность, но обязан представить кредиторам на рассмотрение план реорганизации, который утверждается судом;
- реструктуризация задолженности семейных фермерских хозяйств с устойчивым годовым доходом — упрощенная процедура реорганизации для семейных фермерских хозяйств, в которой должник сохраняет свое имущество и расплачивается с кредиторами из доходов будущих периодов;
- реструктуризация задолженности частного лица с устойчивым доходом — должник имеет возможность сохранить свое имущество, но обязан регулярно производить выплаты назначенному управляющему в соответствии с планом погашения задолженности. При этом должник должен иметь регулярный годовой доход, и размер его долга не должен превышать установленного предела.
Как правило, процедура банкротства открывается по инициативе должника, однако возможен и ее принудительный вариант по заявлению кредиторов.
В Соединенных Штатах Америки функции государственного регулирования отношений банкротства выполняет правительственная комиссия по биржам и ценным бумагам правительства. В частности, она имеет право выступать в суде по любому вопросу
дела о банкротстве (кандидатуры и уровень оплаты арбитражного управляющего, назначение комиссий кредиторов и акционеров, использование, продажа и аренда собственности и пр.). Комиссия контролирует и обеспечивает достоверность сведений о финансовом состоянии предприятия-должника и т.д.
Кроме этой комиссии в стране существует исполнительное бюро федеральных управляющих, которое занимается административным управлением дел о банкротстве. Исполнительное бюро входит в состав министерства юстиции. Его члены, федеральные управляющие, назначаются генеральным прокурором и являются служащими правительства США.
К основным функциям федеральных управляющих относятся:
- надзор за проведением ликвидации, реорганизации и процедур банкротства;
- назначение и надзор за деятельностью частных управляющих конкурсной массой;
- обеспечение соблюдения норм законодательства о банкротстве и пресечение обмана и злоупотреблений;
- передача в случае необходимости дел в органы следствия и уголовного преследования;
- обеспечение своевременности и профессионализма управления конкурсной массой имущества, контроль уровня вознаграждения частных управляющих;
- назначение комитетов кредиторов и созыв их собрания в процедурах реорганизации предприятий.
Кандидат на должность управляющего должен быть адвокатом, бухгалтером, банкиром или кризисным управляющим, допущенным к введению в должность, и отвечать определенным требованиям (наличие общего страхования профессиональной ответственности, особого страхового покрытия ответственности, связанной с управлением конкурсной массой должника, и др.).
Создание самоконтролируемых, саморегулируемых, самоуправляемых организаций, в которые входят арбитражные управляющие, законодательством не предусматривается. Вместе с тем адвокаты, бухгалтеры и банкиры являются членами профессиональных саморегулируемых организаций (ассоциация кризисных управляющих, американская коллегия адвокатов).
После открытия процедуры банкротства наступает так называемая передышка, т. е. автоматическое приостановление действия кредиторских требований, включая налоговые органы. Кроме
того, должник или управляющий могут аннулировать любую сделку, заключенную в течение определенного срока (90 дней) до подачи заявления о банкротстве. Все это позволяет вернуть средства, необходимые для расчетов с кредиторами.
В случае проведения процедуры ликвидации назначенный управляющий собирает имущество должника (кроме исключенного из конкурсной массы и приобретенного им после начала процедуры банкротства), ликвидирует его и распределяет вырученные денежные средства между кредиторами, следуя очередности удовлетворения требований. При этом из конкурсной массы исключаются следующие активы:
- пользующиеся особой защитой (льготы социального обеспечения);
- необходимые для выживания должника (алименты или иные формы содержания);
- ограниченной стоимости (не более 400 долл. США).
Для проведения процедуры реорганизации обязательно предоставляется соответствующий план. В нем должны быть отражены интересы следующихлиц: обеспеченных кредиторов; необеспеченных кредиторов с преимущественными правами; общей массы необеспеченных кредиторов; держателей долевых ценных бумаг (акций).
План должен быть одобрен кредиторами и утвержден судом. Осуществлять управление конкурсной массой в процедуре ликвидации может как физическое, так и юридическое лицо. Физическое лицо должно быть адвокатом, бухгалтером или кризисным управляющим. Юридическое лицо должно иметь соответствующую функцию в своем уставе.
В 2005 г. в кодекс были внесены соответствующие поправки, которые привели к уменьшению количества поданных заявлений об открытии дела о банкротстве. Несмотря на экономический кризис и возросшее в последнее время количество банкротств, уровень 2005 г. не был достигнут, что свидетельствует об эффективности принятых мер (рис. 2).
Вместе с тем существенно выросло количество заявлений от частных лиц (потребительское кредитование), что объясняется изменением условий кредитования.
Имеющийся зарубежный опыт регулирования отношений несостоятельности должен найти соответствующее применение и в отечественной практике, которая до сих пор имеет преимущественно ликвидационный характер регулирования такого рода отношений, что негативно влияет на развитие российской экономики.
2 500 000
2 000 000
1 500 000
1 000 000
500 000
2 078 415
1 492 129
1 577 651
1 597 462
1 253 444
/С
_
660 245
1 473 675
1 117771
850 912
617 660
Рис. 2. Количество заявлений в США о признании должников несостоятельными в 2000— 2009 гг. [4]
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
2009
0
Список литературы
1. БурковаА. Банкротство по-английски // Арбитражный управляющий/ 2009. № 4.
2. МыцкихН. Предприятие обанкротилось. URL: http://www. bankrot. by/oa/170.
3. Шибанова-Роенко Е.А. Сравнительный анализ национальных моделей несостоятельности (банкротства). М.: Спутник+, 2008.
4. Annual Business and Non-business Filings by Year (1980-2009) // American Bankruptcy Institute. URL: http://www. abiworld. org/AM/AMTemplate. cfm?Section=Home&CONTENTID=62435&TEMPLATE=/ CM/ContentDisplay. cfm.
5. Corporate Insolvencies January to July 2009 in Germany. //Buergel. URL: http://www.buergel.de/en/presse/ studien-analysen/420-corporate-insolvencies-jan-july-09.html.
6. Focus Abroad: Corporate Insolvency in Germany. URL: http://goliath.ecnext.com/coms2/gi_0199-807350/ Focus-Abroad-Corporate-Insolvency-In.html.
7. Insolvency Statistics // The insolvency service. URL: http://www.insolvency.gov. uk/otherinformation/ statistics/201011/index.htm.
8. Insolvency Statistics //The insolvency service. URL: http://www.insolvency.gov.uk/otherinformation/ statistics/201005/table3.pdf.
9. U. S. Code Title 11 — Bankruptcy // Office of the Law Revision Counsel. URL: http://uscode.house.gov/ download/title_ll.shtml.