УДК 65.016.8+347.736
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА В СТРАНАХ МИРА
Волостнов С.М., Жидкова А.А.
Ивановский государственный химико-технологический университет
В данной статье проводится анализ моделей государственного регулирования процесса несостоятельности.
Основная идея всех современных развитых систем правового регулирования несостоятельности заключается в том, что целесообразнее сохранить действующее предприятие, чем распродать его по частям. Стоимость работоспособного технологического комплекса несоизмеримо выше стоимости разукомплектованного оборудования. Для создания общественно полезного продукта в виде действующего предприятия затрачиваются значительные материальные, временные и интеллектуальные ресурсы. Для обеспечения нормальных условий работникам предприятия формируется система обслуживания - учреждения социальной сферы, торговые организации и тому подобное. Бюджет государства базируется в основном на налоговых поступлениях.
Юридически российское законодательство по банкротству предусматривает различные процедуры для восстановления платежеспособности предприятия, что позволяет говорить о его проде-биторской направленности, хотя, дефакто, оно прокредиторское. Это связано с тем, что политика государства по вопросам несостоятельности (банкротства) является макроэкономической, что и подтверждают последние изменения в законодательстве. Законодатель и Правительство РФ перешли четко на позицию невмешательства в рыночные отношения между предприятиями, и все усилия направлены на защиту кредиторов.
В зависимости от целей законодательства о банкротстве в доктрине выде-
ляют 3 основные модели регулирования законодательства о несостоятельности:
1. Первая модель, именуемая "концепцией Манфреда Бальца", нацелена на создание механизмов эффективного распределения максимизированных активов должника. Данная модель была реализована в ходе реформирования германского законодательства о несостоятельности. Основная цель реформы заключалась в том, чтобы новое законодательство позволило более эффективно использовать активы должника, не защищая при этом попавшие в затруднительное положение компании от действия рыночных сил.
2. Вторая модель, реализованная в английском законодательстве о несостоятельности, предназначена для защиты кредитного обращения путем эффективного распределения активов среди кредиторов, обеспечивая защиту в первую очередь кредиторам с "плавающим обеспечением", которыми в основном являются кредитные учреждения.
3. Третья модель, воспринятая в первую очередь французским законодательством, нацелена на эффективное использование и распределение имущества должника, и максимально возможное поддержание жизнедеятельности его предприятия посредством реабилитационных процедур.
В соответствии с данными тремя моделями выделяются различия в подаче заявления о возбуждении дела о несостоятельности. Традиционно, право заявлять ходатайство о возбуждении произ-
водства по делу о несостоятельности принадлежало кредиторам и должнику. В последнее время в законодательстве о несостоятельности проявляется тенденция, в случае обнаружения наличия признаков банкротства, обязывать руководителей должника подавать заявление о возбуждении производства и в то же время предоставлять им право подать заявление в предвидении банкротства. Тем самым, законодатель стремится ускорить открытие процедур и способствовать либо максимизации шансов реабилитации должника, либо более полному удовлетворению требований кредиторов в зависимости от целей законодательства. В связи с этой обязанностью вводятся различные виды и объемы ответственности. Ужесточение ответственности стимулирует своевременную подачу заявления о возбуждении производства руководителями должника. Так во Франции руководители несостоятельного предприятия обязаны подавать заявление не позднее, чем в 15-дневный срок с момента прекращения платежей. За невыполнение этих обязанностей предусмотрены весьма строгие меры ответственности. В 1994 г. во Франции был принят закон, который обязал аудиторов акционерных обществ «в случае обнаружения угрозы неплатежеспособности немедленно информировать об этом администрацию общества и председателя торгового суда».
В экономической стратегии французского государства законодательство о несостоятельности выполняет макроэкономическую роль, направленную, в первую очередь, на сохранение действующих предприятий за счет урезания прав кредиторов. Особенностью французской системы регулирования является то, что представители суда стремятся инициировать переговоры должника с кредиторами при первых признаках надвигающейся неплатежеспособности. При отсутствии согласия кредиторов и должника начи-
наются судебные процедуры несостоятельности. Если же предприятие имеет возможность продолжать работу, суд может открыть процедуру реструктуризации (геёгеввшеП ]иё1в1аге) с максимальным сроком 10 лет.
Во французском законодательстве установлено жесткое правило - в любом случае лучше поддерживать деятельность предприятия, уменьшая при этом долю активов, на которые могли бы рассчитывать кредиторы при ликвидации должника. А это, в свою очередь ослабляет кредиторов и всю экономическую систему в целом. Несмотря на внесение поправок, укрепляющих права кредиторов, общее направление и содержание процедур остается явно продебиторским.
В Англии директор обязан инициировать производство, если выяснится, что у компании не имеется реальных возможностей избежать возбуждения производства по делу о несостоятельности. За невыполнение этой обязанности директор компании может быть дисквалифицирован, и, кроме того, его могут заставить возместить ущерб кредиторам.
По английскому законодательству есть три возможных варианта урегулирования взаимоотношений с должником без использования ликвидационных процедур. Первый - использовать процедуру управления доходами компании. Второй - применить схему, предоставляющую возможности по определению дальнейшей судьбы должника обладателю права «плавающего обеспечения» на все активы должника. Третий - удовлетворить требования небольших кредиторов, а затем реструктуризировать долги компании без широкой огласки во внесудебном порядке. Одним из главных нововведений английского законодательства 1986 года является санкционируемая судом процедура управления компанией, испытывающей финансовые затруднения. Для этого назначается специальное лицо - администратор. Эту процедуру можно считать
одной из версий реорганизации по американскому законодательству. Новая процедура была предназначена для создания условий возможной реабилитации бизнеса. Однако, главная проблема состоит в том, что эту процедуру легко блокировать обладателю «плавающего» обеспечения на все активы должника, что часто и происходит, поэтому на практике эта процедура мало применяется. В то же время следует отметить, что именно право «плавающего» обеспечения и вытекающие из него полномочия, наряду с добровольными соглашениями, являются ключевыми элементами, позволяющими сохранять действующие предприятия, в современной английской системе регулирования несостоятельности. Однако, как показывает практика, этот механизм уже недостаточно эффективен для выполнения базовой макроэкономической задачи.
В США согласно статье 301 Bancruptcy Code должник может подать заявление об открытии соответствующей процедуры. При этом не выдвигается специального требования о том, чтобы должник был неплатежеспособным. Статья 301 не обусловливает подачу заявления наличием минимальной задолженности, а просто предусматривает, что заявление о возбуждении процедуры банкротства может быть подано лицом, которое может быть должником согласно положению 11 главы.
Американская система построена таким образом, что явное предпочтение предоставляется реорганизационной процедуре. Ее достаточно легко инициировать. Кредиторы, в том числе обеспеченные, увязают в процедуре реорганизации. В ряде случаев основной целью использования должником законодательства о
несостоятельности является отказ от обременительных договоров.
В Германии правом подачи заявления пользуется, кроме кредиторов, также должник. Должник имеет право заявить ходатайство о возбуждении производство по делу, если он предвидит, что будет не в состоянии выполнить существующие обязательства по платежам. При этом для открытия производства по делу закон требует, чтобы имелось в наличии достаточно имущества для покрытия судебных издержек по ведению дела. В германском законе используется принцип единой процедуры независимо от того, будет должник впоследствии реорганизован или ликвидирован. Все дела начинаются сразу открытием конкурсного производства. Назначается конкурсный управляющий. Переход к реабилитационной процедуре возможен только при наличии определенного уровня согласия кредиторов.
В России правом подачи заявления обладают конкурсные кредиторы, должник, а также уполномоченные органы. Однако, по законодательству, руководитель организации не несет ответственности за неподачу заявления в суд о возбуждении дела о несостоятельности при обнаружении первых признаков банкротства. В связи с этим, предприятие вступает в судебную процедуру в стадии позднего кризиса. Поэтому реабилитационные процедуры уже не могут принести эффективного результата. Свидетельством этого является статистика ВАС РФ. По данным за 1-ое полугодие 2008 года из 16140 дел находящихся в производстве лишь в 495 случаях введены восстанавливающие процедуры и только 28 из них завершены в связи с восстановлением платежеспособности.
STATE REGULATION OF THE BANKRUPTCY IN SOME COUNTRIES
S. Volostnov, A.Zhidkova
The article deals with the analysis of models of state regulation of an insolvency process.