Научная статья на тему 'Концептуальные особенности национальных систем регулирования несостоятельности.'

Концептуальные особенности национальных систем регулирования несостоятельности. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / BANKRUPTCY / CONCEPTUAL TENDENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Роенко Е. А.

Появление и активное внедрение восстановительных мероприятий является одной из самых значимых концептуальных тенденций в развитии экономико-правовых форм, регулирующих несостоятельность, и в подавляющем большинстве стран вопрос о сохранении компаний, попавших в трудное финансовое положение, для законодателей и исследователей является далеко не последним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual features of national systems of inconsistency regulation

Occurrence and active introduction of regenerative actions is one of most important conceptual tendencies in development of the economic-legal forms regulating inconsistency. In overwhelming majority of countries the question of preservation of companies that have got into a difficult financial situation is far from being the last for legislators and researchers.

Текст научной работы на тему «Концептуальные особенности национальных систем регулирования несостоятельности.»

Е. А. Роен ко

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Работа представлена кафедрой экономики предприятия и предпринимательства Российского университета дружбы народов.

Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент Н. П. Карпусь

Появление и активное внедрение восстановительных мероприятий является одной из са-мых значимых концептуальных тенденций в развитии экономико-правовых форм, регулирующих несостоятельность, и в подавляющем большинстве стран вопрос о сохранении компаний, попавших в трудное финансовое положение, для законодателей и исследователей является далеко не последним.

Ключевые слова: банкротство, концептуальные тенденции.

Occurrence and active introduction of regenerative actions is one of most important conceptual tendencies in development of the economic-legal forms regulating inconsistency. In overwhelming majority of countries the question of preservation of companies that have got into a difficult financial situation is far from being the last for legislators and researchers.

Key words: bankruptcy, conceptual tendencies.

Если изучить эволюцию, которую концептуально претерпел институт банкротства, то можно увидеть следующее. На протяжении веков главной целью процесса о регулировании несостоятельности должни-ка являлись его личность и распределение принадлежащего должнику имущества между всеми кредиторами. В XIX в. внимание переключилось в основном на бизнес должника и его имущественный комплекс. В XX в. в системах регулирования несостоятельности произошло смещение акцента в сторону создания должнику благоприятного режима с целью восстановления его платежеспособности. Если говорить об экономических, юридических и социальных технологиях, сложившихся к началу XXI в., то восстановительные процедуры императивно стоят во главе и нормотворчества, и практического применения фактически во всех развитых странах. Это привело к тому, что концепции национальных законодательств о банкротстве в настоящее время строятся так: зачастую должнику самому выгодно, чтобы в отношении его была начата та или иная процедура, так как становится больше шансов на стабилизацию эко-

номического положения компании (вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, возможен отказ от невыгодных сделок).

Если же говорить об общих признаках различия, то следует отметить нормативноправовые подходы с доминантой по тем или иным субъектным основаниям. Чаще всего в научных источниках фигурирует степень защиты интересов кредиторов или должников - так называемые «прокредиторские» и «продолжниковские» позиции систем регулирования несостоятельности. Последняя направленность наиболее характерна для законодательства Франции и США. Наиболее сильная прокредиторская система существует в Великобритании. Нейтральная система построения законодательства о банкротстве не предоставляет явных преимуществ одной стороне в ущерб другой; кроме того, значительными полномочиями обладает суд соответствующей юрисдикции. Нейтральные позиции по основополагающим характеристикам занимает законодательство Италии. Современную систему российского права в области несостоятельности также можно считать нейтральной,

но имеющей достаточно сильные тенденции к продолжниковскому уклону.

В приведенном правовом разделении присутствует и экономическая целесообразность. Ответ на первый вопрос: «Чьи позиции лучше защищены - кредитора или должника?» соотносится с более важным вопросом: «Какие цели преследует национальное законодательство, защищая ту или иную позицию?» Например, говоря о про-должниковской направленности законодательства, правильнее будет говорить, что основной целью правового регулирования является защита имущественного комплекса должника для сохранения его экономической и социальной структуры, а не для защиты имущественных интересов собственников или полномочий менеджмента компании.

Приведенные выше положения касались режима несостоятельности как институциональной формы регулирования неплатежеспособности должника. Итак, режим регулирования несостоятельности промышленных предприятий - это упорядоченное взаимодействие структур системы регулирования, а также совокупность методов осуществления судебной власти и достижения целей регулирования. К числу мер воздействия на должника относятся внесудебное и судебное предостережения, добровольная и принудительная ликвидация, урегулирование задолженности, санация и реабилитация, реструктуризация и реорганизация.

Если говорить о несостоятельности как об экономическом признаке, то все существующие подходы можно свести к двум вариантам, когда в основу признания должника банкротом заложен:

• критерий неплатежеспособности - исходя из анализа встречных денежных потоков;

• критерий неоплатности - исходя из соотношения активов и пассивов в балансе должника, а именно: пассивы должника превышают его активы, что означает недостаточность имущества.

Если рассматривать неплатежеспособность или неоплатность в качестве страте-

гических экономических признаков, то в рамках каждого из них существуют многочисленные национальные системы тактических экономических признаков банкрот -ства. Их цель состоит в установлении так называемых пороговых значений в виде конкретных размеров денежных обязательств и сроков их неисполнения. Именно игнорирование хозяйствующим субъектом этих параметров рассматривается как неисполнение должником публично-правовых обязанностей и, соответственно, влечет за собой введение досудебного или судебного урегулирования.

Наиболее популярный, термин «неплатежеспособность» означает неспособность должника отвечать по своим обязательствам и можно только предполагать о соотношении активов и пассивов. Данный стратегический экономический признак состояния дел на предприятии легко выявляется, так как для инициирования процесса о банкротстве достаточно внешних проявлений неспособности к платежу. Справедливости ради следует отметить, что экономическая стратегия нескольких государств в части регулирования процессов несостоятельности основывается на признаке неоплатности (Франция, Канада), или же условие неоплатности используется в ка -честве дополнительного для условия неплатежеспособности (ФРГ). Иногда оба критерия одновременно трактуются законодательством как равноценные основания для возбуждения дела о банкротстве (Великобритания).

Также важно отметить, что уже к концу XIX в. (и по настоящее время) в зарубежных законодательствах, посвященных банкротству, явно прослеживались конкретные позиции по соотношению организационноправовой формы должника и критериев несостоятельности: торговая несостоятельность означала платежную неспособность должника - юридического лица; несостоятельность физического лица (потребительское банкротство) определялась исходя из критерия неоплатности.

С позиций сравнительного анализа национальных систем регулирования несостоятельности исходные критерии, положенные в основу инициирования процедур банкротства, необходимы для установления совпадений или, напротив, различий. Их понимание способствует более углубленному изучению законодательства, концептуальных особенностей мировых систем, выявлению пробелов и противоречий. Это, в свою очередь, унифицирует базовые основы реформирования законодательства в разных странах, что способствует оптимальному развитию института банкротства в целом. Идентификация современных систем регулирования несостоятельности может использоваться для целей сближения и использования опыта различных стран, снижения уровня неопределенности в действиях субъектов конкурсных отношений, выработки универсального трансграничного законодательства.

Для определения перспектив трансформации автор считает необходимым составить общий свод наиболее употребительных заключений о современном состоянии ведущих мировых моделей несостоятель-ности.

I. Экономическая стратегия французского государства в части законодательства о несостоятельности исходит из приоритета сохранения бизнеса компании любой ценой. В итоге данная концепция приводит к ущемлению прав кредиторов, в том числе и обеспеченных.

II. Английская система несостоятельности также декларирует в качестве базовых, макроэкономических - восстановительные цели и задачи. Но практическая реализация более соответствует микроэкономической задаче: конкретным владельцам обеспечения долговых обязательств (так называемое «плавающее» обеспечение) предоставляется право решать, какая стратегия лучше -продажа предприятия или его восстановление. Именно право «плавающего» обеспечения и вытекающие из него законодательные полномочия совместно с доброволь-

ными соглашениями являются ключевыми элементами в сохранении действующих предприятий. Однако этот механизм уже не всегда эффективно справляется с выполнением общегосударственных (макроэкономических) задач. Для компенсации в рамках реформы законодательства по аналогии с американской процедурой реорганизации была разработана процедура администрирования (управления должником), однако она применяется редко из-за полного контроля над судьбой предприятия обладателем «плавающего» обеспечения. Итак, английская система является достаточно работоспособной, но в ряде случаев происходит потеря экономической эффективности по причине ограничения использования всего набора современных правовых технологий.

III. Положения германской и австрийской систем регулирования несостоятельности, основанные на неплатежеспособности при дополнительном условии неоплатности, точно соответствуют поставленной за -даче: реорганизация не является предпочтительней ликвидации, а микроэкономическая рациональность не подменяется макроэкономическими целями. Если говорить о юридических технологиях, то германская модель отличается высоким качеством и четкостью проработки деталей регулирования. Однако с экономической точки зрения имеется потеря эффективности, так как использование некоторых процессуальных технологий, в частности обязательное первичное объявление об открытии конкурсного производства, может повлиять на исполнение текущих договоров, привести к сокращению кадрового потенциала, означать резкое снижение стоимости ценных бумаг должника (тем самым ухудшить реабилитационные перспективы бизнеса предприятия). Это и происходит на практике, например, в отношении мелких предприятий: подавляющее их большинство в таких случаях ликвидируется.

IV. Американская система регулирования несостоятельности построена таким образом, что явное предпочтение отдано ре-

организационной процедуре. Ее довольно легко инициировать. Длительный период времени занимает рассмотрение и голосование по плану реорганизации должника. Затем начинается не менее продолжитель -ный период его исполнения. Кроме того, должник может использовать реорганизационную процедуру для отказа от нежелательных текущих контрактов. Кредиторы, в том числе и обеспеченные, практически увязают в процедуре реорганизации. Подводя итог, можно сказать, что американская система наиболее адаптирована для использования в условиях развитой экономики. Дальнейшая необходимость коррекции американской модели вызвана проблемой заниженной роли кредиторов и реальных возможностей должника по намеренному затягиванию процедур несостоятельности.

V. Общими концептуальными тенденциями законодательства развитых стран -Германии, США, Великобритании, Франции, Швеции - является то, что существенно проще стали условия начала разбирательства по делу о несостоятельности. По мнению автора, основанием для этого является использование в той или иной мере критерия неоплатности, несущего больший макроэкономический контекст.

Россия для включения полномасштабной коррекции поведения неплатежеспособных субъектов рынка многого лишена и по сей день. Для стран с развитой системой хозяйствования и качественно проработанным социальным законодательством ликвидация мелкого имущественного комплекса, некоторых рабочих мест, недополучение части налоговых отчислений не приводит к отраслевому либо административно-территориальному коллапсу. Средние и

крупные компании посредством многоуровневого мониторинга деятельности своих служб и различных показателей работы, как правило, заранее производят расчеты перспектив развития и по мере необходимости реализуют реорганизационный потенциал корпоративных активов, например: слияние, продажа брендов, перенос производства в страны «третьего» мира, выход со старым продуктом на новые рынки ит. д. В значительной мере этому способствует общий структурный, инвестиционный, финансово-кредитный и социальный климат той или иной развитой страны.

Появление и активное внедрение процедур восстановления является одной из самых значимых концептуальных тенденций в развитии экономико-правовых форм, регулирующих несостоятельность, и в подавляющем большинстве стран вопрос о сохранении компаний, попавших в трудное финансовое положение, для законодателей является одним из первых.

Вполне естественно, что все схемы восстановления бизнеса в той или иной мере подвергаются критике. Однако дальнейшая необходимость развития и использования оздоровительных либо мировых процедур -это объективная концептуальная реальность. К тому же при совершенствовании законодательства нельзя не учитывать того фактора, что рыночная стоимость предприятия как единого целого обычно превыша-ет стоимость отдельных его составляющих. Отечественная институциональная система, включая институт несостоятельности, в период активной трансформации должна иметь ориентацию на весь спектр структурных изменений в экономике, включая мировой масштаб.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антикризисное управление: Общие основы и особенности России: Учебное пособие / Под ред. И. К. Ларионова. М.: Издательский Дом «Дашков и К°», 2001. 248 с.

2. Витрянский В. В. Новое в правовом регулировании несостоятельности (банкротства) // Хозяйство и право. 2003. № 1. С. 5.

3. Гражданское и торговое право капиталистических стран / Отв. ред. Е. А. Васильев. М., 1993. 554 с.

4. Попондопуло В. Ф. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-методическое и практическое пособие. СПб.: Лань, 2001. 288 с.

5. Телюкина М. В. Основы конкурсного права. М.: Волтере Клувер, 2004. 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.