СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
некоторые вопросы законодательства О несостоятельности (БАНКРОТСТВЕ) ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Д.В. Скрипичников,
заместитель директора Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации, заместитель председателя экспертно-консультативного совета по несостоятельности (банкротству) и финансовому оздоровлению при Минэкономразвития России (г Москва), действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса,
кандидат экономических наук, [email protected]
В статье рассмотрены некоторые аспекты регулирования несостоятельности (банкротства) по законодательству Великобритании, в том числе основные нормативные акты, виды процедур, участники в деле о банкротстве, очередность удовлетворения требований кредиторов.
Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, регулирование, ликвидация, процедуры несостоятельности, Великобритания.
УДК 338; ББК У 65
Основными правовыми источниками регулирования вопросов несостоятельности (банкротства) компаний в Великобритании являются следующие акты:
— Закон 1986 г. о несостоятельности (The Insolvency Act 1986)1 в редакции Закона 1989 г. о компаниях и более поздних законов;
— Закон 1985 г. о компаниях (The Company Act 1985) с последующими дополнениями и изменениями2;
— Правила 1986 г. о несостоятельности (The Insolvency Rules 1986).
Под процедурами несостоятельности (insolvency proceedings) понимаются формальные меры, связанные с урегулированием долгов компании. В соответствии с законодательством Великобритании существует несколько типов процедур, применяемых по отношению к несостоятельным компаниям. Такие процедуры могут применяться как средство предотвращения банкротства (управление конкурсной массой), либо в качестве способа организации ликвидации компаний3.
Компания считается несостоятельной (банкротом), если у нее нет достаточного количества активов для покрытия своих долгов или если она не в состоянии уплачивать свои долги по мере наступления сроков их уплаты.
Следует отметить, что не все компании, находящиеся в процессе ликвидации, являются неплатежеспособными. Также как не всем компаниям перед прекращением их деятельности необходимо пройти процедуру несостоятельности.
Если регистратор имеет веские основания полагать, что компания не ведет деловой активности, он может вычеркнуть ее название из регистра компаний регистрационной палаты (Companies House) и таким образом прекратить ее деятельность без прохождения процедуры несостоятельности. Частная компания, не ведущая торговых операций, может по своей инициативе обратиться к регистратору с просьбой вычеркнуть ее название из регистра. Однако такая процедура не является альтернативой формальной процедуре несостоятельности.
Все ликвидаторы (liquidators), администраторы (administrators), конкурсные управляющие имуществом (administrative receivers) и управляющие в рамках процедуры надзора (supervisors), назначенные на свои посты с 29.12.1986 г. и позже (дата вступления в силу Закона), должны быть утверждены в качестве «практикующих специалистов по несостоятельности» (insolvency practitioners) одним из следующих уполномоченных органов:
— Ассоциацией дипломированных бухгалтеров (the Chartered Association of Certified Accountants);
— Ассоциацией практикующих специалистов по вопросам несостоятельности (the Insolvency Practitioners’ Association);
— Институтом дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (the Institute of Chartered Accountants in England and Wales);
— Институтом дипломированных бухгалтеров Ирландии (the Institute of Chartered Accountants in Ireland);
— Институтом дипломированных бухгалтеров Шотландии (the Institute of Chartered Accountants in Scotland);
— Юридическим обществом (the Law Society);
— Юридическим обществом Шотландии (the Law Society of Scotland);
— Министром (Госсекретарем) торговли и промышленности (the Secretary of State for Trade and Industry).
Судьба директоров компаний в процедуре несостоятельности зависит от результата рассмотрения доклада об их деятельности. Ликвидатор, администратор, конкурсный управляющий имуществом или официальный управляющий конкурсной массой (official receiver) обязаны направить Министру торговли и промышленности доклад о деятельности всех директоров, находившихся при исполнении служебных обязанностей за последние три года деятельности компании. Министром, в зависимости от того, затрагивает ли это общественные интересы или нет, принимается решение о возможной дисквалификации директора4.
Обычно следующие вопросы подлежат обязательному освещению в докладе:
— продолжительность деятельности компании, являющейся неплатежеспособной;
— нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета;
— нарушения в порядке подготовки и учета счетов и отчетности перед Регистрационной палатой;
— нарушения в уплате или порядке возврата налогов государству.
Добровольное соглашение компании с кредиторами (voluntary arrangement).
Добровольное соглашение предусмотрено частью 1 Закона. В этой части содержатся положения, применяемые к случаям, когда представляется предложение о достижении компромиссного соглашения о погашении долгов компании или о схеме организации дел компании. Такое соглашение, в котором компания формально соглашается с предложениями кредиторов по урегулированию долгов, подлежит одобрению судом.
Добровольное соглашение может быть предложено:
— администратором — при наличии административного распоряжения;
— ликвидатором — при ликвидации компании;
— директорами — при наличии иных обстоятельств.
После того, как директора объявили о добровольном соглашении, уполномоченное на контроль за его исполнением лицо докладывает в течение 28 дней в суд свое мнение о том, необходимо ли созывать собрание компании и ее кредиторов.
На созванных уполномоченным лицом собраниях принимаются решения об одобрении добровольного соглашения в предложенном виде или с некоторыми модификациями. После одобрения соглашение распространяется на всех кредиторов, которые были уведомлены о собрании и имели право голоса.
При достижении добровольного соглашения на собраниях членов компании и кредиторов уполномоченное лицо становится так называемым наблюдателем за соглашением (supervisor of the arrangement). В его обязанность входит направить в Регистрационную палату доклад председателя о собрании. Кроме того, наблюдатель обязан как минимум раз в 12 месяцев направлять регистратору и всем заинтересованным сторонам счета о поступлениях и платежах вместе с докладом о ходе урегулирования задолженностей. При завершении процедур наблюдатель обязан в течение 28 дней уведомить об этом регистратора, также следует информировать регистратора об изменениях в графике процедур.
Приказ о назначении администратора (administration order).
Это судебный приказ о назначении администратора для управления делами компании, целью которого является:
— сохранение полностью или частично компании в соответствии с договоренностью;
— утверждение добровольного соглашения компании с кредиторами;
— получение максимально выгодной цены за активы компании или реализация ее имущества по цене более выгодной, чем при ее ликвидации.
Когда приказ о назначении администратора вступил в силу, компания уже не может быть ликвидирована, а конкурсный управляющий имуществом не может быть назначен (либо если уже назначен, то он должен сдать свои полномочия). С этого момента начинают действовать ограничения в отношении ценных бумаг компании, ее имущества, продажи производимых ею или находящихся на складах товаров и начала юридических процедур.
Суд может издать приказ о назначении администратора, когда компания реально не в состоянии (или суд сам приходит к такому выводу) платить по долгам, а издание приказа будет направлено на достижение одной из указанных выше целей.
Ходатайство, прошение об издании приказа о назначении администратора может быть заявлено непосредственно компанией, ее директорами, одним или несколькими кредиторами компании. Администратор, назначенный приказом, должен уведомить регистратора о своем назначении. Кроме того, администратор обязан:
— опубликовать приказ о своем назначении в специальном печатном органе (The Gazette) и в газете, издаваемой по постоянному местонахождению компании;
— направить копию судебного приказа вместе с заполненными формами в адрес регистратора.
В число основных обязанностей администратора входит осуществление контроля над всем имуществом компании; подготовка предложений, направленных на достижение целей, изложенных в приказе о назначении; созыв собраний кредиторов для обсуждения с ними указанных предложений. При одобрении предложений большинством кредиторов администратор в соответствии с ними осуществляет управление делами и имуществом компании. Администратор обязан информировать Регистрационную палату о предложениях в течение 3 месяцев с даты издания приказа о назначении. Также он обязан каждые
6 месяцев направлять в Регистрационную палату финансовые отчеты о поступлениях и расходах.
Срок действия полномочий администратора определяется судом. При решении об аннулировании приказа или изменении его сути администратор обязан в течение 14 дней направить его копию в Регистрационную палату.
Управляющие имуществом (receivers).
Существуют управляющие разного рода в зависимости от типов процедур, применяемых по отношению к несостоятельным компаниям.
Процедура управления конкурсной массой основывается на назначении конкурсного управляющего имуществом (administrative receiver). В соответствии с разделом 29 Закона конкурсный управляющий имуществом представляет собой управляющего (receiver) всей или определенной частью имущественной массой компании. Он назначается владельцами любых долговых обязательств компании (holders of any debentures), обеспеченных залоговым правом на ее ликвидные активы (floating charge).
Другие управляющие (receivers) назначаются по мере необходимости. Например, на основании полномочий, вытекающих из документа, определяющего объем имущества компании, может быть назначен управляющий или менеджер до покрытия всех долгов компании. Также управляющие могут быть назначены в соответствии с Законом 1925 г. по вопросам собственности (The Law of Property Act 1925).
Лица, назначенные конкурсными управляющими имуществом, управляющими или менеджерами, обязаны информировать об этом факте регистратора в течение 7 дней со дня назначения. Также они обязаны дать объявление об этом в издании The Gazette и соответствующей местной газете.
В течение 3-месячного периода с даты назначения конкурсный управляющий имуществом обязан представить отчет:
— регистратору;
— кредиторам компании;
— кредиторам по краткосрочным долговым обязательствам;
— иным кредиторам, получившим обеспечение долгов.
Доклад должен содержать обоснование назначения на
должность, а также описание действий, которые управляющий намерен предпринять. Кроме этого, к докладу прилагается документ (statement of affairs) с подробным описанием имущества компании, ответственности и списком кредиторов, который по распоряжению конкурсного управляющего имуществом готовят уполномоченные им сотрудники компании.
Все конкурсные управляющие обязаны направлять регистратору финансовые отчеты о поступлениях и платежах за первые 12 месяцев с момента их назначения; в дальнейшем конкурсные управляющие имуществом направляют такие отчеты через каждые 12 месяцев; управляющие и менеджеры — с интервалом в 6 месяцев.
Добровольная ликвидация (voluntary liquidation).
Законодательство выделяет два вида добровольной ликвидации5:
— добровольная ликвидация по инициативе членов — когда директора делают предусмотренное законом заявление о платежеспособности компании (statutory declaration);
— добровольная ликвидация по инициативе кредиторов — означающая, что директора не считают возможным сделать такое заявление.
В первом случае предполагается, что директора рассматривают компанию в качестве платежеспособной. Большинство директоров компании должны сделать заявление о ее платежеспособности за 5 недель до принятия резолюции о ликвидации компании.
В заявлении должно быть определено, что директора провели полное изучение деятельности компании и убедились в том,
что она в состоянии полностью погасить все долги в течение 12 месяцев с начала процедуры ликвидации. Заявление должно содержать данные об активах и обязательствах компании на практически возможную дату до даты заявления. Ликвидация начинается с даты, когда члены на общем собрании принимают резолюцию (обычно специальную резолюцию) о добровольной ликвидации компании.
Уведомление о принятии специальной резолюции о добровольной ликвидации компании должно быть опубликовано в издании Gazette в течение 14 дней с даты проведения общего собрания. Копия декларации в течение 15 дней с даты проведения общего собрания должна быть направлена регистратору.
Добровольная ликвидация по инициативе кредиторов имеет место при отсутствии у компании возможности погасить ее долги. Компания принимает чрезвычайную резолюцию с заявлением о невозможности продолжать деловую активность в связи с ее обязательствами, и в этой связи она подлежит ликвидации. Резолюция публикуется в Gazette в течение 14 дней и в течение 15-дневного срока направляется регистратору.
Собрание кредиторов должно быть проведено в течение 14дневного периода с даты принятия резолюции. Уведомление о собрании должно быть разослано кредиторам как минимум за
7 дней до даты его проведения. Директора также должны подготовить доклад о деятельности компании для рассмотрения на собрании, а также назначить из своего числа председательствующего.
При ликвидации компании назначается соответствующий ликвидатор (liquidator). Ликвидатор представляет собой лицо, назначенное для распоряжения активами и обязательствами компании после принятия решения о ликвидации (добровольная ликвидация).
В течение 14 дней с даты назначения ликвидатор обязан опубликовать в Gazette объявление о своем назначении и уведомить регистратора. Если ликвидация является добровольной, ликвидатор также должен дать объявление в газете, издаваемой по местонахождению компании. Ликвидатор обязан направлять в Регистрационную палату отчет о поступлениях и платежах за первые 12 месяцев процесса ликвидации; позже отчеты направляются каждые 6 месяцев вплоть до завершения ликвидации.
Если ликвидатор придет к выводу о невозможности для компании полностью покрыть свои долги в установленный срок, он должен созвать собрание кредиторов, которое должно быть проведено в 28-дневный срок. С даты проведения собрания добровольная ликвидация первого типа переходит в ликвидацию второго типа — добровольную ликвидацию по инициативе кредиторов.
В этом случае ликвидатор обязан:
— направить по почте уведомления каждому кредитору как минимум за 7 дней до даты проведения собрания;
— дать объявление в Gazette и двух газетах, издаваемых по месторасположению компании;
— подготовить доклад о деятельности компании для рассмотрения на собрании. Копия доклада должна быть направлена регистратору за 7 дней до даты проведения собрания.
Если суд не примет решения об отсрочке роспуска компании, то она будет распущена через 3 месяца после регистрации налоговой декларации и финансового отчета в Регистрационной палате.
Принудительная ликвидация (compulsory liquidation).
Принудительная ликвидация компании имеет место тогда, когда суд принимает решение о ее ликвидации (в том числе по требованию кредиторов).
Высокий суд Англии и Уэльса имеет полномочия по ликвидации любой компании, учрежденной в Англии и Уэльсе. При определенных обстоятельствах он также вправе ликвидировать незарегистрированные и иностранные компании. В тех случаях, когда размер акционерного капитала не превышает 120 тысяч ф. ст., суд графства по месту расположения зарегистрированного офиса компании также имеет юрисдикцию в отношении ликвидации компании наряду с Высоким судом.
В соответствии с разделом 399(5) Государственный секретарь (министр) по торговле и промышленности должен обеспечить, чтобы при Высоком суде был по крайней мере один официальный ликвидатор, равно как и при любом суде, обладающем соответствующей юрисдикцией для целей данного законодательства6. Исполнительные полномочия предоставля-
ются официальному ликвидатору — сотруднику подразделения правительства по управлению имуществом должников.
На практике, например, компания может рассматриваться в качестве неспособной погашать долги в следующих случаях:
— если долг кредитору составляет более 750 ф.ст.;
— если кредитор выставляет письменное требование компании по установленной форме;
— если компания не заплатит по долгам, не обеспечит или не урегулирует задолженность к разумному удовлетворению кредитора.
Принудительная ликвидация может быть назначена судом на основании петиции (прошения), поданной:
— самой компанией;
— ее кредиторами или одним из членов компании;
— Государственным секретарем (министром) по торговле и промышленности;
— Службой контроля за финансовой деятельностью (Financial Service Authority);
— официальным управляющим конкурсной массой (Official Receiver).
Если судом не определено иначе, официальный управляющий конкурсной массой становится ликвидатором компании. Его основными функциями являются:
— осуществление функции ликвидатора в соответствии с разделом 136 Закона: официальный управляющий конкурсной массой становится ликвидатором компании и продолжает оставаться на этой должности, пока вместо него не будет назначено какое-либо иное лицо. До тех пор, пока он является ликвидатором, официальный управляющий конкурсной массой имеет те же обязанности и полномочия, что и любой другой ликвидатор. При наличии вакансии официальный управляющий конкурсной массой является ликвидатором в силу своей должности;
— осуществление полномочий по представлению ходатайств;
— имеет право созыва собраний с целью выбора ликвидатора;
— имеет право требовать отчета о состоянии дел компании;
— проводит расследование и информирует о его результатах;
— имеет право обращаться в суд с просьбой о публичном расследовании в отношении некоторых лиц;
— если официальный управляющий конкурсной массой является ликвидатором, то он имеет право обращаться к регистратору компаний с просьбой о досрочном роспуске компании при наличии оснований полагать, что реализуемых активов компании недостаточно для покрытия издержек по ликвидации и что дела компании не требуют какого-либо дальнейшего расследования;
При получении уведомления от ликвидатора о проведении завершающего собрания кредиторов или уведомления от официального управляющего конкурсной массой о завершении процедуры ликвидации регистратор регистрирует уведомление и публикует сообщение об этом в издании Gazette. Если не будет иных указаний Государственного секретаря (министра) по торговле и промышленности, компания будет считаться распущенной через 3 месяца после регистрации уведомления в Регистрационной палате (Companies House)7.
Если официальный управляющий конкурсной массой, действовавший в качестве ликвидатора, уверен в том, что активов компании достаточно для покрытия долговой массы, он может обратиться к регистратору с заявлением о более раннем роспуске компании. В этом случае компания будет считаться распущенной через 3 месяца после регистрации заявления в Регистрационной палате.
Очередность удовлетворения требований кредиторов.
Применительно к распределению активов среди кредиторов, которое осуществляет ликвидатор, действует следующая очередность:
1) обеспеченные кредиторы, требования которых удовлетворяются за счет выручки от реализации любого фиксированного имущества;
2) расходы по ликвидации;
3) кредиторы, требования которых обеспечены залогом нефиксированного состава имущества;
4) необеспеченные кредиторы;
5) требования, связанные с правами, которые возникли в период после ликвидации.
Обеспеченные кредиторы вправе либо сохранить за собой предмет своего обеспечения и не принимать участия в ликвидации, либо реализовать или оценить такое обеспечение и предъявить требование на остающуюся непогашенной сумму, либо вернуть предмет обеспечения и предъявить требование в качестве необеспеченного кредитора. Обычно такие обеспеченные кредиторы реализуют свое обеспечение и, таким образом, принимают участие в ликвидации только в связи с непогашенным остатком суммы своих требований8.
При принудительной ликвидации на приоритетные требования нередко уходят все средства, которые могут быть выплачены кредиторам.
В соответствии с приложением 6 к разделу 386 Закона о несостоятельности приоритетные долговые обязательства включают следующие:
— долговые обязательства в пользу Управления налоговых сборов;
— долговые обязательства в пользу Управления таможен и акцизов;
— отчисления в систему социального обеспечения;
— взносы в профессиональные пенсионные фонды и т.п.;
— вознаграждение работников и тому подобные выплаты.
Следует отметить, что во многих случаях процедура принудительной ликвидации инициируется Управлением налоговых сборов, Управлением таможен и акцизов и органами социального обеспечения.
Если средств для оплаты требований всех имеющих преимущество кредиторов недостаточно, выплаты производятся в равной пропорции к сумме требований (pari passu).
Каждый кредитор получит полностью все, что ему причитается в рамках одной категории требований, до того, как будут производиться выплаты в погашение требований менее приоритетной категории. Если стоимость какого-либо обеспечения не покрывает всей суммы долга, то оставшаяся неоплаченной часть обеспеченного долга будет иметь такую же очередность погашения, как необеспеченные требования.
Литература
1. Дубовицкая Е.А. Европейское корпоративное право. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — 304 с.
2. Andrew R. Keay, Peter Walton, Insolvency Law: Corporate and Personal. Jordans, 2008. — 664 p.
3. Bob Wessels, International Insolvency Law. Kluwer, 2006. — 670 p.
4. Michael Veder, Cross-border insolvency proceedings and security rights / Law of Business and Finance, Volume 8. Kluwer Legal Publishers, 2004. — 449 p.
5. Miguel Virgos, Francisco Garcimartin, The European Insolvency Regulation: Law and Practice. Kluwer Law International, 2004. — 239 p.
6. Paul J. Omar, European Insolvency Law. Ashgate, 2004. — 287 p.
7. Paul J. Omar, International Insolvency Law: Themes and Perspectives. Ashgate, 2008. — 403 p.
8. Philip R. Wood, Principles of International Insolvency. Thomson Sweet & Maxwell, 2007. — 1019 p.
9. Royston Miles Goode, Principles of Corporate Insolvency Law. Sweet & Maxwell Limited, 2005. — 655 p.
10. The Law of Economics of Creditor Protection. A Transatlantic Perspective, edited by Horst Eidenmuller, Wolfgang Shon. T.M.C. ASSER PRESS, 2008. — 493 p.
11. The Reform of United Kingdom Company Law, edited by John de Lacy. Cavendis Publishing Limited, 2002. — 212 p.
12. Vanessa Finch, Corporate Insolvency Law: Perspectives and Principles. Cambridge University Press, 2009. — 616 p.
1 Далее по тексту именуется «Закон».
2 The Reform of United Kingdom Company Law, edited by John de Lacy. Cavendis Publishing Limited, 2002.
3 Philip R. Wood, Principles of International Insolvency. Thomson Sweet & Maxwell, 2007, p. 114.
4 Дубовицкая Е.А. Европейское корпоративное право. М.: Волтерс Клувер, 2008, с. 140.
5 Andrew R. Keay, Peter Walton, Insolvency Law: Corporate and Personal. Jordans, 2008.
6 Vanessa Finch, Corporate Insolvency Law: Perspectives and Principles. Cambridge University Press, 2009.
7 The Reform of United Kingdom Company Law, edited by John de Lacy. Cavendis Publishing Limited, 2002.
8 Paul J. Omar, European Insolvency Law. Ashgate, 2004.